Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАТЫ [авест.   J  ; пехл.   - песнопение, гимн], входящие в Ясну молитвенные песнопения, прославляющие Ахура Мазду ; древнейшие тексты Авесты , создание к-рых приписывается Заратуштре. Язык Г. древнее языка Ясны, долгое время они передавались изустно и были записаны в период, когда авест. язык был уже мертвым. Г. разделяются на 5 неравных по объему групп и насчитывают 896 строк (ок. 6 тыс. слов), собранных в 17 главах Ясны. Первую, Ахунавайти, образуют главы Ясны 28-34 (100 стихов); во вторую, Уштавайти, входят главы 43-46 (66 стихов); третья, Спентамайнью, включает главы 47-50 (41 стих); четвертая, Вохухшатра, содержит гл. 51 (22 стиха), и пятая, Вахиштоишти,- гл. 53 (9 стихов). Деление Г. на 5 групп зависит от их стихотворного метра, а не от содержания стихов. Каждая строфа в любой из 5 Г. имеет определенное число строк, каждая строка имеет особое число слогов, разбиваясь равномерно на 2 или 3 части. Г. не являются религ. трактатом, к-рый последовательно раскрывает вероучительные вопросы, тем не менее можно выделить неск. основных сюжетов. Ахунавайти описывает страдания людей на земле и просьбу о защите, к-рую Душа земли (символ всего живого) обращает к Ахура Мазде. На божественном совете принимается решение помочь людям. Заратуштра избирается Ахура Маздой в качестве пророка и учителя для людей и получает особую духовную силу и власть (Ясна 29. 6-11). Затем раскрывается учение о добром духе - Спента Майнью - и злом духе, позднее получившем имя Анхро Майнью. В жизни человек постоянно делает свободный выбор между добром и злом. Т. е. те, кто выбирают добро и живут согласно высшей истине (Аше), получают за это в земной жизни здоровье и крепость тела, в вечной жизни - пребывание в обители Ахура Мазды (т. е. в раю); те, кто выбирают зло, будут наказаны, оставшись «на долгое время во тьме, пребывая в скорби и беспокойстве». Посвященные, выбравшие служение Ахура Мазде, должны бороться за «умножение истины и праведности», для чего им даруется «совершенство, вечность, чистота, духовная власть и сила служения человечеству» (Ясна 30-31). Грешники («поклонники дэва») борются против Ахура Мазды и Заратуштры, склоняя людей ко лжи и к вероломству, но они потерпят поражение (Ясна 32). В следующей главе приводится молитва Заратуштры к Ахура Мазде, он вручает божеству свою жизнь и просит божественного вдохновения и помощи для исполнения своей миссии (Ясна 33), а также спрашивает, как понять волю божества и лучше служить ему (Ясна 34).

http://pravenc.ru/text/161731.html

Уже когда была создана община, Павел Глоба написал книгу о зороастризме – " Живой огонь " . Вокруг него группировались люди, интересующиеся Востоком. На своих лекциях по астрологии Павел Глоба фактически занимался проповедью зороастризма. Из учеников его астрологической школы и образовались общины в Москве, Санкт-Петербурге и в странах ближнего зарубежья. Многие преподаватели астрологических школ Павла Глобы являются зороастрийцами. Сами себя зерваниты называют приверженцами зороастрийской маздаяснийской религии. В представлении русских зороастрийцев, мир создан единым богом-творцом Ахура-Маздой. В переводе его имя обозначает " господь мудрый " . По словам зерванитов (зерванского направления зороастрийской религии), они отличаются от других зороастрийцев тем, что признают творца Зервана Беспредельного, который и является Абсолютом. Зерван Беспредельный стоит над всеми, он сотворил и самого АхураМазду, но богом-творцом признается именно Ахура-Мазда, так как не может быть двух творцов. Зерваниты говорят, что в каком-то смысле Зерван и Ахура-Мазда тождественны, а поэтому они могут называть себя " убежденными монотеистами " . Взаимоотношения Зервана и Ахура-Мазды входят в эзотерическую, скрытую, часть религиозного учения. Бога-творца Ахура-Мазду можно, например, именовать Мудростью Зервана. Главной и характерной чертой Ахура-Мазды является справедливость. Зерванитских канонов как таковых не существует, зерваниты не считают себя последователями " книжной " религии, оставляя за собой право творческого осмысления " Авесты " . В буквальном переводе с авестийского языка Зерван – это " время " . Зерваниты утверждают, что b VI beke дo h.э. греческий философ Пифагор после общения с иранскими зерванитами создал свое учение о Хроносе-времени. Богу-творцу АхураМазде противостоит злой дух Ангро-Майнью. Легенда гласит, что мир, сотворенный АхураМаздой, пребывал в духовном состоянии, не имея материального вида. Ахура-Мазда посоветовался с " фравашами " (духи предков), и они решили создать материальный мир ( " тварный " , " проявленный " ) для борьбы со злым духом. " Фраваши " сделали выбор и решили, что они должны воплотиться в том мире, который сотворит Ахура-Мазда. На этот идеальный, но уже " проявленный " мир, напал злой дух Ангро-Майнью. После вторжения Ангро-Майнью Ахура-Мазда захлопнул за ним дверь, и злой дух оказался в ловушке материального мира. " Благие творения " , то есть благочестивые люди, борются со злым божеством Ангро-Майнью, уничтожая его постепенно, шаг за шагом.

