Пресв. Сердца Иисуса, в поселках Линеевка (Стесселевка) и Келлеровка имелись часовни. Все католич. структуры входили в состав Омского деканата. В 1905-1923 гг. в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата)) действовала католич. часовня, приписанная к Ташкентскому деканату. В нач. 30-х гг. XX в. в К. в заключении и ссылке находились немцы и поляки, среди которых были католики и католические священнослужители. После депортаций населения Зап. Украины в Сибирь и К. в кон. 40-х гг. XX в. появились общины Украинской греко-католической Церкви (действовали нелегально до нач. 90-х гг. XX в.). Освободившись из мест заключения, нек-рые католич. клирики остались в К. и тайно служили в приходах (в т. ч. блж. католич. Церкви пресв. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, пресвитеры Владислав Буковинский и Алоизий Кашуба). В 1977 г. было получено разрешение на регистрацию 1-го прихода в Караганде. В 1989 г. в К. существовали уже 40 зарегистрированных общин, в 1992 г.- 48 общин. 13 апр. 1991 г. папа Римский Иоанн Павел II учредил апостольскую администратуру для К., Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении с центром в Караганде. В 1998 г. в Караганде открылась высшая ДС «Мария - Матерь Искупителя» (с 1999 - «Мария - Матерь Церкви»). 24 авг. 1998 г. было подписано соглашение о взаимоотношениях между Папским престолом и К., регулирующее положение Римско-католической Церкви в стране. 7 июля 1999 г. проведена реорганизация структур Римско-католической Церкви в К.: вместо апостольской администратуры учреждено еп-ство с центром в Караганде и 3 апостольских администратуры - в Астане, Алматы и Атырау. 22-25 сент. 2001 г. состоялся 2-й визит в К. папы Иоанна Павла II. 17 мая 2003 г. папа возвел апостольскую администратуру в Астане в ранг архиеп-ства (митрополии) с титулом Пресв. Девы Марии в Астане и преобразовал апостольскую администратуру в Алматы в еп-ство с титулом Пресв. Троицы в Алматы (еп-ства в Алматы и Караганде получили статус суффраганов архиеп-ства Пресв. Девы Марии в Астане), но сохранил прежний статус апостольской администратуры в Атырау.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф В 1814 г. по условиям Парижского мирного договора М. была признана колонией Великобритании. Вплоть до второй мировой войны она оставалась основной военно-морской базой Великобритании в Средиземноморье. В 1819 г. местное самоуправление было ликвидировано, власть передана брит. губернатору. В 1835 г. создан Гос. совет из 7 назначаемых губернатором мальтийцев. С 1849 г. в Гос. совет входили 8 избираемых и 10 назначаемых членов, с 1887 г. этот орган стал преимущественно выборным (14 членов из 20). Значение М. заметно выросло после открытия в 1869 г. Суэцкого канала. В брит. правление определенная дискриминация мальтийцев сохранялась: им было сложнее поступить на гос. службу, мальтийский язык не имел гос. статуса. Брит. администрация на М. признавала католич. традиции островов и в целом поддерживала хорошие отношения с католич. Церковью, но ввела ряд ограничений, в частности были приняты законы, противоречащие каноническому праву и контролирующие право «мертвой руки»; судебная неприкосновенность распространялась только на епископов, а не на весь клир; церковная юрисдикция была ограничена исключительно внутрицерковными вопросами. Когда в 1829 г. между брит. администрацией и неаполитанским монархом возник спор о праве назначения епископа Мальты, папа Римский Григорий XVI вывел еп-ство Мальта из подчинения архиеп-ству Палермо и подчинил его напрямую Папскому престолу. В 1798 (при французах), 1836 и 1855 гг. жители Гоцо подавали прошения об учреждении для них отдельного еп-ства. В 1860 г. брит. администрация дала на это согласие, и в 1864 г. папа Пий IX буллой «Singulari Amore» выделил из еп-ства Мальты о-ва Гоцо и Комино в отдельное еп-ство Гоцо с центром в г. Рабат (на о-ве Гоцо; ныне - Виктория). После первой мировой войны на М. начался рост национально-освободительного движения. 7 июня 1919 г. при подавлении брит.

