Царь же очень много почтил их и спрашивал их о том месте, на котором они жили, каково оно. Святые же сообщили ему о бедности места, в котором даже воды для них не было, но они пили дождевую воду. И когда он начал спрашивать их об учении, чье оно, тогда вошли пред него многие маги, чтобы возбудить спор со святыми. Тогда святые сказали царю: «Есть с нами отец духовный; и вот идет он к благополучию твоего царства. Он есть глава всем нам. Все, что ты желаешь, спроси у него». И когда пришел святой и вошел пред царя и Сапор увидел его, тогда он вострепетал от видения его и очень почтил его. В это время подошли начальники магов и маги и приветствовали святого, ибо видели, что очень много почтил его царь, и были уязвлены остриями зависти и думали искусством слов опровергнуть учение христиан. Тогда они начали возбуждать спор со старцем. А святой поднял знамение креста к устам своим, провозглашая три имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. И начал состязаться с язычниками, поклонниками огня и светил, потомками волхвов, и объявлял им сильно и действенно силою Св. Духа. И когда восстали на святого все волны язычества и все заблуждения халдейства и все ожесточение иудейства, тогда он одел и нарядился крестом наподобие огня и вооружился божественным поклонением Отца и Сына и Св. Духа; и промышление Божие распростиралось над его головою наподобие лучей солнца с той и с другой стороны, и ослепило их глаза бесовским заблуждением. Благо огненному столпу св. Мар Авгену, который связал ветры мрака сынов Атура, и они не могли остановить светлую звезду его веры. Благо духовной славе и отцу сынов духовных – учеников Христа, ибо восстали на него бури язычества персов и его ладья не была повреждена жестокими волнами сынов Атура и Нимврода. Благо мудрому кормчему, ладья которого попала среди опасных островов Персии, и, благодаря удивительному рулю веры его, она вышла из валов и волн, восставших на нее. И когда он силою Божиею победил возражения халдеев и язычников и иудеев и всей ереси, которые восстали на него, то поняли все народы, что Бог творил за него пред царями и пред язычниками и поэтому он не боялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

И когда они окончили молитву свою и встали, сказал св. Мар Иаков Мар Авгену: «Подойди и назнаменуй крестом все члены его». Но тот святой настаивал: «Ты сперва начни это». Тогда св. Мар Иаков умолил его, говоря: «Ты держи его за правую руку, а я подержу его за левую руку». Тогда подошли оба святые и держали его – один с этой стороны, а другой с той стороны – и назнаменали его знамением креста и подняли его, говоря: «Человек, во имя Господа Иисуса Христа встань и ходи!» И тотчас разрешились члены его и благодать покрыла все тело его, и вскочил он и встал на ноги и простер руки к небу, и прославил имя Господа нашего Иисуса Христа. Люди же, увидев это, упали на лица свои пред ногами святых и громким голосом прославляли Бога и говорили: «Слава Тебе, Христе, что всегда творишь Ты Церкви Твоей удивительною силою и крепостью то, что творишь рукою святых Твоих; и вот и теперь поднял ее ( Церковь ) рукою святых Твоих. Восхваляем Тебя, Господи наш, что благое и неизреченное сокровище даровал Ты нашему городу, которым он будет храним во веки веков. Аминь». Тогда святой Мар Авген приказал тому человеку взять одежду свою и надеть ее. И он взял и накрылся одеждою своею и подпоясал чресла свои и начал ходить по городу и проповедовать о силе Божией, которая была усмотрена в руках рабов Его. Иудеи же, когда услышали об этом, то некоторые из них дивились тому, что сотворили эти святые во имя Иисуса Назорея, а другие смеялись и говорили: «Конечно, неправда, что тот был расслабленным». 12. О маркионитах и об исцелении племянника начальника города И был один человек, (державшийся) верования проклятого Маркиона. Он много сопротивлялся народу христианскому. И был он родом из Понтийской страны и был известен в царстве Римском. Брат его был начальником города. И прежде чем он сделался начальником, царь Константин настоял, чтобы он крестился и был христианином. И он крестился по настоянию царя, хотя сердце свое склонил к Маркиону. И брат его имел в своем доме уединенную комнату, в которой он содержал жрецов Маркиона, которые называются священниками и диаконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Хотя данная книга не посвящена исключительно христологическим вопросам, она представляет очень полезное введение в богословско-философский контекст сирийского христианства, породивший особую христологию сирийской (особенно