Расцвет монашества на И. можно с определенностью датировать 2-й пол. VI в., когда там основал обитель Авраам Кашкарский . Видимо, он избрал И. по причине близости горы к Нисибину, где находилась знаменитая церковная школа, в к-рой он учился. Авраам первоначально поселился в пещере, затем (до 571) основал «Великий монастырь». После кончины Авраама настоятелем был избран Дадишо из Бет-Арамае , и началось распространение устава Авраама Кашкарского и в целом восточносирийского иночества за пределами И. («цепная реакция» в терминологии А. Выыбуса). Преемником Дадишо († 604) и последним из известных настоятелей монастыря стал Бабай Великий , с деятельностью к-рого связывают постепенный упадок мон-ря. Монастырь Мар-Малка (Мар-Малке), Мар-Сисин и Мар-Элише расположен между мон-рем Мар-Авген и г. Мидьят и назван по именам 3 основавших его подвижников Церкви Востока. Впоследствии (вероятно, в XII в.) монастырь оказался в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви и с кон. XIV в. по 1926 г. был кафедрой епископа Бет-Рише. В 2001 г. в обители проживали 2 монаха и 2 монахини. Монастырь Мар-Баб (Бабая Малого) был основан Бабаем Нисибинским (Малым) в кон. VI или в нач. VII в. В письме яковитскому Антиохийскому патриарху Игнатию III Давиду от 1231 г. ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 300) Ишояв бар Малкон, митр. Нисибинский, отождествляет эту обитель с мон-рем Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь ), где в 1293-1932 гг. находилась резиденция яковитских патриархов. В скриптории этой обители было создано много рукописей. Монастырь Раббан-Сапра (Раббан-Сапор) известен из «Книги целомудрия» Ишоднаха Басрского (IX в.). По мнению Фие, его основание следует относить к VIII в. ( Fiey. 1977. Р. 153-154). В наст. время неизвестно, где располагался мон-рь. Монастырь Мар-Йоханнан находился в 25 км к северу от Нисибина. Брок указывает на эпическое Житие его основателя Йоханнана Тайайа (Иоанна Бедуина), в к-ром приводится список настоятелей - от Иоанна до некоего Саллары ( Brock. 1980/1981. Р. 6-14). По сведениям яковитского Антиохийского Патриарха Ефрема I Бар Саума (1933-1957), руины мон-ря были известны в его время недалеко от обители Мар-Авген ( Aphram I Barsoum. 2008. Р. 218).

http://pravenc.ru/text/293880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ [Бабай Малый; сир.    ] († 630), сир. христ. монах и писатель кон. VI - 1-й трети VII в. Происходил из г. Нисибина. В юности предавался праздности. После того как Б. Н. однажды во сне явился подвижник мар Авраам и предсказал ему, что он «станет отцом» для мн. людей и целиком посвятит себя Богу, юноша ушел из отчего дома в обитель мар Авраама на горе Изла (см. Авраам Кашкарский ), к-рый и дал ему имя Бабай. По смерти мар Авраама в 588 г. Б. Н. оставил обитель и удалился в горную пещеру в обл. Адиабена вместе с анахоретом Ишозха и буд. несторианским католикосом Савришо. Б. Н. проводил все время в посте и молитве, исцелял больных и изгонял бесов. Впосл. он основал свой мон-рь на горе Изла и учредил в нем устав мар Авраама. Настоятелем мон-ря Б. Н. пробыл в течение 31 года до своей смерти, там же он и был похоронен. «Хроника Сеерта» (не ранее IX в.) упоминает об ожесточенной полемике между Б. Н. и Бабаем Великим , но не раскрывает предмета их разногласий. Б. Н. считают автором ряда проповедей и гимнов (мадрашей и мимр), из к-рых почти ничего не опубликовано. Сохранилась согдийская версия одной из его рифмованных гомилий. Ист.: Histoire nestorienne: (Chronique de Seert). Part. 2/Publ. et trad. par A. Scher//PO. T. 13/4. P., 1919. P. 454-456. Лит.: Sims-Williams N. Babay of Nisibis//EIran. Vol. 3. P. 309. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/77286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД [сир.      ], сир. несторианский богослов VIII в. Род. в сел. Бет-Саяде. Будучи от рождения калекой (отсюда прозвание - букв. «хромой»), был принесен своей матерью к Бабаю Младшему Нисибинскому в Кефар-Уззел, где тот основал школу церковного пения. Согласно «Истории монахов» Фомы Маргского , Бабай предсказал отроку великое будущее: «Это будет отец отцов и глава учителей; имя и учительство его будут славны на всем Востоке». А. Д. преподавал экзегетику в Башушской школе в Сафсафе. В числе его учеников были буд. несторианские католикосы Тимофей I и Ишо бар Нон , а также Абу Нух аль-Анбари, секретарь мусульм. правителя Мосула Абу Мусы ибн Мусабы. В «Каталоге» Авдишо бар Брихи А. Д. назван автором «Книги увещания», слов о покаянии (вариант прочтения названия: о желании, об алчности), ряда писем, «Книги о царском пути», прений с иудеями, «Толкований на слова монаха Марка». В рукописях дошли отрывки из «Толкований» (Brit. Mus. Add. 17 270) и «Трактат об отшельничестве» (издан). Соч.: Treatise on Eremitism// Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7: Early Christian Mystics. P. 185-197, 248-255. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 214; Ortiz de Urbina. PS. P. 142. Е. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62874.html

20. Путешествие святого Мар Иакова на гору Кердо    Подобает мне не оставить и того, что было рукою св. Мар Иакова. Ибо у этого св. Мар Иакова была мысль когда-нибудь сходить на то место, на которое сошел ковчег, на гору Кердо, чтобы помолиться и попросить Господа показать этот ковчег, чрез который произошло восстановление мира. И прибыл он к св. Мар Авгену, чтобы просить его идти с ним туда. Но Мар Авген сказал ему: «Я не могу теперь идти с тобою, но ты не задержишься, ибо будет по твоей воле. Вот Господь пошлет с тобою Ангела Своего, и он покажет тебе место, на котором зарыт ковчег. И он прострет руку в недра земли и вынет тебе из него одну доску как бы на благословение». Тогда св. Мар Иаков встал и пошел туда. И когда он достиг окраины горы, тот Ангел начал ходить с ним и устремился он вперед от святого до того места, где был сокрыт ковчег. Тогда Ангел показал ему и сказал: «Вот то место, в котором положен ковчег». Тогда святой помолился и попросил Господа дать ему одно деревцо от этого ковчега как бы на благословение. И по действию Божию явилась доска пред святым, и взял он ее с великою радостью. Тогда святой положил в мысли основать там монастырь, чтобы в нем возносилось славословие Господу. И понес святой ту доску и пришел с радостью к Мар Авгену и вошел в ту расселину, где тот жил, и показал, что Господь принял его прошение и показал ему то место и дал ему доску от ковчега; и приветствовал таинство, о котором долготерпел Дух Божий и которое было сделано на многие годы, чтобы по крайней мере видели и убоялись и обратились от злобы своей те первые роды, которым было проповедано о потопе. И взял старец Мар Авген часть от той доски и сделал крест и поставил в своей келий. И каждый из братьев умолял его (сказать), кому в наследство передаст он этот крест. Он же не дал никому, но зарыл его в монастыре, и никто не узнал того места. 21. Путешествие св. Мар Авгена с братиею на гору Кердо и воскрешение юноши    И св. Мар Иаков основал и построил там один большой монастырь. И пришел он и попросил св. Мар Авгена, чтобы пошел он и вся братия на освящение того места. И встал старец в надежде на Господа и со многими братиями и пошел с ними. И когда они достигли реки Тигра, св. Мар Авген и старцы, бывшие с ним, шли и совершали службы во время на берегу реки Тигра. И вот один мальчик стоял у края воды и плакал. Святой же подошел к нему и сказал: «Откуда ты, сын мой, и почему ты плачешь?» Мальчик же тот не хотел отвечать ему, но бился о камни и разбивал голову о землю. Старец же подошел и, взяв его за руку, сказал ему: «Сын мой, не бейся о камни, но скажи мне, что случилось и откуда ты, чтобы я нашел, чем помочь тебе». Мальчик же сказал ему: «Как ты можешь помочь мне? Я сирота, отца у меня нет, а мать стара и не может работать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

