Этот Крест христиане Иерусалима тщательно прятали во время господства мусульман. Теперь он вызвал всеобщий восторг. По выражению современника, «этот Крест восхитил христиан столько же, как если бы на нем висело самое тело Иисуса Христа». Через десять дней после победы крестоносцы занялись восстановлением трона Давида и Соломона и возведением на него вождя, который был бы способен сохранить и защитить завоевание, доставшееся ценою такой крови. По положению, на иерусалимский трон могли претендовать Готфрид, Роберт Фландрский, Роберт Нормандский, Раймунд Тулузский и Танкред. Роберт Фландрский, первым высказавшийся на совете князей, отклонил эту честь, поскольку решил возвратиться в Европу. Герцог Нормандский всегда выказывал больше мужества, чем честолюбия; пренебрегши в свое время королевством Английским, он тем менее соблазнился королевством Иерусалимским. Граф Тулузский возвращаться в Европу не собирался; но его властный характер и алчность отвращали от него армию, и христиане не желали видеть его повелителем и государем. Танкред, как ясно из всего предыдущего, стремился только к военной славе и титул рыцаря ставил гораздо выше, чем титул царя. Оставался Готфрид Бульонский, чьи доблесть, человеколюбие, набожность и физическая сила вызывали уважение всех крестоносцев. Его кандидатура, обсужденная на совете, была всесторонне рассмотрена и утверждена к удовольствию всей армии. Однако Готфрид отказался от короны и знаков королевского достоинства, говоря, что никогда не примет золотого венца в том городе, где на Спасителя был Возложен венец терновый. Он удовольствовался скромным титулом «защитника Гроба Господня». Вслед за гражданской властью новое королевство должно было получить и власть духовную. Но епископами городов, подчинившихся латинской церкви, были выбраны в большинстве люди ловкие и пронырливые, мало достойные этого сана. Патриарх Симон, в свое время вместе с Петром Пустынником призывавший воинов с Запада и во время осады Иерусалима присылавший с Кипра продовольствие крестоносцам, не показался им, однако, достойным этого сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если многие византийские феодалы встроились в структуру управления завоевателей, а народные массы, внутренне не смирившись, оставались на своей родине, то немалое число византийских вельмож покинуло свои занятые латинянами области и бежало в местности, оставшиеся свободными от завоевателей. При поддержке местного населения эти беглецы создали новую государственную структуру, которая спасла византийский мир от гибели. В Малой Азии при Феодоре Ласкаре, зяте Алексея III Ангела, возникла Никейская империя, а в Эпире утвердился Михаил Ангел, двоюродный брат императоров Исаака II и Алексея III. Незадолго перед этим, без непосредственной связи с завоеванием Константинополя, на юго-восточном побережье Черного моря возникла Трапезундская империя под властью Великих Комнинов Алексея и Давида, внуков Андроника I 991 . По-видимому, уже после свержения Андроника I мальчики Алексей и Давид были отправлены ко двору родственного им грузинского правящего дома. При деятельной поддержке великой царицы Тамары (1184–1212) в апреле 1204 г. они завладели Трапезундом 992 . Оттуда младший брат, храбрый и любящий войну Давид, совершил прорыв вдоль побережья на запад, занял Синоп, приведя под свою власть Пафлагонию и понтийскую Ираклию. Впрочем, его дальнейшее продвижение было остановлено Феодором Ласкарем. Недооценка значения Малой Азии оказалась роковой для Латинской империи. Поскольку Бонифаций Монферратский ушел в Фесса-лонику, махнув рукой на Малую Азию, там вокруг Феодора Ласкаря начали собираться силы государственного возрождения Византии. Первые шаги были чрезвычайно трудны. Старая государственная структура распалась, полным ходом шло создание удельных владений. В Филадельфии в качестве независимого владетеля утвердился Феодор Манкафа, в долине Меандра – Мануил Маврозом, в Сампсо-не у Ми лета – Савва Асидин 993 . С востока вдоль побережья надвигался Давид Комнин. Но самое главное – латиняне стремились теперь наверстать упущенное. Брат Балдуина Генрих Фландрский и вассалы Людовика, графа Блуа, которому согласно разделу предназначалась Никея, в конце 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так и случилось. На службе у Ласкариса находился