Вслед за этим «патриарх» повелел переплавить медные статуи, украшавшие Константинополь, – прекрасная иллюстрация культуры западных клириков 1039 . Только медная квадрика коней, ныне украшающая площадь святого Марка в Венеции, была сохранена по просьбе Дандоло – тот являлся более тонкой натурой, чем клирики и рыцари Креста 1040 . После торжеств граф Балдуин Фландрский отправил послание папе, в котором уведомлял Иннокентия III о захвате Константинополя, подчинении Риму «схизматиков» и своем избрании Латинским императором. Забыв о том, что официально он был против похода на Константинополь, Иннокентий III проникновенно ответил, что «радуется о Господе содеянному чуду для хвалы и славы Его имени, для пользы и чести Апостольского престола и для выгоды и возвеличивания христианского народа». Понтифик призвал все духовенство (как западное, так и восточное, поскольку папа полагал себя кафоличным главой всей Церкви), всех государей и все народы подчиниться Балдуину и защищать его. Однако останавливать 4-й Крестовый поход на Константинополе папе очень не хотелось, для чего имелись веские причины. Во-первых, понтифик искренне полагал, что теперь сам собой должен стать вопрос о единой Священной Римской империи, которая, как он полагал, имеет только одного главу – его самого, как преемника апостола Петра. Но мысли вождей Крестового похода на этот счет еще не были ему известны. Во-вторых, хотя сердце его переполнялось радостью оттого, что «Божья кара» пала на «схизматиков " -византийцев, но все же в глазах остального европейского мира крестоносцы воевали с христианами, и благословил их Римский папа. Едва ли это способствовало духовному авторитету Апостольской кафедры. Только продолжение 4-го Крестового похода и взятие Иерусалима могло реабилитировать и папу, и крестоносцев. Поэтому папа Иннокентий III выразил надежду, что, создав себе надежную базу в Константинополе, пилигримы могут с чистой душой отправиться в Египет, а оттуда в Иерусалим, дабы достойно закончить 4-й Крестовый поход.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Lugduni, 1688. Vol. 1. Col. 560-561; Невоструев К. И. О скуфье и камилавке в древней греч. и рус. Церкви//ДЧ. 1867. Ч. 3. Кн. 12. С. 275-287; 1868. Ч. 1. Кн. 3. С. 137-142; Бр-ч Н. Заметка о значении названия «скуфья» и «камилавка»//ХЧ. 1892. Ч. 1. 5/6. С. 474-486; Дмитриевский А. А. Историко-археологические сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства//РукСП. 1902. Т. 1. 9. С. 247-256; Παπαευαγγλου Π. Σ. Η διαμρφωσις τς ξωτερικς μφανσεως το νατολικο κα δι λληνικο Κλρου. Θεσσαλονκη, 1965; Kolias T. Kamelaukion//JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 493-502. А. А. Ткаченко На Западе В средневек. Европе слово camelaucum (также встречаются др. варианты написания: camelaucium, calamaucum, calamacum) обозначало тип головного убора. Обычно так называли головной убор ветхозаветных первосвященников (впрочем, у него было немало и др. обозначений: митра, тиара, кидар, просто «шапка» (pileum) и проч.). С учетом сохранившихся средневек. изображений библейских сцен можно предположить, что такая К. представляла собой невысокий конусообразный колпак. Иногда под К. понимали большую шапку, закрывавшую часть лица, к-рую носили представители низших слоев населения. В таком смысле ее упоминает лат. версия Жития св. Марии Египетской (PL. 73. Col. 655). К. встречается в качестве монашеского головного убора неопределенной формы в грамоте 816 г. из монастыря Санкт-Галлен ( Wartmann H. Urkundenbuch der Abtei St. Gallen. Zürich, 1863. Tl. 1. S. 211) и в Житии св. Бурхарда, достопочтенного графа (XI в.) (PL. 143. Col. 849). Имеется ряд свидетельств того, что К., вероятно в подражание визант. императорам, носили нек-рые светские государи: царь готов Тотила (541-552), король Римский Конрад III (1138-1152), императоры Свящ. Римской империи Фридрих I Барбаросса (1155-1190) и Фридрих II (1220-1250), император Латинской империи Балдуин I Фландрский (1204-1205). Рождество Пресв. Богородицы. Крышка камилавки. 1-я пол. XVII в. (ГММК)

http://pravenc.ru/text/1470129.html

