Назидательный характер носят соч. «Устранение тоски» в 12 главах, посвященное достижению душевного спокойствия ( Basha. 1902; Samir, Pagnini. 2007), и «Изречения, полезные душе и телу» ( Sbath. 1936). Соч. «О добродетели целомудрия» (изд.: Аль-Машрик. 1968. Т. 62. С. 3-74; Hau. 1970) направлено против возражений мусульм. писателя аль-Джахиза. И. б. Ш. составил очерк о значении араб. существительных   (мироздание) и   (бог). Сочинение о подлинности Евангелия «Пять сомнений и ответы на них» (не изд.) обращено к Ибн Бутлану , с к-рым И. б. Ш. был близко знаком (в тексте именует его «наш шейх»). Особое место в наследии И. б. Ш. занимают апологетические «Собеседования» (  ) в 7 главах - пересказ бесед на богословские и филологические темы, к-рые он вел 5-29 июля 1026 г. в Нисибине с вазиром Насир ад-Даулы Абу Насра Ахмада, Абу-ль-Касимом аль-Хусайном ибн Али аль-Магриби, известным покровителем наук и искусств (записаны в Майафарикине после смерти вазира осенью 1027, с одобрения Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки ; в качестве предисловия помещено письмо И. б. Ш. к его брату секретарю Абу-ль-Але Саиду ибн Сахлу) ( Cheikho. 1923); к беседам примыкает переписка И. б. Ш. с Абу-ль-Касимом аль-Магриби (издание с франц. переводом готовят Х. Самир и М. де Фенойль). Будучи знатоком араб. культуры и одним из первых сир. богословов, развернувших аргументированную полемику с исламом, И. б. Ш. подчеркивал, что притеснения христиан осуждаются мусульм. законоведами, и склонен был даже утверждать, что главные расхождения между 2 религиями сводятся к непризнанию христианами пророческого достоинства Мухаммада, однако решительно отстаивал учение о Троице и Боговоплощении. Защита догматов христианства является также главным содержанием посланий «О единстве Творца и троичности Его лиц» (1029?; Cheikho. 1920. P. 124-129) и «О сотворении мира, единстве Творца и троичности Его лиц» ( Sbath. 1929). В «Статье о блаженстве будущей жизни» ( Cheikho. 1920. P. 129-132) подвергаются критике представления мусульман о загробном мире.

http://pravenc.ru/text/389403.html

Однако из этого можно сделать вывод, что данный хадис был составлен во время, когда в исламской литературе рассказы о печати пророчества на спине Мухаммада как о признаке, по которому люди Писания якобы узнавали в нем пророка, были широко известны, а потому достаточно было одного упоминания об этой печати, без какого-либо пояснения о смысле, чтобы смотреть на его спину на предмет наличия этой печати. В другом еще более странном и пространном хадисе Мухаммад отправляет посланца с письмом к кесарю. Получив это послание, кесарь посылает за епископом, которому он дает прочитать послание. Прочитав его, епископ говорит: «Это – тот, которого мы ожидаем и о котором благовествовал Иисус». «Что же ты повелишь мне?» – спрашивает кесарь. «Я бы, – отвечает епископ, – поверил бы в него и последовал за ним». На что кесарь возразил: «Если я сделаю это, то я лишусь моего царства». После этой консультации кесарь говорит посланцу Мухаммада, что хоть он и знает, что тот, кто послал его, – пророк, однако же он не может оставить своего царства. К епископу же стали собираться некие люди, причем из текста совершенно неясно, кто они такие. То ли сановники, то ли представители духовенства, то ли еще кто-то, которые сказали этому епископу, что они «отвергли его, с тех пор как он предпочел этого араба». Епископ же говорит посланцу Мухаммада, чтобы он отправлялся к пославшему его и сказал, что он свидетельствует, что нет Бога, кроме Аллаха, и что он, Мухаммад, – его посланник и что он уверовал в него. После чего этот епископ вышел к таинственным «им», которые собрались к этому епископу (причем из текста даже непонятно, где эти «они» собрались и откуда «вышел» этот епископ), и таинственные «они» «убили его» 338 . Другой подобный хадис мы находим у имама Ахмада о странствиях и злоключениях некоего перса-зороастрийца по имени Сальман в поисках истины. Однажды этот человек проходил мимо христианской церкви и, услышав прекрасные голоса, зашел в нее. Он был восхищен их молитвой и захотел узнать больше о христианской вере у своего отца, но тот заковал его, посадив под домашний арест. Однако ему удалось сбежать и примкнуть к каравану, следующему в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В администрации ливанского эмира Юсуфа Шихаба также немалую роль играли католики, особенно Гандур аль-Хури, кяхья эмира с 1782 г. Бейрутский хронист писал о Гандуре: «Что касается до его могущества, то оно было очень велико... сам эмир Юсуф писал ему: “Дорогой брат!”, а правители страны и подданные затруднялись, как уж ему и писать». 