Мудрого же бедняка скоро забудут, даже если и услышат и послушают, что еще далеко не факт. Мудрость оказывается своего рода венцом, украшением хорошо построенного дома, своеобразной вишенкой на торте, а сам торт состоит из совсем других ингредиентов. Неудивительно, что Екклесиаст не увидел в мудрости и в соответствующих книгах, которые прочел, ответа на свои вопросы. Ему нужен был смысл жизни, то, чем можно было бы жить, а не то, о чем можно было бы размышлять на досуге. Между тем в прочитанных книгах он увидел лишь возможный предмет для размышлений. Иудейская духовная литература дала ему не больше, чем могла бы дать греческая философия, если бы он обратился к ней. Конечно, в книгах, которые читал Екклесиаст, о Боге говорилось больше и чаще, чем в любом греческом философском трактате, но как все это соотносится с реальной, практической жизнью, какой ее знал Екклесиаст, оставалось непонятным. Рафаэль Санти. Платон и Аристотель. Фрагмент фрески «Афинская школа». Станц Делла Сеньятура, Ватикан. 1508–1511 Отчего же не принесла Екклесиасту пользы традиционная мудрость? Дело, по-видимому, было в том, что тогда еще он не очень хорошо понимал ее характер и суть. Мудрость яхвистской (и, соответственно, иудейской) традиции несколько отличалась от мудрости, как понимала ее греческая философия. Для греческого философа со времен Платона мудрость связывалась прежде всего с созерцанием, с умением видеть то, что Платон называл «идеями» вещей. Такая созерцательная мудрость не требовала от человека активности: наоборот, и разум, и чувства созерцателя должны были пребывать в полном покое с тем, чтобы не мешать созерцанию. Иное дело яхвизм: здесь мудрость с самого начала была не созерцанием, а практикой, действием, обычно действием созидательным. Так, к примеру, «исполненными мудрости» Библия называет тех мастеров, которым Бог поручил изготовление всего необходимого для Скинии (Исх 31:1–5). Тут мудрость, как видно, связана с умением работать руками, изготовить из нужного материала необходимую вещь. Казалось бы, речь идет о ремесле, но в данном случае ремесло это было неотделимо от искусства: каждая вещь была уникальной, и изготовление ее требовало не только ремесленного навыка, но и художественного вкуса.

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ek...

…отмечает проф. Б. Вышеславцев…  – Борис Петрович Вышеславцев (1877–1954) – философ, специалист по этике, социологии, религии, истории философии; профессор Московского университета. В 1922 г. выслан из Москвы. …вроде волка из Губбио, встретившегося св. Франциску. – См.: Цветочки Франциска Ассизского. Гл. XXI. Как святой Франциск обратил к Богу свирепейшего губбийского волка. М., 1990. С. 67–71. …Лукерью из «Живых мощей» да Касьяна с Красивой Мечи.  – Герои рассказов И. С. Тургенева из «Записок охотника». Волк не побоится Линдберга. Рокфеллер не поверит счастью нищего.  – Чарльз Линдберг (1902–1974) – американский летчик, первым совершивший в 1927 г. беспосадочный полет через Атлантический океан. Рокфеллеры – финансовая группа в США, основанная Дж. Д. Рокфеллером-старшим (1839–1937). Глас Ватикана ( 16 ) Возрождение. 1931. 28 июня. Печ. по этому изд. …продала мне Энциклику Пия XI «Quadragesimo аппо»… – Энциклика Пия XI (1857–1939) «Сорок лет» (1931). …к сорокалетию знаменитой Энциклики Льва XIII «De rerum novarum» – Энциклика папы Льва XIU (1819–1903) «Rerum novarum…» («О новых вещах…», начальные слова послания), осудившая социализм и провозгласившая извечность частной собственности, появилась в 1891 г. …этот летейский строй.  – Летейский – от Леты, персонифицирующей в греческой мифологии забвение. Именем этой богини названа река в царстве мертвых – испив ее воду, души умерших забывают свою земную жизнь. …шанцы Рафаэля с «Disputa», «Афинской школой»…  – Станцы Рафаэля (1483–1520) – цикл его росписей парадных чалов Ватиканского дворца. Зайцев имеет в виду «Станца делла Ссньятура» (1509–1511), на фресках которой великий живописец представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас») и юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»). …где когда-то выпивали Расин с Буало…  – Жан Расин (1639–1699) – французский драматург и поэт. Никола Буало (1636–1711) – французский поэт и теоретик классицизма (автор знаменитого стихотворного трактата «Поэтическое искусство»).