– Нет. В моей семье все были инженерами. Мой отец работал нефтяником. Я родилась на острове Жилом, что возле знаменитого Апшерона, полуострова в Каспийском море, в Азербайджане. Никто в семье не был связан ни с балетом, ни с театром. Когда мне исполнилось пять лет, мы переехали в Баку, и там, в доме культуры строителей, я еще не танцевала, но уже выступала на сцене. Меня ставили среди детей, и я делала вертикальный шпагат. От природы я была очень гибкой. В Баку я подружилась с одной девочкой. Ее мама как-то предложила моей: «Давай отдадим девчонок в балетную школу, чтобы они не болтались на улице». Нам было по девять лет. К этому времени у ребенка уже сформирован скелет и видно, как он будет развиваться. Нас приняли. Первые годы – пора привыкания. Представляете, надо стоять час лицом к палке с опущенными плечами и втянутым животом и делать battements tandy (батман-танди – это такое движение с поднятием и отведением или сгибанием рабочей ноги – основа техники классического танца). Невероятный труд. Нужно было быть очень собранным, чтобы заставлять себя заниматься. А каково это в девять-десять лет?! Зато какая радость ощущалась, когда мы перешли в класс с окном! Мне было ужасно интересно смотреть на улицу, наблюдать за происходящим там. На пятом году обучения наш класс взяла народная артистка СССР Гамэр Алмас Заде – первая балерина Азербайджана. Она очень любила своих учениц и меня особенно. Нас четверых из класса, еще совсем юных, взяла работать в Бакинский академический театр. – Чувствуется, что эта выдающаяся женщина стала для Вас проводником в мир большого балета. – Конечно! Своим примером она учила нас тому, что ребенок – хоть и маленький, но человек, личность. Между учителем и учеником существует субординация, педагог может поправить, подсказать, научить – но не может позволить себе унизить, оскорбить. Я со своими учениками стараюсь также себя вести, как Гамэр Алмас Заде вела себя с нами. И мои ученики, которых я называю «мои дети», со временем становятся моими друзьями. Даже мои родные дети немножко ревнуют меня и говорят: мама, мы – твои дети, а это – твои ученики.

http://pravoslavie.ru/126247.html

– Существует мнение, что в современном мире культурный разрыв между поколениями непреодолим. Молодые люди слушают разную музыку, у них в голове больше ритмы, нежели мелодии… А как Вы относитесь к современной музыке? – Хорошо отношусь. Я стараюсь быть внимательной, воспринимать новое, продолжаю много читать. Среди сегодняшних исполнителей бывают и талантливые люди. Понимать современную музыку меня учат молодежь. Молодые люди вообще открыты миру, это самые тонкие проводники современного мира и самые лучшие воспитатели для нас – педагогов. На современную музыку ставится огромное количество балетов во всем мире. – Давайте вернемся к балету. Вы не остались в Баку, а стали продолжать свое образование в Ленинграде. – В Бакинском академическом театре я проработала четыре года, пока народная артистка СССР Наталья Николаевна Дудинская не пригласила меня в Ленинградское академическое балетное училище. Я сидела в репетиционном зале, а она меня подозвала: «Ну-ка, иди сюда». Из Бакинского театра меня не хотели отпускать, но авторитет Дудинской сработал, и так я стала представлять в ленинградской школе Азербайджан. Вместе со мной учились девочки из Финляндии, Перу, Бельгии, Франции. Эти, казалось бы, чисто внешние события, думаю, имели внутренние причины. Господь так распорядился, поставил меня туда. Я танцевала соло в «Пахите», исполняла партии Китри и Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Мирты в «Жизели», танцевала па-де-труа в «Лебедином озере», Шопениану, участвовала во многих других спектаклях. – А как Вы стали педагогом? – На мой взгляд, быть преподавателем, как и балериной, – настоящий дар. Он либо есть, либо его нет. Если ты чувствуешь, что можешь что-то подсказать, если твои советы рождают нечто новое в характере, в рисунке танца, то есть смысл становиться педагогом. Я работала педагогом с двадцати шести лет. Началось с того, что Елена Давыдова, ведущая балерина Екатеринбургского театра, пригласила меня вести балетную группу и быть солисткой театра. Кроме того, я окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер.

