Естественно такая ситуация поддерживалась за счет продразверстки, которая являлась основой политики военного коммунизма. Продразверстка – это изъятие всех излишков сельскохозяйственной продукции у крестьян при помощи насильственных методов, то есть продотрядов. Разумеется – это полностью лишало крестьян любых экономических стимулов для того, чтобы выращивать продукции гораздо больше. Как в центральной России, так и черноземных областях, на Украине запашка составляла не более 60% опять-таки от довоенного уровня. Что было очень и очень мало. Это создавало угрозу голода в городах, и мы наблюдаем такую очень интересную тенденцию, интересную и трагичную, когда население городское начинает переезжать в сельскую местность, потому что сельская местность давала возможность прокормиться. В частности, Петроград лишается порядка 60% рабочих, Москва лишается половины рабочих. Потому что в Петрограде было сосредоточено машиностроение, которое фактически замирает, а в Москве текстильная промышленность, которая еще более, или менее, как-то, хоть немного функционировала. Также стоит отметить то, что разрушаются крупнейшие промышленные районы в годы Гражданской войны – это Донецкий бассейн, который приносил огромное количество угля и где были сосредоточены металлообрабатывающие производства. Фактически был разрушен Бакинский промышленный район, который обеспечивал промышленность нефтью и топливом. И вообще, в принципе, обеспеченность промышленности топливом составляла порядка 10%. Разумеется, все это толкало большевиков на мысли о необходимых мерах и эти меры они старались осуществлять, отталкиваясь от своих экономических воззрений. То есть, при помощи дальнейшей национализации. В частности, в 1920 году национализированы были все мелкие предприятия, которые большевики не национализировали в 1918-1919, а также был учрежден госплан, то есть государственное планирование. Таким образом экономика была централизована окончательно. Ну и в 1920 году, пожалуй, единственный экономический успех донэповской советской России – это план ГОЭЛРО – электрификация страны.

http://academy.foma.ru/2016/10/30

Но самый замечательный случай рассказывает Г. Шелест в «Колымских записях»: приехал новый крупный эмведешник и в заключённом Заборском узнаёт своего бывшего комкора по Гражданской войне. Прослезились. Ну, полцарства проси! И Заборский: соглашается «особо питаться с кухни и брать хлеба сколько надо» (то есть, объедать работяг, ибо новых норм питания ему никто не выпишет) и просит дать ему только шеститомник Ленина, чтобы читать его вечерами при коптилке! Так всё и устраивается: днём он питается ворованным пайком, вечером читает Ленина. Так откровенно и с удовольствием прославляется подлость. Ещё у Шелеста какое-то мифическое «подпольное политбюро» бригады (многовато для бригады?) в неурочное время раздобывает и буханку хлеба из хлеборезки и миску овсяной каши. Значит — везде свои придурки? И значит, — подворовываем, благомыслящие? Всё тот же Шелест даёт нам окончательный вывод: «Одни выживали силой духа (вот эти ортодоксы, воруя кашу и хлеб. — А. С.), другие — лишней миской овсяной каши» (это — Иван Денисович). Ну, ин пусть будет так. У Ивана Денисовича знакомых придурков нет. Только скажите: а камушки? камушки кто на стену клал, а? Твердолобые, вы ли? В) Отношение к труду. В общем виде ортодоксы преданы труду (заместитель Эйхе и в тифозном бреду только тогда успокаивался, когда сестра уверяла его, что — да, телеграммы о хлебозаготовках уже посланы). В общем виде они одобряют и лагерный труд: он нужен для построения коммунизма, и без него было бы незаслуженно всей ораве арестантов выдавать баланду. Поэтому они считают вполне разумным, что отказчиков следует бить, сажать в БУР, а в военное время и расстреливать. Вполне моральным считается у них и быть нарядчиком, бригадиром, любым погонщиком и понукателем (тут они расходятся с «честными ворами» и сходятся с «суками»). Вот например была бригадиром лесоповальной бригады Елена Никитина, бывший секретарь киевского комитета комсомола. Рассказывают о ней: обворовывала выработку своей же бригады (Пятьдесят Восьмой), меняла с блатными. Откупалась у неё от работы Люся Джапаридзе (дочь бакинского комиссара) посылочным шоколадом. Зато анархистку Татьяну Гарасёву бригадирша трое суток не выпускала из лесу — до отморожения.