Другим источником, казалось бы, подкрепляющим гипотезу о «радикалистском аскетизме» как источнике первоначального сирийского исихазма, обычно называют гомилии «персидского мудреца» Афраата (Фрахата). После публикации трехтомной монографии Артура Выбуса 33 за сочинениями Афраата в научном мире установилась репутация «экстремистских» и не вполне надежных, хотя те, кто решился проверить выводы Выбуса с текстом в руках, были крайне разочарованы, ибо тенденциозность такой трактовки становится очевидной. В своих 26 гомилиях или «показательствах» (сир. tawy), написанных в промежутке между 337 и 345 гг., довольно популярных среди сирийских христиан и весьма рано переведенных на армянский и на геэз под именем Иакова Нисибинского, Афраат, придерживаясь динамической антропологии, настаивал на единстве человека, не выделяя в нем отдельных частей (духа и души). По Афраату, в человеке присутствует (буквально «сокровен, схоронен» (etamar)) «одушевленный дух», который и имеет воскресить человека по Втором Пришествии, до того же Рай закрыт и одухотворенные души находятся во сне, имеющем разрешиться при гласе трубном в последние времена. Афраат выступал ревнителем чистоты христианской жизни и считал даже, что брачное сожительство есть препятствие к «осуществлению» христианина, который должен стремиться к святости (интересно, что в языке ранней сирийской аскетики слово qaddš, святость, обозначало состояние людей, состоящих в браке, но давших обет взаимного воздержания. Он также учил о необходимости сохранения чистоты сердца, которую он именует «истинной молитвой», и о внутренней сердечной молитве, совершаемой тайно. Церковь по Афраату есть сообщество аскетов, и аскетические упражнения обязательны для всех христиан. Строго говоря, никакой гетеродоксии у Афраата не наблюдается, а особенности его аскетики продиктованы спецификой раннего периода развития монашеского движения в Месопотамии и Персии 34 . Другим ранним памятником сирийской исихастской литературы является «Книга степеней» (или ступеней, сир.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Примечательной чертой творений Афраата является весьма значительный удельный вес антииудейской полемики в них: уже тот факт, что из 23 трактатов 9 почти полностью посвящены ей, сам по себе достаточно красноречив 1458 . Замечательно и то, что он, в отличие от многих ранних защитников веры Христовой, был прекрасно знаком с той аргументацией, которую пускали в ход против нее иудеи 1459 . Иногда это объясняется следующим образом: Афраат «получил свое образование под непосредственным влиянием иудейских раввинов, во множестве населявших в то время Персидское государство и имевших большое значение в ходе политических дел страны». Ибо «в Персии от начала христианской веры и почти до 338 года между местными христианами и иудеями существовали мирные отношения, и христианские дети учились в раввинских школах и частию там, а частию после чрез посредство житейских связей с иудеями могли усвоять себе раввинские воззрения. Кроме того, вероятно и то, что иудейские книги с гаггадическим толкованием, писанные на туземно-арамейском наречии, часто попадали в руки христианских ученых и учителей, которые усвояли и распространяли иудейские толкования, так что эти последние ко времени И. Афраата составляли уже общественную собственность всех образованных сирийцев» 1460 . Иногда даже говорится о Персидском Мудреце как о «послушном ученике иудеев» 1461 . Однако подобная точка зрения признается ныне явно искажающей действительность: Афраат не находился под непосредственным влиянием раввинов 1462 , хотя это и не исключает вполне вероятного факта встречи с ними и полемического общения. Признается несомненным, что он был преимущественно и главным образом подлинным «учеником Священного Писания» и, в качестве такового, являлся непримиримым и принципиальным противником всякого рода иудаистских тенденций и течений внутри Церкви 1463 . Важно еще подчеркнуть, что Персидский Мудрец, как и многие сироперсидские христиане его времени, в значительной мере был наследником первохристианской Церкви, и прежде всего святого Апостола Павла, также непримиримого, как известно, борца против всяких стремлений вливать новое вино христианства в истлевшие ветхие мехи старого Израиля. Важнейшие моменты миросозерцания Афраата, в том числе его нравственно-аскетическое учение, восходят к этой традиции «Апостола языков» 1464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

