По мнению Бармина, сочинение Н. В. могло быть использовано свт. Фотием К-польским при составлении «Слова о тайноводстве Духа» ( Бармин. 2006. С. 97). Влияние, оказанное антилатинским трактатом Н. В. на последующую византийскую полемику с Западной Церковью, касалось в основном сферы терминологии. Прямое или опосредованное знакомство с сочинением Н. В. обнаруживается в трудах таких полемистов, как Никита Никомидийский и Евстратий Никейский. Сочинение Н. В. было известно и лат. полемистам. Так, цитаты из него встречаются в труде «О ересях греков» (De haeresibus Graecorum) Гуго Этериана, который называет Н. В. новым философом ( Rigo. 2006. P. 159-160). Антиармянское «Отрицание и опровержение письма, переданного от князя Армении, относительно ложных обвинений против нашей православной веры и святого четвертого Вселенского Собора» (Ελεγχος κα νατροπ τς σταλεσης πιστολς κ το ρχοντος τς Αρμενας π διαβολ τς ρθοδξου μν πστεως κα τς γας κα οκουμενικς τετρτης συνδου; Refutatio et eversio epistolae ab Armeniae principe missae quae invidiose fidem nostram orthodoxam et sanctam et oecumenicam quartam Synodum criminatur//PG. 105. Col. 587-666) известно в 4 манускриптах, самый ранний из которых датируется XIII в. ( Rigo. 2006. P. 151-153). Оно было написано от лица неназванного патриарха К-польского в ответ на послание, составленное арм. вардапетом Сааком Мрутом от имени кн. Ашота I. И. Дорфман-Лазарев предположил, что сочинение Н. В. датируется 882-883 гг. и написано от лица свт. Фотия (858-867, 877-886), который на протяжении нескольких лет вел переписку с представителями Армянской Апостольской Церкви , призывая их одобрить решения Вселенского IV Собора ( Dorfmann-Lazarev. 2004. P. 86). Следовательно, Н. В. мог принадлежать к кругу свт. Фотия ( Hergenr ö ther. 1867. S. 644-649; Rigo. 2006. P. 158-159). При этом сохранился ответ самого свт. Фотия (лат. пер.: Phot. Ep. 10: Ad Asutium principem Armeniorum//PG. 102. Col. 713-718). Др. датировка, встречающаяся в лит-ре,- 875-877 гг. ( Rigo. 2006. P. 158. Not. 15); в таком случае текст составлен от лица свт. Игнатия (847-858, 867-877).

http://pravenc.ru/text/2565400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР [груз. ] (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью ; большинство из них - ученики основателя монашества в Тао-Кларджети (историческая область Юго-Зап. Грузии) прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) либо их последователи. Долгое время история Кларджетской пуст. и деятельность прп. Григория оставались неизвестными груз. историографии; имя преподобного и день его памяти были зафиксированы лишь в грузинских святцах. В груз. источниках сохранились сведения о подвижниках Кларджети царе-мученике Ашоте I Великом († 826/9), авторе антиеретических сочинений католикосе Картли свт. Арсении I Великом (860-887) и его духовном брате чудотворце митр. Ацкурском, свт. Ефреме Великом († 895). В 1902 г. Н. Я. Марр обнаружил в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме рукопись Жития прп. Григория Ханцтели (Hieros. Patr. georg. 2, XI в.; опубл. в 1911), где были подробно описаны не только деятельность преподобного, его учеников, местных правителей и священноначалия, но и приведены сведения об истории региона, строительстве монастырей и устройстве пустыни. Стало очевидно, что ГПЦ предстоит прославить в лике святых еще неск. десятков кларджетских подвижников, однако события 1917 г. и последующие десятилетия гонения Церкви отодвинули это решение. В сер.- 2-й пол. XX в. (очевидно, при католикосах-патриархах всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) (1932-1952) и Ефреме II (Сидамонидзе) (1960-1972)) без проведения чина канонизации в церковный календарь ГПЦ были вписаны имена нек-рых подвижников Кларджети (напр., Ашота I Великого и др.). Канонизацию К. п. с занесением в святцы имен всех святых, упоминаемых в Житии прп. Григория, ГПЦ осуществила в 2003 г., при Католикосе-Патриархе всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . Празднование К. п. было приурочено к 5 окт., дню памяти прп. Григория, нек-рые святые имеют почитание также в др. день.