Покаяние Багратуни было щедро вознаграждено привилегиями, которые привели к тому, что к концу столетия этот род стал контролировать весь север и большую часть остальной территории страны: за пределами их владений остался только расположенный на юге Васпуракан, где продолжали править князья Арцруни. С середины IX в. халифат утратил былое могущество и начал распадаться на отдельные эмираты. Возвышение двух княжеских родов позволило Армении воспользоваться распадом халифата, с одной стороны, и ослаблением Византии – с другой, чтобы добиться относительной независимости как от арабов, так и от византийцев. В 862 г. Ашот I Багратуни, получив от халифа титул «князя князей», стал править государством как царь, поскольку в 885 г. халиф пожаловал ему царскую корону, что было признано даже византийским императором Василием I. Ашот состоял в переписке с патриархом Константинопольским Фотием, который поддерживал отношения с двинским католикосом Захарией (855­-876), созвавшим в 862 г. в Ширакаване собор, утвердивший 15 канонов Армянской церкви. Усилиями Фотия Константинопольского , а также харранского епископа Феодора Абу Курры на Ширакаванском соборе Армянская церковь вновь вернулась в православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованеса VI Историка (898–929) опять склонилась к монофизитству. Наследником Ашота I стал Смбат Багратуни (890–914). В 908 г. арабский эмир Атропатены Юсуф именем халифа пожаловал правителю Васпуракана Гагику Арцруни корону «царя Армении», а после вторгся в земли Багратуни, убил Смбата и, разорив область, на протяжении ряда лет держал в страхе ее жителей. Однако, потерпев в 922 г. поражение от Ашота II Багратуни Железного (сына Смбата I и внука Ашота I), халиф был вынужден послать ему в дар корону и присвоить титул «царя царей». Таким образом, в X в. Армения, будучи разделенной на два основных царства 44 , получила относительную независимость от халифата и с 30-х годов вступила в столетие мира и процветания, ознаменовавшееся подъемом и Армянского царства Багратуни, и Васпуракана. Начался период нового возвышения древнеармянских городов Двина, Карса, Нахичевана, Вана и др., были основаны монастыри Санахин и Ахпат, сыгравшие впоследствии важную роль в духовном и культурном развитии армянского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлана 2013/01/02, 13:36:48 Отче Николае! Сколько бы мне ни было лет, мне всегда нужна поддержка, нужна Твоя помощь.Я надеюсь,что я в не оставлена в трудную минуту,что мне будут дарованы силы, уверенность в себе даже в старости.Аминь. Лариса 2012/12/21, 13:04:15 Святой Николай Чудотворец! Спасибо огромное за помощь, которая была мне оказана по молитвам твоим Господу Иисусу Христу. Прошу тебя очень, помоги мне, умоли Бога, чтобы он исцелил меня рабу Божью Елену и сына моего раба Божьего Илью от болезней, помог мне обрести любимую работу с высокой зарплатой и счастливо устроить свою личную жизнь. Спасибо за всё. Слава Богу за всё. 2012/11/26, 00:10:44 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТОВОРЕЦ ТЕБЯ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ГОСПОДУ БОГУ НАШЕМУ ПОПРОСИ ДЛЯ МЕНЯ 5000000ДРАМ Ч!