http://religare.ru/2_26720.html

Достоверность этой легенды подтверждается рельефным изоб­ражением на скале в Накш-и-Рустаме, близ Персеполя, на которой представлен римский император в полководческом плаще, сто­ящий в согбенной позе перед персидским царем, восседающим на коне. В 1930-е гг. была также обнаружена монументальная трехъязычная надпись, относящаяся к военным событиям 260 г. Начинается она с титулатуры Саппор: «Я, почитатель Мазды, бог Шаппур, царь царей иранцев и не-иранцев, из рода богов, сын по­читателя Мазды, бога Ардашира, царя царей иранцев, из рода бо­гов, внук царя Папака – над царством Ирана я господин» (Christ, cit. op. S. 666). Затем следует очерк о трех войнах Персии с Ри­мом, начиная со времен Гордиана III. О военных событиях, про­исходивших в 260 г., надпись гласит: «Во время третьего похода, когда мы напали на Кары и Эдессу и осадили Кары и Эдессу, им­ператор Валериан пошел против нас. С ним были войска из Гер­мании, Реции, Норика, Дакии, Паннониии, Мезии, Истрии, Испа­нии, Мавритании, Фракии, Вифинии, Азии, Памфилии, Исаврии, Ликаонии, Галатии, Ликии, Киликии, Каппадокии, Фригии, Сирии, Финикии, Иудеи, Аравии, Мавритании, Германии, Лидии, Осроены, Месопотамии, 70-тысячная армия. И по ту сторону от Кар и Эдессы у нас было великое сражение с Валерианом. И импера­тора Валериана мы взяли в плен собственными руками, а также префекта претория, сенаторов и офицеров, которые командова­ли этой армией, мы всех их сделали пленниками и отвели в Пер­сию. И Сирию, Киликию и Каппадокию мы предали огню, раз­рушили и разграбили». Затем следует список 36 взятых городов и резюме: «И людей, которых мы пленили на земле Римской им­перии, из числа не-иранцев, мы депортировали. И в нашем цар­стве Иране, в Персии, в Парфии, в Суссиане и в Ассирии и в дру­гих частях царства, в которых мы, наш отец и наши предки имели владения, там мы их поселили» (Christ, cit. op. S. 667). Захватив в плен Валериана и разгромив его армию, персид­ские полчища, развивая успех, двинулись маршем на Антиохию. Темп наступления был таким стремительным, что горожане не предвидели нависшую над ними опасность. Большинство их за­воеватели застали в цирке. Город пал, и множество мирных жи­телей погибло от стрел иранских лучников, безжалостно расстре­лявших их. Из Антиохии персы направились вглубь Малой Азии, легко взяли Цезарею, но затем они неожиданным для себя об­разом столкнулись с энергичным сопротивлением. Римская ар­мия под командованием Каллиста нанесла поражение противни­ку, коммуникации которого были чрезмерно растянуты. Персы так же стремительно откатились назад под натиском Каллиста, как еще недавно они наступали. Когда отступающая армия пере­правлялась на левый берег Евфрата, на нее напал отряд правите­ля города Пальмиры