Кафедры армян-халкидонитов Кафедры армян-халкидонитов В сер. VII в. халкидонитство, очевидно, взяло верх в Армении, став господствующим вероисповеданием, и лишь в VIII в., после установления араб. правления и разрыва тесных связей Армении с Византией, армяне перешли к политике церковной самостоятельности. Окончательно разрыв с А.-х. определился на Маназкертском Соборе Армянской Церкви (726), тогда же окончательно было прервано общение Армянской и Грузинской Церквей. А.-х. начали переселяться в М. Армению, Сирию, Месопотамию, Каппадокию, где издавна существовали правосл. арм. общины, получавшие всемерную поддержку со стороны Византии. В районах Армении, граничивших с Грузией, правосл. армяне попадали в каноническое подчинение Грузинской Православной Церкви. В областях Тайк (Тао) и Кларджк (Кларджети) большинство населения составляли А.-х., к-рые в IX в. стремились оказывать влияние на возрождавшую арм. государственность династию Багратидов. Из Сирии в Армению приезжал и обращался с проповедью к князю князей Ашоту I Багратуни Феодор Абу Курра , еп. Харранский, известный поборник Православия на Востоке, очевидно призванный местными А.-х. Во 2-й пол. IX в. К-польский Патриарх свт. Фотий вел активную переписку с армянами, в т. ч. с князем князей Ашотом I и князьями обл. Тарон, приверженцами Православия. В 862 г. эмиссар Фотия архиеп. Иоанн Никейский (Ваан Никийский) прибыл на Ширакаванский Собор, где изложил догматы Халкидона. Материалы Ширакаванского Собора Армянской Церкви содержат анафемы тем, кто отрицает святость Халкид. Собора. Хотя подлинность этих актов сомнительна, они свидетельствуют об активности А.-х. В X в. действия К-поля, направленные на объединение с Армянской Церковью, и даже намерение арм. иерархов в интересах антиараб. коалиции идти навстречу Византии засвидетельствованы в «Истории Армении» Ованнеса Драсханакертци, в частности в его письме имп. Константину VII Багрянородному . Уже в VI-VII вв. существовали епархии А.-х. в М. Армении, входившей в состав Византии.

http://pravenc.ru/text/76122.html

Нерсес I Партев Великий, католикос (353 - 25.07.373); Шаак Маназкертци (373-377); Завен I Маназкертци (377-381); Аспоракес Маназкертци (381-386); свт. Саак (Исаак) I Партев Великий (387/88-425, удалился на покой, † 439); Сурмак (425-426); Баркишо Сириец (426-429); Самвел (429-434); вдовство престола в течение 10 лет; сщмч. Овсеп (Иосиф) I Вайоцдзорци (Огоцимци) (444-451, казнен персами); Мелите (Мелетий) I Маназкертци (452-456); Мовсес (Моисей) I Маназкертци (456-461); св. Гют Арахезаци (Вотмсеци) (461-471); Кристапор (Христофор) I Арцруни (475-480); св. Ованнес (Йовханнес, Иоанн) I Мандакуни (478-490; с 484/85 престол в Двине); Бабген I Вотмсеци (490-516); Самвел I (Самуил) Арцкеци (516-526); Муше I Айлаберци (526-534); Саак II Улкеци (534-539); Кристапор II (I) Тираринджци (539-545); Левонд I Ерастаци (545-548); Нерсес II Багревандци (548-557); Ованнес II Габелеанци (557-574); Мовсес II Еливардеци (574-604); Абраам I Албатанеци (606/07-610/15); Комитас I Алцеци (610/15-628); Кристапор III (II) Апахунеци (628-630); Езр I Паражнакертци (630-641); Нерсес III Таеци Ишханци Строитель (641-661/62); Анастас I Акорэци (661/62-667); Исраэл I Вотмсеци (667-677); Саак III Дзорапорци (677-703); Елия I Арчишеци (703-717); Ованнес III Одзнеци Философ (717-728); Давид I Арамонци (728-741; в Арамусе); Трдат I Вотмсеци (741-764); Трдат II Даснавореци (764-767); Сион I Бавонеци (767-775); Есайи (Исаия) I Елипатрушеци (775-788); Степанос (Стефан) I Двнеци (788-790); Овхаб (Иов) I Двнеци (790-791); Согомон (Соломон) Гарнеци (791-792); Геворг (Георгий) I Бюраканци (792-795); Овсеп II Парпеци (795-806); Давид II Какагеци (806-833); Ованнес IV Воваеци (833-855); Закария (Захария) I Дзагеци (855-876); Геворг II Гарнеци (877-897); Маштоц I Еливардеци (897-898); Ованнес V Драсханакертци (898-928, захвачен арабами; престол в Дзораванке); Степанос II Рштуни (929-930; с 927 престол в Ахтамаре); Теодорос (Феодор) I Рштуни (930-941); Елише (Елисей) I Рштуни (941-946); Анания I Мокаци (946-965, с 947 престол в Аргине); Ваан Сюнеци (968-969, низложен); Степанос III Севанци (969-971); Хачик I Аршаруни (973-992); Саргис I Севанци (992-1019, с 1001 престол в Ани); Петрос I Гетадардз (1019-1058, с 1048/51 престол в Севастии); Хачик II Анеци (1058-1065, с 1062 престол в Тавблуре); Григор II Пахлавуни Вкаясер (1066 - 3.06.1105, с 1066 престол в Цамндаве, с 1090 в Кесуни, Красный мон-рь); Барсег (Барсел) I Анеци (1105-1113, престол в Шугре); Григор III Пахлавуни (1113 - 17.08.

