Итак, житие св. Мар Авгена, возлюбленного мною, было таково. По своему происхождению, роду, племени и стране он был из пределов Египта из Кливзмы (Кливзма-Суэц), острова морского. По занятиям своим святой был рабочий, совершавший и духовные дела, и он собрал пребывающее богатство вечной жизни. Каждый день он распростирал на своем лице покрывало, которое он с искусством приготовлял и входил и нырял в море и поднимал из морской глубины жемчужины, продавал их за деньги, которые разделял между храмами, обителями, сиротами, нищими и вдовами, взирая и ожидая ежедневно себе сугубого воздаяния, которое и получал от Господа Бога своего. И в ясном и чистом зеркале своей веры он созерцал невидимые блаженства Господа нашего Иисуса Христа, которые видел апостол Павел, восхищенный до третьего неба, и слышал слова, которые не произносятся языком земной плоти ( 2Кор. 12:2 ), и воскликнул и сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). И он (св. Авген) воссел на светлую и славную колесницу веры и увидел эти духовные блаженства. 3. Призвание преподобного Однажды, когда Мар Авген хотел по обычаю своему погрузиться в море, открылось ему явление Божие, и он увидел его наподобие светлой звезды, которая сияла наподобие солнечного круга и спустилась и быстро шла пред ним по воде. Когда святой увидел это, то очень ужаснулся, размышлял в сильном изумлении и сказал: «Что это за чудо, которое я ныне увидел на море?» И когда святой узнал, что это – явление Божие и что на помощь и подкрепление ему было это явление, то он удивлялся этому видению и прославил Бога, и после того как он был усилен и укреплен этими красотами Божиими, особенно умножил свои удивительные подвиги, разделял дары бедным и простирал руку к неимущим подобно св. Тавифе, ибо в этом подражал ей Мар Авген. На этом острове, который был жилищем его предков, он занимался этим чудом духовного делания. 4. Спасение купеческих кораблей от разбойников После того как он занимался этим духовным делом в продолжение 25 лет, Бог увидел его святое произволение и Божественные дела, которые он совершал; и тогда он был удостоен большого дарования от Бога: он сделался прогонителем бурь от лодок и ходил по морю, как по суше, благодаря явлению той звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Сирийский Данте Мар Афрем Нисибинский или Мар Афрем Мальфана («Учитель»), именуемый в греческой, а за ней и в славянской традиции «святым Ефремом Сириным », то есть «Сирийцем», был, пожалуй, наиболее поэтичным из всех христианских писателей Сирии. Создал он очень много, кроме того, в греческом мире ему было приписано множество грекоязычных проповедей, явно ему не принадлежащих, но «осененных» его авторитетом. К несчастью, русский читатель знает только эту «подложную» часть корпуса Ефремовых сочинений и почти не знаком с произведениями из гораздо более объемного свода его подлинных сирийских творений. Подлинные сочинения Мар Афрема были написаны на сирийском языке, входящем в семитскую языковую семью. Основой сирийского языка стал арамейский диалект города Эдессы (ныне Урфа в Турции). Именно в этом городе Ефремом Сириным были созданы большинство ныне публикуемых нами гимнов, там же святой и окончил свою земную жизнь. По словам известного российского сиролога А. В. Муравьева, «сирийский язык Мар Афрема стал классическим для многих последующих сирийских поэтов. Сочинения его входят во все хрестоматии и учебники сирийского языка». Сирийский язык сыграл огромную роль в расцвете арабской культуры и науки: большинство трудов греческих авторов переводились в Арабском халифате не с подлинников, а с сирийских переводов. Примерно с IX в. сирийский язык перестал быть живым языком, однако близкие к нему западноарамейские диалекты до сих пор употребляются в трех сельских поселениях современной Сирии (общее число носителей – ок. 2 тыс. человек). Ефрем Сирин (Мар Афрем) сделал сирийский язык бессмертным. Мар Афрем был поэтом по преимуществу и в своих духовных стихах мог затронуть самые сложные вопросы догматического содержания, осветить пути аскетического делания и предписать правильное направление жизни. Он вовсе не был отрешенным от исторических обстоятельств автором, напротив, легко вступал в полемику и всякий раз предупреждал о губительных последствиях греха, ставя этику в перспективу эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o-...

