Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИН [Йаздин; арабо-персид.   - божественный; сир.  ] ( после 620), иран. несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590-628). Вероятно, Й.- это родовое имя влиятельной христианской семьи иран. происхождения из г. Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Ирак), представители к-рой известны по источникам с V в.: один из них был дядей мч. Петиона ( 447), а в доме другого, инспектора таможни, в кон. V в. проходил поместный несторианский Собор ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 69-72). В несторианской араб. «Хронике Сеерта» Й. назван 2-м в списке из 5 христиан, занимавших особое положение при сасанидском дворе («щедрым и благочестивым, слава о котором распространялась среди людей так же, как и его щедрость»). Хосров наделил его полномочиями губернатора неск. провинций в Сев. Месопотамии (от обл. Бет-Гармай до визант. земель). Отдельно отмечено содействие Й. единоверцам в анафематствовании главы Ниневийской школы Хенаны Адиабенского за его богословские взгляды и врача Гавриила Шигарского, одного из приближенных Хосрова, за двоеженство и содержание наложниц. Последний, согласно «Хронике Сеерта», после отлучения стал яковитом (монофизитом) и причинил множество бед несторианской общине Ирана. Более конкретную информацию о характере и занятиях Й. сообщает анонимная сир. хроника сер. VII в. Заступничество Й. за Церковь сравнивается с деяниями императоров равноап. Константина I Великого и Феодосия I Великого, а благорасположение Хосрова к Й.- с любовью фараона к прав. Иосифу. Подобное отношение монарха объяснялось тем, что Й. успешно справлялся с порученной ему должностью главного налогового инспектора и казначея страны. Кроме того, каждое утро он посылал шаху тысячу золотых статиров. Значительную часть средств Й. расходовал на строительство мон-рей и церквей в разных провинциях Ирана и Византии и поэтому был почитаем «в обоих государствах персов и ромеев». Он посетил отшельника Бабая Нисибинского в его келье и впосл. прислал ему золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями, и др. дары для украшения мон-ря. На 1-м, удачном для Ирана этапе ирано-визант. войны Й. находился в действующей армии и занимался учетом военной добычи, следя за тем, чтобы положенная доля исправно поступала в казну. После захвата персами Иерусалима (614) он руководил отправкой Животворящего Древа Креста Господня в специально построенную в Ктесифоне царскую сокровищницу. Позже Й., получив от Хосрова II позволение, на собственные средства восстановил храмы в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/1237997.html

[сир.     ], несторианский католикос (484-496), богослов и духовный писатель, воспитанник Эдесской школы. Период правления А. С. в Церкви Востока был ознаменован острым конфликтом между ним и др. видным деятелем несторианства, митр. Нисибинским Бар Саумой , к-рый после казни шаханшахом Перозом католикоса Бабая I стал фактическим главой иран. несториан . Причины противостояния были не только личного характера: в отличие от Бар Саумы, сторонника национальной изоляции Церкви Востока и противника любых контактов с Антиохией и К-полем, А. С. занимал в отношениях с Византией более умеренную позицию. Его избрание состоялось на Соборе в Бет-Лапате, созванном в 484 г. по инициативе стремившегося стать католикосом Бар Саумы. Когда участники Собора, не без давления со стороны властей, сделали выбор в пользу А. С., Бар Саума не признал это избрание, но на Соборе в Бет-Адри (484 или 485) он и его сторонники вынуждены были признать А. С. законным католикосом. Важное место в истории Церкви Востока занимает созванный А. С. в 486 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне , где было осуждено монофизитство и принято исповедание веры, христологическая часть к-рого выдержана в духе строгого дифизитства; кроме того, была установлена обязательность брака для духовенства всех трех иерархических степеней и разрешен второй брак для диаконов и священников. Вскоре после Собора отношения между А. С. и Бар Саумой вновь обострились, и в 491 г. 2 иерарха анафематствовали один другого. Ок. 491 г. католикос был направлен шаханшахом с дипломатической миссией в К-поль, где он был признан православным. Принятие А. С. в церковное общение было воспринято обеими сторонами как уврачевание схизмы, вызванной деятельностью Бар Саумы. А. С. известен как автор полемических произведений, направленных против монофизитов, и нравственно-аскетических поучений о вере и посте. Для шаханшаха Кавада (488-496; 499-531) он перевел на среднеперсид. язык рассуждение о вере Элиши, еп. Нисибинского. Сохранившееся исповедание веры А. С. содержит старую антиохийскую христологию, без таких понятий, как взаимообщение свойств (лат. communicatio idiomatum) и ипостасное единство (греч. νωσις ποστατικ); с т. зр. акта единения 433 г. и вероопределения Халкид. Собора формальные признаки ереси в нем отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/63800.html

