И все же на определенном уровне абстракции можно утверждать, что с формальной точки зрения Исократ — продолжатель дела софистов. Как и «малые сократики», он — профессиональный преподаватель. У него была школа в Афинах, точнее, в ближайшем пригороде, совсем неподалеку от того Ликея, где позже обоснуется Аристотель ; это было открытое учебное заведение, отнюдь не имевшее характера замкнутой секты, как Академия . Обучение было платным : плата взималась вперед, как и у софистов, за полный цикл обучения, длившийся три или четыре года ; стоил он тысячу драхм . Цены, как известно, сильно упали со времен Протагора, к тому же их все время снижает конкуренция . Однако Исократу удается составить себе состояние, отчасти, правда, благодаря щедрым подаркам некоторых своих учеников, таких как Тимофей или Никокл ; он вчистую проиграл в 356 году процесс «об обмене имуществом» , что свидетельствует о том, что суд признал его одним из тысячи двухсот богатейших афинских граждан, на которых ложилась, по закону Периандра, повинность триерархии. Это позволяет оценить популярность его школы (ему приписывали около сотни учеников ), которой он, несомненно, гордился и которую использовал для рекламы: стоит послушать, как он говорит о своих учениках, выходцах с отдаленнейших окраин греческого мира, с Сицилии или с Евксинского Понта, не пожалевших ни затрат, ни усилий, чтобы приехать в Афины ради его уроков . Среднее образование Преподавание Исократа было своеобразным высшим образованием, которое увенчивало, по окончании отрочества, предварительный, более элементарный учебный цикл; на даваемые в нем сведения в речах Исократа можно встретить лишь беглые намеки, настолько они предполагаются известными и само собой разумеющимися. Подобно Платону, и едва ли не в тех же выражениях Исократ принимает и восхваляет традиционную, идущую от предков систему образования, к которой он, однако, присоединяет основные педагогические нововведения своего времени : образование, обращенное к человеку в его целостности — как душе, так и телу, параллельное, симметричное применение гимнастики и интеллектуальных дисциплин .

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Притом же этим наукам отводилось очень мало места. 238  Каких ректоров имела иногда эта злосчастная школа–семинария, можно видеть на следующем поучительном примере. Раз ректором ее назначен был греческий священник Григорий Калаганис, много живший на Западе и проникнутый вольным его духом. Он стал с таким пренебрежением относиться к церковным обрядам в школе, что сами ученики стали просить о его смещении. Покидая ректорство, Калаганис с усмешкой говорил: «Слышите, мало того, что я протестант, нет, я еще и Лютер и Кальвин вместе». 239  Значит, в ректоры этого училища попадали люди, меньше всего подходящие на эту роль. При таком положении вещей получались такие изумительные результаты, которых не мог бы предсказать ни один пессимист. В течение первых пятнадцати лет существования Ризариевской семинарии на нее было истрачено более 100 тыс. драхм, однако из числа ее воспитанников только  трое приняли на себя духовный сан. 240  Одной из причин, по которой питомцы школы не хотели идти в священники, нужно сказать, была крайняя необеспеченность духовенства, чисто нищенская жизнь, какую приходилось вести греческим священникам, особенно сельским. Общую картину Ризариевской школы рисует нам вышеупомянутый Афинский митрополит Герман в докладе парламенту; в 1892 г. Герман заявлял: «Щедрый и поистине царский дар Церкви и нации, принесенный братьями Ризариями, не был оценен, как следует, теми, от кого зависело исполнение воли жертвователей, и потому не вполне достигнутой осталась цель приснопамятных Ризариев, чтобы в их школе получали образование лишь те из детей греков, которые намерены облечься в священническое одеяние. Такая неудача в достижении их заветной цели происходит оттого, что, с одной стороны, люди, поставленные на страже точного исполнения завещания Ризариев, или вовсе пренебрегают им, или же иногда делают распоряжения, противоположные указанному в завещании и уставе (училища); а с другой стороны, приготовляющиеся к принятию священного сана иногда и до окончания учения не обращают на это внимания, а по окончании курса немедленно бросают священное одеяние (очевидно, заметим мы, воспитанники Ризариевской школы, подобно ученикам Халкинского училища, носят подрясники и полуряски) и надевают светское и выбирают другой род жизни, следуя примеру прежних, старших по курсу учения, сотоварищей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Афины – важный