427 Каланкатуаци, пер., с. 102–103. Оба вторжения датируются косвенно: первое произошло через два года после того, как Констант II в 19-м году своего правления (659/60) подарил Джуаншеру частицу «животворящего креста», т. е. в 662/63 г.; датировка второго менее определенна, так как говорится, что после первого вторжения Джуаншер два года строил храм в Гардмане, и после длинного рассказа об этом сообщается: «…на следующий год в день зимнего солнцестояния пришли хазары…» – возникает вопрос, следует ли понимать это как указание на то, что прошло три года, или время указано относительно первого набега. К.Доусетт датирует второй набег концом 664 г. [Dowsett, 1961, с. 122, примеч. 4]. 430 Халифа, с. 190; Йa'k., т. 2, с. 285. Согласно ал-Вакиди, Буер дошел до Константинополя; ат-Табари, сославшись на него, замечает, что другие историки это не подтверждают [Таб., II, с. 27]. 434 Халифа, с. 196; Таб., II, с. 86 (поход в 49 г.х.); aл-Йa'kyбu упоминает участие Йазида только в походе 56 г.х. [Йa'k., т. 2, с. 285]. 435 Второй вариант более вероятен, так как Фригия пишется через фи, а Фракиссия – через тэту (фиту), которая в сирийском передавалась через may. 436 Сирийское телоййа («мальчики»), переведенное А.Пальмером как «young men» [Марон, хр., англ, пер., с. 33], в данном случае скорее coy ответствует арабскому гулам, в смысле «раб», тем более что в той же фразе «служители» и «мальчики» отделены от «арабов». 438 Аноним датирует поход Абдаррахмана 22-м годом Константа и 7-м годом My'abuu. 22-й год Константа – 662/63 г., 7-й же год My'abuu может быть отсчитан от времени присяги в Иерусалиме и от времени отречения Хасана, в последнем случае мы получим 668/69 г. Разрыв между двумя системами дат оказывается очень большим. А.Пальмер полагает, что в рукопись вкралась ошибка и вместо буквы зайн, означающей «семь», следует видеть очень близкую по начертанию букву далет, означающую «четыре» [SCWSCh, с. 18, примеч. 115; Марон, хр., англ, пер., с. 33, примеч. 147]. Эта весьма убедительная поправка сокращает, но не ликвидирует разрыв в датировке. По данным арабских историков, Абдаррахман возглавлял походы в 44/664–65 и 45/665–66 гг. [Халифа, с. 191, 192; Йa'k., т. 2, с. 285; Таб., II, с. 67, 82]; ат-Табари вместо 45 г.х. с сомнением упоминает поход 46 г.х., но это, видимо, объясняется тем, что при описании событий 45 г.х. поход в Малую Азию арабскими историками не упоминается вообще. Поход Абдаррахмана в 46 г.х. упоминает Илья Нисибинский [Илья, с. 142]. Феофан упоминает Абдаррахмана только в связи с военными действиями в 23-м году Константа=663/64 г. [Феоф., т. 1, с. 248; т. 2, с. 219]. Исходя из сказанного, поход Абдаррахмана, упомянутый анонимом, следует относить к 664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иракского Курдистана), после чего тот показал Мефодию «все поколения». Собственно историческая часть разделена на 3 периода по 2 тысячелетия каждый. 1. От изгнания Адама и Евы из рая до потопа ( Pseudo-Methodii Apocalypsis. 1. 1-3. 1 (Die Syrische Apokalypse des Ps.-Methodius. 1993. Bd. 1. P. 1-4)). Хронология допотопных патриархов, содержащаяся здесь, соответствует не сир. тексту Пешитты , следующему за масоретским текстом Библии, а Септуагинте , что не является исключением в рамках сирийской традиции. Так, еп. Иаков Эдесский († 708) указывал на то, что в его время сохранялись древнеевр. манускрипты, к-рые подтверждали хронологию Септуагинты ( Assemani. BO. T. 1. P. 65). Позднее Илия бар Шинайя , митр. Нисибинский († 1046), подверг критике хронологию кн. Бытия, признававшуюся иудеями ( Eliae metropolitae Nisibeni Opus chronologicum/Ed. E. W. Brooks. P., 1910. Pars 1: [Textus]. P. 16. (CSCO; 62. Syr. Ser. 3; T. 7); подробнее см.: Кузенков. 