http://pravoslavie.ru/126247.html

Сведения от сотрудников на местах и деньги поступали в Ленинградское отд-ние Драмосоюза, после чего денежные средства направлялись в Московское отд-ние, где распределялись между членами секции духовных композиторов по определенной квоте. Среди 130 зарегистрированных композиторов М. занимал 9-е место по количеству исполнений после Архангельского, Чеснокова, Кастальского, П. И. Чайковского , А. Т. Гречанинова , В. А. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), М. М. Ипполитова-Иванова и прот. Д. В. Аллеманова . В момент вступления в Драмосоюз М. жил в Таганроге, в 1926-1928 гг.- в Луганске, будучи регентом Казанской ц., с 1928 г.- в Славянске, где, как указано в анкете 1929 г., являлся руководителем (регентом и педагогом) хора местной Троицкой общины. Жизненный путь М. завершился в Славянске в период нем. оккупации. Несмотря на частые переезды и интенсивную регентскую деятельность, М. продолжал сочинять музыку. Он писал романсы, фортепианные пьесы, песни, составлял пособия для школ и клубов, но основное место в его творчестве занимала духовная музыка, причем половина написанного (в перечне сочинений 1929 г. указано 81 песнопение) осталась неизданной и отдельные сочинения распространялись автором в рукописях. Очевидно, весь архив, находившийся у М. в Славянске, погиб. Сочинения М. звучат в российских храмах и в наст. время, среди особо популярных - «Величит душа моя Господа», «Благослови, душе моя, Господа» (тенор соло), Великое славословие, «Свете тихий». Следует сказать об исключительной чуткости автора к хоровой звучности и большом мастерстве в соединении голосов, в его хоровых партитурах все просто и органично. Интонационно и по характеру изложения его сочинения имеют общие корни с укр. народной песней, просматривается также влияние А. Л. Веделя. Еще на раннем этапе творчества М. один из бакинских рецензентов точно подметил: «...его «Приидите поклонимся» - независимо от красивой гармонии и удобного расположения голосов, приятно поразило своей простотой и утонченностью». Муз. соч.: изд.

http://pravenc.ru/text/2564552.html

Одним из зачинщиков, агитаторов привлечения ученых к делу развития промышленности был петербургский миллионер В.А. Коркунов, вложивший средства, нажитые на винных откупах, в строительство первого нефтеперегонного завода в Баку, который, однако, приносил ему порядка 200 тысяч рублей убытков в год. Нефтепромышленник разыскал 29-летнего приват-доцента Менделеева, только что издавшего свой первый учебник «Органическая химия», и уговорил его поехать в Баку изучать нефтяные промыслы. В придачу к полному пансиону вручил ему тысячу рублей с одной только просьбой: «Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод». О своей первой поездке на Кавказ Менделеев позднее вспоминал так: «На месте, что можно было, старался поправить и направить. И вышло так, что через год получился чистый доход более чем в 200 тыс. рублей. Приезжает ко мне тогда Коркунов и предлагает поехать править его дело в Баку, в год получать по 10 тыс. рублей, до 5% с чистого дохода, разочтенного как в этот год. Ни минуты не думая, отказался, чего, конечно, не сделал бы на моем месте ни англичанин, ни француз, ни немец…» «ОСВЕТИТЬ И СМАЗАТЬ ВСЮ РОССИЮ…» Главным поставщиком керосина, использовавшегося в осветительных приборах, для всей Европы в то время была Германия. А Россия закупала в огромном количестве американский. Его поставки в 1864 году составили 189,1 тыс. пудов, в 1869 году — 1099,5 тыс. пудов, а в 1872 году — 1790,3 тыс. пудов. В то время как, по данным таможенной конторы, из Бакинского порта с 1869 по 1872 год было вывезено только около 1200 тыс. пудов керосина. После присоединения Азербайджана к России правительство отдавало бакинские нефтяные колодцы на откупное содержание. Нефтяные колодцы переходили из рук в руки, нефть добывалась примитивным способом и поставлялась на продажу в сыром виде, а частные потуги отдельных предпринимателей наладить переработку не могли составить конкуренцию американцам. Трудно сказать, насколько предугадывал Менделеев перспективы только еще открывающегося международного рынка нефти и то положение, которое в нем может занять Россия, но со времен своей первой поездки в Баку в 1863 году делу установления нефтеперерабатывающего производства служил многие годы наравне с занятиями наукой.

http://pravmir.ru/ekonomicheskie-idei-d-...

