Матвей, оставшись без места, начал опять заискивать расположения у противуокружника Иова, рассчитывая занять прежнее место; но не удалось и это, потому что Иов успел уже поставить на его место нового попа (разумеется, гусляка). Теперь Матвей пребывает в ожидании места от Савватия, и если доходного места Савватий ему не даст, то, без сомнения, опять уйдет к противуокружникам, если только Иов решится принять его, что весьма сомнительно. Истинные окружники были крайне недовольны Савватием за это принятие попа Матвея, а теперь еще более огорчены, когда Духовный Совет дал согласие на принятие другого попа противуокружников, Ивана Нижегородского. Этот поп Иван за разные проступки и за клеветы на своего епископа, Иовом был запрещен от священнослужения. Иван прибег за разрешением к другому противуокружническому епископу, Пафнутию Саратовскому: Пафнутий его не разрешил. Потерпев неудачу у Пафнутия, он обратился с той же просьбою к Кириллу Балтскому; но и Кирилл не исполнил его просьбы. Тогда поп Иван явился на Черемшан к окружническому епископу Паисию Саратовскому, с просьбою принять его в число окружников и определить на священническое место. Принять его в число окружников Паисий не отказался; но, зная, что он находится под запрещением от Иова, не дал ему разрешения на священнослужение. После всех этих неудач поп Иван и отправился в Москву к податливому «владыке Савватию», и припал к нему с прошением принять кающегося, затем дать хорошее поповское местечко. Савватий возрадовался появлению нового попа от противуокружников и пошел с ходатайством за него в Духовный Совет. Узнав об этом, Иов послал Савватию письменное «Уведомление», которое приводим здесь вполне. Вот что писал Иов: Сделанное в этом «уведомлении» напоминание Савватию «быть верным своему слову» имеет в виду то обстоятельство, что некогда Савватий действительно дал торжественное обещание Иову чрез его послов поступать с запрещенными от него, Иова, попами, если они будут являться, точно также, как поступил Иов, с принятым от окружников нижегородским попом Семеном, которого Иов, как только узнал, что он запрещен от окружнического епископа Кирилла Нижегордского, немедленно лишил священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

С почтением к вам кланяюсь и с вами прощаюсь. Гаврила Сенатов. 28 марта 1887 г. 9. Вражда московских окружников с псевдо-окружниками. – Письмо одного из братчиков Честного Креста к редактору «Братского Слова». – Его же письмо к раскольническому попу Иоанникию Недавно говорили мы, как существующее в Москве окружническое Братство Честного Креста праздновало свой праздник в третью неделю поста, причем было упомянуто, что московские духовные власти, поголовно принадлежащие к псевдо-окружникам, и на этот раз не дозволили ни одному попу отслужить для братчиков молебен и панихиду, что давший им обещание совершить эти службы поп Иоанникий, когда пришло время служить, также отказался страха ради властительского. Событие это ясно показывает, какую жестокую правду московские псевдо-окружники питают и к Окружному Посланию, и к ревнителям Послания; в каком незавидном положении находятся теперь немногочисленные искренние окружники, сомкнувшиеся вокруг Сильвестра Балтского; и как печально в особенности положение небольшого кружка московских окружников, вынужденных бороться с такими сильными в расколе их противниками, как Шибаев и Драгунов, забравшие в руки Савватия. Нанесенное им этими лицами оскорбление в день братского праздника глубоко оскорбило их, так как им хорошо было известно, что и поп Иоанникий, отказавшийся отправить для них службы, убоялся страха этих властителей. Впрочем, они не пощадили Иоанникия – отправили ему строгий выговор за малодушие, о чем уже и было у нас упомянуто. Не довольствуясь этим, «братчики» пожелали предать публичному позору и своих притеснителей, и малодушного попа. От одного из них мы получили следующее письмо: М. Г. Я, нижеподписавшийся старообрядец, приемлющий христопреданное священство и Окружное Послание, имею счастье иметь знакомство с некоторыми членами старообрядческого Братства св. Креста, и, пользуясь их ко мне расположением, я получаю от оных некоторые копии с их братских решений, а также и частных писем, выходящих лично от братчиков. А потому, имея между прочих и прилагаемые при сем копии с братского протеста и частного от члена оного письма к священнику Иоанникию, вместе с этим письмом всепокорнейше имею честь просить Вас во имя разъяснения истины и положения этого Братства напечатать в Вашем уважаемом мною журнале «Братского Слова», за что как лично я, так и здравомыслящие старообрядцы будут весьма Вам благодарны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

