В П. проживает самая крупная в мире община ахмадийя, насчитывающая 2-4 млн чел. и концентрирующаяся в Пенджабе, где это учение зародилось в кон. XIX в. Его основатель и духовный лидер - Мирза Гулам Ахмад (1835-1908) из г. Кадиан - объявил себя махди (носителем последнего божественного откровения) и выступил с намерением создать синкретическую религию, к-рая объединила бы представителей всех существующих конфессий. 23 марта 1889 г. Ахмад впервые принял присягу на верность от своих последователей и признал себя их учителем (этот день считается датой возникновения движения ахмадийя). Ахмад полагал, что учение ислама с годами подверглось искажению и должно быть восстановлено в его первоначальном виде. При этом акцент необходимо сделать не на ритуальной, а на нравственно-этической стороне религии. Последователи Ахмада убеждены в том, что ему удалось дать толчок процессу возрождения ислама и восстановить те доктрины, к-рые были введены пророком Мухаммадом и праведными халифами. Приверженцы движения ахмадийя признают 6 ключевых положений исламской веры (иман) и 5 столпов ислама, считают Коран священным текстом, обращаются в сторону Каабы во время молитв и следуют Сунне. В вопросах фикха они не придерживаются к.-л. традиц. мазхаба, ориентируясь в первую очередь на тексты Корана и Сунны. Учение ахмадийя содержит целый ряд положений, к-рые, по мнению большинства суннитов, противоречат исламу. В частности, сторонники ахмадийя не воспринимают Мекку как объект хаджа и не признают, что пророчество Мухаммада было последним. От остальных мусульман их отличает также вера в мессианство Ахмада, к-рого, по их убеждению, Господь направил восстановить отношения мира и любви между людьми, вернуть духовность их религ. практикам и обеспечить глобальное торжество ислама мирными средствами. Поскольку мн. взгляды учения ахмадийя противоречат доктринам существующих исламских мазхабов, его приверженцы часто подвергаются гонениям и обвинениям в вероотступничестве со стороны др. мусульман. До 1974 г. учение ахмадийя считалось в П. течением внутри ислама, но, согласно 2-й конституционной поправке, его последователи были признаны в стране немусульманами.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

поиск:   разделы   рассылка Силантьев Роман Анатольевич Исламское сообщество России в 2007–2008 гг. – Часть шестая: Исламские прорывы Рамзана Кадырова Источник:  Богослов. ру В очередной статье, посвященной российскому исламскому сообществу в 2007­–2008 гг., Р.А. Силантьев описывает процесс усиления чеченской уммы и ее тенденции к позиционированию себя как центра возрождения российского ислама. Отсчетом нового этапа истории чеченской уммы вполне можно назвать вступление в должность президента республики Рамзана Кадырова, сына муфтия Ахмада Кадырова. После гибели своего отца в 2004 году Рамзан Кадыров и так де-факто руководил Чечней, однако с повышением его статуса до президентского он смог развернуться в полную силу. Следует заметить, что ДУМ Чеченской Республики никогда не скрывало своих особых симпатий к сыну Ахмада Кадырова и даже смогло несколько ускорить его вступление в должность президента. Так, в конце января 2007 году муфтий Султан Мирзаев выступил с резкой критикой президента Чечни Аллу Алханова, который в одном из своих интервью причислил к мертвым основателя вирда Кунта-Хаджи шейха Кунта-Хаджи Кишиева. В своем заявлении он фактически обвинил Алханова в кощунстве, чем четко показал, кого чеченские мусульмане хотели бы видеть во главе Став президентом, Рамзан Кадыров участил происламские заявления. Помимо ликвидации в республике игорного бизнеса, он ввел мораторий на продажу спиртного в месяц рамадан, а также на его протяжении запретил работу всех кафе и ресторанов в дневное Президент Чечни призывал телевидение активней заниматься пропагандой традиционных исламских ценностей, а жителей республики придерживаться их в быту. Например, в сентябре 2007 года Кадыров выразил недовольство слишком откровенным внешним видом работниц госучреждений и потребовал от чиновников соблюдения морально-этических норм: " Все работающие в министерствах, ведомствах, администрациях и иных госучреждениях женщины должны соблюдать хотя бы минимальные требования к одежде, сложившиеся веками у нашего народа " , – заявил Помимо этого, Рамзан Кадыров продолжал делать резкие антиваххабитские заявления, выражая готовность уничтожать приверженцев этого течения по всему Северному

