Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАТЫ [авест. J ; пехл. - песнопение, гимн], входящие в Ясну молитвенные песнопения, прославляющие Ахура Мазду ; древнейшие тексты Авесты , создание к-рых приписывается Заратуштре. Язык Г. древнее языка Ясны, долгое время они передавались изустно и были записаны в период, когда авест. язык был уже мертвым. Г. разделяются на 5 неравных по объему групп и насчитывают 896 строк (ок. 6 тыс. слов), собранных в 17 главах Ясны. Первую, Ахунавайти, образуют главы Ясны 28-34 (100 стихов); во вторую, Уштавайти, входят главы 43-46 (66 стихов); третья, Спентамайнью, включает главы 47-50 (41 стих); четвертая, Вохухшатра, содержит гл. 51 (22 стиха), и пятая, Вахиштоишти,- гл. 53 (9 стихов). Деление Г. на 5 групп зависит от их стихотворного метра, а не от содержания стихов. Каждая строфа в любой из 5 Г. имеет определенное число строк, каждая строка имеет особое число слогов, разбиваясь равномерно на 2 или 3 части. Г. не являются религ. трактатом, к-рый последовательно раскрывает вероучительные вопросы, тем не менее можно выделить неск. основных сюжетов. Ахунавайти описывает страдания людей на земле и просьбу о защите, к-рую Душа земли (символ всего живого) обращает к Ахура Мазде. На божественном совете принимается решение помочь людям. Заратуштра избирается Ахура Маздой в качестве пророка и учителя для людей и получает особую духовную силу и власть (Ясна 29. 6-11). Затем раскрывается учение о добром духе - Спента Майнью - и злом духе, позднее получившем имя Анхро Майнью. В жизни человек постоянно делает свободный выбор между добром и злом. Т. е. те, кто выбирают добро и живут согласно высшей истине (Аше), получают за это в земной жизни здоровье и крепость тела, в вечной жизни - пребывание в обители Ахура Мазды (т. е. в раю); те, кто выбирают зло, будут наказаны, оставшись «на долгое время во тьме, пребывая в скорби и беспокойстве». Посвященные, выбравшие служение Ахура Мазде, должны бороться за «умножение истины и праведности», для чего им даруется «совершенство, вечность, чистота, духовная власть и сила служения человечеству» (Ясна 30-31). Грешники («поклонники дэва») борются против Ахура Мазды и Заратуштры, склоняя людей ко лжи и к вероломству, но они потерпят поражение (Ясна 32). В следующей главе приводится молитва Заратуштры к Ахура Мазде, он вручает божеству свою жизнь и просит божественного вдохновения и помощи для исполнения своей миссии (Ясна 33), а также спрашивает, как понять волю божества и лучше служить ему (Ясна 34). |
Уже когда была создана община, Павел Глоба написал книгу о зороастризме " Живой огонь " . Вокруг него группировались люди, интересующиеся Востоком. На своих лекциях по астрологии Павел Глоба фактически занимался проповедью зороастризма. Из учеников его астрологической школы и образовались общины в Москве, Санкт-Петербурге и в странах ближнего зарубежья. Многие преподаватели астрологических школ Павла Глобы являются зороастрийцами. Сами себя зерваниты называют приверженцами зороастрийской маздаяснийской религии. В представлении русских зороастрийцев, мир создан единым богом-творцом Ахура-Маздой. В переводе его имя обозначает " господь мудрый " . По словам зерванитов (зерванского направления зороастрийской религии), они отличаются от других зороастрийцев тем, что признают творца Зервана Беспредельного, который и является Абсолютом. Зерван Беспредельный стоит над всеми, он сотворил и самого АхураМазду, но богом-творцом признается именно Ахура-Мазда, так как не может быть двух творцов. Зерваниты говорят, что в каком-то смысле Зерван и Ахура-Мазда тождественны, а поэтому они могут называть себя " убежденными монотеистами " . Взаимоотношения Зервана и Ахура-Мазды входят в эзотерическую, скрытую, часть религиозного учения. Бога-творца Ахура-Мазду можно, например, именовать Мудростью Зервана. Главной и характерной чертой Ахура-Мазды является справедливость. Зерванитских канонов как таковых не существует, зерваниты не считают себя последователями " книжной " религии, оставляя за собой право творческого осмысления " Авесты " . В буквальном переводе с авестийского языка Зерван – это " время " . Зерваниты утверждают, что b VI beke дo h.