http://pravenc.ru/text/2561762.html

признало потерю Ментоны и Рокбрюна, а Франция - независимость М. В 1863 г., стремясь поправить финансовое положение М., пострадавшего в результате утраты наиболее плодородных земель и соответственно доходов с них, кн. Карл III (1856-1889) основал в Монте-Карло казино (оно вскоре стало крупнейшим в Европе; в нем, однако, по сей день запрещено играть гражданам М.). В 1865 г. был заключен таможенный союз с Францией. В 1868 г. через М. пролегла железная дорога Ницца - Вентимилья, благодаря чему М. стал модным курортом. В 1869 г. кн. Карл III отменил подоходный налог, налоги на движимое и недвижимое имущество. В 1881 г. введен в действие Гражданский кодекс, основные положения к-рого повторяли Кодекс Наполеона. Интерьер католич. собора Непорочного Зачатия в Монако. 1911 г. Интерьер католич. собора Непорочного Зачатия в Монако. 1911 г. В 1865 г. священник прихода свт. Николая был назначен епископом Ниццы, что Карл III воспринял как ущемление своих прав. Он приступил к дипломатическим переговорам о религ. автономии княжества, это было благожелательно воспринято папой Пием IX . Консисториальным декретом от 30 апр. 1868 г. община в М. была отделена от еп-ства Ницца, управление ею передавалось новообразованному территориальному аббатству во имя святых Николая и Бенедикта, находившемуся в непосредственном подчинении Папскому престолу. В 1868-1871 гг. аббатом был бенедиктинец Ромарико Флуджи, в 1871 г. его сменил Леандр де Ду. В 1874 г. бенедиктинцы покинули М., апостольским администратором был назначен епископ Вентимильи Лоренцо Баттиста Бьяле. В том же году ц. свт. Николая снесли, и 6 янв. 1875 г. на ее месте был заложен 1-й камень буд. собора Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (построен в 1903; освящен в 1911). 15 марта 1887 г. папа Лев XIII буллой «Quemadmodum sollicitus pastor» учредил еп-ство Монако с непосредственным подчинением Папскому престолу. Первым епископом был назначен Шарль Франсуа Бонавантюр Тёре. Еп-ство было разделено на 4 прихода: Соборный, Пале (Дворцовый), Сент-Девот, Сен-Шарль (в 1911 дополнительно создан приход Сен-Мартен, в 1987 - приход Сен-Никола-де-Фонвьей).

http://pravenc.ru/text/2564096.html

После завоевания К. В. Юго-Зап. Руси католичество здесь получило статус привилегированной религии, а Православие стало терпимой конфессией. Религ. политика К. В. на Галицкой земле опиралась на поддержку селившихся в городах колонистов из Польши, а также польск. панов и шляхтичей, к-рым он жаловал здесь земли. Король покровительствовал деятельности ордена францисканцев , стремившегося создать свои центры в городах Галицкой земли. Так, в 1367 г. по ходатайству конвента францисканцев во Львове им был передан участок земли для строительства храма в Галиче. Появились на Галицкой земле и в Подолии и конвенты доминиканцев . Миссионерскую деятельность на галицко-волынских землях традиционно осуществляли Любушские католич. епископы. Не позднее 1351 г. было учреждено еп-ство с кафедрой в Перемышле (возможно, оно существовало еще при галицко-волынском кн. Юрии II). В 1358-1359 гг. были поставлены епископы (францисканцы и доминиканцы) в Холм, Владимир-Волынский и Львов. Первое время русинские еп-ства находились под непосредственным управлением папской курии, епископы не имели диоцезов, помогая др. церковным иерархам в управлении епархиями. К. В. обратился к папе Римскому Клименту VI (1342-1352) с проектом создания здесь новой церковной провинции из 7 еп-ств, со своей стороны на независимости этой провинции от примаса Польши, архиепископа Гнезно, настаивала Венгрия. Проект не получил одобрения папы, однако определенные реформы в области католич. церковной организации все же были проведены в кон. 60-х гг. XIV в. Так, во Владимире-Волынском началось строительство кафедрального собора Пресв. Девы Марии. Под 1367 г. в источниках упоминается Галицкий архиеп. Кристин как глава новой особой провинции католич. Церкви (о его деятельности не сохр. надежных сведений). Официально католич. архиеп-ство в Галиче было учреждено в 1375 г. О политике К. В. по отношению к правосл. Церкви в его владениях известно мало. При взятии Львова (1340) он обещал, что не будет делать «обрядам (православной - Авт.) веры ни насилия, ни перемен» («Хроника» Яна Длугоша ( D ugosz J.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

