Древневавилонская монархия и господство ее религии гораздо древнее ассирийского. Торжество Ассирии было сравнительно поздним и недолгим (главным образом VIII в. до Р.Х.). В эту эпоху выступают и заявляют о себе и особенности ассирийской религии. Но с падением Ассирии погибает и ее бог Асур и всё, что в их религиозных представлениях и действиях было особенного сравнительно с вавилонянами. И ассирияне и вавилоняне несомненно имеют общее происхождение, – язык ассириян рассматривается, как наречие незначительно отличавшееся от вавилонского. Пантеон вавилонян, оказывается, почитался и в Ассирии, но кроме вавилонских богов Ассирия имела своего, которого считала высочайшим Асура и в отношения к богам, которые почитались вавилонянами, сравнительно с последними, вносила некоторые особенности. Очень может быть, что имя Асур происходит от Ansar – название творческого начала в вавилонской истории творения, – от которого произошла высшая триада богов (Тиле). В еврейском и ассирийском языках корень a–sh–r означает – быть милостивым, благословенным, оказывать счастье, это сближают с тем обстоятельством, что имя Асур иногда писалось идеографически, как «добрый бог», но это звуковое сближение, а не историческое. Название города Асура, который был древнейшей столицею Ассирии, надо полагать, произошло от имени бога, затем, когда территория ассириян расширялась, они всё, что оказывалось в их власти, называли Ассирией, т.е. областью бога Асура. Город Асур был забыт, столицами Ассирии становились Нина (Ниневия), Калху (Келах), Дур-Саррукин, но бог Асур во всех столицах почитался неизменно. Замечательно, что нет древних изображений Асура. Позднейшее его эмблематическое изображение (полагают, заимствованное от изображения египетского солнечного диска, и в свою очередь, несомненно послужившее моделью для персидского Агура-Мазды) таково: бог с натянутым луком или с вытянутой стрелой, с обеих сторон у него крылья, снизу птичий хвост. В Асуре не было элементов солнечного бога или бога природы. Он называется отцом и царем богов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ольга Васильевна пишет: « …внезапно Павел, который стоял боком, резко повернулся ко мне. Последнее, что я запомнила – это его лицо, искаженное ужасом. В этот же момент Павел обеими руками оттолкнул меня на обочину дороги . Я пришла в сознание в операционной травматического отделения городской больницы г. Партизанска. …Я более чем уверена, что инспектору ДПС Карпенко я обязана жизнью». Павел Карпенко скончался на месте. Второму сотруднику Партизанского ОМВД лейтенанту Евгению Кваскову оторвало ногу. От травм, несовместимых с жизнью, и обильной кровопотери он умер в реанимационном отделении местной больницы: дома кормильца не дождались молодая жена и кроха-сын. Место трагедии. Фото: primuvd.ru В автокатастрофе погиб местный житель, серьезно пострадали врач и участник предыдущего ДТП. Злоумышленник, замесивший кровавую кашу, на этом не остановился. Его автомобиль продолжил движение по встречной полосе трассы, «собирая» за собой веер машин, не в то время и не в том месте оказавшихся на дороге. В результате неадекватного поведения воителя-убийцы новыми фигурантами в деле о страшном ДТП в Партизанске стали водители трех иномарок: Тойоты Висты, Тойоты Короллы Филдер и Мазды МПВ. За рулем одной из машин была беременная женщина: в результате столкновения она получила тупые травмы живота и ушиб грудной клетки. «Каждое такое письмо, написанное от всего сердца, со слезами на глазах, незабываемо. В момент, когда читаешь строки благодарности нашим сотрудникам, на задний план уходит усталость и огорчения, мелкие повседневные заботы и суета. И ты понимаешь, для чего служишь, четко осознаешь, что без таких ребят, каждый день с риском для жизни выполняющих свой профессиональный долг, общество лишилось бы главного – уверенности в завтрашнем дне. Я искренне верю: именно из таких поступков складывается мнение о сотрудниках органов внутренних дел как о защитниках, готовых в любой ситуации прийти на помощь. И именно такие военослужащие формируют образ современного стража порядка», – отметил генерал Николаев.