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Из сделанного нами краткого обзора школ видно, как разнообразны они в племенном отношении, как много условий и местных особенностей нужно иметь в виду в церковно-школьной работе в Закавказье, но и этим не исчерпывается разнообразие школ: нужно принять во внимание, так сказать, переходные тоны и оттенки между одной местностью и другой, между одним племенем и другим; нужно иметь еще в виду школы смешанные в племенном отношении. Как много таких смешанных школ, видно, например, из школьной статистики 1901 г. по одной только из четырех епархий экзархата, именно – по грузинской: в ней из 200 школ было чисто-грузинских 39, чисто-греческих 42, смешанных с преобладающим грузинским составом 34, смешанных с преобладающим русским составом около 50, остальные 35 были осетинские: удинские, сирохалдейские, армянские и проч. Я не упомянул еще о русских школах в Закавказье. Русское переселение в этот край, как известно, началось сектантами, появившимися в Закавказье уже в 20-х годах прошлого века. Дети сектантов учатся и в церковных школах, куда их охотно принимают. Здесь они, по отзывам близко стоящих к делу лиц, перестают чуждаться Церкви, отучаются смотреть на священников, как на своих врагов, проникаются уважением к ним, постепенно примиряются и привыкают к иконам, лампадке, кресту, к храму и проч. Детей сектантов в церковных школах одной только Грузинской епархии насчитывается до 300. Сектанты успели осесть в Закавказье прочными и богатыми селениями, свыклись за 80 лет жизни с краем, приобрели в нем и богатство, и влияние. Значительно позже их появления в Закавказье началось переселение сюда и русских православных крестьян; сначала тихо, потом, все усиливаясь, оно достигло в настоящее время значительных размеров. Наконец, законом 1 мая 1900 г. постановлено: впредь все свободные земли в Закавказском крае отдавать только под переселенческие поселки и притом только для русских крестьян исключительно православного вероисповедания. Поселки также выросли и на Черноморском побережье, и во Фреской области, на местах, ушедших в Америку духоборов, и в восточном Закавказье – в Тифлисской, Елисаветпольской и Бакинской губерниях; кроме возникших, намечено теперь около новых русских селений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Ахмад Магамедович Абдуллаев родился 15 сентября 1959 года в селении Инхо Гумбетовского района Дагестана. По национальности аварец. Вырос в религиозной семье. По окончании средней школы занимался самообразованием, постигая азы ислама в беседах с местными богословами. В 1991 году Абдулаев стал имам-хатыбом мечети в Кизилюртовском районе. В 1998 году на совете алимов Дагестана он был единогласно избран председателем Духовного управления Дагестана. В 2012 году после гибели главного суфийского лидера Дагестана Саида-афанди Чиркейского стал его преемником сохранив пост муфтия. Авясов Шавкат, председатель общественного движения «Российское исламское наследие» и Исламского объединенного центра мусульманских организаций России Шавкат Умарович Авясов родился 14 июня 1947 года в Ульяновской области. По национальности татарин. С 2000 года принимал активное участие в мусульманском общественном движении. Стоял у истоков создания Исламской партии России, был назначен первым заместителем её председателя. В феврале – марте 2005 года активно участвовал в создании движения «Российское исламское наследие» (РИН). С 2006 года первый заместитель председателя РИН. В 2007 году избран председателем Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие». С 2010 года председатель Исламского объединенного центра мусульманских организаций России. Акперов Вугар, муфтий Челябинской области по версии ДУМАЧР Вугар Ибрагим Акперов родился 8 октября 1968 года в селе Халадж Сальянского района Азербайджанской ССР. По национальности азербайджанец. Учился в Бакинском политехническом институте, несколько лет занимался частным предпринимательством. С 16 июня 2007 года – имам-мухтасиб ДУМАЧР в Челябинской области, с мая 2008 года – полномочный представитель ДУМАЧР в Челябинской области. Албогачиев Магомед, заместитель председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), первый муфтий Ингушетии Магомед Османович Албогачиев родился 28 июня 1957 года в Алма-Ате. По национальности ингуш.