Персид. власти преследовали католикоса Саака I в последние годы его жизни, и он, поставив во главе Церкви М. М., уединился в мон-ре. По смерти католикоса Саака (439) М. М. прожил всего год и после непродолжительной болезни скончался. Арм. князья, Ваан Аматуни и Амаяк Мамиконян, брат полководца Вардана Мамиконяна, и все пришедшие на церемонию похоронили его в с. Ошакан (в 30 км от совр. Еревана). Согласно Корюну, при кончине М. М., когда он в последний раз молился за своих учеников и за народ, произошло чудо - явился светоносный крест на стене того здания, где находился М. М. Над его могилой была построена церковь, к-рая до наст. времени является местом паломничества. Армянский алфавит Армянский алфавит М. М. содержал 36 букв (7 гласных и 29 согласных) и почти в неизменном виде дошел до настоящего времени. Лишь в кон. XII в. были добавлены буквы «» (о) и «» (ф). Основы алфавита просты. 1. Одному звуку соответствует одна буква; исключение составлял знак «» (у) из 2 букв. 2. Использован принцип горизонтального письма слева направо, как в греческом. 3. В отличие от греческого в армянском языке нет диакритических знаков, что упрощает письмо и произношение. 4. В арм. алфавите есть буква «», к-рой соответствует звук «», но т. к. этот звук очень часто используется, М. М. составил правило для произношения этого звука в большинстве случаев в середине слова без написания соответствующей буквы. При расположении 36 букв в 4 ряда по 9 букв арм. буквы использовались также для указания чисел в соответствии с десятичной системой. По мнению мн. лингвистов, арм. алфавит, созданный М. М., является одним из самых совершенных в мире. Сочинения М. М. приписываются «Многовещательные речи», к-рые до XX в. считались произведением св. Григория Просветителя . Вполне вероятно, однако, что М. М. лишь переводил речи с греческого и редактировал их. Х. Григорян, А. Мартиросян Гимнография Согласно средневек. источникам, М. М. еще в годы своего отшельничества сочинял духовные песни. После создания алфавита, когда жизненной необходимостью стала задача арменизации богослужения ААЦ, песнопения М.

http://pravenc.ru/text/2563034.html

Как хотел Адриан, так все и было сделано. Ибо, как скоро послы с грамотами его прибыли в Константинополь, Император Василий созвал Собор 6 октября 869 года по Р.Х., в 3-м году своего царствования, на котором кроме самого Императора, двух сыновей его, Константина и Льва, трех адриановых легатов, Патриарха Игнатия и наместников восточных патриарших престолов (о которых, впрочем, говорят, будто это были измаилитские послы, незадолго пред тем присланные в Константинополь от восточного эмира), присутствовали епископы, собравшиеся из восточных епархий, всего числом 102. 23 октября было пятое заседание этого Собора, который у латинян называется Восьмым Вселенским. Император повелел явиться тогда на Собор и Фотию, и когда дали знать об этом Отцам, то легаты Папы Адриана требовали, чтобы он введен был не духовными особами, а светскими, что и было исполнено. На пути Фотий сказал им, что он идет не по своей воле, а по принуждению, и потому намерен не отверзать уст своих, по словам Давида: рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило (Пс 38:2). Но синкелл Илия в укоризну ему отвечал, что на упорных преступников также написано в псалмах: броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к тебе (Пс 31:9). По прибытии на Собор его спросили, соглашается ли он на определения Римских епископов, то есть на то, что постановил прежде Папа Николай, а потом на последнем Соборе Адриан, но Фотий ничего не отвечал. Когда легаты сказали, что молчание его оскорбительно для Собора и обличает в нем явного и непростительного преступника, Фотий отвечал: " Бог слышит голос мой и тогда, как я молчу " . Когда они опять сказали, что молчанием он обвиняет сам себя, Фотий отвечал: " И Иисус осужден, когда молчал " . Между тем прочитаны были некоторые послания, писанные Папой Николаем, и после того патриций Ваан, обратившись к Фотию и заметив, что на этом Соборе присутствуют архиереи как Востока, так и Запада, советовал ему защищаться, потому что, когда дверь затворится, то некому будет снова отворить ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/247/...

