А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Белгородская С 1667 г. Белгород был кафедральным городом учрежденной тогда обширнейшей епархии, кафедра которой впоследствии переносится в Курск. См. Курская. Нынешняя кафедра основана 25.02.1905. Курское викариатство; позднее самостоятельная. Возобновлена 09(22)02.1993. Курское викариатство. Самостоятельная с 04(17)07.1995. Именовалась: Белгородская; в 1942–1943 гг. – Белгородская и Грайворонская (самостоятельная); с 04(17)07.1995 – Белгородская и Старооскольская. 03.07.1905 15.11.1913 15.11.1913 28.12.1918(10.01)1919 17(30)03.1924 21.03(03.04)1930(1925) 13(26)08.1930 01(14)06.1931 17(30)12.1931 Иннокентий Клодецкий 29.07(11.08)1933 08(21)11.1933 08(21)11.1933 12(25)02.1935 09(22)06.1942 09(22)02.1993 21.03(03.04)1993 22.03(04.04)1993 Белгородская, григ. Дата основания неизвестна. Курское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Иероним Борецкий Алексий Белгородская, обн. Основана в 1922 г. Курское викариатство. Упразднена в 1933 г. 1922 Никон Пурлевский 05(18)06.1924 12(25)01.1925 Николай Рубцов 04(17)07.1925 30.07(12.08)1925 06(19)03.1931 06(19)03.1931 04.1931 Димитрий Крылов 11(24)03.1931 21.06(04.07)1931 19.06(02.07)1931 21.01(03.02)1932 21.01(03.02)1932 03.1933 Алексий Щербаков, паки 364 Далее пребывал на покое в г. Путивле, где и покончил жизнь самоубийством (1914 г.) в припадке острого расстройства. 365 Арестован за два дня до мученической смерти за обличение насилий и грабежей. Был зверски убит (проломлена голова, переломлены хрящи гортани при удушении, прострелена грудь – по результатам вскрытия захоронения в том же 1919 г.). 366 В 1921 г. эмигрировал за границу. В 1922–1924 гг. начальник Русской Духовной Миссии в Старом Иерусалиме. С 1924 г. в Америке. Последние годы жизни проживал, вероятно, в Лондоне, где в 1933 г. и погребен. По ММЛ РПИ, скончался в США в 1930 г. 368 Первая дата – принесение покаяния за отпадение в обновленческий раскол Святейшему Патр. Тихону и митр. Петру Полянскому в московском храме Воскресения в Барашах (на Покровке). Принят в общение и определен на прежнюю кафедру. В 1925 г. – арестован, приговорен к 2 годам концлагеря, которые отбывал в СЛОН. Затем в 1927–1930 гг. в ссылке в Новосибирске. См. Кузнецкая. Видимо, до конца этого срока именовался Белгородским, ибо кафедра не замещалась, т. е. вакантной не числилась. Поэтому принимаем за основную вторую дату – дату назначения еп. Никона на последующую Бакинскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ставропольская и Владикавказская епархия 21 мая 2010 г. 18:09 Учреждена в 1842 г. (по другим сведениям, в 1843 г.) как Кавказская и Черноморская ; с 1867 г. — Кавказская и Екатеринодарская ; с 1886 г. — Ставропольская и Екатеринодарская ; с 1916 г. — Кавказская и Ставропольская ; с 1922 г. — Ставропольская и Кубанская ; с 1935 г. — Ставропольская и Донская ; с сентября 1943 г. — Ставропольская и Пятигорская ; с мая 1945 г. — Ставропольская и Бакинская ; с февраля 1994 г. — Ставропольская и Владикавказская . С 1602 г. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии . В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов). Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857-1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862-1872; местночтимый святой). В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра — с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии). Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893-1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России, проходившего с участием владыки Агафодора, из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия , ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства. В 1920-1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов. В среднем каждый из архиереев занимал кафедру в течение года, после чего подвергался репрессиям. Б о льшая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1184684.ht...