http://pravenc.ru/text/76124.html

В царствование имп. Василия Македонянина (867–886) однажды из Великой Армении явилось несколько вельмож в Константинополь. Василий принял их очень дружелюбно, одарил их подарками и возвел их в чины, – вероятно в придворные. Г. Гедеон пропустил эту подробность жития, Г. Баласчев напротив усматривает в ней важное значение: «эти переселенцы из Армении усилили армянский элемент и стали играть большую роль в правлении Византийской империи». Но не надо забывать, что имп. Василий сам был армянин по рождению и к армянам относился очень дружественно. При дворе его было много таких чиновников, как Συμβτιος, Μυαξρης, с армянскими именами. Далее известно, что имп. Василий, в ответ на просьбу армянского посольства, послал корону армянскому принцу-арсакиду Ашоту. Поэтому довольно вероятно, что армянские вельможи, о которых говорит житие, могли быть лицами – посланцами этого Ашота приблизительно в 878 году. 663 Среди этих вельмож находился отец св. Марии, отец пятерых детей – двух сыновей и трех дочерей. Из последних две вышли замуж еще при жизни отца, и одна из них с мужем Вардою Врачи жила во Фракийском местечке того же названия, близ города Месины. 664 По смерти отца младшая Мария вместе с матерью продолжала жить в Константинополе, где и училась под её руководством. Μ. Гедеон ошибочно думал, что Мария первоначально жила в Месине. У Варды Врачи был приятель из села Камара (вероятно вблизи же Месины) по имени Никифор. Первый посватал второму Марию; оба они прибыли в Константинополь, и Никифор, получив согласие Марии и её матери, женился, после чего молодые переехали в Камару. 665 Первый сын её от брака, Орест, умер пяти лет от роду. С появлением на свет другого сына, Вардана, Никифор, в виду надвигавшейся византийско-болгарской войны, принял участие в походе, отличился на войне и был назначен турмархом города Визы (Βιζη). Вся остальная жизнь Марии протекла в этом последнем городе, где по смерти Вардана и её служанки Агафии у ней родились двойни Ваан и Стефан, где она после всяких превратностей жизни скончалась и где погребена.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Как водится, одни владыку Иоанна бранили площадными словами, другие окружали беззастенчивой лестью. На медные трубы он слабину всегда давал. Даже поэтический конкурс в честь митрополита, еще живого, объявляли. Одна ода завершалась следующим стихом: " Добрый доктор Айболит – Иоанн митрополит! " . Конечно, посмеивались над стариком, за неученость. Прыснули, не удержались, когда он простодушно оговорился и генеалогию спутал с гинекологией. Случилось это на собрании, посвященном открытию учебного года в Епархиальном духовном училище. На этом собрании он предложил составить схему-плакат христианских церквей в историческом развитии. И карту такую через год составили – правда, не наши, а католик Виктор Алымов, присутствовавший на том собрании. Надо сказать, что русские католики митрополита не обожали, но всегда подчеркивали, что слова словами, а на деле он их не трогает, и это лучше, чем задохнуться в объятиях официального экумениста. Как-то по России путешествовала большая делегация католической благотворительной организации " Церковь в беде " . Во главе делегации – знаменитый священник Веренфрид ваан Стратен. Побывали в Москве, церковный прием на достойном уровне, затем путешествие в старинный Новгород, затем в Петербург. Цель поездок – благотворительная помощь церкви. Этикет требует в каждой епархии испрашивать благословение на благотворительную деятельность у правящего архиерея. Посещение резиденции входило в программу. В столовой был накрыт чай. Сервировка являла собой собор из разрозненных роскошных фарфоровых сервизов, соединенных воедино. Фарфор, очевидно, собирал еще эстет митрополит Антоний (Мельников). Разношерстная посуда была наполнена немыслимо дорогими конфетами. У щипцов была повреждена пружина – сахар брали руками. Простывший чай разливали неуклюжие от застенчивости девахи, явно привезенные из Самары, в платках и передниках. Владыка сидел в креслах во главе стола. Он помешивал в чашке витой серебряной ложечкой и кивал головой, слушая отца Веренфрида, который рассказывал о благородной цели своего путешествия и о желании получить у владыки благословение заниматься в Питере благотворительным делом.