К этому же подстрекало их и латинское духовенство, имея целью подчинение Восточной церкви папе. Они вторично осадили город и вскоре его взяли. Алексей Мурфуз, патриарх Иоанн Каматир и тысячи греков бежали. Крестоносцы же, мужи крови (по выражению современного им историка), предали Константинополь огню и мечу. Они убивали поголовно всех греков, не различая ни пола ни возраста, грабили церкви и монастыри, расхищая ценности, грабили даже св. мощи, древние рукописи и книги, которые потом переправляли на запад. К этому они еще присоединили поругания — бесчестили монахинь, вводили в церковь лошадей, иконы бросали на землю и, сидя на них, пиршествовали и играли в карты. Латинское духовенство не только не останавливало крестоносцев, но даже помогало им в грабеже и поругании святынь. Словом, латиняне поступили с Константинополем так же варварски, как впоследствии поступали с ними турки. Еще до взятия Константинополя между крестоносцами и привезшими их венецианцами был заключен договор относительно раздела добычи, устройства новой империи, избрания патриарха и императора. Поэтому, вскоре после разграбления города, они устроили в нем свою, так называемую, латинскую империю. Императором был выбран Балдуин, граф фландрский, а патриархом один венецианец, Фома Мазарини. Папа Иннокентий III, ранее угрожавший крестоносцам отлучением от Церкви за нападение на греческие города, узнав о взятии Константинополе, благословил дело крестоносцев и приказал им, как и латинским епископам, вводить в православной церкви латинство. Таким образом константинопольская церковь попала в руки латинян. В ней было учреждено несколько латинских митрополий и епископий. Православные епископы и священники были изгнаны, лишены прав и преследовались. Впрочем, православное население завоеванной империи не хотело знать латинской иерархии и не хотело принимать латинства. Отсюда начались жестокие преследования православных и особенно духовенства. Так, в 1213 году, при императоре Генрихе II, в Константинополь прибыл папский легат Пелагий, присланный именно затем, чтобы превратить константинопольскую церковь в латинскую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Константин VII Порфирогенит («Багрянородный») (сын Льва VI) (913–959, соправитель с 908) Зоя I Карвонопсина («Черноокая») (жена Льва VI) (914–919) Роман I Лакапин (тесть Константина VII) (920–945, кесарь в 919) Христофор (сын Романа I) (921–931) Стефан (сын Романа I) (924–945) Константин (сын Романа I) (924–945) Роман II (сын Константина VII) (959–963, соправитель с 945) Феофано (жена Романа II) (март-август 963) Никифор II Фока (узурпатор) (963–969) Иоанн I Цимисхий (узурпатор) (969–976) Василий II Булгароктон («Болгаробойца») (сын Романа II) (963–1025, соправитель с 960) Константин VIII (брат Василия II) (963–1028, соправитель с 962) Роман III Аргир (муж Зои, дочери Константина VIII) (1028–1034) Михаил IV Пафлагон («Пафлагонянин») (второй муж Зои) (1034–1041) Михаил V Калафат («Конопатчик») (сын сестры Михаила IV) (1041–1042) Зоя II и Феодора Порфирогениты (дочери Константина VIII) (1042) Константин IX Мономах (третий муж Зои) (1042–1055) Феодора Порфирогенита (вновь) (1055–1056, соправительница с 1042) Михаил VI Стратиотик («Старик») (1056–1057) Исаак I Комнин (узурпатор) (1057–1059) Династия Дук Константин X Дука (1059–1067) Евдокия Макремволитиса (вдова Константина Х) (1067/1068 и 1071) Роман IV Диоген (второй супруг Евдокии) (1068–1071) Михаил VII Дука Парапинак («За пинакий») (сын Евдокии и Константина Х) (1071–1078, соправитель с 1060) Никифор III Вотаниат (узурпатор) (1078–1081) Династия Комнинов Алексей I Комнин (племянник Исаака I) (1081–1118) Иоанн II Калоян («Прекрасный») Комнин (сын Алексея I) (1118–1143) Мануил I Комнин (сын Uoahha II ) (1143–1180) Алексей II Комнин (сын Мануила I) (1180–1183) Андроник I Комнин (двоюродный брат Мануила I, узурпатор) (1183–1185) Династия Ангелов Исаак II Ангел (узурпатор) (1185–1195, 1203–1204) Алексей III Ангел (брат Исаака II, узурпатор) (1195–1203) Алексей IV Ангел (сын Исаака II) (1203–1204) Алексей V Дука Мурзуфл («Насупленный») (узурпатор) (1204) Императоры Латинской империи в Константинополе Фламандский дом Балдуин I Фландрский (1204–1205, умер в 1206?