восточносирийской) традиции. Нисибинская школа – крупнейшая сирийская богословская школа, созданная под влиянием антиохийского богословия и существовавшая с середины IV по начало VII века. После захвата Нисибина персами в 363 году оказалась за границами Римской империи и вскоре стала центром восточносирийской церковной науки и местом взаимодействия очень разных христианских культур. С точки зрения Бекера, именно эти условия «плавильного котла» послужили основой жизнеспособности Нисибинской школы в иноверном, часто враждебном окружении безо всякой поддержки извне. Начало книги посвящено взаимодействию Нисибинской школы с другим знаменитым богословским центром, Эдесской школой. Главы с пятой по седьмую посвящены собственно рассказу о богословских особенностях Нисибина. Основным источником для автора служит хроника Нисибинской школы, известная как «Причина основания школ», автором которой иногда называют несторианского епископа Халванского Бар-Хадбшаббу (VI-VII вв.). Бекер доказывает, что в жанровом отношении этот текст не уникален и связан с такими литературными формами, как греческие протрептики, ученые рассуждения о причинах и следствиях и групповые жизнеописания. «Причина» излагает историю мира как цепочку передачи знания от школы к школе, начиная с того момента, когда еще до создания вселенной Бог наставляет в премудрости ангелов. Бекер отмечает тесную связь Нисибинской школы с позднеантичной неоплатонической традицией. Эта связь была основана на авторитете в Нисибине переведенных на сирийский трудов Феодора Мопсуетского. Однако такая развитая интеллектуальная среда, как Нисибин, просто не могла не предложить собственной интерпретации этой традиции, что и произошло. Последняя часть книги рассказывает о связи нисибинской научно-богословской традиции с восточносирийским монашеством. Несмотря на сухой слог автора, книга Бекера – это практически не заменимое на данный момент пособие, в котором анализируются механизмы синтеза греко-римской и сирийской (или, шире, ориентальной) интеллектуальной среды, без знания которой сложно понять христологические споры V столетия.

http://bogoslov.ru/article/6168618

В это время был написан устав Нисибинской школы, который, вероятно, более или менее, воспроизводит устав Эдесской школы. Этот устав получил юридическую силу 26 октября 496 г. Он является первым известным нам уставом христианской школы. Нисибинская школа сыграла крупнейшую роль в несторианизации Персии. В ней получили образование первые епископы-несториане, среди которых были Map Ава I, Авраам Кашкарский, Ишойав I и Савришо. Во времена Map Авы I, около 800 г., ее еще посещали слушатели. Около 832 г. была основана школа в Багдаде, а школа в Нисибине пришла в упадок. О Нисибинской школе идет речь у Бархадбешаббы (PO 9. Р. 588−615), и в «Причине основания школ» (PO 4. Р. 381−387). Устав Нисибинской школы содержит следующие главные положения. Воспитанники жили сообща, наподобие современных семинаристов, под руководством ректора (раббана), и главы дома, который следил за дисциплиной и заведовал хозяйством. Было два профессора, из которых один, «толкователь», разъяснял Священное Писание на основе творений Феодора Мопсуэстийского. Другой назвался «учителем чтения» (magister lectionum). Работа велась в общей аудитории, где стояли разные скамьи для священников и остальных учащихся. Обучение шло три года. Управление школой практически не подчинялось ведению местного епископа. Воспитанникам не было позволено, без разрешения, посещать земли римлян. Издания. Guidi I. Gli statuti della Scuola di Nisibi. Giornale Soc. Asiat. Ital. 4 (1890). P. 165−195; нем. перевод: Nestle E. Die Statuten der Schule von Nisibis aus dem Jahre 496 UND 590. ZKg 18 (1898). S. 211−229; Statutes of the School of Nisibis. Edited, Translated and Furnished with com M entaries by A. Vööbus. Stockholm, 1961. Исследования. Scher Α. School Nisibis, eius origo, Statuta et viri Celebres. Berlin, 1905 (на араб языке); Nelz H. R. Die theologischen Schulen der morgenländischen Kirchen. Bonn, 1916. S. 77−110; Leclercq H. DAL XII. P. 1377−1385. § 50. Восточный Синодик (Synodicon Orientale) Так издателями был назван важнейший канонический сборник, содержащий постановления национальных сирийских соборов в Селевкии-Ктесифоне с начала V до конца VIII в., который на этом основании считается составленным около этой последней даты. Впрочем, рукописи относятся к более позднему времени, однако, без сомнения, воспроизводят древние и достойные доверия источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Согласно восточносир. автору VI