На арабское владычество народ и церковь ответили чередой мучеников и святых, что было связано с тем, что арабы истребляли армян не только по политическим соображениям или из корыстных побуждений: многие были преданы смерти по религиозным мотивам. Такова, например, история братьев Амазаспа и Саака Арцруни, убитых по приказу халифа в 786 г. Братья были известны не только как участники многочисленных восстаний против халифата и владели спрятанными от арабов сокровищами, но и своей приверженностью христианской вере, что подтверждается историей младшего брата Меружана: когда он все же стал вероотступником, арабы его не только пощадили, но и поставили во главе Васпуракана (Васпураканского царства). «Плач о бедах, которые в 152 г. 43 г.] причинил нашей стране Армянской южный народ исмаильтян пожарами и пленением, а также мученичество сына Гохтанского владетеля Хосрова св. Ваана, преставившегося в 185 г. г.], через 33 года после угона армян в [арабский] плен» повествует о частых случаях, когда армянские князья добровольно шли на мученичество, рассматривая его как награду за веру. Ваана, сына богатого феодала из Гохтна (Сюник), четырехлетним ребенком арабы увезли в Дамаск, где он жил при дворе халифа, принял ислам , стал секретарем канцелярии и советником халифа. Спустя годы халиф по ходатайству католикоса Ованеса Одзнеци позволил пленным армянским детям, достигшим совершеннолетия, вернуться на родину. Ваан отправился в Армению, обещав халифу вернуться, но на родине узнал о смерти халифа и решил, что свободен от своего обещания. Он вернулся к христианству, женился и стал править землями своего погибшего отца. Однако новый халиф потребовал возвращения Ваана и начал повсеместно разыскивать его. Несколько лет Ваан, оставив семью и дом, вынужден был скрываться в монастырях, но всюду, куда бы он ни приходил, приютившие его оказывались в опасности. Тогда Ваан решил сдаться, выразив при этом желание жить на родине и следовать своей вере. Его немедленно заключили в тюрьму и подвергли пыткам, предлагая отречься от Христа и принять ислам. Однако Ваан «предпочел смерть за Христа преходящей жизни». Халиф приговорил Ваана к казни, которая состоялась в понедельник перед Пасхой 737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Греч. Μαρνος] († ок. 930), прп. (пам. греч. 2 июня). Сведения о М. содержатся в Житии прп. Марии Новой (BHG, N 1164). Святой был 3-м по старшинству сыном прп. Марии Новой и друнгария Никифора, в крещении он получил имя Ваан (эллинизированная форма арм. имени Ваган). При рождении Ваан был отмечен особым знаком - воинским поясом, идущим от правого плеча к левому боку, что являлось предзнаменованием его военной карьеры. Детство Ваан провел в Визии, женился на девушке из знатного рода, а затем служил в визант. армии в Силиврии, получив, как и отец, должность друнгария. Ваан отличался храбростью и благочестием. Как и его мать, он презирал материальные блага. Он раздавал щедрую милостыню, а свою часть военных трофеев делил между товарищами. Несмотря на житейские невзгоды, Ваан никогда не переставал славить Бога. Каждый день по окончании служебных обязанностей он совершал последование 12 часов, вычитывал всю Псалтирь, а ночью пел 40 канонов Пресв. Богородице, к-рые знал наизусть. В конце своей жизни Ваан заболел и отправился в К-поль. Там в тот момент находился его брат Симеон, подвизавшийся в мон-ре на горе Кимин (М. Азия). Он постриг Ваана в монашество с именем М. Через нек-рое время святой скончался и был похоронен в к-польском мон-ре Пресв. Богородицы «та Коронис» рядом с цистерной Аспара. Эта обитель упоминается только в Житии прп. Марии Новой; иером. Макарий Симонопетрит ошибочно считает, что она находилась на Пелопоннесе. Память М. отсутствует в визант. календарях, впервые она появляется в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. Ист.: BHG, N 1164; ActaSS. Nov. T. 4. P. 692-705; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in Transl. Wash., 1996. P. 261, 278-281, 284-286. (Byzantine Saints " Lives in Translation; 1). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 77; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 297; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 175. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562036.html

