Столько же родственны племена эти и по основам героических сказаний. Индусский Яма – первый человек и первый на земле смертный, вместе с тем и царь в царстве отцов или умерших родителей, чествуется и у эранцев в форме Има, как первый царь и родоначальник баснословных династий царственных, но он не умирает, а удаляется от смертных в райское жилище 257 . Отцом индусского Ямы слывет Вивосват, эранского Имы – Вивангат. Индусский Трита у эранцев Траэтаона (позднейшая форма – Фредун). Тот и другой поражают треглавого змия. Если в индусском змии еще явствуют следы мифологии природы в представлении облака, то эранцы уже локализовали своего змия Дагаку, сделав его царем Вавилонским, согласно библейскому свидетельству о вавилонском змии (Пророчество Даниила, 14, 23–27), о чем будет речь впереди. У индусов Трита прозывается Аптия, то есть водорожденный или повелитель воды, у эранцев Траэтаона – сын Атвии (Аптии). Далее Кавья Ушанас ведийский – у эранцев Кава Ушан (Кава Уш, позднейшее Кай Каус), как апокрифический Соломон, в своих великолепных сооружениях пользуется пособием демонов и потом служит первообразом сказочного Александра Великого: как этот последний возлетает на небо на крылатых зверях, или грифах, так эранский герой – на орлах, возносящих его трон 258 , подробность, как увидим, состоящая в связи с иконографическим типом Агура-Мазды и других божеств. Наконец, надобно упомянуть о Кире, к которому относится старшая из ахеменидских надписей и о котором столько баснословного повествует Геродот. Этому имени соответствует индусское Куру, о борьбе которого с Пандавас рассказывает индусский эпос. Замечательно, что до настоящего времени в северном Иране сказываются сказки о некотором герое под именем Куроглу (то есть сын Кура или Кира). Как индусы знали на севере какой-то баснословный народ Куру, проводящий блаженную жизнь, так это же собственное имя на севере Ирана локализовалось в названии реки Куру, сохранившей и доселе это наименование, точно так, как в Иране же две реки по имени царственного героя назывались Камбизы и две – Камбизены. Такая локализация историко-эпических личностей, напоминающая нам олицетворение Дуная, Дона, Волхова в виде богатырей, носящих эти имена, на почве эранской объясняется, как увидим, не небесными потоками, в дожде и ливне низвергающимися на землю, как учит мифология природы, а преданиями космографическими о реках, на которых были ранние становища народов или которые составляли границы населенной страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Деление Эрана на области (dahyus) и кланы (vith), приводимое на надписях Дария, по самой терминологии своей восходит к Авесте и древнейшим преданиям той первобытной эпохи, когда путем естественного расположения из отдельных семей слагались роды, племена и общины. Низшая степень обозначается жильем, вмещающим в себе одну пару или тягло, затем следует клан (виш, в надп. vith), состоявший из 15 пар, далее – род (zantu), из 30 пар, и, наконец, община или область (daghu, danhu, dahyus), по малой мере из 50 пар. Каждый из этих четырех союзов, по Авесте, имеет своего главу или начальника, под названием начальника дома или домовладыки, начальника клана (вишпаити), начальника рода (зантупаити) и начальника общины или области 254 . Согласно органическому отношению семьи к роду-племени, и национальные предания и религия Эрана первоначально коренились в семье, откуда широко распространялись в те родовые и племенные союзы, которые не забывали своего корня в семье. По священным книгам этого народа, вменяется не одним жрецам, но и всему народу возносить к божеству молитвы, ибо голос всякого молящегося доходит до Агура-Мазды, так что обряд и славословие Авесты стоят еще на той первобытной ступени Ведийского периода, когда и то, и другое еще не перешло в исключительное достояние жреческой касты. Сродство обоих древне-арийских племен, эранцев и индусов, возводится до глубокой древности в некоторых религиозных представлениях и преданиях 255 . Во-первых, ведийский Сома у эранцев чествовался в грамматически родственной форме Гаома. Древние арийцы в соке растения, называемого этими именно словами (в лат. перев. asclepiasacida) видели источник жизни, божество, дарящее само себя людям, дабы их возвести