С замечательной ясностью отразилось в эранских преданиях библейское сказание о двух райских деревах, о древе жизни и древе познания добра и зла. Еще древнен-арийская Риг-Веда вспоминает о священном дереве, из которого боги сотворили небо и землю, и сверх того повествует о древе же, на котором два крылатые существа вкушают сому, и с которого добыл этого бессмертного пития сам Индра, прилетевший в виде сокола 268 . Эранское сказание отличается от ведийского тем, что вместо одного чудотворного дерева называет два, согласно свидетельству книги Бытия. Одно дерево называеться безболезненным; на нем растут семена всякого рода растений. К нему приставлена некоторая птица. Она собирает семена эти и, смешав с каплями дождя, сеет их по земле. Другое дерево есть белый Гаома. Вкусивший от него получает бессмертие; при воскресении из мертвых он будет оживлять мертвые трупы. Оба дерева растут в воде. Чтобы истребить древо бессмертного Гаомы, в источнике Ардвишура, из которого он поднимается, помещена ящерица, от злобных покушений которой защищают дерево десять рыб, созданных нарочно для того и опущенных в тот же источник. Предание о месте земного рая, определяемом географическими сведениями ранних времен, сложилось у эранцев, по мнению Шпигеля 269 , под влиянием семитическим. Библейское сказание о четырех райских реках, текущих с Меру, и лежащее в основе космогонических представлений Эрана, как нельзя проще объясняется самой местностью Вавилонского царства. Тигр и Евфрат, служа границами Месопотамии, могли дать идею о двух других реках, которые также составляли предел, но уже всей вселенной. Это были – к востоку Инд и к западу Нил, далее которых едва ли доходили географические сведения древних вавилонян. К северу поднимались горы, за которыми шли неизвестные страны, и там-то высоты Армении, покрытые снегом, казались естественной ступенью от земли к небу. Так и по понятиям Эранцев, к северу граничит вселенная с недоступными вершинами горного хребта Гара-Березаити или Альбури, иначе Альбори. От этой горы произошли все прочие на земле горы; она мать всем горам; она же ведет к небесам. На ней рай, куда для блаженного жития удаляется Има, на ней же местоприбывание и самого Агура-Мазды с его гениями. Кругом ее обращают свое течение солнце, месяц и звезды, и с ее высоты истекает тот источник Ардвишура, в котором растет древо жизни, белый Гаома, охраняемый от зловредной ящерицы десятью рыбами. Оттуда же вытекают и две великие реки, служащие пределами вселенной, к востоку Инд и к западу Нил.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Отвлеченный характер мифологии эранцев, свидетельствуя о значительной зрелости религиозного и нравственного развития этого народа, вместе с тем указывает на связь этой мифологии с верованиями и преданиями семитических племен. Для примера можно указать на божество Бесконечного Времени 266 , с которого Шпигель в своих Эранских Древностях начинает характеристику эранских божеств. Агура-Мазда творит мир в бесконечном времени, которое таким образом представляется как бы бесконечной материей; потому-то и сам бог Бесконечного Времени призывается в молитвах вместе с гением Воздуха (Раман) и богом Пространства (Тваша). Арийские Веды, исходя от наивных воззрений на природу, еще не успели достигнуть до отвлеченной идеи о бесконечности во времени, да и вообще ранний период индо-европейской мифологии, оставивший по себе следы в языке и мифе, представляет нам в очевидной последовательности ступени развития конкретных представлений о вечерней и утренней заре, через понятия вечер и утро, до мысли о прошедшем и будущем (вчера, завтра), от которых потом уже через отвлечение составилось общее понятие о времени, сближенное, наконец, с идеями о вечности, необходимости и судьбе. Такой переход наглядных воззрений к отвлеченным понятиям и идеям во всей осязательной точности запечатлелся в тех мифологических образах, которые чествуются как божества и утренней, и вечерней зари, и вместе как божества необходимости, возмездия и судьбы, то есть греческие Эриннии, германские Норны и др 267 . Что касается до эранского бога Времени, то в своем отвлечении, распространяя свое владычество на долгие века, он вместе с тем чествуется и как божество Судьбы; потому представляют его даже творцом не только Ангро-Маиньу, но и самого Агура-Мазды. Не находя непосредственных точек соприкосновения с Ведами, ученые сближают эранское божество Бесконечного Времени с вавилонским Белем, именно с тем, который прозывается древним. Несомненное сродство эранских преданий с