профессор Борис Александрович Нелюбов (15.10.1930) Древние восточные церкви Переводы Учебные пособия профессор Борис Александрович Нелюбов Историк, исследователь православных и нехалкидонских церквей, переводчик с греческого языка, преподаватель (с 1961 года) и заслуженный профессор Московской духовной академии (2004). Биография Родился 15 ноября 1930 года в городе Перово Московской области в семье служащего. Окончив среднюю школу в Москве, в 1950 году поступил в Московскую духовную семинарию, но вынужденно прервал учёбу, так как был призван в армию. После демобилизации вновь поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1957 году, после чего поступил в Московскую духовную академию. Кандидатское сочинение написал по кафедре греческого языка на тему «Перевод греческого служебника Афинского Издания в его параллели со славянским текстом». В 1961 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. Советом Московских духовных академии и семинарии он был оставлен при академии профессорским стипендиатом с правом преподавания греческого языка на курсе академии. Стипендиатский отчет заключался в переводе с греческого языка труда профессора Афинского университета Панайотиса Tpeмбeлaca[el] «Три литургии». В том же году начал преподавать в МДА греческий язык. В 1962 году был приглашен на работу в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в качестве референта, а с 1966 года в качестве переводчика с греческого языка. В 1964 году удостоен звания доцента. В 1974 году ему присуждена учёная степень магистра богословия за магистерскую работу на тему: «Древние восточные Церкви». Ректор МДА архиепископ Владимир (Сабодан) отметил «важность этой работы доцента Б. А. Нелюбова, особенно в наш век экуменизма. Если мы интересуемся историей, вероучением, деятельностью протестантских Церквей… тем больший интерес привлекает нас к Древним Восточным Церквам, потому что во многом у нас с ними общее вероучение, общие цели и задачи» В том же году утверждён в звании профессора. В 1976 году назначен председателем Исторической комиссии (аналог кафедры церковной истории, которая появилась в МДА в 2004 году). Участник прошедшего с 15 по 23 февраля 1986 года заседания Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора в Шамбези. Участник прошедшего с 28 октября по 6 ноября того же года Третьего предсоборного совещания. 12 октября 1987 года принял участие в работе VII пленарного заседания Смешанной комиссии по православно-старокатолическому диалогу. В октябре 2004 года за многолетние труды, понесённые в МДА, ему присвоено почётное звание заслуженного профессора МДА. В 2019 году вошёл в состав редакционной коллегии созданного тогда же журнала «Церковный историк», посвящённый проблемам истории Церкви, русской церковной истории, истории Поместных церквей и гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Архиепископ Иероним посетил остров Самос, где находятся тысячи беженцев 23 ноября, 2015. Новостная служба Ситуация на этом пограничном греческом острове близка к гуманитарной катастрофе 23 ноября. ПРАВМИР. Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним посетил остров Самос, где находятся тысячи беженцев. Ситуация на этом пограничном греческом острове сегодня близка к гуманитарной катастрофе. Беженцы — по большей части это курды и сирийцы- все продолжают прибывать на греческие острова.  Постоянно происходят все новые и новые трагедии — так, в ноябре в Эгейском море возле Самоса утонули 11 человек, в том числе женщины и дети. Тем не менее, каждый день на Самос через Турцию прибывают все новые группы беженцев. Власти острова пытаются обеспечить их едой и дать крышу над головой до отправки в Афины, где им предстоит процедура подачи заявлений на предоставление политического убежища. Но финансы властей острова крайне ограничены, беженцев слишком много. В поездке предстоятеля Греческой Православной Церкви сопровождали митрополит Самосский Евсевий и директор благотворительной организации «Миссия» при Афинской архиепископии Костис Димцас. Архиепископ Иероним посетил культурный центр, где митрополит Самосский Евсевий дал владыке подробный отчет о благотворительной деятельности Самосской митрополии. Позже архиепископ посетил центр приема беженцев. «То, что все эти люди сегодня здесь, то, что все они в статусе беженцев – это результат наших собственных действий, действий т.н. «западного мира». Это мы, мы сами своими действиями заставили их бежать с родины. И вместо того, чтобы только лишь плакать о детях-беженцах, которых каждый день находят мертвыми на наших берегах, нам нужно сделать все, чтобы эти дети оставались со своими родителями дома», — передает слова архиепископа Иеронима информационное агентство «Ромфея» . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-ieronim-po...

