600 храмов, 337 церковноприходских попечительств, 6 мон-рей, скит и община; клир епархии составляли 796 священников, 217 диаконов, 669 псаломщиков. Для управления частью Екатеринославской епархии, располагавшейся на землях обл. Войска Донского, в 1911 г. было создано Таганрогское вик-ство с кафедрой в Таганроге (с 7 сент. 1917 Приазовское и Таганрогское вик-ство ). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Днепропетровске. Сер. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Днепропетровске. Сер. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. Одной из главных забот Екатеринославских архиереев с начала существования епархии было устройство духовных школ. В полтавском Крестовоздвиженском мон-ре архиеп. Евгений (Булгарис) в 1776 г. устроил уч-ще, в к-ром 10 мальчиков обучались чтению и письму. Затем уч-ще (задачей к-рого было «преподавание русского, латинского и греческого языков») переехало в дом в Полтаве, подаренный бывш. укр. гетманом К. Г. Разумовским. В 1780 г. в уч-ще, не имевшем статуса семинарии, были введены классы греч., франц., нем. языков, арифметики и рисования, в 1783 г. появился философский класс, в 1786 г.- богословский класс, после чего уч-ще было преобразовано в семинарию. В 1797 г. ДС вместе с ЕУ переехала в Новомиргород, в 1804 г.- в Екатеринослав. Долгое время семинария не имела собственного помещения: здание для нее было построено только в 1874 г., домовый храм был посвящен арх. Михаилу. Архиеп. Феофил (Татарский; 1823-1827) учредил при семинарии 2 ДУ - уездное и приходское. В 1867 г. при ДС открылась воскресная школа. 28 авг. 1883 г. начало работу епархиальное Кирилло-Мефодиевское братство для помощи нуждающимся воспитанникам ДС. 11 янв. 1889 г. в программу ДС введено преподавание иконописания. Распространению духовного просвещения в епархии активно способствовал архиеп. Гавриил (Розанов; 1828-1837). Он положил начало пономарским школам, учредил семинарию в Одессе, основал при одесском во имя арх. Михаила жен. мон-ре епархиальное жен. уч-ще, архиерей также построил в Одессе архиерейский дом с церковью и неск.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИННИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской епархии, учреждено 9 мая 1836 г., названо по г. Винница Подольской губ. (ныне областной центр на Украине). Местом пребывания епископа при учреждении вик-ства был назначен шаргородский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . 31 мая 1836 г. во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский), возглавлявший вик-ство до своей кончины 10 апр. 1841 г. 20 июля того же года во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Черниговской ДС архим. Иустин (Михайлов), 27 июля 1842 г. он получил назначение на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. 8 авг. 1842 г. епископом Винницким был назначен ректор СПбДА архим. Афанасий (Дроздов) , хиротония состоялась 15 авг. в Казанском соборе С.-Петербурга. Еп. Афанасий остался в столице и сохранил за собой должность ректора СПбДА, сотрудничал с обер-прокурором Синода гр. Н. А. Протасовым . 6 мая 1844 г. Винницкому епископу было поручено наблюдение «за единством в направлении преподавания Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях». Еп. Афанасий проводил ревизии семинарий - С.-Петербургской (1843), Полоцкой и Могилёвской (1844), в 1846 г.-Казанской ДА (учреждена в 1842). Еп. Афанасий был требовательным администратором, строго следившим за соблюдением дисциплины. Последующие Винницкие епископы, Евсевий (Орлинский) и Макарий (Булгаков) , также являвшиеся ректорами СПбДА, поддерживали в академии распорядок, установленный их предшественником. Ректором СПбДА и номинальным викарием Подольской епархии еп. Афанасий оставался до 13 янв. 1847 г., когда был назначен епископом Саратовским и Царицынским. 17 янв. 1847 г. состоялся перевод ректора МДА архим. Евсевия на должность ректора СПбДА с хиротонией во епископа. Как и в случае с еп. Афанасием, в указе говорилось только о назначении епископом Винницким, викарием Подольской епархии, ректорство не упоминалось. Архим. Евсевий был хиротонисан во епископа в Казанском соборе 9 марта 1847 г. Новый ректор, как и еп. Афанасий, не исполнял в академии профессорские обязанности. На духовно-учебной службе он оставался до 19 дек. 1850 г., когда получил назначение на новоучрежденную Самарскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/158696.html