http://religare.ru/2_4410.html

Между тем рассвирепевший главный палач говорит ему: – Ты не пожелал прислушаться к моим словам, и ныне я совершу над тобой то, что приказано мне. Святой отвечает ему: – Вы, видимо, привыкли пренебрегать приказом вашего начальника, я же не могу преступить заповеди моего небесного царя. И главный палач ударил его и, как ему повелели во дворце, сверкая обнаженным мечом [для устрашения], стал наносить ему легкие раны, из которых пошла кровь. Однако он не дрогнул. И вновь обращается к нему палач: – Что бы ты желал? А святой отвечает: – Свершай, что задумал. И ни слова более. А убийца говорит вновь: – О несчастный, наступил горестный для тебя день, но ты будешь жить, если пожелаешь. Почему же ты не избрал жизнь, а возлюбил смерть? Святой ответил: – Я предпочитаю смерть за Христа преходящей жизни. Тогда палач повелел ему подставить шею и, подняв меч, отрубил ему голову и тут же ушел. Умер святой мученик Христа, блаженный и великий Ваан в 17-й день марта, в постный понедельник предпасхальной недели, в девять часов, в 27-й день месяца марери 990 . VIII. Были там приближенные двора, слышавшие и видевшие все – как кровь, текущая с мученика Христова, собиралась в одно место. И видевшие эти чудеса в момент его смерти рассказывали, что лицо его излучало величие и было озарено чудесным сиянием. Христиане, дожидавшиеся, чтобы немедля взять мощи святого, от страха не могли приблизиться. Упавшее святое тело [палач] положил туда, куда бросали [тела] казненных. И обычно к тому месту подбирались собаки. Как только наступила ночь, они окружили тело. Выждав некоторое время, они неожиданно начали драть друг друга клыками и разбежались. На следующий день, не знаю, ночное ли видение или что иное навело ужас на [арабов], главный евнух вышел со двора и позвал: «Есть ли здесь кто из христиан? Пусть пойдет возьмет тело и похоронит согласно своим обычаям». Подошедшие же христиане боялись [взять]. «Я не лукавлю, берите с миром », – [сказал он]. И, когда [эта] весть распространилась, стеклась толпа христиан, собрала достохвальную кровь победителя, мученика Христова, и вырыла яму. Любовь [христиан] была настолько сильна, что вызвала в толпе ссору. Тут находились и греки, и яковиты, и много мужчин и женщин несториан. Взяв кровь и кусочки одежды [святого], они умиротворились. И пришли к соглашению относительно мощей святого, говоря: похороним пока мученика на кладбище чужеземцев, а мученик впоследствии воздаст достойному. Они понесли, положили его туда, сверху поставили тесанный с четырех сторон камень и разошлись восвояси. Но затем стали опасаться, как бы кто не похитил славное тело.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На соборе присутствовало несколько высоких гражданских сановников, но число епископов сначала было крайне малым, и хотя после оно постепенно возросло, однако же не превосходило еще шестидесяти во время девятого заседания и ста двух или ста девяти на девятом и последнем 3204 . В первый день был принят приговор последнего римского собора против Фотия, и требование подписать его предъявлено было всем епископам, которые прибыли на собор и после 3205 . Второе, третье и четвертое заседания были главным образом посвящены делу епископов и духовенства, которые, будучи рукоположены Игнатием или его предшественником, подчинялись Фотию. Они признались в своем заблуждении, заявляя, что они вынуждены были совершить его силой или обманом, и приняты были в общение под условие исполнения некоторых покаянных подвигов. На четвертом заседании происходил горячий спор епископом, по имени Феофилом, который твердо держался своей преданности Фотию. В пятый день вызван был сам патриарх, и отвечал на обращенные к нему вопросы достойным молчанием. Побуждаемый говорить, он отвечал, что Бог слышит и молчащих. «Твоим молчанием », – сказали римские легаты, «ты не избегнешь большого осуждения». «Не избег, значит, осуждения», – отвечал он, «и Христос своим молчанием», и затем опять стал сохранять свое прежнее безмолвие. Когда гражданский председатель собора, Ваан, относившийся к нему с любезностью, непохожей на отношение духовенства, после спросил его, что он может привести в свое оправдание, то Фотий отвечал: «мое оправдание не в этом мире» 3206 . На шестое заседание явился сам император, и заявил собору, что он не присутствовал на его прежних заседаниях с целью избегнуть предположения, будто он хочет повлиять на его решение касательно Фотия. Но дело патриарха было еще не закончено. Он потребован был на собор в седьмой день, и вошел опираясь на посох. «Возьмите у него посох», – сказал римский легат Марин, «это знак пастырского достоинства». Преданные ему епископы напрасно ссылались на каноны. Против Фотия и его приверженцев были произнесены анафемы, с наделением их имен самыми отвратительными эпитетами; сочинения и документы в его пользу были сожжены, и как бы в знак того ожесточения, которым одушевлен был собор, осуждение патриарха, будто бы, подписано было вином из евхаристической чаши 3207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если не считать самостоятельной истории о мученичестве Михаила Савваита, в «Житии святого Феодора Едесского» два фрагмента специально посвящены исламу: вступление, где автор объясняет причины появления и распространения религии Мухаммеда, и рассказ об обращении Мавии. Во вступлении Василий сообщает о причинах захвата христианских земель иноверцами, дает этому духовную оценку и связывает с современным состоянием христиан под мусульманским игом. Он описывает, каким мучениям подверг император Констант святых папу Мартина и преподобного Максима Исповедника, и после этого замечает: «Тогда же появился нечестивый Мухаммед, и персы вместе с арабами с неисчислимой армией подступили к Дамаску, который не смогли защитить два полководца, Ваан и Василиск». После разгрома их армий Финикия и Палестина, включая святой город Иерусалим, были захвачены мусульманами (гл. 21). «Итак, святой город и прочие святые места были захвачены злыми и нечистыми сарацинами из-за грехов наших, и доныне те удерживают их и властвуют. Христиане же, крещенные во имя Отца и Сына и Святого Духа… живут среди них, как овцы среди волков… церкви и монастыри – под гнетом и тяготами» (гл. 22). Здесь автор «Жития» предлагает традиционное в средневековой христианской письменности объяснение случившихся несчастий следствием грехопадений и отступничества от Бога. И говорит, что причины побед мусульман над христианами не только в преступлениях живших в прошлом еретиков-императоров, но и в том, что каждый христианин своими грехами дополняет общую меру грехов христиан. Однако автор «Жития» путает исторические события. По этому поводу Васильев замечает: «Конечно, было бы напрасно ожидать исторической точности от автора “Жития”. Известно, что появление Мухаммеда и завоевания Палестины и Сирии арабами имело место во времена не Константа, а Ираклия. Но сочинение в житийном жанре требовало, чтобы жестокий и нечестивый император получил божественное наказание типа вторжения Мухаммеда, и Констант был таким императором. Кроме того, “Житие” приписывает завоевание Палестины и Сирии арабами исключительно Мухаммеду, который, как основатель нечестивой религии, полностью затмил тех халифов, которые и совершили реально арабские завоевания» .