ТОБЫ ВЕРНУТЬ ШАРМАХ РАЗРЕШИ ЭТОТ ВОПРОС В ПОЛЬЗУ МЕНЯ ЗАДЕРЖИ ДЕЛО МХИТАРА В БАНКЕ И ЕЩЕ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ ЧТОБЫ ГОСПОДЬ УКРЫЛ МЕНЯ СВОЕЙ СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЕЙ И СВЯТОЙ ОТ ГНЕВА И ЗЛОСТИ АШОТА ДАНИЕЛЯНА ДАЙ МНЕ ГОСПОДЬ ТАЙНО ВЕРНУТЬ ЕГО ДЕНЬГИ ОБРАТНО МОЛЮ ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ ОГРАДИ МЕНЯ ГОСПОДЬ ОТ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ СОХРАНИ ГОСПОДЬ И СПАСИ ДЕТЕЙ МОИХ АННУ И ТАМАРУ ВО ИМЯ ОТЖА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/11/19, 11:51:25 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ УМОЛИ ГОСПОДА БОГА ПОСЛАТЬ МНЕ ДЕНЬГИ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ШАРМАХ ДАЙ ЕЙ ТЕРПЕНИЕ ЗАДЕРЖИ ДЕЛО МХИТАРА В БАНКЕ МОЛЮ ТЕБЯ ПОПРОСИ ГОСПОДА БОГА РАЗРЕШИТЬ ЭТОТ ВОПРОС В ПОЛЬЗУ МЕНЯ МЕНЯ МОЛЮ ТЕБЯ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ УМОЛЯЮ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ГОСПОДУ БОГУ НАШЕМУ ЧТОБЫ УКРЫЛ МЕНЯ СВОЕЙ ПЛАЩАНИЦЕЙ И РИЗОЮ КРАСНОЮ ОТ ГНЕВА И ЗЛОСТИ АШОТА ДАНИЕЛЯНА И ДАЛ БЫ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ТАЙНО ВЕРНУТЬ ЕГО ДЕНЬГИ ВО ИМ Я ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/11/12, 19:53:45 Всеблагий отче великий предивний чудотворче! Покровителю подорожуючих,хворих нас хвороби смерти.Щиро благаю Тебе,захисти мене мою " ю тяжкого легкого " в духовному до св " ,до Царства Небесного.Захисти нас щитом молитви перед справедливим ХРИСТА БОГА допоможи нам , щоб ми в ,разом з Тобою,прославляли виличали БОЖЕ МИЛОСЕРДЯ .

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=4

Востоке, не мог препятствовать Самуилу и лишь ограничился укреплением Фессалоники, назначив туда дукой Григория Таронита. В 995 г. Самуил напал на Фессалонику и в сражении убил Таронита, пленил его сына Ашота и продвинулся в Фессалию и далее на юг. В 996 г. болгары пленили нового дуку Фессалоники Иоанна Халда и опустошили зап. часть п-ова Халкидики. На п-ове как часть фессалоникийской фемы византийцы создали турму болгар во главе с турмархом Василием Болгарином, куда вошли болгары (или греки болг. происхождения). В 997 г. Самуил потерпел поражение на р. Сперхей (Сперхиос) от визант. полководца Никифора Урана, был тяжело ранен и спасен своим сыном Гавриилом Радомиром (Романом). Дочь Самуила Мирослава влюбилась в пленного Ашота, вышла за него замуж, и оба были отправлены управлять во взятый ранее болгарами Диррахий (Драч). Следующий поход Самуила был на запад, к побережью Адриатического м. Им были сожжены Котор и Дубровник, пленен князь дуклянского княжества Зета Иоанн Владимир , за которого, как за своего вассала, Самуил выдал замуж 2-ю дочь Теодору Косару. В нач. XI в. успешные военные действия вел имп. Василий II. В 1000 г. его армия захватила Преслав, Преславец и Плиску, тем самым отбив у македон. болгар центры прежнего Болгарского царства. Самуил недостаточно активно действовал в вост. направлении, и в 1001 г. имп. Василий захватил Веррию, Сервию и Воден, восстановил визант. крепости в