— Ваше Высокопреподобие, почти год назад решением Священного Синода Вы были назначены председателем новообразованного Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Для многих верующих не вполне ясны цели и задачи, возглавляемого Вами Отдела. Расскажите, в чем состоит его основная задача, каковы его функции. — Две основные функции Отдела — это поддержание контактов с органами законодательной власти и с общественными организациями, как православными, так и светскими. Если говорить о первой задаче, то приходится достаточно много работать в области анализа законопроектов, которые проходят через Государственную Думу, через парламенты других стран СНГ, реагировать как на положительные, так и на негативные элементы данных проектов. Многие из них затрагивают практические интересы религиозных общин. Сейчас, например, в России разрабатывается закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Еще одна важная область — разрешение вопросов общественной нравственности. Известно, например, что сегодня ведется много дискуссий относительно того, где пролегают границы вмешательства государства в жизнь семьи. Эта тема, в том числе, связана с ювенальной юстицией. Если говорить о взаимоотношениях с общественными организациями, то их мир достаточно разнообразен: это и политические партии, и профсоюзы, и ассоциации предпринимателей, и разного рода объединения людей по признаку интересов. Многие из них сейчас хотели бы слышать слово Церкви по вопросам, связанным с их сферой работы. Поэтому диалог между Церковью и упомянутыми организациями сегодня достаточно интенсивен. Каждый день приходит на имя Святейшего Патриарха и на мое имя множество писем с разного рода инициативами, которым необходимо давать оценку, и предлагать там, где это уместно, пути для совместных действий. — С какими трудностями Вам чаще всего приходится сталкиваться во время осуществления взаимоотношений Церкви и общества? Произошли ли изменения в отношениях между Церковью и обществом по сравнению с тем, когда Вы возглавляли одноименный секретариат Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210892...

Это был самый сложный момент в полете? Москва встречает героев. 23 марта 1965 г. Помимо этого на корабле было семь аварий. После моего возвращения в корабль крышка люка – это выяснилось потом – недостаточно плотно закрылась. Из-за деформации корпуса корабля происходило постоянное подтравливание воздуха из корабля, система жизнеобеспечения честно отрабатывала свою программу, подавая в кабину кислород. Парциальное давление кислорода в корабле повысилось выше критического. У Валентина Бондаренко, который взорвался и сгорел на Земле, было 360, а у нас дошло до 460. Мы в оцепенении сидели, ждали, что будет. Любая искра, маленькая или большая, взрыв, – и мы перешли бы в молекулярное состояние. Это мы знали. Боролись, боролись и… заснули от кислородного опьянения. Мы сделали все, что нужно, сбросили давление, сбросили влажность, понизили температуру, только получили кислородное отравление. Но люк стал на свое место, и парциальное давление кислорода в корабле упало до нормы. После этого при отстреле шлюза началось очень быстрое вращение корабля, в семнадцать раз превышающее норму, солнце через три иллюминатора бегало каруселью, создавая мощное оптико-кинетическое расстройство. Затем отказала систем управления при посадке… Все это было в одном полете, за одни сутки. И везде мы прошли по краю лезвия, – сюда смерть и сюда смерть, – теряться здесь нельзя. Если б мы от страха бросили грести, то ясно, что никуда не уплыли. Хорошо, сами вы иконы на борт не брали, но какая-то из ваших икон побывала в космосе? Однажды у меня произошла интересная история. В 1984 году я ехал на исполком международной организации «Космонавты и астронавты мира», и в самолете со мной были два священника. Один – епископ Бакинский и Астраханский, второй – настоятель церкви на Воробьевых горах в Москве. Они сидели не в первом салоне, на крайних сиденьях. Я их спрашиваю: «Далеко, отцы, летите?» – «На международный конгресс против атомной войны». А тогда только появилась теория ядерной зимы, по которой, если взорвать хотя бы 0,3 % существующего ядерного оружия, то на Земле будет всеобщее похолодание, и все человечество погибнет. Они об этом ничего не слышали, я им рассказал. И один из них подарил мне иконку – простую, из дюраля, покрашенную эмалью. На обратной стороне: «Пресвятая Богородица, спаси и сохрани». Я ее положил в карман. У меня в программе было посещение Тулузского космического центра, где нам показывали все их разработки, в том числе и очень секретные. Подходит директор центра, пропуск прикладывает – дверь открывается. А сейчас, он говорит, я покажу вам очень серьезную, совершенно секретную лабораторию, вы увидите наши последние разработки, связанные с нахождением аппарата в близких районах от Солнца. Эти спутники должны были работать в условиях экстремальных температур, глубокого вакуума и при этом давать информацию.

