Использование смертников, то есть лиц, несущих под одеждой взрывчатку и подрывающих себя вместе с намеченными жертвами, вообще является особенностью ряда террористических групп в мире, в частности, террористической деятельности повстанческой организации «Тигры освобождения Тамил Илама» на Шри-Ланке. Использование смертников, уничтожающих вместе с собой окружающих, является характерным почерком и ближневосточной террористической организации ХАМАС. Ислам , как и большинство мировых религий, самоубийство осуждает, и, чтобы снять подобную коллизию, один из хамасовских руководителей имам Ахмед Баха заявил: «Такие действия не являются самоубийством. Мы называем их акциями джихада. Коран рекомендует джихад в борьбе против врага, Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Аллаха, а не человека. Именно он выбирает героя, который приносит себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться...»(Московский комсомолец, 14 марта 1996 г.). Здесь явно прослеживаются аналогии с индоктринацией в сознание адептов некоторых деструктивных религиозных организаций необходимости самопожертвования во имя целей своего культа. Аналогия состоит также и в том, что ХАМАС (сокращение от арабского «Харакат аль-мукаума аль-исламия» – исламское движение сопротивления) первоначально было зарегистрировано как религиозно-просветительское общество «Аль-Муджамаа», а именно так зачастую преподносят сегодня свою деятельность некоторые деструктивные религиозные организации. 6. Возможные особенности сценариев возможных террористических актов со стороны некоторых деструктивных религиозных организаций 1 . Использование руководителями деструктивной религиозной организации контроля сознания своих адептов и, как следствие, крайней степени фанатичности террористов, преданности своим лидерам и готовности пожертвовать собственными жизнями для достижения целей деструктивной религиозной организации. 2 . Использование в организации и осуществлении террористических актов террористов-смертников (аналогов японских камикадзе и ближневосточных террористов) из числа адептов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

—408— завершило археологические успехи экспедиции Кауфмана. Теперь выяснилась непосредственная связь этих купален с расширенной базиликой имп. Аркадия. Здесь найден большой пруд для пилигримов в 150 квадратных метров поверхности, могучая глубокая цистерна. Базилика при купальнях представляет четвертый тип открытых в Карм Абу Мина христианских церквей. Она имела три корабля и оканчивалась с обеих сторон полукрестообразно. Здесь открыты отдельные купальные комнаты, обширные ожидальные или раздевальные залы, как и сложная система печей и гипокаустов. Трубы от последних до новейшего времени доставляли бедуинам материал для литья пуль и стало быть, расхищались постепенно и тоже почти систематически. Во всех этих помещениях найдены сосуды для купанья и ампулы Мины с воззваниями к святому. Два мраморные углубления в главном корабле базилики вели на ступень вниз к черпальням, откуда пилигримы, как в современном Лурде, черпали чудотворную воду, или для пользования больных на месте, или чтобы взять с собой домой. Греческая надпись поклонника из малоазиатской Смирны, найденная в этом месте, гласит: «прими всепрекрасную воду Мины, и бежит болезнь». Следами многократных разрушений, испытанных храмом святого Мины, остаются не только упомянутые раньше стертые кресты и племенные знаки бедуинов в самых значительных частях храма. О том же говорят позднейшей работы контрфорсы, воздвигнутые на нескольких главнейших пунктах святыни в возмещение вывезенного из храма драгоценного строительного материала. Кауфман доказал на монументальных остатках похищение храмовых колонн калифом Ель-Мутивекилем. Еще сейчас отмечаются в храме поправки и подпорки, которыми яковитский патриарх Иосиф (837–849 г.г.) пытался бороться с возрастающим расхищением храма. Несколько лет спустя мусульманский правитель области Ахмед-ибн-Динар воспользовался убийством, случившимся во время праздника св. Мины в его храме, как поводом для нового хищения, на этот раз избравшего жертвой особенно драгоценности ризницы. Надо отметить наконец многочисленные «острака», откры-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не доверяя Саффаридам, халиф прибег к помощи правителя Бухары Исмаила Самани, и они направили объединенную армию против соперника. Едва ли их шансы были выше, чем у Амра, правителя Хорасана, но, к своему несчастью, тот в самом начале сражения упал с лошади, сильно ушибся и