На арабское владычество народ и церковь ответили чередой мучеников и святых, что было связано с тем, что арабы истребляли армян не только по политическим соображениям или из корыстных побуждений: многие были преданы смерти по религиозным мотивам. Такова, например, история братьев Амазаспа и Саака Арцруни, убитых по приказу халифа в 786 г. Братья были известны не только как участники многочисленных восстаний против халифата и владели спрятанными от арабов сокровищами, но и своей приверженностью христианской вере, что подтверждается историей младшего брата Меружана: когда он все же стал вероотступником, арабы его не только пощадили, но и поставили во главе Васпуракана (Васпураканского царства). «Плач о бедах, которые в 152 г. 43 г.] причинил нашей стране Армянской южный народ исмаильтян пожарами и пленением, а также мученичество сына Гохтанского владетеля Хосрова св. Ваана, преставившегося в 185 г. г.], через 33 года после угона армян в [арабский] плен» повествует о частых случаях, когда армянские князья добровольно шли на мученичество, рассматривая его как награду за веру. Ваана, сына богатого феодала из Гохтна (Сюник), четырехлетним ребенком арабы увезли в Дамаск, где он жил при дворе халифа, принял ислам , стал секретарем канцелярии и советником халифа. Спустя годы халиф по ходатайству католикоса Ованеса Одзнеци позволил пленным армянским детям, достигшим совершеннолетия, вернуться на родину. Ваан отправился в Армению, обещав халифу вернуться, но на родине узнал о смерти халифа и решил, что свободен от своего обещания. Он вернулся к христианству, женился и стал править землями своего погибшего отца. Однако новый халиф потребовал возвращения Ваана и начал повсеместно разыскивать его. Несколько лет Ваан, оставив семью и дом, вынужден был скрываться в монастырях, но всюду, куда бы он ни приходил, приютившие его оказывались в опасности. Тогда Ваан решил сдаться, выразив при этом желание жить на родине и следовать своей вере. Его немедленно заключили в тюрьму и подвергли пыткам, предлагая отречься от Христа и принять ислам. Однако Ваан «предпочел смерть за Христа преходящей жизни». Халиф приговорил Ваана к казни, которая состоялась в понедельник перед Пасхой 737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В другом месте об этом говорится: «Все это правдиво написал настоятель монастыря Ерашхаворк Артавазд и установил праздник св. Ваана на тот же день кончины его» 952 . «Мученичество Ваана» написано одаренным автором, богатым и изысканным слогом. Оно представляет интерес не только как высокохудожественное произведение, но и как исторический источник, написанный рукой очевидца и современника. Это в свое время было оценено армянскими авторами, которые в своих трудах использовали «Мученичество Ваана Гохтнаци». Ованес Драсханакертци, например, почти дословно использует в своей «Истории» историческую часть мученичества 953 . Следы знакомства с «Мученичеством Ваана» можно заметить также в «Истории» Гевонда (VIII в.). Нам хочется закончить это предисловие к «Мученичеству Ваана Гохтнаци» словами выдающегося армениста Г. Алишана, который дает весьма высокую оценку произведению: «Этот Плач и Мученичество... являются одним из любимых и славных памятников нашей литературы. И возможно, после эпилогов Историй Хоренаци и Егишэ никто до Артавазда, а быть может, никто и после него, не оставил нам столь прочувствованного сочинения» 954 . Плач о бедах, которые в 152 г. г.] причинил нашей стране армянской южный народ исмаильтян пожарами и пленением, а также мученичество сына Гохтанского владетеля Хосрова св. Ваана, преставившегося в 185 г. г.,], через 33 года после угона армян в [арабский] плен I. Вот занесен [над нами] обнаженный меч, возвещенный издревле предостерегающим плачем Пророка. Меч, жаждущий крови, поднял на нас народ исмаильтян, с четырех сторон оглашающий землю львиным рыком и подобно четырем ветрам терзающий море, великий мир. Пророчество об Израиле касалось и нас – Иерусалим был разрушен до основания, и вся страна наша разрушена и опустошена. Благами нашей страны овладели чужеземцы, и бесчинно были попраны наследственные права, княжеское достоинство и власть нахараров. Там младенцы были разбиты о камни, здесь наши родители и дети поголовно угнаны в