Мы видим, что Спента Майнью, то есть Ахура Мазда, и Ангро-Майнью сами кем-то созданы. Но кем же они созданы? Каким-либо еще более высоким существом? Позднейшая «Авеста» говорит, что их породило Церуана Акарана. Церуана значит по-ирански «время», Акарана значит «бесконечное». Общий смысл тот, что Ангро-Майнью и Спента Майнью порождены бесконечным временем. Но это вполне сходно с обшеязыческим представлением о том, что боги образовались некоторым бесконечным процессом брожения первобытного неустроенного хаоса. Они были первым проявлением образующейся в нем организации и затем далее сами уже продолжали организацию, то есть, по терминологии язычества, – создание. Учение о происхождении обоих начал из «бесконечного времени» принадлежит к позднейшим сасанидским временам. Однако нет сомнения, что в сасанидскую эпоху знали учение Заратуштры во всяком случае лучше, чем мы, и смысл XXX песни «Ясны» понимали лучше, чем мы. Если же происхождение Ахура Мазды и Ангро-Майнью именно таково и по Заратуштре, то мы и в его учении должны признать лишь общеязыческое представление о единстве природы и создателя, представление, обработанное лишь в системе дуализма, то есть основного распадения природных сил на две противоположные, борющиеся между собою категории. Личного же создателя всего , сверхтварного Создателя и тут нет. Это сказалось и на этике парсизма. «Несовершенство авестийской любви к людям, – говорит д-р Э. Леманн, – состояло в том, что она нигде не выходит за пределы общества своих единоверцев . К иначе верующему относились совершенно безразлично. Поэтому, например, предписывалось, что если врач хотел испытать новое лечение, то должен был первые два опыта производить над не верующим в Мазду, причем врач не отвечал за результаты. Только в третий раз он мог взять для опыта верующего, но горе ему, если последний при этом умирал» (Иллюстрированная история религий. Т. 2, с. 209). Все формы язычества, не различающего твари от Творца, удивительно однообразно приводят повсюду к одним и тем же выводам, как видим и в развитии религиозной идеи, и философии бытия в Индии, этой наиболее философской стране язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Кажущимся исключением из общих воззрений язычества является религия Зороастра (Заратуштры), отличающаяся строжайшим дуализмом . К сожалению, учение самого Зороастра может быть восстанавливаемо только по отрывкам и догадкам, так как основные документы его уничтожены пожаром при завоевании Персии Александром Македонским. Трудно сказать, насколько авестийская вера, или парсизм, верна учению Заратуштры. Первоначальные верования иранцев были общими с арийцами Индии, так как оба народа представляют лишь разделившиеся половины одного и того же племени. У обоих народов сохранилось множество остатков древних верований их общих предков, и в этом общем фонде господствуют общеязыческие представления, возникшие на почве об о жения сил природы и анимизма. Но у иранцев (неизвестно с точностью когда, может быть, не далее 500 лет до Р. X). явился религиозный реформатор Заратуштра, которого они и считают своим учителем. Основу его учения составляет извечное существование двух противоположных начал – добра и зла, света и тьмы, которые между собою борются в течение всего времени существования мира (двенадцать тысяч лет, в четырех периодах по 3000 лет), причем мировой процесс закончится победой света и добра. Эти борющиеся начала олицетворяются в виде двух духов – Ахура Мазда (Ормузд) и Ангро-Майныо (Ари-ман), имеющих каждый бесчисленное