семитическими признает наука в сказании о сотворении мира, причем первобытность остается на стороне семитов. Выходя от мысли о потребности большого пространства времени для такого трудного и многосложного дела, как сотворение всего мира, эранцы расширили семидневный срок творения. Умаляя понятие о всемогуществе Творца, они предоставили ему больший срок, распространив творения на целый год, который искусственно разделили на шесть периодов из неравного числа дней. А именно Агура-Мазда творит небо в 45 дней, воду в 60, землю в 75, деревья в 30, животных в 80 и, наконец, человека в 75, итого 365 дней. Первые люди (Машья и Машьяна) родились сперва в виде дерева, как скандинавские Аскар и Эмбла, и уже потом разделились на две отдельные особи. Вели блаженное житие в райской стране, вкушая только воду и плоды, но, когда утратили непорочность, стали питаться молоком и мясом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В ведах и вообще в Индии это была борьба блестящего Индры с мрачным Вритрою, у иранцев борьба Агура-мазды с Ангра-маниу, каковой борьбе реформа Заратуштры сообщила существенную важность. У греков это была борьба Аполлона с Пифоном, Зевса с титанами, в древних италийских сказаниях борьба Геркулеса с Какусом и т. д. и т. д. Во всех этих сказаниях с точки зрения арийской религиозной мысли не нужно видеть олицетворения естественных явлений, наоборот, в этих явлениях нужно видеть только символы божественных свойств и того, что происходит у богов. Борьба противоборствующих начал в природе – дающего жизнь и убивающего у арийцев истолковывается, как символ мировой борьбы между добром и злом. Арийская раса обладает богатым поэтическим воображением, отсюда у нее ярко обнаруживается то, что называется тенденцией к персонификации. За каждым явлением или стихией природы арийцы помещают не одного бога или духа, а целое множество духов и порою богов, сообразно с тем, что явления одного и того же характера и одна и та же стихия обнаруживаются различно. Точно также богатое воображение арийца, создав образ какого-либо божества, затем из каждого атрибута этого божества творило нового бога. Каждое проявление жизни, каждое социальное явление, каждая духовная стихия, даже такая, как дурь или глупость (τη – дурь, помрачение ума обуяла Зевса перед рождением Геракла, и он был обманут хитростью Геры, за это Зевс навсегда столкнул ατη с Олимпа) имеют за собою демона или бога. Отсюда широкий политеизм и полидемонизм. Но в тоже время мысль арийца, рано почувствовавшего единство мирового целого и уловившего единообразие в пестроте явлений, с древнейших времен направлялась к обобщениям и единству. По-видимому? ранее расселения из прародины они уже создали некоторые основные элементы того, что развилось потом в пышные теогонии и космогонии. Мысль требует единства существующего. Чувство требует, чтобы божество не было ничем ограничено, чтобы его благие свойства были безмерны и бесконечны. Но это требование исключает возможность множественности богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕША СПЕНТА [авест.- бессмертные святые, среднеперсид. Амшаспанд], в зороастризме 6 высших духов, созданных богом. Семантика слова «святой» здесь отличается от библейской: акцент делается на «изобильности», «щедрости». В Гатах все они обладают индивидуальностью, но могут рассматриваться и как различные проявления творца. «Они - одной Мысли, одного Слова, одного Дела… Они - творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахура-Мазды» (Яшты 19: 16, 18). Образы А. С. коренятся в индоиранской мифологии. Достаточно точные аналоги А. С. можно найти в ведах . В число А. С. входят: Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Хаурватат, Амертат. Особенно важны из них Аша Вахишта и Воху Мана. Аша Вахишта (Лучшая Праведность) - дух божественной истины и космического закона. Видевдат (см. Авеста ) заканчивается следующими словами: «Есть лишь один путь, этот путь Истина, все остальное - беспутье». Не случайно в авестийской этике особое значение придавалось воздержанию от лжи. Воху Мана (Благая Мысль) - дух божественной мудрости и любви, считалось, что он встречает души праведных в раю. Хшатра Вайрья (Желанная Власть) ассоциируется с божественной силой и властью. Спента Армайти (Святое Благочестие) - дух религ. верности, помогающий верующим. Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие), обычно упоминаемые рядом, связаны соответственно с физическим здоровьем и с бессмертием, к-рого удостаивается праведный зороастриец. В ряде текстов А. С. рассматриваются как покровители: Воху Мана - покровитель животных (особенно скота), Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Спента Армайти - земли, Хаурватат - воды, Амертат - растений. Бережное отношение к стихиям возводилось в религ. обязанность для зороастрийца. Борьба с грязью, плесенью, гнилью воспринималась как одна из форм битвы с мировым злом. Лит.: Darmesteter J. Haurvatat et Ameretat. P., 1875; Easton M. W. The divinities of the Gathas//J. of the American Oriental Society. 1893. N 15. P. 189-206; Colpe C. Reflections on the History of the Amesa Spanta Conceptions//XXIX Congrès Intern. des Orienmalismes: Resumes des communications. P., 1973. Г. Г. Ястребов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114456.html

КАСКО с франшизой 6 000 и 9 000 – выплатит стоимость ремонта за исключение 6 000 рублей и 9 000 рублей соответственно. Для примера посмотрим стоимость страховой услуги автомобиля Mazda 3 2011 года выпуска. Выбираем марку из предложенных в нашем случае «Mazda» далее выбираем необходимую марку 3, указываем 2007 год, страну производителя – другие страны. Допустим стоимость «мазды» 350 000 рублей, вписываем сумму в соответствующее окошко. Управлять автомобилем будет один человек, например водитель мужчина, двадцати пяти лет со стажем 6 лет. Нажимаем кнопку «рассчитать стоимость» и получаем: КАСКО без франшизы со скидкой 55 965 рублей. Для примера возьмем этот же автомобиль с тем же водителем, но моложе на 5 лет. Стоимость авто более молодого авто возьмем 550 000 рублей. Получает 50 270 рублей без франшизы, на данный автомобиль 2012 года доступна специальная программа «Ничего лишнего» стоимостью 25 135 рублей. Программа «Ничего лишнего» предполагает защиту Вашего автомобиля от рисков угон (хищение) и полная утрата автомобиля в результате причиненного ущерба (повреждение, которое можно отремонтировать не являются страховым случаем по данной программе). Теперь наш автомобиль будет водить 18 летняя девушка, недавно сдавшая на права. КАСКО без франшизы ей обойдется в 78 815 рублей со скидкой, а специальная программа «Ничего лишнего» в 39 380 рублей. Допустим, автомобиль будет на всю семью. Глава семейства 40 летний мужчина со стажем 22 года, его вторая половинка 35 лет (17 лет стажа) и сын 18 летнего возраста. КАСКО без франшизы обойдется в 102 300 рублей – без скидки и в 78 815 рублей со скидкой. Программа «Ничего лишнего» обойдется в 39 380 рублей со скидкой. СК «Согласие» является одним из крупнейших участников Российского рынка перестрахования, что подтверждается долгосрочным сотрудничеством с крупными российскими и западными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами. Партнерами Компании по перестрахованию являются Hannover Re, Munich Re, Swiss Re, SCOR и другие высоконадежные перестраховщики.

http://zavet.ru/obs/mx/tov/023insursogl....

Христос сказал; „блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное“ ( Мф. 5:3 ). Буддизм говорит; блаженны нищие духом, потому что их ожидает небытие. Христианин и буддист хотят освободиться от зависимости от чувственной природы („желание имам разрешитися“...) Но буддист, подобно Самсону, губя своих врагов, погибает сам; напротив, христианин, побеждая природу, не погибает, но приобретает блаженную жизнь в общении с своим первообразом. – Буддизм не знает личного нравственного Бога, и поэтому, буддист не может дать положительного содержания своей нравственной свободе, и вся его свобода заключается только в отрицании бесцельной естественной жизни. Но там, где нет положительной цели, необходимо парализован нерв у всякой целесообразной деятельности. Пассивные добродетели (терпение, уступчивость) там преобладают над активными. Там есть любовь сострадающая, но там, в сущности, нет места любви деятельной, освобождающей и творческой. Но и эта любовь, сочувствующая горю и не умеющая давать радостей, на высших ступенях нравственного усовершенствования, отступает в буддизме на задний план перед полным квиетизмом самосозерцания или самоуничтожения. В своей сущности, буддизм есть нигилизм. В своем чистом, неприкрашенном виде, он нигде не мог долго держаться. Его везде смягчили и изменили: нирване придали признаки рая, установили культ, создали теорию помощи высших существ людям. Необходимость этой помощи непосредственно чувствуют и сознают народы. Но, вместо того, чтобы довольствоваться воображаемой помощью фиктивных существ, буддистам лучше бы было искать – не подается ли где-либо она действительно свыше? Маздеизм Верховный бог в маздеизме носит имя Агурамазды (по вероятной филологии: агура – владыка, маз – великий, дао – знающий, от мазды –маздеизм; греки называли Агурамазду Ормуздом); основателем маздеизма называют Заратуштру (имя, вероятно, значит: человек, владеющий верблюдами цвета золота, по греческой транскрипции – Зороастр). Сведения о нем носят легендарный и противоречивый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