[сир.    ], сир. богослов и писатель (сер. V в.- 569), принадлежавший к несторианской Церкви Востока. Первоначальное имя - Нарсай. Уроженец обл. Маалта, Нарсай с 15-летнего возраста вел аскетический образ жизни под руководством крупнейшего несторианского богослова Нарсая , своего родственника и тезки, сменив свое имя на А. После смерти учителя (503) он возглавлял в течение 20, а после краткого перерыва еще 40 лет знаменитую Нисибинскую школу , где обучалось более тысячи студентов и для к-рой он выстроил новое здание и гостиницу. Главный источник сведений о жизни А. Б.-Р.- «Церковная история» Бархадбешаббы из Бет Арбайе, где автор с похвалой говорит об аскетизме и братолюбии А. Б.-Р.; правда, некие завистники обвиняли его в идолослужении, но они были посрамлены. Дверь дома А. Б.-Р. была всегда открыта, и ему пришлось даже установить перед дверью загородку, чтобы скот не заходил в его келью. А. Б.-Р. немало пострадал от ненавидевших его иудеев, к-рые оклеветали его перед марзпаном (наместником шаханшаха) и епископом. В 561 г. имп. Юстиниан I вызвал А. Б.-Р. в К-поль для богословского диспута, но тот отказался от поездки, ссылаясь на преклонный возраст и преподавание в школе, требующее неотложного присутствия в Нисибине. Впрочем, А. Б.-Р. направил в столицу к императору еп. Нисибинского Павла с изложением веры и отказом вычеркнуть из диптихов «ради единства церковного» имена Диодора Тарсского, Феодора Мопсуестийского и Нестория , учение к-рых он называл «истиной, от которой невозможно отказаться». Бархадбешабба сообщает, что именно А. Б.-Р. занес имена этих богословов в диптихи (сир.     - дословно «книга жизни»), предписав почитать их. А. Б.-Р. считается автором многих утраченных экзегетических произведений, а также «Истории школ». Предание приписывает ему авторство молитвы (тешбохта) из воскресной ночной службы (лейлы), вошедшую в «Халдейский часослов». Богословские воззрения А. Б.-Р. сформировались в Нисибинской школе под преимущественным влиянием богословия Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. По всей видимости, он держался той формы несторианского учения, к-рая в совр. науке называется «строгим дифизитством» (в отличие от веры самого Нестория или, позднее, Бабая Великого ). О ней можно судить по сохранившейся в монофелитской рукописи дискуссии между Павлом Нисибинским и православными.

http://pravenc.ru/text/62876.html

Можно упомянуть знаменитого учителя Нисибинской школы Хенану, который не соглашался с эксклюзивным авторитетом Феодора Мопсуэстийского, предпочитая экзегезу св. Иоанна Златоустого. Идеи Хенаны, весьма близкие халкидонскому Православию, подверглись критике со стороны несторианского богослова Бабая Великого (569-628 гг.), игумена знаменитого монастыря на горе Изала и отца возрождения монашества в несторианской церкви. Его терминология была принята церковью (собор 612 г.) и стала стандартной вероисповедной формулой персидских несториан: во Христе было не только две природы, но и две ипостаси. После мусульманского завоевания все ближневосточные церкви как бы заморозились в своих формах. Творческое развитие во многом остановилось на века. Гонимые иаковитами и отвергаемые армянами, Селевкие-Ктесифонские католикосы в течение некоторого времени сохраняли свою юрисдикцию над арабским христианским царством Хира, покуда оно не пало под ударами мусульман. Но в течение всех средних веков несториане вели огромную миссионерскую деятельность, распространяясь далеко на Восток. Они посылали епископов в Индию, где сирийские язык и литургия сохранялись до португальского завоевания (конец XV в.). В XVI в., после ухода португальцев, индийские христиане восстановили иерархию через иаковитского патриарха, но это повлекло за собой переход от несторианства к монофизитству и западносирийской литургической традиции. Несториане евангелизировали гуннов на Аму-Дарье и в 549 г. поставили им епископа. В VII в. была отправлена миссия в Китай, и есть свидетельства существования там христианских общин в VIII в. В последние века археологи постоянно находят все новые и новые свидетельства несторианского присутствия в Центральной Азии с епископами в Самарканде и Бухаре. Марко Поло нашел церковь в столице монголов Каракоруме. Среди монголо-татарского войска было много христиан и христианских (т.е. несторианских) священников. Современная история несториан трагична. Мы знаем их под самоназванием «ассирийцы» (айсоры).