множество подчиненных им духов добра и зла. В этом представлении как будто нет отождествления Бога и мира, Создателя и создания. Напротив, Ахура Мазда называется Создателем всего. Однако это не вполне так, ибо Ангро-Майныо – тоже создатель всего злого и вредного, в том числе и вещественных начал вредного характера. Следовательно, Ахура Мазда, во всяком случае, не единственный создатель, и можно даже спросить себя, создатель ли он или только устроитель-демиург? В XXX песне «Ясны», этом главнейшем документе маздаизма по вопросу о происхождении добра и зла, говорится: «Два духа-близнеца были искусно созданы в первоначале – Добро и Зло... И когда те два духа, с обоюдного согласия, учредили происхождение и прохождение всего существующего (то есть создали жизнь и смерть) и постановили, что в конце участь последователей Лжи будет наихудшею, участь же последователей Правды будет блаженнейшим духовным состоянием, один из этих двух духов – лживый – избрал творить Зло, святейший же дух (Спента Майнью), тот, кто облечен небесной твердыней яко ризою, избрал Правду, и за ним пошли все, желающие жить праведно пред очами Ахура Мазды» (Перевод г-жи Рагозиной с перевода Бартоломо. «История Мидии». С. 118–119; Рагозина Зинаида Александровна – член английского «Общества изучения Азии». В начале XX в. публиковала различные сочинения по истории древней Азии).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕСТА Авéста [от индоевроп. Vid, ved - знание, ведение; или от upasta - установление, основа; среднеперсид.- Апастак; иначе Ден - закон, предписание], собрание священных текстов, используемых парсами и гебрами. Последователи зороастризма считают весь текст лишь небольшой частью древней А., обретенной Зороастром в откровении ему от бога-творца Ахура-Мазды. Традиция говорит, что Зороастр продиктовал всю А. по повелению царя Виштаспы и она была записана на 12 тыс. дубленых коровьих кож (вариант: на 1200 досках) золотыми письменами особым священным алфавитом (ден дибирах). Это собрание содержало всю сумму священных знаний богослужебного, богословского и прикладного (медицина, астрология и т. п.) характера. В таком виде 2 экземпляра А. хранились в сокровищнице в Шизе и в столичном г. Истахре (Персеполь) вплоть до завоевания Персии Александром Великим (330 до Р. Х.). «Коварный Александр сжег и бросил в море священную книгу семи царей» (Шахрихан Эран). По др. данным парсов, А. была не сожжена, но вывезена частично или полностью в Грецию и там переведена на греч. язык. Об этом говорит Плиний в «Естественной истории» (ХХХ 2). При парфянском царе Вологезе I (I в. по Р. Х.) текст А. был восстановлен зороастрийскими священниками, собравшими письменные фрагменты и устные пересказы. Но из 1200 глав удалось восстановить лишь 348, к-рые были сведены в 21 книгу (наск). Завоевание мусульманами Персии в VII в. привело к новому сокращению текста А. Мусульмане уничтожали приверженцев зороастризма, их храмы и священные тексты. Бежавшие в Индию парсы смогли сохранить или восстановить лишь 1/4 часть «второй» А., объемом ок. 83 тыс. слов. Целиком сохранился один богослужебный наск «Вендидат», к-рый хорошо знали на память священники, и более или менее обширные фрагменты др. насков. У парсов А. имеет 2 редакции. Одна представляет собой текст на древнем авестийском языке, близком языку вед , записанный 49-знаковым авестийским алфавитом. Это Вендидад-садэ (чистый Вендидад). Его структура жестко определена каноном и включает Вендидад, Висперид и Ясну. Вендидад-садэ используется в богослужении.