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Генрих (Анри) Фландрский (брат Балдуина) (1206–1216, регент в 1205–1206) Дом Куртене Пьер де Куртене (1217) Иоланта (сестра Анри, жена Пьера) (1217–1219) Конон де Бетюн (регент) (1219–1220) Иоганн Колонна (кардинал, регент) (1220) Робер де Куртене (сын Иоаланты) (1219–1228) Мария, вдова Феодора Ласкариса (регентша) (1228) Наржо де Туси (регент) (1228–1231, 1238–1240) Иоанн (Жан) де Бриен (1231–1237) Ансо де Кайо (регент) (1237–1238) Балдуин II (брат Роберта, умер в 1273) (1240–1261) Императоры Никейской империи Династия Ласкарисов Константин (XI) Ласкарис 172 (брат Феодора Ласкариса) (1204–1205) Феодор I Ласкарис (1208–1222) Иоанн III Дука Ватац (муж дочери Феодора I) 1222–1254) Феодор II Ласкарис (сын дочери Феодора I и Uoahha III ) (1254–1258) Иоанн IV Дука Ласкарис (сын Феодора II) (1258–1261) Михаил VIII Палеолог (1258/1259–1261, соправитель с 1258) Императоры Византийской империи после ее восстановления в Константинополе Династия Палеологов Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (сын Михаила VIII) (1282–1328, соправитель с 1272) Михаил IX Палеолог (сын Андроника II) (1294–1320) Андроник III Палеолог Младший (1328–1341, соправитель с 1325) Иоанн V Палеолог (сын Андроника III) (1341–1391, с перерывом в 1376–1379) Иоанн VI Кантакузин (узурпатор) (1347–1354) Матфей Кантакузин (сын Иоанна VI) (1353–1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (сын Иоанна V) (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (сын Андроника IV) (1390, соправитель Мануила II в 13991403) Мануил II Палеолог (сын Иоанна V) (1391–1425, соправитель с 1371) Иоанн VIII Палеолог (сын Мануила II) (1425–1448, соправитель с 1421) Константин XI Палеолог Драгаш (брат Uoahha VIII ) (1448/1449 – 29 мая 1453) Деспоты Морей Мануил Кантакузин (сын Иоанна VI) (1348–1380) Матфей Кантакузин (сын Иоанна VI) (1380–1383) Димитрий Кантакузин (сын Матфея) (1383) Феодор I Палеолог (сын Иоанна V) (1383–1407) Феодор II Палеолог (сын Мануила II) (1407–1439, с 1428 – совместно с братьями Константином и Фомой)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Пешитта 2. Септуагинта 3. «Филиокве» 4. «Симфония» 5. Вульгата 6. Богомилы 7. Хиджра Ответы       I.   1 — б; 2 — б; 3 — в; 4 — в; 5 — а; 6 — в; 7 — б; 8 — д; 9 — в. II.   1 — ирландцев; 2 — грузин; 3 — армян; 4 — эфиопов; 5 — готов; 6 — франков. III . 1. Древне-сирийская Библия 2. Так наз. «Перевод 70-ти толковников» (перевод Ветхого Завета на греческий) 3. «И Сына» (лат.) — римо-католическое добавление к Никео-Цареградскому Символу веры 4.а.Теория Юстиниана о взаимодействии в империи «священства» и «царства» б. Словарь-справочник к Священному Писанию с указанием для каждого слова контекстов, в которых оно употребляется в Библии 5. Перевод Библии на латинский язык бл. Иеронимом Стридонтским 6. Болгарско-Византийское религиозное движение дуалистического (манихейского) характера (Х в.) 7. Переселение Мухаммеда и его сторонников в Медину в 622 г., точка отсчета мусульманского календаря      ЛИТЕРАТУРА 1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910. 2. прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985 (позднейшие репринты в России). 3. прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия. 3-е изд. Париж, 1989 (позднейшие репринты в России). Составитель А. Дворкин Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 1994. Тест-вопросы по истории Церкви из программы экзамена в МГУ в 1993-94 уч. году I. Укажите правильный ответ 1. Румынские княжества Валахия и Молдавия стали православными в: а) X в; б) XII в; в) XIV в. 2. Первым крестоносцем-правителем Иерусалима стал: а) Боэмунд Тарантский; б) Балдуин Фландрский; в) Годфрид Бульонский. 3. III Крестовый поход связан прежде всего с именами: а) Ричарда Львиное Сердце и Саладина; б) Людовика XI Святого и Байбарса; в) св. Бернарда и Чингиз-хана. 4. Сербский король Стефан Первовенчанный получил королевскую корону от: а) римского папы; б) никейского императора; в) императора Священной Римской империи. 5. Первый крестовый поход произошел в: а) конце XI в.; б) середине X в; в) начале XII в. 6. Первым городом в Восточной Европе, названным «Третьим Римом», был: а) Тырново; б) Фессалоники; в) Москва.

