226 Ашот Багратуни – с 855 г. правитель Армении. В 885–891 гг. – царь. Основатель Багратидского армянского царства (885–1045). 228 «В сей год разрушился от землетрясения город Двин»... – согласно армянским историографам Ованесу Драсханакертци и Товме Арцруни, во время землетрясения 893 г. средневековая столица Армении город Двин был разрушен до основания и превратился в груду развалин, погибло более 70 000 человек (см. Ованес Драсханакертци. История Армении, с. 162–163) 230 Согласно Степаносу Орбеляну, отца Маштоца звали Григор (см. История Сюннкского края, с. 173). 231 Егвард – в древности поселок в Айраратской провинции, в области Арагацотн. Впервые упоминается как вотчина армянского католикоса Мовсеса II (VI в.). Ныне селение с тем же названием в Наирийском районе Армении. 232 Монастырь св. Теодороса, или Сурб Зоравор, был построен в конце VII в. Григором Мамиконяном. Замечательный памятник архитектуры, есть и поныне. 234 Согласно Степаносу Орбеляну, учителем Маштоца был не Теодорос, а настоятель монастыря Макенеац вардапет Степанос; «[Отец] отдал его в ученики к св. отцу [монастыря] Макенис Степаносу» (История Сюникского края, с. 173). 235 Область Гехаркуни, или, правильнее, Гехакуни, – соответствует современным районам Камо и Мартуни Республики Армения. 236 Мариам Сюнеци – княгиня Сюника, дочь царя Ашота I. Со своими сыновьями поселилась на Севане. Во время похода Юсуфа бежала и, преследуемая его отрядами, в 911 г. скончалась по дороге в Гардман (см. Степанос Орбелян. История Сюникского края, с. 169–174). 237 Князь Васак – сын Григора Сюпана, правителя Сюника и Сисакана (см. Степанос Орбелян, там же). 239 Василий – речь идет о византийском императоре Василии I (867–886), основателе Македонской династии. 242 Имеется несколько изданий этих редакций жития Григора Нарекаци. См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 143–146, 66, с. 141–144, 65; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Подготовка текста, предисловие и комментарии П. М. Хачатряна и А. А. Казиняна. Ереван, 1985, с. 170, 172–173.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

— Вижу! Но посмотрю, что они смогут возразить вот на это! — ответил тот, достал из нагрудного кармана пакетик, развернул его и, торжествуя, показал… денарий Тиберия. Тот самый — Ашота Телемаковича! Первым желанием Василия Ивановича было броситься к телефону-автомату и вызвать милицию. Но Градов быстро остудил его пыл. — Вот, случайно приобрел у случайных людей! Не пожалел ничего, чтобы лично сделать подарок вашему отцу, — сказал он Соколову, и Василий Иванович понял, что никакая милиция тут не поможет. Попробуй теперь доказать, где он его взял… Викентий же, мельком сравнив денарий Тиберия в альбоме Василия Ивановича с тем, что показывал Градов, твердо сказал: — Этот на несколько порядков выше. И по сохранности, и по стилю. Тут не может быть двух мнений. — Есть еще третье мнение! Научное! — весомо сказал Василий Иванович и, порывшись подрагивающими руками в портфеле, протянул Соколову журнал с книгой «Закон Божий».. — Что это? — не понял тот. — Статья, доказывающая, что денарием кесаря вполне мог быть, и даже наверняка был им денарий императора Августа. Василий Иванович показал Соколову на денарий в своем альбоме и потом для сравнения дал посмотреть на его изображение в книге: — Вот этот! — Спорный вопрос! — заявил Градов. — Возможно, — с трудом сохраняя спокойствие, пожал плечами Василий Иванович. — Но, тем не менее, с поддержкой такой статьи в авторитетном научном журнале я могу с равным правом утверждать, что денарием кесаря была не ваша, а моя монета! И не давая Градову опомниться, с несвойственной для него настойчивостью, протянул Соколову переданный ему другом резерв: — А это монеты взамен тех, что вам по каким-либо причинам не понравились. Вот — святой Константин Великий , его мать — святая Елена, и еще Византия, с изображением Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. — Простите, — вмешался Градов. — А какое время описывается в вашей повести? — Первый век! — с готовностью ответил Василий Иванович. — А эти монеты какого времени? — Четвертого и десятого! Чувствовалось, что Градов основательно подготовился к приему заказа.

