Только на сирийском и армянском языках дошла до нас и полная версия «Гностических глав». Несколько греческих фрагментов этого сочинения передавались под именем Максима Исповедника как «Практические главы» 1243 . В 1912 г. Вильгельм Франкенберг издал на основе пяти рукописей большое собрание текстов Евагрия, сохранившихся на сирийском языке, среди которых был и текст «Гностических глав», сопровожденный комментарием Бабая Великого. Спустя несколько десятилетий А. Гийомон обнаружил редакцию этого текста, отличающуюся от той, что была издана в 1912 г., и более точно, по его мнению, отражающую греческий вариант сочинения 1244 . Вместе с другими работами Евагрия Франкенберг опубликовал корпус из 62 его писем 1245 . Эти тексты, как отмечает их исследователь Г. Бунге, значительно расширили наши представления о том, каким человеком был Евагрий и в каком историческом и духовном контексте он создавал свои сочинения 1246 . К корпусу этих писем примыкают два больших послания: «Послание о вере», одно из самых ранних сочинений Евагрия, и «Послание к Мелании», которое было составлено незадолго до его смерти. Мировоззрение Евагрия, «философа в нустыне», по выражению Антуана Гийомона 1247 , сформировалось под влиянием двух традиций, которые нашли в нем свое оригинальное соединение 1248 . В юношеские годы, проведенные им в обществе Великих Каппадокийцев, он смог познакомиться как с философской традицией платонизма, так и с трудами Оригена , органически с ней связанной. Пятнадцатилетнее пребывание в египетской пустыне открыло для него аскетический опыт египетского монашества (прежде всего через общение с Макарием Египетским ) и сделало одним из самых ярких выразителей этого опыта’ 1249 . «Бывший ранее философом только в слове, он приобрел философию и через дела», – пишет о египетском периоде жизни Евагрия Сократ Схоластик 1250 . Слово «философия» в приложении к Евагрию, таким образом, имеет практический смысл, что было в той или иной мере характерно для всех философов античности, для которых философия была в первую очередь образом жизни. Тем не менее в случае Евагрия «практическая» составляющая выступает на первый план, так что все его учение предстает в виде пути духовного совершенствования и приобретения того состояния, которое может быть названо «знанием».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Продолжается нагнетание антирусских настроений в мусульманской среде.  Так на прошлой неделе УФСБ Татарстана признало, что республика превратилась в рассадник религиозных экстремистов, сообщает «Седмица.Ru». «Сегодня в республике имеется реальная угроза в совершении диверсионных и террористических актов членами различных террористических и экстремистских организаций. Республику периодически посещают эмиссары, представители различных общественных и религиозных организаций, деятельность которых носит ярко выраженный экстремистский характер», - доложил на заседании республиканского Совета безопасности под председательством президента Шаймиева заместитель начальника УФСБ РФ по Республике Татарстан Динар Хамитов. Хамитов сообщил также, что жителей Татарстана продолжают вербовать в чеченские бандформирования, соборная мечеть нефтяной столицы Альметьевска стала оплотом ваххабитов в Закамье. Промышленные и даже районные центры - Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Кукмор, Агрыз - давно стали центрами религиозного экстремизма, живущими на арабские нефтедоллары. В республике уже существуют «подпольные» медресе, деятельность которых связывают с именем сектанта-фундаменталиста Насруллы-бабая Саматова, который готовит своих последователей к священной войне за чистый ислам. Кроме того, в республике стали появляться летние лагеря по подготовке ваххабитов. Также «среди мусульман Крыма наметился раскол - более 30 общин последователей радикальных направлений ислама, не подчиняющихся муфтияту, намерены создать альтернативное ему духовное управление», сообщает сайт «Мир религий» . «Обстановка на полуострове накаляется уже сейчас. Только в этом году произошло несколько серьезных инцидентов. Так, в конце января в реанимационном отделении городской больницы Судака умер от тяжелых травм 39-летний житель села Веселого, избитый крымскими татарами», - пишут «Известия» в статье «Среди мусульман Крыма наметился опасный раскол» и отмечают, что это не единственный случай. «В начале февраля милиция была вынуждена применить оружие, «чтобы остановить крымских татар, пытавших в день священного мусульманского праздника Курбан-байрама взять штурмом городской отдел внутренних дел в Судаке и освободить своего соплеменника... А в конце марта на улицах Симферополя увеличилось количество милицейских патрулей. В городе было неспокойно после кровавого побоища в баре «Коттон-клуб», в котором крымские татары избили посетителей».