Корк, поэтому к кон. XV в. контроль над церковными должностями и земельными владениями в бывшем еп-стве Клойн перешел к представителям локальных ветвей англо-ирл. рода Джеральдинов (Фицджеральдов). Из-за этого во время Реформации англ. властям не сразу удалось ослабить позиции католич. духовенства. Крупнейший местный землевладелец, декан соборного капитула Джон фиц Эдмунд Фицджеральд, выступал как верноподданный английской короны и союзник колониальной администрации в борьбе с мятежной англо-ирл. и гэльской знатью. В то же время он оставался твердым сторонником католицизма, содержал в Клойне католич. священников и помогал насельникам закрытых монастырей. Только после смерти Фицджеральда (1612) протестант. клирики получили возможность занять кафедральный собор. Однако позиции протестантского духовенства оставались шаткими, т. к. в 1575 г. в результате мошеннической сделки земельные владения Клойнской кафедры перешли к Фицджеральдам (эти земли так и не были полностью возвращены). Во 2-й пол. XVI в., во время восстаний ирландцев против англ. короны, территория еп-ства неоднократно подвергалась разорению. Лишь в 1638 г. была восстановлена протестант. Клойнская кафедра (в 1835 диоцез включен в объединенное еп-ство Корк, Клойн и Росс). Католич. епископская кафедра была восстановлена в 1747 г. (до 1850 еп-ство Клойн и Росс). В Клойне сохранился бывш. кафедральный собор во имя К. (принадлежит англикан. Церкви Ирландии), возведенный во 2-й пол. XIII в. В XVI-XVII вв. здание сильно обветшало, в то же время собор неоднократно подвергался перестройкам. Собор св. К.- приземистый 3-нефный храм с трансептом и хором; с севера к алтарной части примыкает зал капитула. Стены собора, прорезанные двойными и тройными окнами, первоначально имели зубчатое завершение. Алтарная часть отделена от нефа и от рукавов трансепта узкими невысокими арками. Собор имеет деревянные перекрытия; бóльшая часть убранства относится к XIX в., среди памятников выделяется скульптурное надгробие еп. Дж. Беркли (1733-1753).

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Интерьер собора св. Людовика в Карфагене, Тунис. 1884–1890 гг. В Новое время К. окончательно превратился в развалины. К нач. XIX в. он представлял собой небольшую деревню в пригороде Туниса, в к-рой проживали ок. 10 семей фаллахов, обрабатывавших окрестные земли. В 1830 г. французские войска оккупировали Алжир и бей Туниса Хусейн признал себя вассалом Франции. В 1841 г. он подарил Франции холм Бирса, где вскоре была возведена часовня во имя Людовика IX Святого. С 1843 г. существовал апостольский викариат в Тунисе. В 1879 г. цистерцианцы основали на Бирсе мон-рь, при котором открыли коллеж св. Людовика, в дальнейшем действовавший в рамках «Сахаро-Суданской миссии», учрежденной кард. Шарлем Лавижери. К этому времени католич. Церковь уже имела на территории Африки еп-ство в Алжире. В 1881 г. Тунис стал протекторатом Франции. В 1884-1890 гг., после перемещения католич. архиепископской резиденции из Алжира в К., на месте, где, по преданию, в 1270 г. умер франц. кор. Людовик IX, был построен собор св. Людовика. В XIX в. постепенно шло возрождение городской жизни К. Здесь находились загородные резиденции представителей бейского правительства, а затем французских колониальных властей. В 1919 г. было создано муниципальное образование К. во главе с муниципальным президентом (мэром). На его территории выстроили офиц. резиденции последний бей Туниса Мухаммад аль-Амин (1943-1957) и 1-й президент Хабиб Бургиба (1957-1987). В период независимости Туниса К. стал правительственным пригородом столицы, где кроме резиденций располагаются иностранные посольства, различные учреждения, а также проводятся международные фестивали (музыкальные, театральные). По распоряжению президента Зина аль-Абдина бен Али в 2003 г. в К. была возведена мечеть Эль-Абидин, которая наряду с собором св. Людовика является наиболее монументальным религ. строением города. В 2004 г. население района составляло ок. 16 тыс. чел. Католич. кафедра К. в 1884 г. из титулярной была преобразована в архидиоцез, к-рый охватил всю территорию Туниса и Алжира. В 1964 г. архиеп-ство К. было преобразовано в территориальную прелатуру Туниса, в 1995 г.- в диоцез Туниса, в 2010 г.- в архидиоцез. При этом название К. не входит в титулатуру католич. прелатов Туниса. Титул архиепископа К. в Римско-католической Церкви присваивается иногда лишь как почетное звание.