Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ [лат. Guibertus de Novigento; франц. Guibert de Nogent] (15.05.1053 или 1055, Катенуа, близ Клермона, Франция - ок. 1125, Ножан, Франция), монах-бенедиктинец, средневек. писатель. Происходил из знатного рода. Его мать, женщина благочестивая и строгая, отличавшаяся религ. рвением, еще при рождении определила сына на церковное служение, растила его отдельно от сверстников. В 12 лет Г. Н. был отдан в мон-рь Сен-Жерме-де-Фли (еп-ство Бове), где получил образование и духовное воспитание под рук. Ансельма Бекского. В 1104 г. был избран настоятелем аббатства Девы Марии в Ножане (еп-ство Лан). Он уделял достаточно времени занятиям лит-рой и историей, поездкам и встречам с влиятельными духовными и политическими деятелями (в т. ч. с папой Римским Пасхалием II ). По заданию своего наставника Ансельма Бекского он изучал соч. свт. Григория I Великого «Моральное толкование на книгу Иова» (Moralia in Job) и написал пространный комментарий на кн. Бытия (Moralia Geneseos). В небольшом предисловии Г. Н. изложил правила построения проповеди (Quo ordine sermo fieri debeat). Согласно традиции, различал 4 уровня смыслообразования при толковании Свящ. Писания, делая акцент на аллегорическом и моральном толкованиях. Среди сочинений Г. Н. есть комментарии на Иеремию и малых пророков (кроме книг Аггея и Малахии), трактаты «De virginitate» (О девстве), «De laude S. Mariae» (О похвале Деве Марии). В ходе полемики о таинстве Евхаристии выступил против учения Беренгара Турского , написав «Epistola de buccella Judae data et de veritate dominici Corporis» (Послание о куске пищи для Иуды и об истинности Тела Господня). По просьбе духовенства Суасона между 1104 и 1121 гг. Г. Н. написал трактат «De incarnatione contra Iudeos» (О Боговоплощении против иудеев). В трактате сочетается критика иудаизма с помощью библейских цитат (для этого в средние века существовали специальные сборники цитат - testimonia) с попытками рационального осмысления проблемы взаимоотношения религий. Даже на фоне расцвета религ. нетерпимости в Европе в эпоху первых крестовых походов Г. Н. отличался почти маниакальной ненавистью к иудеям, что тем не менее не мешало ему присутствовать на диспутах с представителями этой религии и участвовать в богословских спорах. Полемический трактат Г. Н., как и большинство сочинений жанра «contra Judae» (против иудеев), часто написанных в форме диалога, хотя и не передавал реальных дискуссий (ответы оппонентов также сочинялись), в целом отразил непримиримость религ. настроений западнохрист. общества.

http://pravenc.ru/text/161780.html

В окт. 1918 г. католическим епископом Виленским был назначен литовец Юргис Матулайтис (Ежи Матулевич). Виленская епархия к тому времени являлась суфраганией Могилёвской митрополичьей архиепархии. У Матулайтиса возник конфликт с клиром Вильно, где доминировали поляки. Если архиерей положительно относился к властям независимой Литвы, был сторонником примирения Польши с Литвой и сохранения единства Виленской епархии, то Виленская кафедральная капитула и Виленская епархиальная семинария были настроены антилитовски, почти все польск. священники в Вильно активно боролись против независимости Литвы, выступая за присоединение к Польше. К нач. 1922 г. вслед. ревиндикаций в Виленском, Белостокском и Новогрудском воеводствах (в пределах Виленской архиепархии) были отняты у православных и обращены в костелы по меньшей мере 54 бывш. римско-католических или униатских храма (в 1-й пол. XIX в. относились к православным Виленской или Гродненской епархиям). Иногда у православных отнимали и те храмы, к-рые были построены на месте