В церкви хранились различные украшения для убранства Хрисотриклина в дни приемов иноземных послов. Главные святыни храма были связаны с почитанием Спасителя и, учитывая использование храма для коронации императоров, напоминали о близости к Нему василевсов. Среди святынь храма в сочинении Николая Месарита (1201 г.; P. 29-31) упомянуты терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, св. гвоздь, копие, частицы сандалий Христа (привезены имп. Иоанном Цимисхием из Палестины в 975). В 944 г. имп. Роман I Лакапин поместил здесь привезенный из Эдессы Мандилион - плат с Нерукотворным Образом Спасителя. Важным символом для визант. придворной идеологии стала десница св. Иоанна Крестителя, помещенная в храме Богородицы в 956 г. имп. Константином VII Багрянородным и использовавшаяся в церемониях коронаций. 1 авг. в церкви выставлялась часть древа Животворящего Креста Господня. В 1169 г. имп. Мануил I Комнин перенес в церковь из Эфеса камень, на к-рый было положено тело Спасителя после Его снятия с креста, однако незадолго до своей смерти в 1180 г. Мануил перенес эту святыню в столичный мон-рь Пантократора. Вероятно, именно в храме Богородицы в 1204 г. был помазан на царство 1-й лат. имп. Балдуин Фландрский. После лат. завоевания часть святынь была перевезена в Париж и с сер. XIII в. находилась в Сен-Шапеле (утрачены во время Французской революции). Ц. Богородицы пришла в запустение в кон. XIII в. и постепенно разрушилась; сохранившаяся часть святынь Страстей Господних была перенесена в храм св. Георгия в Манганах. В наст. время во дворце-музее Топкапы в Стамбуле хранится серебряная оправа в виде руки, известная как десница св. Иоанна Крестителя, однако она представляет собой венецианскую работу, и ее связь с храмом Богородицы не доказана. Святыни Страстей Господних, а также Мандилион представлены на двусторонней иконе XII в. «Спас Нерукотворный», хранящейся ныне в ГТГ. Мон-рь св. Георгия в Манганах Находился на зап. берегу пролива Босфор, неск. в отдалении от комплексов центра К-поля - Б.

http://pravenc.ru/text/149715.html

В 1097 году расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там европейских крестоносцев, пришедших освобождать Св. землю от ига мусульман. Переправившись в Азию, крестоносцы пробились сквозь владения сельджукского Иконийского султаната и подошли к Антиохии. Пока основная часть крестоносного войска осаждала город, один из предводителей похода, Балдуин Фландрский, весной 1098 г. поставил под контроль Эдессу, где основал христианское государство. Значительная часть местных христиан, прежде всего киликийские и приевфратские армяне, охотно поддержала крестоносцев. Православные и сиро-яковиты вели себя, скорее, пассивно. Тем не менее с появлением западных рыцарей под стенами Антиохии, правитель города Яги-Сиян (вассал халебских Сельджукидов) счел нужным принять репрессивные меры против местных христиан: патриарх Иоанн Оксит был заключен в тюрьму, иноверцы подверглись гонениям, собор св. Петра обращен в конюшню. По свидетельству летописцев, во время осады Антиохии турки на глазах крестоносцев вывешивали патриарха в клетке на городской стене в поношение христианской веры. 2 июня 1098 г., после семимесячной осады, крестоносцы захватили Антиохию. Мусульманский гарнизон был перебит, город разграблен. В следующем году армия европейских рыцарей двинулась в Палестину. При приближении крестоносцев в июне 1099 г. мусульманские жители Рамлы бежали, разрушив предварительно огромную церковь св. Георгия, стоявшую среди развалин соседней Лидды. Жители христианского Вифлеема вышли навстречу «франкской» армии крестным ходом, приветствуя своих освободителей. Мусульманский правитель Иерусалима (который на короткое время успели вернуть себе Фатимиды) приказал христианам покинуть город ради экономии продовольствия на случай осады. Иерусалим был взят крестоносцами 14 июля 1099 г.; в ходе штурма все оставшееся в городе население – мусульманское и еврейское – было перебито. На отвоеванных у мусульман землях возникли христианские государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохия, графство Эдесса. 143