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Общество Все рубрики Татьяна Федорова Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о православии Мы можем до бесконечности публиковать миссионерские статьи, адресованные совсем несведущим в делах церковных людям, но что толку, если публикуем мы их в изданиях церковных, соответственно, попадаются они на глаза только тем, кто уже решил хоть немножко узнать о вере? А огромное количество наших сограждан, вообще не сведущих в этих вопросах, или наслышанное по принципу «что-то где-то слышал по верхам», черпают сведения из источников совсем другого рода... Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис) Найдется ли в европейской конституции место христианству? Здесь хотел бы добавить, что глобализация не открывает ничего нового нам, грекам и россиянам, имеющим глубокие исторические корни и традицию духовного самопознания. Ведь именно мы, православные, первыми заговорили об ойкумене, именно мы запечатлели в своих сердцах слова о том, что во Христе Иисусе " нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского " Редакция " Правмира " Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Православные ценности и современное образование» Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России. Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о православии Мы можем до бесконечности публиковать миссионерские статьи, адресованные совсем несведущим в делах церковных людям, но что толку, если публикуем мы их в изданиях церковных, соответственно, попадаются они на глаза только тем, кто уже решил хоть немножко узнать о вере? А огромное количество наших сограждан, вообще не сведущих в этих вопросах, или наслышанное по принципу «что-то где-то слышал по верхам», черпают сведения из источников совсем другого рода... Татьяна Федорова

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/pa...

Естественную почву для развития местных форм синкретизма представляла религия Древнего Египта, которая, после персидских вторжений 525 и 343 гг. до Р. Х., превратилась в религию покоренного народа, но не утратила самобытного своего значения. Об этом говорит и тот факт, что Александр Македонский, завоевавший страну в 321 г. до Р. Х., был провозглашен фараоном (сыном Гора) и завещал похоронить себя в Александрии по египетскому обряду. Позднее именно «взаимопроникновение египетских и греческих погребальных обрядов» обусловило популярность автохтонной религиозности среди гетерогенного населения Александрии 17 . Храмы местных богов сохраняли свои обширные землевладения как в греческий, так и в римский периоды. Однако египетское жречество, пользовавшееся тайным (иератическим) письмом, постепенно теряло свое влияние на народные массы, вовлеченные в интенсивный культурный обмен. Поэтому национальная религия в Египте превратилась в конгломерат эзотерических культов, смысл которых был понятен лишь посвященным. Традиционная мифология также не могла не претерпеть изменений: греки еще до завоевания провели параллели между египетскими богами и своими. Таким образом возникла почва для расцвета религиозного синкретизма и оккультных практик. Идеи, оформившиеся в тот период, стали надолго влиятельными в «теневой» традиции европейской мысли, в том числе под именем таинственного мудреца древности Гермеса Трисмегиста, отождествленного с греческим вестником богов Гермесом и египетским богом мудрости Тотом. Герметизм, по мнению ряда исследователей, пришедший в Египет из Греции в глубокой древности (будучи, вероятно, следствием восточных влияний на саму Грецию), в первые века новой эры, когда еще было сильно язычество, предпринимал попытки стать под защиту государства, противопоставляя себя христианству. Тогда произошло его радикальное сближение с эллинской философией, которое явственно просматривается в теургии Афинской школы. В IV–V вв. по Р. Х. одним из основных противников христианства в Египте стало манихейство.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