плен. Тех матерей горестно оплакивал Иеремия, а теперь и нас постигла та же участь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Однако открытое отречение от мусульманства может иметь тяжкие последствия как для него самого, так и для его родных. И тем не менее Ваан не может поступиться своими убеждениями. В нем начинается борьба между чувством долга по отношению к родным и желанием свободно придерживаться своих взглядов. Верх одерживает последнее, он покидает жену, отчий дом, чтоб никому не причинить вреда и свободно исповедовать христианство. Все христианское население сторонится его, боясь общения с человеком, который совершил тяжкий в глазах захватчиков грех – отрекся от мусульманства. После долгих мытарств покинутый всеми Ваан решает отправиться в Арабский халифат либо получить разрешение от халифа исповедовать христианство, либо умереть за веру. Последним его пристанищем в Армении становится монастырь Ерашхаворк, настоятель которого Артавазд, будущий автор мученичества, любовно приютил его, а затем проводил, снабдив всем необходимым. Наконец, после длительного изнурительного пути Ваан предстает перед халифом и просит у него разрешения на исповедание христианской веры. Его стараются отговорить, обещают богатство и власть, но он отказывается и принимает смерть. М. Абегян, говоря о «Мученичестве Ваана Гохтнаци», сравнивает его с народным эпосом, где «все выясняется весьма просто сюжетом и действием, которое развертывается перед нами» 951 . На самом деле жизнь Ваана, повествуемая со всеми мартирологическими и эпическими подробностями, представлена на фоне религиозной нетерпимости арабов, национального гнета и преследований христианского населения. Несколько слов об авторе произведения. В мученичестве говорится о том, что «через семь лет игумен Артавазд» с несколькими членами братии отправился в Сирию и нашел могилу святого. От местного епископа Теофила он получил историю мученичества, написанную на греческом языке, затем в городе Урхе (Эдессе) дал перевести на армянский. Артавазд написал свое произведение, опираясь на этот источник. «И вот я принялся излагать, откуда надлежало, присовокупив к нему Мученичество Ваана».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

IX. Это произошло во времена Шамского эмирства, по ту сторону реки Евфрат, в городе Руцапе. А через семь лет игумен Абраам, он же Артавазд, взяв с собой несколько человек из братии и спустившись в Сирию, дошел до города Калиникоса; там, в городе, он остановился в монастыре, именуемом Дерман Заккэ, в котором нас приняли с большой любовью и посоветовали идти к месту с большими предосторожностями, чтобы не попасть в руки врагов и не быть наказанными и убитыми. Оставив братьев и лошадей там и взяв с собой одного человека, шел он, преодолевая огромные трудности, целый день и всю ночь и к рассвету достиг места смерти [святого]. Войдя в часовню св. мученика, он возблагодарил Христа и вознес [ему] хвалу. И Теофил, он же Абу Степан, с большой любовью и участием пошел нам навстречу и устроил нас, с его помощью дал нам Бог войти к святому. Мы помолились Господу в часовне св. Саргиса и повидали епископа, мужа праведного и богобоязненного; он с большой любовью и радушием принял нас. Затем созвал знающих людей, которые занимали видное [положение] при дворе и были хорошо осведомлены о мученичестве святого. Мы узнали достоверно [историю мученичества святого] и получили от них житие славного мученика на греческом языке. Любовно простившись с епископом и другими [монахами], помолившись в часовне св. Ваана, мы воздали хвалу милости Христовой и на обратном пути, перейдя реку Евфрат, захватили с собой братьев и прибыли в город Урфу. Мы попросили епископа перевести написанное на армянский язык. А оттуда, накануне праздника Богоявления, возвратились в Армению. И, найдя наших братьев в здравии, с миром вознесли хвалу Богу, который меня, недостойного, сподобил этой чести. И вот я принялся излагать, откуда надлежало, присовокупив мученичество св. Ваана для поощрения всех верующих, во славу и хвалу Божью которому честь и держава во веки веков. Аминь. X. Это случилось после того, как Армянская страна в 152 г. армянского летосчисления г.] испила чашу бед. 34 года оставались армяне в плену, до 186 