Одената. Персы потерпели сокрушительное поражение, и долго потом не пытались уже вторгаться в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Др. редакция А. содержит разбивку на книги, главы и строфы с переводом и комментарием на среднеперсид. языке, записанном пехлевийским письмом. Этот корпус именуется А. и Зенд (комментарий) или Зенд-А. Он состоит из следующих частей: Вендидад (искаженное среднеперсид. Видевдат от авестийского Видаэво-датэм - закон против дэвов ). Прозаические диалоги Ахура-Мазды и Зороастра о соблюдении ритуальной чистоты и восстановлении праведности - аши. Состоит из 22 глав. Висперид (среднеперсид. Виспрат от авестийского Виспе-ратаво - все владыки). Молитвенные песнопения благим духам. Состоит из 24 глав. Ясна (авестийское йаз - почитать, поклоняться). Молитвы при богослужении и жертвоприношении, восхваления и призывания Ахура-Мазды и благих сил. Состоит из 72 глав, в т. ч. 17 особо священных песен (гат) (28-34; 43-53). Яшт (авестийское - поклонение) - 22 гимна различным божествам. Хордэ-А. (малая А.) - собрание молитв, гимнов, прошений, в основном на среднеперсид. языке. В Европе А. была по названию известна еще с античности, однако впервые прочесть ее и перевести удалось только во 2-й пол. XVIII в. (изд. 1771) франц. ученому А. Я. Анкетилю-Дюперрону (1731-1805). В наст. время имеются полные переводы А. на основные европ. языки. Сколь-либо полного перевода А. на рус. язык нет. В корпусе А. и Зенд в ритуально-богослужебной и богословской формах даны основные вероучительные принципы зороастризма: учение о боге-творце «Господине мудрости» (Ахура-Мазда), о его энергиях, «бессмертных силах» ( Амеша спента ), о двухактном творении мира, о борьбе бога с его сыном-супостатом «Злой мыслью» ( Анхра Маиньо ), в к-рой ответственная роль определена каждому человеку, свободно избирающему добро (аша) или ложь (друдж), о посмертном суде земной жизни, о всеобщем воскресении во плоти, о мессии Саошьянте, к-рый будет потомком Зороастра по плоти. Многие из этих идей поразительно близки ветхозаветным и особенно христ. Такое сходство часто рассматривается или как заимствование идей А. у евреев, или как заимствование иудеями в десятилетия вавилонского плена авестийских религ. идей. Поскольку как раз фарисейское направление иудаизма эпохи Второго храма исповедовало, подобно зороастрийцам, воскресение мертвых, бессмертие души и загробный суд, нек-рые исследователи даже само слово «фарисей» производят от этнонима «паруша» (перс) (М. Бойс, Р. Зехнер). Однако широкая распространенность этого круга идей на Переднем Востоке уже в III тыс. до Р. Х., а также знакомство с нек-рыми из них индоевропейцев эпохи вед не позволяют столь прямолинейно говорить о заимствовании иудеями или от иудеев религ. оснований А.