За аэродромом, к счастью, нас ждал джип миссии, и было радостно поговорить по-гречески с таким всегда улыбающимся, «свежим» человеком, каким была Матина. Матина – молодая девушка-гречанка из Мельбурна, австралийка во втором поколении, которая на много месяцев приезжает в миссию, чем оказывает ей значительную помощь. С первыми лучами восходящего солнца, еще не выспавшись, мы вышли на раннюю раздачу молока детишкам, ожидающим за железной решетчатой дверью. Они нетерпеливо щебетали, белоснежные улыбки беспрестанно вспыхивали на их чумазых черных личиках. Одетые в разноцветные лохмотья и босые, они дрожали от холода. Их глазенки смотрели на нас с огромным любопытством и страхом одновременно, Я думаю, они все время спрашивали сами себя, что это мы за «фрукты» такие. Наша работа заключалась в том, чтобы разделить их на две шеренги (очень трудно установить дисциплину у детей, не знающих, что такое школа), раздать всем печенье, а потом отвести обе шеренги к узкому и длинному столу, с которого каждый брал по кружке горячего молока. Было очень трогательно смотреть на то, как старшие помогали младшим, и, если маленькие выпивали не все молоко, ребята постарше переливали его в где-то раздобытые пластиковые бутылочки из-под воды, чтобы малыши выпили его попозже. Раздача молока продолжалась примерно полтора часа. Потом ребята разбежались группами по 5–10 человек, а я, у которой всегда карманы были полны карамелек, одаривала ими плачущих детей. Улыбки блестели, и сладкие голосочки прощались с нами «Bonjour, madame! A demain» («Добрый день, госпожа! До завтра!»). Это обещание они всегда сдерживали. Через несколько дней боголюбивейший епископ Игнатий поручил мне готовить для семей посылки, которые нужно было отвезти в две деревни, расположенные примерно в 100 км от миссии. Договорившись с остальными членами нашей группы, Хрисанфом Маргонисом – студентом богословского факультета Афинского университета и Ники Папагеоргиу – профессором богословия Салоникского университета, мы распределили обязанности и приступили к работе. Следовало нагрузить посылками джип таким образом, чтобы осталось место и для нас. Нужно было выехать вечером, чтобы к утру быть уже на месте: утром жители деревни собираются в церкви, и мы должны раздать им посылки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Мы уже говорили о том, что Юлиан стал приверженцем неоплатонической школы и, отправившись из Афин в Пергам, познакомился с тамошними неоплатониками, учениками Ямвлиха Халкидского, бывшего настоящим реформатором неоплатонизма. Для историков философии и поныне остаётся не вполне ясным, когда произошла религиозная «революция» в истории неоплатонической школы. Согласно известному определению Э. Целлера, неоплатонизм делится на три школы: (1) римскую Плотина и Порфирия, (2) сирийскую Ямвлиха и Юлиана и (3) афинскую Прокла 110 . Позднее александрийское течение стали выделять в отдельную «школу». Таким образом, по мнению Целлера, привнесение нового религиозно-мистического элемента в школу метафизического платонизма плотиновского типа было осуществлено сирийской школой. В 1910 г. К. Прэхтер оспорил это мнение в своей знаменитой статье «Richtungen und Schulen im Neuplatonismus» 111 . Мнение Прэхтера, подчеркивающего ориентацию как Порфирия, так и Ямвлиха на традиционную метафизическую философию, ставило во главе религиозного направления в неоплатонической школе именно Юлиана. Правоту Прэхтера признали впоследствии многие учёные 112 . Впрочем, именно благодаря Ямвлиху и его трактату «De mysteriis» в неоплатонической практике появилось нечто вроде «священного писания» – так называемые Халдейские Оракулы. Б. Д. Ларсен, рассуждая о месте Ямвлиха в истории античного неоплатонизма, писал: «Его (Ямвлиха) философия... открыта также и для религии, соблюдая при этом правила философии... Он более философ, чем Порфирий... Пергамская школа обобщила наследство Ямвлиха, и это очевидно» 113 . Живую традицию между Ямвлихом и юлиановской реакцией подчёркивает и Э. де Плас: «Мимолётное возвращение к языческому богопочитанию является посмертным триумфом Ямвлиха» 114 . Итак, именно круг учеников Ямвлиха стал первой неоплатонической школой Юлиана, и это был настоящий фиас, круг единомышленников ещё с Апамеи, члены которого после смерти своего