1942 Даже униатский летописец, при всех своих симпатиях к Гандуру, признавал его высокомерие: «...он вел себя... словно эмир». 1943 Гандур был маронитом, но целиком поддерживал униатов-мелькитов в борьбе с православием и, пользуясь своей властью, по словам Бейрутской хроники, «воздвиг гонение на православных христиан, нарушал покой их жизни, теснил их поборами и наносил им ущерб без жалости и стремился к тому, чтобы они вследствие такого обращения с ними отказались от своей правой православной веры и приняли неправую веру католическую». 1944 Отступникам он обещал привилегии, твердым в вере угрожал смертью, а некоторых умертвил, отнял у православных ряд церквей и передал их униатам. 1945 Особое усердие в гонениях проявляли униатский митрополит Бейрута Игнатий и католические миссионеры. Подобно тому как во внутренней Сирии православная иерархия периодически прибегала к помощи османских властей для преследования униатов, в горном Ливане сложилась зеркально противоположная ситуация. Православные оказались беззащитны перед давлением светских властей и не могли апеллировать к Высокой Порте. «В это время, – читаем в Бейрутской летописи, – его святейшество митрополит Макарий (православный архиерей Бейрута. – К.П.), испуская горестные вздохи, воссылал непрерывные молитвы к Господу с горючими слезами, моля его, чтобы он прекратил это гонение». 1946 В 1789 г. Юсуф Шихаб развязал войну против аккского паши Ахмада Джаззара, потерпел поражение, попал в плен и был повешен вместе со своим кяхьей Гандуром. Узнав об этом, православные Бейрута ликовали и «воздавали великое благодарение Всевышнему Богу», 1947 потому что в случае победы над Джаззаром, Юсуф обещал отдать под управление Гандура Бейрут, что было чревато гонениями на местную православную общину. После казни Гандура отобранные им церкви были возвращены православным, и многие насильно обращенные в унию вернулись в православие. 1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После государственного переворота 4 июня 1993 года муфтий Магомед-Башир Арсанукаев в знак протеста ушел с поста главы ДУМ ЧР. Новым муфтием становится его первый заместитель Мухаммад-Хусейн Алсабеков, поддержавший режим Джохара Дудаева. В декабре 1994 года Дудаев освобождает Алсабекова занимаемой должности. В январе-феврале 1995 года бывший муфтий ЧР Магомед-Башир Арсанукаев возвращается на пост муфтия. В марте 1995 года в чеченском селении Ведено полевой командир Ахмад Кадыров избирается (а фактически назначается) муфтием Чечни. Вскоре после этого Ахмад Кадыров объявляет России джихад. 17 августа 1998 года ДУМ ЧР входит в состав Координационного центра мусульман Северного Кавказа. 10 октября 1999 года решением президента Чечни Аслана Масхадова муфтий Ахмад Кадыров освобождается от занимаемой должности и впоследствии объявляется «врагом чеченского народа». 8 июня муфтий Чечни Ахмад Кадыров назначается главой временной администрации Чечни. 22 августа 2000 года съезд духовенства Чеченской Республики избирает нового муфтия Чечни. Им становится имам Шатойского района республики Ахмад Шамаев. 26 мая 2005 года Ахмада Шамева на посту муфтия республики сменяет Султан Мирзаев. В августе 2010 года Султан Мирзаев был переизбран на посту председателя ДУМ ЧР и получил титул пожизненного муфтия Чечни. В начале июня 2014 года Мирзаев неожиданно ушел в отставку и 11 июня новым муфтием республики был избран Салах Межиев. Учебные заведения: Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева (Грозный), Старо-Атагинское исламское медресе «Кавказ», Шалинский институт имени Аль-Хаджи Насуха, Шалинское исламское медресе «Аль-Хадж Аюб», Исламское медресе Аль-Хадж при Шалинской главной мечети, медресе с. Аллероевское Курчалоевского района, Шалинская исламская школа-медресе «Али-Хаджи», Исламское медресе с. Джалка Гудермесского района, Исламское медресе «Нур», Исламское медресе «Ихьсан», Исламское медресе имени Ташу-Хаджи, Исламское медресе «Баракат», Исламское медресе «Иман», Исламское медресе «Нураллах», Исламское медресе имени Кунта-Хаджи, Исламское медресе имени Габиса, Исламское медресе «Азхар», Исламское медресе «Алим» и ряд других.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