30. Передача Нисибина Сапору и знакомство его с преподобным    И после того Сапор и войско его пришли в город Нисибин, и предан был ему город не после сражения, а мирно. И выведена была из него вся сила римлян. В это самое время вспомнил Сапор о св. Мар Авгене, как сказали ему о нем Иовиан и 500 человек, которые были застигнуты тьмою. Тогда он потребовал от предводителей нескольких христиан, которые находились в отряде гузитов, и быстро послал их к святому просить их, чтобы он сошел и пришел к нему. И приказал им, чтобы привели святого с честью. Они же, когда взошли, то упросили его по слову царя. Святой же тотчас сошел сам и знаменитые из старцев, бывших в обители, и послал он пред собою трех братьев и сказал: «Идите быстро к вратам царского дворца; и может быть, поспешно выйдет приказ царя». Ибо он не мог идти скоро и не хотел ехать верхом на осле и ради чести царя послал пред собою трех братьев, чтобы ответить ему обо всем, о чем они будут спрошены, пока он не придет. Они же пошли быстро и достигли ворот царя и вошли, и исполнили (приказание), и поведали слова святого. И приказал (им царь) войти; они же вошли пред царя и поклонились и спросили его о мире царства. Царь же очень много почтил их и спрашивал их о том месте, на котором они жили, каково оно. Святые же сообщили ему о бедности места, в котором даже воды для них не было, но они пили дождевую воду. И когда он начал спрашивать их об учении, чье оно, тогда вошли пред него многие маги, чтобы возбудить спор со святыми. Тогда святые сказали царю: «Есть с нами отец духовный; и вот идет он к благополучию твоего царства. Он есть глава всем нам. Все, что ты желаешь, спроси у него».    И когда пришел святой и вошел пред царя и Сапор увидел его, тогда он вострепетал от видения его и очень почтил его. В это время подошли начальники магов и маги и приветствовали святого, ибо видели, что очень много почтил его царь, и были уязвлены остриями зависти и думали искусством слов опровергнуть учение христиан. Тогда они начали возбуждать спор со старцем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

32. Милости Сапора преподобному    Тогда царь Сапор, увидав славные дела святых и чудеса, которые совершил Господь их руками, помыслил в себе дать им что-нибудь, чтобы было на пользу и братии, и на успокоение странникам. И послал он и позвал св. Мар Авгена и дал ему одно селение, по имени Гадгин; и возле деревни была мельница, которая была бы общею собственностью монастыря, и чтобы у него было общение с ними в молитвах. И дал он ему письмо и печать, чтобы они (монахи) не боялись судей, когда отправятся в другие страны, и чтобы никто не воспрепятствовал им строить храмы и обители, в какое бы место они ни пошли. И когда они взяли документы царя, этот благословенный и божественный сонм удалился; и разошлись они по всем городам и странам, чтобы основывать храмы и обители, радуясь и веселясь душою. 33. Кончина св. Мар Авгена    И после этого ладья подвигов св. Мар Авгена достигла пристани исхода души, чтобы перейти от этой временной жизни в мир, полный всякими наслаждениями и блаженствами и украшенный невидимыми красотами. И было св. Мар Авгену откровение об исходе его души. И почувствовал и узнал он о конце — закате жизни, и позвал братию, и повелел им, и сказал им: «Вставайте, ударьте в било, и пусть соберутся вся братия на служение таинства и освятим святое и насладимся Телом и Кровью Господа». И сделали, как он сказал им; и когда насладились Святых Тайн и общением друг с другом, и были благословлены святым, тогда были отпущены все, чтобы идти в свои келий. Ученик же святого, который прислуживал ему, был муж добродетельный; и когда приблизилось время смерти старца, он увидел Ангела, которому было повелено от Бога взять душу святого. Он стоял на ногах, и руки его были простерты, и хотел он принять душу его (святого). И когда ученик его увидел это видение, тотчас воскликнул громким голосом и сказал: «Идите, братия мои, благословиться у святого, ибо вот приблизился Ангел смерти и начал рубить древо жизни, столп просвещающий, духовного отца всех нас. И вот понемногу погасает лампада, которая своими действиями просвещала наши души, которые находились во тьме греха». И тотчас прибежали вся братия и всякий спешил первый благословиться у святого. И пришли все и стали пред ним, и спрашивали с великим воздыханием и говорили ему: «Отец наш, кто отныне поможет нам против врага? Горе нам, отец; зачем овладеет нами сила сатаны?» И когда все они узнали, что приблизился исход души, они подошли и умоляли и сказали ему: «Молись, отец, о нас и о всем мире». И открыл он глаза и посмотрел на всех, когда они собрались; и осенил их знамением креста, и благословил их подобно тому, как Иаков — сыновей своих, и каждого из них назвал и по имени благословил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    И еще.    