Camb., 1939r. Vol. 4: The Persian Empire and the West. P. 25). Эти и др. свидетельства являются аргументами в пользу историчности событий, описанных в 1-й гл. (более подробно см.: Yamauchi. 1980. P. 201-203). Во 2-й гл. рассказывается о расселении людей, «возвратившихся в Иерусалим и Иудею» (1 Езд 2. 1). Они названы «сынами страны» (    - 1 Езд 2. 1), где «страна» (букв.- провинция) означает, вероятно, персид. пров. Йехуд (Иудея), в к-рой будут жить бывш. пленники. Приводимый список перечисляет жителей страны, упоминая лишь переселенцев из Вавилона; при этом ничего не говорится о тех, кто, возможно, жили на этой земле прежде, во время плена. Зоровавель. Фрагмент росписи сев. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Зоровавель. Фрагмент росписи сев. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Называются руководители «народа Израилева»: Зоровавель, Иисус, Неемия, Сараий, Реелай, Мардохей, Билшан, Мисфар, Бигвай, Рехум, Ваан (1 Езд 2. 2). Нек-рые из этих имен фигурируют и в др. местах Е. п. к., а также в Книге Неемии и в др. книгах Библии. Иисус и Зоровавель оказываются руководителями переселенцев в рассказе 3-5-й глав Е. п. к. Неемия во всех проч. упоминаниях в Библии (кроме, по-видимому, Неем 4. 16) является главным действующим лицом одноименной книги, правителем пров. Иудея. Сараий назван отцом Ездры (в синодальном переводе этого места он назван Сераия - 1 Езд 7. 1; возможно, речь не идет о кровном родстве; см. в ст. Ездра ). Мардохей - одно из главных действующих лиц Книги Есфири. Бигвай упоминается вскоре в качестве основателя многочисленного рода (1 Езд 2. 14); есть предположение, что это вариант имени упоминаемого в арам. текстах из Элефантины правителя Иудеи Багохи ( Grabbe. 1998. P. 13). Билшана иногда отождествляют с Бишламом, который участвовал в написании Артаксерксу письма об Иерусалиме (1 Езд 4. 7). Имя Рехум приведено несколько раз в разных контекстах. Так звали персид. чиновника при Артаксерксе (1 Езд 4. 8-9, 17, 23), одного из иудейских «глав народа» (Неем 10.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Стратилат Ваан с отборным отрядом напал на передовой отряд Рахзада, и в происшедшей схватке пали его предводитель и большая часть его людей. 26 человек и в их числе телохранитель Рахзада попали в плен. От пленных Ираклий узнал, что Рахзад, согласно приказанию Хосрова, намеревается дать битву и что он ждет подкреплений в количестве трех тысяч человек. Чтобы предупредить усиление противника, Ираклий решил ускорить битву. Выслав вперед свой обоз, он нашел широкую равнину близ развалин Ниневии и разбил на ней лагерь. Рахзад не уклонился от встречи с противником, и 12 декабря, в субботу, произошло сражение по всем правилам тогдашней тактики с разделением боевых сил на три колонны. Битва началась на рассвете, была очень упорна и продолжалась до 11 часов дня. Себеос сохранил сведение, что утром того дня стоял густой туман, который помог Ираклию напасть на персов раньше, чем они заметили его приближение. Ираклий на своем коне Дерконе сражался в первых рядах и сам водил своих людей в атаку. Три раза он сходился лицом к лицу с вождями врагов, и каждый раз оказывался победителем; в третьей схватке он был ранен в губу. 301 В битве пали Рахзад, три вождя трех колонн персидского войска и почти все офицеры. Разбитые персы не рассеялись, но, уступив врагу поле битвы, собрались опять и стали на расстоянии двух полетов стрелы от неприятеля. Потери Ираклия были весьма незначительны: 40 убитых и 10 умерших из числа раненых, которых было много. 302 В битве было взято 26 знамен. До позднего часа ночи персы стояли на месте, пока шел грабеж убитых. Набрано было много золотого оружия, золотых поясов и запястий, драгоценных камней, в числе добычи был также золотой щит и золотые доспехи Рахзада. Поздно ночью персы отошли в свой лагерь и, покинув его, заняли крепкую позицию на поросшем лесом холме. В числе взятых в плен был знатный ибер, по имени Барсамусис. 