2015. С. 33-39). При этом в М. П. О. имеются и отступления от принятой в различных вариантах библейского текста хронологии. Так, окончание потопа датируется 312-м годом жизни Ноя , а не 600-м. 2. От потопа до войны Вавилонии против Египта ( Pseudo-Methodii Apocalypsis. 3. 2-4. 4 (Die Syrische Apokalypse des Ps.-Methodius. 1993. Bd. 1. P. 4-7)). В возрасте 700 лет Ной родил сына по имени Йонтон (  ), не упоминаемого в Свящ. Писании. В М. П. О. приведены нек-рые подробности, касающиеся событий из жизни Йонтона. В 2300 г. от сотворения мира Ной, передав сыну дары, отправил его на Восток. После смерти Ноя (2790 г. от сотворения мира) его сыновья построили для себя город на земле Сенаар, за этим последовало смешение Богом языков (ср. Быт 11. 1-9). Йонтон вернулся на Восток и поселился близ моря, называемого «Огонь солнца» (    ) и являвшегося местом восхода солнца. Йонтон получил от Бога откровение, а затем был наставлен Нимродом (назван «сыном Сифовым», хотя, согласно Свящ. Писанию, он был потомком Хама (ср. Быт 10. 6-8)) «во всякой премудрости».

http://pravenc.ru/text/2563136.html

Иулиания 14 июня 2017, 11:23 Когда я лежала в больницах, правда не в реанимации, но всё же в " чистой " хирургии, священника ко мне пропускали беспрепятственно. Правда, мы предупреждали дежуривших сестричек, что придёт священник, а с батюшкой договаривались, чтобы он приходил до начала рабочего дня (до 8ч), пока ещё врачей нет. Марина 14 июня 2017, 11:22 Священник - такой же человек, у которого есть и сердце, и разум. И так печально видеть такое отношение к себе. Очень большой выдержки и любви желаю нашим батюшкам! Людмила 14 июня 2017, 03:08 А у нас в Канаде вообще Без проблем пригласить к больному в госпиталь хоть священника... хоть равина хоть любой конфессии служителя...называется свобода вероисповедания....и действительно это работает..... Валерий Ивкин 13 июня 2017, 23:07 Негативизм некоторых медиков по отношению к Церкви связан не только с антицерковной пропагандой в СМИ, ненадлежащим духовным воспитанием в вузе, политикой современного здравоохранения, нацеленной на достижение материальной прибыли и даже не на результат в лечении. Прежде всего, в непонимании медиков, некоторых, повторяюсь, что сама эта специальность без духовного отношения к ней может ожесточить, превратить медика в железного, бесчувственного робота по выполнению порой бездумных и безумных псевдостандартов российского здравоохранения. Недаром " «В Нисибинском уставе есть очень характерный запрет ученикам жить вместе с «врачами»... " пишет Георгий Флоровский в книге " Византийские отцы... " Надежда 13 июня 2017, 13:51 Предельно точно все написано, жизненно! А та, которая искала инфекцию, даже чем-то понравилась, как ни странно. Ревностно исполняет свой долг) Она, наверное, еще и к вере придет, как Савл, потому что неравнодушная. Евгения 13 июня 2017, 12:57 Помогай Вам Господь батюшка, да вразумит он нас грешных... Татиана 13 июня 2017, 12:17 Отец Сергий, спасибо вам огромное, за то что вы делаете! Недовольные врачи сами наверное не осознают, что они делают, возможно со временем некоторые из них изменят свою точку зрения. Благослови вас Господи.