О.Джордж Недангат был убеждён, что во время крещения крещаемые входили в завет – qym с Богом, который состоял в обете безбрачия: «...«сыны Завета» ранней сирийской Церкви верили, что своим обетом безбрачия они устанавливают связь с Богом. Поэтому их qym может быть правильно назван заветом безбрачия» 116 . Из проведённого нами обзора видно, насколько сложным и многогранным было понятие îîyû. Безбрачие, конечно же, выступало важным аспектом аскезы «сынов и дочерей Завета», но оно было лишь элементом «ига Христова». Поэтому нам представляется более правильной позиция о.Роберта Маррея: «Завет состоит из тех, кто дал обет «уединённости» (îîyû)» 117 , состоявший в отказе от брака, целомудрии и ученичестве у Христа и имеющий целью уподобление Ему. Но при этом необходимо отметить, что строго установленных молитвенных формул для принятия такого обета не существовало. Ввиду явного предпочтения Афраатом девства важно определить также его отношение к браку. Приведём основательное мнение А.Лехто, тщательно исследовавшего данный вопрос: «Можно сделать вывод, что даже после достижения определённого понимания контекста, предоставляемого тахвитами, остаётся неясность отношения Афраата к женщинам. С одной стороны, женщины представляют опасность для мужчины-аскета, посвятившего себя Христу. С другой стороны, Мария и другие библейские женщины показывают важность женского пола для истории спасения. И хотя Афраат разделяет такое неясное отношение со многими греческими и латинскими авторами, я пытался доказать, что он представляет более умеренную позицию, чем та, которую обычно можно найти на Западе» 118 . Возвращаясь к вопросу о происхождении идеала девства, рассмотренному в предыдущем параграфе, отметим справедливость воззрений С.Брока, отрицавшего влияние манихейства на всю сирийскую традицию: «Будучи весьма отличными от дуалистического миросозерцания и негативного отношения к телу, эти аскетические идеалы в действительности выражают библейское – и позитивное – отношение к человеческой личности как душе и телу...» 119 . Существенны также соображения оо.Иринея Осэра и Джорджа Недангата, каждое из которых освещает определённый аспект решения проблемы. Но более всего приближается к раскрытию основ учения Афраата, как оно представлено в «Тахвите о сынах Завета», о.Роберт Маррей, который, обращаясь к раннесирийской аскетической традиции, связывал происхождение идеала девства с «подражанием» Иисусу Христу. VI.Зakлючehue

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Епископ Георгий, внимательно изучивший творения Афраата, в письме к священнику и затворнику Иисусу из Инниба между прочим замечает: «Знай друг научения, что Персидский писатель все свои вычисления сделал по книгам иудеев». Эти слова Мар-Георгия приводят нас к третьему источнику миросозерцания Афраата: иудейскому преданию, которое ревностно охранялось в Вавилонских академиях Нагардеи, Суры, Пумпадиты, Пероз-Шабора и Махозе и отсюда проникло в Христианские школы Сиро-Персидской Церкви. Ревностный противник иудейства, направивший против него почти всю вторую серию своих гомилий, Афраат Персидский сам был проникнут до мозга костей учёностью Вавилонских евреев. Последняя определила не только его хронологические вычисления, заключающаяся в XXIII гомилии, не только его мнения по отдельным иногда мелочным вопросам из истории избранного народа, но даже такой важный пункт его миросозерцания, как учение о продолжительности существования этого мира. На почве неправильного понимания слов 89 псалма: «яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний», среди иудеев твёрдо укрепилась и нашла своё отражение в талмуде мысль, что мир будет существовать шесть тысяч лет. Опираясь на авторитет учителей и исходя из тех же слов 89 псалма, Афраат высказывает совершенно тожественную мысль, именно, в 21 гомилии он пишет: «мир как создан в течении шести дней, так и разрушен будет по истечении 6000 лет и затем наступит Суббота Божия в подобие той, которая была после шести дней творения». Догматическое и нравственное учение Афраата 597 Афраат исповедует вечного единого несотворенного Бога и три лица в Нем. Его учение о природе Сына есть отзвук Евангелия от Иоанна и развито в 17-й гомилии. Эта последняя написана против иудеев, которые обвиняли христиан в том, что они почитают простого человека, называют Его Сыном Божиим, забывая изречение Бога: «Аз есмь Бог и нет Бога разве Мене». «Мы, – замечает Афраат, – твёрдо держимся, что Иисус наш Господь Бог есть, Сын Божий, Царь и Сын Царя, Свет от Света, Сын и Советник, Вождь и Жизнь, Спаситель и Пастырь, Врата, Жемчужина и Свеча.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