303 Остатки армии Рахзада не представляли опасности, и Ираклий двинулся дальше по течению реки Заба. 23 декабря он получил донесение от разведчиков, что персы дождались подкреплений и идут следом за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857–1916) был последним владельцем знаменитого дома Лазаревых на Невском проспекте. В 1881 г. он окончил Петербургский университет, «выслушав полный курс наук по историко-филологическому факультету» и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата. В том же году он отправился в научную экспедицию по странам Средиземноморья, в ходе которой посетил Александрию, Каир, Луксор, Асуан и другие исторические центры Древнего Египта. В 1882 г. Абамелек-Лазарев прибыл в Пальмиру, где, проводя раскопки у храма Солнца, обнаружил знаменитый «Пальмирский камень» с греко-арамейской билингвой. Он стал первым исследователем этого эпиграфического памятника. Стараниями С.С. Абамелек-Лазарева и на его средства «Пальмирский камень» был отправлен в Россию и хранится ныне в Эрмитаже. После установления в Восточной Армении советской власти (1920) бльшая часть армян Петрограда, в том числе такие видные представители армянской культуры, как историк Акоп Манданян, художник Вардгес Суренянц, поэт Ваан Терян, переехали в Армению. Вскоре после 1917 г. в Советской России были ограничены имущественные права религиозных объединений, в том числе и армянской общины, однако богослужения в армянских храмах Петрограда продолжались. В 1930-е гг. оба армянских храма в Ленинграде были закрыты. После трагической гибели католикоса Хорена Мурадбегяна (1933–1938), убитого коммунистами, эчмиадзинская кафедра вдовствовала вплоть до 1945 г. Местоблюстителем патриаршего престола в эти годы был Геворк VI (в 1945–1954 гг. – Верховный католикос всех армян). Архиепископ Месроп (в миру Парсадан) Тер-Мовсисян (Тер-Мовсесян) (1865– 1939), видный ученый и педагог, уже будучи архимандритом и членом эчмиадзинской монастырской братии, в 1902 г. в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «История перевода Библии на армянский язык» 505 и был удостоен степени магистра армянской словесности. Армянский перевод Библии имеет огромное значение для текстуальной критики. Для каждой страны, вступившей на путь христианизации, изучение истории перевода Библии, по сути, является изучением исторических судеб отдельных народов, межхристианских отношений, выработки христианской лексики и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Риторические мученичества или вступления к ним в основном принадлежали крупным литературным деятелям. Большая их часть написана известными авторами Григором Хлатеци (XIV–XV вв.) и Аракелом Багишеци (XV в.), которые, кстати, известны также своими похвальными словами. Начиная с XII в. характерным для армянской мартирологии направлением стало «народное направление». В связи со все ухудшающимся положением армянского народа возросла практическая роль этих памятников, расширилась сфера их применения. Варварские походы, опустошение страны, истребление, насильственное переселение армян и рост мусульманского элемента особенно в XIV – XV вв. поставили под угрозу само физическое существование народа. Не случайно мусульмане с этого времени становятся персонажами армянских мартирологов, а социальный круг героев мученичеств расширяется. Место военачальников, воинов, мучеников княжеского происхождения раннего периода (Сандухт, Воскяны, Сукиас и его сподвижники, Григорий Просветитель, Рипсимэ, Атом, Шушаник, Ваан Гохтнаци, Амазасп и Саак и др.) занимают представители широких народных масс: простые крестьяне, ремесленники, купцы, на плечи которых всей тяжестью ложилось иноземное иго. Таковы мученичества Егисабет из Харабаста (1391 г.), Тамар Мокаци (1398 г.), Химар Ванеци (1438 г.) и многие другие. Героями этих мученичеств являются женщина-пекарь, простой крестьянин, уличный певец, женщина легкого поведения. Значительное место занимают также представители