бывш. костелов или униат. церквей (в 1-й пол. XIX в. относились к правосл. Виленской или Гродненской епархиям). В собственность римо-католиков перешли бывшие мон-ри базилиан: Раковский, Друйский, Вольнянский. В результате земельной реформы 1922 г. католич. Церковь в Литве получила значительную часть недвижимости, утраченной ею в результате конфискации правительством Российской империи. В 1923 г., несмотря на требования властей Литвы, Ватикан не стал выделять 6 деканатов бывш. Виленской архиепархии, отошедших в 1920 г. Литве, в отдельную епархию, создав для них генеральное вик-ство при архиепископе Виленском. В февр. 1925 г. Ватикан заключил конкордат с Польшей, по которому Виленское архиеп-ство было причислено к Польской церковной провинции, Виленский еп. Ю. Матулайтис по требованию польских властей был отозван. В марте 1925 г. литовцы в знак протеста разгромили резиденцию папского нунция в Каунасе. Ватикан вынужден был пойти на уступки и создал для Литвы отдельную апостольскую администрацию. 4 апр. 1926 г. в пределах Литовской Республики папа образовал Литовскую церковную провинцию (митрополию) с центром в Каунасе, упразднив ранее существовавшую Жямайтскую (Жмудскую) епархию. Действовала также апостольская администрация для бывш. деканатов Виленской архиепархии, отошедших от Польши Литве в 1920 г. Тогда же в составе Литовско-Каунасской митрополии были образованы 4 суфраганные епархии с центрами в Кайшядорисе, Панявежисе, Тельшяе и Вилкавишкисе. В сент. 1927 г. был подписан конкордат Литвы с Ватиканом. В 1926 г. в Ковенской Литве служили 919 ксендзов.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

5 нояб. 1439 г. герц. Амедей VIII Савойский был избран Собором на Папский престол с именем Феликс V (он стал последним антипапой в истории Римско-католической Церкви). В этот период И. из С. как посол Базельского Собора участвовал в переговорах в Нюрнберге (1438), в Майнце (1439, 1440-1441) и во Франкфурте-на-Майне (1442) с целью достичь соглашения с императором и герм. князьями. Как представитель Собора он посетил города Бурж (в 1440) и Женеву (в 1447). 2 окт. 1440 г. Феликс V возвел И. из С. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). С кон. 1440 по февр. 1442 г. И. из С. участвовал в подготовке к изданию актов и постановлений Констанцского Собора . В нояб. 1442 г. антипапа Феликс V назначил И. из С. регентом Апостольской палаты (Camera apostolica). В 1449 г. Феликс V отказался от претензий на Папский престол и подчинился папе Николаю V (1447-1455), получив титул кардинала-пресвитера ц. св. Сабины. И. из С. также признал власть Николая V, однако папа счел незаконным возведение И. из С. в кардинальское достоинство. В 1449 г. И. из С. получил в качестве комменды еп-ство Сен-Поль-Труа-Шато, в 1451 г.- еп-ство Сен-Жан-де-Морьен, а в 1453 г. он был рукоположен в лат. епископа Кесарии Палестинской. Последние годы жизни И. из С. провел в приорате Этон близ сел. Эгбель (Савойя), где работал над сочинениями, среди них - трактаты «De auctoritate Ecclesiae», или «De insuperabili sanctitate et suprema auctoritate generalium conciliorum» (О власти Церкви, или О непревзойденной святости и высшей власти Вселенских Соборов), «De magna auctoritate episcoporum in concilio generali» (Об огромной власти епископов на Вселенском Соборе), где подробно излагались основные идеи концилиаризма; обширная «Historia gestorum generalis synodi Basiliensis universalem Ecclesiam repraesentanti» (История деяний Базельского Собора, представляющего всю Церковь), в работе над этим сочинением И. из С. опирался на дневник, к-рый он вел в ходе заседаний Базельского Собора, на протоколы соборных