обр. представителей знатных состоятельных родов, к-рые за счет личных средств могли поправить дела в небогатых епархиях. Много времени королевский двор проводил не только в королевских пфальцах, но и в мон-рях и епископских городах. В целом поддерживая распространившиеся в XI в. идеи реформы монашества (возрождение аскетических ценностей, борьба с обмирщением мон-рей, освобождение монашества от влияния извне - со стороны епископа или светского сеньора), Генрих II, несмотря на дружеские отношения с клюнийскими реформаторами аббатом Одилоном Клюнийским и Вильгельмом , аббатом мон-ря Сен-Бенинь, сделал выбор в пользу более умеренных идей, зародившихся в мон-ре Горце и впосл. развитых нижнелотарингскими реформаторами Готхардом из Нидеральтайха и Поппо из Ставло (унификация мон-рей, борьба с симонией). Реформы, направленные на укрепление системы имперской Церкви, защитником к-рой, равно как и поборником истинного благочестия, считал себя император, вызвали сопротивление в среде имперского монашества. Кафедральный собор в Майнце. Начат в 1081 г., основное строительство с 1118 по 1137 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Кафедральный собор в Майнце. Начат в 1081 г., основное строительство с 1118 по 1137 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Генрих II продолжил политику колонизации и миссионерства в слав. землях на вост. границах империи. Он восстановил в 1004 г. упраздненное Оттоном II еп-ство Мерзебургское, а также основал во Франконии еп-ство Бамбергское (1007), во главе к-рого поставил канцлера Эберхарда. Формально Бамбергское еп-ство (целью его епископов была проповедь христианства на вост. границах, прежде всего среди слав. населения) входило в состав Майнцского архиеп-ства, но впосл. перешло под особое покровительство папы Римского и императора. В ответ на просьбу о помощи еп. Льва Верчелльского в борьбе против провозглашенного итал. магнатами лангобардским королем маркграфа Ардуина Иврейского Генрих II весной 1004 г. прибыл в Италию и 14 мая был коронован в Павии лангобардской короной.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Свящ. Валентин Илие, Э. П. Ц. Римско-католическая Церковь (румын. Biserica romano-catolic). Деятельности западнохристианских миссионеров на землях, составляющих территорию совр. Р., в сер. X в. способствовали трансильванский кн. Геза и особенно его сын - венг. кор. Стефан I, получивший от папы Римского Сильвестра II (999-1003) право учреждать диоцезы как в своей стране, так и на завоеванных территориях. В 1009-1010 гг. кор. Стефан I основал 2 диоцеза в Трансильвании: Бихарское еп-ство (в 1077 венг. кор. Владислав (Ласло) I (1077-1095) перенес кафедру в г. Варад (румын. Орадя)) и Трансильванское еп-ство с кафедрой в Дьюлафехерваре (румын. Алба-Юлии) - и диоцез в Банате - Морисенское еп-ство с кафедрой в Чанаде (ныне Ченад). Первым епископом Морисенским (Чанадским) стал бенедиктинец св. Герхард (Геллерт) (980-1046). Он построил в Чанаде кафедральный собор во имя св. Георгия и церковь, посвященную Пресв. Деве Марии, организовал при соборе школу для клириков. Вслед. нашествия куманов (половцев) в 1091 г. церковная жизнь в Трансильвании пришла в упадок, ее оживлению способствовала деятельность монашеских орденов: бенедиктинцев, премонстрантов, августинцев - и рыцарей из ордена иоаннитов. Позиции католич. Церкви упрочились при венг. кор. Кальмане I Книжнике (1095-1116, с 1097 также король Хорватии), к-рый способствовал основанию мон-рей, капитулов при кафедральных соборах и церковных школ; наделял католич. мон-ри земельными владениями с правосл. населением и сделал латинский язык основным в гос. делопроизводстве. После нашествия Батыя в 1241-1242 гг. восстановление церковной жизни шло с большими трудностями. Папы Римские и венг. короли, особенно Лайош I Великий в 1366 г. и Жигмонд I Люксембург в 1428 г., предоставляли католикам в Трансильвании привилегии в ущерб правам православных. В Валашском княжестве католическая Церковь не могла противостоять сильному влиянию правосл. К-польской Церкви. Тем не менее в 1344 г. Николае Александру, сын воеводы (князя) Валахии Басараба I и буд. валашский господарь, принес вассальную присягу венг. кор. Лайошу I Великому; тогда же был заключен его 2-й брак - с представительницей венг. знати (по др. данным, венецианкой) Кларой Добокаи, католичкой по вероисповеданию. Папа Климент VI (1342-1352) в послании от 17 окт. 1345 г. писал венг. королю о переходе в католич. веру Николае Александру вместе с др. жителями Валахии и Трансильвании, как знатными, так и простолюдинами (DRH. D. 1977. Vol. 1. P. 60-61). Эти сведения, по-видимому, не соответствовали действительности: с именем Николае Александру связано основание правосл. Унгро-Влахийской митрополии. Один из его сыновей и преемников, господарь Раду I (1377-1383), основал 2 католич. еп-ства - с кафедрами в Арджеше (1381 или 1382 - кон. XIV) и Северине (1380 или 1382-1502), однако они существовали недолгое время. В XIV в. был основан францисканский конвент в Тырговиште.