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Поддерживаемый греками, он до тридцати лет властвовал в пределах Иверии, счастливо сражаясь с Сарацинами; но под конец ему изменило счастье, и, преследуемый врагами, умерщвлен был в стенах своей крепости Артануждской. Малолетние сыновья его держались некоторое время в ущельях Ахалцихских; однако род Ашота утвердился на престоле, хотя и продолжались междоусобия. Халиф Махмет, сын Валида, вступив в Грузию для покорения возмутившегося эмира Тифлисского (841г.), признал царем Баграта I, сына Ашотова, и во все время жестоких разорений Эмира Буги, слабый владетель держался в своей наследственной области, которую передал по себе сыну Давиду. Давид сей памятен только основанием храма в честь иконы Хахульской Божией Матери в Кларджете: война с владетелем Абхазии Георгием и единокровными ему князьями почти заняла все его царствование; он был наконец убит одним из них Нерзесом, и титул царский перешел (881г.) сыну его Адарнасию. Но сей новый властитель укрепился на царстве, одолел всех своих соперников и вступил в тесный союз с царем Армянским Сумбатом: оба они взаимно венчали друг друга по праву, предоставленному с давних лет роду Багратидов. Опустошительное нашествие эмира Абулкасима, посланного Халифом против Буги, разорило еще однажды бедствующую Грузию, и пало много жертв его ярости. В числе подвижников, увенчавшихся венцом мучений, Церковь Грузинская празднует память святого Або, который пострадал в Тифлисе за свое обращение из мрака Магометанского к свету Христову, и князя Михаила Габрова. Мужественно защищая в Кахетии свой родовой замок, он был обезглавлен эмиром, ибо не хотел отречься от Господа Иисуса. По удалении жестокого Абулкасима Царь Адарнасий заключил союз с владетелями Кахетии Кирионом и Абхазии Константином, чтобы впредь противостоять подобным нашествиям, но все три скончались вскоре после союза. Слабый Сумбат заступил место Адарнасия без титла царского; владетель Абхазский Георгий овладел пред его глазами Карталинией и провозгласил там сына своего Константина; но местом пребывания сих непрочных властителей быль пещерный город Уплисцихе, а не Тифлис, постоянно занятый эмирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Непомерная жадность поработителей причиняла церкви зло и с другой стороны. – патриарший престол стал продаваться и покупаться за деньги. Католикос Стефан I (788–790) занял кафедру после Исайи, «затратив большие средства». При таких условиях престол католикоса доставался не тому, кто достоин его, но тому, кто больше за него платил. Охотников купить его конечно было немало, но купивший не был гарантирован, что после сделки не явится другой покупщик, который предложит большую цену. Жадные мусульманские правители не разбирали средств, чтобы увеличить свои доходы. Этим вероятно и объясняется, что после Исайи в течение 7 лет сменилось пять католикосов, именно: Стефан I (788–790), Иов, управляющий 6 месяцев, Соломон Старец, тоже управляющий меньше года, Георгий (Кеворк) I (792–795), Иосиф II Скорпион (795–806). Во времена Иосифа халиф Гарун-Альрашид принял строгие меры против жадности армянских остиканов (арабских наместников). Преемник Иосифа II Давид II управлял 27 лет (806–833). Во время правления Давида и почти во все время правления преемника его Иоанна V (833–854) арабские правители не притесняли армян, так как после смерти справедливого Гарун-Альрашида в халифате происходили смуты. Была и другая причина. По мере того, как силы халифата, подтачиваемые междуусобиями, быстро слабели, силы греков увеличивались и они угрожали возвратить себе отнятые некогда у них арабами провинции. Император Константин Копроним отнял у арабов, хотя и не удержал, город Карин, Михаил II успешно сражался с ними в Малой Азии, импер. Феофил отнял у них Трапезунт и несколько городов в так называемой Четвертой Армении и Сирии. По словам Асохика 121 , император вмешался даже во внутреннее управление армян: «он пожаловал в консульское достоинство Ашота, сына Шапуха, назвал его великим консулом и патриком и оставил в сперском округе, сам же, собрав дань с Феодосиопольцев, возвратился домой». Во все время царствования Феофила отношения халифата к Армении были весьма дружественны. В 835 году халиф Мотазем поручил управление Арменией армянину Баграту Багратиду. В правление Баграта все армянские князья пользовались почти полной независимостью, каждый в своем княжестве, признавая господство мусульман только на словах и мало обращая внимания на представителя халифов. Само собой разумеется, что и церковь армянская в это время наслаждалась