Фессалии. В 1003 г. он подошел к Скопье и на противоположном берегу реки встретил войско Самуила; перейдя брод, разбил болгар, взял Скопье и пленил сына Самуила Петра. В 1005 г. из-за предательства Ашота Таронита и дочери Самуила Мирославы к византийцам перешел Диррахий. Новый поход Василий предпринял в 1014 г. и одержал победу над болгарами в ущелье Кимвалонг (возле совр. с. Ключ, близ Петрича, Болгария). Самуил бежал в Прилеп. Василий приказал ослепить 15 тыс. болг. воинов, оставив на каждые 100 по одному проводнику с одним глазом. Увидев ослепленных солдат, Самуил умер от сердечного удара 6 окт.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

КАРИНА 2012/09/03, 17:56:30 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПОМОГИ МНЕ ВСЕЛИВ ДУШУ р.б. АРКАДИЯ ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ КО МНЕ ПОМОГИ МНЕ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ ПОПРОСИ ГОСПОДА СДЕЛАТЬ ТАК ЧТОБЫ Я СМОГЛА КУПИТЬ КВАРТИРУ НА В САРКИСЯНА 16 ЗА АУКЦИОН ДЛЯ АРКАДИЯ ОГРАДИ МЕНЯ НИКОЛАЙ ЧУДОТОВРЕЦ ОТ ЕГО ГНЕВА И ЗЛОСТИ ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ ДОБОРОТУ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ МОЛЮ ПОМОГИ МНЕ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/08/29, 23:44:04 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПРОШУ ТЕБЯ МОЛЮ ТЕБЯ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ ПОПРОСИ ЗА МЕНЯ ХРИСТА БОГА НАШЕГО ПУСТЬ ВСЕЛИТ В ДУШУ р.б. АРКАДИЯ ЛЮБОВЬ ДОБРОТУ И МИЛОСЕРДИЕ КО МНЕ ПУСТЬ ОН ПОМОЖЕТ МНЕ РАЗРЕШИТ НАЛАДИТ ДЕНЕЖНЫЙ ИЛИ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС С НИМ ПУСТЬ ГОСПОДЬ ДАСТ ЕМУ ЯСНОСТЬ МЫСЛИ И ВСЕЛИТ В ЕГО ДУШУ ПОКОЙ И ПУСТЬ ПО БОЖЬЕЙ ВОЛЕ ОН ПРИМЕТ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ КАКОЕ БУДЕТ ЛУЧШЕ И УГОДНОЕ МНЕ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ВСЕЛИ В ДУШУ рб АШОТА АБРАМЯНА ДОБРОТУ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ ВЫМОЛИ У ГОСПОДА БОГА ДЛЯ МЕНЯ 5000000ДРАМ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ПЕТРОСЯН КАРИНЕ И ЗАДЕРЖИ ИХ ДЕЛО В БАНКЕ ПРОШУ МОЛЮ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ГОСПОДУ БОГУ ПОПРОСИ ЗА МЕНЯ БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ВСЕ ЧУДЕСА И ЗА БЛАГОДЕЯНИЯ ТВОИ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ УМОЛЯЮ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/08/28, 13:31:27 Святой Николай помолись о здравии Ольги, Евгения, Владимира, Галины, Владимира, Антония, Галины, Елены. Спасибо! 2012/08/27, 00:42:47 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ВСЕ БЛАГОДЕЯНИЯ КО МНЕ НИЗКО КЛАНЯЮСЬ ТЕБЕ И МОЛЮ ПРОШУ УМОЛЯЮ ПОМОГИ СЖАЛЬСЯ ЗАСТУПИСЬ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ ЗА МЕНЯ ИБО УСЛЫШИТ ОН МОЛИТВЫ ТВОИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОШУ МОЛЮ ПОПРОСИ ХРИСТА БОГА НАШЕГШ ВСЕЛИТЬ В ДУШУ р.б. АРКАДИЯ ДОБРОТУ МИЛОСЕРДИЕ КО МНЕ К р.