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В И. были сформированы вост. провинции орденов доминиканцев и францисканцев. В документе «De locis fratrum minorum et predicatorum» (составлен до 1318) упоминается о францисканской кустодии Вост. Татария (Tartaria Orientalis) с центром в Тебризе. Полномочия кустода распространялись на часть Армении, Азербайджан, Юж. Грузию и Месопотамию. Также в Тебризе располагался по меньшей мере 1 конвент, служивший резиденцией кустода, вероятно, существовал и орденский дом для приезжих монахов. В нач. XIV в. от ордена доминиканцев в И. действовали «братья-проповедники среди язычников» (fratres peregrinantes inter gentes), т. е. не приписанные к конкретному конвенту, но подчинявшиеся викарию Франко из Перуджи (1312-1318, впосл. архиепископ Султании (1318-1322)). Резиденции доминиканцев располагались в крупных иран. городах - Тебризе, Мараге и Деарегане (ныне Азершехр). Стремление католич. монашеских орденов разделить сферы влияния в Азии требовало более дробной и упорядоченной системы управления. Папа Римский Иоанн XXII (1316-1334) буллой «Redemptor Noster» (от 1 апр. 1318) выделил владения ильханов, Индию и Эфиопию в отдельную провинцию и передал ее под покровительство доминиканского ордена. Резиденцией архиепископа стал г. Султания (в то время резиденция ильхана Абу Саида), 1-м католич. архиепископом был назначен Франко из Перуджи. Ему подчинялись еп-ства Смирна (ныне Измир, Турция), Севастия (ныне Сивас, Турция), Тебриз, Севастополь (ныне Сухуми,), Дехареган и Марага. Тем самым Азия была поделена на «зоны ответственности» францисканцев (Ханбалыкское архиеп-ство) и доминиканцев (Султанийское архиеп-ство). Напряженность в отношениях между орденами усилилась после 1323 г., когда папа Иоанн XXII признал еретическим утверждение, что Христос и апостолы ничем не владели. Это папское решение привело к расколу во францисканском ордене - многие спиритуалы, считавшие папские воззрения еретическими, направились на Восток, в т. ч. и в архиеп-ство Султания, откуда впосл. были высланы. В XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/673877.html

мн. католики покинули страну: их количество уменьшилось с 40 тыс. чел. в 1949 г. до 8-9 тыс. в 1960 г. 30 нояб. 1987 г. 3 апостольские викариата Александрии Египетской, Гелиополя Египетского и Порт-Саида были объединены в апостольский викариат Александрии Египетской. В наст. время, согласно офиц. данным, общее число католиков ок. 30 тыс. чел., преимущественно иностранцы. Среди Восточных католических Церквей, представленных в Е., наиболее многочисленной является Коптская католическая Церковь (ок. 253 тыс. чел.). В нее входит 7 епархий: Александрия (130 тыс. чел.), Эль-Минья (40,53 тыс. чел.), Асьют (45 тыс. чел.), Луксор (18 тыс. чел.), Сохаг (12,56 тыс. чел.), Исмаилия (6,7 тыс. чел.), Эль-Гиза (1 тыс. чел.). Общины Мелькитской католической Церкви на территории Египта и Судана входят в состав Греко-мелькитского патриархата Антиохии и всего Востока, Александрии и Иерусалима, насчитывают 11 тыс. чел. Католики-марониты прибыли в Е. из Ливана, в 1946 г. было образовано Каирское еп-ство, подчиненное Маронитской католической Церкви . В наст. время их численность составляет 5 тыс. чел. В основном общины находятся в районах Каира Шубра, Дахер и Гелиополь, в 2 последних действуют церковные школы. Католики арм. обряда относятся к Искандерийскому еп-ству в составе Армянской католической Церкви , их численность 1,276 тыс. чел. Сиро-католики составляют Каирское еп-ство, к-рое образовано в 1965 г. в юрисдикции Сирийской католической Церкви . Окормляет 1,7 тыс. чел. Открыты школы и церкви в Дахере и Гелиополе. Халдейские общины объединены в Каирское еп-ство Халдейской католической Церкви . В них входят 500 чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская церковь представлена еп-ством Египта, Сев. Африки и Африканского Рога в составе провинции Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества . Имеет 6 приходов, насчитывающих 2,5 тыс. верующих. Пресвитерианство представлено Евангелической церковью Египта - Нильским синодом, крупнейшей протестант. орг-цией в стране.

