Когда, наконец, по прошествии многих веков пришли в Египет греки, они нашли в нем религию, граничащую с фетишизмом и поднимали на смех поклонников овощей и пресмыкающихся. Ведь и нам сорок лет тому назад преподавали в школах религию Египта в том же виде. В клинообразных надписях Халдеи и Ассирии ученых —301— поражают следы той же обратной эволюции. Разобраны древнейшие песни, в которых звучит вера в одного Бога, творца природы и судию умерших, и отзвук этого первоначального представления о единстве Божием слышится даже в позднейшее время. Между прочим, замечателен один гимн Эа, несколько экземпляров которого находятся в Британском музее. Научное сравнение доказало, что несколько стихов политеистического содержания вставлены в позднейшие списки, тогда как древнейшая часть строго монотеистична. У персов возвышенный, чистый культ Агуры Мазды выступает старейшим из тьмы веков. Зороастр является только преобразователем, очистившим эту старую религию от чуждых примесей. Эту же роль приписывают себе в своих известных надписях Ахемениды Ксеркс и Дарий. Только Артаксеркс Мнемон и его преемники, из политических соображений по отношению к покоренным народам, вводят статуи и идолов в религию Ирана. У индусов первоначальный монотеизм оставил следы не только в древних песнях Вед, но даже и в их нынешнем всюду господствующем многобожии. Знаменитые европейские индологи заодно с индийскими учеными утверждают, что религия Вед далека от многобожия. Имена яко бы различных богов произошли благодаря различным народам, которые называли Творца всякий по-своему. Доказательством служит, между прочим, то, что свойства и действия, приписываемые песнями этим божествам, все являются выражениями свойств высшего существа. Имя одного божества иногда даже дается другому. В знаменитом четвертом гимне стоит: «Я Индра есмь Варуна“. В Китае ученые открыли лишь недавно молитвы к высшему существу, которые произносит только император в дни праздников. Они, очевидно, являются памятником древнейших времен, и народ теперь таит их, как святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

57 Кшатра есть олицетворение власти. Эта аллегорическая личность имеет имя, переносящее нас в мир индусских Ариев. Власть утвердилась, по­клонники Ахура-Мазды встали крепкою ногою в Иране: Зороастр в предыдущей строфе молится об усилении этой власти. 58 Т. е. добрые дела, слова и мысли (1-я строфа) и песнопения (2 строфа). Мы говорили выше, что этот-гимн употребляется при богослужении Парсов. 60 Первое упоминание об огне как о священном символе или даже как о предмете поклонения. По-видимому, огонь в Зороастрическом учении счи­тался, как Агни в ведическом учении, оживляющим все творение и раз­литым скрытно во всей материи. Это весьма древнее воззрение. 61 Два последние стиха считаются сомнительными. Мы позволим себе заметить, что хотя крылатая фигура над царями в скульптурах Ахаменидов похожа на изображение Ассура в Ассирийских скульптурах, но Персидское божество всегда рисуется в покойном состоянии, держа в одной руке круг. В Ассирийских же скульптурах Ассур, точно также в кругу парящий над царем, весьма часто бросает стрелы свои в неприятелей Ассириян. По-видимому, два стиха текста имеют в виду Ассирийское изображение, а не Персидское, и могли быть внесены позже, когда склад мысли времени Ахаменидов был уже утрачен. (Ср. Rawl. Апс. mon. Vos: 2, р. 4, and. v. 3 Persia, Religion р. 347 sg.) Г.В. 62 Мы обращаем внимание на то, что слияние Аша и Вохумано с Ормуздом, как его атрибутов, ясно высказано в Гатах. 63 Мы предупреждаем, что строфы 7 и 8 представляют трудности перевода и некоторое сомнение. Кук оговаривает, что он следовал де-Гарлецу и Гаугу. 64 По всей вероятности символизм имеет в виду дикие и бурные страсти, уподобляемые диким зверям. 67 В позднейшем только учении Авесты Армаити становится одним из высших Амшапандов и превращается, как супруга и Дочь Ормузда, в покровительницу земли. В санскритском переводе Ясны Нериозенга она Притивипати. 