http://pravoslavie.ru/52754.html

Вероучение.Основополагающим священным текстом зороастризма является Авеста, которая по легенде была записана при жизни Заратуштры золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур и хранилась в царской сокровищнице Ахеменидов вплоть до завоевательного похода Александра Македонского. Текст Авесты по лингвистическим критериям разделяется на Старшую (Гаты, приписываемые Заратуштре) и Младшую Авесту. Достоверно установлено, что дошедший до нас текст Авесты был письменно зафиксирован специально разработанным для этого авестийским алфавитом и кодифицирован в эпоху Сасанидов в V-VII в. н.э. и включал в себя 21 книгу (наск). Сохранившиеся до настоящего времени рукописи Авесты сильно фрагментированы, что, закономерно, затрудняет как исповедание зороастризма, так и его исследование. Ядром традиционного зороастризма можно считать идею фундаментального извечного космического противостояния двух мировых начал – Добра и Зла, высшими олицетворениями которых являются благой бог Ахура-Мазда (Ормазд) и темный демон Ангро-Майнью (Ахриман). Это ядро определяет дуалистическую структуру мироздания: все существующее может быть отнесено к иерархии Добра или, напротив, Зла. Человек – высшее творение Ахура-Мазды — наделен свободой воли, которая позволяет совершать осознанный жизненный выбор между добром и злом. От этого выбора зависит благополучие человека в его земном телесном воплощении, а также посмертная участь его души. Добродетельный зороастриец, придерживающийся трех основных этических заповедей – благая мысль, благое слово, благое дело – после смерти рассчитывает присоединиться к Творцу в небесной обители, тогда как грешника ожидают вечные мучения. Требование благой мысли и благого слова, прежде всего, сводятся к необходимости избегания лжи; благое дело – следование благой вере, исполнение культовых предписаний, а также активное хозяйствование: заключение брака, рождение детей, возделывание мира. В дуалистически организованном космосе человек – единственное существо, которое находится в состоянии неопределенности, а потому вольно или невольно может соприкасаться со злом, оскверняющим тело и душу. Как следствие, краеугольным камнем повседневной культовой практики традиционных зороастрийцев является требование поддержания ритуальной чистоты жизненного пространства, тела и души. Вероучение зороастризма задает эсхатологическую перспективу: в конце времен явится Саошьянт (Спаситель), который возглавит силы Добра для решающей окончательной битвы со Злом, что ознаменует собой конце мировой истории.

http://bogoslov.ru/event/5376665

  Кем же был Спитама? Сам он себя нигде не называет жрецом, магом. Это звание передавалось только по наследству, и маги, подобно израильским левитам, составляли замкнутый клан. Не принадлежа к магам по рождению, реформатор говорил о себе как о «мантраме», псалмопевце, и лишь в одном (и то сомнительном) месте он называет себя «избранником». Мастерство, с каким написаны Гаты, позволяет предположить, что их автор принадлежал к образованному слою общества. Согласно легенде, Спитама двадцати лет от роду ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья в Азербайджане. Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду [ 8 ]. В отличие от брахманов и греческих философов, его не столько волновали отвлеченные вопросы, сколько мечта об установлении на земле истины, мира и справедливости. Эта черта роднит его с пророками Израиля. Окраины Ирана в годы молодости Спитамы были постоянно охвачены смутами и войнами. Часть населения стремилась к оседлой трудовой жизни, другие же, особенно обитатели Турана, оставались воинственными номадами. Они нависали постоянной угрозой над мирными поселенцами. В одной из частей Гат мы слышим голос «Души Быка» (существа, символизирующего мирных крестьян), которая жалуется Мазде на беды, причиняемые набегами врагов. «Душа Быка» ждет, что Мазда пошлет в мир человека, который принесет людям Ашу, или Арту, — праведный