http://pravenc.ru/text/187963.html

в 1946). Она стала 1-й женщиной-президентом в истории П. 14 дек. 1999 г. П. был передан контроль над ЗПК. Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá 5 марта 1983 г. папа Римский Иоанн Павел II впервые совершил пастырский визит в П., посетив столицу страны. 15 дек. 1988 г. он издал буллу «Cum Venerabiles Fratres», к-рой учредил еп-ство Колон, выделив его из апостольского викариата Дарьен (13 июня 1997 оно было переименовано в еп-ство Колон-Гуна-Яла). В 1993 г. из территории архиеп-ства Панама было выделено еп-ство Пенономе. 9 сент. 2000 г. архиеп. Панамский Хосе Димас Седеньо Дельгадо (1994-2010) и Конференция католич. епископов П. провозгласили, что офиц. покровительницей П. является Пресв. Дева Мария ла Антигуа. В 2010 г. панамским архиепископом был назначен Хосе Доминго Улоа Мендиета (род. в 1956), к-рый с 1513 г. стал 7-м панамцем, получившим сан католич. предстоятеля П. В 1997 г. Англиканская Церковь в центральном регионе Америки получила автономию и стала самостоятельным членом Англиканского содружества. В ее состав вошли 5 диоцезов в Центр. Америке (Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала и Никарагуа). С момента офиц. учреждения Епископальной церкви в П. сменились 6 епископов, 3 из к-рых были иностранцами, 3 - панамцами. В 2000 г. 7-м епископом стал Х. Мюррей, к-рый в 2007 г. был избран 1-м чернокожим президентом Латиноамериканского совета Церквей. В 2004-2009 гг. Президентом страны был М. Торрихос Эспино (род. в 1963). Он провел реформы налоговой сферы и сферы социального обеспечения, выступал за предоставление Пуэрто-Рико независимости от США. Его преемник, Р. Мартинелли (род. в 1952), занимал пост Президента страны до 2014 г. На выборах 2014 г. победил Х. К. Варела (род. в 1963). В 2018 г., в рамках мероприятий, приуроченных к проведению Чемпионата мира по футболу, он посетил Россию и встретился с Президентом страны В.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

Следуя благословению еп. Андрея (Ухтомского) и выполняя решение Собора Уфимских епископов, Давлекановский викарий сыграл важнейшую роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: через учреждение новых вик-ств, участие в епископских хиротониях, создание и сохранение системы управления правосл. приходами епархии, распространение воззваний против обновленцев. В связи с арестом Староуфимского еп. Аввакума (Боровкова) «на предмет охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» по решению Собора Уфимских епископов 3 янв. 1923 г. Давлекановский еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского, викария Уфимской епархии (вик-ство названо по Нижегородской слободе Уфы). По благословению находившегося в заключении архиеп. Григория (Яцковского) еп. Иоанн вместе с еп. Петром совершили в Уфе 2 хиротонии для Екатеринбургской епархии: иером. Льва (Черепанова) - во епископа Нижнетагильского (8 февр.) и архим. Иринея (Шульмина) - во епископа Кушвинского (9 февр.). Ввиду угрозы ареста еп. Ириней не смог выехать в Екатеринбург и был назначен на новооткрытое Мензелинское вик-ство Уфимской епархии. Во 2-й пол. мая - нач. июня 1923 г. по благословению еп. Андрея еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Иерофея (Афоника) во епископа Тайгинского, викария Томской епархии. Последний в Томск не уехал, приняв приглашение на Шадринское вик-ство Екатеринбургской епархии. Новый этап в служении Давлекановского викария начался в кон. марта 1923 г. в связи с прибытием в Уфу обновленческого «епископа» Николая Орлова и усилением давления на правосл. епископов со стороны властей, в результате к-рого к апр. в Уфе находился только Давлекановский архиерей, остальные викарии либо выехали в свои вик-ства, либо были удалены за пределы епархии. 27 марта Собор автокефальных Уфимских викариев обратился к верующим с посланием, в котором дал догматическую, каноническую и нравственную оценку обновленческому расколу и предупредил духовенство и мирян о незаконности общения с обновленческим «епископом Уфимским». Первой под документом стоит подпись Бирского еп. Трофима, вторым подписался Давлекановский архиерей, по-видимому как управляющий адм. делами епархии. В епархии были известны и др. воззвания еп. Иоанна, о чем свидетельствует, в частности, докладная записка в Башкирский облотдел ГПУ от 20 июня 1923 г., в к-рой перечисляются имена священников, распространявших воззвания «Пояркова, Трофима, Вениамина и других».

