К этому же периоду относится мученичество св. Або Тбилисского († 786), араба по происхождению: по приказу тбилисского эмира он был обезглавлен. Тело святого было сожжено, а пепел сброшен в р. Мтквари (Кура) в том месте, где позже были возведены храм Метехи и часовня св. Або, считающегося покровителем Тбилиси. В 720-744 гг. католикосом Картли был свт. Мамай . В 70-х гг. VIII в. католикосом стал свт. Сармеан . В кон. VIII в. в связи с междоусобицами в Арабском халифате создались благоприятные условия для сопротивления арабам: отдельные провинции постепенно освобождались от араб. ига, образовались независимые самтаврства (княжества) и царства Кахети и Эрети. Ист.: Иоанн Сабанисдзе. Мученичество Або// Кекелидзе. Агиогр. лит. С. 29-60. Лит.: Кирион [Садзагелов], еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1899; Хелидзе Г. Л. , свящ. Моцаметский мон-рь и житие св. мч. и кн. Давида и Константина. Кутаис, 19024; Лордкипанидзе М. Характер араб. владычества в Грузии//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1963. Вып. 35; она же. Политич. объединение феодальной Грузии: АКД. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); Сихарулидзе Э. Из арабо-груз. отношений//Тр. ТГУ. 1973. Т. 73 (на груз. яз.). Н. Т.-М. Картлийская Церковь в IX-X вв.: 2-й этап монастырского строительства Борьбу с арабами в 20-х гг. IX в. в Картли возглавил основоположник груз. царской династии Багратионов св. блгв. царь Ашот I Великий . Потерпев поражение, он был вынужден перебраться в Шавшет-Кларджети (Юж. Грузия); г. Артануджи стал столицей Картвельского царства, где началось духовное возрождение Грузии, связанное с именами прп. Григория Хандзтийского и его учеников. В кон. VIII в. они основали здесь 6 муж. и 2 жен. мон-ря, ставших не только духовными центрами, но и очагами груз. культуры и письменности. По представлению кн. Габриела Дапанчули прп. Григорий был приглашен во дворец. Св. царь Ашот пожертвовал мон-рю Хандзта пахотные земли, в т. ч. местность Шатберди, где прп. Григорий основал мон-рь. Св. Ашотом был восстановлен город-крепость Артануджи, внутри к-рого царь воздвиг ц. во имя апостолов Петра и Павла. 29 янв. св. царь Ашот был убит арабами перед алтарем церкви в Долискане (по др. версии, в алтаре церкви в Гардабани). Прп. Григорий Хандзтийский, оплакивая царя, называл его «крепостью церквей» и «оградой христиан» ( Мерчуле. Житие. С. 98). Сыновья царя Ашота - Адарнасе, Баграт и Гуарам - продолжали оказывать поддержку Церкви. После завершения строительства мон-ря Шатберди они по предложению прп. Григория собрались в Хандзте, где присутствовали также ученики преподобного: еп. Анчийский Захария, настоятель Мидзнадзорского мон-ря Давид, строитель и настоятель мон-ря Цкаростави Иларион, настоятель Баретелтского мон-ря Захария. Сыновья царя Ашота осмотрели новый мон-рь и сделали пожертвования мон-рям Джмерки, Берта, Даба, Опиза, Хандзта, Шатберди и др.