духовенства, которые в условиях потери государственности пользовались у христианского населения большим авторитетом. Расширяется и круг авторов мученичеств. С XII в. ими становятся очевидцы, люди, лично знавшие мученика, священники, простые писцы, а также вардапеты. Благодаря этому в мартирологах легко обнаружить много общего с памятными записями. Преобладают памятники, написанные народным, разговорным языком. Если, с одной стороны, эти явления были связаны с тенденцией развития всего литературного процесса, то с другой – они были результатом осознанного отношения. Мученичества, написанные простым языком, были понятны и доступны самым широким слоям населения и в жестокой борьбе за существование могли стать примером для подражания. С массовым распространением и пропагандой житий и мученичеств было связано и появление армянского Пролога 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На восьмом году хиджры (630 – 632 от Р.Х.) пророк замыслил наказать за непослушание какого-то шейха и выслал на его владения трехтысячный отряд во главе со своим любимцем, названым сыном Саидом. Арабы двинулись исполнять приказ, не приняв во внимание очень важное обстоятельство: объект нападения располагался на земле империи, и эта экспедиция была справедливо расценена византийцами как разбойничий набег. Викарий Феодор собрал войско и разбил мусульман, Саид и почти все его воины погибли. Мухаммед объявил поход на Сирию, но поживиться богатствами этой провинции пророку не пришлось – 8 июля 632 г. он умер в Медине. Завоеванием византийских владений на Востоке занялся его преемник, первый халиф Абу-Бекр. В начале 634 г. дукс Палестины Сергий выступил с ополчением самаритян против отрядов халифа, но был разбит, взят в плен и казнен – зашит живьем в шкуру верблюда. В Константинополе пока не представляли размеров грядущей опасности, больше внимания уделяя Европе. Именно тогда Византия заключила договор с болгарским ханом Кувратом (631 – 668), и с его помощью ромеи смогли вытеснить авар из Фракии в Паннонию, чем ликвидировали постоянно тяготевшую над империей угрозу со стороны каганата. Император издал эдикт о насильственном крещении иудеев (как говорят летописцы, из страха перед «обрезанным народом», который мог, согласно пророчествам, сокрушить его царство), и многие из них бежали к арабам. Летом в Сирии потерпело поражение малочисленное ромейское войско под началом куропалата Феодора. Последний, верно оценив всю серьезность предстоящего натиска варваров, явился к брату в Эфес и объявил ему, что арабы – наказание от Бога Ираклию за его брак с племянницей. Император распорядился выслать смельчака в Константинополь и содержать его там под стражей. Вскоре после этих событий скончался Абу-Бекр, и власть над мусульманами перешла в руки халифа Омара – человека грубого и воинственного. Тем временем арабам сдалась Газа, а уполномоченные Ираклия евнух са-келларий Феодор Трифирий и полководец Ваан не успели организовать войска для отпора захватчикам. В августе 63S г. мечу ислама покорился Дамаск. Однако Ваан и Трифирий собрали армию, арабы оставили Дамаск под страхом окружения, и обе стороны начали готовиться к крупной схватке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узнав об отречении от огнепоклонства, персы бросают Махожа в темницу. Здесь он встречает «сопричастного своим страданиям [мужа], по имени Нерсес, давно уже заключенного в тюрьму за [веру] в Бога». Признавший «христианского Бога истинным Богом» Махож жаждет глубже и лучше ознакомиться с христианским учением. В этом ему помогает Нерсес, от которого «блаженный научился святой вере нашей и [выучил] 20 псалмов». После трехгодичного пребывания в тюрьме священник Нерсес дает ему «Господнее крещение и нарекает его именем Иезидбузид, что в переводе значит Богоданный». О Нерсесе упоминается и в связи с прибытием трех персидских чиновников в Армению, посланных царем, «до которого дошли слухи о жестоких насилиях, чинимых в стране Армянской [персидскими] чиновниками». Прибыв, они занялись также разбирательством дел заключенных. Им доложили, о трех мужах, отступивших от зороастризма и принявших христианство – о ражике, по имени Нерсес, о Сааке из Атрпатакана и персе Иезидбузиде. Во время допроса выяснилось, что у Нерсеса мать была христианкой и «с детства он уверовал в Христа». Саак также был христианином. Тяжелое преступление, совершил Махож – Иезидбузид, отрекшийся от своей веры и принявший христианство. Первым двоим смерть не угрожала. Но и их, подвергнув мучениям, вновь бросили в тюрьму с Иезидбузидом. Через десять дней его повели на казнь. И он, «простившись с братьями, пошел». Вот все, что имеется в «Мученичестве Иезидбузида» о Нерсесе. С 484 по 547 гг. Восточной Арменией, находившейся под владычеством Персии, с небольшими перерывами управляли марзпаны. В течение 25–30 лет марзпаном был Ваан Мамиконян, затем его сын Вард Патрик (505–510), несколько позже, более 30 лет, – Мжеж Гнуни (517–548), который сумел сохранить в нерушимости ее границы. Однако после смерти Мжежа Гнуни, во время греко-персидской войны, когда многие армянские нахарары, сторонники греческой ориентации, перешли на сторону греков, отношения Хосрова с христианским населением обострились и «немало [людей] было предано мученической смерти в стране Персидской перед двором царским, Не доверяя армянам, Хосров назначает марзпаном Армении перса Деншапуха (Нихоракана в мученичестве), который возобновляет религиозные гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Противники «грекофилов» (как правило – малообразованные монахи) не могли понять культурной роли переводчиков, получивших греческое образование, и превратили культурологическую полемику в религиозное гонение. Их–то жертвой и считал себя Лазар Парпеци и от них пытался себя защитить. Очевидно, «Послание» возымело действие: Ваан не только вернул Лазара из изгнания, но и поручил ему написать историю Армении. 221 Лазар ставит себе задачу «описать события, последовавшие после того (т.е. после окончания истории Бузанда. – Авт.) в нашей стране Армянской. Написать весьма осмотрительно и описать обстоятельно все добродетели духовенства и храбрость доблестных мужей, дабы народ, узнав о благостном житии духовных лиц, возымел желание подражать их подвижничеству, а храбрые, слушая о деяниях других, ранее подвизавшихся, приумножили бы личную свою храбрость, чтобы оставить славную память по себе и по роду. А ленивые и трусливые, глядя на себя и слушая порицания других, возгорелись бы доброй завистью и стремились стать лучше». Хотя Лазар невысоко ставит Павстоса как историка, он сам вынужден был писать в том же духе, что и его предшественник: заказчиком Парпеци выступал представитель того же нахарарского рода, что и заказчик Павстоса, – рода Мамиконянов. Лазар считал, что должен писать так, как это делали лучшие его предшественники, – «правдиво расположив сочинение свое... не делать излишних добавлений, чтобы нравиться людям», «придерживаться... основ православной веры», «не прибавлять небылиц ради бесполезного многословия, не умалять того, что было, неряшливо и скомканно повествуя о том, а все здраво и осторожно сделать очевидным». Несмотря на эти методологические установки, результатом стала скорее не история, а героический эпос, посвященный роду Мамиконянов. Первую часть «Истории» Лазар начинает с раздела армянского государства и доводит ее до заката династии Аршакунй («полной гибели нашей страны Армянской») и смерти Саака Партева и Месропа Маштоца. Здесь содержатся как достоверные сведения о порядке преемственности персидских властителей и армянских царей и католикосов, так и множество «слухов», а само повествование довольно запутанно. Вторая часть по форме и содержанию перекликается с трудом Егише, а местами дословно повторяет его; в то же время здесь есть и ценные дополнения к тексту Егише. Чтобы удовлетворить заказчика, Парпеци чрезмерно акцентирует роль рода Мамиконянов в политической и религиозной борьбе того времени. Третья часть «Истории» – уже настоящий панегирик Мамиконянам, особенно Ваану и его братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в разных местах Европы есть менгиры и скалы с грубыми изображениями стопы ноги, известные под именами: Teufelsstein или Pierre-au-Diable. 