http://pravoslavie.ru/104195.html

После 3 лет правления, отмеченных, по словам хронистов, мудрым руководством делами Церкви, в поведении И. произошли перемены. При поддержке влиятельного при дворе великого марзпана Заданфарруха католикос стал открыто нарушать уставы, принимать подношения, брать взятки, проявлять самоуправство в отношении клира, принуждая его утверждать решения, вынесенные без ведома общины. При помощи марзпана Бет-Арамайе он заточил Симеона, еп. Пероз-Шапурского, который, не выдержав тягот и унижений, скончался в патриаршей темнице (почитается несторианами как святой). Михрнарсе, еп. Забского, И. заменил Иезекиилем, вскоре снискавшим милость Хосрова. Однако, когда Мар Малка, еп. Дарабгирдский, добился при посредничестве Иезекииля царского охранного письма, чтобы защитить свою паству от гонений, И., возмущенный тем, что грамота получена без его ведома, пожаловался собранию шахских магов, изъял письмо у Малки и уничтожил его, а затем сместил епископа. Прихожане Парса перестали поминать И. за богослужением и вышли из повиновения ему. Сообщается и о случаях прямого издевательства со стороны И. над просителями из простых верующих. Духовенство и миряне обратились к шаханшаху, к-рый воздержался от вынесения приговора под предлогом уважения к достоинству предстоятеля. В февр. 567 г. выяснилось, что И. ложно обвинил одного христианина в хищении ценностей из царского казнохранилища. После того как И. отверг послания с призывом покаяться, которые восточносирийские архиереи неоднократно отправляли ему, они соборно анафематствовали И. и объявили недействительными совершенные им хиротонии. И. не признал их постановление и продолжал совершать рукоположения и освящать храмы. Согласно анонимному источнику, датируемому ок. 600 г. ( Narsai. Hom.), И. в случае лишения его кафедры угрожал уговорить Хосрова закрыть Нисибинскую богословскую школу. Наконец, несторианский клир, прибегнув к ходатайству придворного врача, добился у Хосрова формального низложения И. Из-за распрей, возникших между противниками и сторонниками И., Хосров запретил проводить выборы католикоса, и до кончины И. местоблюстителем оставался Мари, еп. Кашкарский. И. был похоронен в Пероз-Шапуре. Его имя еще при жизни было вычеркнуто из поминальных списков Церкви Востока.

http://pravenc.ru/text/578467.html

Thesaurus Syriacus. Oxf., 1901. T. 2. Col. 2422-2424; Brockelmann C. Lexicon Syriacum. Halle, 19282. P. 440-441); И. С. Ассемани фактически отказался от однозначного решения и предложил следующий вариант: «перевезли/перевели и издали» (tulerunt edideruntque - Assemani. BO. T. 3/1. P. 378; см. также: Ibid. T. 1. P. 350. Not. 2). Кроме того, в исследовательской лит-ре высказывались сомнения в исторической ценности самого повествования, а также в том, можно ли отождествлять упомянутого здесь Бар Сауму с митрополитом Нисибинским (подробнее см.: Gero. 1981. P. 29). Однако, несмотря на указанные неясности, нельзя отвергать вероятность того, что текст отразил роль Н. и митр. Нисибинского Бар Саумы в усвоении восточносир. традицией строгого дифизитства в форме учения Феодора Мопсуестийского. Той же линии следуют тексты, согласно к-рым Н. и Бар Саума посетили в Мопсуестии еп. Феодула, ученика и непосредственного преемника Феодора Мопсуестийского, и были благословлены им. Данная традиция отразилась в соч. «Причина основания школ» ( Barhadb. Halw. Caus. 1908. P. 380). Более поздний источник, «Хроника Сеерта», описывает событие несколько иначе: к Феодулу прибыли Н. и буд. католикос Востока Акакий I (см. Акакий Селевкийский ). Последнего епископ Мопсуестийский назвал «столпом Востока», Н. же получил именование «язык Востока» (Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 114). В списке восточносирийских католикосов (XI в.), который приводит Михаил Сириец († 1199), объединены обе традиции: Феодула посетили одновременно Н., Бар Саума и Акакий ( Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 775). Феодул является исторической личностью: он жил в V в., был экзегетом, скончался в правление имп. Зинона (474-475, 476-491) (см.: Baumstark. Geschichte. S. 118; Pauly, Wissowa. R. 2. 