Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБРЭ-ХАЙК-ЭСТИФАНОС [эфиоп.          ], один из древних эфиоп. мон-рей. Расположен на небольшом острове оз. Хайк. По преданию, был основан в Х в., при последнем царе Аксумского царства Дельнаоде там была заложена церковь во имя Бога Отца, а впосл. еще одна - во имя св. первомч. Стефана, по имени к-рого и остров и мон-рь получили название Эстифанос. Обитель была широко известна в XIII в., в настоятельство знаменитого эфиоп. св. Иясус Моа , к-рый пришел в Д.-Х.-Э. ок. 1248 г. и начал подготовку монахов к осуществлению христианизации юга страны и распространения там монашества: его пострижениками считаются основатели мн. мон-рей в областях Шоа и Амхара. Позднейшая агиографическая традиция (XV в.) приписывает Иясус Моа помощь в приходе к власти в Эфиопии династии Соломонидов (1270), за что ему и всем последующим настоятелям Д.-Х.-Э. была пожалована придворная должность аккабе-саата (букв.- блюститель часов). Эта должность получила в XV в. столь важное гос. значение, что аккабе-саат должен был находиться при дворе постоянно, и для управления мон-рем надо было выбирать еще одного игумена. Обитель пользовалась царским благоволением и превратилась в крупный центр богословской учености и книжности; в ней появилась обширная б-ка. Из-за привилегированного положения Д.-Х.-Э. иногда служил местом заточения для гос. преступников из числа высокопоставленных лиц. Во время мусульм. нашествия на Эфиопию под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази , в 1535 г., мон-рь был разграблен, а аккабе-саат Нагада Иясус убит. Впосл. мон-рь заново отстроился, восстановил богословскую школу и б-ку, но прежнего политического значения уже не имел. Роль аккабе-саата при царском дворе стала уменьшаться еще до мусульм. нашествия, постепенно уступая место влиянию эччеге , настоятеля обители Дэбрэ-Либанос , ставшей в XVII в. главным мон-рем эфиоп. царства. Резиденция эччеге переместилась в новую столицу - Гондар , а Д.-Х.-Э. превратился в отдаленный озерный мон-рь, известный древностью и памятью о св. Иясус Моа.

http://pravenc.ru/text/180799.html

Ок. 1400 г. с арабского на геэз был переведен Синаксарь Коптской Церкви. Практически сразу к нему стали присоединяться заметки о днях памяти местных святых или их краткие жития. И те и другие могли сопровождаться саламом - стихотворным величанием в честь святого. Т. о. сложился эфиоп. Синаксарь (  ), один из самых ранних списков к-рого был пожертвован царем Наодом в 1495 г. храму царской ставки в Дэбрэ-Бырхан. Значительные расхождения в составе Синаксаря в различных рукописях свидетельствуют о том, что никакой попытки его унификации не предпринималось. Первые пространные жития эфиоп. святых, представляющие собой наиболее важный источник по эфиоп. агиографии, стали составляться не ранее XIV в. При отсутствии в Эфиопской Церкви процедуры офиц. канонизации причисление к лику святых было следствием местной инициативы, исходившей, как правило, от мон-ря, к-рый основал или в к-ром жил подвижник. В ряде случаев такая инициатива встречала поддержку приближенных ко двору церковных деятелей и даже царской власти. Эфиоп. пространные жития почти всегда анонимны: приписки к рукописям, в к-рых они содержатся, не дают возможности отличить их авторов от простых переписчиков. Можно лишь констатировать, что составителями были монахи и др. духовные