http://pravenc.ru/text/638558.html

На место Стефана III враждебная Вагану партия поставила католикосом епископа аршаруникского Хачика. Хачик I (972–992) был племянником известного противника халкидонского собора католикоса Анании и по своим убеждениям вполне подходил под вкус избирателей. Он также был одним из главных деятелей на анийском соборе, низложившем католикоса Вагана. Он перенес патриаршую кафедру в Аркин, близ Ани, и, «сосредоточив в своих руках духовную власть, восстановил, говорит историк, спокойствие в земле армянской» 175 . Правление Хачика совпадало с последними годами царствования Ашота III (5 лет) и занимало все царствование его сына Сембата II (977–990). Ашот, особенно в последние годы своего царствования, вполне предался подвигам благочестия и благотворительности. Он построил на свой счет много церквей и монастырей; для облегчения участи всякого рода несчастных он устроил много разных приютов и богаделен. На содержание церквей, монастырей и приютов он определил значительные доходы. Любовь его к калекам и нищим доходила до того, что, по словам историков, он не садился за стол без того, чтобы не было подле него нескольких расслабленных и нищих, которых он называл своими друзьями и в шутку величал одних князьями, других князьями князей, третьих куропалатами. Его благотворительность была так велика, что после его смерти в его казне не нашли ни одной монеты. Примеру царя подражала прежде всего его жена, а потом и другие армянские князья и цари. В это время монашество в Армении еще больше распространилось. В многих монастырях был введен устав св. Василия Великого . Памяти армянского потомства сохранено много имен славных подвижников и ученых вардапетов. Но царство Ашота и Сембата далеко не обнимало всей области, подлежавшей церковной юрисдикции католикоса Хачика. Много армян в пределах этнографической Армении жило под властью мусульманских эмиров, как напр. в Гохтне, Апахунике, в некоторых пунктах Туруберана и Васпуракана, в бывшей армянской столице Довине и пр.; много находилось под властью греков в так называемых Третьей и Четвертой Армениях и даже в Тароне; несколько областей и городов управлялись своими князьями. Понятно, что не во всех местах положение армянской церкви было одинаково благоприятно, но нигде оно не было особенно тяжело, по крайней мере до 986 года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

КАРИНА 2013/06/24, 08:53:08 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ УМОЛЯЮ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПОПРОСИ ПУСТЬ ГОСПОДЬ ПРОСТИТ МНЕ ГРЕХИ МОИ И ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ МНЕ КУПИТЬ ДЛЯ ЛЕВЫ КВАРТИРУ ПО УЛИЦЕ МАНУКЯНА ЧЕРЕЗ АУКЦИОН МОЛЮ ТЕБЯ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ УМОЛЯЮ ПОПРОСИ ГОСПОДА УБРАТЬ С НАШЕГО ПУТИ ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ФЕЛИКСА ГАБРИЕЛЯНА УГОВОРИТЬ УБЕДИТЬ ЧТОБЫ МЫ СМОГЛИ КУПИТЬ КВАРТИРУ ДЛЯ ЛЕВЫ ЧЕРЕЗ АУКЦИОН ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ КО МНЕ АМИНЬ КАРИНА 2013/06/23, 14:55:17 Святой Николай Угодник прошу твоей помощи и молитв о рабе божьей Лилии!!!! помоги пожалуйста рабе божьей Лилии сменить другой участок работы в банке. помоги мне пожалуйста вылезти из кассиров!!! помолись пожалуйста за меня пред Господом Богом нашим Ииусом Христом!!!! спасибо!!!! 2013/06/22, 18:03:45 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ УМОЛЯЮ ПОМОЛИСЬ ПОПРОСИ ЗА МЕНЯ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО ПУСТЬ ПРОСТИТ МНЕ ГРЕХИ МОИ И ДАСТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ ДЛЯ ЛЕВЫ КВАРТИРУ ПО УЛ МАНУКЯНА 10 ЧЕРЕЗ АУКЦИОН ВСЕЛИ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ КО МНЕ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ В ЭТОМ ВАЖНОМ ДЕЛЕ АМИНЬ КАРИНА 2013/06/19, 18:34:37 Святой Николай Чудотворец! Прости мои грехи вольные и невольные. Сотвори чудо, поставь на путь истинный р.б. Дмитрия пусть вернется домой к р.б. Яне и детям. Пусть будет справедливость, ну должна же быть искренняя любовь между людьми. Да пусть же он наконец то признается что он обманул всех. Ну пусть в жизни хоть раз признается в содеянном. Можно же хоть раз за нас постоять горой, защитить нас. Неужели я незаслужила от него защиты. Разрушь колдовские деяния разлучницы. Умоляю помоги, ну нельзя же лишать больного ребенка отца. Пусть перестанут обливать меня ложью и клеветой, того чего я неделаю. Защити р.б. Яну, Дмитрия, Валерию, Милену от врагов видимых и невидимых от зла, колдовства, магического воздействия. Святой Николай! пошли мне на помощь настоящих друзей. Молюсь и уповаю на тебя. Умоли Господа Бога чтоб смиловался над нами. Во имя Отца и Сыны и Святого Духа. Аминь!