68 Мы постараемся со временем сказать несколько слов о двух последних статьях книги, указывающих на несомненные остатки одного общего языка, которого следы находятся в корнях всех языков, начиная с древне-египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пока человек жив, он наделен средствами, противодействующими силам зла и поддерживающими его тело: душой (урван), разумом (баодха), мудростью (храт), верой (даэна). Как только человек умирает и душа покидает тело, на труп набрасывается дэв трупного разложения Друхш-йа-Насу, к-рый полностью завладевает телом, делая его своим жилищем. Т. о., мертвое тело, по представлениям зороастрийцев, не имеет отношения к умершему человеку, к-рого заменяет заражающий смертью дэв. Поэтому никто из единоверцев, даже самые близкие родственники, кроме насасаларов (мойщиков трупов), никогда не прикасались к покойнику. Слово «насасалар» происходит от «насу» - олицетворения смерти, которую представляли в образе мухи, прилетающей с севера. Она может вселиться в мертвые и даже в живые существа, если, как считают зороастрийцы, этому не воспрепятствовать молитвами и соблюдением особых предписаний. Насасалары обмывали тело, надевали на него белый саван и пояс (кушти), складывали руки на груди. В течение 3 дней и 3 ночей, пока покойник не был похоронен, священнослужители и родственники читали молитву, соблюдая определенные запреты в отношении еды и питья. Согласно авест. Хадохт-наску, 3 дня и 3 ночи душа умершего пребывает у его головы, а на рассвете 4-го дня она встречается со своей верой - Даэной, которая является в образе прекрасной девы, если при жизни человек вел праведный образ жизни, или в образе безобразной старухи, если человек грешен. Праведник отправляется в обитель Ахура Мазды, а грешник низвергается в темное царство Анхра-Майнью. Др. мифологема связана с представлениями о разделяющем мосте Чинвад, где умерших встречает их Даэна, к-рая переводит праведников на др. сторону моста, а грешников низвергает в преисподнюю. Согласно средневек. зороастрийскому тексту «Дадестан-и меног-и храд», перед мостом Чинвад божества-язаты (достойные почитания) Митра, Сраоша и Рашну вершат справедливый и беспристрастный суд над душой, полагая на весы ее благие и дурные поступки, дабы определить тем самым ее посмертную участь. По зороастрийским представлениям, посмертная участь человека находится всецело в его руках. При этом следует отметить, что если для раннего З., отраженного в Гатах, проблема судьбы и предопределения как силы, довлеющей над индивидом, не обозначена, то в «Младшей Авесте» под влиянием фаталистических концепций зороастрийское богословие было вынуждено дать четкое определение сфере воздействия судьбы и ограничило ее биологическими и бытовыми аспектами (рождением, браком, богатством, потомством, смертью), тогда как вопросы духовного развития относились исключительно к сфере действия свободной человеческой воли.

http://pravenc.ru/text/199995.html

3. О культе огня в Хорезме, ставшем впоследствии одним из центров зарату-стризма, см.: С. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948. Почитание огня существовало и у индийцев (бог Агни), и у обитателей Малой Азии (см: В. Иванов. Культ огня у хеттов. Сб. «Древний мир», М., 1962, с. 268). Миф о мировом пожаре см.: Эдда, М, 1917, т. I, с 104. Аналогичное учение было и в Вавилоне (см: Г. Винклер. Вавилон Его история и культура. СПб., 1913, с. 116). 4. О преемственной связи образов Дьяуша Асуры, Варуны (Асуры Вишваведы) и Мазды Агуры (Агурамазды) см.: А. Введенский. Религиозное сознание язычества. М., 1902,т.1, с. 281; Radke. Dyaus Asura, Ahura Mazda und Asuras, 1885; О. Klima. Zaramusmra. Ргана, 1964, l, s. 78; J. Duchesne-Guillemin. Ор. cim., р. 104. Пластическое изображение Агурамазды на персидских памятниках в виде мужской фигуры, вписанной в крылатый диск, генетически связано с изображением ассирийского бога Ашура. 5. О дальнейших судьбах учений, порожденных иранской религией, см.. Ю. Николаев (Данзас). В поисках за Божеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913; Г. Ли. История инквизиции, т. I; Л. Карсавин. Очерки религиозной жизни в Италии в XIII b., СПб., 1912; Д. Ангелов. Богомильство в Болгарии. М., 1954; Н. Казакова и Я. Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси. М., 1955; S. Регетепт. Le Dualisme des theosophes et des religions. 