Феодор, брат деспота Михаила I Ангела Комнина Дуки, которого тот просил отпустить к себе. Наперед взяв клятву с Феодора, что он никогда не будет воевать с ним, Ласкарис выполнил просьбу деспота. Но вскоре Михаила I убили, а Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1230) стал его преемником. При помощи братьев Константина и Михаила он значительно расширил границы своих владений, присоединив к деспотату Ахриду, Албану, Прилапу и Диррахий. Под Диррахием он нанес поражение новому Латинскому императору Пьеру II Куртене (1216–1217) – Генрих Фландрский к тому времени скончался, как полагают, от яда. Как рассказывают, после избрания императором Куртене направился в Рим, где папа Гонорий III (1216–1227) венчал его короной, но не в храме Святого Петра, а в другой церкви, наглядно демонстрируя всем, что в его глазах Латинская империя заметно отличается от Западной Римской империи. На обратном пути Куртене остановился в Диррахии, надеясь сухопутной дорогой добраться до Константинополя. Но в горах попал в засаду, устроенную ему новым Эпирским деспотом. Император погиб в плену, а в Константинополе регентом при малолетнем сыне покойного Пьера Роберте Куртене (1221–1228) была объявлена вдова-императрица Иоланта Куртене (1217–1219) 60 . Продемонстрировав свои агрессивные планы, Феодор Эпирский в 1222 г. захватил Фессалонику, после чего откровенно заявил претензии на титул Римского царя, не признав, естественно, таковым Никейского императора. И нашел поддержку на Западе. Соблазнив понтифика обещаниями, Феодор Эпирский добился того, что папа Гонорий III провозгласил его царем греков 61 . Падение Фессалоники первоначально навеяло на латинян жуткий страх, и Гульельмо VI, маркграф Монферратский (1207–1225), отказался от своих прав на город. Всем казалось, что Эпирское царство, врезавшееся клином в латинские владения, может стать непреходящей основой для восстановления византийской государственности. Естественно, за счет Никейской империи, интересы которой Феодор Эпирский ничуть не учитывал 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постепенно он начал карать тех вассалов, которые слишком уж буквально понимали федеративную систему власти в Германском королевстве. Сначала Оттон продемонстрировал свою власть герцогу Франконскому, затем герцогу Баварскому, которого лишил всех прав и отправил в ссылку; в результате герцогство было передано брату Оттона Великого Бертольду 234 . Ситуация в Западно-Франкском королевстве также благоволила планам Оттона расширить границы своей державы. После смены нескольких династий (Робертинская сменила Каролингов, а затем сама пала под ударом представителя семьи Бозонидов, не давшей более ни одного царственного ростка) в 936 г. на королевский престол был поставлен сын короля Карла III Простоватого (898–922) юный Людовик IV (936–954), ранее скрывавшийся от врагов в Англии; поэтому он и получил прозвище Заморский. Желая опереться на твердую руку, Людовик IV женился в 940 г. на сестре Оттона Великого Герберге. В скором времени этот деятельный правитель вступил в конфликт с могущественным Парижским графом Гуго Великим (922–956), чьими усилиями не так давно был возвращен на родину и получил королевство. Незаметными шажками восстанавливая свои скромные владения, Людовик IV вступил в борьбу с Гуго и его союзниками за Лотарингию, что привело лишь к потере им Реймса, жители которого легко перешли на сторону графа Парижского. Спас юного короля Оттон Великий, который в 942 г. примирил врагов... в обмен на Лотарингию, посчитав, что его зять и так уже имеет довольно 235 . Правда, перемирие длилось недолго: в 944 г. Гуго Парижский захватил Людовика IV в плен и держал у себя долгих два года, пока тот не согласился передать в собственность Гуго город Лан, столицу Западно-Франкского королевства. Но едва вырвавшись на свободу, король франков обратился за помощью к зятю, и Оттон Великий, соединив свою армию с отрядами Людовика IV, короля Конрада Прованского (937–993) и графа Арнульфа I Фландрского (918–964), вторгся в Северную Францию. Военный успех (а союзники вернули Реймс и Лан) был многократно усилен покровительством, которое папы оказали Оттону. По указанию Римского епископа Агапита (946–955) в Ингельхейме на Рейне состоялся Собор, который 8 июня 948 г. отлучил от Церкви Гуго Вермандуа – союзника Гуго