лица, хорошо знавшие Свящ. Писание, апокрифическую и церковную лит-ру. Жития нек-рых святых эпохи Соломонидов (с 1270) составлялись на основании свидетельств их учеников и др. хорошо знавших их людей; они являются ценными историческими источниками. Время составления др. житий на столетия отстояло от жизни святого. Таковы жития святых аксумского периода (напр., наиболее почитаемых из девяти преподобных , к-рые удостоились пространных житий: За-Микаэля Арагави, Исаака Гаримы и Пантелеимона ) и царей династии Загве . Кроме того, мн. оригинальные жития подвижников позднейшего времени оказались уничтожены во время мусульм. нашествия Ахмада Ибрахима аль-Гази (1506-1543) и были воссозданы после изгнания завоевателей в самом общем виде. Так, в новом Житии Габра Иясуса отсутствуют конкретные биографические сведения, за исключением неск. чудес, относящихся к основанию созданного им мон-ря Дэбрэ-Сан.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Отношения молодой растущей конгрегации с царской властью в XIV-XV вв. складывались сложно: эфиоп. цари уважали монахов и охотно благотворили мон-рям, но не желали мириться с независимым поведением отдельных игуменов. Им особенно не нравилось вмешательство последних в гос. дела, в частности протесты против традиц. царского многоженства, к-рое обусловливалось гос. соображениями. Монастырское предание сообщает о связанных с этим гонениях на настоятелей Д.-Л. со стороны царей Амда Сиона и Давида II (1380-1411). Сын Давида, царь Зара Якоб (1434-1468), отправил игум. Андрея в заточение, где тот скончался. Однако после 1445 г. Зара Якобу удалось подчинить настоятелей крупнейших мон-рей Эфиопии и включить их в свое окружение, заставив присутствовать на придворных церемониях. Настоятелем Д.-Л. был назначен ставленник царя Марха Крэстос (впосл. святой Эфиопской Церкви). Именно Зара Якоб официально признал за настоятелем Д.-Л. титул эччеге и окончательно утвердил за ним положение главы привилегированной монашеской конгрегации, отдав ему в подчинение новые церкви и монастыри. С этого времени судьба Д.-Л. и его настоятеля-эччеге была неразрывно связана с судьбой эфиоп. монархии. Интерьер церкви мон-ря Дэбре-Либанос Интерьер церкви мон-ря Дэбре-Либанос В 1532 г., во время мусульм. нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази , Д.-Л. был разграблен и сожжен дотла. Его настоятель эфиоп. св. Энбакон был вынужден скрываться, а настоятель св. Йоханнес (Иоанн) был убит в битве с мусульманами (1559), на которую он сопровождал эфиоп. царя Клавдия. В 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь переживал тяжелые времена, связанные с неудачной попыткой царя Сисиния ввести в стране католичество в качестве гос. религии. При царе Василиде (1632-1667) волна нашествия язычников-оромо отрезала Д.-Л. и всю историческую обл. Шоа от остальной христ. Эфиопии. Царь решил переместить мон-рь в обл. Дэмбия, где в 1636 г. им была основана столица Гондар . Для этого он перенес табот (выполняющий в эфиоп. храмах функцию антиминса ) Д.-Л. в расположенное в 10 км от Гондара мест. Азэзо, недалеко от места, где иезуитский миссионер П. Паэс (1564-1622) ранее основал католич. мон-рь Генете Иясус (Сад Иисуса). Резиденцию для эччеге царь Василид выстроил в столице. На месте прежнего мон-ря в обл. Шоа осталась небольшая обитель, сохранявшая название, но утратившая прежнее значение.