http://pravoslavie.ru/50378.html

Что касается молодежи, раньше у нас был молодежный клуб и ребята очень активно в нем участвовали, но духовенство, к сожалению, не молодеет, и с годами силы у активистов этой клубной работы немного иссякли, поскольку на них стали ложиться всякие административные проблемы. Сейчас есть молодежный клуб в Интернете, причем в нем состоят не только православные, но и мусульмане, и представители других религий. Сегодня они едут в детский дом для умственно отсталых детей. Они периодически посещают разные детские дома. Все эти молодые люди где-то работают и из своего личного заработка выделяют какую-то лепту для этих детей, возят им одежду, игрушки, технику. — Есть ли в межрелигиозной сфере еще какое-то взаимодействие между простыми прихожанами — такое же, как эти акции? — Мы проводим много совместных акций: выпускаем журнал, организуем совместные конференции — совсем недавно прошла конференция молодежи по проблеме абортов, болезненной и для Азербайджана. Не так давно прошла акция, в рамках которой мы вместе помогали беженцам, собирали средства в помощь нуждающимся. Таких совместных трудов бесчисленное множество, и это не единовременное, а постоянное соработничество. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума Межрелигиозного совета сказал, что мы должны перейти от толерантности, терпимости к конструктивному религиозному диалогу. У нас в Азербайджане такой конструктивный межрелигиозный диалог уже идет. Вот еще один пример: сейчас Управление мусульман Кавказа выпустило сборник трудов Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на русском и азербайджанском языке (перевод выполнил Бакинский славянский университет). — Одно из направлений научной работы нашего Свято-Филаретовского института — изучение наследия новомучеников. Мы считаем, что этот опыт ХХ века очень важен для современной Церкви. В Бакинской епархии наверняка тоже были свои новомученики. Изучается ли этот опыт, как, кем? — К Бакинской епархии прямое отношение имеет митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В бытность семейным человеком, священником, он проходил пастырское служение в г. Гянджа (тогда Елизаветполь, а потом, в советское время, Кировабад). Овдовев, в 1902 году он принял монашество. В 1918 году он был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским. До Тифлиса он не добрался, а в Баку, где в это время также начались церковные нестроения, жил несколько месяцев и нормализовал здесь церковную жизнь. В 1920 году владыку Кирилла перевели на Казанскую кафедру . То, что мы сейчас имеем в Бакинской епархии, это наследие митрополита Кирилла. Память о нем сохранилась. Он много содействовал упорядочению церковной жизни здесь, на территории нынешнего Азербайджана. Даже конфигурация епархии до сих пор такая, какой митрополит Кирилл представил ее Патриарху Тихону .

http://patriarchia.ru/db/text/2424095.ht...

В мероприятии участвовала делегация Грузинской Православной Церкви во главе с епископом Хорнабуджским и Эретским Димитрием. Протопресвитер Георгий Звиададзе огласил послание, которое в адрес форума направил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. В числе участников конференции государственные деятели, представители дипломатического корпуса и академического сообщества, лидеры и представители традиционных религиозных общин Азерабайджана и других государств. На мероприятии выступили президент Национальной Академии наук Азербайджана академик Акиф Ализаде, председатель Государственного комитета по работе с религиозными образованиями Мубариз Гурбанлы, министр культуры и туризма Абульфас Гараев, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов, генеральный секретарь Парламентского союза Организации исламского сотрудничества Махмуд Эрол Кылыч, бывший министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манучохр Мотакки, президент Фонда тюркской культуры и наследия Гюнай Эфендиева, вице-президент Национальной Академии наук Узбекистана Бахром Абдухалимов, эксперт отдела этнической, религиозной политики и связей с гражданским обществом Аппарата Президента Кыргызской Республики К. Абакиров, председатель научно-религиозного совета Управления мусульман Кавказа академик Васим Мамедалиев, директор Института востоковедения НАНА Говхар Бахшалиева, председатель Духовного управления мусульман Украины муфтий Ахмед Тамим, исполнительный директор Бакинского международного центра мультикультурализма Азад Мамедов, руководитель Албанско-удинской общины в Азербайджане Роберт Мобили, руководитель международной исламской миссии Шафиг Пшихачев и другие. В заключение было принято обращение международной конференции к мировой общественности, в котором осуждаются любые акты насилия под прикрытием религии. В документе также говорится о высокой оценке вклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дело достижения мира в регионе. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/4838554.ht...