У Афраата нет концепции рождения Сына в тринитарном аспекте, а только в контексте икономии. Интересно отметить, что персидский мудрец возражает нечестивцам, считающим на основании 1 Кор. 15, 45, что есть два Адама. По мнению Афраата, существует только один Адам, задуманный в мысли Бога прежде всякого творения, а затем рожденный, одушевленный и помещенный в рай. Но единый Адам получает две характеристики: «земной», поскольку он согрешил и изгнан из Эдема, и «небесный», поскольку Он воистину Сын по воле Бога и происходит от Бога. Таким образом, Адам-Мессия может в одно время сидеть одесную Бога и ходить по земле. Христос осуществляет восстановление первоначального порядка через восприятие тела. Мессия является свободным человеком, который соглашается облечься в последствия греха вплоть до смерти . В отличие от Афраата, прп. Ефрем учит о двух Адамах, являющихся коллективными личностями. Церковь также мыслится им как коллективная личность. Однако прп. Ефрем мало говорит о роли Христа как главы восстановленного человечества . Сирийские авторы часто представляют первозданного Адама одновременно мужчиной и женщиной. Иаков Афраат и прп. Ефрем Сирин считают, что половая дифференциация появилась вследствие смертности и будет упразднена в раю. Интересно, что прп. Ефрем полагает, что рай является горой. Эта идея основывается на библейских источниках (Иез. 28, 12-18; Ис. 14, 12-15), межзаветной литературе («Книга Еноха») и восходит к месопотамской мифологии, в которой мир представлялся горой и символизировался зиккуратами . Учение о первочеловеке-андрогине присутствует у Платона , Филона Александрийского  и в «Герметическом корпусе» . «В александрийское богословие проникло и получило дальнейшее развитие гностическое учение о тождестве библейских “кожаных риз” с земным (различным и мужчин и женщин) телом, добавленным к тонкому телу души после грехопадения» . Также согласно свт. Григорию Нисскому, разделение на полы было сделано Богом в предвидении грехопадения для размножения людей .

http://bogoslov.ru/article/6175350

В силу этого богословие Афраата имеет немаловажное значение. Почти то же можно сказать и о его духовных наставлениях. Дело в том, что это первое свидетельство аскетизма у христиан Персии. Наибольшее значение творчество Афраата имеет, однако, для истории, так как Афраат представляет собой первого христианского писателя в державе Сасанидов. В качестве источников Афраат использует лишь Священное Писание , в цитировании которого проявляет большую ученость и глубину понимания. Из Ветхого Завета он привлекает почти все книги, а из Нового чаще всего Евангелия и (Послания) апостола Павла, но не цитирует соборных Посланий и Откровение Иоанна Богослова. Евангелие цитируется по «Диатессарону» Татиана, апостол Павел по старому сирийскому переводу (Vêtus Syriaca), a Ветхий Завет по переводу Пешитты. Помимо Библии Афраат привлекает только аграфы неясного происхождения. До некоторой степени творчество Афраата подверглось влиянию раввинистической культуры и книжности. 1. Троица. Провозглашается в славословии (проповедь 1-я). «Слава и честь да будет Отцу и Сыну и Его живому и Святому Духу из уст всех, кто хвалит Его горе и долу, во веки веков. Аминь». Дух (женского рода!) есть «мать» аскета, и сообщается нам Христом. Дух есть Мудрость, и Он просветил пророков. Нелегко понять, когда речь идет о Духе, как лице Троицы, а когда о безличной благодати. Святой Дух живет в крещеном человеке, а после его смерти возвращается ко Христу, своей «природе» (ср. ниже). 