http://religare.ru/2_60542.html

В Иране христиан приговорили к 80-ти ударам плетью за " употребление вина " на Литургии Тегеран, 28 октября 2013 г. В связи с резонансным приговором иранского суда по делу об употреблении вина четырьмя христианами ООН выступила с призывом к правительству Республики прекратить притеснение религиозных меньшинств на своей территории, передает портал " Linga " . Так, шестого октября этого года было завершено рассмотрение уголовного дела, фигурантами которого являлись четверо христиан-иранцев, задержанных во время совершения литургии в домовом храме по подозрению в " употреблении алкоголя " . Итогом заседаний суда стал приговор, предписывающий пенитенциарным службам государства высечь каждого осужденного восьмьюдесятью ударами плети. Реакцией ООН на вышеупомянутое разрешение нашумевшего разбирательства стал отчет правозащитника Ахмада Шахида, в котором автором особо подчеркивается сложившаяся критическая ситуация в исламской республике. По мнению международного активиста, давление на христиан Ирана радикальными мерами осуществляется и сегодня, несмотря на предвыборные заверения Президента Хасана Роухани в скорейшей стабилизации конфессиональной картины и улучшении положения религиозных меньшинств страны. Шахид также отмечает, что основной целью государственного аппарата являются миссионерские группы, ведущие проповедь Евангелия и оказывающие помощь верующим в тайном отправлении их религиозных обрядов. Согласно материалам министерства иностранных дел США, число христиан-иранцев за последние годы возросло до отметки в 370 000 человек. Несмотря на это, по словам правозащитника ООН, " Иран ведет активную борьбу против христианства и христиан, притесняя лояльных к ним журналистов и политиков, лишая их элементарного медицинского обслуживания (что мы наблюдали на примере о. Саида Абидини) и осуждая на смерть бывших мусульман, перешедших в веру Христа " . Принудительно закрывая домовые храмы, запрещая верующим совершать богослужение на их родном языке, власти, согласно замечанию Шахида, де-факто следуют общим настроениям иранских религиозных деятелей, которые видят в христианстве лишь " угрозу исламскому большинству страны " . В свою очередь, правительство Ирана раскритиковало отчет ООН, назвав его " однобоким " и " пристрастным " . На текст Ахмада Шахида откликнулись и иранские СМИ, осудившие автора за " применение западных идеалов в качестве универсальных мировых стандартов " . Напомним, что власти Ирана уже задержали около 300 христиан за 2010–2013 года, осудив десятки церковно- и священнослужителей за " преступления против национальной безопасности " . Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65233.html

I.3.1 Ал-Балазури О жизни Ахмада ибн Йахйа ибн Джабира ибн Дауда ал-Балазури известно только, что он родился в Багдаде в начале второго десятилетия IX в., был учителем при дворе халифов, умер около 892 г. Ал-Балазури был одним из первых ученых Халифата, кто составил историю арабских завоеваний. В его «Книге завоеваний стран» («Китаб футух ал-булдан»), сохранившейся в сокращенной редакции, содержится информация об арабо-хазарских войнах, с упоминанием земель славян. Издание: Liber expugnationis regionum, auctore Imámo Ahmed ibn Jahja ibn Djábir al-Beladsori, quem e codice Leidensi et codice Musei Brittannici/M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Перевод: The origins of the Islamic state/Transl. by P. K. Hitti and F. G. Murgotten. New York, 1916–1924. Переводы фрагментов: Гаркави 1870. С. 37–38; Балазури/Жузе; Гараева 2002. Литература: GAL SB I. Р. 216; Крачковский 1957. С. 154–156; Гараева 2002. Книга завоеваний стран I.3.1.1 Салман 139 и Зийад 140 – из тех славян, которых