международный археологический центр. Помимо Французской школы, здесь работают и другие учреждения, в частности Афинское отделение Немецкого археологического института, созданное в 1873 г. в основном для изучения античных памятников. Немецкие археологи внесли значительный вклад в разработку методов стратиграфической полевой археологии, принципов создания точной архитектурно-археологической документации. Достоинством их работы является также быстрая и полная публикация результатов раскопок. Позже в Афинах развернула свою работу Итальянская археологическая школа (Scuola Archeologica Italiana) 2339 . Сербия . В северной части Иллирика (совр. Сербия) крупным епископским центром был Царицын Град, который приобрел особую известность благодаря его идентификации с Тауризием – родиной императора Юстиниана I. Этот город – редкий пример собственно византийской урбанистики, поскольку он сложился не на античной основе, как многие города на Балканах. Раскопки Царицына Града начал еще в 1912 г. Владимир Р. Петкович (1874–1956), а в 80-х гг. XX в. изучение продолжила совместная югославо-французская экспедиция во главе с Владиславом Поповичем (1930–1999) и Ноэлем Дювалем 2340 . В Сербии был развит культ мощей святых правителей, его изучил Д. Попович 2341 . Для развития позднеантичной и византийской археологии в Сербии много сделала ученица русского византиниста Г. Острогорского Иванка Николаевич-Стойкович (1921–1990). Николаевич-Стойкович долгие годы работала в Византийском институте Сербской академии наук, затем читала лекции в Центре средневековой истории Болонского университета, участвовала во многих международных конгрессах по христианской археологии и конгрессах византинистов 2342 . В южной части Адриатического побережья, на территории современной Черногории , раннехристианские и раннесредневековые памятники изучены в нескольких городах – Дукле, Улцине, Превалисе. Обобщающую монографию о них издал Павле Мийович 2343 . В Албании христианская археология динамично развивается лишь в последние два десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1916–1919 гг. Французская школа в Афинах была временно закрыта и возобновила свою работу по заключении мирных договоренностей после Первой мировой войны. Членами Французской школы в Афинах были многие крупные историки и археологи, в их числе историк иудаизма и христианства Эрнест Ренан (1823–1892), стоял даже вопрос о его директорстве 1994 . Один из основоположников французского византиноведения как академической дисциплины Шарль Диль (1859–1944) был членом обеих школ, римской и афинской 1995 . Как многие в ту эпоху, он был ученым-универсалом: историком, археологом, эпиграфистом, историком искусства. Он основал кафедру истории и цивилизации Византии в Сорбонне, где был профессором с 1899 по 1934 г. В 1910 г. Диль избран членом Академии надписей и изящной словесности. По своим взглядам на происхождение и роль византийского искусства Диль был близок к русской школе 1996 . Он считал, что в римской монументальной живописи с VI в. византийское влияние господствует и только в конце XI в. римские художники пытаются «освободиться от византийской тирании» 1997 . Некоторые труды Диля были переведены на русский язык 1998 , особой известностью в России пользовались книги «Юстиниан и византийская цивилизация» 1999 и «Византийские портреты» 2000 . Французская служба охраны исторических памятников Алжира вела также и масштабные реставрационные работы, включая реставрацию памятников эпохи «византийской реконкисты» 2001 . В период между κ. XIX в. и Второй мировой войной группа историков и археологов создала прочный фундамент византинистики во Франции. Основоположник византийской сигиллографии Гюстав Шлюмберже (1844–1928) раскрыл важность особого вида вещественных источников – свинцовых печатей, которые дают разностороннюю информацию по истории, политической и церковной географии, иконографии 2002 . О. Анатоль-Мари-Гийом де Жерфаньон (1877–1948) исследовал ряд подземных монастырских комплексов в Каппадокии, в массивах Гереме и Ургуп, и открыл ряд церквей с росписями средневизантийского периода 2003 . В это же время работали упомянутый Жан Эберсольт, Луи Брейе (1868–1951) и другие археологи и историки искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