Высказываясь по поводу строительства и функционирования мечети в Афинах, Архиепископ Иероним проявил сдержанность. Подчеркнув право каждого иметь место культа для своих религиозных нужд, он подчеркнул, однако, что важно, кто будет управлять мечетью. Предстоятель Элладской Церкви подчеркнул, что место молитвы не должно стать «местом пропаганды и фундаментализма». Отвечая на вопрос по поводу своих хороших отношений с премьер-министром Алексисом Ципрасом, несмотря на все имеющиеся разногласия, которые должны из разделять, Архиепископ Иероним ответил, что Ципрас «удостоил его знакомством» прежде, чем стал премьер-министром Греции, и добавил, что он может легко говорить с ним. Предстоятель Элладской Православной Церкви добавил, что соглашение между политическими партиями и Церковью было необходимо, так как их общей целью является помощь гражданам страны. Что касается вопроса о кремации покойников и строительства крематория в Афинах, Архиепископ заявил, что право каждого — выбирать кремацию, если он выступает против Православной веры. Но в таком случае урны с пеплом не должны быть помещаемы внутри православных церковных кладбищ. Уклоняясь от комментариев по поводу резких высказываний ряда греческих архиереев по поводу законопроекта о гомосексуальных союзах, рассматриваемого правительством Греции, Архиепископ Иероним воскликнул: «Такой вопрос, который является частным выбором некоторых, разве должен войти в семейное право? Должно ли подобное пройти обсуждение в парламенте и стать законом государства?» Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/news/o-zlobodnevnykh-...

Майнская и Кариопольская епископии продолжали существовать на протяжении османского периода, а в XVIII в. число епископий увеличилось до 8, что отражает расцвет п-ова Мани. В нач. XIX в. наметилась тенденция укрупнения и слияния епархий (напр., Никлийская епископия была присоединена к Майнской), особенно после провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви (1833). В 1833 г. Майнская епископия была преобразована в Гифийскую, Кариопольская - в Итилскую, Лагийская - в Асинскую, Зарнатская и Андрувистская объединены в Кардамильскую епископию, Милейская (Мильская) и Плацийская составили Зигскую епископию. К Лакедемонской епископии были присоединены Кардамильская (в 1834), Итилская (в 1841), Зигская (в 1841), Гифийская (в 1842), Асинская (в 1852) епископии. В 1852 г. на территории нома Лакония были образованы Монемвасийская и Спартанская архиепископия, Гифийская епископия и Итилская епископия (последние 2 объединились в 1900 - см. в ст. Гифийская и Итилская митрополия ). Церковная архитектура византийского периода На территории М. обнаружены ок. 1800 церковных памятников визант. и поствизант. периодов, многочисленные светские здания периода до Греческого восстания 1821-1829 гг., руины доисторического и античного времени. Архитектурным феноменом М. является уникальная для Пелопоннеса концентрация визант. церковной архитектуры. Храмы типа вписанного креста, к-рые по форме и способам строительства относят к т. н. элладской школе, сосуществуют с маленькими однонефными сводчатыми церквами без внешнего декора, но расписанными внутри. М. дает ученым возможность на примере комплекса памятников проследить эволюции строительной практики и живописных стилей, исследовать связи с соседними областями, распознавать артели мастеров. Первыми исследованиями, посвященными визант. памятникам М., были статьи Р. Тракуэйра и А. Миго в ж. «Ежегодник Британской школы в Афинах» за 1908-1909 и 1932-1933 гг. Известность памятники М. получили в результате систематических описаний и публикаций в ж. «Протоколы Афинского археологического общества» проф. Н. Драндакиса и группы его сотрудников в 70-80-х гг. XX в. Исследования Драндакиса посвящены живописному и скульптурному украшению храмов М., наиболее полно и обобщенно эти темы освещены в 2 его монографиях. Изучение храмов М. было продолжено сотрудниками Драндакиса и профессорами Афинского национального ун-та Н. Гиолесом, Е. Делиянни-Дори, С. Калописи-Верти, В. Кепедзи, Х. Константиниди и М. Панайотиди.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Новый генеральный секретарь Министерства религиозного образования Греции Георгий Калацис встретился с Архиепископом Иеронимом 22 июля, 2011. Редакция " Правмира " 21 июля 2011 года прошло первое совещание Архиепископа Афинского Иеронима с новым генеральным секретарем Министерства религиозного образования Георгием Калацисом. 22 июля. ПРАВМИР. 21 июля 2011 года прошло первое совещание Архиепископа Афинского Иеронима с новым генеральным секретарем Министерства религиозного образования Георгием Калацисом. В 11 утра Георгий Калацис в сопровождении генерального директора Антигонии Фаранкулитаки и религиозного и юридического советника Стивена Вазаки посетил дворец Архиепископа, где вел с Предстоятелем Элладской Церкви беседу о различных общих вопросах, которые непосредственно касаются Церкви и государства. В конце встречи архиепископ сказал, что многие вопросы были обсуждены очень подробно, и все они связаны с практической и каждодневной жизнью нашей Церкви. Также Предстоятель отметил, что все эти вопросы вновь будут обсуждаться в ближайшее время. Генеральный секретарь религиозного образования, в свою очередь, сказал, что беседы с архиепископом для него всегда являлись источником надежды и радости. И это был первый официальный визит после его вступления в новую должность. Встреча с Архиепископом показала, что есть основание надеяться на плодотворное решение насущных проблем в это непростое для государства и Церкви время. Также Георгий Калацис отметил, что беседа велась в духе взаимопонимания и сотрудничества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/novyj-generalnyj-sekre...