http://pravmir.ru/proverte-sebya-test-vo...

Реликвии эти подняли дух христиан Святой земли и заставили их даже на время забыть голод и поражения. Узнав о предстоящей подмоге, защитники Птолемаиды возрадовались и, бурно славя победы Балдуина и Бонифация, вызвали даже страх в рядах мусульман, так что султан Дамасский поспешил заключить с христианами перемирие. Но радость ревнителей Гроба Господня возымела вскоре последствия плачевные для их дела. Вместо того чтобы встречать подмогу, которой они так добивались, многие из христиан Сирии и Палестины, в первую очередь недавно прибывшие, те, кто откололся от крестоносцев после взятия Зары, теперь возжелали вдруг разделить счастье и славу с покорителями Константинополя и хлынули в Грецию; туда же устремились иоанниты и тамплиеры, жадные до богатств и славы; и вот король Иерусалимский неожиданно оказался в Птолемаиде почти в полном одиночестве, что дало возможность устрашенным врагам его снова воспрянуть... В числе беглецов из Птолемаиды Балдуин с нетерпением ожидал свою супругу, Маргариту Фландрскую; однако государыня эта не смогла насладиться благами нового титула мужа – утомленная долгим плаванием и путевыми невзгодами, она скончалась, и корабль доставил любящему супругу лишь ее останки. Опечаленный император похоронил Маргариту с подобающей пышностью в храме Св. Софии; и это совмещение празднеств победы с торжеством погребения казалось символичным – оно объединило блеск славы завоевателей с грядущей участью их империи. Балдуину и его окружению было над чем задуматься. Вместе со всеми вновь прибывшими он располагал армией, не превышавшей двадцати тысяч бойцов. Между тем серьезные опасности угрожали с разных сторон. Иконийский султан и Болгарский царь спешили использовать войну между латинянами и греками. Что же касается греков, то они были побеждены, но не покорены. Те из вождей их, кто имел приверженцев и оружие, спешили создать свои государства – повсюду возникали их «империи» и «княжества», становившиеся реальной угрозой для Константинополя. Так, некий внук Андроника основал на северо-востоке Малой Азии Трапезундскую империю; свирепый тиран Лев Сгур царствовал в Арголиде и Коринфе; Михаил Ангел с помощью измены захватил Эпир; Федор Ласкарис, подобно Энею бежавший из своего отечества, собрал войска в Вифинии и заставил провозгласить себя императором Никеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г. а) Латинская империя Балдуин I Фландрский – 1204–1205 Генрих Фландрский – 1206–1216 Пьер де Куртене – 1217 Иоланта – 1217–1219 Роберт де Куртене – 1219–1228 Балдуий II – 1228–1261 Жан ден Бриен – 1231–1237 б) Никейская империя Феодор I – 1204–1222 Иоанн III Ватац – 1222–1254 Феодор II – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 в) Эпирское царство Михаил I – 1204–1215 Феодор – 1215–1224 (в 1224 г. последний захватил Фессалонику и был коронован императором) г) Фессалоникийские правители Феодор – 1224–1230 Мануил – 1230–1237 Иоанн – 1237–1244 Димитрий – 1244–1246 (в 1246 г. Фессалоника подчинена Иоанном III Ватацем) д) Эпирские правители Михаил II – 1231–1268 Никифор I – до 1268–1296 Фома – 1296–1318 (при нем регентшей примерно до 1313 г. – Анна Палеологиня-Кантакузина) Николай Орсини – 1318–1323 Иоанн Орсини – 1323–1335 Никифор II – 1335–1340 (при нем регентшей была Анна Палеологиня) 1340 – Эпир завоеван Андроником III Палеологом 1348 – Эпир завоеван сербским королем Стефаном Душаном е) Фессалийские правители Севастократор Иоанн I – 1271–1296 Константин – 1296–1303 Иоанн II – 1303–1318 1318 – Фессалийское государство распалось 1348 – Фессалия завоевана сербским королем Стефаном Душаном ж) Морейский деспотат Мануил Кантакузен, сын Uoahha VI – 1348–1380 Матфей Кантакузен, сын Uoahha VI – 1380–1383 Димитрий Кантакузин, сын Матфея – 1383 Феодор I Палеолог, сын Uoahha V – 1383–1407 Феодор II Палеолог, сын Мануила II – 1407–1428 Он же с