в. Бар-Хадбшаббе Арбайе , а также анонимному составителю «Хроники Сеерта» ( Barhadb. Hist. eccl. 32; Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 187-188), П. возглавлял делегацию Церкви Востока, прибывшую в К-поль для участия в богословских собеседованиях с Юстинианом. Вероятно, инициировав переговоры с восточносир. церковными деятелями, император желал не только ознакомиться с христологическими взглядами своих оппонентов, но и установить впосл. церковное общение с ними. Сохранилась сир. рукопись (Lond. Brit. Lib. Add. 14535), содержащая запись дискуссии; данный фрагмент был факсимильно издан А. Гийомоном, к-рый сопроводил его франц. переводом (CPG, N 6897; Guillamont. 1969/1970; англ. пер. с коммент.: Justinian.. Dialogue with Paul of Nisibis/Transl. J. Macdonald. 1998//[www.voskrese.info/spl/nisibis.html Электр. ресурс]). Первоначально имп. Юстиниан желал встретиться с Авраамом Бет-Раббанским , ректором Нисибинской школы, который, как и Мар Ава, содействовал рецепции антиохийской христологической традиции, однако Авраам, сославшись на преклонный возраст и обилие обязанностей, отказался от приглашения. При этом он представил в письменном виде свое исповедание веры, в к-ром отверг предложение императора об исключении из диптихов Церкви Востока антиохийских богословов, почитавшихся как «греческие учители»: Диодора , еп. Тарсийского, Феодора, еп. Мопсуестийского, и Нестория. Вместо себя Авраам направил в Византию делегацию в составе П., Мари, еп. Баладского, Бар Саумы, еп. Кордуены, Исаии, толкователя Нисибинской школы, Ишоява, еп. Арзунского (впосл. католикос Ишояв I ), и Баввая, еп. Сингарского. Согласно «Хронике Сеерта», Юстиниан с почетом встретил представителей Церкви Востока. В ходе переговоров, длившихся 3 дня, вост. сирийцы изложили императору свои взгляды, согласно к-рым ни природа не может существовать без ипостаси, ни ипостась без природы, поэтому две природы не могут быть одной ипостасью. Юстиниан якобы был близок к тому, чтобы принять их т. зр., однако, отпустив членов делегации в Иран, передумал и осудил Диодора Тарсийского, а также др. антиохийских богословов (Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 188).

http://pravenc.ru/text/2578469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ЭДЕССКИЙ [Кийоре Эдесский] , восточно-сир. богослов, писатель-литургист (VI в.). Судя по прозвищу, род. в Эдессе (ныне Шанлиурфа, Турция). В 30-х гг. VI в. обучался в богословской школе Нисибина под рук. Мар Абы I , буд. католикоса Церкви Востока, и Фомы Эдесского . Затем переехал в школу Селевкии-Ктесифона , либо последовав за Мар Абой (ок. 538), либо в результате временного закрытия Нисибинской школы по указу перс. шаханшаха Хосрова I (ок. 540/41 г.: Vööbus. 1965. P. 156–157). Вероятно, здесь получил ученое звание «доктора», которое часто стоит при его имени в рукописях. После смерти Мар Абы (552) К. Э. перенес его тело в г. Хира (Хирта), где построил мон-рь и основал богословскую школу. Возможно, это произошло не сразу, поскольку в сохранившейся биографии Мар Абы рассказывается о первоначальном перенесении его тела в мон-рь в Селевкии (Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’unprêtre et de deux laïques, nestoriens/Éd. P. Bedjan. P.; Lpz., 1895. P. 271). К. Э. известен прежде всего как автор 6 литургических трактатов, к-рые относятся к числу немногих сохранившихся и притом наиболее ранних образцов сир. жанра (букв.— повод, причина, обоснование, введение; проповедь, дающая богосл. объяснение того или иного литургического события). Цикл из 8 объяснений был начат Фомой Эдесским, написавшим трактаты о Рождестве Христовом и Богоявлении. Завершая после его смерти (ок.543) этот труд, К. Э. составил объяснения, посвященные Великому посту, Пасхе, Страстям Христовым, Воскресению, Вознесению и Пятидесятнице. Впосл. этот цикл был дополнен еще 5 трактатами др. авторов и в таком виде бытовал в Церкви Востока под названием «Объяснения праздников домостроительства» (все сохранившиеся рукописи восходят к ныне утраченной Siirt. 82, XVI в.; подробный анализ сборника: Baumstark. 1901). По словам К. Э., в основе его трактатов лежат объяснения, дававшиеся устно учителями Нисибинской школы, в первую очередь, вероятно, Мар Абой. Трактаты К. Э. являются важным свидетельством того, как богосл. система еп. Феодора Мопсуестийского , которой в целом следует автор, применялась в сфере литургического богословия. Они также отражают один из этапов в развитии учения о Евхаристии в Церкви Востока и дают информацию о восточно-сир. литургической практике VI в.