до себя. Это было и растение, и напиток бессмертия, амврозия (санскр. омрита), а также и сам бог. Выжимание из этого растения сока и вкушение выжатой влаги сопровождается, как в Ведах, так и в Авесте, особыми обрядами и славословиями. По мифу божество это состоит в связи с Кришану у индусов или Керешани у эранцев. По Ведам стрелок Кришану стережет растение Сома и ранит сокола (самого Индру), когда этот последний похищал Сому 256 . Эранские предания не знают подробностей о своем Керешани, но все же причисляют его ко врагам Гаомы. Другим врагом этого же божества называют они Гандареву, который впоследствии является просто демоном, живущим в воде. У индусов не один Гандарба, но целая их толпа: это божества воды и облаков, и стражи Сомы. Между прочими божествами общими обоим племенам, надобно упомянуть о Митре, божестве света, которое было заимствовано классическими народами у персов и получило потом всемирную известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Иисус также вдыхал из воздуха свои идеи и для того любил сидеть на вершине горы Назаретской, (стр55). Нельзя там быть, говорит г-н Ренан, «и не ощущать в себе какого-то тревожного раздумья о своей судьбе; Иисус часто там сиживал, без сомнения, не озабочиваясь замогильными выгодами добродетели; он думал только о своем деле, о своем народе, о человечестве». Значит, Иисус не верил в бессмертие души, не учил что добродетель получит награду, а порок – наказание в будущей жизни! Право, надо иметь порядочную долю наглости, чтоб сметь так завираться, когда Евангелие налицо и миллионы христиан его читают. Кому не знакомы эти изречения Иисуса? «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мазда ваша многа на небесех» ( Мф.5:11–12 ) «Любите враги ваша… Аще бо любите любящих вас, кую мазду имате? не и мытарили тожде творят?» ( Мф.5:44–46 ). «Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мазды не имате от Отца вашего, иже есть на небесех. Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, яко же лицемери творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославятся от человек: аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою» ( Мф.6:1–2 ). «И иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» ( Мф.10:42 ) Пришлось бы переписывать все четыре Евангелия, если бы мы вздумали приводить все тексты, где Иисус прямо проповедует, или полагает уже принятым, учение о будущих наградах добродетели. Но довольно будет и этих нескольких мест, взятых из тех логий Матфея, которыми так дорожит г-н Э. Ренан. Но, при всем пристрастии к ним, он нимало не стесняется их коверкать. Так и чуется, что он принял себе за правило противоречить Евангелию во всех пунктах, прикрываясь лицемерным к нему уважением, и заменять факты, в нем встречаемые, общими местами и догадками достойными того, кто почерпает свои вдохновения в воздухе. Он только мимоходом закидывает свое бесстыдное предположение о будущих наградах и прячет его за двумя рассуждениями о схоластических прениях у евреев и о политических смутах у этого народа. Видно, он надеется, что из-за этих заслон не так оно поразит своей чудовищностью, а все-таки заронит в душу невнимательного читателя сомнение в истинном учении христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Сборник повседневных молитв называется «Малой Авестой» и представляет собой извлечения из «Авесты».  В «Авесте» также содержатся сведения о самом основателе религии. Согласно им жрец Зороастр родился в небогатой семье. У него были жена и две дочери. Зороастра преследовали, и ему пришлось бежать к правителю Виштаспе (место его правления неизвестно). Из «Авесты» можно также узнать, что в возрасте 30-и лет Зороастр был удостоен откровения — в видении он узрел божество Ахура Мазду (это слово означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь»). От Ахура Мазду, творца всего сущего по мнению зороастрийцев, произошли все другие боги. Силы зла в зороастризме олицетворяет злой дух Анхра-Майнью. Воины зла — дэвы. Анхра-Манью и дэвы не равны Ахура Мазде. Зороастризм — это не дуалистическая религия. Противоборство двух начал — добра и зла закончится, согласно учению зороастризма, победой Ахура Мазды. После этого наступит преображение мира и преображение тел всех, живущих