Западными соседями угро-финнских народов в Восточной Европе в середине I тысячелетия, как и в прошлом, оставались балтские племена. У Геродота упомянуты невры, которых мно­гие историки и археологи, в том числе такой выдающийся зна­ток балтских древностей, как Мария Гимбутас, отождествляют с балтами 1185 . У Иордана упоминается племя эстов, «которое насе­ляет отдаленнейшее побережье Германского океана» 1186 . Ранее него Тацит применил этот этноним, вероятно, лишь по отношению к одному или, может быть, нескольким из балтоязычных племен, обитавших на берегу Балтийского моря, но впоследствии он был перенесен на соседний народ финно-угорской языковой семьи – эстонцев. Младшему современнику Тацита Птолемею «были известны судины и галинды, судовяне и галиндяне» 1187 . В перечне народов, покоренных готским королем Германарихом, Иордан называет колдов, а также «гольтескифов» 1188 – один из этих этнони­мов можно отождествить с голиндами, или, по-русски, голядью. Есть основания считать, что уже в первой половине I тысячеле­тия от P. X. существовали известные из позднейших источников такие балтские этнонимы, как пруссы, литва, курши, земиголы, судины, жмудь, селя (шелоняне). В отличие от славян, близкород­ственные им балты значительно раньше подверглись языковой и этнической дивергенции, причем она была более глубокой, чем у славян, которые, вероятно, до конца тысячелетия легко понима­ли друг друга, когда каждый говорил на своем диалекте, несмо­тря на более значительные расстояния, территориально разде­лявшие отдельные славянские племена и народы. Впрочем, ареал расселения балтов две тысячи лет назад был несопоставимо более обширным, чем в наше время. На рубеже эр балты занимали большую часть современной Латвии, Лит­ву, Восточную Пруссию, польскую Мазурию, Мазовию и Подлясье, Белоруссию, бассейн Припяти, среднее течение Днепра до границы леса с лесостепной зоной, а также Смоленскую, Калуж­скую, Брянскую и Орловскую области, южную часть Псковской, юго-запад Тверской и запад Московской области. Таковы данные гидронимики и отчасти археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Выдвижение критериев расовой принадлежности как маркера принадлежности к «своим» или «чужим» связано со следующим представлением В. Казакова: « Согласны ли Вы что не среда, а наследственность является определяющей силой в жизни всех народов? В.К: На первом месте стоит наследственность, затем воспитание и лишь за тем окружающая среда» 231 . Представление о расовом типе славян и о «своей» расе таково: « А наш Архетип. Какой он – Северный, Европейский или какой другой? С кем нам себя идентифицировать ? В.К: Европейский, разумеется. Славяне в антропологическом отношении принадлежат к большой европеоидной расе. Из одного и того же длинноголового европеоидного расового типа в Восточной Европе сложились и славянские, и балтийские, и финно-угорские племена (...) Судя по данным археологии, одновременно существовали и балтские, и славянские поселения. Об этом даже говорят балтские названия самых маленьких ручейков (...) Нет, какое-то время мирно существовали обе культуры. Причем славянская культура была более развитой. Это совсем не означает, что мы должны отказываться от своих балтских предков. И тем более не означает, что мы должны отказываться от славянских предков, от родного языка и от родной земли!» 232 . Примером того, как приоритетным оказывается не связанный с представлением о потустороннем мире религиозный аспект язычества, а возможность создать на его базе политизированную национальную идеологию для переустройства посюстороннего общества, являются работы волхва Доброслава (настоящие имя и фамилия – Алексей Добровольский). Язычеству отводится роль фундамента идеологии. Сходные взгляды на язычество излагаются В. Истраховым 233 . Идеолог так называемого Русского Национал-Социализма волхв Доброслав примечателен тем, что он обосновывает свои политические взгляды, напрямую выводя их из естественного, природного (в буквальном и метафорическом смыслах), биологического бытия: «... Мы – прирожденные, генетические, можно даже сказать, биологические Язычники. А иудохристианские наслоения – видовые, а не типологические или родовые: и потому вполне устранимы (...) Русская Национальная Идея бесконечно глубока в своем кратком выражении: ПРИРОДА-РОДИНА-НАРОД.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rodnover...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория ок. 29,9 тыс. кв. км. Центр - Калуга. Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, в верхнем течении Оки; граничит на западе со Смоленской обл. , на севере с Московской , на востоке с Тульской , на юго-востоке с Орловской , на юге с Брянской обл. Реки К. о. относятся к бассейнам Волги и Днепра, из них наиболее крупные Ока, Угра, Протва, Шаня, Ресса, Суходрев, Серена, Жиздра, Болва, Снопоть. На территории области находятся заповедник «Калужские засеки», природный заказник «Таруса» и национальный парк «Угра». Население 1010,93 тыс. чел. (2010); национальный состав: русские - 93,1%, украинцы - 1,6, армяне - 1, белорусы - 0,5, татары - 0,4, азербайджанцы - 0,4% и др. История, административное устройство В древнерус. эпоху Калужский край в этническом отношении был неоднородным. Наряду с автохтонным населением - балтским в его большей части и финно-балтским в сев. районах (бассейн р. Протвы), оставившим памятники мощинской и дьяковской культур,- в кон. I тыс. по Р. Х. здесь появились представители 2 крупных восточнослав. племенных объединений - вятичей и кривичей. Нек-рое время вятичи платили дань хазарам, при кн. Святославе Игоревиче попали в зависимость от киевских князей. Однако сложные географические условия делали эту зависимость слабой. По мнению ряда авторов, окончательное покорение вятичей произошло во 2-й пол. XI в., после походов кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, когда у вятичей появились наместники киевского князя. В XII в. по территории Калужского края, по всей видимости, проходила граница Черниговского, Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств, большая часть региона оказалась в составе черниговских владений. В XIII в. на территории совр. К. о. находилось неск. мелких княжеств: Козельское, Мосальское, Воротынское, Тарусское, Мезецкое (Мещовское) и др. Во время монг. нашествия упорное сопротивление войскам Батыя оказали жители Козельска. Согласно летописям, осада города продолжалась 7 недель. С трудом захватив город и понеся большие потери, монголы перебили всех оставшихся в живых жителей, город разрушили до основания и назвали «злым городом». Археологическими данными совпадение территорий совр. и летописного Козельска не подтверждено.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

    Тюрьма народов или кладбища народов — что лучше?   «Основные страны современного Запада, в отличие от России, — мононациональные. Потому кое-кому кажется, что французы, англичане, немцы создали собственные государства на своих же территориях и не были захватчиками земель других народов, а россияне поработили огромное количество народов и племён. Между тем такое сопоставление стран Запада и России, вне которого не возникла бы формула «тюрьма народов», основывается на удивительной слепоте и беспамятстве. Не нужно быть специалистом, чтобы знать, что на тот исторический момент, когда французы, англичанине и немцы начали создавать свои государства, на тех землях жило много разнообразных этносов — кельтских, иллирийских, балтских, славянских и др. Их было не меньше (если не больше), чем на территории России, но они были уничтожены тремя господствующими этносами. Преобладающая часть топонимики (названий селений, рек, городов) Франции, Великобритании и Германии не французская, не английская, не немецкая. Даже общее название «Великобритания» происходит от кельтского народа бриттов (а не германского — англов); также Пруссия (часть Германии) — это территория стёртого с лица земли большого и культурного балтского народа — пруссов. Нет никакого сомнения в том, что если бы немцы в давние времена смогли надолго подчинить себе и земли восточнее Немана, то от других балтских этносов — литовцев, латышей — остались бы только названия. В связи с этим следует задуматься над судьбой этих народов в составе России. Нет нужды излагать сейчас всю этническую историю западных стран. Достаточно сравнить её в самых общих чертах с историей России, на территории которой спокойно жили даже совсем «чужие» россиянам народы — башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и др., а на окраинах столетиями сохранялись даже малочисленные этносы в несколько тысяч или даже сотен(!) людей. На Западе же много десятков народов или вообще исчезли, или превратились в своеобразные этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и т. п.). Ныне лишь два народа, которые живут на территориях больших западноевропейских государств, продолжают отстаивать себя, как ещё живые силы — ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции).