учителя (ок. 325 г.) осели в Пергаме. Основателем и фактически главою его после смерти учителя стал Эдесий Каппадокийский, к которому был близок его ученик Евсевий Миндский, будущий наставник молодого Юлиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Как старец Амвросий говорил: " Важно читать немного, но уразумевать прочитанное " . И как он еще говорил: «Вы старайтесь читать Священное Писание или книги святых   отцов с утра на свежую голову». А потом как корова жует жвачку, так и вы пережевывайте прочитанное. И дело не в объеме прочитанного, а дело в уразумении. И еще есть одна потрясающая вещь. Афинская школа философии. Не было бумаги, пергамент стоил очень дорого. И что было? Учитель передавал ученику свои знания, и тот должен был запомнить и выучить наизусть. И они говорили: то, что стало достоянием твоей памяти, стало достоянием твоего ума. То, что ты не выучил наизусть, это все потом пролетит как мимо ушей. Кстати, знаете, чем отличается мужчина от женщины? У женщин в одно ухо влетает, а в другое вылетает. А у мужчин все пролетает мимо ушей. Это те, кто невнимательны в своей жизни. Мы сейчас уйму информации получаем. Книги, Интернет, " Радонеж " , «Союз».   Ну, хоть что-нибудь из этого запомнить, чтобы это стало достоянием нашей памяти, а через это достояние нашего ума. Поэтому не надо на две тысячи набирать книг. Вы, так сказать,   прочтите хотя бы одну - другую, но так, чтобы это стало достоянием памяти. И дело не в количестве прочитанной литературы, а в ее качестве. Вот к этому и надо стремиться. Умом уразумевать читаемое, а к читаемому прилагать исполнение, как говорит апостол Иаков: " Будьте не слушателями забывчивыми, которые посмотрелись в зеркало и забыли, какое было лицо. Но будьте исполнителями слова на деле " . И поэтому раньше и об Оптинских старцах было сказано такие вещи, почему они были мудрыми людьми. О них было сказано и такое о неком духовном определении и суждении. Они знали не все, они знали все о главном. Они знали все о главном - о спасении человеческой души, о пути евангельской жизни. Они жили Евангелием. Это не значит, что разбирались в одном, другом, третьем, чисто внешне это не требовалось. Важно было знать о главном. Вот и мы, так сказать, всего-то мы не узнаем, всего не прослушаем, всего не перечитаем.

http://radonezh.ru/text/est-li-u-nas-sta...

Вся близлежащая местность, где когда-то находилось святилище Афины и где остались от него 12 олив — деревьев богини, находилась под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем. Афиняне называли сады, рощи и старинный гимнасий этого живописного уголка Академией. Там-то и возникла около 385 года знаменитая философская школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее как рассадник языческой ложной мудрости. Здесь, в Академии, Платон обрел ту спокойную домашнюю скромную жизнь, которой ему так недоставало. Однако судьбе было угодно, чтобы он еще два раза покидал ставшее для него родным место и после драматических событий, спасая жизнь, снова возвращался к своим ученикам под сень хранимого героем Академом сада. Еще в первой половине V века знаменитый афинский полководец Кимон превратил запущенный участок вне афинских стен в прекрасную рощу с искусно размеченными дорожками. Он же провел сюда воду, и сад Академии уже давно стал украшением города и полюбился афинянам. Подходя к Академии, путник встречал изображение Артемиды «Лучшей и прекраснейшей» и храм Диониса-Освободителя, а неподалеку могилы Перикла и Фрасибула, вождей демократии, и выдающегося полководца Хабрия. Каждого, кто шел из Афин через пригород Керамик в Академию, охватывал трепет, ибо вся дорога была обрамлена каменными стелами, воздвигнутыми в честь выдающихся храбрецов, сражавшихся за свободу Афин на суше и на море. Философия и воспоминания о великих предках всегда соседствовали здесь, придавая оттенок особой значительности платоновской школе В этом тихом уголке за пределами Афин, возле реки Кефиса, среди широколистых платанов и старых маслин, серебристых тополей и густых вязов там и здесь виднелись статуи муз и жертвенники этим богиням искусства. Одно из масличных деревьев было столь древним, что афиняне почитали его вторым после той маслины, которую в городе посадила сама богиня Афина.