обратился с ходатайством, в к-ром просил «по причине совершенного разорения Старо-Ладожского Николаевского и Троицко-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства викарию Ладожскому, и отсутствия надобности в викарии - достаточно викариев Нарвского и Лужского - Ладожское викариатство закрыть» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 11. Л. 66). 26 мая Патриарх и Синод постановили Ладожского еп. Мелхиседека переместить на Слуцкое вик-ство Минской епархии, а Ладожское вик-ство оставить незамещенным. В кон. 1919 г. самостоятельную кафедру получил еп. Геннадий. В 1920 г. был хиротонисан Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) , в 1921 г. Казанский собор взял на себя содержание викарного епископа, и новым викарием с титулом Ямбургского в Петроградскую епархию был переведен бывш. Тихвинский еп. Алексий (Симанский). Весной 1922 г. последовала хиротония еще 2 викарных епископов - Ладожского Иннокентия (Тихонова) и Петергофского Николая (Ярушевича). В принятом 7 марта/22 февр. 1918 г. Поместным Собором определении, касавшемся единоверия, говорилось об учреждении единоверческой Охтинской кафедры в Петроградской епархии. 19/6 апр. В. утвердил разработанный петроградской единоверческой общиной (бывш. Единоверческое братство) проект правил избрания кандидата в единоверческие епископы. 31 мая в Никольском единоверческом храме после литургии, совершенной В., состоялись выборы Охтинского епископа, к-рым стал сщмч. Симон (Шлеев) , 6 июня хиротонисанный в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Он считался не викарным, но состоявшим «в зависимости» от Петроградского митрополита. Деятельность В. в Петроградской епархии прекрасно охарактеризовал в 1921 г. Ямбургский еп. Алексий (Симанский): «Митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой - сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, возобновлено в 1954 г., названо по г. Переяславу-Хмельницкому (Киевской обл., Украина; до 1943 Переяслав). Переяславское викариатство Полтавской епархии Викарная кафедра в Переяславе была возобновлена в 1922 г. (не замещалась с 1803; см. в ст.: Переяславское викариатство Киевской епархии ). Переяславский у. Полтавской губ. территориально входил в Полтавскую епархию (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 2-4 сент. 1922 г. на совещании правосл. архиереев было принято решение об увеличении числа викариатств Полтавской епархии в связи с распространением расколов самосвятского (см. в ст. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)) и обновленческого (см. Обновленчество ), тогда же в числе других было учреждено Переяславское вик-ство. В том же году во епископа Переяславского был рукоположен вдовый прот. Петр Михайлович Киреев, принявший монашество. К янв. 1923 г. Петр (Киреев) имел титул «епископ Переяславский и Золотоношский». 14 янв. 1923 г. в полтавском кафедральном Успенском соборе еп. Петр участвовал в хиротонии Феофила Булдовского во епископа Лубенского и Миргородского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Полтавский еп. Григорий (Лисовский) . 12 февр. того же года еп. Петр скончался, был погребен в вост. части Вознесенского собора в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ). Новый епископ на Переяславское вик-ство не был назначен. Церковная жизнь на территории Переяславского уезда, Переяслав-Хмельницкого (Переяславского) района в 1922-2019 гг К 1922 г. на территории Переяславского у. имелось 7 благочиннических округов. В 1-м округе насчитывалось 15 храмов (в т. ч. 9 в Переяславе), во 2-м - 13, в 3-м - 14 (в т. ч. 3 в Барышевке), в 4-м - 12, в 5-м - 13 (в т. ч. 6 в Борисполе), в 6-м - 16 (в т. ч. 2 в Березани), в 7-м округе - 12 храмов. В 1923 г. Переяславский у. упразднили, на его территории были созданы Бориспольский, Березанский, Барышевский и Переяславский районы Киевского окр., они стали частью территории Киевской епархии в подчинении патриаршему экзарху Украины Киевскому митр. Михаилу (Ермакову) . Большинство общин бывш. Переяславского у. остались верными канонической Церкви: в Барышевском р-не действовало 16 канонических («старославянских») общин, в Березанском - 17, в Бориспольском - 24, в Переяславском р-не - более 37 общин.