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молчание христианских паломников первых веков о Рамле как бы подтверждает показание арабских историков, которые говорят, что Рамле был основан в 716 г. оммайядским калифом Солиманом, давшим городу водопроводы и цистерны. Благодаря заботам калифов, Рамле в VIII и IX в. процветал и в значении соперничал с Иерусалимом; он имел большую стену с 12 воротами. Во время первого крестового похода в 1099 году, после взятия Лидды, Рамле был занят войсками Балдуина графа Фландрского. Вблизи этого города произошло несчастное для христиан сражение с сарацинами, в котором двое из предводителей крестоносцев были убиты, двое попали в плен, а сам Балдуин едва спасся, укрывшись в высокой траве. Крестоносцы здесь установили епископскую кафедру, общую и для Лидды. В 1177 г. страшный пожар истребил Рамле. В 1204 году здесь была главная квартира Ричарда Львиное Сердце. Во время войны крестоносцев с Саладином этот последний два раза занимал Рамле, не смотря на то он оставался во владении христиан до 1266 года, когда был взят султаном Бибарсом. Процветание его продолжалось все таки до конца XV в., когда он стал падать и одно время был совершенно покинут жителями. В настоящее время Рамле небольшой город с 3 – 4 тыс. жителей, в числе которых до 500 православных. На месте домов Иосифа Аримафейского и Никодима находится ныне католический монастырь, построенный еще в 1395 году. Здесь в 1799 году пробыл трое суток Наполеон, имевший главную квартиру в Рамле и обративший монастырь в госпиталь. По отбытии французской армии, магометане овладели монастырем, разграбили его, а монахов предали смерти. После того монастырь был скоро восстановлен, и в настоящее время в нем живут четыре или пять монахов. Против церкви находится небольшая часовня, по преданию, передаваемому Бонифацием Рагузским (1572 г.), занимающая место мастерской св. Иосифа и Никодима. Неподалеку находится большая мечеть,-Джами-эл-Кебир, бывшая некогда церковью св. Иоанна Крестителя, построенной в XII в. крестоносцами, а далее так называемый пруд царицы Елены – Айн-аз-3ия, самое замечательное из водохранилищ Рамле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старанием Балдуина, графа Фландрского, составился пятый Крестовый Поход, в который корысть побудила вступить венециан. Достопримечательнейшим событием похода сего было взятие и разграбление Константинополя, в котором Балдуин объявлен императором. Год 1213 Инокентий III, указав четвертый Латеранский общий собор, обнародовал шестой поход крестоносцев, но оный не был счастливее предыдущих. Год 1245 Между императором и папою восстает новая вражда и приводит в смятение всю Италию и Германию, Иннокентий IV от гонений Фридерика II убегает во Францию и созывает там Лионский собор. По издании многих определений, с согласия отцов, он произносит в собрании сем в присутствии их, но без их одобрения, приговор, которым объявляет императора лишенным его сана, а подданных его разрешенными от данной ими на верность присяги. Сие дело, от которого содрогнулись бы первые первосвященники, но которому многие из предместников Иннокентия не один подали пример, и которое по-видимому оправдывали неистовства Фридерика, погубило сего государя, и погрузило Империю в смятение, продолжавшееся более двадцати лет. Год 1250 Среди сих бурь сияет достославное царствование Людовика IX, короля французского, который за свое благочестие причислен Западною церковью к лику Святых. Благочестивый государь сей, последуя воспламенявшей его ревности по вере, предприемлет седьмой и восьмой Крестовые походы, но они были не счастливее предыдущих. Святой король, при начатии последнего, скончался. Палестинские христиане, лишившись ожидаемой ими помощи, сделались добычею неверных. Константинопольская Империя из рук латинян обратно завоевана греками, и славные сии походы, в течение двухсот лет, причинившие столько потрясений в Европе, кончились без пользы и успеха смертью четырех миллионов человек, ужасная язва, нанесенная человечеству! Крестовые походы столь же гибельны были и для нравов, но беспорядки частных людей, никогда не могли восторжествовать над владычеством Церкви. В течение трех сих веков держано было более девятисот соборов в Церкви Западной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