б. КАРИНЕ ПРОШУ ТЕБЯ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД БОГОМ ПОПРОСИ ЕГО ЧТОБЫ ГОСПОДЬ ДАЛ ПОКОЙ ДУШЕ АРКАДИЮ ЯСНУЮ МЫСЛЬ ЕМУ И ОГРАДИЛ МЕНЯ ОТ ЕГО ГНЕВА И ЗЛОСТИ ПУСТЬ ГОСПОДЬ РАЗРЕШИТ УЛАДИТ НАШ ДЕНЕЖНЫЙ ИЛИ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ГОСПОДЬ ПУСТЬ ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ ЭТОТ ВОПРОС ТАК ЧТОБЫ БЫЛ ОН В УГОДУ МНЕ ПРОШУ ТЕБЯ ТЕБЯ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПОМОГИ МНЕ УМОЛЯЮ ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ ДОБРОТУ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ ПОПРОСИ ГОСПОДОА БОГА НАШЕГО ЗА МЕНЯ ВЫМОЛИ У НЕГО ДЛЯ МЕНЯ 5000000ДРАМ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ПЕТРОСЯН КАРИНЕ ЗАДЕРЖИ ИХ ДЕЛА В БАНКЕ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЗАСТУПНИК НАШ ПОМОГИ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=6

Татьяна 2013/03/01, 08:26:12 Отче наш Николае Угодник Чудотворче ! Истиннаго научителю разума. Моли Бога нашего Всемилостивого о отпущении грехов всех моих , елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы.Помоги р.б. Татьяне наладить семейную жизнь.Выйти благополучно замуж, устроиться на работу. Всякия утоли болезни ее, вдовицам заступниче, питатель и врач Великий наш заступниче Николае:питие неисчерпаемое жаждущей богатство бедне живущим на земли Богом данное .Прошу помоги,услыш мою материнскую молитву. А еще прошу помоги р.б.Виталия и Тамаре союзом супружеским соедененных, здоровья. благополучия и счастья в семейной жизни, здоровых деток,чтоб всегда была у них работа, изобилие и богатство.р.б.Людмила. р .б.Людмила 2013/02/18, 14:53:32 ГОСПОДЬ ПРОШУ ТЕБЯ ПОШЛИ МНЕ ДЕНЕГ ОСТАВЬ ДЕНЬГИ ГРАЙРА У МЕНЯ ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ ЕМУ ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ ПУСТЬ ОН ДАСТ МНЕ РАБОТУ И ДЕНЕГ ОГРАДИ ОТ ВСЕХ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ АМИНЬ КАРИНА 2013/02/07, 12:19:59 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ СОХРАНИ И СПАСИ РАБА БОЧЬЕГО АШОТА АБРАМЯНА СОХРАНИ ЕГО НА РАБОТЕ ОГРАДИ ЕГО ОТ ВСЕХ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ АМИНЬ ПОМОГИ МНЕ ДОСТАТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ГРАЙРА И ПОМОЧЬ ЕМУ КАРИНА 2013/01/22, 11:46:32 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПРОШУ ТЕБЯ УМОЛЯЮ ПОМОГИ МНЕ ПОПРОСИ ГОСПОДА БОГА ПОМОЧЬ МЕН ПОСЛАТЬ МНЕ 5000000ДРАМ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ШАРМАХ ЗАДЕРЖИ ДЕЛО МХИТАРА В БАНКЕ ИЗБАВЬ МЕНЯ ОТ ГНЕВА ПЕТРОСЯН КАРИНЫ РАЗРЕШИ ЭТОТ ВОПРОС В ПОЛЬЗУ МЕНЯ ОСТАВЬ ДЕНЬГИ ГРАЙРА У МЕНЯ ДАЙ МНЕ АОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАБОТАТЬ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ НЕГО ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ СПАСИ И СОХРАНИ ДЕТЕЙ МОИХ АННУ И ТАМАРУ ОГРАДИ ОТ ВСЕХ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2013/01/16, 20:03:49 святой никола чудотворец ! защити меня грешнаго раба игоря от дмитрия неверного.верни мне занятие мое , отнятое врагом моим ,не допусти меня до греха 2013/01/03, 08:29:54 Отче Николае Чудотворче! Благодарю тебя что не оставляешь нас грешным своим заступничеством. Прошу умоли Господа нашего даровать исцеление недугов телесных и душевных р.б. Светланы, Антония, Валентины,Николая. Слава Господу за все!