http://pravoslavie.ru/4906.html

7 Для этой цели Преосвященный открыл и Братство, наименованное братством св. Гурия, первого Архипастыря – Просветителя страны Казанской. Предоставив дело устройства вновь открытого Братства лицам компетентным в этом деле, сам он, между тем, старался возбудить между представителями здешнего общества сочувствие к этому новому, вызванному потребностями паствы, учреждению. Всё, что ни вырабатывал Совет Братства полезного для своей деятельности, находило поощрение со стороны покойного Архипастыря и, где нужно было, он со свойственною ему энергиею и настойчивостью старался привести в исполнение те или другие планы Совета Братства. Вообще имя покойного Архипастыря Антония навсегда останется незабвенным для Братства св. Гурия, – с ним связано самоё появление и развитие Братства». В дополнение и, в своей мере, в разъяснение этих данных следует привести здесь и свидетельство незабвенного в деле миссионерства против магометанства Гордия Семеновича Саблукова 8 , Гордия бабая, как любили именовать его крещёные татары и как именовал в надгробной речи Законоучитель крещёно-татарской школы в Казани священник В.Т. Тимофеев, который сам из крещённых татар-крестьян. Когда Православное миссионерское Общество (говорится в его биографическом очерке), по ходатайству высокопр. Антония и при внимании высокопреосвященнейшего Митроп. Московского Иннокентия, постановило давать средства на учреждённый в Казани частный миссионерский приют, Гордий Семенович душевно радовался этому вниманию к миссионерским нуждам Казанского края и неустанно следил за деятельностью приюта. Но за то он особенно крепко жалел, что апостольская ревность высокопр. Антония о миссионерстве не встречает поддержки от кого следует... что его архипастырские труды и заботы о введении миссионерских наук в круг предметов семинарского курса и о приготовлении в Казанской Семинарии достойных пастырей для многочисленных инородческих приходов в Казанской епархии постоянно парализовались разными препятствиями. Тяжело было Гордию Семеновичу всё это переносить, когда высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

1790 См.: Заболотный Е. А. Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Алле)//Вестник ПСТГУ. Серия III: «Филология». 2013. Вып. 5 (35). С. 37. 1792 См.: Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V – нач. VII в.//Вестник ПСТГУ. Серия III: «Филология». 2014. Вып. 5 (40). С. 37. 1794 См.: Заболотный. Христология Церкви Востока. С. 37; Brock. The Christology of the Church of the East. Р. 170. 1795 См.: Aphraates Sapiens Persae Demonstrationes 6. 10; 9. 5. Col. 281, 417; Ephraem Syrer. Hymnen de Nativitate (Epiphania) 5. 16–24; 8. 17. S. 48–50, 62. 1796 См.: Cyrillonas. De Pascha Domini nostri//Griffin C. Cyrillona: A Critical Study and Commentary. Washington, 2011. P. 385. 1797 В документах четырех авторитетных соборов Церкви Востока (544, 554, 576 и 585 гг.) не только не встречается схема Нестория (две ипостаси – два природных лица – лицо единения), но даже сам термин qnm не употребляется в христологическом контексте. Христология этих соборов находится в рамках учения Феодора Мопсуэстийского (см.: Заболотный. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V – нач. VII в. С. 40). Этот факт не представляется удивительным, если принять во внимание, что главный христологический труд Нестория, «Книга Гераклида», была переведена на сирийский не ранее 540 г. По этой причине до времени Бабая Великого христология Нестория не оказала на сирийских писателей практически никакого влияния (см.: Brock. The Christology of the Church of the East. Р. 177). 1801 Babaius Magnus. Liber de Unione/A. Vaschalde, ed. P., 1915 (CSCO; 79 (T); 80 (V)). P. 159–160/129. 1803 См.: Там же. С. 82. Младший современник Баввая, патриарх Церкви Востока шйав III, писал, что «одна нм необходимо означает и одну природу» (Išyahb Patriarcha III. Liber Epistularum 2. 