Однако открытое отречение от мусульманства может иметь тяжкие последствия как для него самого, так и для его родных. И тем не менее Ваан не может поступиться своими убеждениями. В нем начинается борьба между чувством долга по отношению к родным и желанием свободно придерживаться своих взглядов. Верх одерживает последнее, он покидает жену, отчий дом, чтоб никому не причинить вреда и свободно исповедовать христианство. Все христианское население сторонится его, боясь общения с человеком, который совершил тяжкий в глазах захватчиков грех – отрекся от мусульманства. После долгих мытарств покинутый всеми Ваан решает отправиться в Арабский халифат либо получить разрешение от халифа исповедовать христианство, либо умереть за веру. Последним его пристанищем в Армении становится монастырь Ерашхаворк, настоятель которого Артавазд, будущий автор мученичества, любовно приютил его, а затем проводил, снабдив всем необходимым. Наконец, после длительного изнурительного пути Ваан предстает перед халифом и просит у него разрешения на исповедание христианской веры. Его стараются отговорить, обещают богатство и власть, но он отказывается и принимает смерть. М. Абегян, говоря о «Мученичестве Ваана Гохтнаци», сравнивает его с народным эпосом, где «все выясняется весьма просто сюжетом и действием, которое развертывается перед нами» 951 . На самом деле жизнь Ваана, повествуемая со всеми мартирологическими и эпическими подробностями, представлена на фоне религиозной нетерпимости арабов, национального гнета и преследований христианского населения. Несколько слов об авторе произведения. В мученичестве говорится о том, что «через семь лет игумен Артавазд» с несколькими членами братии отправился в Сирию и нашел могилу святого. От местного епископа Теофила он получил историю мученичества, написанную на греческом языке, затем в городе Урхе (Эдессе) дал перевести на армянский. Артавазд написал свое произведение, опираясь на этот источник. «И вот я принялся излагать, откуда надлежало, присовокупив к нему Мученичество Ваана».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Ани , однако еще в течение полувека, пока там не были построены дворец и собор, он проживал близ Ани, в Аргине. Со времени переноса резиденции католикосов из Ахтамара в Аргину епископы Ахтамара под влиянием арм. царской династии Арцруни, правившей в Васпуракане, заявляли свои притязания на особые права в иерархии ААЦ. Их особое положение окончательно закрепилось в 1114 г., когда епископ Ахтамара Давид Торникиан провозгласил себя Патриархом и Католикосом Армении. Несмотря на то что Давид был осужден, после примирения Ахтамара с ААЦ (нач. XV в.) за епископами этой кафедры сохранился титул католикосов. В X в. столкновение различных внутрицерковных партий и влияние правителей мелких гос-в раздробленной Армении стали причиной церковного конфликта. Избранный в 968 г. католикосом Ваан вскоре проявил себя сторонником сближения с К-польским Патриархатом, что вызвало неодобрение большинства иерархов ААЦ. В 969 г. в Ани был созван Собор, к-рый осудил и сместил Ваана, избрав ему на смену Степаноса III Севанци. Однако смещенный Ваан нашел поддержку у царя Васпуракана, соперничавшего с анийскими Багратидами. В 971 г. Ваан и Степанос III умерли, что положило конец расколу. Разногласия внутри ААЦ были преодолены избранием нового католикоса Хачика I (973-992). Резиденция католикосов в Ани окончательно утвердилась лишь в 90-х гг. X в., при Саргисе I. В кон. Х в. католикос Хачик I впервые в истории ААЦ рукоположил неск. арм. епископов для епархий со смешанным армяно-греч. населением в областях, находившихся в юрисдикции К-польского Патриархата. Тем самым утратил силу действовавший до этого принцип единства церковного управления и разногласия ААЦ с халкидонитами окончательно приняли форму раскола. Вместе с тем была заложена основа для создания иерархии ААЦ на всех территориях, где проживали армяне, сначала на Ближ. Востоке, а позднее и по всему миру. В нач. XI в., при Саргисе I и Петросе I, ААЦ вела решительную борьбу с ересью тондракитов , близких к известным в Византии павликианам . Распространение этой секты было прекращено, а наиболее стойкие ее последователи были подвергнуты телесным наказаниям и заключению.