174 Некоторым воспоминанием о таких памятниках с именем нога можно считать то, что в языке еврейском слово ( ), нога значить и торжество, праздник, а также известное библейское выражение: сидеть при ноге такого-то, существовавшее в еврейском народе гораздо раньше периода школ и его школьного применения. 3 . Есть свидетельство, что рассматриваемые камни могли иметь имя еще более мелкого члена тела, например имя: камень пальца. На западной стороне Мертвого моря, вблизи мечети Неби-Муса, с кенотафиумом Моисея, арабское предание указывает ныне один придорожный камень под именем хаджр ел-Асгаб, что с арабского означает камень пальца, нужно думать, потому, что на нем некогда были изображения пальцев руки или ноги. Между тем место этого камня вполне соответствует тому пункту на границе колен Иуды и Вениамина, который в Нав. 15:6  и 18:17 назван камнем большого пальца ( ) сынов Рувима. 175 Таким образом, вопреки переводу LXX, который слово ( ) принимает здесь за собственное имя лица, (в одном месте за имя Веор, а в другом за имя Ваан), правильнее будет видеть здесь особенное наименование камня, принадлежащего к категории мегалитов; подобно памятникам, именовавшимся рука Саула или рука Авессаломля, мог существовать еще памятник с именем: палец сынов Рувима. Сейчас мы увидим еще другие, палечные камни, dactyli idaei, идские пальцы, камни горы Иды, еще более специального значения. Какой ближайший смысл и значение имеют памятники этих имен? В противоположность баме, имевшей всегда непосредственное отношение к культу, как его ковчег или жертвенник, памятник маццебет или менгир имеет, прежде всего, отношение к жизни отдельных лиц, отдельных фамилий и целого народа. Таков маццебет или менгир Иакова и Лавана, имевший для них значение свидетеля их взаимного договора. Таков менгир Саула, о котором сказано, что его поставил Саул сам себе, в память своей победы над Амаликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ваан Гохтнаци, когда в темнице приковывают его ногу к пню, просит заковать и другую 26 . То, что по современным критериям художественности может показаться неприемлемым, в средние века являлось самой характерной особенностью мартиролога и вытекало из требований теории мученичества. Гиперболизированное описание мучений было необходимо для раскрытия совершенства мученика. Соответственно этому допрос подвижника, его мучения вместе с описанием казни занимают в мученичестве самое большое место. Однако если образ мученика, с одной стороны, раскрывается путем показа внешних столкновений, то с другой – этому раскрытию в большей мере способствует его внутренняя подготовка к подвижнической смерти, ибо без внутреннего очищения, освобождения от всего земного и преходящего он не может вступить на стезю мученичества. Созданию впечатления многотрудности мученического подвига служат молитвы, покаяния, ночные бдения, отказ от мирской жизни и пр. С «освобождением» от бренной жизни человека ждет блаженство, но момент расставания, отделения от плоти мучителен и тяжел. Эта мысль ясно выражена в вышеприведенном размышлении отступившего от зороастризма мага. Лишь духовно очистившись, герой преисполняется идеей мученичества и отныне ничто земное его не интересует. После долгого покаяния и замаливания грехов Ваан Гохтнаци, живя целый год в непрестанном бдении, нося одну власяницу, согласно автору «вознесся выше тела к своей нематериальной сущности, отстранив от себя злокозненного сатану», и принял решение отправиться в Арабский халифат, где его ждала мученическая смерть. С вопросом изображения героя связана также роль, отведенная в мученичестве различным персонажам. Здесь имеются «пособники дьявола» и