23октября состоялось пятое заседание этого разбойничьего соборища, и по повелению Императора был вызван Фотий. Когда об этой воле Императора сообщили участникам Собора, представители Папы распорядились, чтобы за Фотием были отправлены не священники, а миряне. Тем самым предполагалось унизить Фотия. Священный Фотий был вызван трижды и наконец был доставлен силой, чтобы осуждение проходило в присутствии осуждённого. А он, будучи посажен на последнее место, как будто он уже осуждён, сказал им словами Книги Притч, что так как он пришёл не добровольно, а насильно, то он решил не отверзать уст своих и ничего не говорить. Он прибавил к сказанному слова царя и пророка Давида: «рек сохраню пути мои да не погрешу в языке моем, поставил стражу устам моим». Когда его спросили, принимает ли он постановления епископов Римских, деяния Соборов, бывших при Папе Николае и Папе Адриане, он молчал. Но его молчание было громогласнее любого восклицания. И когда его спросили ещё раз, он ответил: «Бог слышит глас и молчащего». Когда представители Папы сказали, что молчанием он сам себя осуждает, Фотий ответил: «Иисус тоже молчанием не избежал осуждения». Когда препозит Ваан стал подталкивать его сказать что-нибудь в свою защиту, тот ответил: «У меня нет никаких прав в мире сем». Когда ему, без всяких его просьб, была дана отсрочка для размышлений, Фотий ответил: «Я не прошу медлить, а то, что вы меня отпускаете,– это в вашей власти», и по повелению Собора ушёл. 29 октября состоялось седьмое заседание, и священный Фотий вновь был приведён, вместе с Григорием Сиракузским и Иоанном Ираклийским, держа в руке патриарший посох. Но представители Папы велели отобрать посох из рук святейшего Фотия и опять посадили его на последнее место, чтобы унизить его. Когда Иоанна Ираклийского спросили, принимает ли он ливеллон Папы, в котором Фотий анафематствуется (а Иоанн Ираклийский был рукоположен Фотием), тот ответил «анафематствующий своего архиерея да будет анафема». Подобным образом и другие епископы, вошедшие вместе со священным Фотием и допрашиваемые о том же, отвечали вместе с Фотием: «Бог да сохранит на многая лета нашего святого царя. Но мы не будем давать никакого ответа папским посланникам, даже если они раскаются в содеянном ими». Нечестивые и дерзкие судьи разгневались на эти достойные ответы и десять раз прокричали вопреки всякому обычаю божественному и человеческому анафему «Фотию и тем, которые с ним», признавая Патриархом престарелого Игнатия. Поднялись диаконы Стефан и Нектарий и громогласно прокричали против священного Фотия такую анафему: «Фотию, вторгшемуся из придворных в Церковь – анафема. Фотию из дворца, из мирян – анафема. Фотию, неофиту и тирану – анафема. Фотию схизматику, осуждённому за это – анафема. Фотию, развратнику и отцеубийце – анафема. Фотию, новому Максиму Кинику – анафема, новому Диоскору – анафема, новому Иуде – анафема, всем сторонникам и помощникам его – анафема» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Как водится, одни владыку Иоанна бранили площадными словами, другие окружали беззастенчивой лестью. На медные трубы он слабину всегда давал. Даже поэтический конкурс в честь митрополита, еще живого, объявляли. Одна ода завершалась следующим стихом: " Добрый доктор Айболит – Иоанн митрополит! " . Конечно, посмеивались над стариком, за неученость. Прыснули, не удержались, когда он простодушно оговорился и генеалогию спутал с гинекологией. Случилось это на собрании, посвященном открытию учебного года в Епархиальном духовном училище. На этом собрании он предложил составить схему-плакат христианских церквей в историческом развитии. И карту такую через год составили – правда, не наши, а католик Виктор Алымов, присутствовавший на том собрании. Надо сказать, что русские католики митрополита не обожали, но всегда подчеркивали, что слова словами, а на деле он их не трогает, и это лучше, чем задохнуться в объятиях официального экумениста. Как-то по России путешествовала большая делегация католической благотворительной организации " Церковь в беде " . Во главе делегации – знаменитый священник Веренфрид ваан Стратен. Побывали в Москве, церковный прием на достойном уровне, затем путешествие в старинный Новгород, затем в Петербург. Цель поездок – благотворительная помощь церкви. Этикет требует в каждой епархии испрашивать благословение на благотворительную деятельность у правящего архиерея. Посещение резиденции входило в программу. В столовой был накрыт чай. Сервировка являла собой собор из разрозненных роскошных фарфоровых сервизов, соединенных воедино. Фарфор, очевидно, собирал еще эстет митрополит Антоний (Мельников). Разношерстная посуда была наполнена немыслимо дорогими конфетами. У щипцов была повреждена пружина – сахар брали руками. Простывший чай разливали неуклюжие от застенчивости девахи, явно привезенные из Самары, в платках и передниках. Владыка сидел в креслах во главе стола. Он помешивал в чашке витой серебряной ложечкой и кивал головой, слушая отца Веренфрида, который рассказывал о благородной цели своего путешествия и о желании получить у владыки благословение заниматься в Питере благотворительным делом.

