Образ поэта мы видим прежде всего в зеркале легенды. А что знает о нем история? Время жизни Григора Нарекаци приходится на вторую половину X — первые годы XI века. Это эпоха Багратидов — эпилог «золотого века» Армении. После смерти в 928 году Ашота II Железного, отстоявшего в войнах с арабами независимость Армении, наступила мирная пора, много давшая культурному развитию. Любитель армянского искусства вспомнит, что при жизни Нарекаци явилась на свет царственная роскошь миниатюр Эчмиадзинского евангелия 989 года. Зодчий Трдат, построивший в городе Ани, столице Багратидов, кафедральный собор и церковь Гагикашен, — тоже современник поэта. Как это обычно для средневековья, углубление духовной культуры, самосознание личности, возросшая чуткость души к самой себе направляются в аскетическое русло. Людей перестает удовлетворять внешняя сторона религии. Одни порывают с церковью и уходят в ересь: фон эпохи — сильное антицерковное движение тондракитов. Другие ищут более внутренние и духовные стороны христианского идеала, стремятся построить за стенами монастырей иную, праведную жизнь: на армянской земле во множестве вырастают обители, это тоже черта времени. И Санаин, и Ахпат, а в числе менее известных — Нарек, где провел свою жизнь поэт, возникли именно в X веке. Воздух эпохи насыщен богословскими спорами: монофизиты, ревнители местной армянской традиции, ведут резкую полемику против диофизитов, разделяющих доктрину византийского православия, те и другие анафематствуют народное еретичество тондракитов, и вероучительные разногласия, как всегда, переплетаются с политическими и общественными конфликтами. Биография поэта сложилась таким образом, что ему пришлось знать об этих спорах куда больше, чем ему хотелось бы. Его отцом был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарек — ского монастыря Анания Нарекаци, прославленный вардапет, автор аскетических поучений, самые темы которых — слезный дар, отрешение мыслей от всего земного — характерны для новой духовности эпохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

тамара 2016/06/10, 16:47:58 О Преподобный Сергий Радонежский! От всего сердца благодарю тебя , что не оставил в трудную минуту экзамена раба божьего Ашота. Помог ему справиться с волнением. Низко кланяемся тебе Святый наш Сергий Радонежский. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. 2016/06/10, 16:07:35 Божья матушка, Экономиса моли Бога о мне грешной Людмиле. Людмила 2016/06/10, 16:00:04 О преподобный Сергий Радонежский! Прости мои грехи рабе божьей Натальи. Помоги пожалуйста защитить диплом, ответить на все вопросы, отведи от меня сложные вопросы,,, очень прошу... Наталья 2016/06/10, 15:50:43 Преподобный отче Сергий Радонежский !!! Благодарю тебе Создателю, яко сподобил еси нас благодати твоея! Молю тебя о помощи для сына р. б. Кирилла в учебе. Помоги р.б. Кириллу сдать все зачеты и получить вовремя все допуски к экзаменам, и сдать все экзамены положительно. Пребудь с ним в сложные периоды его жизни и учебы, умилостиви сердца его преподавателей, чтобы они стали к моему сыну снисходительны и добры , простили бы они все его промахи и забыли бы его неудачи. Возьми моего сына р. б. Кирилла под свое покровительство, чтобы с легкостью ему давались науки, мысли не путались, пошли ему ясность ума, дай ему старания, усидчивости, терпения и трудолюбия в учебе. Низко кланяюсь прп. Сергий Радонежский и уповаю на твою помощь моему сыну Кириллу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Наталья 2016/06/10, 13:31:37 О Преподобный Сергий Радонежский! Прошу тебя за сына своего раба божьего Никиту. Завтра у него очень сложный экзамен по операционным системам. Помоги ему не запутаться, сосредоточиться, собраться с мыслями и успешно ответить преподавателю. Дай ему сообразительности и уверенности в своих силах. Сохрани от несправедливости.Уповаю на твою благосклонность. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Татьяна 2016/06/10, 13:21:05 Преподобный Сергий Радонежский! Будь рядом с моими внуками р.б. Никитой, р.б. Марией, р.б. Кристиной. Храни их и помогай им в учебе и работе. Низко кланяюсь тебе, Отче и уповаю на твою помощь моим внукам.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