http://pravenc.ru/text/62732.html

Митра здесь называется созданием Агурамазды, столь же достойным чествования, как и создатель. Митра – бог света, благоустроитель нравственного порядка, защитник своих почитателей на войне. Он, вечно бодрствующий, вездесущий, всемогущий, всезнающий бог карает не соблюдающих законы Мазды и, особенно, преследует нарушителей договоров и лжецов. Он – бог света нравственного, чистоты, добра и знания. От своих почитателей Митра требует не одних жертв, но и духовных подвигов, и сам он приносит мистическую жертву, в силу которой торжествует добро. Культ Митры рано перешагнул через границы Ирана и, особенно, нашел себе сочувствие в Риме. Здесь Митре воздвигали памятники с надписями Deo Soli invicto Mithrae, считая его богом солнца. Возникли мистерии в честь Митры. Его культ под именем Mihira, проник даже в Индию, где уже успели забыть, что Митра – это их Митра вед, обыкновенно, сопутствующий Варуне, и в гимнах, почти везде упоминаемый вместе с ним (только в пяти гимнах он является самостоятельным). За язатами следуют ферверы или фраваши, чистые образы вещей, небесные создания, соответствующие земным созданиям, для которых они являются бессмертными типами. Звезды, животные, люди, ангелы, все имеет своего фервера, к нему обращаются с молитвами и жертвами, он непрестанно воздействует на существо, для которого служит типом. Когда человек умирает, его фервер переселяется на небо, молитвы за умерших обращаются к ферверам умерших. Погребальные церемонии совершаются в честь их и десять последних дней года посвящены им. Некоторые сближают ферверов с идеями Платона. Ферверы – это идеальные образы вещей, существующие реально. Земная действительность представляет собою и отражение этих ферверов и, вместе с тем, уклонение от них. Человек отражает собою фервера, но в то время, как его фервер состоит из добра, человек своими темными сторонами уклоняется и отступает от него. Но есть у ферверов еще черта, которая сближает их с ангелами хранителями. Фервер не только идеал человека, но и направляет человека к идеалу, помогает ему во всем добром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙОМАРТ Гайомарт [пехл. gayo   mart ; авест. gaya martan - жизнь человеческая, жизнь смертная], в зороастр. мифологии - первый человек, первый смертный, родоначальник человечества; на фарси его называют Каюмарс, в манихействе - Гехмурд. Образ Г. восходит к эпохе индо-иран. общности, ведийское соответствие - Марттанда (букв.- мертворожденный), отождествляемый с Вивасватом (авест. Вивахвант). В Авесте (Яшт 13. 87) говорится: «Мы чтим фраваши Гайа Мартана праведного, который первым услышал думы и заповеди Ахура-Мазды, и из которого [он, Ахура-Мазда] произвел семью арийских народов. Мы чтим и судьбу, и фраваши Заратуштры Спитамы артовского» (Авеста в русских переводах. С. 340). В среднеперсид. традиции, согласно Бундахишну , Г. был создан Ормаздом первым из людей и пребывал в мире первые 3 тыс. лет мирового цикла. Ахриман пытался убить Г., но Ормазд наслал на Г. сон в виде 15-летнего юноши. Когда Г. проснулся, он увидел мир «темным, как ночь» (Бундахишн. 28). В следующий раз Ахриман пытался убить Г., прибегнув к помощи Аствихада и 1 тыс. дэвов. Но Г. прожил еще 30 лет (Бундахишн. 29). Умирая, он испустил семя, из к-рого произошла первая человеческая пара Машйа и Машйане (Бундахишн. 98). Смерть Г. рассматривается как зло и как жертвоприношение во имя появления людей на земле. Г. сказал: «[Теперь], когда пришел Враг, все люди будут из моего семени, и [то] будет хорошо, если они будут совершать добрые дела и благодеяния» (Бундахишн. 29). После смерти Г. оказался по левую руку от Ормазда (Бундахишн. 30). По «Арда Вираз намаг», его бессмертная душа пребывает в раю (Пехлевийская Божественная комедия. С. 104). Когда наступит Воскрешение, первым будет воскрешен Г., и ему будет отдана «половина солнечного света», а затем будут воскрешены Машйа и Машйане и остальные люди (Бундахишн. 66). Ист.: Авеста в рус. переводах (1861-1996)/Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1997; Зороастрийские тексты: Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение. Основы (Бундахишн) и др. тексты/Подгот. О. М. Чунаковой. М., 1997. (Памятники письменности Востока; 114); Пехлевийская Божественная комедия. Книга о прав. Виразе (Арда Вираз намаг) и др. тексты/Введ., транслит. пехлевийских текстов, пер. и коммент. О. В. Чунаковой. М., 2001. Лит.: Рак И. В. Мифы Др. и раннесредневек. Ирана. СПб., 1998; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи/Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблин-Каменского. СПб., 20034; Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастр. терминов, мифич. персонажей и мифолог. символов. М., 2004. М. Б. Мейтарчиян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161475.html