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

Эти четыре патриарха, вместе с 630 епископами, завещали веру и исповедание трех Святых Соборов, провозгласили, что Единородный Бог Слово, Господь Наш соединен из двух естеств, совершенен Божеством и совершенен человечеством, равен Богу по Божеству и равен нам по человечеству, Он же Сам Един Господь Иисус Христос. Два естества они признали соединенными в одной ипостаси и в одном лице, чтобы замкнут уста Нестория, Феодора и Диоскора. Из двух же естеств признали Его, чтобы заставить замолкнуть тех, которые отрицают Божество или человечество и признают одно естество; так Арий назвал Сына творением и только плотью, взятой от Девы и признал [в Нем] одно естество сотворенного и сделанного. Савелий утверждал, что явление Бога кажущееся, и что Он не принимал истинного тела в мире, вследствие чего и признавал одно естество. Петр думал, что Слово преложилось в плоть, почему и признавал одно естество. Фотин и Павел Самосатский говорили, что Христос принял начало от Марии, почему и признавали одно естество. Евтихий и Диоскор думали, что Христос принял подобие человека и прошел через Деву, как вода через трубу, почему и признавали Христа с одним естеством. Юлиан Галикарнасский говорил, что «Тело Христа без страстей и без человеческого ума», и признал одно естество. Иоанн Майрагомский и Петр Валяльщик говорили, что единие тела (произошло) прежде веков, почему признали одно естество. Аполлинарий говорил, что Христос не принимал человеческой души, а вместо души (имел) Божество, почему и признал одно естество. Софроний и Евномий говорили, что Христос не имел человеческого ума, и признавали одно естество. Манес называет тело Спасителя кажущимся, почему признавал одно естество; ибо некогда Манес написал скифу, что Вечный Сын показывает на горе естество Своего света, как имеющий не два естества, а одно [сложившееся] из видимого и невидимого. В 311 году армянского летосчисления Константинопольский патриарх Фотий послал Никейского архиепископа Ваана в Армению к католикосу Великой Армении Захарии, составил в Ширакаване многочисленный собор епископов и монахов в присутствии полководца армян Ашота, так как он случился там в лагере со своими войсками, полчищами свободных, которых набрал по причине отпадения северных стран. Там находился и великий диакон, прославленный философ, сириец Нана. На этом соборе Никейский епископ Оски–Ваан произнес следующие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Николай передал мешок жене и решительно шагнул вслед за Ашотом. Надо сказать, что наш герой обладал неплохим природным артистизмом. В школьные годы играл в самодеятельности, а потом до самого развала СССР – в народном театре при клубе железнодорожников. И когда он вошел в просторный, по-новогоднему украшенный зал и увидел сидящих за столиками людей, недавний гнев вдруг мгновенно оставил его, а вместо гнева старого актера (хоть и не профессионального) охватило давно забытое чувство. Это было волнение и особого рода восторг. На него смотрело множество глаз. Правда, не столько с ожиданием и интересом, сколько с нетерпением и любопытством. Хозяин гостиницы вместе с женой Николая сели за первый столик. Николай приблизился к ним и некоторое время стоял молча, глядя на Ашота. Тот кивал и крутил головой, что нужно было принять за знак поддержки. Николай не представлял с чего начать. Он вздохнул, развел руками и медленно с нарочитой угрозой произнес: «Ну что? Так-то вы встречаете Деда Мороза? А где ваше “Здравствуй, Дедушка Мороз?!”» В задних рядах вразнобой несколько голосов закричали: «Здравствуй, здравствуй!» Гости, сидевшие за ближними к нему столами, настороженно молчали. – А где же моя Снегурочка? – вопросил Николай. Публика стала оглядываться, явно ожидая, что Снегурочка откуда-нибудь выйдет. Шумно задвигали стульями. Кто-то крикнул: «Снегурочка, ау!». Ашот сделал круглые глаза – явно боялся, что дело уйдет не туда, куда следовало бы. Но поскольку он и сам не знал, куда следует, то приложил ладонь ко рту и тихо произнес: «Фиг с ней, со Снегурочкой. Про астрологию давай!» Но Дед Мороз пошел между рядами и неожиданно запел: «В лесу родилась елочка…». Пел он так замечательно, что ему стали подпевать: сначала послышались женские голоса, потом присоединились и мужские. Подойдя к даме с самыми выразительными формами, он остановился, и, поглядев по сторонам, обратился к ней: «Пропала Снегурочка. Может, ваши джигиты увезли ее в горы. Придется вам побыть Снегурочкой вместо нее».