http://radonezh.ru/analytics/khischniki-...

Вот такой ещё вопрос Вам как к историку. Каковы были в прошлом отношения между русскими и литовским населением Литвы, поскольку ныне в литовских учебниках преподносится, что около 1000 лет русские только что и делали, так это притесняли местное население, а о чём-то позитивном, как например роли русских в победе в Грюнвальдской битве, всячески замалчиваются... Раньше, в Великом княжестве Литовском, где вся государственная документация и переписка велась на славянском языке, записанном при помощи кириллицы, говорить об отношении между литовцами и русскими не приходится, ибо, как национальности, эти этносы, позиционировали себя таковыми лишь со второй половины 19 века. Это касается и других этносов мира. Нет никаких исторических документальных свидетельств, что Великие литовские князья говорили на балтском языке, коим является нынешний литовский. Их современные литовские имена, записаны таковыми лишь сто лет назад. В стародавние времена отношение между людьми в Литве формировались на основе христианских нравственных ценностей, которые поддерживались здесь православной константинопольской церковью. В 15 веке, несмотря на персональную унию литовских князей с польскими королями, в Вильне было в два раза больше православных церквей, чем католических. Что касается Грюнвальдской битвы, Жалгириса по-литовски, то все воины выступившие против крестоносцев были славянами и прекрасно понимали друг друга. Чего не скажешь о рыцарях со всей Европы, собравшихся на войну против православных. Литвины, упоминающиеся в летописях – это славяне с территории Великого княжества Литовского. Это Жмудь - Жямайтия говорила на балтском языке, но письменных источников того времени, подтверждающих это, увы, нет. Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение русских Литвы? Живём, и будем жить, как жили на землях Литвы исстари наши предки славяне кривичи. Им тоже всегда было нелегко. Многие ходили через эти земли с запада на восток и с севера на юг, и - обратно. Главное, чтобы русские люди Литвы помнили о своих здешних корнях, знали и понимали свой вклад в культуру данного региона Европы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Подольская епархия, основанная 12 апр. 1795 г., включала территорию утвержденной указом Екатерины II от 13 апр. 1793 г. Брацлавской губ., юж. часть Изяславской губ. (основана 8 дек. 1792), а также территорию образованной в 1794 г. Каменецкой обл. (епархия охватывала территорию бывш. Подольского и Брацлавского воеводств и юж. поветов Волынского воеводства, включенных 20 июня 1793 в Генерал-губернаторство новоприсоединенных земель). 1 мая 1795 г. от Изяславской губ. (переименованной в Волынскую) была отделена Подольская губ. с центром в Каменце-Подольском, к которой 12 дек. 1796 г. была присоединена почти вся упраздненная Брацлавская губ. В составе Подольской губ. оказалась большая часть Брацлавщины (Брацлавский, Винницкий, Литинский, Бершадский, Гайсинский, Ямпольский, Могилёвский, Тульчинский и Хмельницкий уезды), сев.-вост. часть Брацлавщины отошла Киевской губ. (Махновский, Сквирский, Липовецкий и Пятигорский уезды; 24 сент. 1797 они перешли из Подольской в Киевскую епархию). Сев.-зап. часть Подольской губ. 12 дек. 1796 г. была включена в состав Волынской губ. (Кременецкий, Дубенский, Староконстантиновский, Базалийский уезды), взамен к Подольской губ. были присоединены 2 уезда бывш. Вознесенской губ.: Балтский (бывш. Елеонопольский) и Ольгопольский (бывш. Чечельницкий) и половина Богопольского у. Окончательно границы Подольской епархии были утверждены указом от 31 июля 1799 г., когда принадлежавшие Подольской епархии Дубенский, Кременецкий и Староконстантиновский уезды Волынской губ. были отнесены к Волынской и Житомирской епархии. С того времени границы Подольской епархии соответствовали границам Подольской губ. В 1804 г. Подольская губ. была разделена на 12 уездов с центрами в городах Балта, Брацлав, Винница, Гайсин, Каменец, Летичев, Литин, Могилёв, Ольгополь, Проскуров, Ушица, Ямполь. Подольская епархия до нач. XX в. включала территории 5 совр. епархий: Винницкой и Могилёв-Подольской , К.-П. и Г. е., Тульчинской и Брацлавской , Хмельницкой и Староконстантиновской , Шепетовской и Славутской .