—163— Исследование г. Богаевского должно заключать в себе, по плану автора, вступительную часть, посвящённую основным чертам религиозного сознания афинского земледельца, и основную часть, трактующую о земледельческом божестве и его культе. Эта главная часть труда распадается на 4 отдела: 1) земное и почвенное божество, 2) небесные земледельцы, 3) божество земной и почвенной влаги и 4) божества и культы земледельческого года. Вышедший в свет I том содержит в себе вступительную главу и первый отдел основной части. Автор прежде всего набрасывает общую характеристику религиозного мышления афинского крестьянина, ярко подчёркивая живое отношение последнего к возделываемой матери-земле и, вообще, к окружающей природе. В ней он видел слияние потоков жизни божественной и человече- —164— ской. Он то создавал себе волшебные образы сил и стихий природы, то пытался воздействовать на нах путём чар и колдовства. Переходя к главной части своего труда, Б.Л. Богаевский начинает с земледельческого Олимпа Аттики. При этом он различает три класса богов: 1) эпихтонические божества (связанные с зеленеющей поверхностью земли), 2) хтонические божества (действующие в почве, питающей зерно) и 3) катахтонические божества (господствующие в подземном царстве). Гея рисовалась афинскому земледельцу хтонической богиней, напротив, Деметра, как божество эпихтоническое, была первоначально матерью ячменного (впоследствии – вообще хлебного) поля в период его зрелости; в дальнейшем своём развитии Деметра превратилась в божество земледельческого хозяйства, брачной жизни. Кора и Персефона были первоначально двумя самостоятельными богинями, причём первая из них имела близкое отношение к посевам, вторая же носила отпечаток катахтонической богини. Плутон, как и Кора, был божеством изобилия злаков; Триптолем – земледельческий герой, заведовавший молотьбой зерна; Эрихтоний – ребёнок-колос, пробивающийся на поверхность земли; Кекропс – божество жатвы, Эрехфей – гений вспашки паровой земли, Агравла – воплощение поля в бороздах; Дисавл, мужская форма Агравлы, – герой обратной или поперечной борозды; Баубо – олицетворение отдельной борозды, вынашивающей зерно, наконец, Лакий – герой расселин в земле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В послевоенный период отношения КПЦ и ВСЦ складывались непросто. В авг. 1948 г. КПЦ направила для участия в 1-й Ассамблее ВСЦ в Амстердаме своего представителя профессора канонического права богословского фак-та Афинского ун-та Г. С. Аливизатоса , который и впосл. неоднократно представлял интересы КПЦ в структурах ВСЦ. Добиваясь обсуждения кипрской проблемы в ООН, архиеп. Макарий также рассчитывал на авторитет ВСЦ. После разрушительного землетрясения 10 сент. 1953 г. Отдел межцерковной взаимопомощи ВСЦ составил программу восстановления храмов в наиболее пострадавшей Пафосской епархии. В авг. 1954 г. пленум Центрального комитета ВСЦ в Чикаго проголосовал за резолюцию, признававшую за кипрским народом право на самоопределение. В февр. 1955 г. Кипр посетили председатель и директор Комиссии по международным связям ВСЦ К. Грабб и Ф. Ноулд. После встреч с архиеп. Макарием III, религиозным лидером турок-киприотов и британскими политическими деятелями они сделали заявление, в котором призвали учитывать также права турок-киприотов, в связи с чем Свящ. Синод КПЦ выразил протест ВСЦ. В беседах с журналистами Грабб и Ноулд выразили сомнения в готовности кипрского народа к независимости и в рациональности энозиса как способа решения кипрской проблемы. Эти заявления вызвали негативную реакцию Кипрской и Элладской Церквей. В 1956 г. призывы правосл. Церквей к ВСЦ осудить ссылку архиеп. Макария III и потребовать его возвращения на Кипр столкнулись с противодействием Британского Совета Церквей, обвинявшего архиепископа в покровительстве терроризму и недозволительной для его сана политической деятельности, в результате чего ВСЦ так и не сделал офиц. заявления по этому поводу, хотя кипрская проблема была затронута в резолюции исполнительного комитета Комиссии по международным связям (28 июля - 5 авг. 1956, Гайятетё, Венгрия), где говорилось, что Великобритания должна официально признать право кипрского народа на самоопределение, а киприоты должны согласиться на переходный период перед провозглашением независимости. Резолюция, принятая в авг. 1958 г. Исполнительным комитетом Комиссии по международным связям ВСЦ (Нюборг, Дания), помимо положения о праве на самоопределение Кипра через переходный период, отмеченного в резолюции 1956 г., содержала критику плана Макмиллана. Кроме того, было высказано настойчивое пожелание, чтобы брит. власти позволили архиеп. Макарию вернуться на Кипр. Последовавшее вслед за этим заседание Центрального комитета ВСЦ решило по просьбе архиеп. Афинского Феоклита II направить на Кипр делегацию для изучения ситуации, в к-рой находится КПЦ. Посетившие Кипр в янв.