http://pravenc.ru/text/180795.html

кор. Мануэла I Франсишку Алвариш (ок. 1465 - ок. 1540). В 1517 г. послам не удалось высадиться в Эфиопии, а возглавлявший посольство Дуарте Галван скончался на о-ве Камаран. Второе посольство под рук. Родригу ди Лима прибыло в Массаву 9 апр. 1520 г. С 30 апр. по 19 окт. 1520 г. 17 португальцев совершили путешествие по Эфиопии, были приняты при дворе негуса Лебна Денгеля (Давида II; 1508-1540); там Алвариш встретил Педру да Ковильяна и неск. др. европейцев, выполнявших функции советников эфиоп. правителя. Алвариш провел в Эфиопии 6 лет и возвратился в Лиссабон в июле 1527 г. Его сопровождал эфиоп. посол Цага Сааб, который привез письма от негуса Лебна Денгеля к кор. Жоану III (1521-1557) и к папе Римскому. В 1533 г. Алвариш лично отвез папе Римскому Клименту VII послание эфиоп. негуса. Соч. Алвариша «Verdadeira Informação das Terras do Preste João das Indias» (Правдивая повесть о землях Пресвитера Иоанна Индийского), изданное в Лиссабоне в 1540 г., стало важным источником по истории Эфиопии в период до мусульм. вторжений XVI в.; в ней содержится 1-е в Европе описание Аксума и Лалибэлы. «Правдивая повесть...» была переведена на итал. (1550), испан. (1557) и нем. (1566) языки. Со 2-й пол. XVI в., когда из-за успешных завоеваний имама Ахмада ибн Ибрахима аль-Гази эфиоп. правители стали регулярно обращаться к португальцам за военной помощью, Эфиопия перестает восприниматься как «царство Иоанна Пресвитера». В XV в. благодаря контактам с европейцами Эфиопия была правильно локализована на картах мира («Egyptus Novelo» флорентийца Пьетро дель Массайо (1454), «Mappomondo» венецианца Фра Мауро (1460) и проч.). Несмотря на это в течение 2 веков нидерланд. и португ. картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или Империи Пресвитера Иоанна» (Abissinorum sive Pretiossi Ioannis Imperium), якобы расположенной в Вост. Африке, иногда добавляя к ним вымышленные гербы И. П. (Себастьян Мюнстер в «Космографии» (1544), Диего Омем в атласе 1558 г., Абрахам Ортелий в 1570, Иодок Хондий в дополненном варианте атласа Герарда Меркатора (1606), Маттеус Мериан в 1610 и др.).

http://pravenc.ru/text/471457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАХДЭРЭ-МАРЬЯМ [Махдэра-Марьям; Мах(а)дара-Эгзиэт(э)на-Марьям; эфиоп.       - Пристанище (Госпожи нашей) Марии], храм Эфиопской Церкви во имя Пресв. Богородицы, основанный в Эфиопии к востоку от оз. Тана (окр. Герарья, историческая обл. Бэгемдыр) в нач. посл. трети XVI в., вокруг к-рого со временем сложились мон-рь и город, известные под тем же названием. После разорения Эфиопского христ. царства во время нашествия Ахмада Ибрахима аль-Гази (Граня) во 2-й четв. XVI в. одной из насущных задач эфиоп. монархов стало восстановление разрушенных храмов и возведение новых. К 1577 г. на средства Марьям Сэна (тронное имя - Малак Могаса), супруги царя Сарца Денгеля, было закончено строительство храма, посвященного Пресв. Богородице. Согласно воле царицы, скончавшейся в апр. 1607 г., она была погребена в М.-М. по распоряжению царя Сисиния , за неск. дней до этого утвердившегося у власти после победы над ее пасынком Иаковом. В том же храме впосл. были похоронены дочери царицы, и М.-М. стал местом упокоения наиболее видных представителей эфиопской знати. В конце своего правления Сисиний, тщетно пытавшийся навязать эфиопам католицизм, среди проч. храмов обратил в руины и М.-М. Восстановивший храм в 1682 г. Иясу I передал в дар М.-М. обширные земельные владения. Этому примеру последовали неск. гондарских царей (см. Гондар ). Во многом благодаря их щедрости в 1-й пол. XVIII в. при храме сформировалась монашеская обитель с богатой б-кой, ставшая одним из крупнейших центров традиц. учености. Несмотря на принадлежность к конгрегации Дэбрэ-Либаноса , мон-рь М.-М. оставался в стороне от разгоревшихся в Эфиопской Церкви богословских споров между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины ). М.-М. обладал правом убежища, к к-рому особенно часто прибегали в период феодальной раздробленности (в эфиоп. историографии - «эпоха Судей», 1769-1855). Впрочем, иногда влиятельные магнаты беззастенчиво нарушали это право. В М.-М. учился и, будучи в изгнании, нашел там убежище один из крупнейших эфиоп. землевладельцев и военачальников кон. XVIII в. деджазмач (воевода) Хайла Микаель Эшате (Хайле Микаэль Эшете). Там он встретил хрониста Абагаза , который под его покровительством начал составление наиболее полного летописного свода по истории Эфиопии; работа над 1-й частью хроники была завершена в М.-М. в 1785-1786 гг.

