Болландист И. Делеэ , а вслед за ним и др. исследователи разделили греч. Н. на 4 группы ( Delehaye. 1966. P. 247-248). К 1-й группе относятся жертвы политических волнений и репрессий как, напр., сщмч. Захария , митр. Коринфский († 1684; пам. греч. 30 марта), нмч. Михаил Пакнанас († 1771; пам. греч. 30 июня, 9 июля), прмч. Димитрий († 1808; пам. греч. 18 авг.) и сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821; пам. 10 апр.), пострадавший во время восстания 1821 г. Ко 2-й группе относятся христиане, которые при различных обстоятельствах отказались отречься от веры, и мусульмане, принявшие христианство и казненные в соответствии с мусульманским законом, в т. ч.: Ахмед Калфас († 1682; пам. греч. 24 дек., 3 мая), Иоанн из Коницы († 1814; пам. греч. 23 сент.), Константин из агарян († 1819; пам. греч. 2 июня). Напр., по свидетельству рим. католич. миссионера в Смирне Ф. Лукаса, в 1649 г. в Фиатире (М. Азия) были казнены 23 принявших христианство турка. Третью группу составляют «добровольные», или «самопризванные» (ατκλητοι), мученики, желавшие подражать «древним» мученикам: Роман Карпенисийский († 1694; пам. греч. 5 янв., 16 февр.), Авксентий К-польский († 1720; пам. греч. 25 янв.), прмч. Макарий († 1527; пам. греч. 14 сент.) и др. К 4-й, наиболее обширной группе (более 52 чел.), относятся те, кто решили пострадать за Христа, чтобы своей кровью искупить прежнее вероотступничество: Димитрий († 1803; пам. греч. 13 или 14 апр.), Иоанн Болгарин († 1784; пам. в Соборе Афонских преподобных - во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта), Константин Русский († 1742; пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 26 дек.), Никита Нисиросский († 1732; пам. греч. 21 июня) и др. Следует отметить, что ни одно церковное постановление не принуждало раскаявшихся в отступничестве христиан искупить этот грех кровью. Напротив, это был личный выбор каждого - публично исповедовать Христа в противовес прежнему отречению. После духовной подготовки, получив благословение духовника, «отпавшие» открыто исповедовали веру, что обычно заканчивалось мученической смертью. Еще одну группу составляют христ. миссионеры, к-рые укрепляли дух своих единоверцев или проповедовали мусульманам и иудеям.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

И как важно для него услышать слово, которое не будет потакать его слабостям. Мне думается, что наше время довольно жесткое, и хвалить человека за то, что он где-то там внутри себя не отрицает Бога и иногда, на Пасху, заходит в храм поставить свечку, – этого недостаточно. Жития святых мучеников и жизнь безвестных героев веры указывают нам честный и прямой путь к Богу. Об этом, собственно, я и снимаю свое кино. Следующий свой фильм я посвящу исповедникам и мученикам Российским, пострадавшим после революции 1917 года. Живя не в Византийской, а в Российской империи, они так же становились криптохристианами, мучениками за веру Христову. Они осознали византийский урок и преподнесли нам, современным людям, урок русский. Приняв эстафету из Византии, они пронесли в своих сердцах греческий огонь и явили современному миру целый сонм новомучеников и исповедников Христовых. Это говорит о том, что духовные основы, заложенные в Византийской империи, живы и будут жить, пока горит этот греческий огонь веры православной. – Новый просветительский проект «Исповедники Православия после гибели империи», в который входит издание цикла аудиокниг, а также проведение концерта-реквиема, завершившего в этом году юбилейные Рождественские чтения, знакомит нас с неизвестными многим греческими новомучениками. Сделанное на высоком художественном уровне театрализованное действо не смогло оставить равнодушным никого из зрителей. Перед нами проходят разные образы святых, которые жили в разные века, были разного возраста, общественного положения и образованности. Какие архетипы святости вам было важно показать здесь? Концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи». Юноши в понтийских национальных одеждах выносят на сцену греческий корабль с гербом византийской империи. – Безусловно, важно было показать те свойства души человека, которые сегодня почти отсутствуют в современном человеке. Например, святой Ахмет Калфас – мусульманин, принявший Православие и ставший криптохристианином. Во время праздного бытового разговора среди мусульман его спросили, что превыше всего на свете, и он не задумываясь ответил: «Превыше всего – вера православная».