1934. Bd. 5. Hbd. 10. Sp. 1967; Bardenhewer. Geschichte. 1962r. Bd. 4. S. 262). Геннадий Марсельский (2-я пол. V в.) и Авдишо бар Бриха († 1318), митр. Нисибинский, приводят названия его экзегетических сочинений ( Gennad. Massil. De script. eccl. 91; Ebediesus.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

И вот тогда совершенно внезапно боль страданий исчезнет, как у родившей женщины, и царь греков выйдет против них с великой яростью; он пробудится, как „исполин, побежденный вином…» 835 , которого они считали мертвым, и пойдет на них. Он двинется на них со стороны Моря Кушитского 836 и станет сеять опустошение и разрушение в пустыне Йасриба и сердцевине обиталища их предков. И сыновья царей греков пойдут на них из стран Запада и прикончат мечом оставшихся из них в Земле Обетованной. Будут они страшиться всех, кто вокруг них. Они сами, их жены, их вожди, их поселения, вся пустынная страна, принадлежавшая их предкам, будут отданы в руки царей греков: они предадут их мечу и разрушению, пленению и избиению. И иго их порабощения будет в семь раз тяжелее их ига. И будут они жестоко страдать от голода и изнурения, будут они работать вместе со своими женами и детьми, и будут они в рабстве у тех, кто служил им. Их рабство будет в сто раз тяжелее, чем то, которое налагали они» 837 . С этим пророчеством, явно принадлежавшим грекофилу, перекликается мнение о вполне реальных событиях Бар Пенкайе: «Прибытие этих шурте, о которых мы говорили, и их победа были деяниями Господа, и я верю, что они будут причиной уничтожения исмаилитов. Воистину, рука арабов покорила всех людей, а эти шурте объединили у себя мужей всех народов, что есть под небом. И я верю, что через них царству арабов будет положен конец» 838 . Пестрое сборище «шурты Аллаха» вопреки надеждам Бар Пенкайе отнюдь не было намерено спасать христиан, так как были и считали себя мусульманами, хотя и с очень своеобразными взглядами на желаемое устройство мусульманского общества. Их мессианские настроения связывались с фигурой другого спасителя – из рода Али, в данном случае с Мухаммадом б. ал-Ханафией, которого они никогда не видели и могли представлять себе как угодно. Об этом свидетельствует прибытие в Ниси-бин после гибели ал-Мухтара сына Ибн ал-Ханафии, Хасана, которого нисибинские последователи ал-Мухтара избрали своим главой. Лишь после того как отряд, посланный зубайридским наместником Мосула в конце 687 – начале 688 г., разгромил и взял Хасана в плен, а потом отослал в Мекку, где он был заточен Ибн аз-Зубайром 839 , восставших возглавил Абу Кариб.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В IV веке мы еще встречаем епископов в таких положениях, какие подлинно удивят нас своей неожиданностью. В этом веке один видный епископ, св. Иаков Нисибинский, совмещал с должностью архиерея должность губернатора города Нисибина. Мы не знаем, по каком поводу Иаков занимал такой удивительный пост. Но едва ли можно сомневаться в том, что его гражданская должность обеспечивала его материальное положение. Вообще в те времена (с IV в.) нередко случалось, что пастыри церкви, если были людьми недостаточными, то сами промышляли о своем материальном обеспечении. Это явление могло зависеть от разных причин: или от того, что церковные доходы недостаточно обеспечивали пастыря, и ему нужно было собственными трудами восполнять недостающее; или вследствие особенной самоотверженности, или из чувства независимости. Реже такие примеры