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Макария) в Водскую пятину послал Новгородский архиеп. Феодосий , отправивший туда с миссионерскими целями свящ. Никифора (ДАИ. Т. 1. 43. С. 57-60). Ранее, 15 янв. 1543 г., архиеп. Феодосий послал грамоту в Корелу о служении молебнов и совершении крестных ходов вокруг города (ДАИ. Т. 1. 32. С. 33-34). Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1800 г. (Центральный гос. архив кинофотодокументов С.-Петербурга) Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1800 г. (Центральный гос. архив кинофотодокументов С.-Петербурга) В 1595 г. была создана Корельская епархия с центром в Кореле, отделенная от Новгородской митрополии. В состав новоучрежденной епархии вошли отвоеванные у шведов в 1595 г. земли Корельского у. и Олонецкий край. Первый Корельский еп. Сильвестр вместе с воеводой И. М. Пушкиным в 1609-1611 гг. возглавлял оборону Корелы против шведов. Корельская епископия перестала существовать в 1617 г., после того как Корела с уездом отошла Швеции, а приходы и мон-ри Олонецкого края вернулись в состав Новгородской митрополии. В 1685 г. Корельская кафедра была возобновлена как викариатство Новгородской епархии, просуществовала до 1690 г. В 1708-1742 гг. существовало Карельское и Ладожское вик-ство Новгородской епархии, 24 мая 1758 г. кафедра была возобновлена как Кексгольмская и Ладожская, в 1762 г. вновь упразднена. В 1-й пол. XVIII в. на карельских землях имелось ок. 35 мон-рей, в 1764 г. не менее 20 обителей было упразднено, впосл. отдельные мон-ри были восстановлены. В 1764-1787 гг. существовало Олонецкое и Каргопольское викариатство Новгородской епархии с центром в Александровом Свирском в честь Св. Троицы мон-ре . После образования в 1784 г. Олонецкого наместничества вик-ство было объединено с Архангельской епархией; Архангельская и Олонецкая епархия существовала в 1787-1799 гг. Вслед за ликвидацией в 1796 г. Олонецкого наместничества и раздела его территории между Архангельской и Новгородской губерниями приходы и мон-ри в Кемском, Повенецком и Пудожском уездах остались под управлением Архангельского епископа; общины в Петрозаводском, Олонецком, Лодейнопольском, Вытегорском и Каргопольском уездах вошли в состав Новгородской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Католицизм исповедуют 89,7% населения (2001). Высший орган - Боливийская конференция епископов (с 1972 ). Есть также национальные конференции монахов, монахинь и их объединенная конференция. Церковь возглавляют кардинал (с 2001 - Хулио Сандоваль Террасас), 7 архиепископов, 27 епископов. Общее число приходов - 552 (2002). Мн. боливийцы придерживаются синкретических христианско-языческих верований (смесь католицизма с пантеистическим анимизмом). Англиканская Церковь . Англиканское Содружество на территории Б. представлено диоцезом Б. в составе Англиканской Церкви юж. оконечности Америки. Кафедра англикан. Боливийского епископа находится в Ла-Пасе. Всего в Б. ок. 20 тыс. англикан. Протестантов (Адвентисты седьмого дня, Евангелический христианский союз, Пятидесятническая церковь Ассамблеи Бога) - 5,3%, православных - ок. 5 тыс. Приверженцев нехрист. религий крайне мало: бахаизм исповедуют 3% населения, буддизм - 2 тыс. (в основном это приехавшие в Б. сравнительно недавно японцы), иудаизм - ок. 2 тыс. (представлены небольшими группами в крупных городах), мусульманство - 1 тыс. Распространение христианства В колониальный период территория Б. входила в состав вице-королевства Перу и управлялась из Лимы. Католицизм как офиц. религия существовал в стране с 1530 г. В 1537 г. Б. стала частью католич. еп-ства Куско (Перу). В 1552 г. на территории совр. Б. было учреждено первое еп-ство в поселении, где находится в наст. время столица Сукре. В 1605 г. появилось еп-ство в Санта-Крусе, в 1847 г.- в Кочабамбе. Широкомасштабная евангелизация индейцев в колониальный период осуществлялась в основном францисканцами и иезуитами. Францисканцы основали 17 индейских миссий, иезуиты - 31 «редукцию» (объединение неск. индейских поселений). В общей сложности ими было охвачено до 100 тыс. аборигенов. Редукции просуществовали до изгнания иезуитов из Испании и ее колоний в 60-х гг. XVIII в. Население В. Перу почти на 90% было индейским, в основном неграмотным и с большим недоверием относилось к католицизму.