197 Шах-Аббас 1 (1571–1629) – шах Ирана (с 1587 г.) из династии Сефевидов. Перевел столицу в Исфаган. Успешно завершил войны с Бухарой и Турцией, восстановив иранское господство в Закавказье. При нем Иран достиг наибольшего политического могущества. 198 Иов – ветхозаветный благочестивый страдалец, в Библии характеризуется как непорочный, справедливый, богобоязненный и удалявшийся от зла ( Иов.1:1 ), твердый и непоколебимый в вере в Бога. В страданиях Иова Церковь видела прообраз страждущего Господа и издревле постановила читать его книгу в первые четыре дня Страстной седмицы. Память многострадального Иова 6 (19) мая. 199 Георгий Саакадзе (ок. 1580–1629) – политический и военный деятель, менявший свои ориентации: боролся на стороне Ирана против грузинских царей, а затем на стороне Грузии против Персии. Принял мусульманство шиитского толка, потом возвратился к христианству, а затем снова принял ислам суннитского толка. Бежал в Турцию, где был казнен по распоряжению паши. 200 Давид VII Улу (монгольск. «улу» – старший) – грузинский царь (1247–1270) из рода Багратиони, сын царя Георгия IV Лаши (1213–1222). 204 Святой царь Ашот I Куропалат из рода Багратиони († 826) после завоевания Картли арабами образовал грузинское царство в южной провинции Грузии – Тао-Кларджети (787 г.). Царь в союзе с Византией боролся против арабов и постепенно распространил свою власть над всей Южной Грузией, а затем присоединил значительную часть Картли; Получил от византийского Императора высокий титул «кЛ ропалата». В одном из походов против арабов был изменнически убит в храме. Грузинская Православная Церковь отмечает день памяти мученика Ашота Куропалата 29 января (11 февраля). 205 Преподобный Григорий Хандзтели и его ученики в широких масштабах осуществляли храмостроительство, основывали новые монастыри и восстанавливали старые. В монастырях Юго-Западной Грузии, называемых «грузинским Синаем», переводились святоотеческие творения и богослужебные книги, литургическая гимнография достигла большого расцвета. Сам преподобный переписал весь свод богослужебных Миной. Преподобный Григорий был поставлен архимандритом всех монастырей Тао-Кларджети. Преподобный Григорий преставился в 861 г. Память преподобного Григория Хандзтели, архимандрита, – 5 (18) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Основание Севанской обители восходит до времен великого просветителя Армении, который там соорудил первую церковь Воскресения Христова, на месте древнего языческого капища. Остров, по своей неприступности, издавна служил крепостью, для первой династии Гайканской, и под водами озера еще видны остатки стен. «Айс-эван!» вот монастырь, сказал просветитель, и оттого произошло название Севанга. Дважды был он разорен в VII веке, полчищами лезгин и полководцем арабским Мурваном; два века спустя обитель сия послужила убежищем одному из царей армянских, властвовавших в Ани, Ашоту, прозванному железным, из династии Багратидов. На десяти плотах, с семидесятые отборными воинами, не устрашился он напасть на многочисленное войско наместника халифов, который стерег его на берегу, и бежали неприятели. При выходе на остров меня поразила малочисленность братии, хотя, однако, здесь их более, чем в прочих обителях Армении, вообще скудных монашествующими. Мне сказали, что архиепископ, бывший Елисаветпольский, который управлял монастырем, вызван в Эчмиадзин, вместе с некоторыми монахами, коих считается до двадцати. Они ведут жизнь самую пустынную, чему можно поверить, по уединенному положению острова. Это была первая обитель армянская, которую я посетил; мне любопытно было внутреннее устройство малых келий, можно сказать облепленных около нижней церкви; он разделялись между собою узким переходом и примыкали к низкой трапезе. Самая церковь , где обыкновенно бывает богослужение, празднует успению Божией Матери, как большая часть церквей армянских, и не представляет взорам никакого благолепия. Она построена была в исходе IX века, дочерью царя Ашота, Мариамиею, супругою князя Сунийского, которая сама искала спасения с детьми, на пустынном острове, от жестокости правителя арабского; но все иконы новые и отзываются живописью западною. Мы поднялись на вершину острова, где стоит древняя церковь святых апостол, сооруженная в 884 году, тою же благочестивою царевною; говорят, что верховные апостолы сами указали место бывшему тогда настоятелем обители, а в последствии патриархом, Мастоцу. Обновление сего храма, в половине минувшего века, стерло с него следы древности, но еще сохранились две замечательные двери чугунные с резными фигурами и крестами: западная дверь, проще и древнее, сделана усердием князя князей армянских курда, в 1176 году, как свидетельствует надпись, а южная устроена в XVI веке; на ней изображены: Господь, сидящий посреди символов евангелистов, воздвижение креста, сошествие святого Духа и два святителя, из коих один должен быть сам великий Григорий. Третья церковь , во имя Предтечи, того же времени и также из диких камней, пристроена, в виде придельной, с северной стороны храма апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Непонятно, на каком основании эмин в 399 прим. к русск. перев. Вардана говорит, что Саак Мрут, отвечая, по поручению Ашота, парт. Фотию, от лица всего армянского духовенства отвергал халкидонский собор. – Хотя Вардан и говорит, что письмо Фотия было принято «немногими», но это совсем не значит, что ответ собора был отрицательный. Повидимому Эмина ввело в заблуждение пустое обстоятельство: он не догадался, что Вардан, сказавши о созвании собора в Ширакаване по поводу письма Фотия, далее приводит не свои рассуждения, но подробно излагает с некоторыми изменениями и дополнениями содержание самого письма Фотия (стр. 105–108). Вследствие этого Эмин неправильно перевели истолковал то место, которое в его переводе значится так: «нет разногласия (между церквами) до Нерсеса Последнего, при котором постановлено армянское летоисчисление в 104 году». По сличении этого места с письмом Фотия, место это означает: «нет (в письме Фотия – не было) разногласия между церквами в течение 104 лет (у Фотия – в течение 106 лет, но в действительности в течение 76 л.) до Нерсеса, при котором установлено армянское летоисчисление». Вследствие этой же причины он на странице 108 допустил другую неправильность. Он перевел: (разделение усилилось еще более с тех пор), как начали переводить чрез Сергия сочинения Юлиана Галикарнасского. На Маназкертском соборе было принято очень немногими письмо Фотия, на которое отвечал Саак» и т.д. Не сверяясь с источником Вардана – письмом парт. Фотия и доверяясь рукописи, с которой переводил, Эмин не на месте поставил точку. Нужно: «начали переводить чрез Сергия (ученика Иоанна Майрагомского) сочинения Юлиана Галикарнасского на соборе Маназкертском. (Здесь конец извлечения из письма Фотия. Далее слова самого Вардана). Письмо Фотия было принято немногими» и т.д. Вот этот-то маназкертский собор, на котором, при Иоанне Отцнийском, несомненно было утверждено монофизитское учение, вследствие неправильной постановки точки, оказался соединенным с именами Фотия и Саака Мрута, писанный от лица всей армянской церкви, оказался у Эмина отрицательным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Преемник Иоанна Историка Стефан II оставался во владениях васпураканского царя, где, на острове Ахтамаре, имел свою кафедру. Стефан управлял только год и не успел заявить себя ничем особенным. После него на ахтамарской кафедре сидел католикос Феодор I (926–936). Феодор управлял в счастливое время, когда армянским царем был Абас (928–951), брат Ашота II. Католикос Феодор, приютившись на Ахтамаре, не считал нужным быть вблизи армянского царя, чтобы перенесением центра церковного управления в центр гражданского управления Арменией содействовать сплочению армян в одно целое. Находясь на Ахтамаре, он разъединял Армению. Васпураканский царь Кагик был соперник Абаса и желал удержать в своих владениях кафедру католикоса. Поддерживал ли притязания Кагика Феодор – неизвестно, равно как неизвестно, принимал ли он какое либо участие в попытках царя завести сношения с константинопольским патриархом и императором. Несомненно одно, что в первый год патриаршествования Феодора Кагик писал к патриарху Трифону и импер. Роману, желая снова поднять вопрос о разногласиях между греческой и армянской церквами и найти средства для приведения к окончательному соглашению армян с греками. Попытка осталась без последствий: ни император, ни патриарх не удостоил его своим ответом, так как с одной стороны прежние опыты подобных соглашений не приводили ни к чему, а с другой в это же самое время, как Кагик поднял вопрос о соглашении, армянский царь Абас заявил себя противником халкидонского собора 162 . В виду такого противоречия во взглядах двух армянских царей импер. Роман и патриарх константинопольский не придали никакого значения заявлению Кагика. Вместо ответа на предложение Кагика император приказал изгнать из пределов империи всех армянских священников и монахов, отказавшихся принять халкидонский собор. Изгнанные из греческих владений армяне устремились в Армению, где и основали много новых монастырей 163 . XX. Католикос Анания Моккский Ho католикос Агвании и митрополит Сюнии еще помнили унию, заключенную с греками при католик.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