1 января В. М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Мозаика в храме К 1901 году — В Русской Православной Церкви насчитывалось 64 епархии: Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская. Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас. 1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви. Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

http://pravoslavie.ru/5313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Баку. Разрушен в 1936 г. Фотография. 30-е гг. XX в. Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Баку. Разрушен в 1936 г. Фотография. 30-е гг. XX в. Кавказского Экзархата РПЦ (13.09.1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси). Образовано как преемственное Бакинскому викариатству Грузинского Экзархата после упразднения Экзархата (март 1917) в результате провозглашения груз. епископами восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917; восстановлена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сент. 1917) и учреждения Кавказского Экзархата (10 июля 1917). В состав Е. в. были включены рус. и др. негруз. правосл. приходы на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи (ныне территория Азербайджана). Первым викарием Е. в. стал временно управлявший Грузинским Экзархатом 9 сент.- 4 окт. 1913 г. еп. Бакинский Григорий ( Яцковский ; 13 сент. (или 13 нояб.) - 17 нояб. 1917, переведен на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру). 17 нояб. 1917 г. (по др. источникам, в 1918) на Е. в. был назначен еп. Слуцкий Феофилакт (Клементьев ; в 1919 (по др. источникам, в 1923) переведен на Прилукское викариатство). Как Елизаветпольский викарный епископ митр. Тифлисского и Бакинского, экзарха Кавказского сщмч. Кирилла (Смирнова ; 19 марта (1 апр.) 1918 - апр. 1920) он упомянут в списке «Иерархия Российской Православной Церкви», составленном в окт. 1918 г. (Иерархия. 2002. С. 165-190; Губонин. 2006. С. 861-870). Патриархом Московским и всея России св. Тихоном была осуществлена правка этого документа, местопребыванием Елизаветпольского викария им был указан Тифлис. Возможно, это связано с тем, что Кавказский экзарх сщмч. Кирилл, который находился в Баку, радикально настроенной частью грузинского священства в Тифлис допущен не был.

http://pravenc.ru/text/189803.html

Бакинская Основана 19.05.1905 298 Карталинское и Кахетинское викариатство. Упразднена 13.09.1917. Возобновлена с «кон. 1920 г.» (?) (см. Приложение 7. С. 872). Самостоятельная. Упразднена в 1933 г. (?) Возобновлена 13(26)02.1994. Ставропольское викариатство. Самостоятельная с 15(28)12.1998 (выделена из Ставропольской епархии) – «на территориях Азербайджанской республики, Дагестанской республики (Россия) и Чеченской республики (Россия)». Именовалась: Бакинская; с кон. 1920 г. – Прикаспийская и Бакинская; с 15(28)12.1998 – Бакинская и Прикаспийская. Викарная кафедра: Эриванская. 07.1905 06.04.1907 09.05.1907 31.12.1910 Григорий Вахнин 13.02.1911 13.12.1912 Пимен Пегов 13.12.1912 13.09.1917 01.1919 «с конца 1920» 02(15)03.1923 13(26) 09.1923 09(22)11.1920 12(25)09.1923 13(26).09.1923 06(19)10.1923 06(19) 10.1923 08.1924 Митрофан Огиенко 13(27)08.1924 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 Серафим Протопопов 21.03(03.04).1930 24.10(06.11)1930 Никон Пурлевский 29.10(11.11)1930 03(16)09.1931 Валериан Рудич 03(16)02.1933 29.07(11.08)1933 Александр Раевский 13(26)02.1994 05(18)07.1995 (05(18)07.1995 15(28)12.1998 01(14)01.1999 01(14)01.1999 Александр II Ищеин Бакинская, обн. (см. Закавказский Митрополитанский Округ, обн.) 298 Тогда же на кафедру был назначен ректор Тифлисской духовной семинарии архимандрит Никандр (Феноменов), но уже 02.06.1905 новым указом Св. Синода определено ему быть епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru числит его в вышеуказанные дни епископом Бакинским, но он был хиротонисан лишь 10.07.1905 – на Кинешемскую кафедру. 300 13.11.1917 состоялось определение Св. Синода об изменении титула епископа Бакинского на Елисаветпольского (Кировабадского; см.). 304 Бывш. Можайский; затем еп. Ставропольский (?). Вторая дата – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 118. Временно управляющий в виду невозможности прибытия еп. Павла (Вильковского). 307 Об этом иерархе известно очень мало. Его родители (отец – поляк, инженер-путеец, и мать – грузинская аристократка, урожденная княжна Эристави) дали ему превосходное образование. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета и университет в Лозанне. Был известен нестяжательством, скромностью и величием в совершении богослужений, был замечательным проповедником. Деятельно противостоял обновленчеству в Закавказье. После 1928 г. сведения о местопребывании отсутствуют. Судя по тому, что до 1931 г. не был на какой-либо кафедре, пребывал эти три года в ссылке или в заключении. 308 Арестован в начале 1933 г. Приговорен 24.04(07.05)1933 к 3 годам «местного заключения», но освобожден 10 (23)01.1934. Скончался в Баку 03(16)12.1934 и погребен на городском кладбище (См. официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru с ссылкой на следственное дело еп. Митрофана). Дата кончины по ММЛ РПИ – 26.11(09.12)1934. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий. 1. Б. в. Карталинской и Кахетинской епархии было учреждено 19 мая 1905 г. в составе Грузинского Экзархата РПЦ для управления правосл. приходами на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний (совр. Азербайджан). Создание Б. в. было вызвано активным притоком рабочей силы из России на бурно развивавшиеся промышленные и нефтедобывающие предприятия Баку (к 1913 в Баку жили ок. 77 тыс. православных - столько же, сколько и мусульман). К нач. XX в. на территории Азербайджана существовали правосл. храмы: в Баку - 5, в Елизаветполе (совр. Гянджа) - 2, в Шемахе - 1. Однако укреплению Православия в регионе противодействовали различные политические течения левого толка - в нач. XX в. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из очагов революционного движения в Российской империи. 19 мая 1905 г. на Б. в. был назначен Никандр (Феноменов) , однако хиротония его во епископа Бакинского не состоялась, поскольку 2 июня того же года он был переведен на Кинешемское вик-ство Костромской епархии. В годы первой рус. революции епископы на Б. в. не назначались. 9 мая 1907 г. во епископа Бакинского был хиротонисан Григорий (Вахнин), управлявший вик-ством до 31 дек. 1910 г. 13 февр. 1911 г. состоялась хиротония нового Бакинского архиерея - еп. Пимена (Пегова) . 13 дек. 1912 г. еп. Пимен был переведен на Ереванскую кафедру, Б. в. (до нояб. 1917) управлял еп. Григорий (Яцковский) . После провозглашения Грузинской Церковью автокефалии Б. в. в 1919 г. было преобразовано в Прикаспийскую и Бакинскую епархию в составе РПЦ (см. Бакинская и Прикаспийская епархия ), территория к-рой в 1934 г. вошла в состав Ставропольской епархии. 2. Титулярное Б. в. Ставропольской епархии было учреждено в 1994 г. 26 февр. 1994 г. архиеп. Бакинским, ректором Ставропольской ДС назначен Валентин (Мищук) , 18 июля следующего года уволенный на покой. В 1995-1998 гг. Б. в. не замещалось. 28 дек. 1998 г. была учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2, 6; Колесников Л. Ф. Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике//Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203, 208-209. (Сб. РИСИ; Т. 1). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕНСК-ШАХТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Донской и Новочеркасской епархии РПЦ. Существовало в 1924-1926 гг. с названием Каменское вик-ство и в 1932-1933 гг. с названием К.-Ш. в. Кафедра - в ст-це Каменской (с 1927 Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский (ныне Ростовской обл.)). 5 (по др. данным, 8) сент. 1924 г. во епископа Каменского в Москве был хиротонисан Иннокентий (Бусыгин) . 22 дек. 1925 г. еп. Иннокентий принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре собрании архиереев, инициировавшем григорианский раскол , вошел в раскольнический Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. еп. Иннокентий вместе с др. членами ВВЦС был запрещен в священнослужении заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) . Иннокентий жил в ст-це Каменской (Каменске-Шахтинском), в нач. 30-х гг. управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. В 1925 г. было создано обновленческое (см. Обновленчество ) Каменское вик-ство Верхнедонской епархии. Первым обновленческим «Каменским епископом» был Адриан Компанейцев, занимавший кафедру в 1925-1926 гг. (ВССПРЦ. 1926. 10. С. 6; 1927. 2. С. 16). Помимо обновленческой Каменской епархии на Дону существовала в 1925-1928 гг. обновленческая Каменская епархия Сибирской митрополии с центром в г. Камень (ныне Камень-на-Оби Алтайского края), «епископами» к-рой были Иннокентий Кулаков, Виктор Ципкевич. В 1932 г. было восстановлено К.-Ш. в. Донской епархии канонической Церкви, вик-ство возглавляли: еп. Симеон (Михайлов ; 26 мая - июнь 1932), еп. Владимир (Горьковский ; авг.-окт. 1932), архиеп. Александр (Раевский ; 23 окт. 1932 - 10 авг. 1933). Будучи Каменск-Шахтинским викарием, архиеп. Александр (Раевский) временно управлял сначала Донской епархией, с 16 февр. 1933 г.- Бакинской епархией. 8 февр. 1954 г. в связи с образованием Каменской обл. Каменск-Шахтинский стал 2-м кафедральным городом Ростовской епархии, правящие архиереи стали именоваться «Ростовскими и Каменскими» (ЖМП. 1954. 3. С. 6). 26 дек. 1957 г. в связи с упразднением Каменской обл. архиереям Ростовской епархии был возвращен их прежний титул «Ростовский и Новочеркасский». Лит.: Губонин. История иерархии. С. 203. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470103.html