http://pravoslavie.ru/4361.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАХАН МАМИКОНЯН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вахан Мамиконян (Ваан) [арм. (?) ] (+ 505 / 506 ), марзпан (военный наместник) Армении Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию , затем выкуплен грузинским питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение нескольких лет возглавлял борьбу христианских народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить Христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании , насадить там зороастризм и полностью подчинить персидской державе . После разгрома персидской армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на восточных границах государства Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш заключил мир с Ваханом Мамиконяном и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Армянские отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. Вахан был приближен к сасанидскому двору и вскоре, в 485 году, назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине . Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении Христианства в качестве государственного вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам. В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в других зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит Вахану Мамиконяну. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там монастырь и братство. Настоятелем монастыря он назначил своего друга Лазара Парпеци , который воспитывался матерью Вахана вместе с ее четырьмя детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению марзапана Мамиконяна Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени правления Вахана сохранились в адресованном ему " Послании " Лазара Парпеци. Литература Использованные материалы   среднеперсид. Warda xš, Walaxš; 484-488 Редакция текста от: 18.01.2015 15:53:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671532.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ НОВАЯ [Греч. Μαρα Να] († ок. 903), прп. (пам. греч. 16 февр.). Источник Житие М. Н. сохранилось в 2 рукописях: Ath. Laura K 81, XIV в., и Vat. gr. 800, XIV или XV в. Дата его составления вызывала разногласия исследователей: одни из них относили создание Жития ко времени вскоре после смерти святой ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 565), другие - ко 2-й пол. X в. ( Баласчев. 1899. C. 205), третьи - к XI в., после смерти в 1025 г. имп. Василия II Болгаробойцы (напр., П. Петерс: ActaSS. 1925. P. 691). Последняя датировка была подробно аргументирована в исследовании А. Лаиу ( Laiou. 1996. P. 242-245). Житие М. Н. содержит богатый исторический материал, в т. ч. по византийско-болг. войнам, греко-арм. связям, искусствоведению. Житие Святая происходила из арм. семьи, переехавшей в К-поль в правление имп. Василия I (867-886). Отец М. Н. был военным, как и ее муж - друнгарий Никифор. М. Н. была образцовой супругой, кроткой и добродетельной. Ее благочестие выражалось не только в молитвах за богослужением и дома, но и в широкой благотворительности. Автор Жития отмечает, что М. Н. относилась к своим слугам не как к рабам, а как к членам семьи. Когда началась война с болг. царем Симеоном (894), муж М. Н. был назначен командиром турмы в г. Визия во Фракии. Святая последовала за ним на новое место жительства и там продолжила филантропическую деятельность. Она со смирением и благодарственными молитвами к Создателю перенесла смерть своих 2 малолетних сыновей, и в утешение Бог даровал ей близнецов, один из которых, Ваан, прославился в лике святых (см. в ст. прп. Марин (пам. греч. 2 июня)), а другой, Стефан, принял монашество с именем Симеон. Брат и сестра Никифора обвинили М. Н. в расточении имущества и в супружеской измене. Никифор, несмотря на то что М. Н. горячо отрицала свою вину и уверяла, что милостыня служит для спасения не только ее, но и его души, велел держать жену взаперти в спальной комнате. Однажды, разгневанный словами М. Н., которые в искаженном виде пересказали ему недоброжелатели святой, он стал избивать супругу. Пытаясь убежать, М. Н. получила травму головы и через неск. дней скончалась. Во время приготовления ее тела к погребению от него стало исходить благоухание. Когда были открыты сундуки и шкафы М. Н., то оказалось, что она продала все драгоценности и наряды, чтобы выручить средства для помощи нищим, выкупа заключенных и украшения церквей.