6. Гаты написаны на языке, который отличает их от остальных частей Авесты. Это связано не только с тем, что они были записаны ранее других книг, но и с архаическим, возвышенным стилем, свойственным их автору (см. Е. Herzfeld. Zoroaster and his world, 1947, v. I, р. 238). Первоначально Гаты, вероятно, заучивались наизусть и пелись во время богослужений (см.: А.Маковельский. Авеста, с.30). В основу цитируемых нами отрывков положен перевод Маультона ( J. N. Moulmon. Early Zoroasmrianism, 1912),исправленный по переводу Дюшена-Гийемена ( J. Duchesne-Guillemin.The Hymns of Zaratustra. London, 1952). 7. В настоящее время теория о мифичности Заратустры почти всеми историками оставлена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Однако было бы неверным сказать, что заратустризм кончился вместе с Заратустрой. Пусть акцент на дуализме и языческие влияния усиливались в нем, но тот духовный импульс, который исходил от личности пророка, не умер. Наиболее благотворным и долговечным оказалось его учение о нравственной свободе. Не слепое, уныло-покорное исполнение предписаний, но сознательный и ответственный выбор доброго начала должен побудить человека встать в ряды воинов Мазды. О Агура Мазда! Заратустра сам избирает Твой Святейший Дух. Пусть Арта воплотится, полная жизни и силы, Пусть Благочестие будет в лучезарном Царстве! Ясна 43, 16   Динамичность, бодрость, готовность служить правому делу — вот главные интонации в призывах Спитамы. Подобно тому как Бог свободно избирает свет и добро, их принимает и Его поклонник. «Согласно выбору… какой сделал Агурамазда… я являюсь маздеистом», — гласит заратустрийская присяга (Ясна 12, 7). Этот религиозно-нравственный пафос вдохнул силы в иранские племена, сделав их предметом удивления для окружающих народов. «Лживость почитают они постыднейшим пороком», — писал Геродот, принадлежавший к нации, враждебной персам. Вера в Кхшатру, Царство Божие, как итог и венец мирового бытия, воодушевляла Заратустру в его скитаниях и неустанной борьбе. Он был убежден в своей особой роли в судьбах народа иприсваивал себе титул Саошианта, Избавителя [ 14 ]. Он надеялся, что в конце концов станет всеобщим вождем и сокрушит царство Друджа. Тем, кто возненавидит дэвов и врагов Саошианта, Тому душа грядущего Саошианта, Владыка Дома, Будет другом, братом, отцом, о Мазда Агура! Ясна 45, 11   Но мечтам пророка не суждено было сбыться. При его жизни маздеизм не распространился дальше Бактрии, а религиозные войны кончились, как гласит легенда, вторжением врагов в Бактру и гибелью престарелого Заратустры. После его смерти у заратустрийцев возникла вера в то, что Мазда пошлет людям нового Саошианта. Как мы увидим, на эту роль одно время будут претендовать персидские цари. Но постепенно ожидание Избавителя приобретет черты, сходные с иудейским мессианизмом. Маги, приняв заратустризм, будут учить, что через большие промежутки времени Саошиант приходит на землю, чтобы обрушиваться на силы Аримана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Уважаемые «синие ведерки»! Давайте в перерывах между погонями за Никитой Михалковым (хоть это и ему полезно для смирения, и всем весело), но все-таки хотя бы в перерывах погоняем простые «тойоты», «мазды», «хонды» и восьмерки с простыми русскими (кавказскими, среднеазиатскими – невзирая на лица) водителями с внутренними мигалками. Увидим такого на дороге, догоним, снимем, зададим неприятные вопросы, вывесим в сеть на сайте позора, сдадим видео в полицию. И пусть попробуют не отреагировать. Потому что пока мы гоняемся только за Михалковым, у простых русских мужиков крепнет ощущение, что это Михалков во всем виноват, Пушкин, Путин, пуськи, чурки, менты, оппозиционеры. А он – жертва, ему все можно, от него жена ушла, ему на новую «тойоту» не заработать. Внутренняя мигалка включается на полную мощность, и погнали. А ты, обычный российский водитель, не поп, не чиновник, не топ-менеджер, выезжая на дорогу, фитилек с понтами прикрути. Погаси мигалку в себе и езжай с Богом. Александр Баунов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 1 апреля, 2024 30 марта, 2024 30 марта, 2024 26 марта, 2024 25 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/pogasi-migalku-v-sebe-...