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=4

X. Вагаршак, первый из рода Арсакидов, предоставил Баграту и его потомству исключительное право венчать на царство властителей Армении. Весьма вероятно, что для получения такого преимущества должно было иметь что-либо священное в своих семейных преданиях, ибо на Востоке свыше всего уважается древность рода. С тех пор усилились Багратиды и приобрели нынешние области Карса и Эрзерума; там пользовались они почетными титлами Эмиров, Куропалатов и Патрициев, от царей Персидских, Халифов и императоров, доколе, наконец, в лице великого Ашота не воцарились на престоле Армянском в IX столетии. Здесь есть несогласие между летописью Армянской и Грузинской: Армяне производят властителей Иверских от одного корня со своими царями, так что по их летосчислению Ашот и Баграт, воцарившиеся в одно время, были между собою братья в четвертом колене, происходя от Сембата и Васака, сыновей общего их родоначальника Ашота. Но царственный летописец Вахтанг, вероятно, по взаимной нелюбви обоих народов, не указывает на такое начало, а темно выводит род свой от семи братьев Еврейских, будто бы происходивших в 58 колене от Царя Пророка и в V веке пришедших из Палестины в южную часть Иверии к некоей царице Рахили, где приняли святое крещение; третий из них Гурам женился на внуке Вахтанга Гург-Аслана и поселился в пределах Карса. Внук его, также Гурам, первый поставлен был на царство Иверское, в исходе VI века, Императором Маврикием, по малолетству детей Бакаровых; он был основателем в Тифлисе собора Сионского, который таким образом носит на себе печать рода Багратидов. Но по смерти великого отца, Стефан не смел восприять титла царского, ибо некому было утвердить его по возникшей войне между Ираклием и Хозроем; услышав о первых успехах Хозроя, овладевшего святым градом, он поспешил ему покориться. Ираклий, освободив Иерусалим, хотел наказать властителя Иверского за его непостоянство, и овладел Тифлисом после долгой осады горного замка. Тогда же возвратил он сыну Бакурову Адарнасу, или Афанасию, царственное наследие его предков и, по согласию Патриарха Антиохийского, предоставил католикосам Иверским самостоятельное их избрание, без дальнейшего утверждения; но, с этого времени теряется их летописный порядок и, вероятно, прекратилось самое преемство по смутным обстоятельствам, ибо наступила самая горькая эпоха для Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Любопытно здесь отметить, что с именем Георгия Маниака соединяются сказания о других святынях, обретенных им в Сицилии и пересланных в Константинополь. Перевес влияния империи сказался здесь в неожиданном переходе под власть царя эмира Триполи ибн-Зайрака, или Пинзарака византийской летописи. Однако когда египетские войска осадили Триполи, эмир должен был искать прибежища в Византии, где его приняли с большим почетом. Но предпринятая при Романе морская экспедиция против Александрии с целью принудить калифа отказаться от Триполи не сопровождалась желательным успехом. Хотя византийское правительство знало цену этим перелетам мусульманских эмиров под власть христианской империи, но находило полезным поощрять их. По отношению к ибн-Зайраку взгляд современников сохранился в известном «Стратигике» Кекавмена 13 . «Был один филарх арабский по имени Апелзарах. Он также пришел к вышеназванному царю кир Роману и почтен был значительными дарами и почестями и был отпущен царем в свою землю. Он повторил свое посещение, но во второй раз ему уже не было оказано прежнего внимания. Не видя почета, он хотел удалиться, но на это не было царской воли. Проведя два года в столице, каждый день он ожидал ссылки или гибели. Однако через два года ему было позволено отправиться к себе. Удалившись и миновав железный мост за Антиохией, он созвал своих слуг и ближних и, схватившись за голову обеими руками, сказал им: «Что же это такое?» Они со смехом отвечали: «Голова твоя, господин наш». – «Так благодарю Бога, – продолжал он, – что я с головой на своем месте переправился в Хрисополь и достиг пределов Аравии». Более, однако, значения в истории занимающего нас времени имели те события, которые происходили на границе с Арменией, где смерть царя Иоанна Сембата и его брата Ашота IV дала повод к внутренним смутам и вмешательству соседей во внутренние дела Великой Армении. Для Византии вопрос шел о полном подчинении этой страны на основании известного соглашения с Иоанном Сембатом. Пропуская период борьбы за власть между разными претендентами и неоднократные военные походы греков под стены Ани, остановимся на царствовании последнего представителя Багратидов Какига II, сына Ашота IV, который вступил на престол в 1042 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