ч. затяжную осаду Эр-Ракки. Ок. 815 г. К. направил ко двору арм. правителя Ашота Мсакера Багратуни архидиак. Нонна Нисибинского для участия в религ. диспуте с правосл. еп. Харрана Феодором Абу Куррой Вскоре после Собора в Мосуле К. скончался; его тело было перевезено в Тагрит и предано земле. Память К. отмечена под 16 авг. в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 158, 191) и под 13 авг. в 2 сиро-яковитских Минологиях XVI-XVII вв. из Алеппо (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 84. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17141 (IX в.) сохранилось 3 анонимных мадраша (гимна) в честь К. (изд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 523-543), а в рукописи «Книги святого Иерофея» из собрания мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун (Deir al-Surian. Syr. 20. Fol. 4r) - его иконописный портрет (см.: Oez. 2012. Vol. 1. P. 236). О возможных связях К. с этой обителью свидетельствует также настенная орнаментальная надпись с упоминанием его имени в ц. Пресв. Богородицы (Ibid. P. 235). К. является автором обширного богословского компендиума на сир. языке в 3 ч., состоявшего из 98 «речей» (первоначально - отдельные трактаты, составленные по различным случаям). Фрагментарно сохранилась только 3-я ч., включающая 22 «речи», в единственной рукописи из мон-ря св. Марка в Иерусалиме (переписана с автографа в 804). Ее ядром является соч. «О Божественном провидении» (14 «речей»). В конце рукописи помещены составленное К. Исповедание веры, 10 ответов патриарха на вопросы диак. Йешу из Тарманаза (в Кирской епархии), уцелевшие фрагментарно и известные также в араб. переводе, и 2-я редакция канонов Собора в Бет-Ботине (изд. и англ. пер. всех текстов рукописи: Oez. 2012. Vol. 2. P. 1-449). К. приписывается авторство одной из яковитских анафор (изд. с лат. пер. по рукописи XV в. из мон-ря св. Марка в Иерусалиме: Kaiser. 1905; переизд. с привлечением рукописей Lond. Brit. Lib. Add.

