М.В. Шкаровский Элладская Православная Церковь в 1917–1940-х гг Одна из важнейших Православных Поместных Церквей – Элладская была провозглашена автокефальной вскоре после создания независимого греческого государства – в августе 1833 г. Легализация этой автокефалии произошла согласно томосу Константинопольского Патриарха, обнародованному 29 июня 1850 г. С этого времени Афинский митрополит являлся пожизненным председателем Священного Синода. В 1852 г. данные изменения признало греческое государство: был издан закон «О епархиях, епископах и подчиненном им духовенстве», разделивший страну на 24 епархии: одну митрополию – Афинскую, 10 архиепископий и 13 епископий. В 1899–1900 гг. в Греции количество епархий было увеличено до 32, и по-прежнему только один Афинский архиерей сохранил статус митрополита 327 . В завершающий период Первой мировой войны Элладская Православная Церковь официально имела 37 епархий в так называемых «старых землях»: одну митрополию – Афинскую, 17 архиепископий и 19 епископий. Элладская Церковь была государственной Церковью, представлявшей свыше 90 % четырехмиллионного населения Греции. Из-за децентрализованной административной структуры и традиционной практики автономии в Элладской Церкви на местном, региональном и национальном уровне важную руководящую роль играли не только Афинский митрополит, но и являвшиеся членами Священного Синода другие архиереи. В 1902–1917 гг. Афинскую кафедру занимал митрополит Феоклит (Феоклитос) I (Минопулос). Хотя он почти не обладал административной или духовной властью вне пределов своей епархии, его пост имел важное значение для контактов с руководителями греческого государства. Со стороны государства Церковь контролировал особый Департамент по делам религии. Однако на развитие церковной жизни в это время сильное влияние оказывала сложная политическая ситуация, в которой оказалась страна. 10 июня 1917 г. ввиду нежелания зятя бывшего немецкого канцлера Бисмарка греческого короля Константина нарушать нейтралитет и переходить на сторону Антанты, верховный комиссар держав Жоннар после совещания в Салониках с бывшим премьер-министром Греции Элефтериосом (Елевферием) Венизелосом (1864–1936) и командующим союзными войсками генералом Саррайлем потребовал в 24 часа отречения короля Константина от престола. 12 июня Константин под давлением Антанты отрекся от престола в пользу своего младшего сына Александра и вскоре уехал в Швейцарию 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афинские архиепископы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Денис Туранский Афинские архиепископы После Первой мировой войны в Греции началось движение, направленное на освобождение Православной Церкви от государственной опеки, под которой она находилась почти сто лет. В декабре 1923 года проходит Собор Греческой Православной Церкви, издавший основной закон Автокефальной Церкви Эллады, согласно которому изменялось все ее устройство. Церковь с этих пор возглавляет Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа. Со времени издания Основного закона Элладскую Православную Церковь возглавлял ряд выдающихся Афинских Архиепископов, о которых мы вкратце и расскажем ниже. После Первой мировой войны в Греции началось движение, направленное на освобождение Православной Церкви от государственной опеки, под которой она находилась почти сто лет. В декабре 1923 года проходит Собор Греческой Православной Церкви, издавший основной закон Автокефальной Церкви Эллады, согласно которому изменялось все ее устройство. Церковь с этих пор возглавляет Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа. Со времени издания Основного закона Элладскую Православную Церковь возглавлял ряд выдающихся Афинских Архиепископов, о которых мы вкратце и расскажем ниже. Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом I (Пападопулос) (1923-1938) Он занимает видное место в греческом богословии. Получил высшее богословское образование на Афин-ском Богословском факультете, а также в Киевской и Петроградской Духовных Академиях. Прежде восшествия на Афинскую кафедру был профессором церковной истории на Богословском факультете Афинского университета. Написал ряд ценных церковно-историче-ских трудов: «История Иерусалимской Церкви» (1910), «История Греческой Церкви» (Афины, 1920), «История Александрийской Церкви» (Александрия, 1935). Писал также о Церквах: Антиохийской. Русской, Сербской и Румынской. При нем в декабре 1923 года был издан Основной закон Автокефальной Элладской Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Элладская Православная Церковь: Архиепископ Иероним предлагает реформировать управление. 15 октября, 2009. Редакция " Правмира " Не успела Элладская Православная Церковь прийти в себя после недавнего нагоняя и отставки полусотни афинских клириков, как Архиепископ Иероним выступил с новым громким заявлением. Отметив, что греческое общество все больше отступается от истинного Предания, архипастырь предложил внести изменения в систему нынешнего управления Церковью Не успела Элладская Православная Церковь прийти в себя после недавнего нагоняя и отставки полусотни афинских клириков, как Архиепископ Иероним выступил с новым громким заявлением. Отметив, что греческое общество все больше отступается от истинного Предания, архипастырь предложил внести изменения в систему нынешнего управления Церковью, сообщает Седмица.Ru , цитируя сообщение с « Greek.ru «. В частности, Предстоятель Элладской Церкви заявил: «Весьма заметно уже и в нашей стране старание и стремление определенных кругов отвратить греческое общество от Христа, сделать чуждым для него отеческое Предание. Наши противники уже не во вне и не далече от нас. Они — внутри наших стен. Поэтому первостепенной задачей становится повторная евангелизация нашего народа. Было бы несправедливо утверждать, что в этой области ничего не делается. Однако необходимо делать большее и с большей методичностью». Затем Архиепископ обратился к теме избрания архиереев, сообщив, что этот вопрос его волновал еще в те годы, когда он возглавлял Фиванскую митрополию. «Состояние дел в Церкви, — сказал он, — показало, что мы должны пересмотреть способ организации и управления церковными вопросами, обязательно с ориентацией на священные каноны, Предание, наш опыт и действующие положения «без чуждого вмешательства». Настало время крайне внимательно изучить возможность оптимизации процедуры избрания архиереев». Кроме того, Архиепископом была поднята проблема эксгумации мертвых по истечении срока аренды могилы на кладбище как поступка, не соответствующего христианскому духу. Как известно, в Греции из-за недостатка места, пригодного для захоронений — особенно в больших городах — в случае непродления родственниками 5-летней аренды, мертвых эксгумируют и сжигают, а их прах развеивают; на освободившемся же месте хоронят новопреставленного «арендатора».