http://pravoslavie.ru/51680.html

концерт-реквием " Исповедники Православия после гибели империи " , фото mitropolia.kz 15 мая 2012 г. 13:00 Концерт-реквием памяти новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта прошел в Алма-Ате Концерт-реквием " Исповедники Православия после гибели империи " , посвященный подвигу новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта, прошел 13 мая в Алма-Ате. Спектакль, который состоялся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и попечением митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, стал продолжением российско-греческо-казахстанской мемориальной акции " От Рождества до Воскресения " . Главная цель акции - познакомить россиян и жителей Казахстана с подвигом греческих новомучеников, а жителей Греции - с подвигом новомучеников и исповедников Российских. Духовным символом акции стала икона Собора новомучеников и исповедников Эллады, Малой Азии, Кипра и Понта, написанная Иваном Мастеропуло на Святой Горе Афон. На ней изображены священномученик Косьма Этолийский, новомученик Ахмет Калфас, новомученик Михаил Смирнский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученица Ирина и исповедник Иоанн Русский. Во время концерта икона была торжественно вынесена на сцену, а после его окончания передана в дар Митрополичьему Округу в Республике Казахстан и все присутствующие смогли приложиться к этой святыне. Собравшихся приветствовал гость вечера - ответственный редактор " Журнала Московской Патриархии " Сергей Чапнин. Он подчеркнул, что память о новомучениках не только " свидетельствует о единой исторической судьбе православных народов, но призвана объединить в молитве современных христиан Греции, России и Казахстана " . Со сцены в исполнении известных артистов России и Казахстана прозвучали отрывки из житий прославленных святых и поучения подвижников благочестия. Это были яркие свидетельства об исповедании православной веры в различных частях Османской империи на протяжении XIV-XX веков. В завершение вечера Управляющий делами Синода Митрополичьего Округа в Казахстане епископ Каскеленский Геннадий прочитал стихотворение, посвященное великой православной святыне – Иверской иконе Пресвятой Богородицы, и затем вручил организаторам и участникам проекта юбилейные медали к 140-летия образования Туркестанской епархии. Празднование этой памятной даты состоится в середине мая в Алма-Ате.

http://e-vestnik.ru/news/kontsert-rekvie...