После неудачной попытки Духовного Совета через уничтожение Окружного Послания привлечь к себе противуокружников, попытки, осуждаемой Сильвестром Балтовским и всеми искренними окружниками, Духовный Совет прервал сношения с противуокружниками. Этим последним было также не до окружников: у них происходили внутренние раздоры, кончившиеся разделением одного неокружнического согласия на две враждебный половины, во главе которых стоит теперь Иосиф Нижегородский и Иов Московский. Но вот междоусобица в обществе неокружников несколько притихла и они снова выступают на борьбу со своими старыми врагами-окружниками. Повод к возобновлению борьбы подали, впрочем, сами окружники и именно «братчики честного креста», своими вопросами противуокружникам, содержание которых было в свое время изложено в нашей «Летописи» 7 . Мы говорили также, что со своей стороны противуокружники не остались у них в долгу – послали вопросителям весьма резкий ответ 8 . Но дело этим не кончилось. Противуокружники подмосковной деревни Печатниково, в свою очередь, также составили вопросы на имя Духовного Совета и 29-го числа истекшего января месяца сего 1887 года передали их лично самому Савватию с просьбою дать на них основанные на св. писании ответы. К составлению и подаче этих вопросов побудил и особый случай. В Москву приехал уральский казак Козьма Леонтьев Волосков. Смущаемый происходящими в расколе внутренними раздорами, он пожелал узнать именно в Москве, кто – в правде: окружники или противуокружники? Сначала он прожил немалое время в деревне Печатниково, занимаясь религиозными беседами с тамошним попом Иоакимом и прочими начетчиками противуокружников; затем он переселился на квартиру Савватия в устроенный при ней приют для приезжающих раскольников, беседовал с савватиевскими богословами и наслушался от них только разной брани на противуокружников. Не раз пытался опять перебраться в Печатниково, но его не пускали и всячески чернили противуокружников. Обо всем этом, разумеется, узнали противуокружники и оскорбленные отзывами о них Савватия и его клевретов решились посредством вопросов обличить их самих в измене «древле-православию». Вопросы эти мы печатаем вполне, желая дать им более гласности. Пусть посмотрят наши читатели, как старообрядцы обличают друг друга в отступлениях от веры; да и всем старообрядцам разных мест не излишне знать, какие вопросы заданы противуокружниками их владыке Савватию со всем его Духовным Советом. А потом мы и посмотрим, ответит ли и что ответит на них весь Духовный Совет окружников. Вопросы составлены, как увидят читатели, очень ловко. Особенно искусно вопросители воспользовались внутренним противоречием окружников в понятии об Окружном Послании и препирательствами Сильвестра Балтского с Духовным Советом за уничтожение Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Много ритуальных танцев было совершено прозападной националистической оппозицией католическо-пропольской ориентации вокруг названия самог белорусского государства как одного из трех государств триединого, но расчленяемого русского народа. Многие, даже патриоты, полагают эти пляски дурацкими и бессмысленными, однако, конечно же, это не так. Как известно, после развала СССР националистической партократией, идеологическая верхушка которой была, по преимуществу, ополячено-католического происхождения (во главе с печально известным Станиславом Станиславовичем Шушкевичем), Белорусская советская социалистическая республика была названа Республикой Беларусь, хотя прежде никогда термина «Беларусь» не встречалось. «Белоруссией» Белую Русь называли даже хлопоманы -сепаратисты конца XIX - начала XX вв . Откуда же возникла «Беларусь»? Из переложения названий Белой Руси (Белоруссии, Белой России) с русского языка на созданную хлопоманом Франциском