http://religare.ru/2_4410_1_21.html

Лев VI Мудрый (годы правления 886912) сын Василия I, изучавший философию, богословие, математику, риторику, грамматику под руководством Фотия. За свои обширные познания он получил прозвище Мудрый. В своей деятельности Лев VI руководствовался принципом: «обо всем печется сам император», но о себе говорил как о смиренном «сыне матери-церкви». Большое внимание он уделял реформированию государственного аппарата и законодательной системы. Лев VI упорядочил иерархию чинов и титулов (4 разряда почетных титулов со строго определенным числом рангов – 18); отменил закон, дававший право синклиту принимать участие в законодательстве; провозгласил право любого подданного, недовольного судебным решением, обращаться непосредственно к императору; взял судей под свою защиту, чтобы они не боялись могущественных истцов и ответчиков; по словам Кекавмена, способствовал совершенствованию системы обучения. Лев VI окончательно уничтожил остатки городского самоуправления, завершил формирование византийской монархии и способствовал утверждению средневековых идеалов: благородный род, заботы и труды на «благо империи», готовность проявлять человеколюбие, защищать бедных, творить справедливость. Он призывал судить о благородстве людей «не по их предкам, но по их собственным делам и успехам». Однако в жизни, согласно «Псамафийской хронике», император плевал в лицо своему названному брату, патриарху Николаю Мистику , с которым он вместе рос и воспитывался, бросал его наземь, а затем принудил отречься от сана, так как тот запретил постриг его жены Феофано и не дал согласия на развод. Отдавая предпочтение занятиям науками, а не физическим и военным упражнениям, император приобрел популярность как писатель. Он был автором монодии на смерть своего отца Василия I, в которой создал образ идеального монарха, 113 указов-новелл и предисловия к законодательному сборнику Прохирон, созданному по его инициативе и при его участии, сочинения «Тактика», оказавшего влияние на составление «Артикула воинского с кратким толкованием» в России петровской эпохи (см. Прохирон , « Тактика »). Льву VI приписывают также литургическую поэзию. Известно, что он оказывал покровительство актерам, один из которых Ваан, присутствовал на трапезах императора и подавал ему советы. Лев VI сам переписывал и украшал книги, подарив одну из них патриарху Евфимию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 60-х гг. IV в. иран. войска, вторгшиеся в Армению, разрушили В. до основания (Фавстос Бузанд). Город был восстановлен при католикосах Нерсесе Великом (353-373) и Сааке Партеве (387/88-439), в правление к-рого на рубеже IV-V вв. страна испытала кратковременный подъем: ок. 406 г. усилиями этого католикоса, Месропа Маштоца и царя Врамшапуха (389-414) создана арм. письменность, в 406 г. в В. открылась 1-я арм. школа. Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в В., так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль В. сохранилась, в 484 г. кн. Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил 1-ю в Армении б-ку. К V-VI вв., вероятно, относятся руины 2 однонефных церквей, одна к востоку от совр. ц. прмц. Рипсиме, др. недалеко от ц. Шогакат. На протяжении VII в. строительство в В. велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвел церковь-мартирий дев Рипсимид (см. ст. Рипсиме церковь ) и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630-641) выстроил церковь-мартирий прмц. Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641-661/62) возвел круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи В. на месте знаменательной встречи освобожденного из неволи свт. Григория и царя Трдата III. Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и др. кочевниками привела к разрухе и упадку В. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского Собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в В. Покупка В. католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443-1465/66) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во 2-й пол. XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/153815.html