Концерт-реквием памяти новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта прошел в Алма-Ате 15 мая 2012 г. 16:30 13 мая 2012 года в Алма-Ате прошел концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи», посвященный подвигу новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта. Спектакль, который состоялся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и попечением главы  Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан   митрополита Астанайского и Казахстанского Александра , стал продолжением российско-греческо-казахстанской мемориальной акции «От Рождества до Воскресения». Главная цель акции — познакомить россиян и жителей Казахстана с подвигом греческих новомучеников, а жителей Греции — с подвигом новомучеников и исповедников Российских. Духовным символом акции стала икона Собора новомучеников и исповедников Эллады, Малой Азии, Кипра и Понта, написанная И. Мастеропуло на Святой горе Афон. На ней изображены священномученик Косьма Этолийский, новомученик Ахмет Калфас, новомученик Михаил Смирнский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученица Ирина и исповедник Иоанн Русский. Во время концерта икона была торжественно вынесена на сцену, а после его окончания передана в дар Митрополичьему округу в Республике Казахстан. Все присутствующие смогли приложиться к святыне. Собравшихся приветствовал гость вечера — ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнин . Он подчеркнул, что память о новомучениках не только «свидетельствует о единой исторической судьбе православных народов, но призвана объединить в молитве современных христиан Греции, России и Казахстана». Со сцены в исполнении известных артистов России и Казахстана прозвучали отрывки из житий прославленных святых и поучения подвижников благочестия. Это были яркие свидетельства об исповедании православной веры в различных частях Османской империи на протяжении XIV-XX веков. В завершение вечера Управляющий делами Синода Митрополичьего округа в Казахстане епископ Каскеленский Геннадий прочитал стихотворение, посвященное великой православной святыне — Иверской иконе Пресвятой Богородицы, после чего вручил организаторам и участникам проекта юбилейные медали к 140-летию образования Туркестанской епархии . Празднование этой памятной даты состоится в середине мая в Алма-Ате.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Духовным символом акции стала икона, написанная на Святой Горе Афон, на которой изображены наиболее почитаемые из новомучеников и исповедников Эллады, Малой Азии, Кипра и Понта. Икона была написана известным иконописцем Иваном Мастеропуло специально в дар Митрополичьему округу Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Режиссер и организатор акции Константин Харалампидис–Кот-Оглы рассказал, что эта икона несколько отличается от подаренной Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в январе 2012 года, где изображены священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Калфас, новомученик Михаил Смирнский, исповедник Иоанн Русский, мученик Георгий, – на подаренной Митрополичьему округу иконе изображены еще и патриарх Григорий V Константинопольский, Симеон Трапезундский, Палеодор Кипрский, равноапостольный Никодим Святогорец, старец Паисий Святогорец. 13 мая 2012 года после Божественной литургии в храме Покрова Богородицы г. Алматы перед иконой новомучеников был отслужен молебен настоятелем храма протоиереем Евгением Бобылевым. На молебне присутствовали участники акции «От Рождества до Воскресения». А вечером икона была помещена на сцене филармонии, где проходил концерт-реквием, и по окончании вечера все присутствующие смогли к ней приложиться. Мы попросили поделиться своими впечатлениями о концерте-реквиеме участников акции. Народный артист России Алексей Петренко: – Я уже в третий раз участвую в этом проекте. Три года назад я ездил в Турцию с большой греческой делегацией, совершавшей паломничество в древний монастырь Панагия Сумела, который существует с IV века. Я испытал тогда огромную радость, видя крепкую солидарность греков. Хотя они рассеяны по всему миру, но при этом очень внимательны друг к другу и к своей вере – для них это святое. Когда-то я участвовал в съемках документального сериала «Земное и небесное», в котором рассказывал о падении Константинополя, а потом Господь сподобил меня съездить на Афон. Поэтому мне интересно все, что связано с Грецией. Православным людям понятно – почему. Именно греки даровали нам великую веру в свое время и теперь продолжают братскую связь с единоверцами из России.

http://pravoslavie.ru/53899.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАЛФАС Иоанн Калфас [греч. Ιωννης Κλφας] († 1575), нмч. (пам. греч. 26 февр.). Род. в к-польском предместье Галата. В юности обучился ремеслу краснодеревщика (κλφας означает «подмастерье»), выполнял работы во дворце султана. И. К. был благочестивым христианином, скромным и милостивым. Он собирал приданое сиротам, выкупал из темниц заключенных и творил др. благодеяния. Так как И. К. был хорошим мастером, то ему делали заказы мн. богатые турки. Один ага отдал И. К. в обучение племянника, к-рый полюбил наставника. Желая прислуживать во дворце, он просил И. К. о ходатайстве, был взят в число слуг и со временем занял при дворе одну из должностей. Однажды племянник аги спросил И. К., что написано в христ. книгах о прор. Мухаммаде. И. К. отказался говорить с ним о вопросах веры, но тот дал клятву, что не причинит учителю зла. Тогда И. К. сказал, что Мухаммад не пророк, а обманщик и враг Божий, введший в заблуждение мн. простых людей. После этих слов юноша возненавидел наставника. Он призвал единоверцев, к-рые избили мастера, отвели к судье и обвинили в хуле на их веру. И. К. подвергли пыткам и заключили в тюрьму, но он не отрекся от Христа. Тогда И. К. направили на каторжные работы на 6 месяцев, а затем снова заключили в тюрьму. Через 3 месяца везир, видя стойкость мученика, приказал обезглавить его. Мученичество И. К. было написано свящ. Андреем, великим экономом ц. преподобных Феодора Начертанного и Феофана Никейского во Вланге (ες τν Βλγκαν), причащавшим в тюрьме святого. Это Житие помещено в «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца . Ист.: ΝΜ. Σ. 61-62; Δουκκης. ΜΣ. Т. 2. Σ. 403; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 413-414; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 333-334; Новомученики балканские: Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения К-поля. М., 1999. С. 100-103; Νικδημος. Συναξαριστς. Т. 3. Σ. 331. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Ιωννης Κλφας//ΘΗΕ. Т. 7. Σ. 39; Περαντνης. Λεξικν. Т. 2. Σ. 240-241; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 238. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471262.html