6/R. Duval, ed. P.; Lipsiae, 1904–1905 (CSCO;11 (T);12 (V)). P. 129/97). 1808 Следует отметить, что Бавваю было хорошо известно об использовании древними христианскими писателями термина ипостась (qnm) в значении «лицо», однако, несмотря на это, он полагал, что такого словоупотребления надо избегать, чтобы не впасть в ересь теопасхитства (см.: Babaius Magnus. Liber de Unione… P. 305–306/246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Откровенно говоря, эти соседи вели очень беспокойный образ жизни, то воюя с врагами Византии (гуннами), то восставая против Константинополя, когда считали, что их содержание мало. После одной из стычек с римлянами был заключён новый договор между св. Львом I Великим и остготами. Варварам выделили 300 фунтов золота ежегодно на содержание, а в качестве гарантии соблюдения условий соглашения взяли в Константинополь заложников. Одним из них и стал Теодорих Великий, сын Теодемира, которому тогда едва исполнилось 7 лет. Десять лет провёл Теодорих Великий в столице, окружённый детьми соплеменников. Хотя он и не получил высокого образования (впоследствии остгот подписывался через золотую дощечку с прорезью), но приобрёл бесценный опыт, наблюдая государственную жизнь Римской империи. Когда ему исполнилось 18 лет, император отправил его к отцу, наградив титулом своего друга и сына и передав ценные подарки. Возвратившись к родным, Теодорих Великий тут же собрал многочисленную дружину (около 6 тыс. воинов) и устроил удачные походы. Напав на соседа – царя сарматов Бабая, он захватил город Сингидон (ныне – Белград), но не передал его императору, а оставил за собой. В это время ему подоспело предложение от Гликерия, сидевшего на троне западных императоров, перейти к нему на службу и слиться с вестготами, проживавшими в Галлии, но он отклонил его. Война с остготами продлилась почти два года, и в 473 г. император направил к ним посольство во главе с силенциарием Пелагием. Но Теодорих Косой, возглавивший объединённые войска готов, потребовал передачи ему наследства Аспара, предоставление командования над воинскими частями, ранее находившимися в подчинении Готского вождя, и, наконец, разрешения остаться во Фракии. Царь благоразумно отклонил почти все предложения, и война разгорелась с новой силой. Теодорих Косой имел некоторый успех во Фракии и Македонии. Несмотря на мужественную защиту, когда жители Аркадиополя, страдая от недостатка пищи, употребляли мёртвых животных, этот город пал, поскольку император физически не смог набрать войска для отражения готского нападения. Правда, второй город – Филиппы варвары взять не смогли и запросили мир на обычных условиях 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Погиб казак Бабай 19.10.2023 637 Источник: блог автора Погиб казак Бабай, талисман или, по модному - маскот " Русской весны " . Во время " славянского сидения " я с ним не пересекался, но встретил его в 2015 году в донецком военкорском кафе " Легенда " (закрыто ныне, хозяин занимается общепитом в Крыму). В 15 году на " Бабая " сильно гнали, начиная с ИгорьИваныча. И не так воевал и не там. Я так понимаю, гасили волну в рамках " минских соглашений " . А " Бабаю " не нужно было воевать, он просто показал всем друзьям и недругам главное - " поднялась исконная Русь, разбегайтесь, мрази! " . У него же облик, как с ругательных русофобских афишек просвещенной Франции 19 века или Германии на Первую мировую. Его образ - все застарелые континентальные страхи любителей " Дранг на Остен " . И оказалось все ровно - ушел " Бабай " , как положено казаку - погиб в бою " за други своя " . Надеюсь, тем кто писал про него пакости в интернете, стало сегодня стыдно. Помолитесь за него. Царства небесного воину Александру Можаеву. Мы будем тебя помнить, ты один из наших символов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/10/19/pogib_...