на земле. Каждый человек явится на суд Ахура Мазды. Зороастрийцы ожидают конца мира и его преображения, называя себя «бодрствующими». Зороастризм учит человека избегать зла. Добрая мысль, доброе слово, доброе деяние — эта триада должна быть положена в основу духовного совершенствования человека. Зороастризм призывал к состраданию ближним, заботе о родителях и детях. Несмотря на то, что по зороастрическому вероучению судьба человека предопределена, от того, как прожита его жизнь, зависит его посмертная участь. Зороастрийцев иногда называл «огнепоклонниками», так как символ бога Ахура Мазды — огонь, без которого нельзя представить себе ни одного обряда или праздника. Для своего времени учение Зороастризма было уникальным. В его основу была положена вера в единого бога и пророков. Приверженцы Зороастризма ожидали прихода Мессии, верили в бессмертие души, Рай и Ад, новую жизнь после Страшного суда. Положения зороастризма были глубоко нравственны. Древняя египетская религия В основе Древней египетской религии лежит множество верований. Эта религия пронизывала жизнь египтян. Боги отвечали за все аспекты жизни: возникновение город, законов, ремесел, искусства. Богов было не менее 700. Такое многобожие называют «политеизмом». Каждый египетский храм был посвящен какому-то богу. В разных областях Египта был свой культ божества. Однако существовали боги, которым поклонялись повсеместно:

http://pravmir.ru/drevnie-religii/

Мало того, что надписи повествуют о событиях персидской истории; они должны были гласить из рода в род отдаленному потомству о судьбах всего мира, предопределенных в совете самого Агура-Мазды. Таково их прямое назначение. Это не только подвиги Ахеменидов, но и воплощение на земле всеблагой воли покровительствующего им высшего божества. Слово, начертанное на камне, должно было свято чтимо, как бы означенное им самое дело, совершенное волей и милостью Агура-Мазды. И как всредние века благочестивые писцы клали зарок на списанные ими книги, чтобы никто впредь не смел их ни истреблять, ни отчуждать от церкви или монастыря, куда были они положены или завещаны: так еще с большим авторитетом – «объявляет Дарий царь: кто бы ты ни был, который когда-либо после будешь созерцать сии скрижали, кои велел я снабдить письменами, и сии изображения, возбраняй повреждать их, и пока живешь, имей попечение о сохранении их в целости. Объявляет Дарий царь: если ты сии скрижали и сии изображения возбранишь от повреждения, и потщишься об охранении их, пока не иссякнет твое племя, да будет над тобою милость Агура-Мазды, и да укрепится силою потомство твое, и да поживешь многая лета, и что бы ни замыслил ты сотворить, да поможет тебе Агура-Мазда по молитвам твоим. Объявляет Дарий царь: буде же, созерцая сии скрижали и сии изображения, попустишь повредить их, и покаживет твое племя, не потщишься о сохранении их, да будет тебе губителем сам Агура-Мазда, и да иссякнет племя твое, и что бы ни замыслил ты сотворить, да разорит тебе Агура-Мазда» (Коссов. Interpr. 51–53). Торжественные формулы, которыми Дарий закрепляет за собой идею о самодержавии, производя ее из предвечного источника, вместе с творением всего мира, и в которых ведет он царственную книгу родства, выработалисьна эранской почве до такой классической точности лапидарного стиля, что усвоены были слово в слово как непреложные тексты и преемниками этого завоевателя. В том же самом виде встречаются они на надписях Ксеркса и Артаксеркса Оха (Коссов. Interpr. 95, 97, 99, 100, 118:119).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

  Книга Деяний говорит нам о многих тысячах иудеев, крестившихся по слову апостолов. До того как в Церковь начался приток язычников, в еврейском мире за короткое время произошел как бы «христианский взрыв». Но вскоре начинается война с римлянами, которая обостряет национальное чувство; в сознании большинства иудеев побеждает Мессия-воитель. И именно этот призрак толкает народ к катастрофе. Впрочем, лжемессия не ограничился рамками иудейства. Он продолжал одерживать победы и в сознании христиан. Когда они преследовали и убивали людей именем Христовым, их Мессией был не Распятый и Воскресший, но лжемессия иудейских зелотов. Здесь нужно упомянуть еще раз и о единственном