э. греческий философ Пифагор после общения с иранскими зерванитами создал свое учение о Хроносе-времени. Богу-творцу АхураМазде противостоит злой дух Ангро-Майнью. Легенда гласит, что мир, сотворенный АхураМаздой, пребывал в духовном состоянии, не имея материального вида. Ахура-Мазда посоветовался с " фравашами " (духи предков), и они решили создать материальный мир ( " тварный " , " проявленный " ) для борьбы со злым духом. " Фраваши " сделали выбор и решили, что они должны воплотиться в том мире, который сотворит Ахура-Мазда. На этот идеальный, но уже " проявленный " мир, напал злой дух Ангро-Майнью. После вторжения Ангро-Майнью Ахура-Мазда захлопнул за ним дверь, и злой дух оказался в ловушке материального мира. " Благие творения " , то есть благочестивые люди, борются со злым божеством Ангро-Майнью, уничтожая его постепенно, шаг за шагом. |
Достоверность этой легенды подтверждается рельефным изображением на скале в Накш-и-Рустаме, близ Персеполя, на которой представлен римский император в полководческом плаще, стоящий в согбенной позе перед персидским царем, восседающим на коне. В 1930-е гг. была также обнаружена монументальная трехъязычная надпись, относящаяся к военным событиям 260 г. Начинается она с титулатуры Саппор: «Я, почитатель Мазды, бог Шаппур, царь царей иранцев и не-иранцев, из рода богов, сын почитателя Мазды, бога Ардашира, царя царей иранцев, из рода богов, внук царя Папака – над царством Ирана я господин» (Christ, cit. op. S. 666). Затем следует очерк о трех войнах Персии с Римом, начиная со времен Гордиана III. О военных событиях, происходивших в 260 г., надпись гласит: «Во время третьего похода, когда мы напали на Кары и Эдессу и осадили Кары и Эдессу, император Валериан пошел против нас. С ним были войска из Германии, Реции, Норика, Дакии, Паннониии, Мезии, Истрии, Испании, Мавритании, Фракии, Вифинии, Азии, Памфилии, Исаврии, Ликаонии, Галатии, Ликии, Киликии, Каппадокии, Фригии, Сирии, Финикии, Иудеи, Аравии, Мавритании, Германии, Лидии, Осроены, Месопотамии, 70-тысячная армия. И по ту сторону от Кар и Эдессы у нас было великое сражение с Валерианом. И императора Валериана мы взяли в плен собственными руками, а также префекта претория, сенаторов и офицеров, которые командовали этой армией, мы всех их сделали пленниками и отвели в Персию. И Сирию, Киликию и Каппадокию мы предали огню, разрушили и разграбили». Затем следует список 36 взятых городов и резюме: «И людей, которых мы пленили на земле Римской империи, из числа не-иранцев, мы депортировали. И в нашем царстве Иране, в Персии, в Парфии, в Суссиане и в Ассирии и в других частях царства, в которых мы, наш отец и наши предки имели владения, там мы их поселили» (Christ, cit. op. S. 667). Захватив в плен Валериана и разгромив его армию, персидские полчища, развивая успех, двинулись маршем на Антиохию. Темп наступления был таким стремительным, что горожане не предвидели нависшую над ними опасность. Большинство их завоеватели застали в цирке. Город пал, и множество мирных жителей погибло от стрел иранских лучников, безжалостно расстрелявших их. Из Антиохии персы направились вглубь Малой Азии, легко взяли Цезарею, но затем они неожиданным для себя образом столкнулись с энергичным сопротивлением. Римская армия под командованием Каллиста нанесла поражение противнику, коммуникации которого были чрезмерно растянуты. Персы так же стремительно откатились назад под натиском Каллиста, как еще недавно они наступали. Когда отступающая армия переправлялась на левый берег Евфрата, на нее напал отряд правителя города Пальмиры Одената. Персы потерпели сокрушительное поражение, и долго потом не пытались уже вторгаться в Сирию. |