Злой принцип у них является подчиненным и низшим. В сущности, у них, как первоверховный, выдвигается единый благой принцип, но это уже – не дуализм, а монотеизм. В духе подобного монотеизма современные парсы перерабатывают древний дуализм Авесты. Так верховный жрец Растамжи Эдульжи Дустоор Песхотан Сантана, делегат парсов из Бомбея, прочитал на базельском конгрессе по истории религий, бывшем в 1903 году, реферат «Агура-Мазда в Авесте». Основное положение реферата Растамжи: религия Заратуштры есть монотеистическая. Агура Мазда по его утверждению значит существующий сам собою, Бог живой, личный, Отец небесный, первая причина всего, творец, которого нельзя отождествлять с творением. Принцип злой – Ангра Майниу – представляет, по Растамжи, в этике Авесты только совокупность зла, которую человек может усвоить и осуществить свободными действиями своей воли. Парсизм, по заключению референта, есть монотеизм, резюмирующийся в культе высшего творца Агура-Мазды, подателя жизни и регулятора человеческих дел (промыслителя). Можно с уверенностью сказать, что бавили не читали этого доклада, в котором Агурамазда принял черты Бога монотеистов. С такою же уверенностью можно сказать, что бавили не читали и Авесты. Как же на них мог влиять маздеизм? Женнеп попускает, что теория шести категорий есть продукт самостоятельного творчества бавили. Относительно этого должно сказать, что за и против здесь можно говорить тоже самое, что и по вопросу о других пунктах воззрений бавили. С одной стороны никаких влияний нельзя проследить исторически, с другой стороны подобные воззрения существовали и у других народов. Число шесть фигурировало в основе счисления халдеев. В маздеизме непосредственно за высшим благим принципом следовали шесть благих начал (амшаспанды) и непосредственно за высшим злым принципом следовали соответствующие шесть злых начал. Наконец теория классификации у бавили имеет немало точек соприкосновения с учением индийской логики. Мировоззрение бавили с несомненностью показывает, что душе этих негров родственны все высокие идеи, возникшие и развившиеся на европейской и азиатской почве, но существует ли историческое родство между взглядами бавили и религиями и философией Европы и Азии? На этот вопрос можно отвечать только предположительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

О том, что ее сын попал в аварию и находится в реанимации, Алевтина Николаевна узнала только на следующий день поздно вечером. Ей позвонила мама Сашиного знакомого, который был за рулем темно-серой «мазды», врезавшейся в КамАЗ. Из трех человек, находившихся в момент ДТП в легковой машине, больше всех пострадал Саша. Приятели, получив легкие травмы, с места аварии просто сбежали, оставив его одного. Скорую вызвал наряд ДПС, который находился неподалеку от места аварии. «Сашу увезли в ногинскую больницу. У него вся голова была разбита: череп продавлен, из-за разрыва сосудов образовались гематомы. Кровь текла из ушей и из носа. Три литра крови потерял. Сына тут же прооперировали: удалили гематомы и обработали открытый перелом костей – теменной и височной. Чуть не удалили левый глаз. Выживет Саша или нет, никто не знал. В больнице боролись за каждый час его жизни. Как мне потом сказала врач, она Сашину голову в прямом смысле заново собрала», – говорит Алевтина Николаевна. В ногинской больнице Саша провел два месяца. Из них две недели – в реанимации в крайне тяжелом состоянии. К нему не пускали никого – даже маму. Питался Саша через зонд, дышал через трахеостому (специальную трубку, которая помещается хирургическим путем в трахею). Когда состояние Саши стабилизировалось, мама, по совету врачей, начала читать ему книжки. «Приключения Незнайки» – как в детстве. Пока Саша знаками не дал понять, что Незнайка ему надоел. Из ногинской больницы Сашу перевели в Балашиху – по месту жительства. Именно там появилась первая положительная динамика: Саша стал самостоятельно дышать, есть, двигать руками и ногами. В 2017 году в московской больнице ему сделали еще одну операцию: закрыли гигантский дефект левой теменной области. За последние три года он прошел несколько курсов реабилитации в разных центрах – бесплатно, по ОМС. Заново учился сидеть на кровати, держать спину, учился ездить в инвалидном кресле, а потом и ходить. Саша борется изо всех сил Бывший приятель, виновник ДТП, ни разу Сашу не навестил, материальную компенсацию, несмотря на решение суда, так и не выплатил. На помощь пришли малознакомые люди – соседи по району. Они помогли купить ортопедическую кровать и велотренажер. Собрали деньги на массажиста и специалиста ЛФК. «Знаете, один из врачей в Москве мне как-то сказал: – Ваш сын будет «овощем».