http://pravmir.ru/elladskaya-pravoslavna...

Закрыть itemscope itemtype="" > Элладе дан шанс одуматься Русская Церковь прекратит поминовение имени Архиепископа Афинского и всей Эллады, если он признает украинских раскольников 17.10.2019 1443 Время на чтение 12 минут Сегодня на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинс кому церковному вопросу (журнал 125), сообщает Патриархия.ru. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2019 года, в частности, с коммюнике Собора и c докладом Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима «Автокефалия Церкви Украины», в котором предлагается «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики», отмечается в заявлении. «Поскольку возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране. Ранее Константинопольский Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял о признании митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви в Украине (последнее такое заявление было сделано им во всеуслышание на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей в январе 2016 года)», - сказано в заявлении. Однако, говорится в документе далее, в конце 2018 года Патриарх Варфоломей изменил своим прежним заявлениям и, не имея на то канонических полномочий, «восстановил в сане» без покаяния и отречения от раскола тех, кто был из него извержен, предан анафеме или же никогда не имел ни канонической хиротонии, ни даже формального апостольского преемства. Главой новосозданной структуры стал человек, получивший свое «рукоположение» от изверженного из сана и отлученного от Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета. Последний был также «восстановлен» в «архиерейском достоинстве» Константинопольским Патриархом, но вскоре после этого покинул новоучрежденную «церковь» и заявил о восстановлении своего прежнего раскольнического сообщества, которое он именует «Киевским патриархатом», пишут авторы заявления.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/17/el...