2. Христология. Не зная о Никейском Соборе, Афраат в православном духе учит, что Христос был Богом. Ибо «Он был от начала у Отца Своего» «в царствии Своем» «в вышних», «в доме Отца Своего» (из этого следует, что предложенная ученым Ф. Лоофсом теория «христологии Духа» (Geistchristologie) лишена опоры). Афраат утверждает: «В Тебе (Христос) мы хвалим Самосущее Существо, которое отделило Тебя от Своей сущности и послало нам», где слово " tth (сущность) обозначает высшее существо, не возникшую сущность и является именем Бога. Помимо этого Афраат, указывая на взаимообщение свойств, пишет: «Всевышний, Он смирил Свою славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Взаимоотношения между Христом и îîy имеют для Афраата, как мы видим, много аспектов. Было бы ошибочно ограничить их определённым числом. Конечно, мы рассмотрели лишь основные, но к ним хотелось бы добавить ещё один. Афраат пишет: «Приобщимся к Его мучениям, Чтоб и нам ожить Его воскресением. Понесём на плоти нашей Его знамение, Да избавимся от гнева грядущего» 112 . В данном отрывке автор указывает на необходимость подражания Христу, выражающегося в приобщении к Его страстям и несении Его креста (именно крест имеется в виду под словами «Его знамение»). Это подражание открывает новую, возможно самую важную сторону общения со Христом: человек воскреснет через воскресение Христово. Поэтому можно согласиться с суждением С.Брока: «Облачение Христом îîy и становление самим îîy рассматривалось не просто как внешнее принятие имени, но как коренная переориентация своей жизни, включая «облечение» Христом: для того чтобы приобщиться к Его воскресению, необходимо также участвовать в Его страстях» 113 . Вторая и третья группа значений слова îîyû, то есть внутренняя целостность – целомудрие и особые взаимоотношения между Христом и îîy, очень хорошо представлены Афраатом в следующем месте «Тахвиты о молитве»: «Если человек соберёт свою душу [вариант: себя] во имя Христово, то Он обитает в нём, а во Христе обитает Бог . Поэтому будет тот человек един в трёх: сам он, Христос, обитающий в нём, и Бог, Который во Христе» 114 . Из этой цитаты становится очевидным значение внутренней целостности (вторая группа значений слова îîyû) как условия ближайшей связи Христа – îîy и уединённого – îîy, Учителя и ученика (третья группа значений). Важно отметить взаимосвязь аскетической практики îîyû и понятия «завет» – qym. Как было сказано ранее, qym во времена Афраата составлял аскетическую часть церковной общины, « церковь внутри церкви» 115 , состоявшую из «сынов и дочерей Завета». В чём же заключался этот Завет? Представим основные точки зрения исследователей по данному вопросу, на который «Тахвита о сынах Завета» не даёт прямого ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Так, трансгрессия образов от пророка Илии к его ученику Елисею, от последнего – к Иисусу Христу происходит без какой-либо аллегоризации 173 . Подразумевается только, что Господь как истинный Автор Библии расположил в ней такие события, которые в должном порядке подводят мысль к таинству Воплощения Слова. Равным образом, Он является Автором истории мира вообще, которая отражена в Библии с Божественной объективностью. Исследуя герменевтику Ветхого Завета в Эдесско-Низибисской школе, французский ученый Ф. Вигуру останавливает свое внимание на толковании Афраата, в котором могут быть выделены три самостоятельных этапа 174 . Хорошим примером является интерпретация одного из начальных стихов первой Книги Моисеевой: «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). 1. Ветер носился над водой, согревая ее и давая возможность принять от Бога семена живых существ. 2. Дух Божий незримо совершал таинство созидания жизни в воде. 3. Соединение телесного (вода) и духовного (благодать Святого Духа) в созидании жизни есть прообраз христианского крещения. Таким образом сочетаются реализм и мистика, созерцание доисторического прошлого и «Конца времен» в трудах св. Иакова Персидского Мудреца. Его метод равно удален и от неумеренного александрийского аллегоризма, и от скупого антиохийского скептицизма. Вопросы к семинарским занятиям Что позволяет нам рассматривать Эдесско-Низибисскую школу как ветвь антиохийской традиции? Какое значение придается термину «школа персов»? Укажите на особенности, которые отличают герменевтику св. Иакова Афраата от известных Вам александрийских и антиохийских аналогов. Опишите организацию Эдесской школы. При каких обстоятельствах произошел раскол в Эдесской школе? Темы докладов и творческих работ 1. Возникновение Эдесской школы и ее история. 2. Изучение трудов преп. Иакова Афраата в современной российской сирологии. 3. Устав Низибисской школы как образец школьного устава в Древней Христианской Церкви. 4. Следы аристотелизма в учениях низибисских богословов. 5. Особенности герменевтики священного текста в «тахвитах» преп.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