Хотя мидянам удалось создать могущественное гос-во, простиравшееся от Сев. Месопотамии до Бактрии, информация о них весьма скудна, поскольку не найдено надписей и монет той эпохи, по к-рым можно было бы судить об истории Мидии. Последние раскопки мидийских городищ Бабаджан-Тепе, Годин-Тепе и Тепе-Нуше-Джан не намного расширяют сведения о мидянах. Считается общепринятым мнение, что их религия была сосредоточена на почитании Ахура Мазды . Согласно Геродоту, мидяне не строили храмов, не поклонялись изображениям богов, а молились под открытым небом на возвышенностях (холмах) под руководством магов, которые в Мидии представляли отдельное племя или сословие, ответственное за исполнение жреческих функций. Отсутствие у мидян храмов опровергается данными археологии - раскопками храма огня с алтарем (городище Тепе-Нуше-Джан). Не существует единого мнения о том, были ли мидяне уже зороастрийцами, или они исповедовали одну из форм дозороастрийской религии ариев. Даже приняв зороастрийскую реформу индоиран. религии, маги сохранили за собой положение жрецов и влияли на эволюцию ритуалов зороастризма. В эпоху переселения индоиранцев на земли древних гос-в часть племен двинулась на юг и заселила пров. Персида и примыкающие территории. Ахемен, предок-эпоним династии местных правителей Ахеменидов , согласно тексту надписи Дария I, будучи вассалом царя Мидии, создал на эламской территории Аншана в Персиде свое царство. Вассалами мидийского царя оставались и преемники Ахемена до Кира II Великого, который, бросив вызов Астиагу, овладел Экбатаной и возложил на себя венец обоих царств. Судя по частым изображениям мидян на рельефах в Персеполе, поражение Астиага и победа Кира знаменовали скорее передачу державной власти от одного к другому, нежели уничтожение победителем побежденного. Знать Мидии влилась в правящий класс новой Иранской империи и наравне с персидской аристократией заняла привилегированное положение в государстве, особенно в армии. Бехистунская надпись царя Дария. VI в. до Р. Х. (пров. Керманшах)

http://pravenc.ru/text/673877.html

«Шамбала и Агарти различаются по географическому принципу. В литературе можно найти много указаний на то, что местом локализации является Тибет, Гималаи и близлежащие к ним регионы Земли. Где же реализуется Агарти? Возможно, в районе египетских пирамид, включая близлежащие регионы (Аравийский полуостров, Африка и др.). Можно думать, что Шамбала – это техногенная цивилизация лемурийцев, а Агарти – это Генофонд человечества. В этом случае страна «Шамбала+Агарти» (т.е. техногенная цивилизация лемурийцев + Генофонд человечества), видимо, имеет подземный центр на Ти бете и Гималаях и распространяется по всему земному шару». Исходя из предыдущих бесед Мулдашева с тибетскими монахами, мне кажется, он все же зря расположил такие важные объекты, как техногенная цивилизация и Генофонд человечества, в китайском Тибете. Народно-освободительная армия КНР – это вам не асури с аурой наперевес, они не посмотрят на тонкую психофизическую энергию и могут устроить лемурийцам кровавую баню. А весь Генофонд пустить в распыл. Глава 10. В комнате рядом с комнатой смеха Ну вот, когда отыскать Шамбалу так и не удалось, вернемся в лабораторию Мулдашева, где в одной комнате все еще веселятся его сотрудники, а в другой доктор наук заставляет бедную Таню записывать его мудрые мысли. Если помните, там автор рассуждает о повороте оси Земли на 6666 км и сопутствующей всемирной катастрофе, «При знании времени наступления глобального катаклизма надо было построить убежище. Об этом у Блаватской написано много. «…прочитайте приказ Ахура Мазды к Иима, духу Земли, символизирующему Три Расы, после того, как ему было приказано построить Вара – огороженное место, Арчха или Вместилище… (Е. Блаватская, «Тайная Доктрина», том II, Антропогенезис)». — А какая она, интересно, Вара? Мне почему-то кажется, что бара очень красивая, розовая и нисколько не напоминает угрюмое подземелье, – живо отозвалась Таня. — Я ничего не могу сказать (однако сейчас довольно много скажет! – Прим. П. Образцова ), но если Вара-убежище существовало, то оно должно быть чрезвычайно мощно укрепленным, чтобы противостоять землетрясениям и движению магмы при смещении полюсов. Кто знает, а может быть, под землей есть огромные пространства пустот, может, там и в самом деле существует легендарная Шамбала? Существует ведь даже гипотеза полой Земли! Мы так мало знаем! Так мало!»