зороастризм, в к-ром бытие и развитие мира основываются на борьбе 2 одинаково вечных божественных начал, благого и злого. Благое начало олицетворяет бог, по-авестийски именуемый Ахура Мазда (среднеперсид. и фарси Ормазд) - Господь мудрый. Ему противостоит злое божество, авест. Анхра-Майнью (среднеперсид. и фарси Ахриман, эллинизированный вариант - Ариман) - Злой дух. Каждого из 2 богов окружает свой пантеон младших божеств (демонов). Радикальный Д. зороастрийской религии носит особый характер. Он не состоит в противопоставлении материального духовному, как в позднейших дуалистических доктринах, но как бы делит надвое каждую из этих сфер бытия. В природе одни объекты сотворены Ахура Маздой, другие (напр., вредные животные, яды) - Анхра-Майнью. В духовной области также различаются, с одной стороны, праведность и добрые помыслы, идущие от Ахура Мазды и его божеств, с другой - греховность и злые помыслы, внушенные Анхра-Майнью и его демонами. На этом основан этический Д. зороастризма (подробнее см.: Stoyanov. 2000. P. 23). В более позднее время возникла разновидность зороастрийской религии, тяготеющая к монизму,- зурванизм ( Zaehner. 1955. P. 419-429). Согласно зурванистской доктрине, Ормазд и Ахриман являются порождениями единого верховного божества по имени Зурван (Время). Это не исключает этического Д. Особого рода Д. лежит в основе древнекит. религ. и философских учений. Основу бытия составляют 2 основных мировых начала - инь и ян (букв. значение этих слов - «пасмурная и солнечная погода» или «теневая и солнечная стороны»). Древнекит. мыслители (начиная примерно с сер. 1-го тыс. до Р. Х.) сделали их термином, обозначающим 2 противоположные стороны бытия. Инь и ян - олицетворение различных противоположных и сменяющих друг друга явлений: тьмы и света, луны и солнца, воды и огня, пассивности и активности, покоя и движения, жен. и муж. начал и т. д. В Ицзин (Книге перемен) инь и ян приобретают характер космических сил, к-рые постоянно взаимодействуют и противоборствуют, благодаря чему возник, существует и изменяется материальный мир, человеческое общество и духовная жизнь.

http://pravenc.ru/text/180507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕНД [пехл. zand; авест. zantay - толкование, понимание, разъяснение], толкование и комментарии на тексты Авесты . Часто встречающееся в пехл. текстах (прежде всего в Денкарде, IX в.) выражение abastag ud zand (Авеста и зенд) исследователи объясняли по-разному. Одни (С. Викандер, В. Беларди) считали, что оба термина обозначают «знание», но относятся к разным географическим пластам зороастрийской традиции одной и той же эпохи: сев. мидийской (З.) и юж. персидской (Авеста). По мнению других, «Авеста» означает «основной закон» (Ф. К. Андреас) или «восхваление» (К. Бартоломе), а «З.» - «знание», т. е. комментарии на тексты Авесты и толкование отдельных слов. Возможно, существовали комментарии и на авест. языке, и по этой причине З. почитался наряду с оригинальными текстами. Более того, в 4-й кн. Денкарда говорится, что З. (как и Авесту) Зороастр получил от Ахура Мазды . Со временем язык Авесты был забыт и в первые века по Р. Х. в значительной степени оказался непонятным даже жрецам и комментаторам священного канона. Тогда были сделаны переводы текстов Авесты на среднеперсид. (пехл.) язык и составлены комментарии на них. С этого времени З. стал обозначать пехл. переводы и комментарии на авест. тексты. Европ. исследователи XVIII-XIX вв. ошибочно называли эти тексты «Зенд-Авеста», а их язык - «зендский». Можно предположить, что существовали не сохранившиеся до наст. времени переводы и комментарии и на др. среднеиран. языках (напр., парфянском). При переводе авест. текст делился на фразы, или синтагмы, за к-рыми следовали пехл. текст или уточняющее авест. слово. Перевод авест. отрывка был или буквальным, а потому неточным и неясным, или слишком вольным. Переводчики и комментаторы пытались истолковать отдельные слова, но это не проясняло их значения (иногда комментаторы вынуждены были писать: «Мне неясно»). Новые глоссы и пояснения могли вставлять в уже существующие переводы, и эти поздние приписки только усложняли понимание оригинального авест. текста.