Заявление Священного Кинота святой горы Афон по поводу встреч православных первоиерархов с папой Римским Бенедиктом XVI Недавний визит Папы Бенедикта XVI к Вселенскому Патриарху по случаю празднования памяти апостола Андрея Первозванного (30 ноября 2006 г.) и последовавший визит Блаженнейшего Архиепископа Афинского Христодула в Ватикан (14 декабря 2006 г.) дали почву для различных впечатлений, оценок и реакций. Оставляя в стороне позитивные и негативные оценки светской прессы, обратим внимание на предметы, относящиеся к спасению, ибо ради него мы и оставили мир и поселились в уединении Святой Горы. Мы, монахи-святогорцы, чтим Вселенский Патриархат, в канонической юрисдикции которого пребываем. Мы с уважительным почтением относимся к Всесвятейшему Патриарху Варфоломею и радуемся его достижениям и трудам на благо Церкви, содеянным ради любви к Богу. Особо мы помним, как среди многообразных затруднений он твердо и неустанно защищает Вселенский Патриархат и находящиеся в затруднениях Поместные Православные Церкви, как печется о том, что бы голос Православной Церкви звучал по всему миру. Мы также чтим и святейшую Элладскую Церковь, воспитавшую большинство из нас, и уважаем ее Блаженнейшего Предстоятеля. Однако, события вокруг недавних визитов Папы на Фанар и Высокопреосвященнейшего Архиепископа Афинского в Ватикан наполняют наши сердца печалью. Всю свою жизнь мы посвятили борьбе за сохранение святоотеческого наследия, вверенного нам святыми ктиторами наших священных обителей и блаженнопочившими отцами, нашими предшественниками. Мы употребляем все возможные силы, чтобы жить в тайне Церкви и неповрежденном Православии веры, в каковом мы ежедневно наставляемся посредством богослужения, чтения священных книг и исследования наставлений святых отцов, изложенных в их писаниях и в решениях Вселенских Соборов. Мы бережем свое догматическое сознание как зеницу ока и укрепляем его, предаваясь богоугодному деланию и прилежно изучая подвиги святых исповедников, посрамивших бесчисленные ереси, особенно иже во святых отца нашего Григория Паламы, святых мучеников горы Афонской и мученика Космы Первого, коего святые мощи мы со всяким благоговением чтим и коего память непрестанно совершаем. Мы опасаемся молчать, когда дело касается наследия, оставленного нам отцами. Мы ощущаем особый долг в отношении благоговейнейших отцов и братий святогорского братства, а также всего благочестивого народа церковного, видящего в афонском монашестве неусыпного стража Священного Предания.

http://pravoslavie.ru/5694.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie /30.04.2007/Переписка по некоторым вопросам, касающимся Святой горы Афон Священный Кинот Святой Горы Афон обратился к Святейшему Патриарху Алексию В связи с состоявшимися встречами Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула с Папой Римским Бенедиктом XVI Священный Кинот Святой Афонской Горы опубликовал соответствующее заявление. А вскоре после этого на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия поступило письмо, в котором говорится: «Настоящим почтительно направляем прилагаемое Заявление нашего Священного Святогорского Кинота за Ф. 2/7/2310 от 17/30 декабря 2006 года для Вашего и Вашей Святейшей Церкви сведения. При сем, испрашивая богоугодных молитв и благословения Вашего Святейшества и Ваших святых архиереев, целуем Вашу святую десницу и с глубоким уважением, праздничными приветствиями и благопожеланиями пребываем. Представители и настоятели двадцати священных монастырей Святой Горы Афон». Ниже приводится полный текст Заявления. «Недавний визит Папы Бенедикта XVI к Вселенскому Патриарху по случаю празднования памяти апостола Андрея Первозванного (30 ноября 2006 г.) и последовавший за тем визит Блаженнейшего Архиепископа Афинского Христодула в Ватикан (14 декабря 2006 г.) вызвали различные впечатления, оценки и реакции. Опуская позитивные и негативные оценки светской прессы, обратим внимание то, что относится к нашему спасению, ради которого мы вышли из мира и поселились в уединении Святой Горы. Мы, святогорские монахи, чтим Вселенский Патриархат, в канонической юрисдикции которого пребываем. Мы с почтительным уважением относимся к нашему Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею и радуемся его достижениям и трудам на благо Церкви, содеянным ради любви к Богу. Упомянем, в частности, как среди неблагоприятных условий он твердо и неустанно отстаивает неотъемлемые права Вселенского Патриархата, поддерживает пребывающие в затруднениях Поместные Православные Церкви и как заботится о том, чтобы голос Православной Церкви звучал по всему миру. Мы также чтим и Святейшую Элладскую Церковь, воспитавшую большинство из нас, и уважаем ее Блаженнейшего Предстоятеля.