мессианизме, который знал внебиблейский мир, — мессианизме Заратустры. Мы уже видели, что, кроме пророков Израиля, только он верил в грядущую победу Бога. Но его Саошиант гораздо больше похож на зелотского Мессию, чем на Мессию Второисайи. Для иранского пророка победа Мазды была равнозначна внешней победе его поклонников, поэтому наступление Кхшатры (Царства Мазды) по существу лишается своего чудесного сверхъестественного характера. Оно мыслилось как торжество одних людей над другими, а не как духовное торжество Бога. Следует признать, что и пророки не избежали искушения земным мессианизмом, но в гимнах об Отрасли Давидовой и Эвед-Ягве этот соблазн побежден. Явление Мессии осталось для пророков, в конечном счете, чудом, сверхъестественным событием, неотделимым от Богоявления. Они возвестили о Помазаннике, Который придет, не возвысив голоса и не сломав надломленной тростинки, Муже скорбей, изведавшем страдания. Царство Божие восторжествует вопреки своей видимой немощи и слабости. Такова была тайна, открытая библейским избранникам, и они не побоялись говорить о вещах столь невероятных и неправдоподобных, не подкрепленных ничем, кроме внутреннего голоса. В сравнении с этим любые частные совпадения пророчеств с евангельской историей становятся второстепенными. Весть пророков о Царстве Божием противоречила всему, что знал древний человек. Его житейский опыт, его верования, его понятия о природе говорили, что все — неизменно. Но вот посланники Божии открывают миру великую цель, к которой он идет. Это учение не могло быть простой догадкой или чисто человеческим предвидением, оно явилось подлинно чудесным предощущением реальности грядущего Царства. Пророческое Откровение может быть поистине названо деянием Христовым в мире до Его воплощения среди людей. Библиография

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Единобожие в естественных религиях не реализовалось —186— нигде. И около Агура-мазды стоит почтенное количество богов. Но преходящие моменты почитания единого Бога бывали. А тенденции к созданию культа единого бога проявлялись во многих местах. Разве жрецы Мардука – этого вавилонского parvenu – не хотели сделать его единственным богом? Говоря о религиях Индии, о. Боголюбов отказывается от мысли найти в них или иных натуралистических религиях следы первоначального Божественного Откровения. Я согласен с ним, что бесспорные следы не найдены. Но я думаю, что он, а не его противники, слишком внешне понимает религию, полагая, что раз союз человека с Богом был разорван внешне, то у человека должны были исчезнуть воспоминания об этом союзе и внутреннее чувство связи с Богом. Разве Каин, ушедший от лица Господня, не перестал чувствовать, что на самом деле он не ушел от Господа? Затем, если мы примем Библию , как истину, и оставим в покое Каина, разве Библия представляет нам, что когда-либо и где-либо разрыв с истинным Богопочитанием был произведен внезапно и окончательно. Лот был праведным, а его потомки стали почитать Аштар-Хамошем. Как это случилось? Библия представляет нам в домоисеевскую эпоху много следов истинного богопочитания вне еврейского народа. Мы видим Мельхиседека, Иофора и его кенеян. Мы видим, что и человек с такой сомнительной нравственной физиономией, как Лаван арамеянин, получает откровения от Бога. Затем следы истинного богопочитания вне евреев исчезают. О. Боголюбов указывает на гностиков, на которых будто бы личность Христа не оказала влияния. Но ведь, гностицизм вышел не из христианства только, он есть создание многих факторов, и христианство было лишь одним из них, затем гностицизм знал Христа и еще позволительно сомневаться, чтобы Его образ не имел влияния на гностиков. Пусть о Боголюбов от гностиков обратится к современному христианскому мipy. Многие христианские общины все более и более отходят от Христа, но этот процесс отхождения от истины и замены богооткровенного ученая самоизмышленными представлениями о Божестве и Провидении совершается с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