Удивляюсь, возлюбленные мои, славе святого, потому что за три дня до его успения Господь послал к святому Ангела Гавриила с неба. И когда он стоял на молитве, Ангел сказал ему: «Мир тебе, отец; с неба сошел к тебе мир и Господь послал меня для служения и извещения тебе о том, что пред Богом нет молитвы и прошения и любви истинной больших, чем твои. И ныне, отец, смотри, какие ими будут произведены чудеса в твоем храме и святых твоих костях, так что и Ангела Он послал посещать их до века по подобию твоему». Тогда блаженный ответил Ангелу: «Я желаю, господин мой, чтобы после того, как я найду милость в очах Господа Бога, силы моих дарований были разделены и между моими собственными братьями и учениками, которые служат мне». И отвечал Ангел и сказал он этой блистающей звезде: «Отдели чудеса, которые будут совершены добродетельными костями твоими; а потом и ученикам своим дай силы, какую желаешь каждому». И попросил он, высокий и славный, у Бога и сказал: «Прошу я, Господи Боже, от моря милости Твоей, чтобы все люди, которые прибегнут во имя Твое и призовут раба Твоего, не увидели зла и мучения; и умершие, которые умрут и будут положены в моей обители и ее окрестностях, и ради имени моего будут отделены, не имели счета на себе в последний день; чтобы были прощены их долги и грехи; и чтобы они были причтены к чистым и праведным; и чтобы они возве-лись на высоту небесную». И сказал ему Ангел: «Он дал тебе то, что ты просишь; а другую силу избери для себя, чтобы видел мир и уверовали люди, что ты в этом мире -второй Христос». И отвечал святой и сказал ему: «Этот мир нежелателен для меня, но пусть свидетельствуют (о мне) мои братия и ученики». По этому слову Ангел разделил между ними небесные дарования, чтобы каждый из них свидетельствовал о нем силою и житием. И тогда почил истинный столп наш. И на этом кончилось повествование о св. Мар Авгене. И Богу слава и благодарение и честь во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Были среди них старые люди, знаменитые в народе, которые плакали пред святым, говоря: «Горе нам, что мы провели наши дни в суете без пользы; в поклонении мертвым идолам». Святой же вошел в их деревню и приказал им: «Если вы желаете быть христианами, прежде всего сокрушите дом идолов». Но жрец его кричал: «Теперь затрясется земля вся». Когда же разрушили весь тот дом и сокрушили изображения, которые были в нем, и взяли все украшения и деревья и вложили их в огонь, жрец тот увидел, что земля не поколебалась и небо не тряслось, тогда он тотчас подошел к святому и умолял его, говоря: «Ныне я узнал суетность идола и что он не имеет силы помогать, но прошу у твоей власти и меня сделать христианином. И вместо того, чтобы работать идолам, и подвизаться бесполезным подвигом, я обращусь и поработаю Христу, который имеет силу помогать верно служащим Ему». Тогда святой окрестил его со всем народом и повелел старейшинам деревни позаботиться о нем и удовлетворять все его нужды на счет общины. Жрец же тот просил у святого (позволения) сделаться его учеником и дать ему знамение сынов завета (монашества). И постриг его святой своею рукою и написал на дощечке алфавит и поручил старейшине научить его. И пробыл там три дня и окрестил всех язычников той деревни, и говорил к ним полезное слово, и повелел им хранить веру в чистоте и святости. И после того встал святой и пришел к Тигру, чтобы идти в ту обитель, которую основал св. Мар Иаков. И пошли с ним некоторые люди из этой деревни, чтобы проводить его. И тот юноша не отставал от святого, умоляя его о том, чтобы быть с ним. Он же заповедовал ему заботиться о своей матери и братьях. Но богатые люди из числа этих исповедников просили святого, говоря ему: «Мы пред Господом принимаем на себя заботиться о матери и о братьях его, пока они будут в этой    жизни; а он пусть будет с тобою, сколько хочет, и молится Богу за нас». После того святой взял того юношу с собою. 