http://pravenc.ru/text/62732.html

Заратуштра провозгласил Ахура Мазду единственным несотворенным богом, творцом всего благого во Вселенной. Место индо-иран. богов в новом вероучении заняли 6 «бессмертных святых» Амеша Спента - 6 эманаций верховного божества, в именах к-рых раскрываются качества Ахура Мазды: Воху Мана - Благая Мысль, Аша Вахишта - Лучшая Истина (Правда), Хшатра Ваирья - Избранная, Предпочтимая Власть, Спента Армаити - Святое Благочестие, Хаурватат - Целостность, Амеретат - Бессмертие. Заменив отвергнутых богов, Амеша Спента стали выполнять их функции покровительства благим существам, деяниям и стихиям: Воху Мана стал покровителем скотоводства, Аша Вахишта - огня, Хшатра Ваирья - металла, Спента Армаити - земледелия, Хаурватат и Амеретат - воды и растений. После смерти пророка в пантеоне З. вновь появились отвергнутые боги под термином «язата» - «тот, кого следует почитать», «достойный почитания». В результате при главенстве бога творца Ахура Мазды вновь утвердилось многобожие. Пантеон, т. о., включал 6 «бессмертных святых», несколько божеств индо-иран. происхождения ( Митру , Хаому, Вретрагну, Вайу) и множество новых богов, отождествлявшихся с природными стихиями, абстрактными понятиями и важными социальными и хозяйственными функциями. Одним из самых почитаемых богов был Митра - бог договора, хранитель закона и порядка, имеющий прозвище Каратель Неправого. Спутниками Митры были Сраоша - божество послушания-дисциплины (его атрибут - дубинка в руке); Рашну - божество правосудия (его атрибут - золотые весы); Вретрагну (Варахрана) - бог победоносной войны. Его храмы возводились после победы иран. войск на землях соседних гос-в. Хварна являлась божеством благой судьбы, благодатью, символом законной царской власти; Зурван (Зрван) был богом времени и судьбы (см. ст. Зурванизм ). Обожествлялись и силы природы: Вайу (Вай) - бог ветра, дующего между небом и землей; Атар (Адур) - бог огня; Апам Напат (Внук Вод), сын Ахура Мазды; жен. божество Анахита (Непорочная), дающая плодородие земле, плодовитость скоту и людям; Тиштрия (звезда Сириус) - божество дождя. В реформированном З. возобновилось обожествление и древнего напитка хаомы , проклятого Заратуштрой в ранних проповедях. Обожествляются также небо, солнце, земля, разум, мир, сама зороастрийская вера. К божественным созданиям относятся и фраваши - бессмертные души, существующие до рождения людей и остающиеся жить после их смерти, своего рода ангелы-хранители.

http://pravenc.ru/text/199995.html

Культ. Ядром зороастрийского культа является ритуал ясны – молитвенного прославления Ахура-Мазды и язатов («младших богов»), очищения мироздания, отправляемый мобедами в храмах огня. Огонь мыслится видимым проявлением Ахура-Мазды, а потому особо почитается и наряду с прочими материальными стихиями оберегается от загрязнения и осквернения. Инициация в члены общины – ритуал навджотили седре-пуши — проводится не ранее достижения совершеннолетия. Последователям зороастризма предписана ежедневная пятикратная молитва Ахура-Мазде и язатам, ношение белой рубахи судрэ и пояса кушти. Погребальная обрядность в истории зороастризма принимала разнообразные формы, однако, во всех случаях выражала общую идею недопущения или, по меньшей мере, минимизации загрязнения священных стихий мертвым телом. В современных условиях для достижения этой цели традиционные зороастрийцы, как правило, используют захоронение в заранее забетонированную могилу, чтобы исключить соприкосновение с землей. Наиболее важные зороастрийские праздники – Новруз (Новый год) и шесть гаханбаров, знаменующих смену хозяйственных сезонов. Как уже отмечалось, российские нетрадиционные зороастрийцы, относящиеся к последователям П.П.Глобы, исповедуют т.н. «зервано-зороастризм». В Авесте и средневековых персидских религиозно-философских трактатах « зрван», « зурван» — обозначение времени. В зурванизме – религиозно-философском течении средневековой иранской мысли — одноименный бог Зурван рассматривался как верховное божество и отец двух противоборствующих мировых начал – Добра и Зла. Таким образом, «зервано-зороастризм», с одной стороны, оказывается связан с аутентичным иранским комплексом фаталистических представлений, вращающихся вокруг персонификации времени и судьбы и, следовательно, придающих большое значение астрологии как практическому искусству ее интерпретации. С другой стороны, в Новое время этот комплекс представлений с соответствующей терминологией вошел в теософские и антропософские сочинения Е.П.Блаватской, Р.Штайнера и др., что позволяет поместить российский «зервано-зороастризм» в более широкой контекст новоевропейских оккультно-эзотерических концепций и рассматривать его в ряду синкретических религиозных феноменов типологически близких к New Age.