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Репрессии после восстания коснулись и католич. духовенства Л.; закрылись католич. храмы и мон-ри, часть из которых преобразовалась в православные. В Виленской губ. в 1863-1889 гг. число католич. храмов уменьшилось с 263 до 190, в то время как количество правосл. церквей возросло с 143 до 324. В Ковенской губ. в 1864-1869 гг. было закрыто 14 католич. церквей. До восстания в Вильне было 16 католич. мон-рей, к нач. XX в. остался только один. Всего к тому времени в Л. действовали 5 легальных католич. мон-рей, но развивалась сеть нелегальных. Варшавское архиеп-ство и подчиненное ему Сейнское еп-ство постепенно были поставлены под контроль Римско-католической коллегии, а Сейнский еп. Константин Ириней Лубенский за сопротивление этому нововведению в 1869 г. был сослан. Кафедра Жямайтского еп-ства и семинария в 1864 г. были переведены в Ковно, новый набор в семинарию разрешен лишь в 1870 г. Назначение священников контролировал виленский генерал-губернатор, было ограничено право их передвижения и собраний, введены запреты (на практике, впрочем, не всегда соблюдавшиеся) на религ. процессии в городах, на установку крестов (они рассматривались как памятники повстанцам). Неск. раз предпринимались попытки перевода части католич. богослужения на рус. язык. В 1866 г. был разорван конкордат с Папским престолом, большинство вопросов, находившихся в ведении папы Римского, были переданы в ведение Римско-католической духовной коллегии. При этом Жямайтское и Сейнское еп-ства поддерживали тайные контакты с Папским престолом. В 1882 г. в Ватикане было подписано соглашение, к-рое представляло собой частичный компромисс между правительством России и Папским престолом: в России была восстановлена иерархия католич. Церкви (папа назначил епископов на вакантные кафедры), был подтвержден принцип подчинения семинарий епископу, но вместе с тем не удалось договориться об учреждении в России нунциатуры. Формально отношения были восстановлены, но не приобрели регулярного и всестороннего характера. Соглашение 1882 г. утвердило ликвидацию епархий Варшавской и Могилёвской митрополий и урегулировало вопрос о назначении епископов в Л. Приходские школы закрывались, однако при активном участии еп. Валанчюса стала действовать сеть тайных сельских школ, осуществлялось нелегальное распространение литов. книг, напечатанных лат. алфавитом в М. Литве (на территории Пруссии).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Наступило новое минутное молчание. Владиславлев хотел было попросить у великой княгини позволения продолжать урок, но она предупредила его. – Гольденберг! – сказала она, обращаясь к одной из воспитанниц-лютеранок; – вы тоже плакали, слушая чтение жития прей. Иоанна. Значит оно вам нравится, назидательно для вас? – Ах, ваше в-ство, – ответила воспитанница: – -никогда еще я ничего не слушала с таким удовольствием, как это житие. И если у нас есть такие прекрасные вещи для чтения в классе, зачем же столько лет нас заставляли на классах русского языка заниматься настоящим бездельем?.. Простите, ваше в-ство, что я так говорю; но мне до глубины души больно стало, когда я сейчас представила это себе, и я осмелилась это высказать... – Каким же, милая, бездельем вас доселе заставляли заниматься на уроках русского языка? – С нами в низших классах целых два года толковали о блохах, о клопах и т. п. пустяках, заставляли нас учить наизусть про лисичку-сестричку, Иванушку-дурачка, про какой-то колобок, о котором я и до сего времени ничего не слыхивала и не понимаю, что это за вещь такая, и про разные разности, а хуже всего про... про... У Гольденберг при этом навернулись на глазах слезы, и она не договорила. – Про что же, милая? – спросила великая княгиня. – Про хавроньюшку... у, какая гадость! – Чем же вам это не нравится? – Сначала я не понимала, что это за хавроньюшка, которая «все жрет, все мнет, об углы чешется, жрет за троих, толстеет за пятерых», и зубрила целую статью про нее наизусть; потом я узнала, что хавронья эта есть ничто иное, как свинья... Ах, как мне тогда досадно стало, что нас заставляли учить про нее!.. – Почему же досадно? – Да ведь свинья это самое скверное животное, так что самое название ее, самое слово свинья сделалось ругательным... Мой papa, когда на кого-нибудь очень рассердится, всегда ругается свиньею. – Резонно, милая моя!.. Свинья самое нечистое животное и самое название ее у вас обратилось в ругательное и вместе самое обидное слово, и толковать в учебнике про ее хрюканье и прожорливость не стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