МАЗХАБ (араб. «путь», «образ действия») – религиозно-правовая школа в исламе. Насчитывается четыре суннитских М. – ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский, и один шиитский – джафаритский. Помимо этого некоторыми учеными в суннизме помимо упомянутых «М. по ибадату» (поклонению Аллаху) выделяются также два «М. по вероучению» – матуридитский и ашаритский. Ханафитский М. был основан в середине VIII века известным мусульманским богословом и мыслителем Абу Ханифой (699–767). Считается самым либеральным и популярным из М. Большая часть мусульман Пакистана, Афганистана, Турции, Ирака, стран Средней Азии и Казахстана придерживается Ханафитского мазхаба. В России ханафитский М. доминирует среди суннитов, проживающих за пределами Дагестана, Чечни и Ингушетии. Эпонимом шафиитского М. стал имам Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (767–820) Шафиитский М. преобладает среди мусульман Юго-Восточной Азии, Сирии, Иордании, Ливана, а также Восточной Африки. В России его исповедуют чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, а также целый ряд других дагестанских народов. Маликитский М. был основан имамом Маликом бин Анасом аль-Асбахи (711–795). Он распространен преимущественно среди мусульман Северной Африки. Ханбалитский М. получил название в честь имама Абу Абдаллаха Ахмада бин Ханбала (780–855). Он считается наиболее консервативным и наименее популярным из М. Ханбалитский М. распространен преимущественно среди мусульман Аравийского полуострова. Все четыре М. суннитского ислама считаются равнозначными и равноправными, однако смешение норм разных мазхабов (тальфик) порицается. МЕДРЕСЕ (мадраса; от араб. глагола дараса – изучать) – среднее или высшее мусульманское учебное заведение для подготовки духовенства, учителей, реже – чиновников. Обучающие в М. обычно называются талибами или шакирдами. Самым известным М. в России является казанское М. «Мухаммадия», основанное в 1882 году. МЕКТЕБ (араб. «место, где пишут») – начальное мусульманское учебное заведение. В России М. обычно называют воскресные школы и курсы по изучению ислама или арабского языка при мечетях. В некоторых мусульманских странах М. называется также любая средняя общеобразовательная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Имеются также свидетельства, что Умар помнил ряд аятов Корана, которые «выпали» из Корана (арабск.) или были утеряны, включая один аят о долге перед родителями и один о джихаде. Его свидетельства были подтверждены Заидом ибн Сабитом, ибн Аббасом, и Убайем ибн абом. Анс ибн Малик помнил аят, который был ниспослан в отношении мусульман, погибших в сражении, который был затем «поднят» (арабск.). Сын Умара Абдалла, как и некоторые ученые впоследствии, утверждал, что многое из Корана было потерянно прежде, чем работа по его собранию была начата 393 . Ахмад Али аль-имам передает свидетельство Суйути о том, что сура 33 вмещала 200 аятов и что, когда Усман собирал Коран, он смог найти только то, что имеется сейчас, и что сура 9 в ее нынешнем виде представляет собой лишь четвертую часть оригинала. Ибн Умар говорил то же самое: «Никому не следует говорить, что он запомнил весь Коран, ибо он не знает, каков полный Коран, поскольку многое из Корана было уничтожено. Скорее, ему следует говорить, что он запомнил то, что удалось найти из Корана» 394 . У Бухари по этому поводу имеются следующие свидетельства: «Рассказывал нам от Хишама... от Урвы от Айши, доволен ею Аллах, что она говорила: «Пророк, услышав (однажды), как некий человек читал Коран, сказал: «Да будет милостив Аллах к этому человеку, ибо он напомнил мне такой-то аят из такой-то суры». Мухаммад ибн Умайд ибн Маймун рассказывал нам, что Иса передавал от Хишама (добавляя): «который я утратил (забыл)». Ему (Мухаммаду ибн Умайду) следовали Алийун ибн Масгар и Абдат от Хишама» 395 . Следом Бухари приводит почти точь-в-точь такой же хадис от Ахмада ибн Аби Раджа от Абу Асамы ... от Айши, в котором имеются следующее добавление: «аят, который я забыл по воле Аллаха (букв.: я был заставлен забыть) 396 . «Рассказывал нам Абу Ну айм от Суфьяна от Мансура от Аби Уаиля от Абдаллы, который говорил: «Посланник Аллаха сказал: «Плохо для кого-либо из них говорить: я забыл такой-то аят». (На самом деле) было так устроено, что он забыл» 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Они живут во временных лагерях беженцев в долине Бекаа в Ливане 29 декабря. ПРАВМИР. Российский актер Марат Башаров ежемесячно будет оказывать помощь двумя сирийским детям-беженцам. Артист будет выделять деньги для пятилетнего Ахмада и семилетнюю Асму, проживающих во временных лагерях беженцев в долине Бекаа в Ливане. На эти средства для детей и их семей будут покупаться продукты и другие необходимые вещи, сообщает РИА «Новости» . В семьях этих мальчика и девочки есть и другие дети. «У меня было счастливое детство, я бы очень хотел, чтобы и у детей Сирии, Ливана, других стран было точно так же, как у советских школьников: мирное небо над головой, уверенность в завтрашнем дне, друзья, живые и здоровые родители», — рассказал актер. Актер заявил, что знает о трудном положении беженцев и о том, что он готов приложить «все свои силы, чтобы жизнь сирийских детей стала чуть лучше». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 апреля, 2011 10 декабря, 2012 19 сентября, 2013 15 декабря, 2023 1 декабря, 2023 17 октября, 2023 28 июля, 2023 25 июля, 2023 18 июля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/akter-marat-basharov-p...

«У вас скорая ненастоящая!» Вакцинация от гриппа-2020: как прививают москвичей Журналист «Правмира» стал волонтером мобильного пункта вакцинации 1 ноября, 2020 Журналист «Правмира» стал волонтером мобильного пункта вакцинации Красивые бирюзовые шатры с надписью «Здоровая Москва без гриппа» и машины скорой помощи стоят у московского метро с начала сентября. Это мобильные пункты вакцинации от гриппа. Стоит ли делать там прививку? Как часто прохожие кричат врачам в лицо: «Вы нас чипируете!»? Делают ли прививки от гриппа во время пандемии коронавируса сами врачи и волонтеры? И когда, наконец, начнут прививать ультриксом? Журналист «Правмира» на один день стал волонтером пункта вакцинации и все выяснил.  — Валерия Олеговна? Вы заполняли анкету, хотели помочь. Еще готовы? — октябрь, вечер четверга, усталый женский голос в трубке. Я с трудом вспоминаю, что когда-то в августе действительно была готова призывать граждан на улицах Москвы вакцинироваться от гриппа. В рамках журналистского эксперимента. За два месяца ожидания я уже потеряла надежду внедриться в ряды волонтеров и выяснить всю правду о прививках и вакцинации, но центр социальной защиты мне ее вернул. Звонили именно оттуда. Узнав, что я по-прежнему готова, голос повеселел. Оказалось, никого агитировать не надо. Только сидеть в шатре у метро и оформлять желающих привиться от гриппа. В 8 утра меня ждут на ближайшей к моему дому точке с паспортом. Голос радостно прощается, а я полвечера напряженно думаю, как бы обойтись без предъявления паспорта, и выстраиваю легенду.  Зря я так тщательно готовилась.  — А-а-а-а, кто ты? Волонтер? Бесплатно, что ли? — черные глаза Ахмада, который сидит за столом и уже оформляет долговязого молодого человека, удивленно сверкают над маской. — Ну, садись, сейчас все покажу тебе. Распишитесь здесь и проходите в скорую, молодой человек. Парень расписывается в добровольном согласии на прививку, забирает сертификат и, пригибаясь, ныряет в машину скорой помощи. Скорая стоит боком к шатру бирюзового цвета, закрывая его от порывов ветра. Я опоздала на 10 минут, за это время привили уже несколько человек.

http://pravmir.ru/u-vas-skoraya-nenastoy...