Азербайджан — страна с многовековыми духовными традициями и древней культурой. Сегодня она является одним из вдохновляющих образцов религиозного мира и стабильности. Основы этого положения во многом заложены взвешенной и мудрой политикой, которую проводил Президент Азербайджана Гейдар Алиевич Алиев. В Азербайджанской Республике сложилась по-своему уникальная модель государственно-религиозных отношений, основанная на взаимоуважительном диалоге и конструктивном соработничестве светской власти и традиционных  религиозных общин. Полагаю, что опыт, накопленный Азербайджаном в этой области, нуждается в пристальном изучении и анализе. В повестке дня настоящей конференции — широкий круг актуальных вопросов. Среди них — проблемы псевдорелигиозного экстремизма, агрессивного фундаментализма и нетерпимости. Очевидно, что от их скорейшего разрешения напрямую зависит современное благополучие и достойное будущее многих народов, всего человечества. Многие из поднимаемых вами тем были обозначены в качестве приоритетных состоявшимся в прошлом году в Москве Всемирным саммитом религиозных лидеров, в работе которого активное участие приняла делегация Духовного управления мусульман Кавказа во главе с его главой — досточтимым шейхом-уль-ислам Аллахшукюром Паша-заде, который выступил одним из инициаторов проведения саммита. Пользуюсь случаем, чтобы засвидетельствовать свою благодарность почившему Гейдару Алиевичу Алиеву, нынешнему Главе государства — Ильхаму Гейдаровичу Алиеву и всему руководству Азербайджана за неизменное доброжелательное внимание к нуждам верующих Русской Православной Церкви. Мы высоко ценим добрые доверительные отношения, сложившиеся между Преосвященным епископом Бакинским и Прикаспийским Александром и государственной властью республики. Выражаю надежду, что Азербайджан всегда будет верен курсу, нацеленному на укрепление традиционно дружеских отношений между народами. Убежден, что только на путях диалога и взаимной поддержки можно преодолеть нетерпимость, неуважение чужого духовного опыта, приверженность агрессивному секуляризму и религиозно мотивированному экстремизму, а в конечном итоге — прийти к выработке оптимальных моделей взаимоотношений между религией и государством с учетом культурных традиций и особенностей каждой страны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204819...

Отметим в этой связи следующее. Во-первых, «диагностика» лидера УМК выглядит запоздалой. За две недели, которые прошли с дня совершения покушения на главу исполнительной власти Гянджи, многие азербайджанские политики и средства массовой информации выдвинули массу версий. Доминирующим стал поиск «внешнего следа». В первую очередь досталось Ирану. Некоторые отставные чиновники стали говорить, что в иранском руководстве якобы есть «экстремисты», которые «пытаются дестабилизировать Азербайджан в течение длительного времени и провоцируют конфликт между шиитскими и суннитскими направлениями» ислама. Тегеран отреагировал. «Исламская Республика Иран всегда осуждает насилие, — заявил пресс-секретарь МИД Ирана Бахрам Касими. — Мы просим своих друзей обратить внимание на психологическую войну, развернутую врагами Ирана, и быть бдительными». Отсюда, во-вторых, складывается впечатление, что шейх Пашазаде продолжил линию бакинской пропаганды, которую озвучил помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов. Будучи в посольстве Турции, он подчеркнул, что можно увидеть параллель между событиями в Турции и Гяндже и сравнил, как пишет азербайджанский портал AZE.az, произошедшую в Турции попытку государственного переворота 15 июля 2016 года с событиями 20 января 1990 года. «Разница в том, что «авторы» событий в Турции готовились изнутри, а в Баку убийцами стали проармянски настроенные лица. Но и те, и другие стремились сломить национальную волю», — передает слова помощника президента издание. Но тогда, в-третьих, остается снять шляпу перед Ереваном. Получается, что христианская Армения смогла найти в Азербайджане радикально настроенных мусульман-шиитов, убедить их в необходимости выступить против правительства, и это в ситуации, когда в республике с начала 1990-х годов ведется ожесточенная антиармянская пропаганда. Или все-таки дело в другом? В том, что Баку пытается закрыть глаза на то, что и Азербайджан подвержен религиозному экстремизму, который может стать серьезнейшей проблемой для страны. Похоже, что события в Гяндже в этой связи еще получат свое продолжение.

http://bogoslov.ru/event/5917729

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010