130 Young F. M. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 95. 136 Quasten J. Patrology. Vol. 3. The Golden Age of Great Patristic Literature from the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. 5th ed. Utrecht; Antwerpen, 1975. P. 229. 137 Спасский A.A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. С. 491. 141 Rist J. M. Basil " s " Neoplatonism»: Its Background and Nature 11 Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. Toronto, 1981. P. 213. 146 Aubienau М. Introduction au Traité de la virginité de Grégoire de Nysse//Grégoire de Nysse. Traité de la virginité (Sources Chrétiennes). Paris, 1966. P. 116–118. 147 Pellegrino М. II platonismo di Gregorio Nisseno nel Dialogo intorno all» anima ed alla risurrezione//Rif. fil. neosc. 1938. 30. P. 437–474. 155 Под «духоборцами» подразумеваются сторонники Константинопольского Патриарха Македония (середина IV в. по Р. Х.), который учил, что Дух Божий есть «слуга и служитель одного уровня с ангелами». В сущности, он был только одним из главных выразителей омиусианства. 157 Мы оставляем в стороне вопрос о том, насколько справедливо такое суждение по отношению к Цицерону, который считал философию важной частью ораторского искусства. 160 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.; 1979. С. 179–180. 161 См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. I. М., 2000. С. 102 и след. 167 Balthasar H. U. von. Cosmic Liturgy. The Universe According to Maximus the Confessor. San Francisco, 2003. P. 126. 168 Флоровский Г., прот. Восточные отцы V–VIII веков. Париж, 1933 (репринтное издание – 1990). С. 196. 169 «Ареопагитики» – корпус философско-богословских сочинений, посвященных глубочайшим вопросам христианской мистики, ставший широко известным в VI в. Они подписаны именем ученика апостола Павла, афинского философа Дионисия. В современной науке аутентичность их, как правило, не признается, но исключения были в XIX в., есть они и теперь (См.: Порфирий (Успенский) , en. Дионисий Ареопагит и творения его//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878. 2; Прохоров Г. М. От переводчика// Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений с толкованиями преп. Максима Исповедника . 3-е изд., испр. СПб., 2008. С. 5–28). Таинственные тексты «Ареопагитик» оказали колоссальное влияние на философию и богословие раннего Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

566 Согласно Геродоту, ликийцы пришли с Крита, а к ним присоединился Лик, изгнанный Эгеем из Афин, и население с течением времени стало называться ликийцами (I. 173). 567 Страбон упоминает 16 островов: Елена, Кеос, Кифнос, Сериф, Мелос, Сифнос, Кимолос, Препесинф, Олиарос, Парос, Наксос, Сирос, Миконос, Тенос, Андрос, Гиарос (Strabo X. 5. 3). 569 Комментатор «Хроники» Ипполита предлагает читать Ιος (Иос) (Hippolitus. Die Chronik... S. 35). 571 Сирос ( Σρος) – конъектура, вместо предложения издателя Скирос ( Σκρος). Остров Скирос не относится к Кикладам, он расположен севернее Евбеи. В тексте дано имя Κορος. 572 Делос – остров, где находилось святилище Аполлона. Во времена первого афинского морского союза остров был некоторое время финансовым центром. 573 Когда на острове Делос учредили Делийские игры, все захоронения с него перенесли на соседний остров Ренея. 574 Конъектура И. В. Кривушина, которая позволяет идентифицировать кикладский остров Κθνος (Кифнос (Китнос)). Издатель дает Κρνος – Кирн, ныне Корсика в Средиземном море. 577 Кос – второй по величине остров Южных Спорад. Здесь находилась основанная Гиппократом медицинская школа. 578 Родос – остров, который с юга замыкает южные Спорады. Важный торговый центр. Известен своим Родосским колоссом, риторской школой. 581 Лемнос – остров северной части Эгейского моря, также называемого Фракийским. На нем находилось святилище Гефеста. 583 Перевод сделан согласно предложению Дюканжа, но возможен и другой: «Евбея названа беотийцами , ионийцы назвали ионийскими 16 знаменитых городов» (См.: Hippolitus. Die Chronik... S. 35). 584 Помимо острова Евбеи, Страбон упоминает пять одноименных городов (в Македонии, в Сицилии, на о. Евбея, о. Коркира, о. Лемнос) (Strabo X. 1. 15). Остров Евбею заселили ионийцы. 585 Из шестнадцати указанных городов Клазомены, Фокея, Приена, Колофон, Теос, Эфес, Эрифры, островные города Самос и Хиос входили в союз двенадцати ионийских городов, о котором пишет Геродот (I. 142–149). 589 Халкедон (Калхедон) и Византий основаны дорийцами из Мегар. Геродот сообщает о том, как полководец персидского царя Мегабаз назвал халкедонян слепцами, когда узнал, что они основали свой город на 17 лет раньше, чем жители Византия, т. к. место Византия было более выгодно расположено (IV. 144).