поселил Марван ибн Мухаммад 141 в Сугуре 142 . Я слышал от тех, кто рассказывал, будто этот Салман – человек из славян, именем которого названа крепость, а Аллах лучше знает. (Перевод Т. М. Калининой по: Балазури. С. 150) I.3.1.2 Затем после наступления 139/756–57 г. (ал-Мансур 143 . – Т. К.) (...) переместил жителей Иссоса 144 (в город Масиса 145 . – Т. К.), а они – персы, славяне 146 и набатеи-назареи. Марван поселил их здесь и предоставил им участки земли в городе взамен [прежних] их жилищ того же размера. А их дома разобрал, помог им в постройке и предоставил в долг участки и дома. (Перевод Т. М. Калининой по: Балазури. С. 166) I.3.1.3 Напал Марван на славян, которые были в стране хазар 147 , взял из их числа в плен 20 тысяч семей и переселил их в Кахетию. А потом они убили своего властителя и убежали, но их догнали и перебили. (Перевод Т. М. Калининой по: Балазури. С. 207–208) I.3.2 Ал-ЙаКуби Абу-л-Аббас Ахмад ибн Абу Йа‘куб ал-Йа‘куби – уроженец Багдада, выходец из богатой и влиятельной семьи, служил в Армении и при дворе Тахиридов в Хорасане, много путешествовал и умер в 897 или 905 г. Ал-Йа‘куби написал несколько сочинений о древних народах, о завоевании Магриба, о Византии. До нас дошла его «Книга стран» («Китаб ал-булдан»), завершенная примерно в 891 г.; она издана М. Я. де Гуе по рукописи, находящейся в Мюнхене (BGA. Т. VII). Имеется еще одна рукопись, хранящаяся в Прусской Национальной библиотеке в Берлине и упомянутая В. В. Бартольдом, но специально не изучавшаяся. В «Книге стран» содержится фрагмент о набеге русов на Севилью в 844 г., широко обсуждавшийся с момента появления его в научных трудах в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На прохождение курса среднего (аусат) отделения отводится восемь лет. Курс этот начинается изучением богословия (Акаид) по учебнику Имама Омара Нясяфийского 258 .. Этот трудный для понимания и усвоения арабский учебник проходится в связи с трактатами Хаяли, Муллы Ахмада и Муллы АбдульХакима, в таком порядке: сначала в течение недели или нескольких дней подробно разбирается учебник Омара Нясяфийского, а потом прочитанное растолковывается по указанным трактатам. В этом же отделении, на вторых уроках, продолжается по книге «Шархвигкая» курс законоведения, представляющий толкование на сокращенный курс, пройденный в первом (низшем) отделении 259 . На прохождение курса богословия и законоведения отводится четыре года. В продолжение пятого и шестого года в среднем же отделении проходится снова более обширный курс логики по руководству «Тахзиб» и таковой же курс арабской грамматики по руководству «Тальхис», представляющей собою курс красноречия. Лучшие по дарованиям муллы этого отделения читают сочинения: ХоджаДжамаля, АхундШейха, Мирзы Захида, АхундКаляна и КазыМубарака. В 7й и 8й годы проходится метафизика (Хызматуль анн?) вместе с дополнениями по сочинениям АхундКаляна и Мирзы Джана. В третьем, высшем (агля) отделении проходится высший курс богословия по учебнику МуллыДжалаля и полный курс законоведения по книге «Хидая», которая называется священною (шариф) 260 . В дополнение к учебнику МуллыДжалаля читаются также: Ханакахи и Татымма. На ознакомление желающих с этими руководствами полагается minimum два года. В довершение образования, способный и усердный студент проходит науку о разделе оставшегося от умершего имущества (Ильмифараиз), трактат о преданиях Мохаммеда (Хадисишариф), основы законовдения (Усулюльфигкх) и толкования разных богословов на Коран, из которых наиболее распространены два: на арабском языке «Казы Байави» и на персидском языке «Рухульбаян». Нужно заметить при этом, что описанный курс учения в туркестанских мадрасах не проходится всеми учащимися одинаково подробно и обстоятельно. Это зависит, вопервых, от природных дарований, а вовторых – от практических целей учащегося 261 . Полный курс проходят только такие студенты, которые стремятся занять должность мударриса, казия или ученого муфтия 262 3) при казии. Такие избранники, по окончании курса в той или другой мадрасе, отправляются для большего усовершенствования