потерял управление войском. Его воины, посчитав правителя погибшим, бежали с поля боя, вследствие чего в 901 г. династия Саффаридов закончилась Правда, победители тут же стали врагами: Исмаил посчитал, что ему нет никакого резона уступать захваченные земли халифу; разумеется, у того на этот счет имелась иная точка зрения. Теперь к землям Исмаила отошел не только Хорасан, но и значительная часть Персии, так что новое государство достигло границ с Китаем. И с полным правом Исмаил образовал собственную династию Саманидов. Само собой разумеется, что эти события резко снизили активность арабов на византийском фронте 155 . Попутно императору пришлось столкнуться с волнениями на Западе, где взбунтовался стратиг фемы Лонгивардия герцог Беневента Аиона, зять Франкского короля. Для усмирения бунтовщика царь отправил войско западных фем под командованием препозита двора Константина, но в случившемся в 887 г. сражении византийцы потерпели поражение около Бари 156 . Справиться с герцогом Беневента мешали все те же средиземноморские арабы, вынуждавшие византийцы буквально распылять свои силы для противодействия грабительским набегам сарацин и яростной мусульманской экспансии. Несколько лучше обстояли дела в Закавказье. В 890 г. в Армении на трон пришел сын покойного Ашота I Семпад I, продолживший политику отца. Вскоре он направил посольство в Константинополь и был включен в состав союзников Византии. Последующие военные действия шли с переменным успехом для обеих сторон. В 891 г. мусульманский полководец Ахмед-ад-Уджейфи соединился с двумя другими правителями арабских областей и дошел по южному берегу Малой Азии до города Саланду (древний город Селинунт), прибрежного города Западной Киликии. Армия сарацин была весьма многочисленна, к тому же ее активно поддерживал арабский флот, и потому греки уже собирались сдать город, как случайным снарядом катапульты с крепостной стены был убит один из вождей похода Язаман. Смущенные арабы отступили от Саланду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последние годы своего долгого правления (1703–1730) султан Ахмед II затеял джихад против персидских шиитов в горах Кавказа; но в последний год правления персы изгнали турок из региона, по крайней мере, на несколько десятилетий. Султану Махмуду I, взошедшему на трон после Ахмеда, пришлось подавить восстание в Стамбуле, начатое мятежником-янычаром по имени Патрона, который вынудил Махмуда назначить на высокий пост друга Патроны, греческого мясника Янаки. Но янычары, оставшиеся верными султану, отказались подчиняться Янаку и выскочке Петроне, подняв бунт против них, а позднее казнили вместе с 7 тысячами их последователей. Великий визирь, «искусный, мудрый и доблестный» (говорит Кризи) Топал Осман, возглавил османскую армию против персов, осаждавших Багдад, и сумел спасти город, но османские неприятности не закончились. Следующим источником неприятностей для Турции стала Россия, враг, которого турки боялись больше всего. Победы русских становились обязательными. «Упадок [османской] военной мощи признавался всеми необратимым», – заметил историк XIX века. Но другой французский военный писатель Шевалье де Фолар считал, что нигде нет лучших бойцов, чем среди турок. Он приписывал слабость турок на поле боя их пренебрежению штыком как оружием. «Турки терпят поражение только из-за недостатков своего оружия, – писал он. – Они не знают, что такое штык на ружье. Ибо с тех пор, как он изобретен, они перестали побеждать христиан.» Гибель «больного человека Европы» считалась неизбежностью уже в ближайшем будущем, и европейские канцлеры потихоньку делили империю между собой, что затянулось на несколько сотен лет. Одним весьма уважаемым деятелем европейской политической сцены, точно оценившим будущее Османской империи, стал француз Шарль, барон де Монтескье, чья философия правления, содержащаяся в его знаменитом 31-томном «Духе законов» (выдержавшем 22 издания за два года, но кто читает его сейчас?), помогла написать американскую конституцию полвека спустя. С ясностью ума, которая отмечала все его исследования, Монтескье прямо заявил: «Османская империя просуществует еще долго», в своем менее известном труде «О причинах величия римлян и их упадка.» Его заявление полностью противоречило тому, что говорили тогда все политические и дипломатические деятели. Но он считал, и события доказали его правоту, что великая слабость Турции стала и ее великой силой, поскольку «если какой-либо правитель подвергнет эту империю опасности, расширяя свои завоевания за её счёт, то торговые страны Европы, хорошо зная своё дело, не допустят её падения, хотя и не станут немедленно помогать ей».