http://pravenc.ru/text/149683.html

Хотя в позднейших хрониках и в историографии можно встретить утверждения, что на захваченных викингами землях Церковь находилась в трудном положении, в последние десятилетия эта т. зр. была существенно скорректирована. Грамота кор. Этельстана о дарении земель в Амаундернессе (область на территории совр. графства Ланкашир) кафедральному собору Й. (934) является подтверждением того, что собор продолжал действовать. Среди 50 фрагментов каменных скульптурных надгробий, датируемых кон. VII - нач. XI в., многие украшены резьбой в характерном англо-сканд. стиле, что свидетельствует об активной религ. жизни в городе и в первые десятилетия сканд. расселения. В 971-1016, 1040-1041 и 1061 гг. архиепископы Й. занимали также епископскую кафедру Вустера. Традиционно эта особенность церковного устройства объясняется тем, что богатое Вустерское еп-ство обеспечивало сев. архиеп-ство средствами, однако, возможно, за этим скрывалось и стремление установить дополнительный контроль над непокорным севером. Первым архиепископом Й., к-рый занимал одновременно 2 кафедры, был св. Освальд (971-992), основатель мон-ря Рамси. Среди др. прелатов кафедры Й. в англосакс. период был проповедник и гос. деятель Вульфстан II (1002-1023). По свидетельству «Англосаксонской хроники» (ркп. D, к-рая, согласно одной из датировок, была составлена в Й. в 70-х гг. XI в.), Эалдред, архиеп. Й. (1061-1069), короновал в 1066 г. Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). З. Ю. Метлицкая Сер. XI-XVI в. После нормандского завоевания Англии в 1066 г. Й. стал одним из главных центров сопротивления новым правителям. Первое восстание (лето 1068), вызванное попыткой кор. Вильгельма I Завоевателя принудить североангл. землевладельцев к уплате налога на содержание армии (гельд), было подавлено после того, как Вильгельм с большим войском осенью совершил стремительный марш-бросок на север. Предводители восстания бежали в Шотландию, горожане Й. признали Вильгельма королем и выдали ему заложников. В городе был сооружен замок, где разместили гарнизон из 500 рыцарей. Весной 1069 г. англичане перебили часть гарнизона и осадили замок. Кор. Вильгельм вновь совершил поход на север, разбил повстанцев и построил в Й. 2-й замок - на противоположном берегу р. Уз. В кон. лета на помощь восставшим прибыл большой флот, посланный кор. Дании Свеном II Эстридсеном (1047-1074). Объединенное англо-дат. войско разбило нормандцев, оба замка были разрушены (сент. 1069). При этом в результате устроенного нормандцами пожара сгорела большая часть города, включая собор и здания кафедрального капитула. Архиеп. Эалдред, сохранявший лояльность к кор. Вильгельму I, скончался незадолго до взятия города, и тогда Вильгельм Завоеватель совершил 3-й поход на север. Путем переговоров и подкупов он сумел добиться ухода дат. флота и зимой 1069/70 г. разорил обширные территории в Сев. Англии, в т. ч. в Йоркшире.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