в мусульманских науках в Коканд или Бухару, к пользующемуся ученой известностью мударрису и под его руководством проходят ту или другую науку. Что же касается учащихся со средними дарованиями, то таковые ограничивают свое образование изучением только некоторых и притом наиболее легких руководств, в которых излагаются основы вероучения и законоведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В результате кропотливой работы исламских богословов хадисы были разделены на достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф). Первые две группы считаются надежными хадисами и обладают юридической силой, то есть служат доводом для вынесения того или иного религиозно-правового решения. Слабые хадисы считаются ненадежными и не являются источником права, поскольку в иснаде отсутствует какое-либо звено или же содержание хадиса противоречит другим, более надежным сообщениям. Но эти хадисы могут использоваться верующими для духовной пользы и назидания. Особая категория хадисов – это хадисы аль-кудси (с араб. букв. «священный», «божественный»), которые передают слова Аллаха, не вошедшие в Коран. «Золотой век» хадисоведения наступил в VIII-IX веках, когда наука о хадисах начала активно развиваться. В это время появились так называемые «шесть сводов» хадисов, которые приобрели наибольшую известность и авторитет среди мусульман-суннитов 167 . 1 . «Аль-джамиас-сахих " имамаМухаммадааль-Бухари . Этот сборник считается самым надежным источником. В его состав вошли только достоверные хадисы. Сборник разделен на тематические главы. 2 . «Аль-джами ас-сахих» имама Муслима . Это второй по надежности сборник. Хадисы распределены по тематическим разделам. Похожие хадисы приводятся вместе, это помогает сравнивать их друг с другом. 3 . «Китаб ас-сунан» имама Абу Дауда . В сборник собраны хадисы, касающиеся в основном вопросов мусульманского права. Помимо высказываний пророка в сборник имама Абу Дауда вошли также высказывания ближайших сподвижников Мухаммада и их учеников. 4 . «Аль-джами ас-сахих» имама Мухаммада ат-Тирмизи . Сборник собрал хадисы, посвященные различным сторонам исламского права. Обычно подобные сборники называют также «сунан». Потому труд имама ат-Тирмизи известен как «Сунан» ат-Тирмизи. 5 . «Китаб ас-сунан» имама Ахмада ан-Насаи . Этот сборник считается мусульманами самым авторитетным после сборников аль-Бухари и Муслима. 6 . «Китаб ас-сунан» имама Мухаммада бин Язида, более известного как ибн Маджа . Данный сборник содержит большое количество слабых хадисов, но несмотря на это, приобрел большую популярность у верующих. Однако авторитетность и достоверность многих хадисов вызывает немало нареканий и вопросов у мусульманских ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возникнув в конце VIII века, в законченном виде учение мутазилитов сложилось в вв. Мутазилиты выступали против антропоморфизма, проповедуя тождество атрибутов Аллаха его сущности. Были сторонниками учения о свободе воли человека, считая, что божественная справедливость предполагает способность человека самостоятельно совершать поступки, за которые он будет после смерти вознагражден в раю или наказан в аду. Отрицали предопределение и стояли за господство разума над слепой верой. Подчеркивали светский характер и происхождение власти халифа. Настаивали на тезисе о сотворенности Корана, доказывая, что противоположное суннитское учение противоречит чистым представлениям о единобожии. В IX в. при халифе ал-Мамуне мутазилизм на короткое время стал официальной идеологией халифата, была проведена михна, мусульманский аналог инквизиции, в результате которой несогласные с учением мутазилитов подвергались притеснениям. Однако при последующих халифах к власти пришли сунниты и гонениям подверглись уже сами мутазилиты, под гнетом которых они и исчезли к XI веку. Ахмадийя Среди мусульманских сект новейшего времени следует упомянуть секту ахмадийя , основанную в XIX веке Мирзой Ахмадом Гулямом, проповедовавшего на территории современного Пакистана о том, что он является пророком и посланником Аллаха. Он учил, что