заседаний, на постановления и др. соборные документы; «Liber de substantia ecclesiae» (Книга о сущности Церкви), «De gladio divini spiritus mittendo in corda Saracenorum» (О мече божественного духа, который должен быть вонзен в сердца сарацин) и др. И. из С. уделял особое внимание угрозе христ. миру со стороны Османской империи. После падения К-поля в 1453 г. он призывал к «мирному крестовому походу» - межрелиг. диалогу с мусульманами и постепенному их обращению в христ. веру. По его просьбе в Этон в 1456 г. прибыл муфтий из Сеговии Иса ибн Джабир, к-рый помогал И. из С. в работе над переводом Корана с арабского на кастильский и лат. языки.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Их численность также стала расти. В 1893 г. в Н. З. было введено всеобщее избирательное право. С появлением большого числа европейских переселенцев характер традиц. христ. Церквей изменился: если изначально основной задачей прибывавших в Н. З. миссионеров и пасторов было распространение христианства среди маори, то во 2-й пол. XIX в. церковные орг-ции сосредоточились гл. обр. на окормлении мигрировавших в страну европейцев. В тот период произошла институционализация основных христ. Церквей в Н. З. В 1857 г. после долгих обсуждений был принят устав Церкви Англии в Новой Зеландии, к-рый гарантировал традиц. связи с Матерью-Церковью в вероучении и богослужении. Желание маори иметь собственных священников и церковных иерархов не было учтено: Селуин считал, что и европейцы, и коренные жители должны быть объединены в одной общине и в одной Церкви. В 1856 г. образован англикан. диоцез Крайстчерч, в 1858 г.- диоцезы Веллингтон, Нельсон и Ваиапу (Вост. Берег), в 1869 г.- Данидин. В 1854 г. создана Австралазийская конференция, объединившая методистские общины Австралии и Н. З. (с 1910 новозеландская методистская церковь стала полностью самостоятельной). В 1874 г. основана Кентерберийская ассоциация баптистов, в 1882 г. в Веллингтоне образован Баптистский союз Новой Зеландии, объединивший 22 баптистские церкви по всей стране, а в 1885 г. сформировано Новозеландское баптистское миссионерское об-во. К 1900 г. в стране насчитывалось ок. 16 тыс. баптистов. В 1884 г. создан Конгрегациональный союз Новой Зеландии, к нач. XX в. он объединял ок. 6,7 тыс. чел. В 1869 г. образовано католич. еп-ство Данидин, охватившее территорию Отаго и Саутленда. В 1887 г. создана иерархическая структура Римско-католической Церкви в Н. З.: еп-ство Веллингтон было преобразовано в архиепископство, в подчинение которому перешли 3 епископства - Окленд, Данидин и Крайстчерч (последнее основано в том же году). В тот период в стране появились новые деноминации. В 1854 г. в Н. З. прибыли первые мормонские миссионеры Уильям Кук и Огастус Фарнем.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

1931 - февр. 1933), «архиепископ» Сергий Сердобов (февр. 1933 - 3 дек. 1937). Кафедра Пензенских обновленческих «архиереев» находилась в Спасском соборе (1922-1923), а также в Рождественском (1923-1928), Петропавловском (1928-1931) и Успенском (1931-1937) храмах Пензы. Пензенская обновленческая епархия входила в состав Средневолжской (1928-1935) и Куйбышевской (1935-1937) раскольничьих митрополий. Помимо обновленческого Краснослободского вик-ства (1922-1923) в Пензенской раскольничьей епархии имелось Нижнеломовское викариатство (1923-1931). После ареста в сер. июля 1922 г. в. у. Пензенской епархией Краснослободского еп. Леонтия (Устинова) епархия осталась без канонического архиерея. 