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Первое приводит к потере привычного круга общения: любимых охотников из поселков к югу от Кирены и александрийских друзей из кружка Гипатии, отшатнувшихся от него после принятия сана. Для человека, столь связанного с близкими, как Синезий, это было подобно смерти. Второе привело к утрате внутренней сосредоточенности. Наконец, третье прервало общение с Богом. Все это – на фоне смерти детей и разорения отечества. И ничего вместо этого. В письмах философа нет ни единого упоминания о том, что епископство дало ему что-то положительное. Я говорю об этих событиях, никак не толкуя их и никак не оценивая, – в понимании, что возможны как пессимистический, так и оптимистический взгляд на них. Сам Синезий принял эти беды и смерть как должное. Для нас сейчас важно еще раз проговорить, чем была для мыслителя философия. Нужно ясно отдавать себе отчет в том, что после Плотина (а это один из немногих философов, наряду с Платоном упоминающихся в Переписке Синезием по имени 1177 ), провозгласившего и обосновавшего слияние с Первоначалом единственной целью философствования, неоплатонизм разделился на два течения, условно называемые мною аскетическим и теургическим. Сам Плотин, вне всяких сомнений, с этой позднейшей точки зрения должен быть отнесен к первой школе; вторая связывается обычно с именем Ямвлиха (хотя, вполне возможно, ее истоки нужно искать уже у Евдора Александрийского). Мы знаем, что школа Гипатии следовала научно-аскетическим путем, что Синезий, будучи в Афинах, не мог принять всерьез учеников высокочтимого Проклом Плутарха Афинского, являвшегося прямым наследником Ямвлиха, – теурга и философа одновременно. Что же мы находим у Синезия относительно этого пути? Философствование есть собственно умная жизнь. В чем же состоит философствование? Это рассуждение? Метафизическое моделирование? – Философствованием Синезий называл – пользуясь языком Оракулов – «огненные деяния», т. е. акты молитвенного напряжения и возвышения. Молитва и философствование были для него буквально одним и тем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Афинским беженцам оказано было великодушное гостеприимство, но возобновить свою преподавательскую деятельность в Персии они не смогли и, очевидно, испытывали ностальгию, так что, когда между Римом и Ираном в 532 г. был заключен мирный договор, согласно его положениям, эмигранты могли вернуться на родину. Афинские эмигранты воспользовались этой возможностью, причем римские власти позволили им оставаться язычниками. На родине они и умерли, не оставив учеников. Так была закрыта последняя страница в истории языческой школы эллинистического мира. Высшие школы, главным образом частные, существовали на востоке империи – в Александрии, Антиохии, Кесарии Палестинской, Кизике и в некоторых других городах. Одни из них имели широкий профиль, подобно университетам Средневековья, другие – узкую специализацию, соответствуя одному факультету позднейшей школы. Так, в сирийском Нисибисе преподавалась медицина, а в Берите, или Бейруте, – юриспруденция. Преподаванию права Юстиниан придавал первостепенное значение. В основанной Феодосием Малым в 425 г. константинопольской Аудитории, где образование, разделенное по отделениям, или факультетам, носило университетский характер, со временем ключевое значение приобрело преподавание права. После издания законодательных сборников Юстиниана его изучение и было положено в основание преподавания юриспруденции в Константинополе и Берите. Продолжалось оно в течение пяти лет, при этом «на первом курсе учащиеся изучали Институции Юстиниана» и первые четыре книги «Дигест»; «на втором – либо раздел Дигестов о судах (книги 5–11), либо о вещах (книги 12–19) … на третьем – оставшиеся неизученными части о судах и вещах… на четвертом году… студенты работали над четвертой и пятой частями Дигестов… наконец, на последнем курсе изучался Кодекс Юстиниана, причем если на первом – третьем курсах было обязательным посещение школы, то на четвертом и пятом предусматривались и самостоятельные занятия студентов… Методы преподавания не претерпели существенного изменения: тот или иной профессор не ограничивался прохождением какого-то одного раздела права, но читал весь курс целиком, используя давно сложившиеся приемы разъяснения изучаемого материала в виде примеров. указаний на параллельные или сходные законоположения. вопросов и ответов. свидетельствующих о том, что преподавание носило сугубо устный характер. При этом много хлопот доставляли чисто лингвистические проблемы, так как знание латинского языка, на котором и было изложено римское право, в грекоязычных районах империи было очень слабым» 754 , а преподавание языков в высших школах не велось, так что грекоязычным студентам, составлявшим