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=4

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ ПОПРОСИ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ЗАСТУПИСЬ ПЕРЕД ХРИСТОМ БОГОМ ЗА МЕНЯ ПУСТЬ ПОШЛЕТ МНЕ 5000000ДРАМ ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ШАРМАХ ПОМОГИ МНЕ ЗАДЕРЖИ ДЕЛО МХИТАРА В БАНКЕ МОЛЮ ТЕБЯ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПОМОГИ МНЕ УСПОКОЙ ДУШУ ГРАЙРА И ТЕТИ СЕДЫ ПОМОГИ МНЕ РЕШИТЬ ИХ ПРОБЛЕМУ ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ КО МНЕ СПАСИ И СОХРАНИ ДЕТЕЙ МОИХ АННУ И ТАМАРУ ОГРАДИ ОТ ВСЕХ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ УКРОЙ МЕНЯ СВОЕЙ СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЕЙ ОТ ГНЕВА И ЗЛОСТИ ТЕТИ СЕДЫ ГРАЙРА И АШОТА ДАНИЕЛЯНА ДАЙ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДАТЬ КВАРТИРУ НА МАШТОЦА 8 ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2013/03/05, 11:41:38 Николай Чудотворец,родненький,помоги..Находимся с мамочкой в скорби и отчаянии..Помоги на вскоре выбраться из этой жизненной ситуации..Помоги нам выбраться из этой квартиры,которая принесла нам столько боли,переживаний,чтобы было другое хорошее жильё,что бы был достаток..Что бы наступило душевное спокойствие..Прошу об устройстве в жизни..Помоги,родненький,сил больше нет..Спасибо Наталья 2013/03/02, 00:06:57 Святой Николай Чудотворец!Прошу,умоляю,прости, меня и мою семью за грехи вольные и невольные,прости.помилуй,заступись и защити,избавь,сделай чудо,заступись пред Господом Богом нашим,за сына моего раба Божьего Александра и мужа раба Божьего Александра,избавь пожалуйста их от винопития,я так устала от их постоянных пьянок,всели в их души любовь и милосердие,чтобы небыло злобы в их сердцах,чтобы работа была постоянная и хорошо оплачиваемая.Прошу,умоляю,Святой Николай Чудотворец,помоги мне пожалуйста сделать ремонт в доме,помоги избавится с финансовыми проблемами,помоги моей доченьке Ольге,с получением хорошего жилья,чтобы на работе и в жизни у неё всё было хорошо.Прошу Святой Николай Чудотворец ,пусть моя мамочка раба Божья Ольга,мои братья рабы Божьи:Григорий,Иван,Павел и сестра раба Божья Софья со своими семьями живут,в добром здравии,достатке,благополучии и процветании.Святой Николай Чудотворец на Тебя одна надежда.Защити мою семью и моих родных,от врагов видимых и невидимых.С низким поклоном раба Божья Татьяна.