http://pravenc.ru/text/2562720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБРЭ-БАХРЭЙ [эфиоп.       - мон-рь Жемчужины], эфиопский мон-рь. Расположен на северо-востоке Эфиопии, в исторической обл. Уолло. Основан во времена правления царя Исаака (1413-1430) аввой Георгием из Саглы (пам. эфиоп. 1 июля) на столовой горе (амба) высотой 2,4 тыс. м, на плато Гасча. Иногда основание Д.-Б. без достаточных доводов приписывают св. Бацалота Микаэлю (пам. эфиоп. 15 июля), вероятно из-за расположенной вблизи пещерной церкви во имя этого святого, где хранятся его мощи (ныне не действует), но она стала относиться к Д.-Б. намного позднее, чем был основан мон-рь. Слово «бахрэй» (жемчужина), выбранное для названия обители ее ученым основателем, в переносном смысле, как и его эквиваленты в сир. и араб. языках, означает «суть, сущность» и употребляется монофизитами для обозначения «единого существа» Христова. По мнению В. В. Болотова , данная метафора, восходящая в частности, к произведениям Иакова Саругского (V-VI вв.), в устах эфиопов являлась выражением крайнего монофизитства и была направлена не только против Вселенского IV Собора , но и против умеренного монофизитства Севира Антиохийского, допускавшего умозрительное различие во Христе Божественной и человеческой природ на уровне природного качества ( Болотов В. В. Несколько страниц из церк. истории Эфиопии//ХЧ. 1888. 11/12. С. 787-788. Примеч. 2). Находясь в области активного распространения ислама, Д.-Б. был трижды разграблен и сожжен мусульманами, в т. ч. в XVI в., во время нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . В результате этих погромов от монастырской б-ки почти ничего не осталось. Судя по лит. плодовитости основателя, она должна была быть богатой, но в наст. время насчитывает всего ок. 100 книг (из них 54 рукописные). Совр. Д.-Б. является центром для 18 приходских церквей, расположенных в округе. В монастырской церкви имеется 3 придела: Св. Троицы, Божией Матери и св. Георгия. В правление имп. Хайле Селассие I (1930-1974) мон-рю был пожалован обширный земельный надел площадью ок. 2 тыс. га, однако во время революции (1974-1975) он был урезан почти на 90%. Ист.: Actes de Iyasus Mo " a, Abbé du couvent de St.-Étienne de Hayq/Éd., [trad.] S. Kur. Louvain, 1965. 2 vol. (CSCO; 259-260. Aethiop.; 49-50); Vie de Georges de Sagla/Éd., trad. G. Colin. Louvain, 1987. 2 vol. (CSCO; 492-493. Aethiop.; 81-82). Лит.: Fisseha Tadesse Fekke. Däbrä Bahr « y//EncAeth. Vol. 2. P. 11. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБРЭ-БЭСРАТ [эфиоп.       - мон-рь Благовестия; др. название - Дэбрэ-Зена-Маркос], эфиоп. мон-рь. Расположен в исторической обл. Шоа. Основан в XIV в. эфиоп. св. Зена Маркосом , двоюродным братом и учеником знаменитого эфиоп. св. Такла Хайманота , основателя мон-ря Дэбрэ-Либанос , впосл. центра крупной монашеской конгрегации. Родство основателей 2 мон-рей могло быть как реальным фактом, так и распространенным агиографическим приемом, употреблявшимся для того, чтобы подчеркнуть тесную связь Д.-Б. с Дэбрэ-Либаносской конгрегацией. Название мон-ря и имя его основателя близки по букв. смыслу: Бэсрат может означать Евангелие, а Зена Маркос (повествование Марка) - Евангелие от Марка. Зена Маркос был погребен в основанной им обители, ставшей центром многолюдного паломничества верующих в 3-й день каждого эфиоп. месяца, когда празднуется его память. Согласно Житию Зена Маркоса, после его смерти эфиоп. царь Невая Марьям пожаловал мон-рю в 1376 г. обширные земли. В 1-й трети XVI в. Д.