миром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На востоке Константин продолжал ложную политику Василия Болгаробойцы. После смерти Ашота IV, анийского Багратида, произошли в Армении обычные смуты из-за престола, и Михаил IV решил, наконец, медиатизировать Армению. Византийская армия обложила армянскую столицу, но катастрофа, постигшая Пафлагонскую династию в 1041 году, заставила армию отступить. Вельможи согласились возвести на престол Багратидов семнадцатилетнего Гагика. Он и его полководец Григорий Магистр удачно сражались с сельджуками. Как только Константин укрепился на престоле, он медиатизировал почти всех мелких армянских князей. В 1046 году Гагик был вызван в столицу, а год спустя греки заняли Ани. Кто ещё в Армения верил в то, что византийское владычество представляет сильную опору христианству Армении, у того открылись глаза: жадная толпа греческих клириков водворилась в богатых епископствах и монастырях; религиозные измывательства над правоверными монофизитами были нескончаемы. Католикос Пётр († 1056 г.) был вызван в столицу. После смерти его преемника ставились препятствия по избранию католикоса. Все тяжёлые испытания VII и последующих столетий прошли бесследно для греческих иерархов, ничего не забывших и ничему не научившихся. Характерно, что ещё злосчастный император Роман Диоген клялся перед своим походом, по своём возвращении уничтожить армянскую веру. Армянские монахи взывали к Богу, чтобы Он погубил императора подобно тому, как погубил проклятого Василием Великим безбожного ИОлиана. Это настроение армян, вызванное сумасбродством греческого церковного управления, даёт ключ к пониманию успехов сельджуков. Прежде всего, после присоединения небольших горных государств, византийская империя должна была сдерживать натиск сельджуков, занявших при Тогрул-беке первенствующее положение в Азии. Истинно-греческая мелочная политика, как обыкновенно, сказалась в неуместной скупости – обложении недавно присоединённых горных округов и роспуск 50 000 человек армянской и иверийской милиции. Но великий Василий Болгаробойца своей никогда не превзойдённой системой укреплений восточной границы подготовил спасение безмозглых потомков. Вторгшиеся в Васпуракан турецкие отряды были в 1018 году разбиты при Страгне. Но орды обратили в пепел неукреплённый богатый торговый город, Ардзен (Карин–Феодосиуполь).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Христиане Тбилиси должны были рядами переходить по мосту на другую сторону реки и в знак отречения от Христа плевать на лики икон, которые они всю жизнь почитали благоговейным лобызанием, перед которыми с детских лет молились и просили у Бога благословения. Христиане шли по мосту, как мученики – по арене Колизея, окруженные стаей голодных зверей, которые бросались на них и разрывали на части их тела. Хорезмийцы рубили христиан мечами и сбрасывали с моста раненых и мертвых. Иконы были залиты кровью мучеников. По трупам можно было перейти с одного берега на другой, не замочив ног в воде. Воевода Шалва был захвачен в плен. Джалал-эд-дин уговаривал его принять ислам, обещая большее богатство и славу, чем он имел в своей молодости. Но получив отказ, приказал пытать его и бросить в темницу. Князя заключили в подземелье, как в волчье логово, – там не было ни тепла, ни света, – подвергали побоям, морили голодом, а затем задушили веревкой [ 2 ]. Месяц находился Джалал-эд-дин в Тбилиси, месяц продолжалось побоище, превосходящее жестокость ассирийских царей, которые писали число убитых пленников на скалах, как бы в назидание потомкам. Волны Куры были алыми от крови. В истории имеются поразительные совпадения: таковы судьбы Ашота Куропалата и царя Димитрия Самопожертвователя. Один управлял страной после арабского нашествия, другой – после вторжения монголов. Оба подняли из руин и пожарищ Грузию, как Зоровавель после вавилонского плена – Иерусалим и его святыню – Храм. Оба кротко терпели обличения от своих духовных отцов: Ашот Куропалат – от святого Григория Хандзойского – мужа пророческого духа, а Димитрий Самопожертвователь – от преподобного Пимена юродивого, названного «Нафаном Грузинской Церкви». Ашот Куропалат был изменнически убит в храме, как пророк Захария, между жертвенником и алтарем, а царь Димитрий – самого себя принес, словно жертву за Грузию, монголам, чтобы своей кровью утолить их ярость, как голод волчьей стаи. Народ назвал его Самопожертвователем, самым прекрасным из имен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Авив, будучи затем приведен во Мцхета, посетил также и другого ученика св. Иоанна, преп. Шио Мгвимского, и простился с ним (см. его житие в I части книги). 