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=4

Сохранилось 5 сочинений Н. Н. Ему принадлежат 4 трактата на сир. языке, известные в единственной рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 14594 (приобретена игум. Муше Нисибинским в 932 г. для егип. мон-ря Дейр-эс-Суриан): 1) «Апологетический трактат» (изд. и лат. пер.: Roey. 1948); 2) полемический трактат в 4 главах против Фомы, несторианского митр. Бет-Гармая (ранее в историографии ошибочно отождествлялся с известным несторианским автором IX в. Фомой Маргским - см.: Fiey J. M. Thomas de Marga: Notule de littérature syriaque//Le Muséon. Louvain, 1965. Vol. 78. P. 362-364), написанный в тюремном заключении в Самарре; 3) послание, отвечающее на вопросы о догматах о Св. Троице и Боговоплощении; 4) послание, отвечающее на христологические вопросы мон. Иоанна. По заказу сына Ашота Мсакера, кн. Баграта II, Н. Н. составил на араб. языке «Толкование на Евангелие от Иоанна», сохранившееся только в арм. переводе 2-й пол. IX в. (изд.: Чракян. 1920; англ. пер.: Thomson. 2014). Согласно введению к арм. переводу, «Толкование...» представляло собой «агарянское» (арабское) переложение сир. источников и переводилось на арм. язык дважды: сначала по приказу Смбата Багратуни, затем по заказу Марии Багратуни, сюникской государыни, дочери князя князей Ашота I Багратуни. Помимо широкого спектра оригинальных сир. источников, Н. Н. также использовал комментарии святителей Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского, Севериана , еп. Габальского, и др. авторов в сир. переводах. Арм. перевод «Толкования...» оказал заметное влияние на средневек. арм. лит-ру, в частности на экзегезу Евангелия от Иоанна Саргиса Кунда и Григора Татеваци (сочинения написаны в 1177 и 1409 соответственно; см.: Thomson. 2014. P. XXXIII). В арм. средневек. традиции Н. Н. иногда путали с др. Нонном - александрийским комментатором VI в., к-рому приписываются самые ранние толкования сочинений свт. Григория Богослова ; арм. перевод этих комментариев, выполненный во 2-й пол. VI в., важен для критического изучения греч. оригинала (см.: Shirinian M. E. The «Liber Causarum»: A Mediaeval Armenian Isagogical Collection//Le Muséon. 2017. Vol. 130. N 1/2. P. 139-176). Богословско-философские взгляды

http://pravenc.ru/text/2577947.html

VII. 2. 2. Никита Византийский Патриарх Фотий не был одинок в своей полемике против латинского учения о Filioque. Вместе с ним на этом научном поприще трудился его современник Никита Византийский, называемый патрицием, философом и дидаскалом. Он написал « Κεφλαια συλλογιστικ» в числе 24. Это сочинение важно в том отношении, что отчасти дополняет, отчасти развивает доводы патриарха Фотия против латинского учения. По примеру Фотия, Никита держится силлогистического метода и путём рассудочных доказательств опровергает латинское учение о Filioque. Например, Никита доказывает, что латиняне со своей точки зрения отождествляют два различных процесса – Рождение Сына и извождение Духа Отцом, коль скоро производят Св. Духа от Отца и Сына, а вместе с тем допускают сложность Духа, коль скоро учат о двояком Его извождении – от Отца и Сына. Равным образом допущение участия Сына в извождении Св. Духа неизбежно ведёт к слиянию их личных свойств и к отождествлению Сына с Отцом и т. д. Затем, Никита известен своими полемическими трудами против армян и магометан. Так, его трактат «Обличение и опровержение письма армянского царя по поводу клеветы на православную нашу веру и на святой Четвёртый Вселенский собор» был написан по поручению императора Василия Македонянина и от имени патриарха Игнатия и направлен против полемического сочинения армянского царя Ашота. Автор делает буквальные выдержки из этого сочинения и последовательно опровергает их с целью убедить своего противника в истинности православного учения о двух природах во Христе и склонить его и армян к принятию этого учения; таким образом, по трактату Никиты Византийского вполне можно восстановить несохранившееся письмо Ашота. Византийский богослов в своём раскрытии учения Православной Церкви опирается на творения отцов и учителей Церкви и делает многочисленные извлечения из них. Преимущественный авторитет для нашего автора имеют творения Кирилла Александрийского , а затем он ссылается на творения Василия Великого , Григория Назианзина , Льва Великого и Амвросия Медиоланского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Хачик после того три года был продержан в Константинополе со всеми сопровождавшими его духовными лицами, пока армянские князья не внесли за всех