Богушевичем «беларускую мову» по ее грамматике, созданной другим хлопоманом Брониславом Тарашкевичем (по «закону акання»). Официальное название было закреплено, однако в народе, в том числе среди чиновников вплоть до верховной власти, свободно ходило и пользовалось расположением (вместе с самим русским языком) название «Белоруссия», соответствующее и нормам самого русского языка. Каждое такое название озлобляло «свядомых» точно также, как и «на Украине» «свидомых» - по той причине, что те очень хотят превратить «Украину» из русского названия Окраиной пограничных регионов, которое применительно к Малороссии впервые применила (с переменой первой буквы) оккупировавшая ее Польша, в древнюю нацию (характерно, что западный край Сербии, оккупированный на многие столетия германцами, называется Краиной, на которой ныне расположено католическое государство Словения, в котором, естественно, также строится своя «украинская нация»). Конечно, стратегическая цель « беларусизаторов » заключается вообще в упразднении русского корня из названия государства и страны, прародины всех славян перед их расселением и серединой Древнерусского государства со столицей в Киеве, и заменой его именем Литвы ( Летувы ), якобы присвоенным себе южными балтами. Одновременно этими же «антибалтами» пропихивается фальшивая теория «балтского субстрата» белорусов как «неславян». Но в нынешних условиях им нужно побороться хотя бы против отождествления, безусловно, тождественных понятий Русь и Россия (греческого названия Руси в православной Византии) путем срастворения русского корня с прилагательным белый. Так сказать, « Республикабеларусь » - для вымывания из сознания белорусов их русского самосознания .

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/12/...

Став епископом Балтским, владыка Амвросий по должности стал председателем Совета Свято-Троицкого православного миссионерского братства, дела которого к этому времени оказа­лись довольно запутанны. В 1905 году епископ Подольский и Брацлавский Парфений (Левицкий) в качестве помощи при­ходскому духовенству в деле религиозно-нравственного просве­щения народа начал издание популярных религиозных книг и брошюр. В 1907 году епархиальный съезд духовенства принял решение ежегодно выдавать Свято-Троицкому братству на это издание 1 500 рублей; однако в 1909 году по решению того же съезда выдача средств была прекращена. Братство направило новому правящему архиерею, епископу Подольскому и Брац­лавскому Серафиму (Голубятникову), доклад, подписанный владыкой Амвросием как председателем Братства, в котором говорилось, что «в настоящее время, когда Православная Цер­ковь Подольская отовсюду подвергается гонениям и натискам не только со стороны католического духовенства, огромными массами распространяющего среди своего и православного на­селения брошюры и листки явно тенденциозного характера, лишь бы унизить веру православную и возвеличить католиче­скую, но и со стороны внутренних врагов многострадальной Руси, со стороны всех ее социалистов и революционеров, рас­пространяющих пагубные и зловредные идеи путем журналов, газет, листков и брошюр, которые как платно, так и бесплатно рассылаются ими в широкие массы народа, Свято-Троицкое братство, обремененное долгами, без посторонней помощи не в состоянии бороться и тем же оружием побеждать врагов православия». Этот доклад епископ Серафим распорядился напечатать в журнале епархиального съезда духовенства. Начало второго десятилетия ХХ столетия стало для России временем крайне тревожным – недавно окончившаяся револю­ция с ее многими жертвами, создание Государственной думы, организации, явно не соответствующей национальным устрем­лениям и духу русского народа, массовое появление рационали­стических сект, куда попадало немалое число простых русских людей, желавших разумно постигать истины христианского ве­роучения и вместо этого погрязавших в еще горшей тине заблуж­дений. Все это подвигло епископа Амвросия вновь и вновь об­ращаться к пастырям, убеждать их сколь возможно энергичней браться за дело, к которому они были призваны, стараться разо­браться в причинах происходящего, чтобы находить наиболее действенные средства для преодоления наступившего в стране ре­лигиозного и государственного кризиса.