15 авг. 1922 г. в пензенской Введенской ц. предполагалось провести собрание представителей приходских советов городских церквей, отказавшихся подчиняться ВЦУ и «архиепископу» Леониду (Скобееву), с целью избрания кандидатом на Пензенскую кафедру прот. А. Беляева и отправки ходатайства о его архиерейской хиротонии патриарху свт. Тихону (в то время патриарх находился под арестом). Однако губисполком проведение собрания не разрешил; назначение прот. А. Беляева на Пензенскую кафедру не состоялось. Помимо действовавшего до 1928 г. Краснослободского вик-ства в 20-30-х гг. XX в. в Пензенской епархии существовали Саранское вик-ство (с 1934 самостоятельная епархия) и Нижнеломовское викариатство . Вероятно, до 1934 г., несмотря на многочисленные административно-территориальные изменения, территория Пензенской епархии совпадала с пределами дореволюционной Пензенской губ. Так, в 1923 г. в состав Пензенской губ. вошел переданный из Тамбовской губ. Темниковский у., однако приходы уезда в церковном отношении продолжали подчиняться Тамбовским архиереям. В 1930 г. из состава Средневолжского края (включал территорию совр. Пензенской обл.) была выделена Мордовская автономная обл. (с 20 дек. 1934 Мордовская АССР), 12 марта 1934 г. Саранское вик-ство получило статус самостоятельной епархии, в юрисдикцию к-рой вошли приходы Мордовской автономной обл. (ЖМП, 1931-1935. С. 221). Кафедра Пензенских архиереев располагалась в Покровской ц. (1923-1929), в кладбищенской Всехсвятской ц. (1929-1931), в Рождественской (Духосошественской) ц. в Конной слободе (1931-1933), в Митрофановской ц. (1934-1937).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Первым самостоятельным Великоустюжским епископом в XX в. стал сщмч. Алексий ( Бельковский; 1918-1924). (Известен его отзыв о состоянии миссионерского дела в епархии в 1918. Архиерей писал о том, что прежде миссионерам приходилось действовать в основном против старообрядцев- беспоповцев , теперь необходимо бороться с неверием.) После еп. Алексия, ушедшего на покой в 1924 г. в возрасте 82 лет, Великоустюжскую кафедру занимал еп. Иринарх ( Синеоков-Андреевский; 1925-1926). В 1926-1927 гг. В. е. временно управлял Никольский еп. Иерофей (Афоник) . Затем на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний ( Арефьев; 27 дек. 1927 -22 марта 1932, с 24 апр. 1929 архиеп.). Деятельность еп. Софрония осложнялась тем, что в В. е. достаточно быстро распространилось иосифлянство , вождем к-рого в В. е. с 1928 г. являлся еп. Иерофей (Афоник). Затем В. е. занимали еп. Серафим ( Трофимов; 22 марта 1932 - 24 авг. 1933), сщмч. еп. Николай ( Клементьев; 24 авг. 1933 - 11 авг. 1936, с 1934 архиеп.), архиеп. Питирим ( Крылов; янв. 1936 - 3 июля 1937). Др. назначения на Великоустюжскую кафедру неизвестны. В Северо-Двинской губ. обновленчество стало известно летом 1922 г. Во внутренней сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ «О расколе духовенства» от 14 сент. 1922 г. в отношении Северо-Двинской губ. сообщалось, что там под председательством прот. А. Г. Ермолаева был организован епархиальный комитет из 10 чел., комитет выпустил листовку «Живая церковь». В 1923-1927 гг. существовала обновленческая Великоустюжская кафедра, к-рую возглавляли: Николай Орлов (10 окт. 1923 - 1925), Михаил Постников (20 февр. 1925 - 1925), Кирилл Ильинский (10 марта 1925 - 1925), Николай Ашихмин (24 апр. 1925 - 3 февр. 1927). В 1925 г. обновленческая структура включала 139 церквей, 146 священников, 27 диаконов. В 1927 г. обновленческая епархия была обращена в вик-ство при новообразованной обновленческой Сысоло-Вычегодской епархии, к-рой управлял Александр Сахаров, живший в Вел. Устюге. В 30-х - нач. 40-х гг. вик-ство в сане «архиепископа» возглавляли Иоанн Тюрин (1933 - 22 апр. 1936), Михаил Соколовский (22 апр. 1936 - 26 июля 1942).