Присланный из Кавсокаливийского скита монах, собиравший сведения о подвиге святого в Кидонии и прибывший в Стамбул, не смог найти места его захоронения, однако ему удалось выкупить часть одежды, в которой пресветлый мученик был казнен. С ней он и вернулся на Афон, где впоследствии от прикосновения к ней было явлено несколько чудесных исцелений. Святый мучениче Константине, моли Бога о нас! Святой Ахмед Калфа (Писец) 221 Святой Ахмед, также по происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле за полтора века до святого Константина и, в отличие от него, был человеком знатным и вполне обеспеченным, служил писцом Великого архива и к моменту обращения находился в летах уже весьма зрелых. Пример святого Ахмеда ясно показывает, как Господь устрояет к лучшему даже самое большое зло и несчастье. Что может быть ужаснее для женщины, чем оказаться наложницей, сексуальной рабыней одного из врагов твоей родины? Но Господь, не оставляющий без попечения всех чад Своих, Божественным Промыслом и из этого состояния силен привести к лучшему. В соответствии с законами Османской империи, так как он не имел жены, Ахмед имел русскую наложницу-рабыню и еще одну рабыню из России, старую женщину. Обе эти женщины были очень благочестивы. 222 Старушка ходила по праздникам в церковь и приносила оттуда антидор и святую воду для молодой соотечественницы. И Ахмед вдруг начал замечать, что после этого уста ее наполнялись удивительно благоухающим и прекрасным ароматом. Узнав, что она ничего не ела перед этим, кроме хлеба, благословляемого священником, он заинтересовался и изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха и, разумеется, получил такую возможность. По шариату мусульманин волен посещать христианские храмы в любое время (только не для молитвы, конечно). И вот во время литургии этот мусульманский чиновник вдруг увидел, что, когда патриарх благословлял народ, от трикирия и пальцев его изошли лучи к головам всех христиан, и лишь его собственная голова осталась обделенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Присланный из Кавсокаливийского скита монах, собиравший сведения о подвиге святого в Кидонии и прибывший в Стамбул, не смог найти места его захоронения, однако ему удалось выкупить часть одежды, в которой пресветлый мученик был казнён. С ней он и вернулся на Афон, где впоследствии от прикосновения к ней было явлено несколько чудесных исцелений... Святой Ахмед, также по происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле за полтора века до святого Константина и, в отличии от него, был человеком знатным и вполне обеспеченным, занимал значительный государственный пост и к моменту обращения был в летах уже весьма зрелых. У него была русская наложница рабыня. Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей свободно посещать христианскую церковь. Со временем Ахмед заметил особые благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз, как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим, он изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха, и получил такую возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое место. И вот, во время литургии этот мусульманский чиновник вдруг увидел, что когда патриарх благословлял народ, то от трикирия и пальцев его изошли лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его собственная глава осталась обделённой. Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним, вероятно, самим патриархом. Некоторое время будущий мученик остаётся тайным христианином. Это явление имеет своё оправдание и в Писании: И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему (Елисей): иди с миром.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