http://mospat.ru/archive/86395-30-04-200...

Руська Православна Церква сайт Московського новини наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко   29 грудня 2008 р. 17:30 «Постижение России, или Открытый урок гражданственности». Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла журналу «Фома» (журнал «Фома», январь 2009) [Ihmepb " ю] Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды. 17 грудня 2008 р. 10:19 Протоиерей Владимир Воробьев: Господь руками Патриарха Алексия восстановил нашу Церковь в ее величии [Ihmepb " ю] О Святейшем Патриархе Алексии, о его участии в жизни Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вспоминает ректор вуза — протоиерей Владимир Воробьев. 16 грудня 2008 р. 14:49 Митрополит Климент: «Патриаршество — это ядро, объединяющее всю Церковь» [Ihmepb " ю] Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент поделился воспоминаниями о почившем Предстоятеле Русской Православной Церкви с обозревателем газеты «Известия» Борисом Клином. 1 грудня 2008 р. 13:20 Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним: «Мне опротивела пошлость лжепатриотизма» [Ihmepb " ю] Впервые после своих выборов Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним в интервью, данном газете «Kyriakatiki Eleytherotypia», высказывается по широкому кругу проблем современной церковной жизни. Портал Богослов.Ru опубликовал полный перевод интервью Предстоятеля Элладской Церкви. 24 листопада 2008 р. 20:21 «Своим присутствием перерождать находящегося рядом человека». Интервью с епископом Гатчинским Амвросием. [Ihmepb " ю] В субботу 25 октября в стенах Санкт-Петербургской духовной академии встретили нового ректора — епископа Гатчинского Амвросия, в прошлом благочинного, проректора пастырских курсов и регента хора московского Сретенского монастыря, а затем — епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии, а в последние годы — викария Московской епархии, одного из помощников Святейшего Патриарха Алексия.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подчинение Автономной Православной Церкви в Эстонии юрисдикции Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. на Константинопольский патриарший престол был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис), сторонник антитурецкого политического курса премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса. Патриарх Мелетий IV прибыл в оккупированный в то время войсками Антанты Стамбул на корабле под византийским желтым флагом с черным орлом. Высокая Порта решительно опротестовала это избрание. Патриарх Мелетий IV занимал Константинопольскую кафедру около двух лет (до 20 сентября 1923 г.). Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной Поместной Православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Став Патриархом Константинопольским, Мелетий IV в декабре 1921 г. на конференции православных епископов Америки заявил о праве Константинопольского Патриарха на юрисдикцию над всей православной диаспорой, в том числе и над Алеутской и Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном (Рождественским). Вольно или невольно, но наибольший ущерб внешняя деятельность Святейшего Патриарха Мелетия IV причинила Русской Православной Церкви. 1 марта 1922 г. по инициативе своего председателя Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в пределах которых пребывают Поместные Православные Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу РИА Новости / Патриархия.ру В кафедральном соборе греческой столицы в четверг утром прошло отпевание Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. На службу в собор собралось политическое руководство Греции, включая президента Каролоса Папульяса, премьер-министра Костаса Караманлиса, лидеров политических партий. На погребение иерарха приехали предстоятели нескольких Поместных и автономных Православных Церквей, в том числе Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Димитрий, архиепископ Критский Ириней. На отпевании присутствовали посланники Ватикана, Англиканской Церкви, Армянской Апостольской Церкви, представители мусульманской общины Греции и Всемирного совета церквей. Русскую Православную Церковь представлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Чин отпевания совершил Константинопольский Патриарх Варфоломей. Службу пропели византийскими напевами клирики Константинопольской и Элладской Церквей. История взаимоотношений покойного Архиепископа Христодула и Патриарха Варфоломея была исключительно непростой, отмечает греческая пресса. Они познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений Христодула и Варфоломея связывала дружба. Трения начались после того, как епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской Церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли точки открытого противостояния. Поводом послужило избрание Синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский Патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась самостоятельность Элладской Церкви. Отношения между двумя Церквями оказались на грани разрыва, однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский Патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с Архиепископом Христодулом.