12 апр. крестоносцы ворвались в К.; имп. Алексей V бежал. До 16 апр. К. был отдан рыцарям на разграбление, однако, учитывая масштаб города, по сути за эти дни крестоносцы сумели лишь в основном установить контроль над всей территорией К. Во владение завоевателей попало огромное пепелище из разрушенных и брошенных домов, но большая часть населения еще оставалась в городе, и мн. районы нек-рое время сохраняли некое подобие собственной милиции, к-рая могла пресекать и грабежи, в т. ч. оказывать сопротивление отдельным группам латинян. 12 апр. один из предводителей крестоносцев, гр. Бонифаций Монферратский , занял Большой дворец, явно претендуя на имп. престол. Однако на совете крестоносцев 9 мая императором был избран гр. Балдуин I Фландрский. Была образована Латинская империя - крестоносное феодальное гос-во корпорации рыцарей-крестоносцев и венецианских купцов, которые выступали основными кредиторами и 4-го крестового похода, и образованного ими гос-ва. В К. венецианцы получили во владение Галату и неск. кварталов в центре города близ Золотого Рога. В К. был образован К-польский латинский Патриархат, 1-м патриархом стал архиеп. Томмазо (Фома) Морозини. Его резиденция находилась во дворце прежних патриархов К-польской Церкви, а кафедральным храмом стал собор Св. Софии. Руины стен Феодосия. Рисунок У. Г. Бартлетт. 1836 г. Руины стен Феодосия. Рисунок У. Г. Бартлетт. 1836 г. Разорение К. потрясло воображение современников. Известно описание этих событий визант. литератора Константина Стильба (XIII в.), где утверждается, что латиняне сожгли 10 тыс. церквей и совершали всевозможные преступления и святотатства: вводили мулов в алтарь Св. Софии, чтобы грузить и вывозить ценности, въезжали в храмы на конях, ели вместе с псами из литургических сосудов, выбрасывали Св. Дары, делали пояса и украшения из церковной утвари, выкидывали на мостовую мощи, колонны и мраморные украшения из храмов ставили на улицах, рубили иконы, клали на пол и ходили по ним и т. п. ( Darrouzè s J. Le mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins//REB. 1963. T. 21. P. 81). Скорее всего большая часть этих обвинений недостоверна и представляет собой лишь риторические инвективы, которые обычно высказывались визант. писателями в адрес неверных, врагов империи и православия. Тем не менее они отчасти отражают психологическое состояние жителей города, подвергнутого разграблению, и их отношение к завоевателям.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

крестоносцами. Однако Боэмунд остался в Антиохии и основал там Антиохийское княжество . Штурм Иерусалима крестоносцами. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Сер. XIII в. (Brit. Lib. Yates Thompson. 12. Fol. 40v) Штурм Иерусалима крестоносцами. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Сер. XIII в. (Brit. Lib. Yates Thompson. 12. Fol. 40v) Гр. Раймунд Тулузский, покинув Антиохию 13 янв. 1099 г. вместе с Робертом Нормандским и Танкредом, в февр. осадил г. Арка (близ совр. дер. Миньяра, Ливан). Позднее к ним присоединились войска Готфрида Бульонского и Роберта Фландрского. Весной 1099 г. к руководителям крестоносной армии прибыло посольство из Египта с сообщением о завоевании Иерусалима Фатимидами. Крестоносцы отказались от предложения египтян разделить контроль над Палестиной и, совершив марш-бросок вдоль побережья Средиземного м., 7 июля приступили к осаде Иерусалима, фатимидский правитель которого успел подготовить город к обороне и изгнал из него все христианское население как неблагонадежное. Первый штурм, предпринятый 13 июня, закончился провалом, однако вскоре крестоносцы начали готовить новую атаку с использованием осадных башен. Их строительство стало возможным благодаря поставкам леса, которые были налажены с помощью генуэзского флота. 