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Со священников и монахов, имеющих сношения с миром, ханэфиты полагают брать „джизье“, если они могут трудиться, Мухаммед [эш-Шафэи?] напротив освобождает их от этой подати 106 . Количество „джизье“ законоведы определяют не одинаково. Если кафиры присоединились к „дар-уль-исламу“ по мирному договору, то „джизье“ взимается с них всегда в размере условленном в самом договоре. А с зимми, покоренных силой оружия, хаэфиты предполагают брать „джизье“ в таком количестве (допуская рассрочку помесячно): с богатых (т. е. владеющих капиталом в 10,000 диргемов, т. е. 2,800 р. зол.) в год 48 диргемов(11 р.20к. зол.) с достаточных (с капиталом более 200 диргемов, т. е. 46 р. зол.). . „24„ (5 „60„ „) с бедных, живущих собственным трудом (с капиталом менее 200 диргемов, т. е. 46 р. з.) . . „12„        „         (2 „80„ „) „Справедливее же, – кончают ханэфиты, – руководствоваться обычаем страны“. Малик решает, что более 4 динаров (т. е. 14 р. з.) нельзя брать и с богатого, a бедные платят сколько могут 107 . Шафэи назначает джизье в один динар (3 р. 50 к. з.) и с богатого и с бедного. Ахмед высказывает три мнения: он согласен с абу-Ханифэ; он полагает, что нельзя взять меньше того, что назначил абу-Ханифэ, но можно взять больше этого; наконец он все отдает на усмотрение имама 108 . Другая подать, которую платят зимми, называется „харадж“. Буквально „харадж“ значит „все что рождается, как произведения земля, так и дети мужескаго пола“; Таким образом, харадж есть подать, „взимаемая имамом с земли и людей“ 110 . Но мусульманское право усвоило этому названию первое значение. „Джизье“ есть налог поголовный, „харадж“ – поземельный; „джизье“ зимми платят за то, что ему оставили жизнь, „харадж“. Обязательство платить „харадж“ закон считает до такой степени существенным, что если султан или его наместник подарит „харадж“ плательщику, то он все-таки не может употребить его на свои нужды, если не принадлежит к числу лиц, получающих содержание из казны, а обязан раздать этот подарок нищим 111 . Тем не менее „харадж характеризует собственно землю, которою владеет зимми; она называется „хараджною“, в отличие от мусульманской „десятинной“, – а не самого зимми, и в этом отличие „хараджа“ от „джизье“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

— Кароший сладкый апэлсын!.. — раздавался этот тревожный сигнал заговорщиков на всех углах. Большевики готовились захватить власть в Иране. — Ваши русские совсем потеряли совесть, — говорил мне плешивый чистильщик сапог, Барат-Али, который называл себя министром старой династии Ахмед-шаха. Я знал его, как поклонника русских, и он очень гордился своим плохим русским языком. — Это несправедливо, Барат-Али, — возражал я, — русские больше всех страдают от большевиков. — Не серчайте, — отвечал он смущенно, — я плохо запоминаю иностранные слова, но все равно, это не люди; они приходят в дом своего друга, который отдает им все, что у него есть, а они за это делают пакости. Как можно быть в одно и то же время другом и врагом? III Нигде нельзя встретить столько нищих и попрошаек, как в Иране. Милостыню любят просить здесь все, не редко и довольно богатые люди, переодевшись в нищих. Вообще, трудно бывает отличить бедного перса от богатого по его одежде, вкусам, понятиям и желаниям, если он держится старых устоев мусульманского быта. Но все-же, бедных здесь много больше, чем богатых, и больных больше, чем здоровых. — Если бы у нас было столько воды, сколько нефти, мы накормили бы хлебом всех живущих на земле, — уверяют персы. — Земля без воды, все равно, что женщина без мужчины… Здесь посевную площадь меряют метрами и сантиметрами, а воду литрами. По размерам бассейна в персидских дворах, узнают о благосостоянии хозяина. Каждую струю воды персы называют рекой. И хотя Иран славится садами, но эти сады являются привилегией не многих, и обнесены такими плотными стенами, как будто за ними содержится золотой запас страны. Перс приходит в необычайное волнение, когда дети лазят по деревьям или мнут траву. Редко кто из персов знает название для зеленой площадки или широкого поля. Всякое открытое место они называют биябан, или по нашему — пустыня. Еще более печальное чувство вызывают мертвые иранские горы, которым знают цену одни лишь каменотесы. Многие персы не знают — что там? Есть ли за этими горами другая земля, или может быть «там» конец всего земного?