158 Страдание и смерть священномученика последовали при Католикосе Макарии (556-572 гг.), в царствование в Карталинии царя Бакура Ш. 159 0снованной св, Исидором Самтавийским, учеником св. Иоанна 3едазнийского. 160 Так говорит и академик Броссе. См. Вахушт География Грузии, стр.314, описание Кахетии, под чертой, первое примечание Броссе. Об этом же говорит и царевич Вахушт. Он пишет, что святитель погребен в Самтавро, а не в Мцхетском патриаршем соборе, как это ошибочно объясняет Пурцеладзе. Самтавро - один из первых храмов, построенный первым христианским царем в Грузии, святым Мирианом, -это нынешний собор Мцхетского девичьего монастыря. Об этом соборе см. " Жизнеописания святых Грузинской Церкви " , часть I. 161 30 ноября по н. ст. Страдание святых мучеников подробно описано блаженной памяти святым Стефаном, епископом Мтбевельским, в конце Х века по приказанию правителя Ашота, сына Адарнаса II. 162 Эмир (араб.) - титул мусульманского владетельного князя в некоторых странах Азии и Африки. (Прим. ред.) 163 Царь Сумбат не мог ни на кого положиться, ибо в борьбе с врагами погибли самые лучшие его военачальники, а впоследствии —неустрашимый воин, мученик Христов Гоброн-Михаил. Силы царя были истощены, и, не зная, что делать, царь заперся в неприступную крепость Эрандшаг (Капоэтскую) со множеством безоружного народа. Эмир, узнав об этом, двинулся к крепости, окружил ее и взял приступом после долговременной осады. Воины эмира убили множество народа в крепости, взяли в плен Сумбата и с ним многих знатных мужей и жен армянских. Оттуда богомерзкий эмир отправился в полуразрушенный город Двини. Он приказал повесить несчастного царя Сумбата на дереве на глазах у всех посреди армянской столицы. О царе Сумбате см. Историю Грузии средних веков князя Баратова, тетр.З, стр.19—22. Картлис Цховреба, стр.195 и 196, Царь Адарнас II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Между напечатанными письмами Фотия есть такие, которые составляют целые богословские и нравственные трактаты, и имеют очень важное значение не только для истории Фотия, но и для истории вообще. Письма эти чрезвычайно разнообразны. 1) Они разнообразны по составу и положениям лиц, к которым были писаны: здесь мы встречаем царей (Михаила и Василия византийских, Бориса болгарского, Ашота армянского), восточных патриархов (Евстафия, Феодосия), римских пап (Николая I, Uoahha VIII ), множество митрополитов, епископов, игумнов – правителей монастырей и простых монахов отшельников, знатных придворных сановников, правителей народа и простых мирян, – лиц близких Фотию, родных, друзей и врагов его, покровителей и преследователей. 2) Письма также очень разнообразны и положениям писавшего лица, – Фотий писал их и на верху славы и величия, и в тяжком заточении, под гнетом проклятий и преследований. 3) Необыкновенно разнообразны и предметы писем: в одних Фотий раскрывает высоту догматы веры, начертывает правила христианской нравственности, решает запутаннейшие вопросы церковной практики, объясняет труднейшие места Священного Писания ; в других говорит о своем личном положении и ближайшим образом входит в разнообразные положения лиц, к которым пишет, утешает родных и друзей, наставляет учеников и приверженцев, спорит с разномыслящими, обличает неправоживущих, жестоких, несправедливых, развращенных, предостерегает высокомерных и упорных, подкрепляет колеблющихся и падших и т. д. 4) Замечательно разнообразен и самый внешний тон писем Фотия – то пламенный и даже резкий, то важный и спокойный, то задушевно простой, нежный и умилительный, то тонко-иронический, то простодушно-шутливый, – тон не только в разных письмах, но иногда в одном и том же письме несколько раз меняющийся, сообразно с оттенками настроения писавшего, и в особенности сообразно с положением, свойствами и духовными нуждами лиц, к которым писалось, а также с предметами и целями писания. Но, при всем этом разнообразии, во всех письмах Фотия, – начиная от писем к самым важным особам, в которых он раскрывает высокие истины веры, правила нравственности, или дает мудрые политические советы, до самых простых обыденных писем в роде например