Парижского. Это было грозным предостережением для самого могущественного графа, но Гуго не внял предостережениям. Он попытал счастья в очередной раз, но все закончилось лишь тем, что следующий Собор, уже в Трире, предал и его анафеме. Этот успех многократно усилил политические позиции Оттона 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Одновременно с деятельностью Одона и вне зависимости от неё замечается религиозный подъём в Нижней Лотарингии. Так же как во Франции и Италии, он носит резко выраженный аскетический характер и так же прежде всего проявляется в среде знати. «Знатнейший сикамбр» Герард покинул блестящее положение при дворе намюрского графа и свой меч ради уединённых молитв и постов в своём поместье Бронь (Brogne). Ранее 923 года здесь возник обогащённый привезёнными Герардом из парижского Сен-Дени реликвиями монастырь. Сам его основатель всё ещё мечтал об одиночестве и потому, передав управление приобретшим известность Бронь приору, добровольно заточил себя в келье около церкви. Но отсюда его извлекла религиозная ревность лотарингского герцога. Помимо собственной воли Герард превратился в реформатора лотарингских и фландрских монастырей, чему энергично содействовали знать и духовенство. Во взволнованной политической борьбою Верхней Лотарингии вместе с сознанием непрочности земных благ, сознанием, на каждом шагу подтверждаемым действительностью, обнаруживается тяга от мира. Клирики и миряне жадно ищут уединения, духовного мира и блаженства, достигаемого отрицанием себя и созерцанием. Одни скрываются в леса и пустыни; другие бродят с места на место в поисках желанного монастыря; третьи сплачиваются в свободные, быстро распадающиеся, но ещё быстрее возникающие союзы спасающихся или ищущих спасения. Среди многих из этих отвергающих мир в той или иной форме всплывают мысли о реформе монастырей и Церкви. В Туле архидиакон Эйнольд забыл свои знания и оставил своё имущество, чтобы замкнуться в тесной келье. О нём заботился сам епископ. Эйнольд был не один. Другие предавались ещё более суровой аскезе. Среди них выдвигается Иоанн из Вандьера – прежде принадлежавшей королю виллы, расположенной в тульском и метцском диоцезах. Иоанн учился в Метце и в монастыре святого Михаила на Мозеле, но без особенных, как сознавался потом сам, успехов. Юность его была тяжела: ему пришлось после смерти отца принять на себя заботы о поместье и братьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и ел.) с предисловием Достоевского (см.: XX, 28–29, 272–278), описывается народный праздник в Париже XV b., на котором дается представление „тайного действа“ (mystère) о „милосердном суде“ девы Марии. 247 …в честь рождения французского дофина…— Как было отмечено уже Л. П. Гроссманом, Иван неточен. В „Соборе Парижской богоматери“ говорится не о дне рождения дофина (наследника престола), а о приезде фламандских посланников, желавших устроить брак между дофином и Маргаритой Фландрской (см.: Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. С. 500). 248 Людовик XI — Король Франции с 1461 по 1483 г. 249 „Le bon jugement de la très sainte et gracieuse Vierge Marie“. — В переводе „Собора Парижской богоматери“, напечатанном в журнале „Время“, это название отсутствует. 250 …кроме драматических представлений, по всему миру ходило тогда много повестей и „стихов“…— Имеются в виду апокрифы и народные духовные стихи, разрабатывающие темы либо тех же апокрифов, либо вполне канонических житий и других церковных текстов. В середине прошлого века в связи с усилившимся интересом к народу, его мировоззрению и творчеству, появилась огромная литература по этому предмету. Печатались и научные исследования, и материалы. 251 Есть, например, одна монастырская поэмка (конечно, с греческого): „Хождение богородицы, по мукам“, с картинами и со смелостью не ниже дантовских. — „Хождение богородицы по мукам“ — одно из популярных апокрифических сказаний, византийского происхождения, чрезвычайно рано проникшее на Русь. К моменту работы Достоевского над „Братьями Карамазовыми“ было несколько публикаций этого апокрифа: Отеч. зап. 1857. Памятники старинной русской литературы, изд. Гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. Ложные и отреченные книги русской старины, собр. А. Н. Пыпиным; Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2; Известия по Отделению русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1861–1863. Т. 10; Срезневский И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV веков).