г. г.], в котором и случилось мученичество святого Ваана, исповедовавшего Господа Иисуса Христа, Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Тем не менее сохранявшееся соперничество между двумя основными династиями Багратуни и Арцруни нашло отражение и в церковной жизни. В 969 г., обеспокоенный прохалкидонскими симпатиями католикоса Ваана (968–969), «заключившего с иверами союз о вероисповедании», Ашот III собрал в Ани епископов и монахов, которые, «доподлинно убедившись в пагубных еретических намерениях его [католикоса] (поскольку он распорядился привезти иконы, чтобы восстановить секту халкидонитов)», сместили Ваана с престола и избрали вместо него Степаноса III (969–972). Смещенный Ваан, опираясь на поддержку рода Арцруни, переехал на о. Ахтамар, расположенный на оз. Ван в Васпуракане, где до него уже жили другие католикосы. Духовенство впало в смятение, однако конфликт разрешился сам собой кончиной обоих католикосов. 2. Новый культурно-религиозный рост и раннесредневековые ереси Расцвет династии Багратуни и северной Армении приходится на царствование Гагика I Багратуни (989–1020). При нем в столичном г. Ани был возведен великолепный собор 45 , а сам город, преобразившийся в результате строительства многочисленных храмов, стал именоваться «городом тысячи и одной церкви». На территории Васпуракана таким же ярким проявлением процветания стал храм св. Креста, воздвигнутый по приказу Гагика Арцруни на о. Ахтамар между 915 и 921 гг. и ставший настоящим шедевром армянского зодчества, благодаря богатым фрескам внутри и великолепным барельефам снаружи. Указанный исторический период имел непреходящее значение для армянской культуры, поскольку стал временем интенсивного взаимопроникновения различных культур: армянской, византийской, грузинской, сирийской и арабской, что привело к культурному расцвету общества, происходившему на фоне некоторого экономического роста, инициировавшего изменения в церковной жизни. X в. ознаменовался возникновением многочисленных монастырей – центров религиозного и культурного возрождения страны. Монахи возобновили переписывание рукописей, появилось множество новых переводов и оригинальных армянских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

447 Город Джабия, Γαβιθ у Феофана, по определению Михаила Сирийца , XI, 6,20, был расположен – dans la region de Bostra, qu’ils appelent Gabitha, sur le fleuve nomme Yarmouka. Nöldeke. Z. d. M. G., 29, (1876), стр. 79; 430, помещает его в оазисе Голан, центре царства Гассанидов. Город этот имел большое значение, и его имя носили ворота Дамаска, обращенные в ту сторону пути к нему. По замечанию Нöльдеке, в первые годы своего господства в Сирии арабы рассматривали старую резиденцию Гассанидов, как главный город своих новых завоеваний. Здесь побывал Омар во время своего путешествия в Сирию и здесь он на совещании с Амром дал тому разрешение на поход в Египет. 451 Nö ldeke.Zur Gesch. d. Araber ( ZdDMG , XXIX, p. 76, 579). Текст переиздан в латинском переводе. – Chr. min. ( S c r. Syri. IV). p. 60. 458 Феофан.– 338, 10 и  Михаил Сириец. XI, 6, 421 относят сдачу Дамаска ко времени после битвы при Ярмуке, но тогда арабы взяли его во второй раз. 459 Во фрагменте Сирийской хроники – 50 тысяч, Михаил Сириец дает цифру 40 тысяч, но видит в ней число павших в битве. Себеос. гл. 30, стр. 118 – армия – 70 тысяч, число павших – 2 тысячи, но разгром полный. 460 Theoph.338; Себеос. гл. 30, стр. 117–118. – Описание битвы у Себеоса носит характер живых рассказов участников боя, но относится к одному эпизоду, когда погибло 2 тысячи человек. Mich. Syr. XI, G. p. 420–421. Точная дата битвы сохранена в отрывке сирийской хроники, изданной Nöldeke. ZdDMG, XXIX, 79. Eutych. Ann. p. 1097 – сохранил другую версию о судьбе Ваана: он бежал на Синай и стал монахом под именем Анастасия. 461 Себеос.гл. 30, стр. 118. – Проф. Бьюри (И, 266) повторяет вслед за другими ни на чем не основанное утверждение, будто сам Ираклий заезжал в Иерусалим. 