порядок. Но в то же время она сомневается в том, что слово пророка окажется действенным, если его не поддержит рука царя или князя. Для Спитамы губители-номады и древние боги, которым они поклонялись, составляли одну сатанинскую рать. Он называет этих богов старым арийским термином дэвы, но в его устах это уже не «боги», а демонические силы. Как гласит легенда, дэвы не раз пытались атаковать Спитаму в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью. Но пророк остался непоколебим. Лжебогам он хочет противопоставить истинную веру в истинного Бога. После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратустра открыл для себя в лице древнего Мазды Агуры этого Бога, Творца Вселенной и Правды. Я вопрошаю Тебя, Агура Мазда, — ответь же мне: Кто был отцом, родившим Правду? Кто установил путь солнцу и звездам? Кто же это, если не Ты, подобный месяцу, растущему и умаляющемуся? Я хочу, о Мазда, знать это и многое другое. Я вопрошаю Тебя, Агура, — ответь же мне: Кто утвердил землю внизу и облачное небо, чтобы оно не упало? Кто утвердил воды и растения? Кто в облака запряг ветер? Я вопрошаю Тебя, Агура, — ответь же мне: Какой художник создал свет и тени? Какой художник создал сон и бодрствование? Кто сделал утро, полдень и вечер, Чтобы указать разумному его дело? Ясна 44, 3-5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

938. Handbuch theologischer Grundbegriffe, B. I-II, 1962, (под ред. Н. von Fries). 939. Hasting " s Dictionary of the Bible. London, 1963. 940. Leon-Dufour X. Vocabulaire de theologie Biblique. Paris, 1970 (есть англ., нем. и русск. переводы). 941. Mc Kensie J. Dictionary of the Bible. N.Y., 1966. 942. Miller М. and Miller L. Harper " s Bible Dictionary. N.Y., 1961. 943. Miller М. and Miller L. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967. 944. Rowley Н. Н. (ed.). Eleven Years of Bible Bibliography, Indian Hills, Colorado, 1956. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ В этой книге большинство имен и географических названий (кроме общеизвестных) даны в древнееврейской (масоретской) транскрипции. Ввиду того, что русские переводы Библии употребляют греческую транскрипцию, сильно отличающуюся от древнееврейской, здесь дан сравнительный перечень имен и названий.   Греческая транскрипция (LXX) Масоретская транскрипция Вефиль Бетэль Годолия Гедалия Гофолия Аталия Девора Дебора Эфраим Зоровавель Зерубабель Манассия Менаше’ Массифа Мицпа’ Менаим Менахе’м Неемия Нехеми’я Олдама Санаваллат Санбаллат Пекахия СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Анавим (евр.)  — буквально «бедные», «неимущие» (от АНИ—«бедняк»). Слово обычно переводится как «кроткие» и означает людей праведных, верных Богу (ср. евангельский термин «нищие духом»). Даат элогим (евр.)  — познание Бога. Имеется в виду не теоретическое (богословское) знание, но духовная близость, достигаемая через любовь и веру. Иерократия (греч.)  — власть духовенства. Кадош (евр.)  — святость. Означает обособленность, освященность, принадлежность сакральному (ср. новозаветное название христиан: «святые»). В приложении к Богу имеет смысл несоизмеримости твари и Творца. Кавод (евр.)  — Слава. Означает своего рода «ореол» Бога, излучение Его мощи, обращенной к миру. Всякое видимое Богоявление есть Слава. Кхшастра (иранск.)  — Царство бога Мазды. Масоретский текст (от евр. масора — «предание»)  — текст Библии, в котором учителями-масоретами (VI b. н. э.) впервые были внесены обозначения гласных букв («накудот»). Является общепринятым текстом в иудаизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Картина Вселенной как арены борьбы, в которой созидается мировая структура, была великим открытием человеческого духа, подлинным проникновением в суть сотворенных вещей. Но ахиллесовой пятой всех этих учений являлось обожествление хаотического начала, неизбывный страх перед ним. Во многих мифах оно почиталось даже как нечто предшествующее порядку и рождающее его поборников. А поэтому