13 июля начался новый штурм Иерусалима, 15 июля он завершился победой крестоносцев. Крепость Крак-де-Шевалье (Сирия). XII–XIII вв. Крепость Крак-де-Шевалье (Сирия). XII–XIII вв. Захватив Иерусалим, крестоносцы разграбили город; нехрист. население (мусульмане и иудеи) было вырезано или продано в рабство. Правителем Иерусалима был избран Готфрид Бульонский, к-рый отказался от титула короля и принял звание «защитник Гроба Господня» (advocatus Sancti Sepulchri). После смерти Готфрида в 1100 г. на иерусалимский престол взошел его брат Балдуин, принявший титул короля. Раймунд Тулузский основал гос-во в Юж. Сирии - графство Триполи. Т. о., 1-й крестовый поход завершился победой крестоносцев над 2 основными противниками - тюрками М.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Овдовев, в 1147 г. удалилась в монастырь. Написанная ею история ее отца " Алексиада " содержит интереснейшие подробности о крестоносном движении и принадлежит к лучшим историческим сочинениям византийцев. Половецкие вежи: так в русских летописях называли половецкие полевые укрепления, а также ханские шатры. Роберт, граф Фландрский — Роберт I Фриз, граф Фландрии (ок. 1013-1093). В юности строил проекты завоевания Византийской империи с группой нормандских рыцарей. Был женат на Гертруде, графине Фрисландской (Голландской). Его брат Балдуин VI перед смертью доверил ему своего сына Арнульфа III и регентство над Фландрией; потом вдова Балдуина Рихильда это оспорила. В состоявшейся в 1071 г. битве с ее сторонниками, в числе которых были войска короля Филиппа I Французского, Роберт одержал победу. Гибель Арнульфа III в этом сражении позволила Роберту стать графом. В 1085 г. совершил паломничество в Святую Землю. Пропонтида — древнегреческое название Мраморного моря. Подлинность этого письма, от которого сохранилось несколько латинских копий, но не греческий текст, вызывает большие сомнения. Подавляющее большинство историков считает его пропагандистской фальшивкой, направленной на то, чтобы, соблазнив рыцарей сокровищами Константинополя, побудить их отправиться в поход на Восток. Вместе с тем ряд исследователей допускает, что Алексей действительно в момент обострения печенежской угрозы направлял какие-то письма о помощи западным князьям. С последними годами империи, когда османские турки окружили Константинополь... — см. прим. 15. Раскол христианской церкви на западную и восточную произошел в 1054 г. в Константинополе, где легат папы Льва IX кардинал Гумберт и патриарх Константинопольский Михаил Кируларий предали друг друга анафеме. Феофилакт — Феофилакт Болгарский (первая пол. XI в. — после 1126), византийский богослов и писатель. Принадлежал к высшей духовной знати, был вхож ко двору императора Михаила VII. В 1088-1089 гг. возглавил Охридское архиепископство. Из его сочинений наиболее известно толкование Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Из православных обителей только одна лавра Св. Саввы, как позже наша Свято-Троицкая лавра, оставалась незыблемым оплотом православия, и игумен ее, как видно из сказания нашего первого паломника-писателя Даниила, по удалении из Святого Града Православных Патриархов и епископов, был единственным представителем православных при первых иерусалимских королях, начиная с Готфреда. Историк крестовых походов Вильгельм епископ Тирский красноречиво описывает крайнее развращение нравов так называемых рыцарей креста, честолюбие и интриги высшего духовенства, ссоры Патриарха с рыцарями храма, – словом, все то, о чем уже никак нельзя было сказать: «так хочет Бог» – и действительно, «Бог отмщений не обинулся есть». Не прошло еще 100 лет со времени завоевания Иерусалима крестоносцами (88), он снова подпал под власть магометан: в 1167 году султан Саладин вступил в него, а крестоносцы вышли, предшествуемые Латинским Патриархом Ираклием со всем клиром, унося с собою