22. Дела св. Мар Авгена в стране Кердо    После того как совершили освящение обители, отправились святой и все братство с ним, и он начал ходить по селениям Кердо, крестить язычников и разрушать дома идолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И встал старец и прославил Бога, Который услышал его молитву. И приказал он братьям поддержать и посадить того юношу. И приступил святой и сел при нем и простер руку и осенил раны знамением креста. У юноши же текли слезы. И сказал ему старец: «Сын мой, не бойся, но славь Господа за то, что Он дал тебе жизнь, чтобы этот брат твой не был опечален». Он же говорил мало, так как не мог говорить; и сказал: «Благодарю Господа нашего Иисуса Христа. Когда я был умерщвлен львом, Он избавил от него моего брата; и когда при мне никого не было, послал Господь благословенный сонм вашей святости, и вы попросили Господа, и Он возвратил меня к жизни». Тогда святой повелел взять его и вынести из леса. И донесли его до берега Тигра и вымыли его в воде, и повелел старец принести ему благословенного масла, которое было у брата (а взято было оно от омовения тела Иоанна Малого); и помазал его шею и то место плеча; и благословил воду и дал пить ему. Брат же его прыгал, радуясь и прославляя Господа и целуя ноги и одежды святого.    Один же человек пастух стоял на том берегу Тигра и опирался на посох в то самое время, когда напал лев на юношу; и видел, что он убил его и увлек в лес; и видел, что никого при нем не было, кроме того маленького мальчика. И оставил он стадо свое и быстро побежал и удалился до места против деревни того юноши. И тотчас нашел лодку и переехал на ней и сообщил в деревне о том, что случилось. И вышло из деревни много людей, чтобы идти и похоронить того юношу; и по крайней мере найти в живых того маленького мальчика. И пришли с мечами и копьями. И когда пришли и достигли до того места, на которое указал им тот пастух, и увидели сонм избранных святых и юношу сидящим среди них голым; и одно покрывало было надето на него; и одежды его брошены пред ним и выпачканы кровью, тогда спросили его брата и святых: «Где вы нашли его?» Тогда младший брат рассказал им все происшествие. Потом они подошли и осмотрели шею его, которая была перервана; и увидели и то место плеча, которое было из-грызано; и не вышло из него крови.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И когда они окончили молитву свою и встали, сказал св. Мар Иаков Мар Авгену: «Подойди и назнаменуй крестом все члены его». Но тот святой настаивал: «Ты сперва начни это». Тогда св. Мар Иаков умолил его, говоря: «Ты держи его за правую руку, а я подержу его за левую руку». Тогда подошли оба святые и держали его — один с этой стороны, а другой с той стороны — и назнаменали его знамением креста и подняли его, говоря: «Человек, во имя Господа и Иисуса Христа встань и ходи!» И тотчас разрешились члены его и благодать покрыла все тело его, и вскочил он и встал на ноги и простер руки к небу, и прославил имя Господа нашего Иисуса Христа. Люди же, увидев это, упали на лица свои пред ногами святых и громким голосом прославляли Бога и говорили: «Слава Тебе, Христе, что всегда творишь Ты Церкви Твоей удивительною силою и крепостью то, что творишь рукою святых Твоих; и вот и теперь поднял ее (Церковь) рукою святых Твоих. Восхваляем Тебя, Господи наш, что благое и неизреченное сокровище даровал Ты нашему городу, которым он будет храним во веки веков. Аминь». Тогда святой Мар Авген приказал тому человеку взять одежду свою и надеть ее. И он взял и накрылся одеждою своею и подпоясал чресла свои и начал ходить по городу и проповедовать о силе Божией, которая была усмотрена в руках рабов Его. Иудеи же, когда услышали об этом, то некоторые из них дивились тому, что сотворили эти святые во имя Иисуса Назорея, а другие смеялись и говорили: «Конечно, неправда, что тот был расслабленным». 13. О маркионитах и об исцелении племянника начальника города    И был один человек, (державшийся) верования проклятого Маркиона. Он много сопротивлялся народу христианскому. И был он родом из Понтийской страны и был известен в царстве Римском. Брат его был начальником города . И прежде чем он сделался начальником, царь Константин настоял, чтобы он крестился и был христианином. И он крестился по настоянию царя, хотя сердце свое склонил к Маркиону. И брат его имел в своем доме уединенную комнату, в которой он содержал жрецов Маркиона, которые называются священниками и диаконами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010