http://pravenc.ru/text/150143.html

В случае нарушения королем «Привилегии унии» представители знати имели право избрать др. государя. После смерти Альфонсо III королем Арагона стал его младший брат - Хайме II; управление Сицилией было поручено Федерико (Фадрике), 3-му сыну кор. Педро III. По заключенному соглашению о мире в Ананьи (1295) Хайме II отказался от прав на Сицилию, но население острова, не желая восстановления власти Анжуйской династии, провозгласило Федерико королем Сицилии (1296-1337); до нач. XV в. Сицилией правила младшая ветвь Арагонского дома. В XIV в. король Арагона стоял во главе мощной морской державы с сильным торговым и военным флотом. Ее позиции в Зап. Средиземноморье усилились после завоевания Сардинии (1324), хотя впосл. на острове не раз вспыхивали антиарагонские восстания. В военных действиях королей Арагона в XIII-XIV вв. немалую роль играли отряды наемников (almogávares). После заключения в 1302 г. мира в Кальтабеллоте, завершившего войну между Неаполитанским и Сицилийским королевствами, по инициативе короля Сицилии военачальник Рожер де Флор во главе большого отряда наемников отправился в Византию, чтобы оказать помощь визант. имп. Андронику II Палеологу в борьбе против турок. Действия наемников были успешны, однако усиление каталонцев вызвало опасения наследника и соправителя Андроника II, Михаила IX, который приказал убить Рожера и его свиту (1305). От последовавшей за убийством «каталонской мести» Византия пострадала едва ли не больше, чем от турок. Затем каталонцы поступили на службу к герцогу Афин, но когда тот отказался уплатить им положенное жалованье, восстали и в 1311 г. разбили войска герцога. После этого наемники захватили герц-ство и, объявив себя вассалами короля Арагона, удерживали Афинское герц-ство до 1387/88 г. Завоевание Мальорки отрядами наемников. Фрагмент росписи Тронного зала Королевского дворца в Барселоне. Кон. XIII — нач. XIV в. Завоевание Мальорки отрядами наемников. Фрагмент росписи Тронного зала Королевского дворца в Барселоне. Кон. XIII — нач.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Под давлением Норберта Ксантенского нем. кор. Лотарь III возглавил поход в Италию в поддержку И. На Пятидесятницу 1132 г. папа провел Собор в Пьяченце, а в 1133 г. вместе с войском Лотаря III вернулся в Рим и 4 июня короновал Лотаря имп. короной в Латеранской базилике, поскольку собор св. Петра и замок Св. ангела оставались в руках сторонников антипапы Анаклета II. И. отдал императору в лен земли маркгр. Матильды и подтвердил положения Вормсского конкордата. По настоянию Лотаря III И. в 1134 г. упразднил архиеп-ство Лундское и вновь подчинил католич. еп-ства в Дании, Швеции, Норвегии и Гренландии архиепископу Гамбургскому и Бременскому. После возвращения императора в Германию И. перед угрозой войск Анаклета II был вынужден вновь покинуть Рим и бежать в Пизу. В мае-июне 1135 г. папа провел в Пизе большой Собор, где помимо епископов из Италии присутствовали иерархи из Испании, Англии, Франции, Римско-Германской империи. Собор подтвердил постановления, принятые Соборами в Клермоне и в Реймсе. В 1136 г. имп. Лотарь III по просьбе И. предпринял новый поход в Италию против Анаклета II и его сторонника сицилийского кор. Рожера II (1130-1154). Из-за эпидемии чумы поход оказался безрезультатным. Анаклету и поддерживавшим его римским патрицианским родам удалось сохранить контроль над частью Рима, а Рожер II быстро восстановил свои позиции в Юж. Италии. После смерти Анаклета II 25 янв. 1138 г. оппозицией кардиналов был избран антипапа Виктор IV , который вскоре под влиянием св. Бернарда Клервоского объявил о своем подчинении И. Отречение Виктора IV формально положило конец схизме в католической Церкви, однако кор. Сицилии Рожер II, как и римские патрицианские семьи, отказался признать И. Норберт Ксантенский способствовал признанию И. польским кн. Болеславом III Кривоустым (1102-1138). В 1131 и 1133 гг. Норберт добился от И. эдиктов, согласно к-рым архиеп-ство Гнезно и захваченное Болеславом III в 10-20-х гг. XII в. Поморье подпадали под власть архиепископа Магдебургского. Чтобы сохранить самостоятельную польскую церковную организацию, Болеславу III пришлось в 1135 г. принести вассальную клятву императору, а также признать И. законным папой. После смерти Норберта (1134) эдикты 1131 и 1133 гг. удалось отменить. Буллой от 1136 г. «Ex commisso nobis» («Гнезненская булла») папа подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/468773.html