церковную утварь Святого Гроба и сокровища, цену которых знал один Бог , как говорит араб-летописец. Христиане православного исповедания из греков и сириан вступили снова во владение Святыми местами и пользовались при Саладине гораздо большею свободою в отправлении богослужения, нежели при латинских королях, которые стесняли православных в угоду своему латинскому клиру. Третий крестовый поход породил новые смуты: в 1204 году крестоносцы овладели Константинополем, взяв его приступом, и предали его огню и мечу. Святые храмы были расхищены; собор Софийский и другие храмы ограблены и некоторые обращены в конюшни; законный император с Патриархом удалились в Никею. Балдуин граф Фландрский, назначенный в императоры, венчан в Софийском храме новым Латинским Патриархом Фомою, венцом греческого императора, на царство византийское. После чего около полувека держалась латинская империя в Царьграде. Иерусалим также достался на время в руки крестоносцев и также немедленно был изгнан из него Православный Патриарх и водворился Латинский. Но владычество латин во Святом Граде продолжалось недолго, – Иерусалим вскоре снова был «предан на попрание языков» и с XIV века и доныне промыслом Божьим остается во владении неверных, «дондеже окончатся времена язык».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1261 г. Низвергнутый император Балдуин и многочисленные ходоки из Сирии и Палестины, собирая милостыню в Европе, тщетно умоляли о помощи; хотя в нескольких государствах и попробовали проповедовать новый поход, на этот раз никто не принял Креста. На священную войну теперь смотрели как на роковое несчастье; кафедры, с которых раньше столь активно призывали к действию, хранили унылое молчание, а иной раз можно даже было услышать или прочитать нечто, сильно смахивающее на кощунство. Так, один поэт, описав бедствия Святой земли, закончил восклицанием: «Безумен тот, кто пожелал бы вступить в борьбу с сарацинами, когда сам Иисус Христос оставляет их в покое, допуская торжествовать одновременно и над франками, и над татарами, и над народами Армении, и над народами Персии. Всякий день христиане подвергаются новым унижениям, потому что Он спит, этот Бог, свойством которого было бодрствование, между тем как Магомет является во всей своей силе и ведет вперед свирепого Бибарса». Среди всех смут в Европе, раздираемой разнородной борьбой, один лишь Людовик IX продолжал думать об участи христианских колоний на Востоке. Само воспоминание о несчастьях, вынесенных им во имя достояния Иисуса Христа, привлекало благочестивого короля к тому делу, от которого все отступились. Даже папа Климент IX, к которому прежде всего обратился Людовик, долго колебался, прежде чем дал ему благословение. 1266 г. 23 марта 1266 года на заседании парламента король сообщил о своем решении и призвал следовать своему примеру. Затем он принял Крест из рук папского легата; за ним то же сделали три его сына, многие прелаты и представители знати. В числе последних были граф Бретонский, король Наваррский, герцог Бургундский, графы Фландрский, Сен-Поль, де ла Марш; к многим из них присоединились и жены. Однако королева Маргарита, много натерпевшаяся в прошлом походе, идти не отважилась; дома остался и верный Жуанвиль, не скрывавший своего отрицательного отношения к новому замыслу. Впрочем, хотя этого же взгляда придерживались многие, никто не жаловался и не роптал, уважая чувства короля, смотревшего на все предприятие как на благочестивую жертву Создателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор во время Византийской империи. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. — Хронография Феофана, год 6051/551. Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. 16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад (как, например, Туринская плащаница, в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти). По мнению С.А. Иванова, многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святой_С...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010