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Статьи Пустующий шесть веков монастырь в горах Армении вновь стал действующим 26.07.2019 13:56 На юго-западе Армении, в 7 км от горняцкого города Капан, в горах, среди густого леса затерялся монастырь Ваанаванк, построенный в X веке. На территории монастыря находится усыпальница правителей средневекового армянского государства - Сюникского царства. К сожалению, в 1407 году в этих местах произошло сильное землетрясение, в результате которого монастырские сооружения были разрушены, а монастырская братия ушла. С тех пор в осиротевшем Ваанаванке не проводилось служб, и только с 1 апреля 2017 года Сюникская епархия Армянской Апостольской Церкви назначила сюда духовного настоятеля, армянина из Ирака иерея Аветика Мартиросяна. Нашим проводником к монастырю стал сотрудник Капанского краеведческого музея экскурсовод Давид Акопян. Пока мы ехали, он рассказал историю основания обители.  Ваанаванк (дословно монастырь Ваана) начал строить в 911 году первый настоятель новой братии Ваан – сын князя Дзагика. Монастырь начал строиться через пять лет после освящения Татевского монастыря, на церемонии которого присутствовали князья Сюникского царства, и сам правитель региона – армянский царь Смбат Первый Багратуни, который и решил строить возле города Капан духовный центр. Первой постройкой стала кафедральная церковь монастыря Св. Григория Просветителя с тремя несущими арками, притвором и оригинальными орнаментами на карнизах. Однако легенда гласит, что Ваан заболел «беснованием». Он ушел на несколько лет лечиться в пустынь Аристакеса, в монастырь Тандзапараха, что недалеко от монастыря Татева. Вернувшись после лечения Ваан продолжил и завершил строительство монастыря, пригласил к себе более ста монахов, основал монастырскую братию и примонастырскую школу. Здесь фактически образовался маленький городок. В общем же плане строительство монастыря длилось с 911 по 1045 год. В этот период были построены четыре храма; помимо церкви Св. Григория Просветителя это были храмы св. Сиона, св. Первомученика, св. Воскресенья, а немного позже в 1086 году сюникской царицей Софией и ее сестрой Катой была построена двухэтажная церковь Пресвятой Богородицы с притвором. Соавторы постройки этого храма не имели наследников. Они строили церковь с мольбой к Господу о детях. С тех пор в народе укоренилась традиция приходить в церковь Св. Богородицы с молитвой о зачатии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

Тем не менее сохранявшееся соперничество между двумя основными династиями Багратуни и Арцруни нашло отражение и в церковной жизни. В 969 г., обеспокоенный прохалкидонскими симпатиями католикоса Ваана (968–969), «заключившего с иверами союз о вероисповедании», Ашот III собрал в Ани епископов и монахов, которые, «доподлинно убедившись в пагубных еретических намерениях его [католикоса] (поскольку он распорядился привезти иконы, чтобы восстановить секту халкидонитов)», сместили Ваана с престола и избрали вместо него Степаноса III (969–972). Смещенный Ваан, опираясь на поддержку рода Арцруни, переехал на о. Ахтамар, расположенный на оз. Ван в Васпуракане, где до него уже жили другие католикосы. Духовенство впало в смятение, однако конфликт разрешился сам собой кончиной обоих католикосов. 2. Новый культурно-религиозный рост и раннесредневековые ереси Расцвет династии Багратуни и северной Армении приходится на царствование Гагика I Багратуни (989–1020). При нем в столичном г. Ани был возведен великолепный собор 45 , а сам город, преобразившийся в результате строительства многочисленных храмов, стал именоваться «городом тысячи и одной церкви». На территории Васпуракана таким же ярким проявлением процветания стал храм св. Креста, воздвигнутый по приказу Гагика Арцруни на о. Ахтамар между 915 и 921 гг. и ставший настоящим шедевром армянского зодчества, благодаря богатым фрескам внутри и великолепным барельефам снаружи. Указанный исторический период имел непреходящее значение для армянской культуры, поскольку стал временем интенсивного взаимопроникновения различных культур: армянской, византийской, грузинской, сирийской и арабской, что привело к культурному расцвету общества, происходившему на фоне некоторого экономического роста, инициировавшего изменения в церковной жизни. X в. ознаменовался возникновением многочисленных монастырей – центров религиозного и культурного возрождения страны. Монахи возобновили переписывание рукописей, появилось множество новых переводов и оригинальных армянских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнейший свидетель празднования зачатия Предтечи 23 сентября– Конст. (т. е. греческое евангелие IX в.). В ωαννου ρχιεπισκ που Νικα ας περ τ ς γενν σεως το ·Χριστο πρ ς Ζαχαρ αν τ ν καθολικ ν τ ς μεγ λης ρμεν ας читается (Migne SG. 96, 1445Α): συν λαβεν λισ βετ τ οεκ τ το τησιρ ν, ν μερ, το λασμο , κα τ κγ» το σεπτεμβρ ου μην ς, σ λληψις Ιω ννου.