462 Mich. Syr.XI, 7, 421. – Михаил Сириец (XI, 6, 421) сохранил память об участии в войне с арабами одного из сыновей Шахрбараза. Он был в числе вождей армии Ваана, участвовал в битве при Ярмуке, спасся и подчинившись арабам проживал в Эмессе. Он обратился с предложением к Омару дать ему войско для покорения Персии арабам. Омар готов был согласиться на это, но дочери Хосрова, находившиеся в плену у арабов, рассказали об измене Шахрбараза Хосрову и об убийстве Ардашира и выставили его предложение, как желание завоевать себе царство. Омар приказал распять его в Эмессе. – Другой сын Шахрбараза, Никита, не был втянут ни в какую катастрофу и в 639 году состоял при византийском дворе в сане патриция.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Это изумительное знамение предстало верующим и неверующим, дабы стало очевидным могущество Христа и слабость врага. И возрадовались ангелы, ибо умножились ряды правосторонних, а левосторонние посрамились. Так принял мученическую смерть, во имя Христа святой Давид, презрев смерть и оставив на земле имя свое, а на небе со всеми святыми получив от Христа нетленную, непреходящую славу и корону царствия. После сего на место [мученичества] поспешили Саргсак, епископ Аматунийский, со всеми священниками и церковной братией, спарапет армянский Мушег Мамиконян 946 и его брат Артавазд со многими азатами. Сняв с креста, они понесли мощи блаженного Давида, мученика Христова, к [церкви] св. Григора. Принесли дорогие одежды и облачили в них святого, воскурили ладан, умастили благовонным миром и с псалмопением, благословениями духовными песнопениями при ярком свете огней положили в мартирий святого Иезидбузида. А древу святого мученика придали форму креста и установили на могиле. Меч же, которым он был пронзен, за двадцать дахеканов приобрел спарапет Мушег, сын марзпана Мамиконяна, дабы придав ему форму креста, почитать всем своим родом из поколения в поколение память [святого] во славу Божью. Святой мученик Христов Давид преставился 23-го числа месяца арег 947 , в понедельник, в шестом часу [дня], в истинном исповедании в Господа нашего Иисуса Христа. По его заступничеству верующие получают немало исцелений во славу и хвалу Отца и Сына и Духа св., ныне и присно и во веки веков. Мученичество Ваана Гохтнаци В отличие от других памятников житийной литературы, представленных в этой книге, нам точно известны и время создания «Мученичества св. Ваана» (744 г.), и имя автора данного произведения – настоятеля монастыря Ерашхаворк Артавазда. Памятник создан в эпоху арабского владычества. Исторической основой его послужили трагические для судеб Армении события, связанные с ее завоеванием Арабским халифатом. Арабы впервые появились в Армении в 640 г. Однако окончательно она была завоевана в начале VIII в., когда, видя сопротивление армян и часто вспыхивавшие мятежи против халифата, арабы решили уничтожить ее военный потенциал – армянских нахараров с их войском. Эта политика начала проводиться в жизнь с усилением Арабского халифата при халифе Абд-эл-Мелике (685–705), погубившем, по словам автора мученичества, «страну нашу Армянскую злодеяниями, которые он совершал до самой своей смерти; четырежды это происходило по его повелению». Но политика эта обрела характер конкретного плана при халифе Валиде (705–715), приступившем к истреблению нахарарских родов. В Нахичеванской и Храмской церквах было сожжено 1200 человек. Арабы по всей стране уничтожали нахараров с их войском, а семьи их угоняли в Дамаск. Эти события имели место в 706 г., который вошел в историю армянского народа как «год пожара», или «год огня».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Эти четыре патриарха, вместе с 630 епископами, завещали веру и исповедание трех Святых Соборов, провозгласили, что Единородный Бог Слово, Господь Наш соединен из двух естеств, совершенен Божеством и совершенен человечеством, равен Богу по Божеству и равен нам по человечеству, Он же Сам Един Господь Иисус Христос. Два естества они признали соединенными в одной ипостаси и в одном лице, чтобы замкнут уста Нестория, Феодора и Диоскора. Из двух же естеств признали Его, чтобы заставить замолкнуть тех, которые отрицают Божество или человечество и признают одно естество; так Арий назвал Сына творением и только плотью, взятой от Девы и признал [в Нем] одно естество сотворенного и сделанного. Савелий утверждал, что явление Бога кажущееся, и что Он не принимал истинного тела в мире, вследствие чего и признавал одно естество. Петр думал, что Слово преложилось