2019/08/21, 13:15:42 Дорогие Святые Отцы и Братия Святой горы Афон! Прошу Вас помолитесь за здравие и долгие, многие лета жизни моего сына раба Божьего Ашота. Пусть у него будут хорошие анализы перед операцией. Сердцем матери молюсь за выздоровлении моего сына р.б. Ашота. Низкий поклон Вам за Ваши молитвенные труды! Спаси Вас Господь! р.б. Ольга 2019/08/21, 12:36:38 Прошу молитв о Романе. Татьяна 2019/08/21, 07:00:16 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! У моей жены р.б. Ирины частые головокружения. Прошу ваших святых молитв на Божию помощь, милость, заступление и исцеление р.б. Ирины. Спаси вас Господи! 2019/08/21, 06:39:30 Прошу очень помолиться о р.б.Елене очень много душевных проблем и плохое физическое здорровье.много били по голове .пусть Господь управит как мне в такой ситуации жить как заводить семью.помолитесь чтоб от меня отстал Александр и не присинял мне вреда.помолитесь о денежном благополучии. 2019/08/20, 19:17:11 Благословите, дорогие отцы и братья Святого Афона! Помолитесь пожалуйста келейно, чтобы у меня установились хорошие и доверительные отношения с моими непосредственными руководителями Олегом Мустафаевичем и Дмитрием Владимировичем. Пусть рассеются все козни недоброжелателей, помышляющих против меня злое. Благодарю вас, святые молитвенники. Здоровья вам и Божией благодати! р.Б. Олег 2019/08/20, 11:26:43 Дорогие братья! Помолитесь обо мне р.Б.Елене , что я встретила православного мужчину для создания крепкой православной семьи . Во имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь. рБ.Елена 2019/08/20, 00:03:20 Дорогие братья, очень прошу ваших молитв за моих дочерей,Отр Серафиму и отр. Елисавету,проходят искушения подросткового периода,особенно в отношениях с мальчишками,переживаю за них,чтобы не оступились! Храни вас Бог! 2019/08/19, 22:10:49 Дорогие Отцы и Братья Святой Горы Афон! Спаси Господи! Прошу молитв Ваших об успешном завершении учебы и получении работы во славу Божью рабу Божьему Иоанну, защите его от соблазнов, укреплении, даровании здравия душевного и телесного. Благословите его и его учителей, благодетелей и покровителей. Молите Христа Бога нашего Иисуса Христа простить ему все согрешения и послать Ангела Хранителя.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=22

XX в. А. М. Павлиновым и Н. Я. Марром, можно в общих чертах представить архитектурный облик кафоликонов в Цкаростави, Мидзнадзори и Опизе. Первые 2, вероятно, следует датировать временем основания мон-рей, т. е. 30-40-ми гг. IX в. План и пространственная структура храма в Опизе относятся ко времени восстановления мон-ря Гурамом Мампали († 882), церковь была частично перестроена в сер. X в. Кафоликон Хандзты был возведен в 10-20-х гг. X в. зодчим Амоной по заказу Ашота Кухи и Гургена Великого. Церковь в Долискане датируется 937-958 гг. Кафоликоны Мидзнадзори, Опизы и Долисканы построены по крестообразному плану и имеют дополнительные помещения: 2 в Мидзнадзори и Опизе (по сторонам апсиды), 4 в Долискане (в 4 межрукавных углах). Подкупольными устоями служат углы соединения рукавов. Для всех 3 церквей (особенно для опизской) характерен удлиненный зап. рукав. Цкароставская ц. представляет собой своеобразный вариант архитектурного типа, названного Й. Стржиговским «купольный зал». Кафоликон Хандзты относится к типу вписанного креста с куполом, опирающимся на стены апсиды и зап. пару свободно стоящих столбов. Купола церквей К. п. имеют граненые барабаны. Для перехода от подкупольного квадрата к круглому основанию купола, по всей вероятности, в IX в. и 1-й пол. X в. применялись тромпы (3 ряда тромпов сохранились в кафоликоне Хандзты). С сер. X в. получила распространение смешанная система перехода, в к-рой тромпы включены в паруса (храмы в Опизе, Долискане). Характерной для архитектуры церквей К. п. деталью является ломаная линия карниза барабана и зонтичное перекрытие (купол), покоящееся на барабане (Хандзта, Опиза). Внутренний вид кафоликона мон-ря Опиза. Кон. IX — сер. Х в. Фотография А. М. Павлинова. 1888 г. Внутренний вид кафоликона мон-ря Опиза. Кон. IX — сер. Х в. Фотография А. М. Павлинова. 1888 г. В мон-ре Парехи сохранились руины 2 стоящих близко друг к другу церквей - большой однонефной постройки с сев. приделом IX в. и 3-нефной базилики с 2 парами столбов рубежа IX и X вв.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