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Перспективы войны и поражения России способны потрясти не одних националистов, но и всякого русского, не совсем потерявшего связь со своим народом и его культу рой. Теоретически есть еще шанс – кажется, единственный шанс – предотвращения новой войны: это падение большевистской власти в России. От скольких ужасов оно изба вило бы мир! Не будем говорить сейчас, возможно ли оно, – нам представляется, что шансы его ничтожны. Но в судьбе России как обреченной Империи этот вариант ничего не меняет. Снятие страшной тяжести, висевшей над народами России тридцать лет, означает взрыв всех подспудных, революционных и центробежных сил. Пока русский народ будет сводить счеты со своими палачами, в общем, неизбежном хаосе большинство национальностей, как в 1917 году, потребуют реализации своего конституционного права на отделение. Вероятно, произойдет гражданская война приблизительно равных половин бывшей России. Если да же победит Великороссия и силой удержит при себе народы Империи, ее торжество может быть только временным. В современном мире нет места Австро-Венгриям. Если миром будет править единая власть – единственный шанс его спасения, – она будет обязана прекратить всякое насилие одних народов над другими. Ликвидация последней частной Империи станет вопросом международного права и справедливости. Для самой России насильственное продолжение имперского бытия означало бы потерю надежды на ее собственную свободу. Не может государство, существующее террором на половине своей территории, обеспечить свободу для другой. Как при московских царях самодержавие было ценой, уплаченной за экспансию, так фашизм является единственным строем, способным продлить существование каторжной Империи. Конечно, ценой дальнейшего ухудшения ее культуры. Finis Russiae? Конец России или новая страница ее истории? Разумеется, последнее. Россия не умрет, пока жив русский народ, пока он живет на своей земле, говорит своим языком. Великороссия, да еще с придачей Белоруссии (вероятно) и Сибири (еще надолго), все еще представляет огромное тело, с огромным населением, все еще самый крупный из европейских народов. Россия потеряет донецкий уголь, бакинскую нефть, – но Франция, Германия и столько народов никогда нефти не имели. Она обеднеет, но только потенциально, потому что та нищета, в которой она живет при коммунистической системе, уйдет в прошлое. Ее военный потенциал сократится, но он потеряет свой смысл при общем разоружении. Если же разоружения не произойдет, то погибнет не одна Россия, а все культурное человечество. Даже чувство сожаления от утраты былого могущества будет смягчено тем, что никто из былых соперников в старой Европе не займет ее места. Все старые Империи исчезнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Попов, Галяев и их сподвижники, высланные из Саратовской губернии в Ленкоранский уезд Бакинской губернии, основали такую же коммуну на новом месте. Коммуна же общих в Саратовской губернии продолжала функционировать без учителей. Попов же со своими последователями в новом краю вновь основали все ту же молоканскую коммуну «общих». Эта коммуна-община не развалилась и после того, как ее главного лидера Попова сослали в 1843 г. в Сибирь. Надо отметить, что хозяйство общих развивалось весьма успешно. Современники отмечали, что коммуны общих, как и другие христианские коммуны в России в конце XIX в., проявляли себя как сельскохозяйственные коллективы, с которыми по эффективности ведения и организации хозяйствования старое крестьянство сравниться не могло. Но это обстоятельство было чревато рядом сложностей в социальной жизни коммуны. Успешное хозяйствование коммуны привело к тому, что она встала на пути рыночного развития. Да и сама организация общих молокан постепенно, как и всякая другая социальная организация, приобретала весьма бюрократический характер, основанный прежде всего на отношениях господства-подчинения, т. е. на иерархическом принципе. Это, естественно, вызывало протест у части паствы, которая искала в движении прежде всего братства и равенства, освобождения от земного гнета. В итоге из движения общих молокан выделилось в 50-х годах XIX века оппозиционное движение, известное как «духи», или «прыгуны». Основная причина к выделению из общих молокан нового молоканского варианта раскрывается в рукописи инициаторов-сепаратистов, известной под названием «Письма и поучения». В