его пророчество восстанавливает истинный ислам. Оно находится под пророчеством Мухаммеда, который воспринимается как наипрекраснейший среди Пророков, но не последний. В отличие от учения Корана, Ахмад Мирза Гулям учил, что Христос был действительно распят на кресте, но не умер, а потерял сознание. Позднее Он якобы переехал в Кашмир, где жил и учил до 120 лет, пока не умер и не был похоронен в Шринагаре, где последователи ахмадийи доселе показывают место Его захоронения. Большая часть приверженцев Ахмада Мирзы Гуляма проживает в Пакистане, однако они ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру. В 1974 г. верховный суд Пакистана признал это движение немусульман-; ским, что явилось причиной гонений против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог любит Сирию, Бог любит Россию» Почему Латакия приветствует российских солдат 07.10.2015 560 Время на чтение 7 минут На авиабазе в Латакии. Фото: Александр Коц, Дмитрий Стешин Прибрежная Латакия просыпается по-восточному рано - с первыми лучами солнца. С недавнего времени, правда, обыденная картина восхода немного изменилась: к мерному шуму волн, гулу города и крикам средиземноморских чаек присоединился рев моторов летающих по небесной лазури самолетов. - Каждое утро, между шестью и восемью часами, в воздух взлетают русские самолеты. Каждый такой взлет - просто прилив чувства безопасности, о котором мы уже успели забыть, - уверяет журналистов 50-летний Ахмад, живущий в районе Хмеймаййим, располагающемся неподалеку от аэропорта им. Басила аль-Асада. Его земляк, 46-летний Наффа из деревни Шарашир, тоже не скрывает своего восторга: - Нет ничего более прекрасного, чем наблюдать за набирающими высоту русскими самолетами! Слова Ахмада и Наффы - далеко не пустой панегирик «пришельцам», произнесенный в поисках минутной славы перед телекамерами. В памяти латакийцев еще живы события прошлого года, когда подразделения «Исламского государства» свирепствовали на подступах к городу. Ужас войны не оставил Латакию и в марте 2014-го, с отступлением сил ИГ: на смену такфиристам «Даиш» пришли радикалы «Джабхат ан-Нусра» (среди которых очевидцы не раз примечали членов ИГИЛ). Когда пилоты начинают свои ночные вылеты, все мы можем расслабиться и спокойно заснуть!.. - Все мы безумно рады русским. Даже дети знают, что они здесь! - продолжает Ахмад. - Когда пилоты начинают свои ночные вылеты, все мы можем расслабиться и спокойно заснуть!.. За несколько недель до прибытия российских ВВС в крупнейший сирийский порт город потряс первый за многие годы теракт : более десяти человек лишились жизней в результате взрыва заминированного автомобиля на довольно многолюдной площади аль-Хамам. К концу сентября приближение любого рода русской помощи воспринималось подавляющим большинством горожан с нетерпением - и потому даже гуманитарный груз, доставленный в Латакию 13 сентября, встречали социальные работники и добровольцы со всех районов столицы северной сирийской провинции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

– Вак. 2, т. 2, с. 97] [Таб., I, с. 1601] Абдаллах б. Аслам, Ибн Хумайд Асим б. Абдаллах СаламаˆИбн Исхак ал-Умави Ибн Исхак Йазид б. Абу Хабиб Йазид б. Абу Хабиб Рашид, «его мавла» Рашид, мавла Ибн АбуˆАусаˆХабиб б. Абу Аус Амр о. ал-Ас Как мы видим, иснады «Футух» и «Та’рих» ат-Табари в трех звеньях совпадают, расхождение верхних звеньев вполне естественно, так как передача шла по разным линиям, а нижняя часть в «Футух» усечена и искажены отношения упомянутых в ней лиц. Большинство проверенных мной иснадов кончаются ал-Вакиди или лицами, близкими к его времени, подтверждая, что исходное сочинение принадлежало именно ему. В некоторых случаях иснады завершаются безымянным «этот передатчик» (ар-рави), который отделен от ал-Вакиди тремя звеньями передачи [Пс. – Вак. 2, т. 2, с. 119, 160], т. е. не менее чем столетием (точнее сказать невозможно – иснады могут быть неполными). Можно думать, что этому ар-рави, фигурирующему во многих местах без предшествующего ему иснада, и принадлежит первый шаг на пути превращения исторического сочинения в исторический роман, которое продолжили переработчики эпохи крестовых походов. 