http://bogoslov.ru/event/5376665

—470— рою сознательное стремление к объединению всего человечества путем насилия и чрез это к уничтожению войн. Народам присуща идея, что на них лежат исторические миссии. Как каждый человек сознаёт, что он должен исполнить некоторые обязанности по отношению к другим, так народ, поднявшийся до национального самосознания, сознаёт, что у него есть обязанности по отношению к человечеству. Только народы легко при этом впадают в искушение. Каждый народ легко свыкается с мыслию, что он – род избранный и что его обязанности заключаются не в том, чтобы служить человечеству, а в том, чтобы своей вере, своим законам и своей власти подчинить всё человечество. И вот – мы видим, ассирияне почитали бога Ассура и считали своею религиозно-политическою обязанностию подчинить этому богу известные им народы. Вавилоняне почитали Мардука и представляли, что именно он привел в порядок мировой строй и ослабил действие злого начала – Тиамат – в мире. К ногам Мардука вавилоняне естественно желали привести весь мир. Но ни ассирияне, ни вавилоняне не пошли с проповедью об Ассуре и Мардуке, они вышли с луками, копьями, мечами и колесницами и во славу своих богов лили кровь народов передней Азии и восточной Африки. Они думали объединить народы под своею властию и властию своих богов, но не объединение, а разъединение внесли они в мир, они не создали единого обширного государства, но они уничтожили союзы государств. И конец их и их замыслов был – гибель. На смену их выступили мидо-персы. Они шли на народы во имя благого бога Агура-мазды, который запрещал убивать не только людей, но и животных, если в этом не было нужды, который запрещал приносить ему кровавые жертвы. И однако думая служить Агура-мазде, персы служили его противнику Ангра-мениусу, олицетворению злого принципа, они лили кровь и убивали создания благого Агура-мазды. Легенда о смерти Кира, отрубленная голова которого будто бы плавала в крови, по поводу чего было замечено, что пусть он напьется крови по смерти, если не мог – хотя и хотел напиться ею при жизни, эта легенда показывает, что в сознании древних народов Кир трактовался так же, как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Персидские надписи, изданные профессором Коссовичем, повествуют о той высшей ступени развития, до какой могло только достигнуть Эранское царство, постановленное завоеваниями Ахеменидов во главе истории всего человечества. Не только стены великолепных дворцов и монументы Персеполя, даже нерукотворные скалы и утесы с высеченными на них скульптурными фигурами и надписями, должны были повествовать о великих делах, совершенных героями этой династии. И с какой настойчивостью держались тогда этого обычая – вести монументальную летопись, видно из того, что еще так много осталось от него следов в сохранившихся до нашего времени надписях 273 , несмотря на все погромы и опустошения, столько способствовавшие к их истреблению. Историческое сознание национальной славы, руководимое высокомерной политикой, запечатлело каждую черту клинообразных надписей Ахеменидов. Это не задушевные откровения вурующего чувства и нравственного убеждения, начертанные на храме и алтаре, это не трогательная повесть любви и дружбы, оставленная в немногих словах на могильной плите: напротив того, Ахемениды повсюду кругом себя, заставляя говорить самые камни, старались запечатлеть в умах покоренных данников одну только идею о могуществе своего царственного величия и о непреложной правде своего самодержавия, ниспосланных им непосредственно от щедрот самого Агура-Мазды. Это манифесты или эдикты, которые обнародует Ахеменид от своего имени. «Аз есмь Дарий, – гласит бегистанская надпись – великий царь, над царями царь, царь областей, Гистаспа сын, Арсамы внук, Ахеменид. Объявляет Дарий царь: Мне отец Гистасп, Гистаспу отец Арсама, Арсамы отец Ариарамн, Ариарамну отец Теисп, Теиспу отец Ахемен. Объявляет Дарий царь: посему Ахеменидами мы зовемся. Искони предназначены мы на царство; искони род наш был царственный. Объявляет Дарий царь: восемь царей произошло в моем роде; аз есмь девятый: по сугубому наследованию, мы девять царей. Объявляет Дарий царь: милостию Агура-Мазды аз есмь царь: Агура-Мазда дал мне царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