них требуемую сумму. По освобождении католикос поселился в Тавплуре, в Малой Армении 195 . В 1060 г. импер. Константин хотел, по примеру предшественников, попытать счастие заставить армян принять исповедание и обряд церкви греческой. С этой целью он пригласил князей Ашота и Абусахла севастийских в Константинополь. Здесь собран был собор греческого духовенства, на каковом соборе обсуждалось, какими мерами достигнуть соглашения между двумя церквами в понимании догматов и в церковных обрядах. На этом соборе монах Иаков санагинский, сопровождавший Ашота и Абусахла из Севастии, представил записку, в которой излагалось признание унии армянской церкви с греческой. Собор был распущен и император был очень доволен исходом дела. Но когда император прочитал эту записку царю Кагику, то последний объяснил ему, что дело обстоит не настолько благополучно, как он представляет, так как записка выражает только мнение одного частного лица, а не целой армянской церкви. С согласия императора он в том же 1060 г. созвал собор армянского духовенства и на этом соборе составил изложение веры армянской церкви, присовокупив, что все, противное этому изложению, церковь армянская отвергает и никогда не примет. Таким образом надежды императора на соглашение армян с греками рассеялись и на этот раз. Католикос Хачик жил после того более трех лет. Говорят, что он умер от печали, получивши известие о взятии сельджуками г. Ани (1064) и о насилиях, произведенных ими над его соотечественниками 196 . 148 Как известно, в первый раз армяне отвергли халкидонский собор чрез 40 лет после него, при католикосе Пабкене. Во второй раз с особенной решительностью отвергли его, спустя 76 лет, при Нерсесе II Аштаракском на соборе в Довине в 527 г., т.е. в первый год Юстиниана I , за 3 года до Хозроя I, в 3-й год патриаршествования Нерсеса. Этот собор и имеет в виду патриарх Фотий, но смешивает его с другим довинским собором при католикосе Нерсесе III. 149 В действительности маназк. собор был не при Иоанне Майрагомском, а при католикосе Иоанне Отцнийском. 151 Curs. compl. t. CII, p. 713–715. Письма эти писаны по Чамчиану в 862 г., по Вардану в 869 г. Из слов же патр. Фотия видно, что они писаны спустя 424 года после халкидонского собора, или в 875 году.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Императ. Константин, по получении этого письма, пригласил Иоанна прибыть в Константинополь, чтобы сообща обсудить меры, как восстановить порядок в Армении. Католикос однако не воспользовался приглашением императора. «Некоторое обстоятельство, – объясняет Чамчиан, – помешало Иоанну принять это приглашение» 160 . Однако Иоанн и после никогда не старался воспользоваться им и во все время своего правления ни одним словом не обмолвился по вопросам церковным ни с императором, ни с патриархом константинопольским. Между тем Константин исполнил свое великодушное обещание: он дал Ашоту значительное войско, с помощью которого Ашот возвратил себе отеческие владения (915). Но мир и после того не водворился в Армении. To там, то здесь поднимались восстания против царя Ашота. Многие князья объявили себя независимыми царями. Облагодетельствованный императором царь Ашот становится врагом греков. Когда император Роман послал войско против арабского князя, утвердившегося в самом сердце Армении в Довине, то царь Ашот стал на сторону арабов, вследствие чего греческое войско не могло взять Довина и удалилось. Катол. Иоанн принимал большое участие в политических событиях отечества и старался мирить князей, но деятельность его в этом отношении не имела большого успеха. Иоанн, повидимому, даже не сознавал необходимости заботиться о собирании армянских земель в одно сплоченное царство; по крайней мере не видно, чтобы он последовательно и настойчиво поддерживал одного какого либо царя или князя. По возвращении Ашота из Византии Иоанн не держался в его владениях и после долгих скитаний поселился у честолюбивых претендентов на армянскую корону царей васпураканских. Здесь он написал свою Историю армянского народа, в которой имеют несомненное значение страницы, касающиеся близких и современных Иоанну событий. Поведение католикоса Иоанна и его История характеризуют его, как ярого противника греков, в особенности их исповедания, и как строгого приверженца армянской церковной исключительности. He смотря на очень тяжелое политическое положение Армении, Иоанн не искал примирения с греками, и когда они сами протянули Армении руку помощи, он протянул свою, но лишь затем, чтобы получить эту помощь 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010