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Полибий 18, 438, 454 Поликлет 43, 121, 362, 477 Полозова Н. 532 Понс 609 Порфирий 18, 174, 395, 512, 612 Посейдон 513 Принципат (Ричард Принчита?) 349, 599 Прицак О. 535 Продром, см. Феодор Продром Прокл 174, 512 Псевдо-Кодин 618 Пселл, см. Михаил Пселл Пти П. 601 Пулхас, см. Бульдаги Пунтес 165, 505 Пуссин П. 447, 621 Пухей (Абу-Хайан?) 406, 407, 414, 415, 617 Радин 116, 474 Радойчич Н. 548 Радомир 234, 297, 298 Радульф Каэнский 572, 574, 585, 586 Раймунд Ажильский 569, 572, 574, 575, 579 Раймунд Антиохийский 606 Раймунд Беранже II, граф Барселоны 81, 467 Раймунд Тулузский, Сен-Жилль, Исангел 292–295, 306, 308–311, 317, 377, 380, 564, 569, 570, 577– 584, 586, 607 Райффершайд А. 46, 47, 443, 459, 487, 505, 520, 555, 562, 565–568, 576, 586, 589–591, 595, 600, 601, 603–605, 607, 609, 615, 616 Рамсей В. 603, 615, 617 Рапсомат 24, 248–250 Рауль, крестоносец 287–289, 567 Рауль, отец Умберта 372 Рауль, посол Роберта Гвискара 85, 86, 461, 504 Рауль Понтуас 461, 504 Рей Е. 587 Ректор, Лжемихаил 28, 79, 80, 86, 87, 133, 455 Ренальд 165 Ренальд Муска 505 Ренар 372 Рено Е. 45 Рено де Брей 561, 562 Рено из Туля 567 Риан 558 Ридван 573, 582 Ричард, крестоносец 349, 353, 599 Ричард Принчита (см. также Принципат?) 372, 599 Ричард Сенешаль 372 Роберт Гвискар, Гвискар 7, 13, 20, 28, 30, 38, 41, 42, 44, 74– 90, 126, 133–135, 140–151, 153–162, 165, 171, 181–189, 319, 365, 455–462, 466, 486– 495, 497–500, 502–504, 507, 517–520, 527, 568, 599 Роберт, сын Роберта Гвискара 518 Роберт Лорителло, Боритил 85, 460 Роберт Монах 565 Роберт Норманнский 572 Роберт Парижский 567 Роберт II Фландрский 307, 570, 577 Роберт I Фризский, Фландрский граф 214, 217, 232, 535, 542, 543, 557, 558 Рожер, брат Рауля 86, 87, 461 Рожер, сын Дагоберта 372, 461 Рожер, Франк 349, 359, 361 Рожер Борса, Рожер 84, 88, 138, 160, 161, 182, 460, 490, 503, 517–520, 568 Рожер Сицилийский 568 Роланд 458 Роман, «манихей» 342 Роман III, император 488, 516 Роман IV Диоген, Диоген, император 7, 54, 56, 57, 79, 90, 108, 148, 190, 205, 209, 255, 266, 269, 413, 425, 439–441, 444, 455, 465, 476, 477, 479, 488, 496, 522, 549, 553, 625

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

216. АДРИАН VI Римские Папы. Список 216. АДРИАН VI. 1522—1523. Адриан Флоренс. Родился в 1459 г. в Утрехте (Голландия) в бедной семье. Благодаря своим способностям получил образование и выполнял функции преподавателя в Лувенском университете. Со временем он занял пост вице-канцлера этого учебного заведения. Император Максимилиан доверил ему воспитание своего внука—будущего императора Карла V. В 1516 г. Адриан выполнял функции сорегента Испании. Затем был назначен епископом Тортосы и получил кардинальскую шапку. Застигнутая врасплох неожиданной смертью Льва Х кардинальская коллегия постановила отдать тиару отсутствовавшему на конклаве испанскому кардиналу, рассчитывая на поддержку дома Габсбургов. Кардинал Адриан никогда до этого не бывал в Риме и, хотя и дал согласие на свое избрание папой, все время откладывал приезд в Вечный город, поскольку получил известие о том, что римляне возмущены избранием «чужеземца», к тому же происходившего из «самой низкой фландрской нации». Коронация его состоялась только 31 августа 1522 г. Ему уже не хватило жизни на то, чтобы осуществить (как он очень того хотел) реформу обычаев римской курии. Тем не менее он приказал закрыть знаменитый ватиканский Бельведер — место развлечений папской свиты. Он намеревался предпринять миротворческие и объединительные шаги на международной арене и искал соглашения с представителями Реформации. Адриан, который, принимая папскую тиару, не изменил своего имени, умер 14 сентября 1523 г. Он был последним, вплоть до Иоанна Павла II, папой-неитальянцем. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442580/