Григория о том, что наступит время, когда некоторые овцы стада его отпадут, превратятся в волков и, напав на других овец, станут пожирать их, и видение св. Саака о том, что прекратится царствование Аршакуниев и святительствование рода св. Григория. Много обещаний давал царь Хосрой католикосу Нерсе, прозванному Шуай, что по-армянски значит Меджин-Средний, и он, вместе с армянами, отпал от веры греческой и иерусалимской. А вся Грузия и четвёртая часть Армении отказались от общения с армянами при хиротонии епископов, геретинцы и сивны 60 сделали то же самое, но вскоре они опять покорились некоему Нерсесу, который красил бороду. Католикос Иоанн, созвав собор в Маназкерте, постановил совершать таинство евхаристии на опресноках с вином, не разбавленным водой, и тем он пошёл против св. Писания, где апостол говорит: «Трие суть свидетельствующие: Дух, кровь и вода». Раздоры продолжались. Умер Ваан Мамквен, вернувший Армении правую веру царя Тиридата 61 . Персы овладели Арменией, у дворян отняли право управлять страной и передали его епископам и хореепископам, преданным Персии. Иные католикосы Армении усыновили персидских царей, например, Кавада (491–551), епископы возгордились и сделались недоступными даже для дворян, оставшихся преданными родному краю. Дворяне не могли вынести такого унижения: Вардан Мамквен и др. дворяне восстали, убили персидского сатрапа Сурена, дома врагов предали пламени, а сами со своими семействами убежали в Константинополь. Император Юстиниан, желая избавить церковь от раскола, пригласил в Константинополь на собор армянских епископов, и собор этот единогласно подтвердил и принял постановление Халкидонского собора, предал проклятию и анафеме противников его. Тогда строился Софийский собор. Армяне, довольные исходом дела, испросили позволение на их счёт достроить западные врата строящегося собора, император принял их предложение, армяне дали 100,000 серебряников, и с того времени западные врата Софийского собора стали называться «армянскими вратами». Они вернулись в отечество, где одни приняли единение церквей, иные же, как змеи, возмутили народ и подняли его против единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лазар показывает себя тонким знатоком политики того времени, когда персы, назначая армян–отступников на государственные должности, пытались изнутри расколоть армянское общество и Церковь , чтобы предотвратить всякую возможность неповиновения. Историк бичует моральное разложение и упадочничество, царившие в Восточной (Персидской) Армении во второй половине 5 в., гневно характеризуя современников как «мужей негодных... достойных ненависти целомудренных людей... бежавших из страны из-за гнусных дел своих... рыщущих в горах... главарей разбойников, виновных в кровопролитии, блюдолизов, придир, кляузников, обманщиков, болтунов». Результатом падения нравов стало полное моральное разложение многих представителей знатных родов, разрушение традиционного семейного уклада, ослабление влияния знати на народ: «Благодеяние исчезло, мудрость иссякла, храбрость сокрылась и умерла, христианство спряталось, а некогда прославленное войско армянское, столь выделявшееся среди других войск, и знаменитые своими победами полководцы ныне сделались предметом насмешек». Ваан Мамиконян, герой Лазара, желая преодолеть эти тенденции, требует от персов не оказывать давления на армян-христиан, не обращать их насильно в зороастризм и вывезти из Армении зо роастрийские жертвенники и алтари; отличать знатных от незнатных, не назначать на должности и не оказывать почести за отступничество (за переход в зороастризм); ввести в правило личное царское судебное расследование. 222 История Лазара Парпеци была переведена на французский язык (в 1843 и 1869 гг.) и издавалась на армянском языке в Венеции (в 1793, 1873, 1891 гг.) и Тифлисе (1904 и 1907 гг.); отдельно «Послание Вагану Мамиконяну» было опубликовано в Москве в 1853 г. и в Петербурге в 1898 г. См.: Лазар Парпеци. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну/Подг. текста Г. Тер-Мкртчяна и Ст. Малхасянца. Тифлис, 1904 (на др.-арм. яз.); 2-е изд.: Тифлис, 1907; Lazare de Pharbe. Histoire d’Armenie/Trad, pour la premiere fois en francais et acc. de notes hist, et critiques, par le P. Samuel Dr. Ghesarian/Collections des historiens anciens et modemes de TArmenie. T. 1. Paris, 1869. P. 253–368;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вытесанное место вышиной в рост человека, а ширину имеет пространство для одного человека, а в длину могут поместиться двое или трое. А внутри обретённого камня вытесан как бы другой камень в форме параллелепипеда, где можно поместить одного человека, и в этом камне Иосиф и положил пречистое тело Господа. То место камня, откуда мастер начал тесать, называется входом, или устьем Гроба, и отверсто к востоку. Камень, запирающий вход в Гроб, издревле разделяется на две части: одна часть, лежащая близ Гроба, обшита медью, а другая обращена к гинекону. Обшитый медью камень умащается бальзамом, который, по освящению, раздаётся и всем желающим; один раз в год, во время спасительных Страстей, этот обшитый медью камень служит архиерею вместо священной трапезы». 