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-tmy/

В авг. 2008 г. была принята новая конституция, предусматривающая расширение и соблюдение гражданских прав и свобод, разделение ветвей власти и сокращение полномочий президента. На состоявшихся в том же году президентских выборах во 2-м туре победу одержал основатель МДП Мохамед Нашид, в годы правления Гаюма 16 раз подвергавшийся аресту и полтора года проведший в изгнании. В течение его президентства произошло неск. правительственных кризисов, а в дек. 2011 г. оппозиция организовала массовые выступления с участием более 20 тыс. чел., требовавших от правительства мер по защите ислама. Президент приказал полиции подавить беспорядки, но последняя отказалась подчиняться его приказам. 7 февр. 2012 г. он объявил о своей отставке. В тот же день вице-президент Мохамед Вахид Хасан Маник был приведен к присяге и стал 5-м президентом страны. Нашид был арестован и осужден на 13 лет тюремного заключения по обвинению в терроризме. 17 нояб. 2013 г. главой гос-ва стал Абдулла Ямин Абдул Гаюм (единокровный брат 3-го президента страны Гаюма). В своей политике он активно использует исламскую и антизападную риторику, установил дипломатические отношения с КНР. 28 сент. 2015 г., во время возвращения из хаджа в Мекку, на президента было совершено покушение, но он не пострадал. По обвинению в заговоре был арестован вице-президент Ахмед Адиб. 4 нояб. 2015 г. в связи с планируемыми оппозицией антиправительственными демонстрациями президент Гаюм объявил в стране чрезвычайное положение сроком на 30 дней, к-рое через неделю было досрочно отменено после ареста группы подозреваемых в попытке совершения гос. переворота. В янв. 2016 г. под давлением международной общественности Нашиду был разрешен выезд из страны на лечение, а в мае 2016 г. Великобритания предоставила ему политическое убежище. Лит.: Bell H. C. P. The Máldive Islands: An Account of the Physical Features, Climate, History, Inhabitants, Production and Trade. Colombo, 1883. New Delhi, 2004; idem. The Maldive Islands: Monograph on the History, Archaelogy, and Epigraphy. Colombo, 1940. Male, 20024; Кассис В. Б. Мальдивы: Архипелаг без тайн. М., 1963; Печуров Л. В. Мальдивская Республика. М., 1973; Maloney C. People of the Maldive Islands. Bombay, 1980; The Islamic History of Maldive Islands/Ed. H. Yajima. Tokyo, 1982-1984. 2 vol.; Maniku H. A. The Islands of Maldives. Male, 1983; Хейердал Т. Мальдивская загадка. М., 1988; Romero-Frias X. The Maldive Islanders: A Study of a Popular Culture of an Ancient Ocean Kingdom. Barcelona, 2003; Бурыгин С. М. и др. Мальдивы, Маврикий, Сейшелы: Жемчужины Индийского океана. М., 2007.

http://pravenc.ru/text/2561760.html

Можно подумать, что я, нижеподписавшийся, просто шучу, но нет же: я говорю совершенно серьезно. Не угодно ли прочесть следующие слова г. Филиппова: «нет в Стамбуле по части турецкого стиля ничего более грандиозного, стройно-изящного и картинного, нежели мечеть Ахмедиэ. Правда, в основании её плана и стиля чувствуется св. София, но воображение Востока переделало их по своему. Араб внес в это создание грацию своей сказки, тягучую прелесть напева, знойную страстность темперамента. Ахмедиэ воздушна, как мираж невообразимой пустыни, весела, как яркие цветники восточных садов, светла, как летнее утро Стамбула. Ахмедиэ низенькой стенкой своей ограды ограничивает площадь ипподрома и находится в нескольких шагах от св. Софии. В этом был умысел. Её строитель, султан Ахмед, хотел посрамить Юстиниановский памятник и достиг своей цели. Недаром этот султан приходил на постройку каждую пятницу, работал вместе с мастерами. Он создал прелестнейшую из мечетей Стамбула, которою убил нелепую груду св. Софии» (стр. 76 – 77). Вот неслыханная новость!! Она возможна только в устах ярого туркофила, такого туркофила, как г. Филиппов. Если прежде говаривали: «ради одной Софии нужно побывать в Константинополе», то теперь после открытия, сделанного г. Филипповым, нужно уже говорить другое: «ради одной мечети Ахмедиэ следует побывать в столице Турции“. О русских, как элементе константинопольского населения, г. Филиппов говорит немного. Но и это немногое знаменательно. Он везде в своей книге даёт знать о бездеятельности русских по сравнению с другими нациями. Нам кажется, что автор и в этом случае не всегда прав. Он упрекает русских за то, что они не заводят в Константинополе торговли, подобно французам, итальянцам и пр. (стр. 152 – 153). Факт верен, но он мог бы найти себе достаточное объяснение. Этот вопрос, впрочем, оставим в стороне. С таким же укором автор обращается к русским и за то, что они не устрояют школ для воспитания детей разных национальностей в Константинополе. С каким восторгом автор описывает школьную деятельность иностранцев в Константинополе: «все европейские ордена и вероучения имеют своих деятельных представителей, отлично подготовленных к делу, образованных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