388 «История нравственности и нравственных учений». Ч. 2. Киев, 1880. С. 169. Впрочем, такое пассивное сострадание, рекомендуемое Шопенгауэром, не помешало этому философу-пессимисту одному из первых экстренно выехать из Франкфурта, когда там началась было холера, и, таким образом, в противоречие своим принципам яснейшим образом обнаружить собственную волю к жизни. 390 Из огромной литературы о буддизме назовем труды проф. А. Гусева «Нравственный идеал буддизма и его отношение к христианству». СПб., 1874; Поля-Жанэ названное сочинение. С. 15–19; свящ. А. Балановского «Бог, душа и блаженство по буддийскому воззрению». Вера и разум, 1887. 15; его же «Культурное значение буддизма». Вера и разум, 1888. 4; Келлога «Буддизм и христианство». The Light of Asia and the Light of the World. London, 1885: перев. проф. Ф.С. Орнатского. Киев, 1894; Прот. Т.И. Буткевича «Как и зачем европейцы делают буддизм». Вера и разум, 1898. 21; свящ. И.И. Покровского «Буддизм и современное неверие». Вера и Церковь , 1899. Кн. 1, 2; его же «Буддизм перед судом Евангелия». Вера и Церковь , 1900. Кн. 6 и 7; Иосафа Краснитского «Причины современного увлечения буддизмом». Вера и разум, 1904. Т. I. Ч. 2; 1905. Т. I. Ч. 1 и 2; его же «Буддизм и христианство». Вера и разум, 1908. 16, 17, 19, 22 и 23; архим. Василия «Христианская религия и буддизм». Миссионерское обозрение, 1911. 12 и др. 391 О египетской религии и нравственности см.: Кагарова «Религия древнего Египта». СПб., 1906; Е.Ф. «К вопросу о египетской религии и мифологии». Рус. обозр., 1891. Кн. 1 и 2. 392 Агура – владыка, маз – великий, дао – знающий; от маздымаздеизм, название персидской религии, теперь называемой парсизмом. 393 Разумеем постановления Авесты (апастак – закон), обычно называемой Зенд-авестой (зенд – комментарий) о многочисленных и продолжительных очищениях от телесного осквернения (самое сильное осквернение происходит от соприкосновения с трупом умершего) и об истреблении нечистых и вредных животных (змеи, лягушки, муравья, кошки, видящей ночью лучше, чем днем) как порождений Аримана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОРОАСТР [авест. zara J uštra; среднеперсид. zardušt, zaratušt; новоперсид.; греч. Ζωροστρης], легендарный иран. пророк, основатель зороастризма . Имя Зороастр при переводе с авестийского означает «владеющий старыми/неистовыми/желтыми верблюдами», «ведущий верблюдов/ухаживающий за верблюдами». Также имя Зороастр истолковывают как «поклоняющийся огню». Самая ранняя дата проповеди З.- 6 тыс. лет до переправы Ксеркса (480 г. до Р. Х.) (Ксанф Лидийский), Гермодор называет дату 5 тыс. лет до падения Трои (1184 г. до Р. Х.), Плиний - 6 тыс. лет до смерти Платона (427-347 гг. до Р. Х.). Зороастрийские источники, составленные на среднеперсид. языке (Бундахишн, Задспрам (Затспрам), Арда Вираз Намаг), а также восходящие к ним труды мусульм. авторов Масуди (X в.) и Бируни (X-XI вв.) называют 258 г. «до Александра Македонского», т. е. 630-558 гг. до Р. Х. Совр. исследователи на основе анализа текстов Гат датируют время жизни пророка рубежом XII и X вв. до Р. Х. и локализуют регион деятельности З. в Вост. Иране. З. происходил из знатного иран. рода Спитама. В одной из проповедей (Ясна 33. 6) он называет себя «заотар» (главный жрец, совершавший ритуал возлияния (заотра) на жертвоприношение скотом и продуктами земледелия). Он называет себя также «мантран» (сочинитель мантр). Его отец носил имя Поурушаспа (Серолошадный), мать - Дугдав (Та, чьи коровы выдоены). В возрасте 30 лет, когда З. набирал из реки воду для приготовления хаомы (ритуальный напиток), ему явился Воху Мана (Благая Мысль), который препроводил З. в обитель Ахура Мазды (Господь Мудрый), где он получил откровение. З. выступил с проповедью новой веры, но она была отвергнута приверженцами древней индо-иран. религии, и пророк долгое время не находил последователей. Спустя 10 лет после тщетных попыток обратить своих соплеменников З. покинул родину и скитался до тех пор, пока не прибыл ко двору легендарного царя Виштаспы. Царь и его приближенные приняли новую веру, а З. обрел покровителя и остался при дворе. З. был неск. раз женат, имел 3 сыновей. От них, как считают зороастрийцы, произошло 3 сословия: Исадвастра стал верховным мобедом (жрецом), Урватнар - главой земледельцев, Хуршедчихр - воином. Дочери З.- Френ, Срид и Пуручиста стали образцами праведных женщин и жен. По легенде, З. погиб в возрасте 77 лет от руки противника его учения Братрок-реша (Братарвахша).