http://sueverie.net/antimuldashev-ot-kog...

Остаётся и ещё одна причина, которой не следует пренебрегать. В той ужасной ситуации, когда некоторые, даже среди клира, отпадали, аскеты и монахи во многих местах оказывались настоящими твердынями духа и сопротивления. С этим связан важный факт, который во многом объясняет положение дел: идеалы аскетизма и мученичества были связаны на самом глубоком уровне. Аскеты и монахи всегда были готовы укреплять тех, кого рука государства пыталась согнуть. В этой битве находились аскеты, которые добровольно появлялись на поле боя, чтобы возглавить войско, и готовы были заплатить за это своими жизнями. Когда Мар Йаунан и Мар Берикишо‘ услышали о преследованиях, они пришли в деревню Бет ’Аса, где находились арестованные, чтобы укрепить их и приготовить к мученичеству. Подобно Мар Йаунану и Мар Берикишо‘ поступали и другие, что должно было вызывать возмущение властей. Мы перечислили причины, по которым во время гонений аскеты и монахи находились в особой опасности. Становится понятным, почему в тех обстоятельствах гнев почитателей Мазды по отношению к ним был столь сильным. В актах, рассказывающих о «Великой резне в Бет Хузайе», говорится, что из-за этой ненависти к аскетам приходилось страдать и мирянам. Сообщается, что среди арестованных, которых влекли на царский суд, было много мирян, которых схватили как аскетов. В некоторых же местах в тюрьмах находились исключительно аскеты. Становится также понятным, почему за аскетами иногда гнались, следуя от одного селения к другому, пока они наконец не попадали в руки своих преследователей. В истории Карка д Бет Селок сообщается, что среди жертв преследования были также bn qym, которые избежали своей судьбы в Селевкии-Ктесифоне и скрылись в Карка д Бет Селок. Глава III. Монашество при преемниках Шапура II 1. Успехи монашеского движения а. Признаки усиления Новая эпоха успехов и роста началась для монашеского движения в период правления Бахрама IV (388–399). С прекращением враждебного отношения христиане получили возможность залечивать свои раны и заново отстраивать лежащие в руинах священные здания, а также восстанавливать церковные структуры (сообщение о том, что разрешение для этого было добыто ‘Акеблахой, епископом Карка д Бет Селок, который исцелил дочь Бахрама, безусловно является этиологической легендой). По-видимому, это было время настоящего церковного возрождения, хотя сообщения в источниках о том, что восстановление заняло значительно меньше времени, чем ожидалось, по-видимому, являются преувеличением. Хроника Арбела с удовлетворением сообщает, что в течение нескольких лет христианская религия вернулась к прежнему процветанию, что вызывало у всех восторг, однако достаточно трудно понять, насколько это сообщение отражает реальное положение дел.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Впоследствии ненависть к многобожникам и дэвам была провозглашена первым пунктом символа веры заратустризма: «Проклинаю дэвов, исповедую себя поклонником Мазды, заратустрийцем, врагом дэвов, последователем Агуры». «Людей–насекомых» следует беспощадно истреблять, но между единоверцами должно царить полное согласие. «Клятвенно обязуюсь быть верным маздеистской вере, прекратить военные набеги, сложить оружие, заключать браки между своими, быть верным праведной вере, которая из всех существующих и будущих — величайшая, лучшая и светлейшая, которая — от Агуры и Заратустры» (Ясна 12:2,9). Библейские пророки говорили о моральной ответственности язычников перед Богом, допуская тем самым некоторый элемент уважения к их религиозному сознанию. Заратустра же, напротив, абсолютно непримирим. В результате проповеди Заратустры вели к религиозным войнам. Таково первое отличие иранского пророка от пророков