космическая битва представлялась нескончаемой и лишенной перспективы. Нужны были постоянные усилия богов и людей, чтобы не дать Хаосу завладеть миром. Во всем внебиблейском мире один Заратустра, хотя и принял теорию дуализма, все же отверг его пессимистический характер. Его живая вера в Бога открыла ему грядущую победу Добра. Старый арийский миф о вселенском пожаре превратился у него в конечное торжество Мазды. Здесь он снова приближается к Библии, к ее эсхатологии. Заратустра был убежден, что рано или поздно дэвы, сеющие в мире зло, будут посрамлены, а все люди, служившие Мазде мыслью, словом и делом, получат награду в Царстве Божием. Тогда, о Мазда, Твое Царство Будет дано вместе с Благой Мыслью Тем, кто предаст Друджа в руки Арты, о Агура. Ясна 30, 8   Если греки достигли высочайшей вершины в философском осмыслении идеи Бога, если индийцы пришли к высочайшему пределу «естественной мистики», то, исключая библейское Откровение, в религии Заратустры мы видим наибольшее приближение к Богу Живому. И все же это было «человеческое, слишком человеческое» приближение. Идея священной войны омрачала его чистоту, а уступка традиционному дуализму оставляла уязвимое место, обрекавшее заратустризм на поражение [ 12 ]. Рассказывают, что Константинополь пал потому, что забыли запереть маленькую дверь в городской стене. Нечто подобное случилось и с религией Заратустры. Сохранив в своей доктрине черты прежнего многобожия, Заратустра оставил лазейку, через которую в его учение просочилось язычество, а вместе с ним и ложная магическая религиозность. Уже через два-три поколения после смерти Заратустры арийские боги возвращаются в опустевший пантеон. В V веке Геродот пишет, что персы, почитая небесного Зевса (Агурамазду), приносят жертвы также солнцу, луне, огню, земле, воде и ветрам (История 1, 131). А в надписи персидского царя Артаксеркса II (IV b. до н. э.) рядом с Агурамаздой упомянуты Митра и богиня Анахита [ 13 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Но как же согласовать это с монотеизмом Спитамы? Почему, будучи поклонником единого Бога, он усмотрел в злом начале некий самодовлеющий, самосущий принцип? Дуализм (двоебожие) не был созданием самого Спитамы. Скорее всего, он явился у пророка уступкой древней традиции. Картина Вселенной как арены борьбы, в которой созидается мировая структура, была великим открытием человеческого духа, подлинным проникновением в суть сотворенных вещей. Но ахиллесовой пятой всех этих учений являлось обожествление хаотического начала, неизбывный страх перед ним. Поэтому космическая битва представлялась нескончаемой. Во всем внебиблейском мире один Заратустра хотя и принял эту теорию, но все же отверг ее пессимизм. Его живая вера в Бога открыла ему грядущую победу Добра. Здесь он снова приближается к Библии. Если греки достигли высочайшей вершины в философском осмыслении идеи Бога, если индийцы пришли к высочайшему пределу «естественной мистики», то, исключая библейское Откровение, в религии Заратустры мы видим наибольшее приближение к Богу Живому. И все же это было «человеческое, слишком человеческое» приближение. Идея священной войны омрачала его чистоту, а уступка традиционному дуализму оставляла уязвимое место, обрекавшее заратустризм на поражение. Наиболее благотворным и долговечным оказалось учение Заратустры о нравственной свободе. Не слепое, уныло–покорное исполнение предписаний, но сознательный и ответственный выбор доброго начала должен побудить человека встать в ряды воинов Мазды. Но мечтам пророка о грядущем торжестве его учения не суждено было сбыться. При его жизни маздеизм не распространился дальше Бактрии, а религиозные войны кончились вторжением врагов в Бактру и гибелью престарелого Заратустры. Около 546 г. до Р.