http://pravmir.ru/druzya-sbezhali-s-mest...

4. Религия жителей бассейна Тигра и Евфрата носит имя ассиро-вавилонской; справедливее ее было бы назвать вавилонско-ассирийской. Древневавилонская монархия и господство её религии гораздо древнее ассирийского. Торжество Ассирии было сравнительно поздним и недолгим (главным образом, VIII в. до Р. X.). В эту эпоху выступают и заявляют о себе миру и особенности ассирийской религии. Но с падением Ассирии погибает и её бог Асур, и все, что в их религиозных представлениях и действиях было особенного сравнительно с вавилонянами. И ассирияне, и вавилоняне, несомненно, имеют общее происхождение, язык ассириян рассматривается как наречие, незначительно отличавшееся от вавилонского. Пантеон вавилонян, оказывается, почитался и в Ассирии, но кроме вавилонских богов Ассирия имела своего, которого считала высочайшим, Асура и в отношении к богам, которые почитались вавилонянами, сравнительно с последними вносила некоторые особенности. Очень может быть, что имя Асур происходит от Ansar название творческого начала в вавилонской истории творения, от которого произошла высшая триада богов (Тиле). В еврейском и ассирийском языках корень ashr означает „быть милостивым, благословенным, оказывать счастье“; это сближают с тем обстоятельством, что имя Асур иногда писалось идеографически как „добрый бог“, но это звуковое сближение, а не историческое. Название города Асура, который был древнейшей столицей Ассирии, надо полагать, произошло от имени бога, затем, когда территория ассириян расширялась, они все, что оказывалось в их власти, называли Ассирией, т. е. областью бога Асура. Город Асур был забыт, столицами Ассирии становились Нина (Ниневия), Калху (Келах), Дур-Саррукин, но бог Асур во всех столицах почитался неизменно. Замечательно, что нет древних изображений Асура. Позднейшее его эмблематическое изображение (полагают, заимствованное от изображения египетского солнечного диска и, в свою очередь, несомненно, послужившее моделью для персидского Агура-Мазды) таково: бог с натянутым луком или с вытянутой стрелой, с обеих сторон у него крылья, снизу птичий хвост.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

божества, к-рое рассматривалось в качестве посредника между высшим божеством, Кроносом-Сатурном, и людьми (см. Митраизм ). Митра - устроитель не только социального, но и природного космоса. Он связан с солнцем, он хозяин пастбищ, благодаря ему идут дожди и зеленеют растения, он исполняет просьбы и обеспечивает материальный достаток. Главную миссию Митры его почитатели усматривали в борьбе со злым началом, соответствующим иран. противнику Ормазда ( Ахура Мазды ) - Ариману ( Анхра-Майнью ). В конце мира, когда сумма добра перевесит сумму зла, Митра должен возвратиться на землю, окончательно победить зло и установить всеобщее царство добра и счастья. Верующие своим поведением и соблюдением моральных норм и проч. предписаний должны были содействовать скорейшей победе и пришествию Митры. Постепенно культ Митры, включавший мистерии в его честь, распространился по всей империи (особенно среди военных и адм. персонала); поклонниками Митры были императоры Нерон (54-68) и Коммод (180-192). В Остии раскопаны 14 храмов Митры - митреумов. Не менее популярны были издавна известные и официально признанные Калигулой (37-41) егип. божества Исида и Серапис. Клавдий (41-54) реформировал культ Кибелы, почтив ее великолепным праздником (отмечался 24-27 марта) с пышными шествиями, обрядом омовения статуи богини и торжественными молебнами за императора, армию, сенат и народ. Широкое распространение на территории Римской империи получил иудаизм , который обладал немалой притягательной силой для разных слоев рим. общества, подверженного влиянию вост. культов, особенно со II в. до Р. Х. Именно иудейский прозелитизм питал стойкое предубеждение рим. консерваторов и моралистов в отношении иудаизма: они видели в нем серьезную угрозу для традиц. рим. уклада, основанного на «нравах предков» (mores maiorum). Специфический рим. «антисемитизм» начинается с Цицерона, отмечен у Горация, Квинтилиана, Персия, Сенеки , Петрония, Марциала и достигает апогея в произведениях Тацита и Ювенала. Между тем Варрон с интересом и симпатией относился к иудаизму, а Сенека и Тацит с известным уважением отзывались о вере евреев в единого Бога - unum numen.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010