Др. редакция А. содержит разбивку на книги, главы и строфы с переводом и комментарием на среднеперсид. языке, записанном пехлевийским письмом. Этот корпус именуется А. и Зенд (комментарий) или Зенд-А. Он состоит из следующих частей: Вендидад (искаженное среднеперсид. Видевдат от авестийского Видаэво-датэм - закон против дэвов ). Прозаические диалоги Ахура-Мазды и Зороастра о соблюдении ритуальной чистоты и восстановлении праведности - аши. Состоит из 22 глав. Висперид (среднеперсид. Виспрат от авестийского Виспе-ратаво - все владыки). Молитвенные песнопения благим духам. Состоит из 24 глав. Ясна (авестийское йаз - почитать, поклоняться). Молитвы при богослужении и жертвоприношении, восхваления и призывания Ахура-Мазды и благих сил. Состоит из 72 глав, в т. ч. 17 особо священных песен (гат) (28-34; 43-53). Яшт (авестийское - поклонение) - 22 гимна различным божествам. Хордэ-А. (малая А.) - собрание молитв, гимнов, прошений, в основном на среднеперсид. языке. В Европе А. была по названию известна еще с античности, однако впервые прочесть ее и перевести удалось только во 2-й пол. XVIII в. (изд. 1771) франц. ученому А. Я. Анкетилю-Дюперрону (1731-1805). В наст. время имеются полные переводы А. на основные европ. языки. Сколь-либо полного перевода А. на рус. язык нет. В корпусе А. и Зенд в ритуально-богослужебной и богословской формах даны основные вероучительные принципы зороастризма: учение о боге-творце «Господине мудрости» (Ахура-Мазда), о его энергиях, «бессмертных силах» ( Амеша спента ), о двухактном творении мира, о борьбе бога с его сыном-супостатом «Злой мыслью» ( Анхра Маиньо ), в к-рой ответственная роль определена каждому человеку, свободно избирающему добро (аша) или ложь (друдж), о посмертном суде земной жизни, о всеобщем воскресении во плоти, о мессии Саошьянте, к-рый будет потомком Зороастра по плоти. Многие из этих идей поразительно близки ветхозаветным и особенно христ. Такое сходство часто рассматривается или как заимствование идей А. у евреев, или как заимствование иудеями в десятилетия вавилонского плена авестийских религ. идей. Поскольку как раз фарисейское направление иудаизма эпохи Второго храма исповедовало, подобно зороастрийцам, воскресение мертвых, бессмертие души и загробный суд, нек-рые исследователи даже само слово «фарисей» производят от этнонима «паруша» (перс) (М. Бойс, Р. Зехнер). Однако широкая распространенность этого круга идей на Переднем Востоке уже в III тыс. до Р. Х., а также знакомство с нек-рыми из них индоевропейцев эпохи вед не позволяют столь прямолинейно говорить о заимствовании иудеями или от иудеев религ. оснований А. |
Заратуштра провозгласил Ахура Мазду единственным несотворенным богом, творцом всего благого во Вселенной. Место индо-иран. богов в новом вероучении заняли 6 «бессмертных святых» Амеша Спента - 6 эманаций верховного божества, в именах к-рых раскрываются качества Ахура Мазды: Воху Мана - Благая Мысль, Аша Вахишта - Лучшая Истина (Правда), Хшатра Ваирья - Избранная, Предпочтимая Власть, Спента Армаити - Святое Благочестие, Хаурватат - Целостность, Амеретат - Бессмертие. Заменив отвергнутых богов, Амеша Спента стали выполнять их функции покровительства благим существам, деяниям и стихиям: Воху Мана стал покровителем скотоводства, Аша Вахишта - огня, Хшатра Ваирья - металла, Спента Армаити - земледелия, Хаурватат и Амеретат - воды и растений. После смерти пророка в пантеоне З. вновь появились отвергнутые боги под термином «язата» - «тот, кого следует почитать», «достойный почитания». В результате при главенстве бога творца Ахура Мазды вновь утвердилось многобожие. Пантеон, т. о., включал 6 «бессмертных святых», несколько божеств индо-иран. происхождения ( Митру , Хаому, Вретрагну, Вайу) и множество новых богов, отождествлявшихся с природными стихиями, абстрактными понятиями и важными социальными и хозяйственными функциями. Одним из самых почитаемых богов был Митра - бог договора, хранитель закона и