Пока василевс воевал в Болгарии, на Востоке происходили свои события. Летом 971 г. карматы под командованием Хусайна ибн Ахмада ибн Бахрама подошли к Дамаску, чтобы вырвать его из-под власти Фатимидов. Наместником города в то время был Джафар ибн Фаллах, не сумевший сохранить Дамаск от врага. Правда, в скором времени Фатимиды сумели вернуть себе Дамаск обратно. Это был едва ли не последний всплеск их активности, больно ударивший по Византии. Пользуясь отсутствием царя, Фатимиды напали на Антиохию и нанесли поражение нескольким римским отрядам. Поэтому император вполне основательно готовился к грядущим военным кампаниям на Востоке 562 . Зима с 971 на 972 г. прошла в отдыхе и приготовлениях к походам. Император завязал очень удачные переговоры с Армянским царем Ашотом III (952–977), чье 10-тысячное войско вошло в состав византийской армии. Кроме того, в армянской области Дарон, в западной части озера Ван, были организованы склады для римской армии 563 . Летом 972 г. Цимисхий двинулся с армией на Восток, желая обезопасить возвращенные Византией сирийские владения и освободить от власти арабов остальные территории. Переправившись через Евфрат, он подошел к городу Эмет, который сдался без боя, выплатив императору огромный выкуп и признав его власть над собой. Затем, также без боя, он принудил сдаться крупнейший город Месопотамии Миефарким, бывший византийский город Мартирополь, опять получив с жителей громадный выкуп. Оттуда император направился южнее к городу Нисибис (Низибия), который склонил свои знамена перед византийской армией 12 октября 972 г. Всем казалось, что теперь целью армии должен стать Багдад, совершенно не способный противостоять императору. Но в силу неведомых причин Цимисхий повернул назад, к Антиохии 564 . В следующем году Цимисхий направился к городу Экбатан, столице местного сарацинского эмира. Римлянам очень хотелось овладеть этим городом, полным сокровищ арабской казны, но недостаток продовольствия и, главное, воды – местность была пустынной, – не позволили им довершить начатое. Тем не менее этот поход также произвел устрашающее действие на арабов. С полным правом считая себя победителем и в этой кампании, зимой император с армией возвратился в Константинополь 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Религиозные общины России провели беспрецедентную по масштабам гуманитарную акцию в Сирии 6 февраля 2018 г. 11:55 4 февраля 2018 года в ходе визита в Сирию делегация Межрелигиозной рабочей группы Совета при Президенте России провела крупнейшую акцию по раздаче гуманитарной помощи. В течение всего воскресного дня членами делегации совместно с представителями христианских Церквей и мусульманских общин Сирии в храмах и мечетях производилась раздача пострадавшему населению помощи, собранной на средства российских верующих. Христианские священники и представители мусульманского духовенства разгружали машины с гуманитарным грузом и совместно раздавали его нуждающимся сирийцам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Объем раздаваемого в рамках данной акции груза является рекордным 77 тонн. Груз расфасован по рассчитанным на одну семью коробкам весом более 25 килограммов каждая. В продуктовые наборы, состав которых был сформирован с учетом реальных нужд сирийского населения, вошли мука, сахар, крупа, макароны, сухое молоко, подсолнечное масло, рыбные и мясные консервы. Получавшие помощь сирийцы отмечали высокое качество продуктов, правильно подобранный состав груза и то, что многое из представленного перечня крайне сложно купить в Дамаске. Содержимого каждой коробки может хватить для того, чтобы семья из пяти человек имела пропитание в течение как минимум двух недель. Проект курирует лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Непосредственное руководство им осуществляет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Беспрецедентность акции также придает тот факт, что никогда ранее столь полноформатная межрелигиозная делегация не посещала воюющую Сирию ради раздачи помощи, и никто не реализовывал подобные проекты совместно с представителями всех основных религиозных общин Сирии. Акция началась рано утром в Духовном и образовательном центре Исламской ассоциации имени шейха Ахмада Кефтару. Гостей из России приветствовал директор Ассоциации шейх Шариф ас-Сауаф и муфтий Дамаска и области Аднан Афьюни. Члены делегации ознакомились с деятельностью образовательного центра и посетили классы, где занимаются воспитанники. Затем на одной из улиц Дамаска близ здания Духовного центра состоялась совместная раздача гуманитарной помощи нуждающимся людям. Как отмечали духовные лидеры Дамаска, в последнее время население города увеличилось на полмиллиона человек за счет жителей других районов Сирии, вынужденно оставивших свои разгромленные города и селения и бежавших от террористов. Именно эти люди получали помощь в данном пункте ее раздачи.

http://patriarchia.ru/db/text/5142953.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010