http://pravenc.ru/text/1840195.html

он прибывает ко двору багратидского принца Ашота Мцакерта. Несторианский патриарх посылает известного несторианского богослова Нонна Нисибийского для противодействия Абу Курре, и между ними происходит богословский диспут. Связи с Арменией подтверждают и творения самого Феодора; так, по просьбе Иерусалимского патриарха Фомы он написал от его имени уже упоминавшееся христологическое послание к армянам, в другом своем кратком арабском сочинении, он опровергает армянскую богослужебную практику, помимо этого в грузинском переводе существует его небольшая работа против армян. В Армении Абу Курра подвизается в миссионерских трудах примерно до 817 г. После этого происходит его возвращение в Харран, возможно, через Багдад. В 829 г., как повествует несторианская Анонимная Сирийская хроника 1234 г., случилось еще одно примечательное событие, связанное с Абу Куррой: аббасидский халиф ал-Мамун " прибыл в Харран. Феодор, епископ Харрана, называемый Абу Куррой, вошел в спор с ал-Мамуном. Между ними состоялся большой диспут о вере христианской " . Это событие произошло на самом закате жизни Феодора, и вскоре после этого он умер. Дата его смерти неизвестна, приблизительно ее полагают около 830 г. МЕСТО В ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Почетный титул " Абу Курра " (отец утешения), равно как и титулы философа и учителя указывают на то, каким большим уважением пользовался этот православный богослов. Это подтверждается также и тем, что его труды, написанные по-гречески, вскоре же переводились на грузинский. Его работы были весьма оригинальны в отношении попытки ясно сформулировать новое видение христианской идентичности, используя язык и понятийные инструменты мусульманских богословов. Помимо полемики с исламом, монофизитами и несторианами, Феодор был видной фигурой в интеллектуальной истории противодействия иконоборчеству, особенно во вневизантийском православном мире. У православных под арабским игом также были проблемы с иконопочитанием, но они имели совершенно иную специфику. Византийский император не властен был принудить их, а Константинопольский патриарх - повлиять.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ab...