На Констанцском Соборе (1414-1418), покончившем со схизмой в католической Церкви , было принято решение о регулярном, не реже чем раз в 10 лет, созыве вселенских Соборов католич. Церкви, но это постановление не выполнялось. Избранный в 1503 г. папа Римский Юлий II дал обещание в течение 2 лет созвать вселенский Собор, а также не вступать в военные действия, не получив согласия 2/3 коллегии кардиналов. Однако на практике правление Юлия II было ознаменовано непрерывными войнами за церковные владения на севере Апеннинского п-ова; в ходе военного противостояния состав политических коалиций периодически менялся. В Италии противниками папы являлись герц-ство Феррарское и Венецианская республика, к-рая захватила некоторые земли, формально находившиеся под патронатом папы Римского, и ущемляла права Папского престола при раздаче бенефициев и в судебной практике. Непосредственно предшествовавшие созыву Л. С. войны начались с создания в 1508 г. Камбрейской лиги, объединившей папу Римского Юлия II, франц. кор. Людовика XII, испан. кор. Фердинанда V (II) и имп. Максимилиана I . Деятельность лиги была направлена против расширения венецианских владений на континенте (террафермы). Поражение Венецианской республики при Аньяделло в мае 1509 г. привело к утрате ею значительной части террафермы и к усилению влияния Франции на Апеннинском п-ове, что определило резкий антифранц. поворот в политике папы. Католич. Церковь во Франции со времен «Авиньонского пленения пап» пользовалась значительной автономией. В 1438 г. на ассамблее франц. духовенства в Бурже кор. Карлом VII была принята Буржская Прагматическая санкция , одобрившая нек-рые решения Базельского Собора, прежде всего приоритет церковных Соборов над властью папы Римского, и утвердившая независимость галликанской Церкви (см. Галликанизм ), в частности фактическое право французского короля назначать епископов в своих владениях. Папский престол не признавал законности Буржской Прагматической санкции; кроме того, папа Юлий II вынашивал планы избавить Италию от нашествий «варваров»-французов: ведя успешные военные действия, франц. короли претендовали на Неаполитанское королевство и герц-ство Миланское. Поэтому в 1510 г. в составе лиги произошли изменения: папа вступил в союз с Венецией, а Франция стала главным противником. В ответ кор. Людовик XII созвал в сент. 1510 г. в Туре Собор франц. духовенства, к-рый поддержал монарха в противостоянии папе Римскому и призвал к проведению вселенского Собора. В окт. 5 кардиналов покинули Рим и присоединились к участникам Турского Собора.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Нехалкидонские Восточные Церкви. Армянская Апостольская Церковь представлена в К. 1 общиной в Алматы (зарегистрирована в 1994). С 2006 г. действует арм. ц. св. Карапета, при к-рой существует воскресная школа. Католическая церковь св. Терезы и Младенца Иисуса в Павлодаре. 1997–2000 гг. Католическая церковь св. Терезы и Младенца Иисуса в Павлодаре. 1997–2000 гг. Римско-католическая Церковь имеет в К. архиеп-ство Пресв. Девы Марии в Астане (Maria Santissima in Astana), еп-ства-суффраганы в Караганде и Алматы (еп-ство Пресв. Троицы (Santissima Trinità in Almaty)), апостольскую администратуру в Атырау. Общее число католиков в К.- более 158 тыс. чел.; в стране насчитывается 65 католич. приходов (An. Pont. 2011. P. 350-351, 445, 669, 1072). К XIII в. относятся свидетельства о появлении на территории совр. К. католич. миссионеров, к-рые по поручению Римских пап ездили к великим ханам (миссии францисканских монахов Джованни дель Плано Карпини в 1245, Гильома де Рубрука в 1253-1255 и др.). Сведения о существовании в 30-х гг. XIII в. неподалеку от совр. с. Хоргос Панфиловского р-на Алматинской обл. францисканского монастыря, который был уничтожен во время гонений на христиан при хане Тимуре, имеют недостоверный характер. После присоединения в XVIII в. К. к Российской империи появились нем. колонисты, в т. ч. и католич. вероисповедания. В XIX в. католич. приходы К. входили в состав Тираспольской епархии (образована в 1848) с центром в Саратове (с 1853), подчиненной Могилёвскому католич. архиеп-ству. Во 2-й пол. XIX в. в К. появились польск. ссыльные, военнослужащие и переселенцы. В кон. XIX в. в Кустанае (ныне Костанай) действовал католич. храм. В нач. XX в. католич. священники из Кустаная служили также в колониях польск. и нем. переселенцев-католиков в Акмолинском и Семипалатинском уездах. В 1917 г. католич. община в Кустанае насчитывала 6 тыс. чел. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживало ок. 5 тыс. католиков польск., нем. и литов. происхождения. В Петропавловске действовала ц.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Ок. 77% населения В.- христиане; древние меланезийские культы исповедуют ок. 8%; синкретические карго культы Дж. Фрума - ок. 15%. Римско-католическая Церковь . Хотя первые католич. миссионеры прибыли на остров Эрроманго еще в 1839 г., но систематическая евангелизация началась лишь в 1887 г. В 1901 г. была основана префектура, в 1904 г. она была преобразована в апостолическое вик-ство. Первый священник из числа коренного населения В. был рукоположен в 1955 г. Католики доминируют среди населения о-вов Вао, Вала и Атчин, а также присутствуют на всех др. крупных островах (15%). Еп-ство Порт-Вила входит в состав архиеп-ства Нумеа и Нов. Каледония. Протестантские церкви, деноминации и секты . Первые протестант. миссионеры, представители Лондонского миссионерского об-ва во главе с Дж. Уильямсом, высадились на о-в Эрроманго в 1839 г. Вскоре после прибытия они были убиты и съедены одним из местных племен. Миссионерское об-во, оправившись от потрясения, решило изменить тактику и подготовило за 10 лет миссионеров-полинезийцев, к-рые должны были проложить дорогу европейцам. В 1845 г. на о-ве Эфате появились неск. миссионеров, выходцев с о-вов Самоа, однако их постигла та же участь, что и европейцев. Позднее европейцам все же удалось создать на В. стационарные миссии. В 1848 г. туда прибыли англикане и сконцентрировали свои усилия на сев. о-вах Банкс и Торрес, где они доминируют и сегодня, а также на о-вах Аоба, Маэво и Пентекост (15%). Диоцез Вануату входит в состав Церкви Меланезии и является членом Англиканского содружества . Первые пресвитерианские миссионеры прибыли из Нов. Шотландии (совр. Канада) в 1848 г., позднее появились их братья по вере из Великобритании, Австралии и Нов. Зеландии. В наст. время пресвитериане являются крупнейшей христ. конфессией В. (ок. 37%), но их присутствие на разных островах неравномерно, напр., на о-вах Танна, Анива, Атчин, Вао, Вала они крайне немногочисленны. В 1903 г. в результате деятельности Миссии Церквей Христа Австралии была создана Церковь Христа на В., к-рая имеет наибольшее количество последователей на о-вах Аоба, Маэво, Пентекост (ок. 4%); Апостольская австралийская церковь основала свою миссию в 1945 г. и присутствует в основном на о-вах Аоба, Эспириту-Санто и Мало. Ассамблеи Бога появились в 1967 г. вместе с пастором с о-вов Фиджи. Существует также Свободная церковь (Eglise Libre), франц. протестант. церковь, к-рую создала группа, отколовшаяся от Евангелической церкви Нов. Каледонии. На островах действуют общины адвентистов седьмого дня (с 1912), к-рые объединяют почти половину населения островов Аоре, Атчин и Бунинга (6,2%), свидетели Иеговы (с 1933), которые до сих пор крайне немногочисленны (ок. 380 чел.), и мормоны (ок. 600 чел.).

http://pravenc.ru/text/154061.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010