—252— при чтении вопросы. Так, автор не однократно говорит о религиозной революции, имевшей когда-то место у иранцев, сопровождавшейся подъёмом религиозного духа, за каковым подъёмом потом последовало обычное понижение. Но факт этой революции у него совершенно не выяснен. Не выяснены у него вообще исторические судьбы маздеизма. Он признаёт, что первоначальный характер религии был этическим, затем понизился до космического, затем произошла революция в пользу высших и благороднейших религиозных представлений, затем внутренний подъём духа сменился внешним формализмом. Очень немногое обосновано у автора в этих его исторических представлениях. Центральное лицо в истории маздеизма, с каковым лицом только и можно связать представление о религиозной революции – Зороастр автором оставляется совершенно в стороне. Говорит автор о влиянии Библии на авесту, но вопрос об эпохе, характере и размерах этого влияния им не затрагивается. Иногда автор не делает разъяснений, нужных для читателя. Так, нужно было бы разъяснить употреблённое им чужое выражение на стр. 114 – второ-Исаия. Так, при изложении учения об амшаспандах (166–172 стр.) автор не коснулся их двоякого счёта (Агура-Мазда+6 или без Агура-Мазды те же 6+Сраоша). На стр. 292 автор должен был объяснить понятие Гаома (тоже, что ведическое Сома), да выяснение этого понятия и его значения в авесте нужно и для понимания древнейшей эпохи маздеизма. Было бы полезно автору остановиться на выяснении упоминаемого им в приложении (32 стр.) Var Nirang – испытания расплавленным металлом. Вообще автор мало останавливается на анализе обычаев и культовых действий в маздеизме, между тем как в таковых отражается существо религии. Встречаются у автора неточности и неправильности в выражениях и переводах. На стр. 34 автор называет Пфлейдерера знатоком иранской древности, Пфлейдерер вовсе не иранист и известен лишь, как богослов и талантливый специалист по философии религии. На стр. 150 подобным образом в исследователи иранской древности производится Шантепи де ла Соссэй, но на самом деле Шантепи только издатель

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Мусатов характеризует религию авесты, как дуализм отчасти с политеистическими элементами, отчасти разрешающийся в монотеизм, причем единым Богом является то Агура-Мазда, то Црван; наконец, г. Мусатов склонен видеть в авесте и пантеизм и сближает Црвана с Парабрамой. Авестическое учение изложено г. Мусатовым далеко не полно. Некоторые существенные вопросы у него почти незатронуты: 1) вечен ли Агура-Мазда в прошедшем (как понимать его рождение от Црвана? 2) Поскольку Агура-Мазда мыслится творцом? Рассуждая о сближении Вогу-Мано с Александрийским Логосом, он оставляет в стороне существующее в литературе сближение с Логосом маздеического Honover. Он и не исследует идею творческой силы слова. Теологию авесты автор заключает рассуждением о фравашах (духах покровителях подобных римским гениям), но божественное в авесте предполагалось проявляющимся и в людях, свидетельством чего является Заратустра, и в нижечеловеческом (в священных животных), на что имеются указания в авесте (для пояснения воззрений авесты автору в некоторых случаях могла бы быть полезна поэма Шах-наме). Кроме неполноты в изложении у автора встречаются и технические промахи, и неясности, и ошибки. —163— К техническим недостаткам должно отнести то, что, не смотря на небольшой объем сочинения, в нём не всегда легко разобраться. Книги цитируются слишком сокращенным способом. Под заглавиями иногда скрывается то, чего нельзя подозревать. Так в статье под заглавием «Црван» говорится (с конца 166 стр. и далее) о всей системе высших существ, которые, надо заметить, маздейским богословием не ставятся в связь с Црван, а имеют прямое отношение к Агура-Мазде. Неясным представляется утверждение автора (стр. 40), что территориальное разделение индусов и древних персов вызвано религиозным расколом, между тем как на предыдущих страницах их религиозные разности автор пытался вывести из особенностей населяемых ими территорий. Ошибки встречаются обычно у автора при его попытках выяснять вопросы маздеизма путем сравнения его с другими религиями. Сближение Мазды с Зевсом (152 стр.), возведение халдейского Бела в звание бога судьбы (159), отождествление Црван с μορα и Парабрамой могли бы отсутствовать с пользою для сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010