этой рукописи в главе «Ко всем братиям рассуждение о уставах и рассмотрение о чинах общественной церкви» достаточно однозначно выражался категорический протест против бюрократических принципов организации общих. Молокане-сепаратисты свое негодование, свой протест направляли в первую очередь против назначения, «по воле людской», чинов Церкви и утверждали, что никаких «назначенных» чинов быть не должно, ибо «един наставник и учитель Христос, вы же все братья». В адрес общих высказывался упрек, что они, как сыны израилевы, просившие себе царя со слугами, вооруженной охраной и армией, «сами себе царя и властей поставили, а не Господом», «из числа братьев наших избрали сами себе судей и прочих чинов не точию для земных порядков, но и души свои предали им». В действительности же, считали молокане-сепаратисты, вместо избранных людьми чинов Церкви должны у руководства Церковью быть те чины, которые избраны самим Богом, «на которых Он излил дух Моисея». Именно эти-то избранники и должны стать во главе общественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Беда маленькой республики за несколько часов стала общемировой. В крохотную на глобусе Армению со всех концов планеты неслось, везлось, пересылалось… Люди сострадали, плакали. Многие города России посылали добровольцев, которые приезжали семьями. Женщины, варившие кашу, густо сдабривали ее скорой на горе бабьей слезой. Сколько кормили — столько ревели. Недопивших компотик сироток успевали усыновить тут же, навсегда прижав к груди. Эх, бабоньки наши несравнимые, несгибаемые никаким лихолетьем! Русская женщина при любой профессии мужа — жена ратника. Но беда не приходит одна. При заходе на посадку в Ереванском аэропорту разбился югославский самолет Ан-12. Всё собранное в одном государстве разлетелось по аэродрому. Российский Ил-76 из-за густого тумана, приступив к снижению не по глиссаде на двенадцать секунд раньше, врезался в Арарат, «пристроившись» к Ноеву Ковчегу, с сорока четырьмя специалистами-поисковиками, их собаками и гуманитарным грузом на борту. Но мозаика беды не везде была окрашена в черные цвета. Бакинское ночное небо высветилось долгим полуднем от праздничного салюта в ответ на беду. Играли свадьбы и в футбол. В траурные, определенные руководством страны дни, 9, 1О декабря телепрограммы республиканского телевидения Азербайджана почти не изменились. Во время «круглого стола» в Баку комендант особого района генерал-полковник Тягунов призывал не злорадствовать над чужим горем. Он также подтвердил, что на площади им. Ленина в Баку во время митинга готовился план погрома города. Слова генерала можно было понимать так: — Войскам Советской Армии вновь удалось предотвратить повторение Сумгаита. Его мужественно поддержал Генрих Боровик. Нахлынувшая в Армению ошалевшая телерадиобратва показывала стране и миру свою работу, как более значимую, чем ничтожная армейская «возня». Для многих из съемщиков такая удача бывает раз в жизни, и они не упускали случая отснять наиболее «яркие» факты вытаскивания из-под обломков погибших армян, порой брезгливо отпрыгивая в сторону при виде трупов. Виктор сутками носился по продолжавшему ощутимо трястись Спитаку, отошедшему в мир иной целыми улицами и кварталами. При наступивших массовых похоронах воины смиренно пили за упокой на десятках поминок и не пьянели. Горя было столько, что для хмеля места не хватало. А однажды люди заплакали оттого, что увидели, как плачет министр. До чего ж горька была слеза этого русского мужика, забывшего от увиденного о своей «государственности». Он не сдерживал себя, став враз простолюдином, забывшим о «портфеле», — Николай Иванович Рыжков. Теле— и радиопроходимцы цинично нарекли его за это «плачущим премьером». При разгребании завалов происходило необычное действо — люди, говорившие на десятках языков, понимали друг друга с полуслова.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