-февр. 1959 г. Йон Улоф Кулльберг, еп. Вестероса (Швеция), и директор Экуменического ин-та Боссе Х. Г. Вольф пришли к заключению о необходимости возвращения на остров архиеп. Макария для политического решения кипрской проблемы. Тем не менее в докладе они отметили «рост национализма среди греков-киприотов, подогреваемого представителями КПЦ» (Ibid. Σ. 172-173).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Но любопытный юноша, не удовлетворившись уроками Кесарии, отправился в столицу Империи, Константинополь, слушать там лучших наставников в философии и красноречии, и здесь-то, вероятно, учился он у знаменитого софиста того времени, Ливания 18 . А для довершения своего образования Василий решился ехать в Афины. Ему так же, как и другу его Григорию, хотелось усвоить себе все лучшее, что можно узнать в тогдашних училищах. С великими ожиданиями прибыл сюда Василий: что же нашел здесь? Правда, его встретили здесь с уважением; товарищи его по прежним училищам, особенно Григорий, уже предрасположили общее внимание в его пользу своими отзывами о необыкновенной силе его красноречия. Григорий избавил его от унизительных обрядов, с какими буйные юноши принимали нововступающих в их товарищество. Григорий защитил его от нападений зависти, когда оскорбленные отличным мнением о Василии, пришельцы Армении нарочно ввели его в такой спор, в котором надеялись одержать над ним верх; и через то приобрел себе навсегда друга в Василии. Справедливо и то, что Афины, отечество Платона и Демосфена, славились тогда образованием и лучшими наставниками пред всеми прочими городами и отовсюду привлекали к себе толпы любознательных юношей; софисты Афинские делили между собою народы Империи, как повелители в искусстве слова 19 . При всем том мы знаем, что Василий с первого раза был недоволен Афинами. В самом деле, он много встречал огорчительного не только для сердца, глубоко убежденного в достоинстве Христианства, но и для ума, искавшего одной истины. Афины, как во время Апостола Павла, так и тогда еще более прочих городов Греции были привязаны к своим древним богам. Город наполнен идолами; в училищах большая часть наставников, держась язычества, старались поддерживать суеверие, представляя дело своей в связи с делом просвещения 20 . Хотя для Григория и Василия такие сети не были опасны: но при полном убеждении в превосходстве христианской мудрости пред всякою мудростию и искусством человеческим, могли ли они не испытывать в душе своей тех чувств, какими исполнена была душа Павла в сем же городе? Раздражашеся дух его в нем, зрящем идолъ полнъ сущь градъ ( Деян. 17:16 ). Но и кроме того. Наставники афинские в сии времена одушевлялись в своих трудах уже не любовию к наукам, а корыстолюбием и тщеславием. Григорий рассказывает, что софисты не только в Афинах, но и в других городах Греции имели своих друзей, через которых каждый привлекал юношей в свое училище, полагая в этом всю свою славу. Самое искусство слова, по недостатку важных предметов для защитников умирающего язычества, для лишенных самостоятельности гражданской, для честолюбцев домогавшихся одних рукоплесканий народных, унижалось до пустого велеречия. Могли ли с этим помириться благородство и любовь к истине юных друзей Каппадакокийцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Отношения между Константинопольской и Элладской Церквами продолжают накаляться 23.02.2016 Отношения между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью в преддверии Всеправославного собора выходят на новый виток. Об этом пишет Romfea. В Константинопольской патриархии отреагировали на многократные публикации, касающиеся причины отсутствия