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

Раскольники Австрийского согласия не могут даже сказать в свое оправдание, что в еретичестве повинен один только Швецов, ибо на соборе выяснилось, что у него были и есть соучастники и защитники даже из числа именуемых епископов (Кирилл Нижегородский, Сильвестр Балтский). Особенно опозорили себя этим в ереси Швецова именуемые «братчики», выдающие себя ревнителями Окружного Послания, разные Баевы, Антоны Егоровы и прочие, с их владыкой Сильвестром во главе 33 «… Эти слова наши, как и всякая правда, сильно укололи г-д братчиков. Долго они думали, как бы снять со своего идола и с самих себя позорное пятно еретичества и суда за еретичество, – и наконец придумали составить и издать целую тетрадь в доказательство, что якобы Швецов никогда и никаких ересей не проповедовал, и совсем не приносил за них раскаяния пред собором, что это все одни «клеветы на почтенного о. Арсения, распространяемые со стороны его недоброжелателей». Тетрадь эта, изданная 28 февраля настоящего 1889 года и названная «Изъяснением истинного смысла данной подписки о. Арсением собранию боголюбивых епископов в Москве 28 октября 1888 года», содержит в себе, к удивлению, не что иное, как подлинные документы, или статьи, сочиненные Швецовым и читанные им на соборе для своей защиты они представляют несомненное доказательство, что Швецов действительно еретик и что наконец сам должен был сознаться в этом и просить себе прощения у собора, – и тем не менее, однако же, забавные братчики стараются всячески объяснить и истолковать их в том смысле, что будто бы Швецов и ересей не проповедовал и прощения за то не просил. Мы полагаем, что документы эти составляют неотъемлемую принадлежность «Летописи раскола», и потому печатаем их вполне, равно как и курьезные объяснения забавных братчиков. Пусть и настоящие и будущие читатели «Летописи» имеют в них данное самим Швецовым свидетельство на себя, что он был действительно еретик и что некогда, вынужденный, необходимостью, просил у своих епископов прощения за свое еретичество, и пусть они подивятся, что в расколе существовали под именем братчиков люди, без зазрения совести называвшие черное белым. Чтобы читатели могли видеть все это еще яснее, мы сопровождаем нечитаемые ниже документы подстрочными замечаниями. В этих замечаниях мы не приводим святоотеческих свидетельств в обличение еретических мнений Швецова: их достаточно приведено с этой целью в упомянутой статье о. архим. Павла. Нашей задачей было – отличить Швецова от собственных уст его, – указать только в его речах и объяснениях их совершенную неосновательность, противоречия, произвольные толкования, лживость и разного рода недозволительные уловки. Самые же документы мы печатаем с буквальной точностью, почти не изменяя и орфографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

( 1Кор.7:14 ). При всем том скромную Анастасию сильно тревожило одно обстоятельство, наводившее на нее опасение за будущую участь доброго Феодора. Феодор имел слабость предаваться нетрезвости, увлекаясь примером своих товарищей. Само собою разумеется, что положение пламенно любившей его супруги было по временам слишком неприятно. Без собственных средств помочь доброму спутнику своей жизни, пренебрегавшему в этом её советами, просьбами и упреками, она обратилась к Богу; и помощь свыше явилась. Часто странствуя в Киев на богомолье, Анастасия имела случай коротко познакомиться и быть духовной дщерью покойного о. Феодосия, Балтского священника, известного своей строгой жизнью и любовью к странноприимству; через него-то она подействовала на своего мужа. Рассказы Анастасии, также давняя молва – о чудных подвигах о. Феодосия поразили Феодора: он всей силой сердечной веры в молитвы праведника привязался к нему и слово о. Феодосия было для него законом. Итак Феодор и Анастасия через кроткие убеждения о. Феодосия сделались примерной четой в Одессе, отличаясь особенно странноприимством. При этих прекрасных качествах семейной их жизни, я имел удовольствие узнать их близко в 1840 г., когда странствовал в Палестину, но был остановлен, по случаю возникших там смут между Египетским Пашой и Портой. По рассказам Феодора, много терпел он укоризненных насмешек от своих товарищей за необыкновенную привязанность свою к монашеству, особенно же за свои услуги поклонникам. Находясь при портовой таможне, в Одессе, он в обязанность себе поставлял обеспечивать, в рассуждении пути, каждого отправлявшегося в Палестину или на Афон: для всех, бывало, найдет он хороший корабль, доброго шкипера, которые были ему коротко знакомы по портовым отношениям, и таким образом отправлял поклонников за границу, встречал их оттуда, являясь