КАРИНА 2012/09/19, 11:04:24 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПРОСТИ МНЕ ГРЕХИ МОИ ИЗБАВЬ МЕНЯ ОТ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ВСЕ БЛАГОДЕЯНИЯ КО МНЕ ОТЧЕ НАШ МОЛЮ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ УМОЛЯЮ СЖАЛЬСЯ НАДО МНОЙ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ ВЫМОЛИ У НЕГО 5000000ДРАМ ДЛЯ МОЕГО УЧАСТИЯ В АУКЦИОНЕ УМОЛЯЮ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ НАШИМ ПОМОГИ МНЕ ПУСТЬ АРМИНЕ ПОЙМЕТ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО РАЗРЕШИ ЭТОТ ВОПРОС В ПОЛЬЗУ МЕНЯ МОЛЮ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПОМОГИ МНЕ КУПИТЬ ДЛЯ АРКАДИЯ КВАРТИРУ НА В САРКИСЯНА 16 ЧЕРЕЗ АУКЦИОН МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ УМОЛЯЮ СЖАЛЬСЯ ХАДАТАЙСТВУЙ ПЕРЕД ХРИСТОМ БОГОМ НАШИМ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/09/18, 15:00:13 Святитель отче Николае ! За все благодарю тебя ! Не отступись от меня и моих родных ! Прости наши грехи ! Исцели от недугов !Умоли Господа об исцелении души и тела нашего! Не оставь без помощи своей ! Помоги решить вопрос с жильем! Помоги мужу найти хорошую работу!Не оставь нас без своей помощи ! Дай силы , дай терпения справиться со всеми трудностями! Спасибо за все ! 2012/09/18, 13:28:56 Отче Николае!Помоги мне грешному р.Б.Николаю,умолить Господа вернуть жену мою любимую Татьяну!Люблю я её!Помоги мне грешному!!!! николай 2012/09/18, 11:31:26 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ СЖАЛЬСЯ НАДО МНОЙ УМОЛЯЮ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ ВЫМОЛИ У НЕГО ДЛЯ МЕНЯ ДЕНЬГИ НА АУКЦИОН ПУСТЬ ОН ПОШЛЕТ ДЛЯ МЕНЯ 5000000ДРАМ ПУСТЬ ПОМОЖЕТ МНЕ КУПИТЬ ДЛЯ РАБА БОЖЬЕГО АРКАДИЯ КВАРТИРУ НА В САРКИСЯНА 16 ЧЕРЕЗ АУКЦИОН МОЛЮ ПУСТЬ ВСЕЛИТ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ И ПУСТЬ СДЕЛАЕТ ТАК ЧТОБЫ АШОТ ПОМОГ МНЕ В ЭТОМ ДЕЛЕ С АРКАДИЕМ МОЛЮ ТЕБЯ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТОВРЕЦ УМОЛЯЮ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ НАШИМ > ПОМОГИ МНЕ СКРОЫЙ НАШ ПОМОШНИЧЕ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/09/17, 17:53:17 Батюшка Николушка Чудотворче, покровителюшка мой, благослови меня, помоги мне в работе моей, управь мои дела, мои дороги! р.Б. елена 2012/09/17, 14:58:03