порядка, имеющий прозвище Каратель Неправого. Спутниками Митры были Сраоша - божество послушания-дисциплины (его атрибут - дубинка в руке); Рашну - божество правосудия (его атрибут - золотые весы); Вретрагну (Варахрана) - бог победоносной войны. Его храмы возводились после победы иран. войск на землях соседних гос-в. Хварна являлась божеством благой судьбы, благодатью, символом законной царской власти; Зурван (Зрван) был богом времени и судьбы (см. ст. Зурванизм ). Обожествлялись и силы природы: Вайу (Вай) - бог ветра, дующего между небом и землей; Атар (Адур) - бог огня; Апам Напат (Внук Вод), сын Ахура Мазды; жен. божество Анахита (Непорочная), дающая плодородие земле, плодовитость скоту и людям; Тиштрия (звезда Сириус) - божество дождя. В реформированном З. возобновилось обожествление и древнего напитка хаомы , проклятого Заратуштрой в ранних проповедях. Обожествляются также небо, солнце, земля, разум, мир, сама зороастрийская вера. К божественным созданиям относятся и фраваши - бессмертные души, существующие до рождения людей и остающиеся жить после их смерти, своего рода ангелы-хранители. |
Культ. Ядром зороастрийского культа является ритуал ясны – молитвенного прославления Ахура-Мазды и язатов («младших богов»), очищения мироздания, отправляемый мобедами в храмах огня. Огонь мыслится видимым проявлением Ахура-Мазды, а потому особо почитается и наряду с прочими материальными стихиями оберегается от загрязнения и осквернения. Инициация в члены общины – ритуал навджотили седре-пуши — проводится не ранее достижения совершеннолетия. Последователям зороастризма предписана ежедневная пятикратная молитва Ахура-Мазде и язатам, ношение белой рубахи судрэ и пояса кушти. Погребальная обрядность в истории зороастризма принимала разнообразные формы, однако, во всех случаях выражала общую идею недопущения или, по меньшей мере, минимизации загрязнения священных стихий мертвым телом. В современных условиях для достижения этой цели традиционные зороастрийцы, как правило, используют захоронение в заранее забетонированную могилу, чтобы исключить соприкосновение с землей. Наиболее важные зороастрийские праздники – Новруз (Новый год) и шесть гаханбаров, знаменующих смену хозяйственных сезонов. Как уже отмечалось, российские нетрадиционные зороастрийцы, относящиеся к последователям П.П.Глобы, исповедуют т.н. «зервано-зороастризм». В Авесте и средневековых персидских религиозно-философских трактатах « зрван», « зурван» — обозначение времени. В зурванизме – религиозно-философском течении средневековой иранской мысли — одноименный бог Зурван рассматривался как верховное божество и отец двух противоборствующих мировых начал – Добра и Зла. Таким образом, «зервано-зороастризм», с одной стороны, оказывается связан с аутентичным иранским комплексом фаталистических представлений, вращающихся вокруг персонификации времени и судьбы и, следовательно, придающих большое значение астрологии как практическому искусству ее интерпретации. С другой стороны, в Новое время этот комплекс представлений с соответствующей терминологией вошел в теософские и антропософские сочинения Е.П.Блаватской, Р.Штайнера и др., что позволяет поместить российский «зервано-зороастризм» в более широкой контекст новоевропейских оккультно-эзотерических концепций и рассматривать его в ряду синкретических религиозных феноменов типологически близких к New Age. |