http://pravenc.ru/text/1840135.html

Нек-рые книги, входящие в списки неканонических книг ВЗ в др. Церквах, в сир. традиции могли не включаться в списки книг ВЗ: Книги Иудифи, Товита, дополнения к Книгам Есфири, Маккавейским, премудрости Соломона, прор. Варуха, Послание Иеремии, дополнения к Книге прор. Даниила (Сусанна, Вил и дракон). Бельг. ученый Ж. К. Халевик, посвятивший этой проблеме специальное исследование, предлагает в качестве ориентира выбрать сочинение Юнилия Африканского (VI в.) «Руководство для чтения священных книг» (Instituta regularia divinae legis), к-рое, по-видимому, свидетельствует о каноне, принятом в Нисибинской школе в нач. VI в. ( Haelewyck. 2008). Согласно Юнилию, неоспоримым каноническим статусом обладают Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я Книги Царств, Псалтирь, 12 малых пророков, Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Притчей Соломоновых, премудрости Иисуса, сына Сирахова и Екклесиаста. Возможно, что упоминание Книг пророков Иеремии и Даниила подразумевает присутствие в каноне также и известных дополнений к ним (Книги прор. Варуха, Послания Иеремии, рассказы о Сусанне, Виле и драконе). К числу неканонических книг, по сообщению Юнилия, относятся: 1-2-я Книги Паралипоменон, Книги Иова, Товита, Ездры-Неемии, Иудифи, Есфири, 1-я и 2-я Маккавейские, а также Книги Песни Песней Соломона и премудрости Соломона. Как предполагает Халевик, исключение из канона 1-й и 2-й Книг Паралипоменон, Книги Ездры-Неемии, Есфири, Иова и Песни Песней Соломона может быть связано с авторитетным в Нисибинской школе мнением Феодора Мопсуестийского, который, основываясь на решении Антиохийской Церкви не включать в канон 1-2-ю книги Паралипоменон и Книгу Иова, добавил в список неканонических книг еще и Книги Ездры-Неемии, Есфири и Песни Песней Соломона (Ibid. P. 165). Однако сир. кодексы Библии включают и некоторые др. книги, не упомянутые Юнилием. Один из древнейших кодексов, хранящийся в Амброзианской б-ке в Милане (VII в.), содержит помимо Послания Иеремии, Книги прор.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Несторианствующий мелькит» семинар в ПСТГУ 22 июня 2023 – 22 июня 2023 События 22 июня в 18:00 в очно-дистанционном формате состоится семинар « Несторианствующий мелькит: об особенностях христологии Сулеймана Газского» .   Сулейман, епископ Газский, мелькитский полемист X–XI вв., был одним из редких арабохристианских средневековых авторов, заимствовавших богословские идеи из инославных источников. В настоящее время можно считать доказанным, что своё троичное учение, в котором впервые в истории мелькитского богословия представлена так называемая атрибутистская триадологогия, было заимствовано Сулейманом у его современника, известного несторианского автора Илии Нисибинского. Анализ христологии Газского епископа показывает, что в своём христологическом учении он, формально признавая основные положения халкидонитской доктрины, также находился под влиянием несторианской богословской мысли, на что указывают как его христологическая терминология, так и некоторые богословские идеи. Модератор семинара: заместитель завкафедрой Н. Г. Головнина. Докладчик: прот. Олег Давыденков (канд. филос. наук, д-р богословия, доц., заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей ПСТГУ). Желающим принять участие в очной или в дистанционной форме нужно прислать свои данные (Ф. И. О., место работы или учёбы) по адресу shtefanvv.0812@gmail.com .  Очное заседание пройдёт в Главном здании ПСТГУ (Лихов пер., 6, стр. 1, ауд. 303), дистанционным участникам ссылка на трансляцию будет прислана перед семинаром.   Источник : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6192332