братьями Константином и Фомой – 1428–1443 Константин и Фома – 1443–1449 (с 1449 г. Константин – последний византийский император Константин XI) Фома с братом Димитрием – 1449–1460 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛДУИН I (1058 - 2.04.1118), кор. Иерусалимский (с 1100), один из предводителей 1-го крестового похода . Б., граф Фландрский, сын гр. Евстахия Бульонского, брат Готфрида Бульонского , в 1096 г. дал обет освободить Гроб Господень. Участвовал в осаде Никеи (14 мая - 16 июня 1097). В 1098 г. с небольшим отрядом занял Эдессу и стал основателем первого гос-ва крестоносцев на Ближ. Востоке - Эдесского графства. После смерти Готфрида Бульонского в 1100 г. Б. был приглашен в уже захваченный крестоносцами Иерусалим в качестве правителя-регента. Несмотря на противодействие папского легата Даймберта, 25 дек. короновался в храме Гроба Господня и стал первым иерусалимским королем. Предпринял 3 похода против Египта и против эмиров Сельджукского султаната, сохранявших позиции в Сирии и Палестине. Захватил прибрежные палестинские порты Акко (Акра), Триполи, Бейрут и Сидон, чем обеспечил связь своего королевства с христ. странами. К 1115 г. распространил свои владения на всю территорию Палестины и закрепился на берегу Красного м. (зал. Акаба). В нач. 1118 г. предпринял поход в Египет, дошел до дельты Нила, умер на обратном пути в Иерусалим. Похоронен в храме-усыпальнице в Иерусалиме. Лит.: Gindler P. Graf Balduin I. von Edessa. Halle, 1901; Br é hier L. Baudouin I//DHGE. T. 6. Col. 1372-1379; A History of the Crusades/Ed. K. M. Setton. L., 1969. Vol. 1. P. 368-409; Prawer J. Histoire du Royaume Latin de Jérusalem. P., 1975. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/77436.html

признают существование не дошедшего до нас оригинала послания, адресованного Алексеем Комнином Роберту Фландрскому. Французский историк Шаландон признает, что средняя часть послания была составлена при помощи оригинального письма; дошедшее же до нас латинское послание в целом было составлено кем-нибудь на Западе для возбуждения крестоносцев незадолго до первого похода (в виде excitatorium, т.е. ободрительного послания). В существенных чертах соглашается с мнением В. Г. Васильевского относительно подлинности послания и позднейший издатель и исследователь последнего, немецкий ученый Гагенмейер. В 1924 году Б. Лейб писал, что это письмо является не чем иным, как преувеличением (amplification), сделанным вскоре после собора в Клермоне на основе бесспорно подлинного послания, которое послал император Роберту с целью напомнить об обещанных подкреплениях. Наконец, в 1928 г. Л. Брейе писал: «Возможно, если следовать гипотезе Шаландона, что, прибыв во Фландрию, Роберт забыл о своих обещаниях. Алексей тогда послал к нему посольство и письмо с текстом, конечно, полностью отличным от того, который дошел до нас. Что же касается этого апокрифического письма, то оно могло быть составлено с помощью подлинного, в момент осады Антиохии, в 1098 году, чтобы попросить поддержки на Западе. Письмо Алексея не имеет, таким образом, ничего общего с предысторией Крестового похода.» В своей истории первого Крестового похода X. Зибель рассматривал письмо Алексея Роберту Фландрскому как официальный документальный источник, имеющий отношение к Крестовому походу. Я остановился несколько подробнее на вопросе о послании Алексея Комнина к Роберту Фландрскому, так как с ним связан отчасти важный вопрос о том, призывал ли император Запад к Крестовому походу, или нет, о чем будет сказано ниже. Во всяком случае, исходя из точного указания современницы Анны Комниной о том, что Алексей отправлял послания на Запад, мы можем признавать и факт отправления им послания к Роберту Фландрскому, легшего в основу разукрашенного дошедшего до нас латинского текста.

http://sedmitza.ru/lib/text/434301/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010