Авторство письма до конца не выяснено. Возможно, автор — не патриарх Селевкии-Ктистефона Бабай, казненный по подстрекательству Барсавмы, митрополита Низибийского, а восточно-сирийский аскет и чудотворец Бабай Нисибинский († 630), с юности посвятивший себя Богу и окончивший свои дни в основанном им монастыре после 31 года настоятельства. Существует современная публикация сирийского текста манускрипта, однако предложенное скитом издание было выполнено на основе английского перевода 1987 года. Тем не менее, автор перевода с английского на русский отец Пантелеимон использовал в докладе и прямой перевод с сирийского, уже частично осуществленный ученой братией скита. Письмо представляет собой собрание духовных поучений, изложенных порой в очень ярких художественных образах. «Загадка» же, собственно, заключена, по мнению докладчика, в нескольких стихах о трех высших добродетелях, при помощи которых «человек может быть… вознесен на вершину башни духовной жизни». Невозможно прямо соотнести описанные добродетели с теми, что известны нам по приносимым монахами обетам — послушания, нестяжания и девства. Как говорит древний автор, «они одно, а не три… ими унизано все ожерелье добродетели». Данный памятник ценен в первую очередь тем, что являет некий серьезный духовный опыт, которым обладали сирийские отшельники. И не в сфере богословских и исторических толкований и комментариев, а именно в сфере доверия к этому опыту, выраженному столь образно, возможно, лежит ответ на «загадку» аввы Бабая. Следующий доклад: «Монашеское послушание игумену по типиконам средне- и поствизантийского периода» кандидата исторических наук, научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.Б. Ваньковой имел своей целью познакомить аудиторию с очередным этапом выполняемого Анной Борисовной масштабного исследования, основанного на полном собрании переводов монастырских типиконов (Byzantine Monastic foundation documents. — Washington, 2000). Автора в первую очередь интересовали зафиксированные в книжных памятниках вопросы объема и пределов послушания, а также то, кто мог исполнять обязанности духовника обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

С момента появления праздника в разных городах стали устанавливать «журавлиные памятники». Первый такой памятник был открыт в 1986 году в ауле Гуниб (Дагестан) – и с тех пор количество подобных монументов в России и за её пределами превысило два десятка. Эти памятники стали символом памяти о павших воинах и символизируют мир и свободу. Сейчас, когда Россия ведет кровопролитную войну с Западом на Украине, этот праздник, как и народное шествие «Бессмертный полк», наполнен особым смыслом. В этот день мы вспоминаем Дарью Дугину, Максима Фомина, Алексея Мозгового, Гиви, Моторолу, Корсу, Бабая – всех павших за Родину героев: Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей… Костерин Андрей Борисович , православный публицист, г. Владимир Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 48. Ответ на 26, Русский Сталинист:Сочувствуем мы вовсе не нацистам и милитаристам. Это попытка оправдания стран-агрессоров под прикрытием страданий их гражданского населения, страданий, вызванных их же собственной агрессией. Дескать, ради жертв Дрездена, Хиросимы и Нагасаки можно немного посочувствовать Третьему Рейху и милитаристской Японии. Но нельзя быть наполовину беременной. Как только начинаешь " немного сочувствовать " немецким нацистам и японским милитаристам, это сразу засасывает как болото, и на выходе получаются мальчики Коли из Уренгоя. Даже картинки такие есть в интернете, как Сталин, Черчилль и Рузвельт сидят на скамье подсудимых, а доблестные солдаты SS их охраняют. Посыл очевиден- идёт чисто ревизионистская попытка уравнивания лидеров " Большой Тройки " и лидеров " Оси " . Дескать, и те, и другие были кровавые преступники, просто первые победили вторых, а историю пишут победители и т.д. Это вариация на избитую заезженную тему " Сталин равен Гитлеру/хуже Гитлера " , только в расширенном варианте " Сталин, Рузвельт, Черчилль равны Гитлеру, Муссолини, Хирохито/хуже Гитлера, Муссолини, Хирохито " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/23/pr...