Не менее важна и переписка католикоса Саака Партева и Месропа Маштоца со свт. Проклом и К-польским еп. Акакием (Послание свт. Прокла к католикосу Сааку и Маштоцу; Ответы святых вардапетов армянских Саака и Маштоца на послание Прокла; Послание еп. Акакия Мелитинского к Сааку; Ответ Саака Акакию; Послание еп. Акакия к армянам). В переписке обсуждаются вопросы, связанные с ересью несториан. Еп. Акакий и свт. Прокл извещали католикоса Саака и Месропа Маштоца о том, что сторонники Нестория, найдя прибежище в Персии, распространяют еретические сочинения. Саак и Маштоц отвечали, что несторианство осуждается в Армении, и привели основные доводы армянской христологии против этой ереси. Одно из посланий (письмо католикоса Саака архиеп. свт. Проклу) было зачитано на V Вселенском Соборе в 553 г. (после письма свт. Кирилла Иерусалимского) как яркий пример и образец православия. Большое значение имеет и переписка между патриархом Акакием К-польским и Петром Монгом, одним из лидеров монофизитства, который занимал Александрийский Патриарший престол в 477 и 482-489 гг. В «К. п.» переписка представлена 9 письмами Петра и 8 письмами Акакия. Именно эти послания стали одной из причин издания «Энотикона» имп. Зиноном в 482 г., в к-ром запрещались споры о природах Христа и признавались истинно верными постановления только 3 первых Вселенских Соборов. Переписка грузинского католикоса Кириона I с арм. католикосами и светскими деятелями (сохр. также в «Истории Армении» Ухтанеса, X в.) важна для понимания развития отношений между Армянской и Грузинской Церквами в нач. VII в., имевшими прежде общую историю, но в тот момент они подошли к разрыву. Большой интерес представляет переписка свт. Фотия К-польского с арм. князем князей Ашотом Багратуни и католикосом Захарией. В «К. п.» она представлена «Копией письма патриарха Константинополя Фотия Ашоту, князю князей» и «Ответом на письмо Фотия, написанным армянским вардапетом Сааком по приказу Ашота, князя князей». Большинство исследователей не сомневаются в их подлинности, ссылаясь на более поздние упоминания об этих посланиях в работах арм.

http://pravenc.ru/text/1841558.html

— Хорошо, позвоню Исааку Абрамовичу. Но все равно это — только 7 монет! — прервал Владимир Всеволодович. — Давай, напрягай фантазию, куда можно еще отправить твоего главного героя! Может, твоя тетрадрахма Афин подойдет? — Нет, что ты! — заступился за свою любимую монету Василий Иванович. — Она ведь пятого века до Рождества Христова и никак, ну совершенно никак не связана с христианством! Уж лучше и проще купить денарии Веспасиана с надписью «Иудея капитулировала» и его сыновей: Тита, войска которого сожгли иерусалимский храм, и Домициана, при котором в медном быке за проповедь Христа у меня в повести будет казнен младший брат Никодима — Теофил. Вот тебе и десять монет! — Не мне, а Соколову! — проворчал Владимир Всеволодович и, очевидно, вспомнив его с помощником и то, что они сделали с Ашотом Телемаковичем, вздохнул: — И все-таки без резерва, ты прав, рискованно к ним являться… — Что же нам тогда делать? — огорченно уточнил Василий Иванович и после долгой паузы услышал: — А вот что: в резерв на всякий случай можно взять из моей коллекции ее украшение — отличные монеты Константина Великого , первым из императоров поддержавшего христианство, и православной уже Византии с изображением Христа и Божией Матери. Они будут у нас, если они оспорят какую-нибудь из основных монет. — Хорошо! — подхватил Василий Иванович. — А я тогда пообещаю написать к ним отдельные рассказы, но уже как дополнение к заказу! Или, еще лучше, что я недавно придумал, сноски в повести! — Отлично! — подытожил Владимир Всеволодович и перед тем, как закончить разговор, предупредил: — Ты главное, договорись с ним встретиться в это воскресение, как можно позднее, чтобы успели подойти все нужные нам люди. И назначь время сдачи заказа, скажем… на 12 часов. Еще лучше — на половину первого. — Хорошо, доброй ночи! Хотя, какая она теперь добрая? — попрощался Василий Иванович и, глядя на побледневшую Настю, сокрушенно покачал головой. — Что случилось? — не отводя от него испуганных глаз, спросила та. — Они ограбили Ашота Телемаковича! — глухо сказал он. — От переживаний он сейчас умирает… Ведь он же как ребенок. Жить не мог без этих монет!

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010