— Si, padre, grazie… Ну, а дальше. Сели за стол монастырской трапезной со стрельчатыми готическими окнами… — Почему он, собственно говоря, нас позвал? — недоумевает моя спутница. — Потому, что он — христианин, а мы — странники. Финик выросла в среде врачей и биологов, а у этого подкласса из породы русской интеллигенции свои особые представления о религии вообще и о монахах в частности. Традиционные. Еще со времен доктора Крупова и студента Базарова… Она удивлена… Но кушает с большим аппетитом. Наутро мы в казерме Манин. Снова удивление. Казерма — дом военный, как известно. Манин — венецианский революционер времен минувших, как нам тоже стало известно. Но и здесь монахи. А сама казерма с ее внутренний двором, обрамленным стройной вереницей задумчивых колонн, очень далека от того, что мы привыкли называть казармой. Потом объяснилось. Казерма — бывшая иезуитская коллегия XVIII века. В мудром и прогрессивном веке XIX братьев Сердца Иисусова уплотнили. Теперь они рядом, в монастыре, на дворе которого их полулегальные воспитанники режутся в футбол, а в бывшем коллегиуме стали какие-то склады. Муссолини использовал их для размещения доблестных победителей голых абиссинцев. После его падения победители разбежались, а в образовавшуюся пустоту влились мы, «перемещенные лица». Эти «лица» кишмя-кишат и в колонном дворе и в бесконечных сумрачных корридорах с нишами и тумбами для статуй, но статуй там уже нет. Надо полагать, это были святые, не воспринявшие великих идей Дуче и удаленные по несоответствию с темпом эпохи. Русских здесь меньше, чем в Удине, но зато много кавказцев. Весь закавказский национальный батальон добровольческих войск генерала Кестринга в полном составе: грузины, армяне, горцы всех племен, бакинские турки… Перед капитуляцией они стояли близ Венеции и, когда фронт пал, устремились в город и примкнули к «освободившим» его партизанам. Подвиг «освобождения» был не очень трудным: просидели сутки в каких-то подвалах пока SS cbaлubaлu в кучу свою амуницию, ну и «освободили»…

http://azbyka.ru/fiction/di-pi-v-italii-...

Временный управляющий Бакинской епархией совершил рабочую поездку в столицу Азербайджана 26 декабря 2022 г. 10:17 24-25 декабря 2022 года состоялась рабочая поездка временного управляющего Бакинской епархией   архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в город Баку. 24 декабря архиепископ Феофилакт возглавил заседание епархиального совета Бакинской епархии. Участники заседания заслушали доклады руководителей епархиальных отделов и комиссий, обсудили вопросы епархиальной жизни в уходящем году. В этот же день под председательством Его Высокопреосвященства состоялось епархиальное собрание, на котором владыка Феофилакт подвел итоги уходящего года. Архиепископ Феофилакт назвал важнейшими событиями 2022 года в жизни Бакинской епархии окончание масштабных ремонтно-реставрационных работ в двух столичных храмах — соборе Рождества Богородицы и храме Архангела Михаила, а также начало полноценной литургической жизни в приходе Покрова Богородицы г. Ленкорань. Особое внимание архипастырь уделил нормализации богослужебной и приходской жизни в пост-пандемийный период, открытию воскресных школ для детей и взрослых, участию сотрудников епархиального управления и клириков Бакинской епархии в общественной и культурной жизни Азербайджана. Также владыка Феофилакт отметил положительные изменения в работе некоторых епархиальных структур. Затем  архиерей ответил на вопросы участников собрания и благословил их на труды в 2023 году. Вечером того же дня архиепископ Феофилакт совершил всенощное бдение в старейшем храме Бакинской епархии в честь Архангела Михаила. Это богослужение стало первым после окончания масштабных ремонтно-реставрационных работ, проводившихся по инициативе и на средства президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. По окончании богослужения архиепископ Феофилакт обратился к его участникам со словом проповеди. 25 декабря архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку. Его Высокопреосвященству сослужили клирики Бакинской епархии и руководитель Административного секретариата Пятигорской епархии иерей Илия Яковенко. Некоторые молитвословия прозвучали на азербайджанском языке. После чтения Священного Писания владыка Феофилакт обратился к верующим с проповедью. По окончании Литургии он благословил прихожан в преддверии праздников гражданского новолетия и Рождества Христова. В дар прихожанам архиерей раздал настенные календари на 2023 год, изданные Бакинской епархией. На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Азербайджане М.Н. Бочарников. В тот же день состоялась беседа архиепископа Феофилакта с послом России.  Пятигорская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5987284.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010