значительное большинство учащихся, приходилось опираться на знание латыни, полученное в средней школе, или наверстывать упущенное самостоятельным изучением. «По-видимому, лишь позднее, с завоеванием Италии и с притоком латиноязычных студентов, высшая школа права в Константинополе приобрела билингвистический характер» 755 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Пантелеймона пергаменную, подлинную книгу о древней живописи церковной (которую хотели издать в Афинах). Она писана в 1450 году учеником Панселина Дионисием, который хвалится, что в детстве научился подражать великому художнику Мануилу Панселину, происходившему из Солуня, который посвятил себя украшению храмов св. горы. Никто, как он, не умел составлять краски и делать очерки, говорит Дионисий, и он называет его по всей справедливости полнолунием живописи от значения его имени Панселин. Действительно, это не только полнолуние, но и солнце живописи, которому я ничего не видал подобного на Западе. Хотя Дионисий по скромности и не называет себя прямо учеником Панселина, но место его рождения в Солуни и действования на Афоне совершенно соответствует царствованию Андроника Солунского, обновившего собственно те храмы, где видна кисть Панселина. Почему я никак не могу верить ни книжке Афинской, ни стовосмилетнему старцу, живописцу Дамаскину, живущему здесь на Карее, при пещере Афанасьевой, который уверял меня, что будто за восемьдесят лет тому назад, обновляя живопись ватопедскую, он нашёл надпись, что Панселин украсил храм её более нежели за тысячу лет пред тем. Вероятно, эта надпись, если и была, то уже позднее начертали ее люди не сведущие. Теперь почти ничего не осталось от живописи Панселиновой в Ватопеде, кроме нескольких фигур на сводах нарфикса, или преддверия: все стёрли неразумные обновители! Весьма любопытно, что в Карее доселе существует школа Панселинова, и несколько живописцев иноков, вместе с пострижением, передают ученикам своим, ими усыновляемым, тайну степной живописи на свежей извести, или фресков, которая утратилась уже в Европе. Все искусство состоит в приготовлении сей извести, по которой пишут водяными красками, пока ещё не застыла, так что к вечеру должно уже быть готово начатое утром; а книга Дионисиева служит им руководством для составления красок и облика фигур. Я изумлялся свежести фресок, написанных ими за пятьдесят лет тому назад. Можно подумать, что они только что окончены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце своей речи (14, 1) он считает свою цель достигнутой, называя Октавия «последним из философов». 12 Место между двумя спутниками, с обеих сторон прикрывавшими сидящего между ними, считалось у римлян почетным. 13 Как учила философская школа, известная под именем «Новой Академии», человек не может ничего знать достоверно; пусть удовлетворится правдоподобным, вероятным. 15 Фаларид –тиран, властвовавший в Агригенте (Сицилия) в середине VI в. до Р.Х., известный своей жестокостью. Дионисий – тиран Сиракузский (V в. до Р.Х.). Древние видели в нем тип тирана подозрительного, бессовестного и жестокого. Рутилий Руф –человек строгой и высокой нравственности. Был консулом в 105 г. до P. X., а затем управлял провинцией – Азией. Его неподкупность и безукоризненная честность создали ему много врагов среди людей влиятельных. Его обвинили во взяточничестве, и он был приговорен к изгнанию. Камилл (IV в. до Р.Х.) – один из самых знаменитых военачальников Римской республики; горячий сторонник аристократии, он возбудил против себя народ, который добился его изгнания. Сократ –афинский философ V в. до P. X. Он порвал с традицией старых философских школ, искавших первопричину вселенной, и обратил внимание на разработку морали; «свел философию с неба, поселил в городе, ввел в дома и заставил заняться жизнью, нравственностью, обсудить что хорошо и что плохо» (Цицерон. Тускулан-ские беседы V, 4, 10–11). 16 Церера – греческая Деметра, «мать-земля» (см. примеч. 2 к гл. 22). Фригия –область в Малой Азии. «Матерь» – «Великая Мать», или Кибела (см. примеч. 2 к гл. 7). Эпидавр – город б Арголиде (область на восточном побережье Греции). Здесь находилось главное святилище Асклепия (Эскулапа), бога-целителя. Бел –Ваал, главное божество народов древнего Востока: вавилонян, финикийцев, халдеев. Астарта – богиня финикийского Тира. Финикийские колонисты привезли ее культ во все свои колонии. Диана-здесь богиня тавриев, обитателей Тавриды (ныне Крым). Галлия-ныне Франция. Главного бога галлов – Тевтата римляне отождествляли с Меркурием (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010