-Б. обладал большой б-кой, к-рую настоятель Кала Авади раздал на сохранение верующим, узнав о приближении мусульм. войск под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Несмотря на сожжение монастыря мусульманами, книги уцелели, хотя не все были возвращены в обитель. В XVII в. монастырь Дэбрэ-Либанос переместился в р-н Дэмбия неподалеку от недавно основанного столичного г. Гондар (Гондэр), но его связь с Д.-Б. не прервалась. В ходе христологических споров о соединении и помазании (XVII-XVIII вв.) иноки Д.-Б. неизменно поддерживали братию Дэбрэ-Либаноса в их приверженности доктрине соединения 2 естеств во Христе. Лит.: Cerulli E. Gli atti di Zena Marqos, monaco etiope del sec. XIV//Collectanea vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. R., 1962. Pt. 1. P. 191-212. (ST; 219); Derat M.-L. Däbrä B « rat//EncAeth. Vol. 2. P. 15. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180785.html

В состав «Благословенного сборника» М.-старший включил повествование о прошлом собственной семьи, которое легло в основу его жизнеописаний в арабских биографических справочниках, дополнявших образцовый труд Ибн Халликана (ум. в 1282) «Кончины знаменитых людей и вести о современниках»,-христианина Фадлаллаха ибн ас-Сукаи ( 1325/26; Ibn a - u ‘ . Tl kitb wafayt al-a‘yn: Un fonctionnaire chrétien dans l " administration mamelouke/Éd., trad. J. Sublet. Damas, 1974. P. 110-111, 136-138) и мусульман Халиля ас-Сафади (ум. в 1363) и Таки ад-Дина Ахмада аль-Макризи (ум. в 1442) (рус. пер. отрывков см.: Селезнев. 2012. С. 123-128). Не являясь в полном смысле оригинальным трудом, «Благословенный сборник» достаточно быстро получил признание не только в восточнохристианском, но и в ислам. мире. Материалами летописи широко пользовался биограф султанов Бейбарса и Калауна Насир ад-Дин Шафи ибн Али аль-Аскалани (ум. в 1330). Ибн Хальдун (ум. в 1406) обращался к ее главам, посвященным античности; аль-Калькашанди (ум. в 1418) и аль-Макризи заимствовали из нее сведения о егип. христианах. М.-старший поддерживал тесные отношения с копт. интеллектуалами и, судя по всему, передал список своего труда одному из виднейших их представителей - Мутаман ад-Дауле Абу Исхаку Ибрахиму ибн аль-Ассалю (60-70-е гг. XIII в.; см. в ст. Ассалиды ). Старейшая сохранившаяся рукопись полного текста «Благословенного сборника» (возможно, автограф) датируется 1280 г. (Lond. Brit. Lib. Orient. 7564). Г. Вьет, планировавший совместно с кард. Э. Тиссераном критическое издание «Благословенного сборника» в нач. XX в., выделил наряду с общераспространенной редакцией (т. н. вульгатой) и другую, засвидетельствованную в рукописи Paris. arab. 4729 и отмеченную широким использованием труда Евтихия Александрийского (см.: Maspero J., Fortescue A., Wiet G. Histoire des Patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " empereur Anastase jusqu " à la reconciliation des Eglises jacobites: 518-616. P., 1923. P. 219-222. Not. 2). По мнению М. Диеца, эти редакции отражают разные стадии работы М.-старшего с текстом ( Diez. 2013. P. 127-134). Однако в целом генеалогия рукописей остается неразработанной, что препятствует помимо прочего установлению степени оригинальности содержащейся в источнике информации. При эфиоп. царе Лебна Денгеле (1508-1540) был сделан близкий к оригиналу полный перевод хроники на геэз (Lond. Brit. Lib. Orient. 814; издание главы об Александре Великом: Budge Е. А. W. Тне Life and Exploits of Alexander the Great. L., 1896. Vol. 1. P. 207-225 (эфиоп. текст); Vol. 2. Р. 355-385 (англ. пер.)).