29 июля 1911 г. епископом Михайловским был назначен настоятель псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Амвросий (Смирнов ; впосл. архиепископ); его архиерейская хиротония состоялась 31 июля. С 14 апр. по 26 мая 1917 г. он временно управлял Рязанской епархией. 26 мая 1917 г. еп. Амвросий был переведен в Орловскую епархию викарным епископом Елецким (см. Елецкое викариатство ), а на его место назначен Елецкий еп. Павел (Вильковский ; впосл. архиепископ). Последний недолго пробыл на кафедре, поскольку с 15 авг. 1917 г. участвовал в заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , после чего в Рязань не возвратился. Возглавлявшийся Михайловскими епископами Рязанский епархиальный училищный совет был ликвидирован после выхода постановления Наркомата просвещения от 11 дек. 1917 г. В янв. 1919 г. еп. Павел был назначен епископом Бакинским (см. Бакинская и Азербайджанская епархия ). По некоторым сведениям, 27 авг. 1917 г. во епископа Михайловского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). По др. данным, его хиротония на Михайловскую викарную кафедру последовала 25 марта 1919 г., ее совершили патриарх Московский и всея России свт. Тихон , Киевский митр. Антоний (Храповицкий) , Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и др. архиереи. В мае 1919 г. еп. Серафим был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии (см. Муромское викариатство ). В том же году на М. в. был переведен Муромский еп. Митрофан (Загорский). После кончины 14 окт. 1919 г. Рязанского архиеп. Иоанна (Смирнова) еп. Митрофан временно управлял епархией. В нач. 1920 г. местные власти выселили Михайловского архиерея из Преображенского мон-ря, в том же году мон-рь был закрыт. Еп. Митрофан стал служить в рязанской Николо-Дворянской ц. (др. название - Николо-Староямская ц.). Рязанский краевед С. Д. Яхонтов вспоминал, что в этот храм «собиралась масса народу на его служение, которое отличалось строгостью и какой-то религиозной простотой.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Географическое и политическое положение Кавказской Албании обуславливало тенденции к автономному устроению Албанской Церкви. Албанская Церковь принимала, вероятно, лишь косвенное участие в богословских спорах, которые будоражили Восток в IV в. Она приняла постановления первых трех Вселенских Соборов, осудила арианство и несторианство, но по досадному недоразумению присоединилась к монофизитам и в 551 г. порвала с Византией. Из исторических источников и свидетельств явствует, что монофизитство в Албании, как и в Грузии, было нестабильным. В дальнейшем, в зависимости от политической конъюнктуры, албаны придерживаются то халкидонского исповедания то монофизитства. Деление территории Албании на епархии происходило, по всей вероятности, по этническому и географическому принципам. Количество епархий Албанской Церкви в различное время колебалось от шести до двенадцати. Албанская Церковь созывала и свои Поместные соборы, на которых определялось отношение к тем или иным догматическим, каноническим и дисциплинарным вопросам. После арабского завоевания VIII в. началась исламизация местных жителей. Кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 г. с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство». Новое время [ править править код ] В 1836 г., после присоединения в начале XIX в. Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата). Одновременно с неизбежным процессом исчезновения с исторической сцены Албанской Церкви в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже, Шемахе, Ленкаране, Геокчае, Кубе и др. городах. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 г. была учреждена Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский». Согласно спискам русских иерархов титул «Бакинский» носили 14 архиереев.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Азер...

  001     002    003    004    005    006