http://pravenc.ru/text/168594.html

На молдав. землях в 1227 г., еще до образования Молдавского княжества, под влиянием венг. короны было создано еп-ство с центром в Милкове (уничтожено монголами в 1241). Позже под давлением королей Польши были основаны еп-ства с кафедрами в Сирете (1371-1434) и в Бае (1413-1523), а в 1607 г.- в Бакэу. В 1818 г. Бакэуское еп-ство было преобразовано в апостольский викариат с резиденцией в Яссах. Все католич. диоцезы лат. обряда до XIX в. управлялись епископами-иностранцами, к-рые в большинстве своем жили за границей, редко посещали свои диоцезы или совсем не приезжали туда; паству окормляли венг. или польск. католич. пресвитеры и прибывавшие из Италии католич. миссионеры (францисканцы, доминиканцы, иезуиты). Период, когда Трансильвания была вассалом Османской империи (1526 - 90-е гг. XVII в., формально до 1711), совпал с распространением среди венгров, саксов и секуев реформационных учений (см. Реформация ). Римско-католическая Церковь утратила здесь право иметь своего епископа, церковное имущество было секуляризовано (1556). После присоединения Трансильвании к владениям Габсбургов (1699) стала проводиться гос. политика по восстановлению позиций и влияния Римско-католической Церкви. Одним из направлений церковной политики была пропаганда церковной унии (см. в ст. Контрреформация ). В 1698 г. в результате унии, принятой правосл. духовенством Трансильвании на синоде в Алба-Юлии, возникла Румынская греко-католическая Церковь, признававшая верховенство папы Римского и подчиненная ему, но сохранившая определенную автономию, духовные и дисциплинарные обычаи и традиц. визант. обряд в богослужении. После обретения Р. независимости папа Римский Лев XIII (1878-1903) по предложению румын. правительства основал как правопреемника Валашского апостольского викариата Бухарестское архиеп-ство, выделив его из юрисдикции Никопольского еп-ства (Болгария) (булла «Praecipuum munus» от 27 апр. 1883), и как правопреемника Молдавского апостольского викариата - епископство Ясс (булла «Quae in christiani nominis incrementum» от 27 июня 1884). Первоначально оба диоцеза подчинялись непосредственно Папскому престолу.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В «Большой Салонской истории» (Historia Salonitana maior), расширенной версии «Истории архиепископов Салоны и Сплита» Фомы Сплитского (XIII в.), сохранились послания И. к епископам и правителям Далмации, а также постановления 2 Соборов, состоявшихся в Сплите (Хорватия). В этих источниках сообщается о юрисдикционных спорах между архиеп-ством Сплит и еп-ством Нин. Вероятно, ок. 920 г. хорват. кор. Томислав получил от визант. императоров Романа I Лакапина и Константина VII Багрянородного власть над приморскими городами Далмации. По мнению ряда исследователей, речь шла не о присоединении Далмации к Хорватии ( Фома Сплитский . История архиепископов Салоны и Сплита/Вступ. ст., пер., коммент.: О. А. Акимова. М., 1997. С. 169-170), а о передаче Томиславу доходов от приморских городов ( Curta. 2006. P. 196). Усиление хорват. влияния привело к конфликту между старшей в Далмации архиепископской кафедрой г. Сплит и Нинской кафедрой, в юрисдикции к-рой находилась Хорватия. Нинское еп-ство было основано в сер. IX в. на землях древней Салонской кафедры, преемником к-рой считалось Сплитское архиеп-ство. Нинский еп. Феодосий (879-886), избранный также Сплитским архиепископом, нек-рое время занимал обе кафедры, впосл. это привело к спорам о церковном главенстве в Далмации и Хорватии. Др. причиной конфликта было распространение в Хорватии богослужения на слав. языке, что вызывало недовольство епископов Далмации. Исследователь Ф. Курта сомневается в том, что слав. богослужение совершалось в Хорватии в 20-х гг. X в., указывая на дословные совпадения послания И., содержащего осуждение «учения Мефодия» (т. е. богослужения на слав. языке: «Говорят, что готские письмена были придуманы неким еретиком Мефодием, который на этом самом славянском языке написал много ложного против учения католической веры» - Фома Сплитский. История. 1997. С. 48), с постановлениями Сплитского Собора 1060 г., запретившего славянское богослужение ( Curta. 2006. P. 197-198). Более вероятно, что на Соборе 1060 г. были использованы послания И., стремившегося способствовать распространению богослужения по рим. обряду. И. действительно осуждал богослужебное использование слав. языка.