http://pravenc.ru/text/2561520.html

Особая категория хадисов – это хадисы аль-кудси (с араб. – букв. «священный», «божественный»), которые передают слова Аллаха, не вошедшие в Коран. «Золотой век» хадисоведения наступил в VIII–IX вв., когда наука о хадисах начала активно развиваться. В это время появились так называемые «шесть сводов» хадисов, которые приобрели наибольшую известность и авторитет среди мусульман-суннитов 849 . 1 . « Аль-джами ас-сахих » имама Мухаммада аль-Бухари . Этот сборник считается самым надёжным источником. В его состав вошли только достоверные хадисы. Сборник разделён на тематические главы. 2 . « Аль-джами ас-сахих » имама Муслима . Это второй по надёжности сборник. Хадисы распределены по тематическим разделам. Похожие хадисы приводятся вместе, это помогает сравнивать их друг с другом. 3 . « Китаб ас-сунан » имама Абу Дауда . В сборник собраны хадисы, касающиеся в основном вопросов мусульманского права. Помимо высказываний пророка в сборник имама Абу Дауда вошли также высказывания ближайших сподвижников Мухаммада и их учеников. 4 . « Аль-джами ас-сахих » имама Мухаммада ат-Тирмизи . Сборник собрал хадисы, посвящённые различным сторонам исламского права. Обычно подобные сборники называют также «сунан». Потому труд имама ат-Тирмизи известен как «Сунан» ат-Тирмизи. 5 . « Китаб ас-сунан » имама Ахмада ан-Насаи . Этот сборник считается мусульманами самым авторитетным после сборников аль-Бухари и Муслима. 6 . « Китаб ас-сунан » имама Мухаммада бин Язида, более известного как ибн Маджа . Данный сборник содержит большое количество слабых хадисов, но, несмотря на это, приобрёл большую популярность у верующих. Однако авторитетность и достоверность многих хадисов вызывает немало нареканий и вопросов у мусульманских учёных. Приведём пример хадиса из сборника имама аль-Бухари. Нам рассказал Яхйа ибн Са’ид аль-Ансари, который сказал: Рассказал мне Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тайми о том, что он слышал, как ‘Алькъама ибн Ваккъас аль-Лейси говорил: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, будучи на минбаре сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В начале XIX в. писал исторические труды Михаил Саббаг, внук Ибрахима Саббага, сподвижника шейха Дахира. Помимо составленной им политической биографии галилейского шейха («Тарих Дахир»), Михаилу приписывают авторство начального фрагмента летописи «Тарих хавадис аш-Шам ва Любнан» («История событий в Сирии и Ливане»), подписанной криптонимом «Михаил ад-Димашки». Летопись охватывает период 1782–1841 гг. Считается, что у нее было два автора, причем второй установлен до статочно точно – это Михаил Мшака, известный деятель арабской словесности второй половины XIX в. Однако начальная часть хроники была явно написана очевидцем событий, происходивших до рождения Мшаки. Кто бы ни был этим автором, очевидно, что он принадлежал к униатской общине. Детальное описание светской политической истории Дамаска, деяний местных пашей пару раз прерывается весьма темпераментным рассказом о гонениях на униатов при православном патриархе Данииле и о халебском бунте униатов 1818 г. 2273 Так, например, сообщается, что патриарший диакон, руководивший следствием по делу арестованных в Дамаске униатов, вскоре умер гнусной смертью, а на могиле его люди видели ехидну. 2274 Близкое по жанру к «Тарих хавадис» сочинение – смешанная светская и церковная история событий в Ливане и Сирии 1745–1800 гг. – было написано уроженцем Хомса шувейрским монахом Руфаилом Карамой (1730–1800). 2275 Эту летопись использовали некоторые позднейшие ливанские историки, в частности Ханания аль-Мунайир (1756 – после 1830), которого можно отнести к иной, «монастырской» группе хронистов. Монастырское летописание развивалось прежде всего в ордене Шувейритов. В основу его легли архивы монастыря, записи текущих событий, фиксации которых положил начало в 1730-х гг. Никула ас-Саиг, самый знаменитый из настоятелей обители Мар Юханна. Вслед за ним монастырские анналы вел до 1774 г. Агабиос Кунайир, впоследствии перешедший из монастыря на митрополичью кафедру. Ханания аль-Мунайир обработал все эти записи и составил пространную историю своего ордена «Тарих ар-рахбанийя аль-ханнавийя аль-муляккаба би-ш-шувейрийя» («История монашеской конгрегации св. Иоанна, именуемой Шувейрской»). Повествование было доведено до 1804 г., смерти Ахмада Джаззара, которая казалась современникам событием эпохального масштаба. 2276

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010