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

Во имя Отца и Сына и святого Духа. Аминь. Валентина 2016/06/03, 14:17:32 Преподобный Сергий Радонежский! Материнское сердце благодарит тебя, за то что услышал меня, мою молитву о сыне моем. Прости все нам грехи наши и дай Боже сил ему пройти еще испытания и сдать экзамены по ЕГЭ по предмету математика профиль 06 июня 2016 г. и физика 20 июня 2016 г. Даруй ему спокойствие и уверенность в своих силах. Пусть ему попадутся задания на которые он знает ответы. Пошли ему ясный ум, твердую память. Умилостиви сердца его преподавателей, чтобы они стали к моему сыну снисходительны и добры. Не оставь р.б. Ашота в трудную минуту и помоги набрать высокий балл на ЕГЭ по этим предметам, чтобы он мог поступить в институт. Благодарю тебя за все Преподобный Сергий Радонежский. Да и пусть Господь Бог наш услышит молитвы и поможет. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь! 2016/06/03, 11:06:06 О, Преподобный Сергий Радонежский, услышь мою материнскую молитву, прошу тебя помоги моему сыну, рабу божьему Никите, в успешной сдаче экзамена по русскому языку 03.06.2016 г. Пусть ему попадутся легкие вопросы, на которые он знает правильные ответы и выполнит все задания легко, спокойно и правильно. Убереги его от ошибок и невнимательности. Сниспошли ему здоровья, уверенности в знаниях, ясности ума,твердой памяти. Сподвигни его на четкие и правильные ответы. Сниспошли на его преподавателей благодать, доброе здравие и хорошее расположение духа, чтобы они были благосклонны к мому сыну, рабу Божьему Никите. Прости нам грехи наши вольные и невольные. Благодарю тебя и уповаю на твою помощь! Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь! Аминь! Аминь! Татьяна 2016/06/03, 10:51:20 О Преподобный Сергий Радонежский! Прости нас за грехи наши вольные и невольные, укрепи наше малодушие, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Прошу покорно, услышь мою материнскую молитву. Уповаю на твое заступничество и помощь рабу Божьему Игорю в успешной сдаче сегодня, третьего июня 2016 года, экзамена по русскому языку.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

2017/01/22, 18:03:33 Господи Иисусе Христе благодарю тебя за все!Поистине ты нас любишь более нежели мы себя любим.все хотим по страстям своим получить на погибель души своей,но даешь нам все во спасение-это теперь я точно знаю.Господи,ты нас только не оставляй глупых иначе мы погибнем.и прошу тебя Господи помоги р.б. Ольге-она очень болеет.яви на ней чудо исцеления,она недавно стала только Причащаться.Господи,я очень прошу тебя помоги ей. 2017/01/18, 20:43:39 Господи, помоги мне приобщиться, стать добрее к родным и дай сил и желания помогать ближним. Прошу очень, если есть на то Святая Воля! Помоги мне выйти за любимого, любящего мужчину, чтоб он был трудолюбив и ответственный, тебе Господи видней, какого дать мне мужчину, чтоб мы были счастливы, жили в мире, любви и согласии, чтоб достаток был и детишек, чтоб народ да здоровеньким. Не по моим грехам Господи помилуй мы, а по милости твоей 2017/01/14, 00:17:43 Спасибо Господи за исцеление и понятие Преображения Ну ведь так все просто помоги ближнему и сам спасешься Спасибо братьям и низкий поклон сердцем с Вами 2017/01/10, 08:37:03 Благослови, Господи, и помози мне, грешной, совершити дело, мною начатое - продать старый домик и все ненужное мне. Направи на путь истинный, не позволь впасть в уныние и отчаяние. Слава Богу за все! varvara 2017/01/09, 11:28:02 Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Прости нам Рабам Божьим Артавазду, Ашоту, Ольге грехи наши вольные и невольные, очень прошу исцели нас от духовных и телесных недугов. Сохраняй и оберегай Артавазда, Ашота в пути дороге от непредвиденных обстоятельств. В учебе легкого разрешения проблем. На работе от придира начальства. Здоровья всем родным и близким людям. Храни всех кого мы любим. Мир и счастья нашей семье. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 2017/01/06, 18:06:48 Господи Иисусе Христе, прости мои грехи вольные и невольные, помоги мне побыстрее выгодно продать квартиру или если понадобится сдать квартиру, у меня ничего не получается, все дороги закрыты, я в таком отчаянии. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=650&c_pid=6

Гений редко бывает также и святым (самый несомненный пример - Августин); но гений и святой в одном лице, про заступничество которого рассказывали бы такие мягкие по тембру легенды, какие связывает армянская агиография с именем Григора, - это, кажется, единственный в своем роде случай. А в фольклоре складывается рассказ о том, как Нарекаци - в действительности ученый монах, вардапет, книжник и сын книжника - семь лет нес смиренную службу пастуха, ни разу не осердившись на скотину, не хлестнув ее и не обидев злым словом. «Блажен муж, иже и скоты милует». Выдержав испытание, он воткнул прут, которым ни разу не была бита ни одна живая тварь, в землю посреди деревни, и прут превратился в куст, напоминающий людям о красоте милости и о славе Нарекаци. Народные итальянские легенды о Франциске Ассизском называются «фьоретти» - «цветочками». Вокруг имени вардапета Григора из Нарека тоже выросли свои фьоретти. Образ поэта мы видим прежде всего в зеркале легенды. А что знает о нем история? Время жизни Григора Нарекаци приходится на вторую по ловину X - первые годы XI века. Это эпоха Багратидов - эпилог «золотого века» Армении. После смерти в 928 году Ашота Железного, отстоявшего в войнах с арабами независимость Армении, наступила мирная пора, много давшая культурному развитию. Любитель армянского искусства вспомнит, что при жизни Нарекаци явилась на свет царственная роскошь миниатюр Эчмиадзинского евангелия 989 года. Зодчий Трдат, построивший в городе Ани, столице Багратидов, кафедральный собор и церковь Гагикашен, - тоже современник поэта. Как это обычно для средневековья, углубление духовной культуры, самосознание личности, возросшая чуткость души к самой себе направляются в аскетическое русло. Людей перестает удовлетворять внешняя сторона религии. Одни порывают с церковью и уходят в ересь: фон эпохи - сильное антицерковное движение тондракитов. Другие ищут более внутренние и духовные стороны христианского идеала, стремятся построить за стенами монастырей иную, праведную жизнь: на армянской земле во множестве вырастают обители, это тоже черта времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Фотий тоже требовал лишь принятия учения о двух естествах, волях и действиях, признания Халкидонского собора и исключения слов: распныйся за ны 133 . Армянские епископы составили собор в Ширахаве около 862 г., сделали пятнадцать постановлений, направленных против ересей Нестория, Евтихия, Диоскора, равно как теопасхитов и манихеев, в двусмысленных, туманных выражениях выразили одобрение вероопределению Халкидонского собора, но уклонились от формального признания самого собора, – тем дело и кончилось 134 . В том же духе и направлении продолжал начатые при Фотии переговоры ученик и преемник (3-й по счету) Фотия – Николай Мистик в своих сношениях с сыном Ашота Сембатом и католикосами Маштоцем и Иоанном VI 135 . Но и на этот раз переговоры кончились ничем. Католикос Иоанн, протянувши их несколько лет, вдруг оборвал их резким порицанием Халкидонского собора 136 . В том же духе миролюбия и умеренности относились в это