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

«Афониада» существует в нескольких редакциях, в том числе середины 1850-х годов, осуществленной в Русском Пантелеимоновом монастыре по просьбе его тогдашнего настоятеля архимандрита Иеронима (Соломенцова) и в соавторстве с ученым схимонахом Азарией (Попцовым). Многое свидетельствует о том, что Иаков Неаскитиот испытывал особый, возрастающий со временем интерес к русской и славянской тематике. В непосредственной связи с данной версией «Афониады» находится еще один греческий кодекс, 1848 года, хранящийся в рукописном собрании Пантелеимонова монастыря 283). Исходя из его содержания, М.В. Бибиков условно именовал его «Славянским сборником». В этой книге и были обнаружены неизвестные доныне греческие переводы древнерусских агиографических и литургических памятников и другие материалы по русской, сербской, болгарской истории Афона и истории русско-греческих церковных связей. Кодекс в 148 листов в большей части написан рукой Иакова Неаскитиота и включает в числе прочего переведенные на греческий язык Жития преподобных Антония и Феодосия Печерских, святителя Митрофана Воронежского и последования служб этим святым, повествования о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, об Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Характерно, что в содержании данных текстов основным побудительном мотивом действий святых и всех описываемых событий является необходимость исполнения обета послушания, подчеркнул докладчик. На заданный по окончании его выступления вопрос, кто переводил для Иакова славянские тексты, М.В. Бибиков с большой долей уверенности предположил, что это был насельник Пантелеимоновой обители «ученейший монах» Азария (Попцов). Доклад на тему «Загадка аввы Бабая в письме к священнику Кириаку» представил аудитории иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Преображенского скита Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, кандидат богословия, редактор издательства «Орфограф». Предварительно все присутствовавшие получили изящно изданные Преображенским скитом книжечки, содержащие текст памятника: «Письмо святого мар Бабая, которого убил злобный Барсавма, к священнику Кириаку об уединенной жизни и о полном и божественном отречении от мира».