440 Арефа, архиепископ Кесарии Каппадокийской, ученик патриарха Фотия, продолжал под его влиянием заниматься экзегетикой Св. Писания, восстановление которой было обязано его знаменитому учителю. Из биографических сведений об Арефе известно очень немногое. Он родился в Патрах в середине IX b., в 895г. был диаконом, а в 906г. занимал архиепископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской. В это время Арефа, проживая в Константинополе, принимал большое участие в спорах по поводу четвёртого брака императора Льва VI Мудрого, причём сначала он был сторонником патриарха Николая Мистика , решительно осудившего брак царя, а потом примкнул к партии патриарха Евфимия, оценившего этот брак по руководству принципа οκονομα. Как первотронный архиепископ, Арефа оказал немалое влияние на господство этого последнего принципа в церковном суде о четвёртом браке византийского басилевса. Арефа скончался в 40-х годах Х в. Это был всесторонне образованный человек, который любил заниматься науками и имел многочисленных последователей и учеников из среды византийского клира. Он собрал большую библиотеку рукописей, имевших важное научное значение. Между прочим, в 914г. нотарий Ваан переписал для Арефы один кодекс, в состав которого вошли: «Протрептик» и «Педагог» Климента Александрийского , «Увещание к народам» Иустина Мученика , «Против Гиерокла» и «Предуготовление к Евангелию» Евсевия [Кесарийского], «Апология» и «О воскресении» Афинагора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

" Скажи, - говорили ему другие, - человек Божий, какой ты имеешь ответ в свою защиту? " - " Ответы мои, - отвечал Фотий, - не суть от мира сего; если бы они были от мира сего, то вы знали бы их " . На что Ваан опять сказал: " Мы знаем, что ты от замешательства и страха ничего не находишь сказать в свою защиту, посему сей святой Собор дает тебе несколько времени одуматься, а теперь позволяет тебе идти в свое место, повелевая придти сюда в другой раз " . - " Я, - отвечал Фотий, - не требую времени, но чтобы мне удалиться, это в вашей власти " . Затем патриций снова представил ему, что Собор собрался не из одной страны, но из всех пределов вселенной, что он судит нелицеприятно и по вдохновению Божию, и потому ему следует теперь же просить прощения в своих прегрешениях, чтобы получить разрешение, если же он станет что говорить или делать по отъезде папских легатов, то все будет недействительно и безвременно. Фотий стоял, не говоря ни слова, и потом по приказанию Собора вышел. В седьмое заседание, 29 октября, Фотий опять призван был на Собор и пришел с посохом, который, как знак его гордости, тотчас вырвали у него из рук и велели ему сесть на последнем месте. Вместе с ним вошли Григорий Сиракузский и Иоанн Ираклийский, который на вопрос, принимает ли он папское определение, коим проклинается Фотий, рукоположивший его, отвечал: " Проклинающий архиерея своего сам да будет проклят " . И прочие епископы, пришедшие вместе с Фотием, на вопрос о том же отвечали: " Не соглашаемся на совершаемое беззаконно, то есть мы не признаем наместников Папы судиями " . Потом, когда спросили их: " Кто же будет вашим защитником " ? - они отвечали: " Правила Апостольские " . Наконец, присутствовавшие на Соборе, видя, что Фотий решительно не признает определений Николая и Адриана, приказали наперед прочитать определения против него этих пап, потом по повелению их Стефан диакон и нотариус громким голосом произнес против Фотия анафему, или лучше, длинный ряд многих анафем следующим образом: " Фотию, от двора вторгшемуся в Церковь, - анафема, Фотию, - придворному и мирянину, - анафема, Фотию, новопроизведенному и тирану, - анафема, Фотию, отщепенцу и осужденному, - анафема, Фотию, прелюбодею и отцеубийце, - анафема, Фотию, новому Максиму Цинику, - анафема, новому Диоскору - анафема, новому Иуде - анафема, всем его последователям и сообщникам - анафема! " Все это Фотий слушал молча, перенося страшные удары продолжительной анафемы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/247/...

   001    002    003    004    005   006     007