того, в котором он благодарит простого монаха пустынника (Зосиму) за присылку ему деревенских гостинцев -каштанов и грибов, – отражаются одни и те же привлекательные нравственные черты: не только ум высокий, тонкий, обогащенный самыми разнообразными сведениями, часто игривый в выражении, но всегда серьёзный и твердый в основном настроении, но и сердце горячее, нежное, -характер ласковый, любезный и вместе с тем твердый и прямой, – глубокое благочестие, непоколебимая при всяких случаях преданность воле Божией, горячая ревность о вере и церкви, преданность своему долгу и положению, внимательность к подчиненным, заботливость о пасомых и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В этой купели происходило одно из главных таинств христианства - обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. Именно здесь в начале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Особое положение Северного храма подтверждается и другими археологическими находками. Летом 1940 года в ходе раскопок у южной стены храма найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном - мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней. На одной из таких вставок вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах. В погребальном склепе, помимо украшений, найден большой ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви. Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д.М.Струков (рисунки хранятся в архиве ИИМК). По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. Исследователи фресок отметили, что предварительное прочерчивание рисунков по сырой штукатурке (графья) не применялось, контуры фигур наносились кистью (коричневой краской) и затем расписывались другими цветами. Из материалов Д.М.Струкова следует, что наибольшее количество фресок сохранилось на северных стенах и барабане. Это изображения святых с нимбами, в округлых шапках и широких ниспадающих одеждах. Данная живопись, являющаяся наиболее древней фресковой живописью в России, нуждается в специальном искусствоведческом анализе и еще ждет своего заинтересованного исследователя. Пока лишь можно отметить, что, судя по изображению апостолов в барабане храма, он расписывался в соответствии с каноном византийской церковной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=04223

Представители этих семей были, как правило, военными, проходившими службу на востоке, в «армянских» фемах 120 . Второй период, когда армянские роды в большом количестве поступают на службу империи, – это 60–70-е годы X в. – время восточных завоеваний Никифора II Фоки и Uoahha I Цимисхия. На этот период приходится, по-видимому, и окончательное оформление восточной пограничной полосы, населенной армянской служилой знатью. Об устройстве этой полосы мы узнаем из новеллы Никифора II об армянских стратиотах 121 . Она свидетельствует, что в пограничных районах в качестве стратиотов поселены армянские солдаты, которым давались земельные наделы, передававшиеся по наследству. Лев Диакон и Скилица, рассказывая о походах на восток Иоанна Цимисхия, сообщали, что, выходя из ромейских пределов, он вступал в область так называемых «армянских» фем 122 . Видимо, именно их организацию и рассматривает новелла Никифора II. Характерно, что именно в упомянутых фемах мятежи Барды Фоки и Варды Склира нашли наибольшую поддержку. На наш взгляд, это может свидетельствовать о связи мятежников с местной армянской знатью. Рассматриваемый период характерен вторым большим переселением в византийскую Малую Азию армянских родов. Тут они получают от императора земли взамен переданных Византии родовых земель. Именно тогда на службу империи переходят Катакалоны, Торники, Тарониты, Пакурианы и другая армянская знать 123 . Так, Скилица отмечает, что в 968 г., после смерти таронского князя Ашота, его сыновья Григорий и Баграх передали Тарон императору, получив от него титул патрикиев и многочисленные имения в Малой Азии 124 . Катакалон Кекавмен, рассказывая о своих предках упоминает о своем деде, топархе Товия в Великой Армении, который также передал свои земли империи и был назначен стратигом Лариссы в 976–980 гг. 125 В этот же период переходит на службу империи и прадед Григория Пакуриана 126 . Ко времени восточных походов Василия II относится третье и самое большое переселение армянской знати на территорию Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010