И в лагерях, и в ссылке люди были самой разной национальности — латыши, эстонцы, украинцы, немцы, киргизы, туркмены — в общем, полный интернационал. И о. Павел как-то очень схватывал всякие словечки из других языков, ему нравилась эта определенная языковая игра, он чувствовал вкус речи не только русской. Бывало, сядет в Тутаеве за стол — а уже знаменитый старец и начинает командовать: “Так, керхер брод!” Кто знает эту игру, тут же подхватывает: “Шварц или вайе?” Он говорит: “Шварц”. Скажет “мэсса” — ему ножик подают, “зальц” — соль. Из Казахстана вывез словечки: “агча” — деньги, значит; “бар” — есть, “йёк” — нет. Даже в батюшкином дневнике записано: “Кыргызы, когда проголодаются, говорят: “Курсак пропол”. И различия в вере решались о. Павлом как-то запросто. Был у него сосед-туркмен по имени Ахмед. Однажды идет Ахмед на рыбалку с удочками: – Паша, моя пошла рыбу ловить. Пойдешь со мной? – А есть еще удочка? – Есть. Приходят на речку. – Твоя здесь лови, моя туда пошла. “Покидал, — говорит о. Павел, — покидал — ничего не ловится. Вернулся домой, подоил корову. Потом прихожу на базар, а там две арбы рыбы. Я взял целое ведро рыбы за копейки, принес домой, смотрю — сосед идет, несет два хвостика жиденьких. – Ну как, Ахмед, рыбалка? – Да вот, плохо. – А у меня вон целое ведро. – А ты где ловил? – Да там же, где и ты. – А как же так? – А ты кому молился? – Магомету. – А я — Петру и Павлу! Упал Ахмед на колени, руки к небу воздел и говорит: “Петр и Паша! Бей Магомет наша! Наш Магомет совсем рыба нет!” " Жатвы много, а делателей мало " Из казахстанской ссылки вернулся изгнанник осенью 1954 года. Вековые липы на Волжской набережной медленно роняли золотые листья, романовские церкви возносили в небо уцелевшие купола, отливала ласковой осенней синью матушка-Волга… “Тятя с мамой приняли меня с радостью, — вспоминал о. Павел. — Устроился я на работу”. А дома всё та же нищета в 50е, как и в прежние годы… Как-то раз на праздник собрался Павел Груздев на правый берег в Воскресенский собор — “пойду в собор, Спасителю поклонюся”. Просит мать:

http://azbyka.ru/fiction/rodnye-moi/

Мало того: в прежних откровениях, по мнению толкователей Корана, описаны даже и последователи Мухаммеда К48:29. 382 По мусульманскому преданию от лица Абу-Мусы, «однажды Мухаммед отправил асхабов своих к Наджаши и при этом присовокупил: я слышал, что Наджаши сказал: исповедую, что Мухаммед посланник Божий, что он тот, о котором благовествовал Иисус; и если бы я не был царем, и не нес бы на себе забот о людях, то пришел бы к нему, чтобы хотя нести его сандалии». Некоторые говорят, что Давид и Иисус благовествовали о Мухаммеде и прокляли того, кто не уверует в него. Вскоре после первого откровения Мухаммеду христианин Барака, будто бы, так приветствовал его: свидетельствую, что ты посланник, обещанный Иисусом, сыном Марии, в словах: после меня придет посланник, имя которому Ахмед. Мусульманские ученые находят пророчество о Мухаммеде в арабском Евангелии Варнавы, где Иисус предсказывает о пришествии арабского пророка, который освободит мир от всякого заблуждения. 383 «От лица Кягаба-эль-Ахбар сообщается, что апостолы спросили Иисуса: о дух Божий! Будет ли после нас еще какая-либо религиозная община? Он отвечал: да, придет после вас поколения мудрое, знающее, верное, богобоязненное, в знании законов они будут подобны пророкам; они будут довольны малым пропитанием от Бога, а Бог удовлетворится немногими делами их». У Катады сказано: в Евангелии написаны предсказания о последователях Мухаммеда; именно, в последнее время явится народ, который выполнит повеления добра и запрещения от зла; в начале он будет малым, а потом сделается великим. На чем же основано это мнение, и справедливо ли оно? Очень вероятно, что основанием для него послужило слышанное Мухаммедом пророчество Иисуса Христа об Утешителе: приидет Утешитель которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. 384 В объяснение тожества Евангельского изречения с кораническим Хазин приводит такое предание от лица Джубайра Мутима: «посланник Божий сказал; у меня пять имен: я – Мухаммед, я – Ахмед, я – Махи (Изглаживающий), поскольку через меня Бог изгладил неверие, я – Хашир, (Собирающий), поскольку люди вслед за мною соберутся в день воскресения, я – Акиб (Конец), ибо не будет после меня пророка. Но Бог всевышний назвал его сострадательным и милостивым. Ахмед 385 имеет два значения. Первое, что это есть усиленное выражение для определения действующего лица, т.е. все пророки восхваляли Бога, но он хвалил Бога больше всех других. Второе, что это есть усиленное выражение для определения действия, т.е. все пророки были хвалимы за качества, достойные похвалы, но он гораздо больше других и заключает больше других те превосходные черты, превосходные качества и характер, за которые хвалят». Таким образом Евангельское название Утешитель παρκλητος, в Коране изменено на выражение «славный», «Ахмед», περκλητος и означает будто бы Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010