http://pravenc.ru/text/2562154.html

Документы Вселенского IV Собора (451) содержат послания архимандритов, поданные Собору (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 120; ДВС. Т. 3. С. 28-30, 31-32); в документах К-польского Собора 536 г. перечисляется примерно 37 сир. мон-рей, возглавляемых архимандритами ( Анатолий (Грисюк), иером. С. 198); Вселенским VII Собором (787) употребляется в основном наименование «игумен»: среди 109 И., подписавших соборное определение, прочитанное в 4-м деянии, главы 2 мон-рей К-поля поименованы И. и архимандритами - это Савва студийский и Платон саккудийский, также поименованы Иосиф ираклийский (γομενος κα ρχιμανδρτης το Ηρακλεου), Феодор пандский (γομενος κα ρχιμανδρτης το Πανδο), Макарий вардский (γομενος κα ρχιμανδρτης τς Βαρδ), Феодор водосский (γομενος κα ρχιμανδρτης τς Βδους), Стефан кареонский (γομενος το Καρενος κα ρχιμανδρτης), Ваан фермский (γομενος κα ρχιμανδρτης τν Θερμν), Варда прусиадский (γομενος κα ρχιμανδρτης Προυσιδος) ( Mansi. T. 13. P. 152; ДВС. Т. 4. С. 487-490). Употребление 2 наименований сана в отношении одного лица несомненно свидетельствует об их различении в это время. Позднее сан архимандрита становится выше сана И. Архимандриты прежде И. получают «лобзание мира» от императора. Т. о., титул архимандрита вначале сохранялся у И., к-рых император хотел почтить особо: подобно званию «протосинкелл», этот титул становился только почетным, дающим право присутствовать на церемониях, процессиях, синодах; это был уже персональный титул, он давался И. за личные заслуги, возможно, в той борьбе, к-рая предшествовала VII Вселенскому Собору ( Marin. P. 89). В V-VI вв. И. могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и не имеющие священного сана монахи. Позже И. поставлялись только пресвитеры. Для поставления И. незнание грамоты не считалось препятствием: так, на документе Собора 536 г. за И. к-польского мон-ря Константа Стефана расписался диакон, И. же поставил крест ( Mansi. T. 8. P. 907), И. одного из халкидонских мон-рей - Савватий расписался рукой своего диакона, сказав, что не умеет писать (Ibid.

http://pravenc.ru/text/293525.html

   001    002    003    004   005     006    007