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Источник 1-го июля 1905 года. Год XIX. 13. Костромские епархиальные ведомости Отдел I. Часть официальная Указ Святейшего Синода Костромской дух. консистории По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 16-й день сего июня, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии викарию Подольской епархии, Преосвященному Балтскому Тихону Епископом Костромским и Галичским и Преосвященному Гурийско-Мингрельскому Димитрию Епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Костромской духовной консистории, с предписанием, чтобы, уведомив о новоопределенном Архипастыре местные гражданские начальства, дала знать ведомства своего учреждениям и лицам о возглашении имени Преосвященного Тихона при священнослужениях по чиноположению. Июня 23 дня 1905 г. Отдел II. Часть неофициальная Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, Викария Костромской епархии Чрез две недели после кончины Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского, Кострома и Костромская епархия услышали новую скорбную весть – о кончине викарного епископа Преосвященного Вениамина Кинешемского, начавшего было управлять епархией за смертью епархиального архиерея. Кончина Преосвященного Вениамина не была столь неожиданною для костромичей, как кончина Преосвященнейшего Виссариона. Преосвященный Вениамин был старше Преосвященнейшего Виссариона на пять лет и немощнее: ему было уже 87 лет, и он последние три года по старческой слабости никуда не выходил уже из своих покоев, даже в храм Божий. Тем не менее не предполагалась столь скорая, почти одновременная с Преосвященнейшим Виссарионом, кончина его. Лица, близко стоявшие к почившему Викарию, не без основания говорят, что кончину его ускорила кончина Преосвященнейшего Виссариона. Он слишком глубоко чтил Преосвященнейшего Виссариона и был крайне благодарен ему за братское снисхождение к его старческой слабости, не позволявшей ему помогать епархиальному архиерею в управлении обширной епархией. Потому неожиданная кончина Преосвященнейшего Виссариона вызвала в нем душевное потрясение, а потрясение в свою очередь ускорило начавшееся уже разложение старческого и болезненного организма. Я был у него на другой день кончины Преосвященнейшего Виссариона за благословением начать нужныя распоряжения по приготовлению к погребению Епископа Виссариона. Он благословил меня, сказав: «делайте все необходимое, распоряжайтесь, как знаете, без меня, я уже не могу участвовать в этом скорбном деле, хотя бы и должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Восточные славяне в предысторическую эпоху и их верования История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Игрища славянских племён. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века Ареал восточных славян в первой половине IX века Ареал восточных славян, названный впоследствии Русской землей – Русью, был отделен от мест обитания западных славян, на исходе I тысячелетия оказавшихся в лоне политического господства, церковной юрисдикции и культурного влияния латинского Запада, междуречьем Вислы и ее притока Западного Буга, южнее – верховьями Тиссы. По водоразделу между Серетом и Прутом проходила граница между поселениями восточных славян и болгар, при том, что в этой местности, от Серета до Южного Буга, присутствовали и деревни, где жили подвергшиеся поверхностной славянизации романцы – языковые предки молдаван. Южным пределом расселения восточных славян можно считать побережье Черного и Азовского морей, но в степной зоне, южнее правого притока Днепра – Роси – и к востоку от левого притока – Псела, располагались кочевья тюркоязычных выходцев из Азии, так что сохранившиеся там, в основном по берегам рек, поселения славян зависели от этих орд. На востоке граница славянского ареала шла далее по Дону в его верхнем течении, к северу от Коротояка и