—470— рою сознательное стремление к объединению всего человечества путем насилия и чрез это к уничтожению войн. Народам присуща идея, что на них лежат исторические миссии. Как каждый человек сознаёт, что он должен исполнить некоторые обязанности по отношению к другим, так народ, поднявшийся до национального самосознания, сознаёт, что у него есть обязанности по отношению к человечеству. Только народы легко при этом впадают в искушение. Каждый народ легко свыкается с мыслию, что он – род избранный и что его обязанности заключаются не в том, чтобы служить человечеству, а в том, чтобы своей вере, своим законам и своей власти подчинить всё человечество. И вот – мы видим, ассирияне почитали бога Ассура и считали своею религиозно-политическою обязанностию подчинить этому богу известные им народы. Вавилоняне почитали Мардука и представляли, что именно он привел в порядок мировой строй и ослабил действие злого начала – Тиамат – в мире. К ногам Мардука вавилоняне естественно желали привести весь мир. Но ни ассирияне, ни вавилоняне не пошли с проповедью об Ассуре и Мардуке, они вышли с луками, копьями, мечами и колесницами и во славу своих богов лили кровь народов передней Азии и восточной Африки. Они думали объединить народы под своею властию и властию своих богов, но не объединение, а разъединение внесли они в мир, они не создали единого обширного государства, но они уничтожили союзы государств. И конец их и их замыслов был – гибель. На смену их выступили мидо-персы. Они шли на народы во имя благого бога Агура-мазды, который запрещал убивать не только людей, но и животных, если в этом не было нужды, который запрещал приносить ему кровавые жертвы. И однако думая служить Агура-мазде, персы служили его противнику Ангра-мениусу, олицетворению злого принципа, они лили кровь и убивали создания благого Агура-мазды. Легенда о смерти Кира, отрубленная голова которого будто бы плавала в крови, по поводу чего было замечено, что пусть он напьется крови по смерти, если не мог – хотя и хотел напиться ею при жизни, эта легенда показывает, что в сознании древних народов Кир трактовался так же, как |
Персидские надписи, изданные профессором Коссовичем, повествуют о той высшей ступени развития, до какой могло только достигнуть Эранское царство, постановленное завоеваниями Ахеменидов во главе истории всего человечества. Не только стены великолепных дворцов и монументы Персеполя, даже нерукотворные скалы и утесы с высеченными на них скульптурными фигурами и надписями, должны были повествовать о великих делах, совершенных героями этой династии. И с какой настойчивостью держались тогда этого обычая – вести монументальную летопись, видно из того, что еще так много осталось от него следов в сохранившихся до нашего времени надписях 273 , несмотря на все погромы и опустошения, столько способствовавшие к их истреблению. Историческое сознание национальной славы, руководимое высокомерной политикой, запечатлело каждую черту клинообразных надписей Ахеменидов. Это не задушевные откровения вурующего чувства и нравственного убеждения, начертанные на храме и алтаре, это не трогательная повесть любви и дружбы, оставленная в немногих словах на могильной плите: напротив того, Ахемениды повсюду кругом себя, заставляя говорить самые камни, старались запечатлеть в умах покоренных данников одну только идею о могуществе своего царственного величия и о непреложной правде своего самодержавия, ниспосланных им непосредственно от щедрот самого Агура-Мазды. Это манифесты или эдикты, которые обнародует Ахеменид от своего имени. «Аз есмь Дарий, – гласит бегистанская надпись – великий царь, над царями царь, царь областей, Гистаспа сын, Арсамы внук, Ахеменид. Объявляет Дарий царь: Мне отец Гистасп, Гистаспу отец Арсама, Арсамы отец Ариарамн, Ариарамну отец Теисп, Теиспу отец Ахемен. Объявляет Дарий царь: посему Ахеменидами мы зовемся. Искони предназначены мы на царство; искони род наш был царственный. Объявляет Дарий царь: восемь царей произошло в моем роде; аз есмь девятый: по сугубому наследованию, мы девять царей. Объявляет Дарий царь: милостию Агура-Мазды аз есмь царь: Агура-Мазда дал мне царство. |