мученик, положительный герой и отрицательные, антагонистичные носители зла и добра. Мученик никогда с глазу на глаз с палачами не подвергается мучениям, в эти минуты его всегда сопровождает толпа верующих и неверных, своим отношением и присутствием создавая атмосферу значительности, необычности происходящего. Отношение народа, сострадание, восприятие мучений и смерти героя, впечатление, полученное от мученика, – все это является средством косвенной характеристики героя. Такую же цель преследуют видения и чудотворения – наиболее устойчивые элементы мартирологов на протяжении почти всего бытования жанра. В начальный период они носили сказочно-фантастический характер. Впоследствии выработались переходящие из одного мученичества в другое связанные со смертью героя и его мощами стереотипные рассказы о видениях и чудотворениях, которым отдали дань даже историографы XVI–XVII вв. Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Обычно, когда мученик умирает, на него нисходит небесный свет. Ни одно животное или птица не могут подойти к мощам святого. Язычники, мусульмане, устрашенные этим чудом, разрешают христианам взять тело мученика и с почестями похоронить, а в дальнейшем построить над его могилой часовню или церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Апелат, сын перса, лишился жизни, пожираемый червями. Константин Токсара умер, пораженный мечом в феме Кивирреотов. А Мариан, брат императора, сломал себе ногу, упав с коня, и когда нога его загнила, умер от червей. 3. Император, пройдя в день Рождества в процессии в Великую церковь , крестил Стефана, своего сына 1073 . Приведя белых коней с колесницей, он сел на нее вместе с августой, и препозит Ваан вез с ними ребенка до дворца, а император бросал по дороге консульские дары. 4. Случилось сильнейшее землетрясение на святого Полиевкта 1074 , так что земля тряслась сорок дней и сорок ночей. Упал тогда и шар с животного на Форуме и церковь Пресвятой Богородицы, называющаяся Сигма, так что все певшие там погибли. А философ Лев, оказавшись там, говорил певчим и всем бывшим там, чтобы они вышли из церкви, но они, не поверив ему, все погибли. Сам же философ, встав у колонны под балкой 1075 , спасся вместе с двумя другими, и еще только пятеро других – под амвоном. 5. Патриарх Фотий, когда император пришел в церковь и собирался причаститься, назвал его разбойником и убийцей, недостойным божественного причащения. А тот, разгневавшись, послал в Рим, получил с римскими епископами томос, изгнал его с престола и назначил патриархом иже во святых Игнатия во второй раз 1076 . 6. Родился император Александр от Евдокии Ингерины – родной сын Василия 1077 . 7. Отправился император в поход против агарян в Тиврике 1078 и, завязав сражение, был побежден. И, часто сражаясь с агарянами, он потерял многих ромеев. А при этом бегстве императора Феофилакт Авастакт, отец Романа, воцарившегося впоследствии, спас императора, почти уже схваченного агарянами, – император разыскал его после этого, нашел и узнал (ведь многие говорили императору: «Это я»), но тот, отвергнув награду, попросил места василика 1079 , которое и получил. Вернувшись же в Город, император отправил Христофора, своего зятя, в Тиврику, и тот, одержав величайшую победу, разоряет ее, разрушив до основания 1080 . 8. Патриарх Игнатий построил церковь в эмпории Сатира 1081 , очень красивую, во имя архистратига Восходящего, и основал мужскую обитель, где и покоится тело этого патриарха. 9. Когда Фекла, сестра императора [Михаила], послала к императору с каким-то вопросом Метрия, своего человека, то император спросил его: «За кем твоя госпожа?» Тот сказал: «За Неатокомитом». Тотчас же император, послав, привел его, побив, постриг и облачил в монашеское одеяние. Точно так же, послав Прокопия, своего протовестиария, он побил и Феклу – тот, взяв все ее деньги, принес императору. А Неатокомита после этого он сделал икономом в Великой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007