http://pravmir.ru/greciya-prostilas-s-ar...

Блаженнейший Архиепископ Иероним положил начало изменениям в жизни Элладской Православной Церкви Афины, 18 марта 2008 г. Скромная жизнь, богословский, а не политический язык, отказ от личной охраны на время совершения литургии, сближение с левыми, установление контактов с Фанаром, диалог в спокойном тоне с деятелями культуры…  Взгляды Архиепископа завоевали поддержку большей части политиков  В начале было слово... И слово у руководства Элладской Церкви изменилось. Из политического оно стало богословским. Речь идет о первой крупной отмене того, что было действительностью для центрального руководства Церкви в последнее десятилетие, а за ней последуют и другие. Открытые шаги навстречу деятелем культуры, с некоторыми из которых в последнее десятилетие церковное священноначалие находилось в конфликте, закрытие бреши, образовавшейся в отношениях между Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью, умеренный тон и сближение с центристскими и левыми партиями - вот лишь несколько примеров тех изменений, которые желает произвести Архиепископ Иероним II в новую для Элладской Церкви эпоху.  Месяц спустя после выборов Архиепископ пытается установить новый порядок вещей, показывая для начала умеренность «своей жизни», как это охарактеризовал сам Предстоятель, избегая дорогих автомобилей, расшитых золотом облачений, драгоценных панагий, крестов и запонок. «Я живу просто, и хочу, чтобы и вы заняли такую же позицию», - заявил Блаженнейший Иероним, обращаясь к пятистам священникам, служащим в Афинской Архиепископии, с которыми он встречался недавно в Афинском кафедральном соборе.  «Мы не политики, а люди Церкви. Мы являемся по благодати и по долгу носителями и выразителями пророческого дара священства. А это означает, что Церковь обязана высказывать свое мнение, не ставя под сомнения институты или вмешиваясь в политическое и межпартийное противостояние, но выражать свою обеспокоенность тогда, когда она ощущает, что в результате нравственного падения создается угроза для будущего народа Божия, когда пренебрегают его существенными жизненными потребностями», - подчеркнул Блаженнейший Иероним в присутствие политического руководства страны месяц назад, во время интронизации на Архиепископский Престол. И, как отмечают клирики из его окружения, он воплотил на практике свои взгляды в двух случаях: во-первых, открыто выразив свою позицию в отношении вопроса о Скопье (о том, как должна официально называться соседняя республика Македония, чтобы удовлетворить греческое общественное мнение. В названии «Македония» заложена скрытая угроза территориальной целостности Греции, как считает ряд государственных, общественных и церковных деятелей страны - прим. пер.), при этом четко дистанцируясь от взглядов митрополита Фессалоникийского Анфима, добивавшегося организации демонстраций.  

http://pravoslavie.ru/26106.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010