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

Изгнанные из Византии Феодосием, мессалиане достигли и пределов Персии. В V-VI вв. собираются несторианские Соборы против мессалиан в Селевкии Ктесиофонской (486, 576, 585 годы, может быть 596) 996 . Мессалианствующие монахи, вместо того, чтобы оставаться в монастырях, шатаются по улицам и городам, проповедуют презрение к таинствам и церковной иерархии, уводят с собой в бродячую жизнь женщин или живут вместе с ними в монастырях и смущают верных 997 . Главный противник мессалиан в VII в. – Бабай Великий, глава (местоблюститель) Персидской Церкви во время вакансии патриаршего престола с 607 до 628 год. Его произведение против мессалиан потеряно, но отголоски сочинения дошли в других его произведениях 998 (в частности, в комментариях к шести Сотницам Евагрия и в житии мученика Георгия – борца против мессалиан, согласно изложению Бабая). Обвинения Бабая те же, с дополнительными указаниями на леность и аморализм еретиков. В течение VII и VIII вв. обвинение в мессалианстве выдвигалось в несторианской Церкви против многих лиц. Но самое серьезное дело было при католикосе Тимофее I в 790 г. 999 Некий Несторий был вынужден перед Собором произнести исповедание веры и отречься от мессалианских мнений. Анафематствованию подверглись Иоанн Апамейский 1000 и Иоанн Дальятский 1001 , а также Иосиф Газзайа (то есть Прозорливец) 1002 (Несторий был учеником последнего и написал его житие), осужденный первый раз за мессалианские заблуждения четырьмя годами ранее другим Собором. А. Гийомон утверждает, что до тех пор, пока сохранившиеся произведения этих авторов не будут изданы полностью, невозможно ответить на вопрос, в какой степени, например, в творениях Иосифа присутствовали оригенистские или мессалианские заблуждения 1003 . По более позднему мнению этого ученого, обвинения против мессалиан – если судить на основании книги Феодора бар Кони 1004 – носят чисто книжный характер без связи с современными событиями 1005 . Итак, к этому времени ни в монофизитской, ни в несторианской, ни в византийской 1006 Церкви не оставалось мессалианства в собственном смысле этого слова, то есть как ереси, основные положения которой были формулированы выше на основании антимессалианских источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Не случайно (если верить сирийской биографии) преп. Максим Исповедник со своим учеником Анастасием не сочли зазорным для себя обрести приют в Северной Африке у монахов- " несториан» («студентов из Ниневии»), найдя, что они ничем не расходятся с ними в вероучении. См. об этом наше предисловие к кн.: Творения преподобного Максима Исповедника . Книга I. М., 1993. С. 49–51. В таком случае довольно логично объясняется и «феномен преп. Исаака Сирина », который хотя и был краткое время персидским епископом, но отнюдь не являлся «несторианином». См. наше предисловие к кн.: Блж. Феодорит Кирский . История боголюбцев. М., 1996. С. 121–122; переизд.: Сидоров А.И. Блаженный Феодорит Кирский – архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской Церкви и православного богословия//Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. М., 2013. С. 713–714. Православная Церковь , причислив его к лику своих святых, однозначно подтвердила это. 777 Ясное отражение данная оппозиция нашла, например, у Бабая Великого. См.: Guillaumont A. Études sur la spiritualité de lOrient chrétien. Abbaye de Bellefontaine, 1996. P. 259–269. 778 Подробно см. упомянутую монографию: Strothmann W. Die syrische Überlieferung der Schriften des Makarios. 780 См.: Bartelink G.J.M . Text Parallels between the Vita Hypatii of Callinicos and the Pseudo-Macariana//Vigiliae Christianae, 1966. Vol. 22. P. 128–136. См. также предисловие к изданию «Жития»: Callinicos. Vie d’Hypatios/Ed. par G.J.M. Bartelink//Sources chrétiennes. 177. Paris, 1971. P. 38–41. Бартелинк, правда, утверждает, что Каллиник, будучи сам родом из Сирии, познакомился еще до 426 года (еще пребывая на родине) с произведениями Псевдо-Макария, также сирийца по происхождению. 782 См.: Quispel G. Makarios, das Thomasevangelium und das Lied von der Perle. Leiden, 1967. S. 9–118. 783 См.: Vööbus A. On the Historical Importance of the Legacy of Pseudo-Macarius.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В таком случае весьма странным выглядят неумеренные хвалы “Блаженному Толкователю”. Помимо того, что преподобный Исаак придерживался учения о “взаимообщении свойств” природ Христа, он разделял и идею обожения (с.62), особенно характерную для представителей александрийского направления богословской мысли. Эти наблюдения, сделанные о. Иларионом, весьма интересны и важны, но они не сводятся им в систему, не обогащаются сравнительным анализом богословских течений эпохи христологических споров. А без подобной системы и без подобного анализа, пусть набросанных беглыми штрихами, читателю трудно ориентироваться. Нельзя обойтись и без сравнения христологии и сотериологии преподобного Исаака с учением Мартирия Сахдоны и Бабая Великого. Именно подобное сравнение позволило бы, с большей или меньшей степенью вероятности, установить, к какому из трех “полюсов” в современной ему персидской церкви тяготел прп. Исаак. Пока создается только смутное впечатление, что это отнюдь не был “полюс несторианства”. Но прояснение этого впечатления, доведение его до уровня отчетливого убеждения входило в обязанности о. Илариона, которые он опять не исполнил. Вследствие чего перед патрологами, перелагающими их взгляды на наш куда более “плотской”, чем у святых отцов, и как бы “приземленный” и “одебеленный” язык, стоит своего рода сверхзадача: не утерять сущностного в миросозерцании их и не подменить сущностное акцидентальным. Что же касается прп. Исаака, то особое внимание в данном плане привлекает его учение о всепоглощающей любви Божией. Например, о. Иларион приводит одно место из “Глав о знании”, гласящее: “Смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха и не для какой-либо иной, а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари. Если бы все это восхитительное дело произошло только ради оставления грехов, было бы достаточно искупить нас каким-либо другим. Что можно было бы возразить, если бы Он совершил все это посредством обычной смерти? Но Он умер весьма необычным образом – для того, чтобы ты понял смысл таинства: Он вкусил смерть в страшном страдании Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Даже великие аскеты, — говорил видный византийский церковный деятель, писатель и полемист монофизитского толка Филоксен из Маббуга, — жили в контакте с населением». Для Филоксена убегать от общения с людьми (образец египетского монашества) — это стремиться не к душевному, а к телесному спокойствию. Каноническое законодательство пыталось контролировать эти контакты. Правила Бабая (627–628) запрещают жить среди мирян и ходить по городам и деревням. Каноны Раббулы гораздо раньше даже запрещали въезд в деревни, кроме инспекторов монастырей. Последние не должны были селиться у мирян, а ночевать в монастыре или церкви. Каноны Маруты требуют, чтобы монах, покидающий свой монастырь, в деревне жил как «бнай кьяма» (как уже отмечалось, в раннесирийском обществе это аскетическая группа, полностью интегрированная в общественную жизнь) . Текст жития Симеона Столпника сообщает о представителях различных слоёв населения, помогавших ему или обращавшихся к нему за молитвенной и чудодейственной помощью. У столпа пространство делилось на мужскую и женскую половины . Столпнику помогали просмонарии (парамонарии) — стражники и хранители храма, в функции которых входило поддерживать храм в порядке, то есть запирать и отпирать его, возжигать свечи. Сам автор жития св. Симеона — парамонарий Антоний . Возможно, их присутствие говорит о связях столпника с местной церковью. Антоний также сообщает о некоем «служителе наверху у столпа», который решил, что святой скончался, когда однажды дух покинул Симеона, чтобы оказать помощь бедствующим в море . Житие сообщает о некоем земледельце-поселянине, который был отмечен столпником за свою богоугодную молитву во время народного бедствия . Есть мнение, что в лице Симеона Столпника христианство предложило новые виды публичных действий, более подходящих для христианской публики. Столпничество как зрелище шокировало зрителей, но, по свидетельству блаженного Феодорита Кирского, сделало Симеона очень популярным. Феодорит напрямую сравнивает стояние Симеона на столпе с представлением античных театров. Для того чтобы взглянуть на святого, жители соседних деревень и городов буквально стекались к его столпу. Так было положено начало формированию нового, христианского типа публичного действия — аскетического зрелища. Публичная аскеза представляла собой новый для римского общества тип публичных представлений, способствовавший активной христианизации империи и выполнявший важные социальные функции. Феодорит Кирский говорит, что необычность зрелища стояния Симеона на столпе делает более доступным наставления в Божественном. Таким образом, аскет выполняет сразу две важнейшие социальные функции: он концентрирует на себе внимание многочисленной публики, которая нуждалась в таком зрелище, а также предоставляет возможность, наблюдая за ним, научиться у него тому, кто такой настоящий христианин и как правильно им стать .