467–468). Вероятно, речь шла о все том же «тексте Шехтера», ибо документ был написан на иврите и в нем упоминалось «...ο войнах, которые были между царями Константинополя и царем Аароном " 1989. Тем не менее хазары сражались вместе с византийскими войсками во время войны с болгарским царем Симеоном (893–927). Если верить сведениям записок арабского пленника Харуна ибн Йахъи, у василевсов в это время была 10-тысячная гвардия из тюрок-хазар (по данным Муттаххар ал-Макдиси, они входили в императорскую стражу), но ставка Константинополя на христианскую Аланию – соперницу соседней Хазарии показывает, что у Империи не было больше надежд в отношении своего давнего союзника против арабов и кочевников северных степей 1990 . К середине X в. – времени создания трактата «06 управлении империей» и переписки, в которой царь Иосиф превозносил могущество своей державы, – хазары уже не могли эксплуатировать крымские местности – климата, как иногда считают некоторые историки и археологи, видя в этой территории своеобразный реликт Хазарского каганата 1991 . «Все средства к жизни», «изобилие», «богатства» или, другими словами, «готовность дать все " (е pasa zoe kai aphthonia) для Хазарии поступали отнюдь не с крымских, a с иных «девяти климата» (ta ennea klimata tes Chazarias), находившихся, скорее всего, на Таманском полуострове с важной, весьма прибыльной таможней в Самкерце (Гермонассе – Таматархе), а также в районе Нижнего Подонья или плодородного Прикубанья и Северного Кавказа – основной зоне соперничества алан и хазар 1992 . Во всяком случае, Ахмед ибн-Фадлан, описывая свое посольское путешествие из Багдада к булгарам на Волгу в самом начале 920-х гг., вполне определенно отметил, что «преимущественная пища их (хазар) есть рис и рыба, остальное у них находящееся привозится к ним из Руса, Булгарии и Кубы», то есть из Северной и Южной Руси и Поволжья, но не из Таврики 1993 . Обращает внимание, что Мухаммед ал-Фергани (ум. ок. 830 г.) в сочинении «О движениях небесных и полные сведения о звездах», как и некоторые другие его современники, восточные писатели, называет Черное море Бахр ар-Рум – «морем Рума» (Византии), в отличие от позднейших авторов, которые сравнительно недолго, не более 50 лет стали звать его «Хазарским морем» 1994 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В османскую эпоху А. оставался под покровительством (хотя и не всегда бескорыстным) тур. султанов, что позволило Св. Горе сохранить хотя бы часть своей былой славы. Афонская община имела своих представителей при тур. администрации: 1 - в Фессалонике и 2 - в К-поле (при Патриархе и Высокой Порте). А. пользовался относительной независимостью и являлся своего рода оазисом для христиан, где укрывались притесняемые, стремившиеся в безмолвии и аскезе забыть о своем порабощении. А. оставался совершенно обособленным от остального мира, и лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. Монахи жили в покое, не интересуясь политикой, чем обезопасили себя от произвола турок. Во время тур. владычества монашеская жизнь была сосредоточена гл. обр. в 19 мон-рях, к к-рым в 1541/42 г. добавился мон-рь Ставроникита (о численности братии отдельных мон-рей и на А. в целом в кон. XV - 2-й пол. XVIII в. см.: С. 98-99). Так сложилась существующая и поныне группа из 20 основных обителей, между к-рыми была поделена вся область Св. Горы, и никто, кроме них, не мог отныне владеть землей на А. Фирман султана Селима I. 1513 г. (мон-рь Дионисиат) Фирман султана Селима I. 1513 г. (мон-рь Дионисиат) В 1513 г. султан Селим I торжественно был принят на Св. Горе (сопровождавшие его воины занимались грабежом). Султан издал фирман, касающийся мон-ря Ксиропотам, и подтвердил привилегии Св. Горы. То же сделали позже султаны Ахмед III, Селим III, Махмуд II и др. По законам ислама запрещалось строить и восстанавливать христ. здания, однако для А. подобное разрешение давалось без затруднений. Впрочем, турки далеко не всегда и не во всем проявляли благосклонность. На всех насельников Св. Горы был наложен весьма высокий подушный налог (харадж), размер и порядок взимания к-рого определяли султанские фирманы, Патриаршие сигиллии и проч. документы. Несмотря на отдельные налоговые послабления, предоставляемые султанами, ежегодный сбор этой суммы становился день ото дня тяжелее (см.: С. 63-78). С мон-рей также не раз взимались непосильные дополнительные подати и поборы, нередко производилась конфискация монастырских подворий и владений за пределами А.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010