19 Jarry, 1970. Ф. Сезгин называет автором «Завоевания ал-Бахнаса» Ахмада ал-Бакри [GAS, Bd. 1, с. 296]. Но в данном случае авторство не имеет значения, поскольку характер этого сочинения тот же, что и сочинений, приписываемых ал-Вакиди. 27 Динав, с. 44 – 117; Йа’к., т. 1, с. 178 – 203; Таб., I, с. 823 – 1068; Мас’уди, т. 2, с. 105 – 241. 34 А. Исфах. Русский читатель может познакомиться с характером сочинения по отрывкам, опубликованным в русском переводе [А. Исфах., пер.]. 41 До 70-х годов арабистов-источниковедов интересовали прежде всего система передачи информации и соотношение ранних источников, особенно дошедших до нас в виде выдержек в поздних компиляциях. Шедевром этого рода исследований можно назвать монографию У. Сезгин об Абу Михнафе [Sezgin U., 1971]. Это направление получило развитие и в нашей арабистике (серия историографических исследований ленинградских арабистов [Бойко, 1977; Бойко, 1983; Прозоров, 1980]). Начало нового этапа обозначили исследования А. Нота, анализирующие характер информации и ее трансформацию в процессе передачи [Noth, 1968; Noth, 1973]. Одним из важнейших его выводов является установление видов шаблонов композиции исторического повествования. Читать далее Источник: История Халифата/Большаков О. Г. ; Рос. акад. наук С.-Петерб. фил. Ин-та востоковедения. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000-./Т. 2: Эпоха великих завоеваний, (633–656). - 2000. – 294 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Однако положение дел в Италии было совершенно катастрофическим: в 891 г. сарацины прочно обосновались на дорогах, ведущих в Рим из Нарни, Риети и Непи, и в течение 30 последующих лет (!) ни один паломник не имел возможности пройти в Вечный город, не заплатив мусульманам произвольной «дани». Центральной власти на полуострове уже давно не существовало, и каждый город, каждая крепость и область были предоставлены собственным силам 157 . Зато в столице халифата набирала оборот анархия – скорый предвестник кончины Арабского халифата. После смерти Ахмада ибн-Тальха престол занял его сын аль-Муктафи Биллах (902–908), которого по праву относят к одному из последних великих халифов арабов. Это был деятельный и воинственный правитель, который не считал мир естественным состоянием своей все еще громадной державы. В первую очередь халиф усмирил карматов, грабивших торговые караваны в Сирии. Затем его взор обратился против Тулунидов, захвативших его египетские владения. Несколько лет длилась война, и наконец в 907 г. Тулуниды пали, а Египет был возвращен Халифату. Однако это стало «последней песней» воинственного халифа: в 908 г. в возрасте всего 35 лет он скончался 158 . Осенью 893 г. в Тарс с поручением правителя Египта и Сирии прибыл Ахмед-ибн-Абба, который совместно с Ахмед-ад-Уджейфи произвел нападение на Западную Киликию, дойдя до местности Лалассиса. А летом 894 г. арабы захватили город Малурию. Лев Мудрый, зорко следивший за кавказскими делами, направил в область Фасанианы стратига фемы Армениак Лалакона с отрядами из Колонеи, Месопотамии и Халдеи. Спустя некоторое время к ним присоединился доместик схол Катакал, и совместными усилиями византийцам удалось выбить мусульман из некоторых важных крепостей, занятых арабами 159 . В декабре 895 г. произошло новое столкновение арабов с римскими отрядами, закончившееся победой мусульман. Но арабы, понеся значительные потери, не желали продолжения войны и согласились на перемирие с обменом пленными. Надо сказать, что организация обмена была поставлена из рук вон плохо, и он состоялся только в октябре 896 г. К тому времени Римский император уже заключил мирный договор с болгарами, надеясь аккумулировать силы на Востоке, но особых успехов не достиг. В августе 897 г. сарацины овладели крепостью Курой в Каппадокии, а летом следующего года арабский флот имел решающий успех в битве с византийцами у берегов Малой Азии, потопив множество греческих судов 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010