Взгляд на Евхаристию, принятый Афраатом, может быть далее освещён из странного и фантастического объяснения трёх дней и ночей после смерти, которую Господь предсказал Себе. В речи на Пасху Афраат говорит, что Господь наш дал от Своего Тела и Крови Своим ученикам на Тайной Вечери. Но, заключает он, тот, чьё тело вкушали и чью кровь пили, должен уже считаться среди мёртвых. Три дня и три ночи нужно считать со времени Вечери, и так как Афраат принимает трёхчасовую темноту за целую ночь, а последующее светлое время в Великую Пятницу после полудня за целый день, ему нетрудно набрать требуемое число дней и ночей. Итак, Христос, празднуя со Своими учениками еврейскую пасху, Сам является пасхальным агнцем. Более того, прибавляет Афраат, вот причина, почему Он сохранял молчание перед Пилатом и евреями, ибо не подобает, чтобы мог говорить тот, кто причисляется уже к умершим. Всё это принадлежит к особенностям экзегесиса Афраата. Но для истории Христианского учения имеет значение то, что такая цепь рассуждений необходимо предполагает действительное присутствие Христа в хлебе и вине, которые Он дал Двенадцати на Вечери. Большинство рассуждений Афраата о крещении не поражает особенно. Христианское крещение есть истинное обрезание, оно совершается во имя Трёх Лиц Пресвятые Троицы. Крещение сопоставляется с возрождением, грехи смываются и тело сохраняется на день Суда. В крещении получаем мы Духа Мессии. Ибо в тот же самый час, когда священник призывает Святого Духа, Небеса открываются и Он сходит вниз и осеняет воду, и те, которые крещены, облечены Им. От всех, родившихся телом, Дух далеко, пока они не рождены через воду и чрез это не получили Святого Духа». Согласно древнему обычаю, обряд крещения совершался в Святое Христово Воскресение. Всё это нормально и правильно, почти банально. Вот когда мы переходим к вопросу о том, над кем совершали крещение, мы попадаем в совершенно другой мир. У Афраата крещение не обычная печать каждого верующего, но преимущество оставшихся безбрачными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В то же время ученый отказывается идентифицировать Симеона с одним из предводителей мессалиан, упоминаемым Феодоритом . В настоящей статье мы сосредоточимся на богословии двух ярчайших представителей раннего сирийского христианства – Иакова Афраата и прп. Ефрема Сирина. Поскольку богословие преподобного гораздо лучше исследовано в русскоязычной патристике, мы остановимся лишь на его ранних, менее известных «Гимнах о рае». По мнению Р. Марри, Афраат был знаком с «Дидаскалией», а прп. Ефрем испытал влияние Бардайсана . Афраат (270-345), именуемый в рукописях «персидским мудрецом», вероятно, родился в семье язычников. Имя Афраат является сирийской формой персидского имени Фархад, корень которого означает «проницательный», то есть мудрый. После обращения он стал монахом, а затем настоятелем монастыря Мар Маттай, расположенного на горе близ Ниневии-Мосула. Это место было некоторое время резиденцией епископов. В некоторых рукописях Афраат именуется также «Мар Иаков». Возможно, он принял имя «Иаков» при постриге . Афраат был высокопоставленным клириком, вероятно, даже епископом. Он написал 23 трактата в прозе – проповеди (tahwiata), датируемые 336-345 гг. Гомилии Афраата – «исповедь древнейшего сирийского христианства, еще вовсе не затронутого влиянием эллинизма» . Вследствие тождества имени Иакова Афраата смешивали (например, Геннадий Массилийский) с прп. Иаковом, епископом Низибийским (ум. 338) . Прп. Ефрем Сирин (306-373), родился в г. Нисибине, вероятно, в семье отца-язычника и матери-христианки. В зрелом возрасте он был наставлен в христианской вере и принял крещение. Стремясь к отшельнической жизни, он пребывал некоторое время в различных скитах и был связан с местным епископом прп. Иаковом Низибийским и его преемниками. Он был рукоположен в диакона и учил в г. Нисибине в огласительной школе. После взятия города персами в 363 г., он стал преподавать в училище г. Эдессы. Там святой продолжил свой подвиг наставления и благовествования до самой смерти, которая постигла его в результате эпидемии чумы.

http://bogoslov.ru/article/6175350

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010