http://pravenc.ru/text/469690.html

На его место прибыл уже вновь определённый Св. Синодом по просьбе Владыки, о. Иоанн, бывший Ректором в Екатеринославской Семинарии. С Божиею помощью начали мы XVI-й год журнала, основанного Вашим В-ством. Благоволите, В-ший Владыко, украсить его каким-либо своим произведением, и пришлите, якоже обещались, что-либо, в знак памяти и благословения Вашего. Смиреннейше испрашиваю покровительства Вашего вновь определённому учителю в Одесское училище, воспитаннику Академии Ивану Петрову: он очень добрый и благонравный. Испрашивая Архипастырского благословения Вашего и молитв и лобызая благословляющую десницу Вашу, с глубочайшею сыновнею преданностью имею честь быть. 1852 г. марта, 25 дня. IX Т. II. Со днем Ангела приветствую Ваше В-ство от лица всей Академии. От полноты сердца желаем и молим Господа, да в Новый год служения Вашего Св. Церкви дарует Вам новые силы и преизбыточествующую благодать Свою в помощь и благопоспешение во всех делах Ваших, к пользе общей и славе Своего имени, и да сохранит драгоценное для многих и многих здоровье Ваше от неблагоприятного влияния столичного климата. Уповаем, что и Ваше В-ство не забудет нас в святых молитвах Ваших и не лишит Архипастырского своего благословения, которого просим и чаем все мы, лобызая святительскую десницу Вашу. Я до сих пор в томительном чаянии, чем решится судьба моей Догматики. Слышал, что ожидают Преосвященнейшего Григория для окончательного определения, что сделать по его отзыву. Вот уже скоро год, как томят меня. Буди воля Божия! Я уже несколько приучен к терпению, и о своей личности не беспокоюсь. Но больно видеть, какое вредное влияние такого порядка дел для пользы общей! И Екатеринославская Семинария доселе не имеет Ректора с марта месяца, а Полтавская преуспевает на горшее при том же Ректоре. Равно и я остаюсь с тем же Инспектором. Я полагал, что всё это устроится, по крайней мере, вместе с распределением на места кончивших курс в московской Академии. Ничего не бывало! Они распределены, а ректорства свободны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В то время как императрица переписывалась с сибирским губернатором об Алеутских островах, она должна была внимательно следить за явлениями на противоположной, Юго-Западной Украйне, в Киеве, Запорожье и Слободской губернии. Мы видели, что в Малороссии монастыри и архиерейские дома продолжали еще владеть населенными землями, и видели, как Екатерина заботилась о скорейшем уравнении Малой России с Великою в этом отношении. В 1766 году Синод получил предложение от своего обер-прокурора Мелиссино: «Ее и. в-ство избавить соизволила духовный чин от суеты мирской и от того зазрения, в котором он долголетно находился, обращаясь в мирских попечениях. Св. Синод опытом уже самим удостоверился о блаженстве своем под державою православной своей монархини и не соизволит ли за долг звания своего принять и просить ее и. в-ство, дабы она ту же матернюю свою щедроту излияла и на духовный в Малороссии живущий чин. Ему ведомо нестроение, происходящее между духовными в Малой России единственно по причине управляемых ими самими имений духовных: епархии с монастырями, а монастыри с церквами в беспрестанных и долголетних тяжбах судовых находятся, а потому и сами власти во взаимной вражде между собою пребывают, все же духовные недвижимые имения с имениями мирских владельцев нескончаемые процессы ведут, и как власти по временам с места на место переходят, то судовые хлопоты даже до того простираются, что архиерей, произведенный из архимандрита, на себя, бывшего прежде архимандрита, противные и порицательные подает челобитные, чему особливо примеры находятся между кафедрою Киевскою и Печерским монастырем. Архиереи, архимандриты, игумены и игуменьи содержат в своих маетностях монахов городничими, т. е. управителями, которые своим развратным житием беспримерные соблазны мирским людям подают и, производя ссоры с мирскими помещиками, сами в поездах предводительствуют дракам, а иногда и смертоубийству». Синод 15 сентября подал доклад, в желаемом смысле подтверждая известия о беспорядках, например: «И ныне Гамалеевского монастыря архимандрит Давид по одному своему монастырю тяжебных дел до 100 объявляет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010