А вот имена полководцев их: первый – маркграф из Рима, из города Вероны, где жил когда-то язычник жестокий Теодорих. А второй – граф Фландрский. А третий – дож слепой с острова Марка, из Венеции. Этого дожа ослепил цесарь Мануил, ибо многие мудрые убеждали цесаря: если отпустишь этого дожа невредимым, то много зла принесет твоему царству. Цесарь же не захотел его убить, но повелел ослепить его стеклом, и были глаза его как бы невредимы, а перестал он видеть. Этот дож постоянно замышлял козни против города, и все слушали советов его, и ему принадлежали огромные корабли, с которых город был взят. А стояли фряги у Царьграда с декабря по апрель, когда и был взят город. А в мае, девятого числа, поставили цесарем своего латинянина – графа Фландрского – решением своих епископов, и власть между собою поделили: цесарю – город, маркграфу – Суд, а дожу – десятина. Вот так и погибло царство богохранимого города Константинова и земля Греческая из-за распрей цесарей, и владеют землей той фряги. Въ лто 6712. Царствующю Ольксе въ Цесариград, въ царств Исаков, брата своего, егоже слпивъ, а самъ цесаремь ста. 44 А сына его Олексу затвори въ стнахъ высокыхъ стражею, яко не вынидеть. И временомъ минувъшемъ, и дьръзну Исакъ молитися о сыну своемь, дабы его испустилъ ис твьрди прдъ ся. И умоли брата Исакъ, и прияста извщение съ сыномь, яко не помыслити на царство, испущенъ бысть ис твьрди и хожашеть въ своей воли. Цесарь же Олькса не печяшеся о немь, вря брату Исакови и сынови его, зане прияста извщение. И потом Исакъ помысливъ, и въсхот царства, и учишеть сына, посылая потаи, яко «добро створихъ брату моему Олкс, от поганыхъ выкупихъ его, а онъ противу зло ми възда: слпивъ мя, царство мое възя». И въсхот сынъ его, якоже учашеть его, и мышляшьта, како ему изити из града въ дальняя страны и оттол искати царства. И въвденъ бысть въ корабль, и въсаженъ бысть въ бочку, 45 имущи 3 дна при единмь конци, за нимь же Исаковиць сдяше, а въ другомь конци вода, идеже гвоздъ: нлз бо бяше инако изити из града. И тако изиде из Грчьскй земли. И, увдавъ, цесарь посла искатъ его. И начаша искати его въ мнозхъ мстхъ, и внидоша въ тъ корабль, идеже бяшеть, и вся мста обискаша, а из бъчькъ гвозды вынимаша, и видеше воду текущю, идоша прочь, и не обртоша его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Войско разошлось: кто вернулся на родину, кто отправился в Иерусалим, кто поступил на службу к византийскому императору. Боэмунд вернулся в Италию, чтобы снова собрать войско, но теперь ему это не удалось. Народ охладел к недавнему своему кумиру. В марте 1111 года Боэмунд умер. X. Бедствия. – Смерть Балдуина Балдуин, король Иерусалимский, между тем постепенно расширил свои владения; ему важны были приморские городки, потому что, благодаря им, у него могло быть удобное сообщение морем с Западом, откуда получалась помощь. Завоевал Балдуин Акру, затем Вивл, Сарепту и Бейрут. А когда на помощь прибыли из Европы норвежцы, – Балдуин с их помощью взял приступом Сидон. Христиане торжествовали победу над магометанскими городами, но внезапное несчастье омрачило их радость: умер рыцарь Танкред, храбрость, отвага которого одухотворяли войско. Умер под стенами Триполи и Раймонд Тулузский, который вел осаду этого города. Так один за другим уходили в вечность старые друзья Готфрида Бульонского, его соратники крестоносного ополчения. Иерусалимское королевство за время 1113–1115 г. перенесло немало горя. Ураганами налетали на окрестности Святого города мусульманские полчища, разоряли, вытаптывали посевы, жгли селения, забирали в плен беззащитных жителей. Вслед за тем налетела саранча, истребившая остатки посевов, – и повсеместно наступил жестокий голод. Кроме того начались частые землетрясения… Как всегда в таких случаях, народом овладел панический ужас; люди впали в отчаяние и видели в этом предзнаменование недалекого конца мира. Сирия была спокойна, и Балдуин задумал идти войной на Египет. Поход этот закончился блестящей победой, но сам Балдуин, к великой скорби всего войска, умер на возвратном пути, процарствовав 13 лет, в течение которых война не прекращалась и шла, не ослабевая из года в год. В самом начале Балдуин своим честолюбием и гордостью восстановил против себя всех товарищей; но, став королем, он совершенно изменился; он стал необычно добр, великодушен со своими, щедр и правдив. И не было у Иерусалима более надежного защитника, более неусыпного охранителя, кроме него, потому что Балдуин во всю свою жизнь не хотел знать отдыха и покоя, покамест воля Неба не дала ему этого отдыха и покоя, отняв у него жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010