покровитель собора, а затем как покровитель города и земли З. Успешная миссионерская деятельность позволила вскоре присоединить к еп-ству З. территорию заселенной славянами Каринтии, из-за к-рой впосл. разгорелся спор с Аквилейским Патриархатом. Конфликт был урегулирован франк. имп. Карлом Великим . При преемнике Виргилия свт. Арноне (см. Арно ; 785-821) для защиты церковных владений была составлена древнейшая опись владений и имущества (Notitia Arnonis, 788-790, краткая опись - Breves Notitiae, ок. 798), подтвержденная в 790 г. Карлом Великим. С этого времени в городе появляются представители светской власти - фогты, с X в. эту должность занимали представители рода Зигхардингов. Видимо, не без участия Карла Великого папа Лев III (795-816) возвел еп. Арнона в сан архиепископа (798), подчинив его власти проч. баварские кафедры (Фрайзинг, Пассау, Регенсбург, Бриксен (ныне Брессаноне, Италия), на короткое время Нойбург). Архиеп-ство З. охватывало баварскую обл. Кимгау, Тироль до долины Циллерталь, Каринтию, Штирию и юг Н. Австрии (земли вокруг Вены в 829 были переданы епископу Пассау). До появления в этом регионе венгров (нач. X в.) миссионерская деятельность Зальцбургских архиепископов распространялась в Паннонии вокруг оз. Балатон - от р. Рабы на западе и Дравы на юге до Дуная на севере и востоке. В 866-870 гг. здесь были с миссией слав. первоучители святые равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий . После смерти Константина свт. Мефодий возглавил миссию в Паннонии, в 869 г. он стал 1-м епископом восстановленной Сремской епархии (в наст. время входит в состав Сербской Православной Церкви (СПЦ)), включившей ряд территорий, на которые претендовало Зальцбургское архиеп-ство, что явилось причиной обострения борьбы между Мефодием и восточнофранк. духовенством. Зальцбургский архиеп. Адальвин был одним из организаторов ареста свт. Мефодия. В 1-й пол. X в. З. неоднократно подвергался разрушительным набегам венгров, закрепившихся в Трансильвании, а затем и в Паннонии. Уже в годы, предшествовавшие борьбе за инвеституру , архиепископы З.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. В XVII-XVIII вв. происходит постепенное присоединение азерб. земель к России: в 1723 г. Баку, затем прикаспийская область от Сальян до Астрабада (отошедшие в 1734 к Ирану). Значительную часть сев. и юж. территории захватила Турция, вытесненная впосл. Ираном. После распада персид. гос-ва на территории А. образовалось 17 ханств. Во 2-й пол. XVIII в. Персия завоевала юж. ханства А. В 1803-1805 гг. к России мирным путем были присоединены Карабахское, Шекинское ханства; Ганджинское ханство было присоединено после взятия рус. войсками г. Ганджа (совр. Гянджа). По Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) мирным договорам между Россией и Ираном за Россией были закреплены области А. с Баку, Сальянами и Ленкоранью; была установлена юж. граница А., существующая в наст. время. В течение всего XIX в. А. оставался для России стратегически важным регионом в Закавказье, здесь располагались пограничные с Ираном и Османской империей гарнизоны. На территории А. была образована Шемахинская губ., в 50-60-х гг. были созданы Бакинская и Елизаветпольская (Елизаветполь - совр. Гянджа). А. входил в каноническую территорию Грузинского экзархата (см. Грузинская Православная Церковь ), составляя его Бакинское вик-ство. В А. рус. администрация встретилась с давно сложившейся устойчивой исламской культурой. Попытки проповеди христианства большого успеха не имели. В кон. XIX в. число православных в А. было невелико, в основном это были рус. чиновники, военные и немногочисленное груз. население. Так, в Елизаветпольской губ. в 1886 г. насчитывалось 0,21% православных от всего населения. В то же время было и 0,26% лютеран нем. и прибалт. происхождения, служащих в рус. администрации. В Баку в 90-х гг. XIX в. действовало 5 правосл. церквей, в Елизаветполе - 2. Значительное влияние имела армяно-григорианская Церковь , особенно в зап. районах А., в Елизаветпольской губ., где число ее прихожан достигало 36% населения. Активное развитие промышленных предприятий и нефтедобывающих промыслов в Баку на рубеже XIX-XX вв., связанное с притоком рабочей силы из России, не привело к укреплению Православия: ему противодействовали различные политические течения левого толка. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из главных очагов революционного движения в России. В 1905 г. было образовано Бакинское вик-ство, последовательно возглавляемое еп. Никандром (Феноменовым - назначен 19.05.1905, 2.06.1905 переведен на др. кафедру), еп. Григорием (Вахниным - 9.05.1907-31.12.1910), еп. Пименом (Пеговым - 13.02.1911-13.12.1912), еп. Григорием (Яцковским - 13.12.1912-1917).

http://pravenc.ru/text/63688.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010