архиепископа Афинского и всея Греции на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария). Напомним, ранее сообщалось, что архиепископ Иероним не присутствовал на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». Однако на недавнем заседании Священного Синода греческий иерарх опроверг эту информацию, указав, что причины были не личными. В ответ на это 19 февраля Константинопольская патриархия придала гласности письмо архиепископа Афинского Иеронима к патриарху Константинопольскому Варфоломею от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». «На Священном Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, созыв которого пройдет с 21 по 28 предстоящего месяца января 2016 года, по личным причинам, препятствующим нашему смирению принять в нем участие, Священный Синод Церкви Греции будут представлять Преосвященнейшие митрополиты Каристиас и Скиру Серафим, Перистерийский Хризостом и Илийский Герман…», – говорится в письме. На следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Греческой Православной Церкви опубликовал последнее письмо, которое получил патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года. «Для лучшего осведомления электронных СМИ, относительно публикаций, в которых упоминается делегация Греческой Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария), и чтобы впредь не складывалось ошибочного впечатления об этом, высылаем Вам из архива Священного Синода точную копию недавнего письма архиепископа Иеронима, датируемого 13 января 2016 года, касающегося делегации нашей Церкви на Синакс Предстоятелей Поместных Церквей, который проходил с 21 по 28 января 2016 года в Шамбези.

http://drevo-info.ru/news/20251.html

Большинство иерархов Элладской Церкви не разделяют позиции Константинопольского Патриарха HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Телиженко, специально для " Православия.Ru " Большинство иерархов Элладской Церкви не разделяют позиции Константинопольского Патриарха Унизительным по отношению к Архиепископу Афинскому и всея Эллады считают последнее заявление Константинопольского Патриарха Варфоломея многие иерархи Элладской Православной Церкви. Неординарное предложение вынес митрополит Александрупольский Анфим, который потребовал провести вначале выборы Фессалоникийского митрополита, а потом уже обсуждать с Константинопольской Патриархией вопрос «Новых территорий» для окончательного решения проблемы. Фессалоники, 16 октября 2003 г. Унизительным по отношению к Архиепископу Афинскому и всея Эллады считают последнее заявление Константинопольского Патриарха Варфоломея многие иерархи Элладской Православной Церкви . Блаженнейший Христодул возвращается сегодня из Румынии, где пребывал по приглашению Ясского митрополита. Сразу по прибытии в Афины он встретится со своими ближайшими сотрудниками, чтобы обсудить события, получившие развитие в последние дни. Ожидается, что в этих встречах будут участвовать митрополиты Элладской Церкви, как поддерживающие линию самого Архиепископа, так и поддерживающие Патриарха. Неординарное предложение вынес митрополит Александрупольский Анфим (Севрная Греция), который потребовал провести вначале выборы Фессалоникийского митрополита, а потом уже обсуждать с Константинопольской Патриархией вопрос «Новых территорий» для окончательного решения проблемы. Со стороны греческого правительства соблюдается нейтралитет в отношении возникшего кризиса между двумя Поместными Церквами. «Церковные стороны должны проявить благоразумность, ответственность и трезвость», - заметил, отвечая на вопрос журналистов, пресс-атташе правительства Х.Протопапас. Министр иностранных дел Греции Г.Папандреу подчеркнул, что «правительство и все партии греческого парламента, с которыми я общался, беспокоятся о возникшем конфликте». Неоднозначную реакцию вызвало резкое заявление прежнего мэра Афин и экс-лидера оппозиционной партии «Нэа Димократиа» М.Эверт, занявшего четкую позицию в поддержку Элладской Церкви: «Вопросы национальных интересов вынуждают, чтобы национально чувствительные – В.Т.) территории напрямую подчинялись Элладской Церкви». Дело в том, что в Северной Греции живет огромное количество иммигрантов из стран бывшего СССР, Албании, Болгарии, Сербии. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010