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=5

Во время обхода маститый профессор-кардиолог, демонстрируя Ашота студентам, всегда говорил открытым текстом: Вот, перед вами больной, умышленно погубивший свое сердце непомерной выпивкой и разгульной жизнью. Ашот же в это время подмигивал хорошеньким медичкам и в кровати изображал, что танцует лезгинку. По всем расчетам врачей Ашот должен был умереть в ближайшие дни и выйти из больницы ногами вперед, но он не умер, а пошел на поправку и вышел из больницы своими веселыми ногами – вероятно, Божиим Промыслом ему была уготована другая смерть. Мы с ним часто вели разговор о вере, о Боге и он мне сказал: – Что ты говоришь, генацвале, что у нас в Грузии вера ослабла. Нет. У нас в Грузии все верующие. Если бы ты мог понимать разговор наших людей, то у них Бог не сходит с языка. Клянусь Богом! – говорят они. Когда подходит праздник, или болеет кто, так сразу покупают барана и тащат к церкви. Там его режут во дворе и кушают шашлык, пьют вино и говорят: Бог! Ты видишь, как мы Тебя любим, даже не пожалели такого прекрасного барана, поэтому сделай так, чтобы наш маленький бичо Зурико поправился и больше не болел. Поп, как свидетель, тоже с нами кушает шашлык и пьет вино. Шкуру с собой не берем, а вешаем на дереве, чтобы Бог не забывал, что раз баран съеден, значит маленькому Зурико надо помочь. Да наш народ самый верующий на земле! Если бы ты видел, что творится на Георгобу – праздник в честь святого Георгия. Всю неделю подряд в Кахетию ко храму Алла Верды съезжает народ. Кто на машине, кто на арбе. Все везут баранов и бурдюки с вином. Десятки тысяч окружают этот большой храм. Темная ночь, горят костры, на них кипят громадные котлы. Всю ночь трудятся мясники, режут баранов, кровь льется рекой, громоздятся горы бараньих голов, горы потрохов. Кипят котлы, варится мясо, жарятся шашлыки. В храме Алла Верды, таком большом, что туда может въехать грузовая машина и, сделав круг, выехать обратно – так там идет богослужение при участии целых полков попов, архиереев и двадцати трех митрополитов. Они одеты, как цари. Золото на них так и сверкает. Клубами к куполу поднимается кадильный дым иерусалимского ладана. Громадный хор ревет так, что стены дрожат и его слышно за километр. Несколько дней мы так пребываем, едим мясо, выпиваем целый океан вина, грузинским многоголосьем поем наши песни. Так мы прославляем святого Георгия. Вот такая наша вера. Это не то, что у вас, когда поставив в церкви копеечную свечку, вы думаете, что Бог вам все устроит. К примеру, возьми целого барана, возьми тысячу баранов, и что Бог скорее увидит: тысячу баранов или копеечную свечку?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

В таком волшебном свете представилось мне это чудное ущелье, оттого ли что меня поразила внезапная перемена климата, или действительно красота его возбуждала невольный восторг. Легкая арка моста, смело перекинутая через поток, довершила очарование, ибо только такой воздушный переход мог соединять между собою фантастические утесы, которые, один за другим, восставали пред нами, отличаясь дикостью своих форм. Приятный и образованный настоятель обители, архимандрит Саркис, будучи предварен о моем приезде, встретил нас во вратах, с малолетними своими питомцами, о коих заботится, как отец о детях; он сам завел и содержит училище, доброхотными пожертвованиями, и по своей любознательности описал все монастыри и развалины Бамбакского ущелья и окрестных мест. Прием его был чрезвычайно радушен и соединен с светскою приветливостью, которой не ожидаешь в столь диком уединении. Ночь мы провели в его кельях, а на утро, после литургии воскресной, занялись под его руководством осмотром обители. Она была основана, по местным преданиям, в IX веке, монахами, бежавшими от императора греческого Романа, который принуждал их принять собор Халкидонский; но древность её возводят гораздо выше, не только до времен просветителя, но даже до апостолов Варфоломея и Фаддея, будто бы благословивших место сие, освященное в последствии Григорием. Напротив того, летописцы грузинские приписывают царям своим основание Санагина и Ахпата, так как они находятся в пределах Грузии, а не Армении. Одно лишь то достоверно, что оба монастыря процвели не ранее X века, при династии Багратидов, когда младшая ветвь их властвовала в Лори и Давид безземельный прославил свое царство. Обе соборные церкви, в Санагине и Ахпате, сооружены супругою Ашота милостивого, матерью царей Сумбата Анийского и Гургена Дорийского; потому оба царя сии вместе изображены, на внешней алтарной стене обоих храмов, держащими в руках церкви, воздвигнутые их матерью. Санагин сделался царственною усыпальницею династии Дорийской и могущественных Атабегов, властвовавших после царей в Ани, и славного рода Пахлавуни, освященного великим Григорием. Ахпат же, хотя и служил местом упокоения для некоторых царственных особ, однако, не был собственно погребальным монастырем, подобно Санагину. Там была учреждена в последствии кафедра архиепископская, почти не зависевшая от католикосов, которые не могли даже быть избираемы и посвящаемы, если при этом действии не участвовал архиепископ Ахпатский, в числе четырех главных лиц иерархии армянской. В Ахпате православие встретило сильный отпор, равно как и в монастыре Татевском, что в Карабахе, ибо там соединялись частные соборы, под председательством своих архиепископов, чтобы осудить действия благонамеренных католикосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010