http://pravenc.ru/text/199993.html

В адм. отношении гос-во А. делилось на этнические территории (до 127, согласно Есф 1. 1, и более чем 70, по Геродоту (Historia III 90-96)), сгруппированные в 20 и более крупных округов-сатрапий, чье население было обложено регулярной податью. За пределами сатрапий проживали зависимые народы, платившие нерегулярную дань (колхи, набатейские арабы и сев. эфиопы). Столицами державы были Пасаргады (древний центр персид. племен), затем Сузы (ставшие адм. центром) и Персеполь (построен при Дарии I). К 521 г. до Р. Х. гос. религией А. стал зороастризм . Всех богов, кроме почитаемого Ахура Мазды , персы ставили неизмеримо ниже, что давало повод язычникам упрекать их в неуважении к богам ( Herodot. Historia IX 77). Но в целом А. терпимо относились к религиям покоренных народов, что во многом способствовало созданию мировой державы. По-видимому, персид. цари покровительствовали древним евреям, находя в их религии, к-рая также боролась с многобожием, определенное сходство со своей верой, ВЗ также нигде прямо не выступает против религии А. Завоевав Вавилон, Кир II позволил части древних евреев, к-рая была депортирована вавилонскими царями, вернуться на родину (2 Пар 36. 22-23; 1 Езд 1. 1-11). 1-я группа вернулась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (538 г. до Р. Х., 1 Пар 3. 18). После этого Иудея составила особое наместничество более крупного окр. Самарии, входившего в сатрапию Заречье. В 516 г. до Р. Х. Дарий I издал эдикт, позволивший завершить строительство Второго храма, и передал наместничество над Иудеей евреям, во главе к-рых в кон. VI - нач. V в. до Р. Х. были поставлены Шешбацар и Зоровавель. При Ксерксе I (см. Артаксеркс ) отношения А. с Иудеей резко ухудшились, но его преемник Артаксеркс I назначил наместниками Ездру (458 г. до Р. Х.) и Неемию (445 г. до Р. Х.), предоставив Иудее широкую автономию и выделив ее из состава Самарии в особый округ, а наместникам дал права религ. власти над всеми евр. подданными. С кон. V в. до Р. Х. наместничество в Иерусалиме было передано первосвященникам иерусалимского храма. После жестоких ассир. завоевателей правители А. воспринимались как носители мира. Цари династии А. неоднократно упоминаются в Свящ. Писании: Кир II - в 1 Езд 1. 1; 3. 7 и др., Дан 1. 21; 6. 28 и др., на него возлагается надежда на разрушение Вавилона (Ис 44. 25 - 45. 7), Дарий I - в 1-2 Езд, в Агг 1. 1, в Зах 1. 1; Ксеркс I - в Есф, в 1 Езд 4. 6; Артаксеркс I - в 1-2 Езд, в Неем 2. 1-6; Дарий III - в Неем 12. 22, в 1 Макк 1. 1. Однако соотнесение упомянутых в Свящ. Писании Дария (Книга пророка Даниила), Артаксеркса (1 Езд 4. 6 и сл., 2 Езд 2. 7 и сл.) с реальными фигурами, а также изложенных в Библии событий с фактами истории А. является до сих пор предметом дискуссий.

http://pravenc.ru/text/77172.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010