–Захария I был католикосом в 854–876 гг. Stéphannos Orbélian, Histoire de la Siounie par MBrosset(St.-Pétersbourg 1864) I, 276.–«В 311 г. армянского летосчисления константинопольский патриарх Фотий послал никейского архиепископа Ваана (ζWαhαν) в Армению к католикосу Великой Армении Захарии». Православный Палестинский Сборник XI, 1 (выпуск 31, Спб. 1892), стр. 246. 196.–Армянский 811-й год=25 апреля 862–24 апр. 663-г. Dulaurier, 385.–В 641 г. св. Максим исповедник (1, 34. 32; 3, 9) высчитал, что в 5501 году мироздания 27 сентября в четверг Захария получил от ангела τ ν περ ω ννου χρηματισμ ν. Этот четверг 27 сентября соответствует 8 г. по P. Xp., а. u. с. 761, и именно дню очищении, т. е. тишри. Эта дата для св. Максима была пасхалистически неизбежна: 5500-й год давал 14-е нисана­7 апреля; следовательно 16 147   10­27-го сентября 10-е тишри. О зачатии Предтечи он прямо не высказывается, но очевидно решает этот вопрос так же, как и Ваан: отождествляет день зачатия со днем очищения. У Максима это вполне по-александрийски: если рождество Предтеча 30 пауни (24 июня), то зачатие 30 тоут (27 сентября). И наоборот 27 сентября (30 тоут) 270 дней – 24 июня (30 пауни). Видимо так в 641 г. думали александрийские мейстеры хронологии; тогда, следовательно, 23 сентября (26 тоут) в александрийском месяцеслове не было еще праздника зачатия Предтечи, отмечаемого в настоящее время под этим числом в SMNQLuHDiZb; но Εν «зачат Елисавет Иоанна» под 23 тоут, не под 26-м,–ясный след зависимости от календаря неегипетского, от 28 сентября.–Но видимо уже в VII в. в Константинополе или мнения богословов или церковная практика были в пользу 23 сентября. Автор «пасхальной хроники» в 629 г. высчитал, что в 5506 г. миробытия в воскресенье 23 сентября (24 тишри) Захария иде в дом свой. Migne SG. 92, 484 480. 489D, pp. 196. 194. 199. Воскресенье 23 сентября было (пролептически) в а. u. с. 750, т. е. в 4 г. до Р. Хр.–Считал он, правда, преплохо: по его же собственным словам благовещение 25 марта было 10-го нисана; следовательно предшествующее 23 сентября было 4-го (не 24-ю) тишри. Но вероятно пасхалист был связан заранее известным ему quod erat demonstrandum и рад был получить во что бы то ни стало 23-е сентября соответствующее времени после праздника кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

134 О переводе трудов Псевдо-Дионисия на армянский язык см.: Г. Зарбаналян. Библиотека древнеармянских переводов, с. 388–394 135 См.: Немесия, философа Эмесского, «О природе человека». Венеция, 1889–1891 г. (на древнеарм. яз.). См.: Г. 3арбаналян. Указ соч., с. 629–632 139 См.: Предисловие к французскому изданию Истории Степаноса Орбеляна; М. Григорян. Степанос Сюнеци. Бейрут, 1958, с. 33–34 (на арм. яз.). 141 См.: К. Гандзакеци. История Армении. Подготовка текста и предисловие К. Мелик-Оганджаняна. Ереван, 1961, с. 72–75 144 М. Григорян упоминает также редакцию Вардана Аревелци (см.: М. Григорян. Степанос Сюнеци, с. 12). Однако ближайшее знакомство с текстом (см. рук. Матенадарана 1518, с. 175 и послед.) показало, что текст этот является редакцией Ст. Орбеляна, включенной с рядом работ Вардана Аревелци в рукопись. 145 См.: Г. Овсепян. Мхитар Айриванеци. Новооткрытая надпись и сочинения. Иерусалим, 1931, с. 9–13 (на арм. яз.). 148 См.: Матенадаран, рук. 6261; Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. II. Составил Л. С. Хачикян. Ереван, 1958, с. 132–133 150 Иоанн III Одзнеци, прозванный Философом, – армянский католикос (717–728). Оставил большое литературное наследие, в основном богословского и полемического содержания. В 719 г. отправился к Омару II и просил освободить армянскую церковь от налогов и не преследовать христиан за веру. Благодаря его ходатайству из плена были возвращены армяне, угнанные в 706 г., в числе которых был и Ваан Гохтнаци (см. в настоящем сборнике Мученичество Ваана Гохтнаци). 152 Флавиан – упоминание имени константннопольского патриарха Флавиана как современника Льва Исавра является явно ошибочным. Флавиан жил в V в. и был современником римского папы Льва IV. 153 Под «тачиками» Мхитар Айриванеци, как и другие армянские средневековые авторы, подразумевает мусульманские народы. Здесь имеются в виду арабы, несколько ниже автор называет тачиками турок-сельджуков. 154 Амирмом – искажение арабского слова амир-эль-муменин что значит «владыка верующих». Первым этот титул принял Омар I. Его предшественники назывались просто халифами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001   002     003    004    005    006    007