Библии. Второе связано с пониманием Заратустрой проблемы зла. В знаменитой «Гате добра и зла» торжественно звучат слова учителя, который открывает единоверцам начальные принципы бытия: «Изначала, как близнецы, явили себя два Духа, Один — добрый, другой — злой, в мысли, слове и деле; И между ними обоими правильно избирают Мудрые, но не глупцы. И когда эти два Духа встретились, То установили вначале жизнь и не–жизнь И то, что в конце концов худшее бытие назначается злым, А следующему Правде — Благая Мысль». (Ясна 30:2–4) Таким образом Заратустра, этот страстный борец против зла, как бы отдает ему невольную дань, объявляя его изначальным. Из этих слов явствует, что в одном из близнецов, по–видимому, следует видеть самого Мазду, ибо именно ему принадлежит титул «облеченный в небесную твердь» и наименование «Святейший Дух». Его извечный противник именуется Насилием, Ложью. Впоследствии Насилие и Ложь будут объявлены в заратустризме ипостасями злого духа, которого назовут Ангра или Ангра–Майнью (греч. «Ариман»), что означает «Дух–Противник». Слово это родственно «сатане» (противнику) в Библии. Но если сатана — это существо, отпавшее от Бога во имя самоутверждения, то Ангра–Майнью — вечный соперник Бога, нечто вроде второго, «злого», Творца. В одной из более поздних глав «иранской библии» говорится, что Мазда создал все прекрасные земли для обитания людей, а Ангра–Майнью в противовес ему сотворил воинственные племена, колдунов, суеверия, зимнюю стужу и другие бедствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Говоря об отношении персов к войне, в том числе священной, следует прежде всего обратиться к их представлениям о государстве. В Авесте содержатся недвусмысленные указания на возможность применения оружия против носителей зла. Кочевые племена, ведущие откровенно разбойнический образ жизни, характеризуются так: «Поклонники дэвов стали злейшими врагами мирных скотоводов... опустошают пастбища и поднимают оружие против людей Арты... Они не находят для себя жизни без насилия... нищету и разорение несут они дому, и селению, и области, и стране. С ними надо бороться силой оружия» (Ясна 32.10, 31.15, 18) 544 . «Сторонник друджей последователям Закона мешает разводить быка в стране и в области. Мешает обладающий злой славой, мерзкий делами. Кто лишит его царства. или жизни, тот, шествуя впереди, да уготовит пути доброго учения» (Ясна 46.4) 545 . Наконец, в Гатах сам Зороастр взывает: «Душа скота сетует по поводу того, что у неё нет сильного защитника. Она не хочет довольствоваться в качестве радетеля пророком, не имеющим другого оружия, кроме слова. Она желала бы иметь покровителем могущественного правителя, который помог Заратуштре вооружённой рукой» (Ясна 29.9) 546 . Начиная с эпохи Ахеменидов (а может быть, и раньше) эти слова стали восприниматься в том смысле, что царская власть есть одна из важнейших преград к торжеству сил зла на земле. Роль правителя – служить установлению и торжеству порядка над хаосом. Дарий I так описывает свою роль в государстве: «Ахура-Мазда – великий Бог, создавший эту землю, создавший небо... увидел эту землю в смятении, тогда и поручил её мне, он сделал меня царём. Я – царь. По милости Ахура-Мазды я восстановил царство на своё место...» 547 . Мэри Бойс отмечает: «Дарий... видел за каждым мятежником, восстающим против его правления, происки злых сил... для него „почитание Мазды“ внутри Ирана было единственной правильной верой, а все остальные вели к волнениям и беспорядкам» 548 . Неиранским подданным, тем не менее, позволялось придерживаться и других религий, при условии их политической лояльности. Преемники Дария, причём не только Ахемениды, но и последующие династии, вполне разделяли подобные воззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010