Х. Бактрия вошла в состав персидской державы Кира. Присоединение ее, по свидетельствам Геродота и Ктесия, произошло мирным путем. Кир всюду проводил гуманную политику: с уважением относился к местным обычаям и верованиям, не допускал массовых убийств и пыток пленных, в городах сохранялось самоуправление, подати устанавливались умеренные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Окраины Ирана в годы молодости Спитамы были постоянно охвачены смутами и войнами. В одной из частей Гат мы слышим голос «Души Быка» (существа, символизирующего мирных крестьян), которая жалуется Мазде на беды, причиняемые набегами врагов. «Душа Быка» ждет, что Мазда пошлет в мир человека, который принесет людям справедливый порядок. Для Спитамы губители–номады и древние боги, которым они поклонялись, составили одну сатанинскую рать. Он называет этих богов старым арийским термином «дэвы» (боги), но в его устах это уже не боги, а демонические силы. После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратустра открыл для себя в лице древнего Мазды Агуры Бога, Творца Вселенной и Правды. Итак — единый Бог? Значит, мы можем признать в Заратустре брата и единомышленника израильских пророков, языческого предтечу Христа на иранской земле? По существу это вполне допустимо. Тем не менее, мы ошиблись бы, поставив знак равенства между Гатами и Ветхим Заветом. При всем поразительном сходстве они существенно отличались в ряде основополагающих пунктов. Хотя пророки Библии и признавали необходимость нравственной активности человека, однако они утверждали, что истинного спасения можно ожидать только от Бога. Поэтому они так настаивали на бесплодности политической деятельности и считали, что нельзя возлагать надежды на «коней и колесницы» (ср. Пс 19:8). Спитама искал могущественного покровителя, который стал бы его последователем. Он был уверен, что без такой поддержки не добьется успеха: «Я знаю, о Мазда, почему я бессилен! Это потому, что у меня мало стад и мало людей. Я обращаю к Тебе мою жалобу, выслушай ее, Агура: Окажи мне помощь, которую дал бы друг своему другу, Научи меня Правде и обладанию Благой Мыслью». (Ясна 46:2) Наконец неожиданно пришел большой успех. Сам властитель Бактры Виштаспа, которому подчинялись Хорезм, Согдиана и другие соседние земли, уверовал в миссию Заратустры и принял его при своем дворе. Теперь Спитама мог свободно возвещать свое учение. Но одной проповеди ему казалось мало. По его мнению, с поклонниками дэвов нужно вести войну с оружием в руках. Поклонник дэвов — это ничтожный «неарий», «двуногое», «человек–насекомое». «Тот, кто отнимет у него власть или жизнь, о Мазда, Преуспеет на пути благого учения». (Ясна 46:4)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Клинообразные надписи Ахеменидов в издании профессора К.А. Коссовича Inscriptiones Palaeo-Persicae Achaemenidarum etc. archetyporum typis prinus edidit et explicanit Dr. Cajetanus Kossowicz. Petropoli. MDCCCLXXII I Благодаря счастливым условиям, географическим и историческим, Персия сделалась землей классической для сравнительного изучения народностей Востока и Запада. Находясь в середине между племенами туранскими к северу, между семитической Месопотамией и Малой Азией к западу и Индией к востоку, она служит более или менее точкой отправления для исследований и по туранским народностям с ней соприкосновенным , и по семитическим, с которыми она состояла во взаимном влиянии культурном, и тем еще более по сравнительному изучению индо-европейских племен, так как древние персы некогда составляли одно нераздельное целое с индусами, известное в науке под именем тех ариев или арийцев, вместе с которыми когда-то имели одну общую прародину греки, германцы, славяне и другие европейские народы. До какой степени удержалась между персами память об этом первобытном сродстве видно из того, что и поныне свою страну называют они Ираном, а это имя, через его древнюю форму Эран, происходит от первоначального арья или ария, что означает благородный, преданный, верный 243 . Еще царь Давид на надгробной надписи (в Накши-Рустами) называет себя: «Сын Гистаспа, Ахеменид, Парса (то есть Персиянин), сын Парсы, Ария, из племени Ариев» (Koccob.Inscripm. Interpret. 