время к армянской церкви вообще и к вопросу о воссоединении с нею в частности и другие пастыри восточной церкви. Так, напр., этим духом проникнуты послания Иерусалимского патриарха Фомы 137 , Иоанна, митрополита Никейского 138 и Арефы, архиепископа Кесарийского 139 . Эти же знаменитые пастыри православной восточной церкви были в данном случае и достойными представителями православной богословской науки, как ученейшие люди своего времени, и выразили в своих произведениях сколько взгляд первой, столько же и последней. Если к этим ученым произведениям присоединить сочинение Никиты Византийского в защищу Халкидонского собора против армян 140 , то это будет все, что представляет известная нам в настоящее время православная богословская литература того времени по вопросу сношений между обеими церквами о воссоединении. Автор этого последнего ученого произведения стоит на той же точке зрения, на которой стояли и другие поименованные нами ученые представители Православной Восточной Церкви. Он даже прямо примыкает к своим предшественникам, цитуя целые тирады из посланий св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Существуют две даты, определяющие биографию Феодора. Обе появляются в сирийских хрониках. Это хроника Михаила Сирийца и анонимная хроника 1234-1240 г. Михаил Сириец указывает на 813-814 гг. как на то время, когда Феодор предпринял путешествие из Александрии в Армению, чтобы обратить население из монофизитских в диофизитские общины. Хроника сообщает, что Феодор был рукоположен во епископа Харранского патриархом Антиохии Феодоритом (785-799). В ней так же говорится, что в Армении Феодор появился при дворе принца Ашота, который хронологически должен быть Багратидским армянским князем Ашотом Мсакером, умершем в 826 г. Несторианский патриарх Сириакос, который, насколько о том известно, послал дьякона Нонна Нисибийского в Армению, чтобы диспутировать с Феодором, занимал кафедру с 793 по 817 г. Споры Нонна и Феодора зафиксированы в работе несторианского апологета Хабиба ибн Хидма Абу Раита, современника Абу Курры, который ссылается на " Письмо к Армянам " , написанное патриархом Фомой Иерусалимским (807-821) и адресованное еретикам. Феодор написал письмо для патриарха Фомы на арабском, a Михаил Синкелл перевел его на греческий. Анонимная Сирийская хроника (1234) сообщает еще об одном событии из жизни Феодора, когда он предстает в роли христианского апологета в мире ислама, ведущим беседу с калифом ал-Мамуном (813-833) в Харране . Время этой беседы датируется 829 г., место диалога допускает предположение, что это событие произошло на самом закате жизни епископа Феодора, который был рукоположен между 785-799 г., в соответствии с данными Михаила Сирийца, когда мелькитским патриархом Антиохии был Феодорит. Сопоставляя эти две хроники, мы можем выстроить хронологические вехи биографии Абу Курры, начиная со времени его епископства в Харране: с 813 по 817г он находился на пути в Армению, где пробыл некоторое время, затем окончательно вернувшись в Харран в 829 г. Важно отметить, что период с 785 по 829 является наиболее плодотворным для Феодора. Михаил Сириец называет его " эдесским халкидонитом " . Предположительно, Абу Курра был родом из Едессы. В своем собственном арабском трактате в защиту иконопочитания Абу Курра особенно акцентирует внимание на Эдесском убрусе, говоря: " Из всех икон, мы вспоминаем эту, потому что она особо чтима в моем родном городе, благословенной Эдессе " . Действительно, по свидетельству самого Феодора, он писал на сирийском, a это предполагает его сирийское происхождение.

http://pravoslavie.ru/put/040621125807.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010