тотчас по прибытии в карантин, куда доставлял им иногда жизненное продовольствие, в течение очистительного срока. Такая жизнь его, сопровождаемая редкой внимательностью к странникам, находившим в нем друга, а в его доброй Анастасии утешение и дивный образец добросердечия, не могла быть приятной для демона: он нападал на него с разных сторон через своих клевретов; всего же чаще сослуживцы Феодора огорчали его своими ироническими беседами, тревожили едким сарказмом в отношении к иночеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Киевский Владимир совершил чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского 22 октября, 2009. Редакция " Правмира " 20 октября в ходе пребывания в Одесской епархии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил г. Балту, где в Свято-Успенском соборе совершил Божественную литургию и чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского († 9 марта 1845 года). 20 октября в ходе пребывания в Одесской епархии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил г. Балту, где в Свято-Успенском соборе совершил Божественную литургию и чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского († 9 марта 1845 года). За Божественной литургией после малого входа была отслужена последняя заупокойная лития по усопшему праведнику. Затем митрополит Агафангел зачитал журнал 29 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008 года, на котором было принято решение о причислении к лику святых праведного Феодосия Балтского. Архиепископ Ионафан зачитал житие подвижника благочестия. Затем под пение тропаря и величания новопрославленному святому Блаженнейший митрополит Владимир, другие иерархи и служащее духовенство совершили первое молитвенное поклонение перед ракой со святыми мощами Феодосия Балтского. По окончании Литургии в Свято-Успенском соборе перед ракой с мощами св. Феодосия Балтского состоялся праздничный молебен. В память о торжестве Блаженнейшему владыке была подарена икона праведного Феодосия Балтского с частицей мощей. По благословению митрополита Агафангела летом 2006 года из Никольской кладбищенской церкви г. Балты мощи местночтимого (на протяжении уже более 100 лет) священника Феодосия Несторовича Левицкого (1791-1845) были перенесены в городской Свято-Успенский собор. Нетленность мощей была подтверждена выездной комиссией во главе с наместником одесского Свято-Успенского мужского монастыря архимандритом Алексием. Источники: «Православие в Украине» , Патриархия.ru Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

Митрополит Киевский Владимир совершил чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского 21 октября 2009 г. 20:21 20 октября в ходе пребывания в Одесской епархии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил г. Балту, где в Свято-Успенском соборе совершил Божественную литургию и чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского († 9 марта 1845 года). Предстоятелю Украинской Православной Церкви сослужили митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан , архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей , схиепископ Алипий , епископ Хынковский Петр , викарий Кишиневской митрополии ; епископ Белгород-Днестровский Алексий , викарий Одесской епархии ; епископ Переяслав-Хмельницкий Александр , викарий Киевской епархии , и сонм духовенства. За Божественной литургией после малого входа была отслужена последняя заупокойная лития по усопшему праведнику. Затем митрополит Агафангел зачитал журнал 29 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008 года, на котором было принято решение о причислении к лику святых праведного Феодосия Балтского. Архиепископ Ионафан зачитал житие подвижника благочестия. Затем под пение тропаря и величания новопрославленному святому Блаженнейший митрополит Владимир, другие иерархи и служащее духовенство совершили первое молитвенное поклонение перед ракой со святыми мощами Феодосия Балтского. По окончании Литургии в Свято-Успенском соборе перед ракой с мощами св. Феодосия Балтского состоялся праздничный молебен. В память о торжестве Блаженнейшему владыке была подарена икона праведного Феодосия Балтского с частицей мощей. По благословению митрополита Агафангела летом 2006 года из Никольской кладбищенской церкви г. Балты мощи местночтимого (на протяжении уже более 100 лет) священника Феодосия Несторовича Левицкого (1791-1845) были перенесены в городской Свято-Успенский собор. Нетленность мощей была подтверждена выездной комиссией во главе с наместником одесского Свято-Успенского мужского монастыря архимандритом Алексием. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/920404.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010