затем по водоразделу между Доном и Окой, по Оке от Спасска до ее устья, на севере границей служила Верхняя Волга от Нижнего Новгорода до Мологи и далее, в северо-западном направлении – река Молога и впадающая в Ладожское озеро Сясь, на севере – Ладога, затем Нева, восточный и южный берег Финского залива, и в направлении на юг – приблизительно современная граница, отделяющая Эстонию, Латвию и Литву от России и Белоруссии, до Западного Буга и Вислы. За восточной границей славянского ареала, между Доном и Волгой, лежала земля буртасов, язык которых неизвестен. По периметру границы, опоясывающей восточнославянский ареал, по обе стороны от нее, от Оки до Финского залива и границы с Эстонией, в чересполосицу со славянами обитали угро-финские народы: мещера, мурома, меря, весь, водь, ижора, карела. Западными соседями восточных славян в Прибалтике были балтские племена: летгола, зимегола, литва, пруссы. На западе современной Белоруссии рядом со славянами проживал балтский народ ятвяги. Балтоязычные голинды, или, как они именуются в древнерусских памятниках, голядь, обитали в славянском окружении между притоками Оки Протвой и Угрой и самой Окой, от Калуги до Серпухова.

http://pravoslavie.ru/153877.html

Декларация русской идентичности 12 ноября 2014 г. 11:05 Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора , посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России». Каждая нация — сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие. Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения. Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях. Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции. Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода — великое множество в русской истории.

http://patriarchia.ru/db/text/508347.htm...

О Вашем местопребывании я узнал в первые же дни после моего освобождения. Позже я знал уже о том, что Вы участвуете в работах по составлению церковного календаря. А еще позже, и сравнительно недавно, мне удалось чрез посредство нашего общего знакомого вступить с Вами и в некое общение, чему я очень рад. Я очень хотел бы встретиться с Вами и лично непосредственно, но осуществление этого желания связано с настоящим моим положением, обусловливаемым нахождением моем в монастыре. Жизнь и обстановка в Балтском монастыре мне не по душе, главным образом вследствие очень неудовлетворительного состояния в нем богослужений, небрежно и с дурным вкусом исполняемых. Раньше, до марта мес[яца] 1953 г., когда мое церковное служение вдруг оборвалось, я с увлечением работал на приходе, интересуясь всеми возможными по условиям нашего времени сторонами пастырской церковно-приходской деятельности. Теперь я не чувствую в себе достаточно сил для практической деятельности на приходе. Но интереса к литургике и к литургическому служению я не только не утерял, но, именно им-то и движимый и ожидая найти ему удовлетворение в монастыре, я и согласился на поступление в Балтский м[онасты]рь. Пробовать перейти куда-либо в другое место я и устал уже, да и не везде я могу быть прописан с своим паспортом. Поэтому-то меня и интересует Ваша работа. Какая именно эта работа? Мог бы я принять в ней участие? Возможно ли одновременное с нею совершение богослужений? А дальше возникают и практические житейские вопросы: можно ли поселиться недалеко от Вас? Пропишут ли? Мои материальные возможности для жизни после увольнения в заштат 740 могут определяться размерами моей пенсии, которую нужно будет исхлопотать. Прошу Вас, Преосвященнейший Владыко, не отказать ответить мне по содержанию моего письма. Как Вы чувствуете себя в смысле здоровья? Состояние моего здоровья в настоящее время вполне позволяет мне исполнять седмичные богослужения. Будьте здоровы. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. Недостойный архим[андрит] Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010