76). Отделившись от своих сродичей-индусов, направившихся на юго-восток, эранцы, утвердившись на юго-западной Азии, стали мало по малу обособлять свою национальность, сближаясь с народами семитическими, между которыми ассирийско-вавилонский своей незапамятной культурой должен был оказать решительное влияние на грубый, воинственный быт этого арийского племени. Очевидное тому доказательство представляют уже клинообразные надписи персидских царей, по начертаниям сходные с надписями Нинивии, начало которых на семитической почве возводят к тем доисторическим временам, когда на правом берегу Тигра процветал один из самых древнейших городов в мире, построенный еще халдейскими сторожилами и известный под именем Шумир (ныне Самира), что в переводе значит город языка 244 . Хотя мифология эранская в общих основах, как увидим, коренится на арийских преданиях Вед, однако многие особенности ее не могут быть объяснены, как сближением с преданиями семитическими. Самое изображение верховного божества эранского Агура-Мазды или Оромазда, иначе Ормузда, встречаемое на памятниках Ахеменидской династии (Коссов. Inscript. Archetypa, 49, 52, 57, 70, 72:73), обязано своим происхождением, как полагают ученые 245 , влиянию вавилонскому, да и вообще для громадных сооружений в своей империи древние персидские цари брали строителей из стран Тигра и Евфрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

6 Аристовул – перипатетический философ, посвятивший Птоломею VI(Фuлoмemopy) аллегорическое изложение Пятокнижия, где старался показать, что учения перипатетической школы заимствованы из Ветхого Завета. Некоторые отождествляют его с иудейским священником, жившим в Египте в царствование Птоломея VI ( 2Мак. 1:10 ), бывшим учителем царя. 7 Название «Асия» первоначально прилагалось лишь к небольшой Лидийской области, включавшей в себя, вероятно, Ионию и Эолию. Название постепенно распространялось в своем значении, пока под ним не стали понимать всю Малую Азию, а затем и всю обширную часть Евразии. В том смысле, в каком название «Малая Асия» упоминается в Новозаветных текстах ( Деян.2:9; 6:9; 19:10,22,26,27 и др.), оно означает уже Римскую проконсульскую Азию, что составляет только часть Малой Азии. В этих пределах и находились 7 церквей Асийских ( Откр.1:4–111 ), которые упоминаются здесь Карсавиным. 8 Элькесаиты (елкессеи) – секта иудействующих гностиков. Название ведет от книги «Елксая», полученной неким Елксаем якобы от ангела с неба. Ориген сообщает, что в 220 г. сириец Алкивиад из Апамеи привез ее в Рим. От нее сохранились только отрывки, собранные и изданные Гильгенфельдом (Hilgenfeld. D. Ketzergeschichte d. Urchristenthums. Leipz., 1884. S.433). 9 Аполлоний Тианский – родился, вероятно, в том же году, что и Иисус Христос, в Тиане в Каппадокии, приверженец пифагореизма. Последние годы жизни провел в храме Олимпия, окруженный толпой учеников, которые подражали его аскетическому образу жизни; отсюда он исчез неизвестным способом во время царствования Нервы, имея почти сто лет от роду. Жизнь его описана Филостратом, издана после его смерти в 217 г. Целью сочинения было дать изображение идеала неопифагорейского мудреца, окруженного всевозможными чудесами и тайнами. Мысль противников христианства, что жизнеописание это было написано в прямую параллель с Евангельским повествованием об Иисусе Христе, представляется безосновательной. 10 Маздеизм (зороастризм) – от авестского слова mazda-yasna – поклонник Мазды. Дуалистическая религиозная система, возникшая в древнем Иране. Древнейшим указанием на маздеизм является надпись ассирийского царя Саргона от 722–705 гг. до Р.Х. Основателем маздеизма принято считать Зороастра, хотя скорее тот был его реформатором. Центром культа является огонь, земное отражение вечного света, символ верховного божества Ормазда. Историю составляет борьба Ормазда с правителем нижнего царства зла Ариманом, в конце которой последний будет побежден.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010