в плоть, почему и признавал одно естество. Фотин и Павел Самосатский говорили, что Христос принял начало от Марии, почему и признавали одно естество. Евтихий и Диоскор думали, что Христос принял подобие человека и прошел через Деву, как вода через трубу, почему и признавали Христа с одним естеством. Юлиан Галикарнасский говорил, что «Тело Христа без страстей и без человеческого ума», и признал одно естество. Иоанн Майрагомский и Петр Валяльщик говорили, что единие тела (произошло) прежде веков, почему признали одно естество. Аполлинарий говорил, что Христос не принимал человеческой души, а вместо души (имел) Божество, почему и признал одно естество. Софроний и Евномий говорили, что Христос не имел человеческого ума, и признавали одно естество. Манес называет тело Спасителя кажущимся, почему признавал одно естество; ибо некогда Манес написал скифу, что Вечный Сын показывает на горе естество Своего света, как имеющий не два естества, а одно [сложившееся] из видимого и невидимого. В 311 году армянского летосчисления Константинопольский патриарх Фотий послал Никейского архиепископа Ваана в Армению к католикосу Великой Армении Захарии, составил в Ширакаване многочисленный собор епископов и монахов в присутствии полководца армян Ашота, так как он случился там в лагере со своими войсками, полчищами свободных, которых набрал по причине отпадения северных стран. Там находился и великий диакон, прославленный философ, сириец Нана. На этом соборе Никейский епископ Оски–Ваан произнес следующие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Древнейший свидетель празднования зачатия Предтечи 23 сентября– Конст. (т. е. греческое евангелие IX в.). В ωαννου ρχιεπισκ που Νικα ας περ τ ς γενν σεως το ·Χριστο πρ ς Ζαχαρ αν τ ν καθολικ ν τ ς μεγ λης ρμεν ας читается (Migne SG. 96, 1445Α): συν λαβεν λισ βετ τ οεκ τ το τησιρ ν, ν μερ, το λασμο , κα τ κγ» το σεπτεμβρ ου μην ς, σ λληψις Ιω ννου.–Захария I был католикосом в 854–876 гг. Stéphannos Orbélian, Histoire de la Siounie par MBrosset(St.-Pétersbourg 1864) I, 276.–«В 311 г. армянского летосчисления константинопольский патриарх Фотий послал никейского архиепископа Ваана (ζWαhαν) в Армению к католикосу Великой Армении Захарии». Православный Палестинский Сборник XI, 1 (выпуск 31, Спб. 1892), стр. 246. 196.–Армянский 811-й год=25 апреля 862–24 апр. 663-г. Dulaurier, 385.–В 641 г. св. Максим исповедник (1, 34. 32; 3, 9) высчитал, что в 5501 году мироздания 27 сентября в четверг Захария получил от ангела τ ν περ ω ννου χρηματισμ ν. Этот четверг 27 сентября соответствует 8 г. по P. Xp., а. u. с. 761, и именно дню очищении, т. е. тишри. Эта дата для св. Максима была пасхалистически неизбежна: 5500-й год давал 14-е нисана­7 апреля; следовательно 16 147   10­27-го сентября 10-е тишри. О зачатии Предтечи он прямо не высказывается, но очевидно решает этот вопрос так же, как и Ваан: отождествляет день зачатия со днем очищения. У Максима это вполне по-александрийски: если рождество Предтеча 30 пауни (24 июня), то зачатие 30 тоут (27 сентября). И наоборот 27 сентября (30 тоут) 270 дней – 24 июня (30 пауни). Видимо так в 641 г. думали александрийские мейстеры хронологии; тогда, следовательно, 23 сентября (26 тоут) в александрийском месяцеслове не было еще праздника зачатия Предтечи, отмечаемого в настоящее время под этим числом в SMNQLuHDiZb; но Εν «зачат Елисавет Иоанна» под 23 тоут, не под 26-м,–ясный след зависимости от календаря неегипетского, от 28 сентября.–Но видимо уже в VII в. в Константинополе или мнения богословов или церковная практика были в пользу 23 сентября. Автор «пасхальной хроники» в 629 г. высчитал, что в 5506 г. миробытия в воскресенье 23 сентября (24 тишри) Захария иде в дом свой. Migne SG. 92, 484 480. 489D, pp. 196. 194. 199. Воскресенье 23 сентября было (пролептически) в а. u. с. 750, т. е. в 4 г. до Р. Хр.–Считал он, правда, преплохо: по его же собственным словам благовещение 25 марта было 10-го нисана; следовательно предшествующее 23 сентября было 4-го (не 24-ю) тишри. Но вероятно пасхалист был связан заранее известным ему quod erat demonstrandum и рад был получить во что бы то ни стало 23-е сентября соответствующее времени после праздника кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010