Итак, житие св. Мар Авгена, возлюбленного мною, было таково. По своему происхождению, роду, племени и стране он был из пределов Египта из Кливзмы (Кливзма-Суэц), острова морского. По занятиям своим святой был рабочий, совершавший и духовные дела, и он собрал пребывающее богатство вечной жизни. Каждый день он распростирал на своем лице покрывало, которое он с искусством приготовлял и входил и нырял в море и поднимал из морской глубины жемчужины, продавал их за деньги, которые разделял между храмами, обителями, сиротами, нищими и вдовами, взирая и ожидая ежедневно себе сугубого воздаяния, которое и получал от Господа Бога своего. И в ясном и чистом зеркале своей веры он созерцал невидимые блаженства Господа нашего Иисуса Христа, которые видел апостол Павел, восхищенный до третьего неба, и слышал слова, которые не произносятся языком земной плоти ( 2Кор. 12:2 ), и воскликнул и сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). И он (св. Авген) воссел на светлую и славную колесницу веры и увидел эти духовные блаженства. 3. Призвание преподобного Однажды, когда Мар Авген хотел по обычаю своему погрузиться в море, открылось ему явление Божие, и он увидел его наподобие светлой звезды, которая сияла наподобие солнечного круга и спустилась и быстро шла пред ним по воде. Когда святой увидел это, то очень ужаснулся, размышлял в сильном изумлении и сказал: «Что это за чудо, которое я ныне увидел на море?» И когда святой узнал, что это – явление Божие и что на помощь и подкрепление ему было это явление, то он удивлялся этому видению и прославил Бога, и после того как он был усилен и укреплен этими красотами Божиими, особенно умножил свои удивительные подвиги, разделял дары бедным и простирал руку к неимущим подобно св. Тавифе, ибо в этом подражал ей Мар Авген. На этом острове, который был жилищем его предков, он занимался этим чудом духовного делания. 4. Спасение купеческих кораблей от разбойников После того как он занимался этим духовным делом в продолжение 25 лет, Бог увидел его святое произволение и Божественные дела, которые он совершал; и тогда он был удостоен большого дарования от Бога: он сделался прогонителем бурь от лодок и ходил по морю, как по суше, благодаря явлению той звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Экономия выходов - упрощение языка порой бывает доведено до глупости. Так Википедия и другие справочники, а также современные православные перестали различать Ефрема Сирина (Афрема Нисибинского ок. 306 - 373) и Исаака Сирианина (Епископа Ниневийского VI век), поэтому сейчас у них одна фамилия - Сирин даже в православных изданиях. А ещё у русскоговорящих на «Радио России» мы услышали неразличение и повальную замену всех местоимений у одушевленных и неодушевлённых предметов на - который. Только Гл. редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков остаётся пока единственным, возвысившим свой голос против этого повального явления неразличения смыслов. Услышали также на «Радио России»: где-то в 90-ые, где-то в августе, где-то в 6 часов - неправильное употребление местоимения места для обозначения - времени. И ещё - Дамы и господа!! Тогда как правильное обращение по-русски - Господа! Множественное число от господин и госпожа - ГОСПОДА ! Сейчас кому-то понадобилось тиражировать и не только на Радио - кальку с европейских языков - дамы и господа - это должно быть вклад в европейскую интеграцию подобно получившему в последнее время пожеланию - Удачи ! - это тоже калька с англ. Good luck! Зачем наблюдать причинно-следственные связи, нужно всего лишь оказаться в нужном месте у раздачи. Т акое пожелание пользуется успехом не только у новых русских. Так этим летом о наших отличиях и о многом другом заставило нас задуматься «Радио России». В частности, и о том, что Русский - это коренной житель России - определение, относящееся ко всем народам нашей страны - русский армянин, русский грузин, русский татарин... это - прилагательное в отличие от названий других национальностей обозначаемых - существительным - англичанин, китаец, немец... Мы все прилагаемся к просторам Великой России. И наше общее достояние - объединяющий нас русский язык - не только средство нашего общения, но также - хранитель нашего ментального отличия и наших традиций . И будем надеяться, что наше общественное сознание преобразится, когда отечественные средства массовой информации, и «Радио России» в их числе, станут образцово определять для нас и нашей молодёжи нахождение должного в сфере народного образования и просвещения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010