В наст. время кафедру занимает еп. Денис Налти (рукоположен в 2013). В 2011 г. в еп-стве насчитывалось ок. 240 тыс. католиков, в 56 приходах служили 174 священника (из них 68 - члены монашеских орденов). Духовенство диоцеза окормляло 203 образовательных учреждения. После смещения еп. Т. Леверуса (1559) началась преемственность англикан. епископов К. При еп. А. Крейке (1560-1564) в результате мошеннической сделки были проданы земельные владения протестант. кафедры ( Ware. 1739. P. 391). При еп. У. Пилсуорте (1604-1635) были проданы оставшиеся земли. Кафедра пришла в упадок. Во время восстания 1642-1653 гг. в К. велись военные действия, здание кафедрального собора было сильно повреждено (разрушен сев. трансепт и часть башни над средокрестием). Ввиду бедности кафедры еп. У. Мортон (1681-1705) получил разрешение сохранить доходную должность декана собора Св. Троицы в Дублине, эта привилегия распространялась и на его преемников (как правило, протестант. епископы К. жили в Дублине). Для совершения богослужений была приспособлена алтарная часть средневекового собора (освящена 29 июня 1686), неф и трансепты оставались в руинах. Остатки сев. трансепта были разобраны при строительстве колокольни (1856), к сер. XIX в. рухнула зап. стена собора. После смерти еп. Ч. Линдсея (1846) англикан. кафедра была упразднена, территория включена в архиеп-ство Дублин и Глендалох. Т. Карлейль, посетивший К. в 1849 г., писал, что это «одна из самых диких и убогих деревень... здесь живут одни лишь попрошайки в лохмотьях» ( Carlyle T. Reminiscences of My Irish Journey in 1849. L., 1882. P. 70). После принятия англ. парламентом Акта о Церкви Ирландии (1869), по которому англикан. Церковь была лишена гос. статуса, и после выхода Ирландии из состава Соединённого Королевства (1921) количество англикан. приходов значительно сократилось, многие церкви были закрыты. В 1976 г. в англикан. Церкви Ирландии было образовано еп-ство Мит и К., в состав которого включены приходы бывш. еп-ства К. В настоящее время в еп-стве насчитывается 16 приходов, из них 6 - на территории бывш. диоцеза К. В 2013 г. на кафедру назначена П. Стори, 1-я женщина-епископ в англикан. Церкви Ирландии. Архитектура

http://pravenc.ru/text/1684604.html

было учреждено лат. Вавилонское еп-ство (с 1848 архиеп-ство), юрисдикция к-рого распространялась на Месопотамию, Иран и Армению. Под влиянием католич. пропаганды большинство несториан, в т. ч. обитатели Б., во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. перешли в унию с Римом, образовав т. н. Халдейскую Церковь. Численность багдадских христиан сер. XIX в. составляла всего ок. 2-4 тыс. чел., гл. обр. халдеев. Имелись халдейская, сиро-католич., армяно-католич., мелькитская (униатская) церкви, храмы лат. епископа Б. и общины Армянской Апостольской Церкви. Положение католич. епископа было довольно двусмысленным, т. к. его не признавало большинство униатов вост. обряда, подчинявшихся собственным патриархам. В нач. XX в. из 200 тыс. населения Б. 40 тыс. составляли иудеи и 10 тыс. христиане, насчитывалось 6 церквей и 6 синагог. Багдадские евреи представляли собой влиятельную общину, монополизировавшую всю внутреннюю и значительную часть внешней торговли Ирака и игравшую важную роль в гос. управлении. Во время первой мировой войны, в марте 1917 г., Б. был занят англ. войсками. В 1921 г. он стал столицей королевства Ирак, первоначально находившегося под брит. мандатом, с 1932 г. независимого, с 1958 г.- Республики Ирак. Начиная с 30-х гг. XX в. Б. быстро расширялся, в городе создавалась совр. промышленность, стремительно росло население (1947 - 467 тыс., 1957 - 735 тыс., 1987 - 3844 тыс.). Христ. присутствие в Б. сохранялось: по статистическим данным 1936 г., одних только халдеев в столице насчитывалось более 20 тыс. В городе наряду с халдейским патриархом пребывали епископ сиро-католиков, патриарший викарий сиро-яковитов и др. христ. иерархи. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. практически вся 125-тысячная евр. община Ирака была вынуждена покинуть страну. Численность христиан в Б. возрастала за счет миграций из сев. районов страны, где с 60-х гг. XX в. шла почти постоянная война иракской армии с курдскими повстанцами. Б. стал городом с самой крупной христ. общиной в Ираке (в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/77320.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010