http://pravenc.ru/text/199727.html

(Речь, читанная на торжественном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1894 года) Ум человеческий уже давно напрягал свои усилия к тому, чтобы определить отношение Существа абсолютного к конечным разумным существам. Эти его усилия увенчались тем, что он пришел к мысли о царстве Божием на земле. Идея царства Божия осознана была еще в дохристианскую эпоху у народов, достигших наибольшего культурного развития. Так, даровитый персидский народ (принадлежавший к арийской ветви человечества) выразил сознание того, что царство добра на земле есть задача мироистории. Персидская мифология учила о царстве Агура-Мазды, верховном виновнике всякого добра, мужественно борющегося с Ангромайном, как началом зла. В этой мироисторической борьбе добра со злом и заключался для персов смысл жизни. С наибольшей ясностью идея о царстве Божьем выразилась в римской эклектической философии. В связи с представлением о человечестве, как едином целом по силе одинакового участия всех людей в едином целом по силе одинакового участия всех людей в едином разуме, римские стоики учили о великой вселенной, обнимающей богов и людей, пределы которой измеряются солнцем. Известно положение Эпиктета, что все люди братья по природе (δελφο φσει), потому что происходят от одного Бога (τι το Δις πογνων) 2 . Известно также классическое место из Сенеки: Duas respublicas animo complectamur, alteram magnam et vere publicam, qua Di atque homines continentur, in qua non ad hunc angulum respicimus aut ad illum, sed terminus civitatis nostrae cum sole metimur: alteram cui nos adscripsit conditio nascendi 3 . С таким понятием о царстве Божием в язычестве соединялись и наиболее чистые представления об истинной человечности, особенно выразившиеся в учении о гуманности. Но только богооткровенное христианство , принесшее на землю истинную жизнь, вполне и правильно уяснило идею царства Божия. По христианскому мировоззрению, царство Божие мыслится как совершенное свободное осуществление воли Божией разумными тварями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Иудеи переселились сюда, вероятно, при Псаметихе I, а затем, особенно после разрушения Иерусалима Навуходоносором, состояли на службе у саисских фараонов, а затем персидских владык Египта. Они делились на «знамена», отряды, подчиненные персидским офицерам, владели домами, вели денежные дела и даже служили: один из них называет себя персидским чиновником в крепости. Храмик Иеговы был выстроен на Элбфантине на Царской улице. Имена, упоминаемые в папирусах, обычные еврейские: Иедония, Натан, Менахем, Анания, Азария, Захария и др., но встречаются и египетские – напр.: Петихнум, отец Осии. Религиозная обособленность уже заметна, хотя еще не выражена ярко; иудейский прозелитизм уже начинает свою пропаганду; между прочим, египетский архитектор Несугор, женившись на иудеянке, сделался Натаном. Вообще, религиозная физиономия людей в это время становится уже более определенной и религиозная атмосфера более напряженной. Так, в одном плохо сохранившемся документе уполномоченный иудейской общины при дворе наместника решение дела как будто ставит в связь с тем, что кто-то «почитатель Мазды». Однако, иудейский монотеизм еще не был безусловным – кроме Яху упоминаются прямо или косвенно четыре божества. Сами себя иудеи называют безразлично и иудеями и арамеями. У них было свое присутственное место, признанное, законом; – «двор иудеев». Дела велись по общегосударственному праву, причем терминология та же, что и в современных и более древних вавилонских документах; и здесь замечательно высокое положение женщины. Имена, упоминаемые в папирусах, дают богатый материал для представления о смешении рас. Кроме еврейских, персидских и египетских имен, встречаются арамейские (Атар-или), арабские, вавилонские (Сингашид, Ададнури, Набутукульти); иногда имена разных национальностей представлены в одной семье: Багдат (перс. Бэгадата – богоданный) оказывается сыном Навуходоносора. Конечно, большинство этих имен носили иудеи, всегда склонные заимствовать имена из той среды, куда забросила их судьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010