—252— при чтении вопросы. Так, автор не однократно говорит о религиозной революции, имевшей когда-то место у иранцев, сопровождавшейся подъёмом религиозного духа, за каковым подъёмом потом последовало обычное понижение. Но факт этой революции у него совершенно не выяснен. Не выяснены у него вообще исторические судьбы маздеизма. Он признаёт, что первоначальный характер религии был этическим, затем понизился до космического, затем произошла революция в пользу высших и благороднейших религиозных представлений, затем внутренний подъём духа сменился внешним формализмом. Очень немногое обосновано у автора в этих его исторических представлениях. Центральное лицо в истории маздеизма, с каковым лицом только и можно связать представление о религиозной революции – Зороастр автором оставляется совершенно в стороне. Говорит автор о влиянии Библии на авесту, но вопрос об эпохе, характере и размерах этого влияния им не затрагивается. Иногда автор не делает разъяснений, нужных для читателя. Так, нужно было бы разъяснить употреблённое им чужое выражение на стр. 114 – второ-Исаия. Так, при изложении учения об амшаспандах (166–172 стр.) автор не коснулся их двоякого счёта (Агура-Мазда+6 или без Агура-Мазды те же 6+Сраоша). На стр. 292 автор должен был объяснить понятие Гаома (тоже, что ведическое Сома), да выяснение этого понятия и его значения в авесте нужно и для понимания древнейшей эпохи маздеизма. Было бы полезно автору остановиться на выяснении упоминаемого им в приложении (32 стр.) Var Nirang – испытания расплавленным металлом. Вообще автор мало останавливается на анализе обычаев и культовых действий в маздеизме, между тем как в таковых отражается существо религии. Встречаются у автора неточности и неправильности в выражениях и переводах. На стр. 34 автор называет Пфлейдерера знатоком иранской древности, Пфлейдерер вовсе не иранист и известен лишь, как богослов и талантливый специалист по философии религии. На стр. 150 подобным образом в исследователи иранской древности производится Шантепи де ла Соссэй, но на самом деле Шантепи только издатель |
Г. Мусатов характеризует религию авесты, как дуализм отчасти с политеистическими элементами, отчасти разрешающийся в монотеизм, причем единым Богом является то Агура-Мазда, то Црван; наконец, г. Мусатов склонен видеть в авесте и пантеизм и сближает Црвана с Парабрамой. Авестическое учение изложено г. Мусатовым далеко не полно. Некоторые существенные вопросы у него почти незатронуты: 1) вечен ли Агура-Мазда в прошедшем (как понимать его рождение от Црвана? 2) Поскольку Агура-Мазда мыслится творцом? Рассуждая о сближении Вогу-Мано с Александрийским Логосом, он оставляет в стороне существующее в литературе сближение с Логосом маздеического Honover. Он и не исследует идею творческой силы слова. Теологию авесты автор заключает рассуждением о фравашах (духах покровителях подобных римским гениям), но божественное в авесте предполагалось проявляющимся и в людях, свидетельством чего является Заратустра, и в нижечеловеческом (в священных животных), на что имеются указания в авесте (для пояснения воззрений авесты автору в некоторых случаях могла бы быть полезна поэма Шах-наме). Кроме неполноты в изложении у автора встречаются и технические промахи, и неясности, и ошибки. —163— К техническим недостаткам должно отнести то, что, не смотря на небольшой объем сочинения, в нём не всегда легко разобраться. Книги цитируются слишком сокращенным способом. Под заглавиями иногда скрывается то, чего нельзя подозревать. Так в статье под заглавием «Црван» говорится (с конца 166 стр. и далее) о всей системе высших существ, которые, надо заметить, маздейским богословием не ставятся в связь с Црван, а имеют прямое отношение к Агура-Мазде. Неясным представляется утверждение автора (стр. 40), что территориальное разделение индусов и древних персов вызвано религиозным расколом, между тем как на предыдущих страницах их религиозные разности автор пытался вывести из особенностей населяемых ими территорий. Ошибки встречаются обычно у автора при его попытках выяснять вопросы маздеизма путем сравнения его с другими религиями. Сближение Мазды с Зевсом (152 стр.), возведение халдейского Бела в звание бога судьбы (159), отождествление Црван с μορα и Парабрамой могли бы отсутствовать с пользою для сочинения. |
| |