встречаем в среде епископов — от чего бы это ни зависело, — чаще среди пресвитеров и других клириков. Приведем некоторые примеры подобного рода, встречаемые среди епископов. Во время папы Григория Великого один епископ в Кампании (провинция) был строителем кораблей, другой где-то был судьей. Еще иные епископы поступали, на наш непривычный к тому взгляд, очень оригинально. Знаменитый Спиридон Тримифунтский на о. Кипр, как до епископства, так и в епископстве, пас собственные стада, разумеется, пропитывая себя таким способом. В оригинальности занятий со Спиридоном может соперничать епископ Зенон (V век). Несмотря на богатство своей церкви, он снискивал себе пропитание рукоделием. О нем Созомен (VII, 28) говорит: «Зенон в Газе ткал на одноверетенном станке льняную одежду и не переставал заниматься этим делом до смерти». По словам историка, Зенон «не только доставлял себе все нужное, но и еще помогал другим». Блаженный Августин с большей строгостью восставал против тех монахов, которые ожидали, что само небо доставит им пропитание, и горько жаловался, что сам он, за множеством мелких епископских дел, не мог прокормить себя каким-нибудь ремеслом. Иларий, епископ Арелатский (V в.), в течение всей жизни пропитывал себя ручным трудом, а Павлин, епископ Ноланский, с благотворительными целями работал в качестве садовника по найму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Исследовательница языка той эпохи М. Л. Ремнева недвусмысленно доказала комбинационный характер книжного языка, в котором главной претеритной флексией становится -л, а двойственное число служит украшением текста, также как и старые претериты (аорист и имперфект) 225 . Такой процесс движения, «подмены» критериев нормы был процессом здоровой жизненности языка. Именно к этой жизненности нам и хотелось бы вернуться... Мар Афрем нисибинский стихи духовные о Церкви Божией и на нечестивого царя Юлиана 1. Стих о Церкви Божией 1 На Истину надейтесь, братия, и не бойтесь! Не слаб Господь, если и позволил нам претерпеть искушение. Бог – сила, оживляющая весь тварный мир и его жителей. На Нем покоится надежда Его Церкви. Кто возможет отсечь корни небесные её (Церкви) надежды? Да будет благословен Тот, сила Коего снизошла исполнить Церкви! 2 Братия, обогатитесь сокровищем утешения, – сказанным о Церкви словом Господа: «Не смогут врата ада одолеть её»! Ведь она сильнее даже ада. Кто из смертных возможет её поколебать? Благословен Тот, Кто возвысил её и искусил, дабы она снова вознеслась! 3 Протяните ваши длани к Ветви истины! Отсекла Она руки воинов, дабы не смогли они Её склонить. Сам [Бог] преклонив вершину [сей Ветви], спустился на подвиг. Бывших с Ним праведных Он испытал: насколько они любят Его? Лицемерно Возлюбившие Его от Него отпали. Благословен Тот, который склонил Её, дабы Она снова в величии возвысилась! 4 Илия был опьянён любовью к Истине. Он бесплодно скитался и обличал слуг Ахава, которые презрели Творца и поклонились твари. Иезавель низвела своих служителей во ад. И засияли венцы семи тысяч мужей: благословен Тот, Кто открыл служителю Своему потаённое сокровище! 5 Много сынов Истины растет на Сей истинной Ветви. Созрели на 5 Ней плоды, достойные Царствия и хотя ветвь живая, на ней есть мёртвые плоды, бесплодно цветущие. Ветер испытал их и разметал пустоцветы. Да будет благословен подающий венец тем, кто в Нём утверждается. 6 Всё Оживотворяющий испытал Даниила любовью при помощи измышленного хитрецами условия – которое должно было положить конец Его блаженной власти, что упразднила идолов. Против собственной воли они (хитрецы) ниспровергают своих идолов. Он же [Даниил] разрушил поклонение им, чтобы всеми почитался Единый. Благословен Тот, истинные чада Которого одолели ложных и лукавых. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010