33 . Эта цель в молитве и размышлении должна быть также и твоей, брат наш, во все дни твои – в то время, как ты стоишь на коленях на земле, и в прочие часы – сокровенно и внутри сердца твоего. Если даже порядок слов и последовательность их – не те же самые, несомненно, цель молитвы должна быть той же самой на всякий миг, чтобы мы благодаря такой устремленности и такому размышлению удостоились дара, полученного отцами нашими, чьи тела и души сделались храмами Духа Святого. 363 315 Термин abila («плачущее»), употребленный преп. Исааком, имел в сирийском языке его времени вполне конкретный смысл: «плачущими» называли монахов. 323 Этот абзац должен быть понят в свете восточно-сирийской христологии с ее акцентом на двух природах Христа – божественной и человеческой. Смысл сказанного преп. Исааком следующий: Бог создал человеческую природу способной вместить в себя Божество, стать храмом Божества; в лице Иисуса Христа соединилась природа умопостигаемая с природой видимой, то есть божественная с человеческой. 324 «Добровольное соединение» – характерное для восточно-сирийской христологии выражение, указывающее на соединение двух природ в Иисусе Христе. Выражение встречается в сирийском тексте «Книги Гераклида» Нестория, в «Книге о единстве» Бабая Великого и других классических произведениях восточно-сирийской традиции. 329 Шехина (евр.) – присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия. 337 Термин mdabbranuta соответствует греческому oikonomia и переводится как «домостроительство» или «снисхождение»: этот термин указывает на заботу Бога о тварном мире, наивысшим проявлением которой стало Боговоплощение и крестная смерть Христа ради спасения рода человеческого. 340 Букв. «сделай мой ум внутренним посредством сокровенных вещей тайн, которые он (т.е. Крест) носит». 354 Букв. «отняв у него победу пяти тысяч лет». Исаак следует хронологии «от сотворения мира», согласно которой Боговоплощение произошло в конце пятого тысячелетия. Ср. ту же хронологию у преп. Ефрема Сирина (Гимны о вере 6,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

К., 1917. С. 56-59). До сих пор не существует единого издания всех греч. фрагментов трактата, опубликованных разными исследователями в разное время и в различных изданиях ( Muyldermans. Evagriana: Extrait. 1931. P. 52-59; Idem. 1932. P. 73-74, 85, 89, 93; Hausherr. 1939. P. 229-233; G é hin. 1996. P. 64-66; рус. перевод 28 фрагментов по изд. Осера: Творения аввы Евагрия. 1994. С. 120-122). Полный текст «Умозрительных глав» сохранился в арм. и сир. переводах: в 1907 г. мхитарист Саргисян издал арм. перевод ( Sarghissian. 1907. P. 143-207), в 1912 г. Франкенберг по рукописи Ватиканской б-ки (Vat. syr. 178) опубликовал сир. перевод вместе с обратным переводом на греч. язык и содержавшимися в той же рукописи комментариями несторианского богослова VII в. Бабая Великого (см.: Frankenberg. 1912. S. 48-422). Однако впосл. оказалось, что эта версия сир. перевода (S1), хотя и является более распространенной (сохр. в 8 рукописях и в многочисленных цитатах и комментариях сир. авторов; описание рукописей см.: Guillaumont A. 1958. P. 7-9) и, по-видимому, более ранней (ее появление относят к V в.- Watt. 1980. P. 65-81, или к 1-й трети VI в.- Guillaumont A. 1962. P. 205, 227; именно с нее, а не с греч. оригинала в V в. был сделан арм. перевод - см.: Hausherr. 1931. P. 99; Guillaumont A. 1958. P. 9; Idem. 1962. P. 31; 201-205), представляет собой тщательно отредактированный текст, из к-рого устранены все оригенистские идеи (см.: Guillaumont A. et C. 1952. P. 156-205; Guillaumont A. 1962. P. 25, 200, 231-257). Это выяснилось в 1952 г., когда А. Гийомон в б-ке Британского национального музея обнаружил сир. рукопись (Add. MS. 17167), содержащую, как он убедительно показал в результате ее сопоставления со всеми 75 сохранившимися греч. фрагментами ( Guillaumont A. 1962. P. 25-31, 200), неисправленный, подлинный текст «Умозрительных глав» (S2), к-рый он вместе с критическим изданием общеупотребительной версии S1 и франц. переводом опубликовал в 1958 г. ( Idem. 1958. P. 15-257). Выводы Гийомона до наст.

http://pravenc.ru/text/180865.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010