http://bogoslov.ru/article/6172573

(Л. 415) Церковь Воскресенье Христово в селе Воскресенском, а Саргит тоже. Дани по жаловальной грамоте вдвое четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. И марта в 3 день те деньги взято. Платил Васильев человек Кречетникова Артюшка Игнатьев.   (Л. 416 Курмыш Церковь Николы Чюдотворца ружная внутригороде. Дани девять алтын, заезда два алтына. Церковь Преображение Спасово в поместье Федора Мякинина в селе Столбищах. Дани пятнатцать алтын, заезда два алтына. И февраля в 18 день те деньги взято. Платил Благовещенского монастыря стряпчей Яков Павлов. Церковь Николы Чюдотворца в селе Кочклове в поместье Меньшово Кроткова. Дани дватцать алтын три деньги, заезда два алтына. (Л. 416 об.) Церковь Покров Святеи Богородицы в поместье служивого татарина Бабая мурзы. Дани одиннатцать алтын четыре деньги, заезда два алтына. Церковь Покров Святеи Богородицы в поместье Ивана Евлашева в сельце в Ывашкине. Дани двенатцать алтын, заезда два алтына. Церковь Николы Чюдотворца в поместье Ильи Лопатина в селе Волянове. Дани шесть алтын, заезда два алтына. Церковь Воскресение Христово в селе Воскресенском. (Л. 417) Дани два рубли два алтына пять денег, десятильничих два алтына. Церковь Пречистые Богородицы Одегитрея в вотчине Василья Киреева в сельце Стремилове. Дани шесть алтын, заезда два алтына. Церковь архистратига Михаила в поместье Степана Мансурова на речке на Сурмышке. Дани три алтына две деньги, заезда два алтына. Церковь   (Л. 418 Курмыш грамотчики Церковь Успение Пречистые Богородицы. Дани в двое дватцать девять алтын две деньги, заезда два алтына. Церковь Рожество Пречистые Богородицы на посаде в монастыре Дани в двое два рубли тринатцать алтын, заезда четыре алтына, десятильничих шесть алтын четыре деньги. Церковь Николы Чюдотворца в поместье Федора Мякинина в селе в Деянове. Дани вдвое рубль дватцать четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. (Л. 418 об.) Церковь Николы Чюдотворца в селе Наумое Дани вдвое рубль пять алтын две деньги, заезда четыре алтына. И генваря в 29 день те деньги взято. Платил Степанов человек Кафтырева Тишка Гаврилов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

  001     002    003    004    005    006    007