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Парадоксальным образом незнание есть в то же время и знание: только разумное существо знает о своем незнании. Будучи формой познания, ученое незнание дает разуму определенное чувство удовлетворения, это «облако» (νεφλη), в котором Моисей восходит на Синай 1283 , зная, что он пройдет вблизи Господа. Но это скромное удовлетворение не может погасить в нашей душе желание бесконечного. И следовательно, его высшая ступень предполагает еще более радикальное отречение, преодоление разума как такового, вхождение в полный мрак (λνφος). Знаменитая фреска Рафаэля, называемая «Афинская школа», является прекрасной иллюстрацией «обсуждения философами» возможности достижения этой последней ступени: Аристотель указывает на землю и призывает человека отказаться от обожения и удовольствоваться ограниченным человеческим счастьем; Платон же, напротив, своей поднятой рукой указует на небо. Наилучшим образом используя диалектику, разработанную Платоном в Федре, Пире и Тимее 1284 , Отцы старались устранить препятствия, утяжеляющие крылья души и мешающие подниматься к Богу. Прямое или косвенное, но влияние Плотина здесь очевидно: образ Бога, душа по своей природе стремится к своему Первообразу, к божественному преображению 1285 . Греческая античность, можно даже сказать, что вся античность, не знала ничего более грандиозного. Таким образом, человек – это ζον θεομενον, животное, призванное к близости с Богом, как пишет Григорий Богослов 1286 . Для человека, «который знает», божественное преображение является естественным (συγγενς), поскольку душа божественна по своей природе 1287 . Одному молодому священнику Григорий дает следующий совет: «А тебе небезызвестно, что первое из благ – всегда стремиться к стяжанию Бога и становиться все более подобным Ему через приближение и восхождение к Нему» 1288 . Подобные высказывания можно найти у него повсюду 1289 . Такое стремление к Богу оценивается как весьма полезное для духовной жизни и как таковое оно соответствует и желанию Божию. «Он [Бог] томим желанием, чтобы мы жаждали Его (διψν τ διψσφθαι)» 1290 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Фреска Рафаэля «Афинская школа». Мыслители древности — Платон и Аристотель — ведут философский спор: где находится истинный центр Мира: на небе или на Земле? Логика — обоснованность выводов, которые мы делаем на основании имеющихся данных. Логика может быть дедуктивной, то есть содержать вывод из общего к частному по определенным правилам, или индуктивной — когда мы делаем общие выводы на основании частных случаев. Часто возникающая ошибка — необоснованная генерализация. Например: «Известный велосипедист N умер от рака — следовательно, езда на велосипеде провоцирует рак». Собрав статистику по велосипедистам, мы легко можем убедиться, что это не так. Время от времени нам говорят, что вера есть форма безумия, и приводят примеры религиозных людей, действительно нездоровых психически. Однако в действительности, как показывает множество независимых исследований, верующие по статистике психически здоровее атеистов — они гораздо менее склонны к самоубийствам, алкоголизму и значительно больше довольны жизнью. Другая распространенная ошибка — «опровержение через злоупотребление», когда люди пытаются опровергнуть некое учение, указывая на то, какие-то порочные люди использовали его в порочных целях. Это один из самых избитых атеистических аргументов: от имени религии совершались преступления, следовательно, религия есть ложь и корень всего зла. Есть обратный вариант того же аргумента: эволюционная теория использовалась для оправдания евгеники, расизма и социал-дарвинизма, а ранние эволюционисты (Томас Хаксли, Эрнст Геккель) были убежденными расистами, следовательно, теория эволюции есть ложь и корень всего зла. Однако здесь вывод никак не следует из посылки, ведь порочные люди могут использовать в своих порочных целях все, что угодно, — науку, религию, патриотизм, демократию, права человека, свободу, порядок, абсолютно любые идеи и ценности. Если Рудольф Гесс сказал, что «национал-социализм — это прикладная биология», как это характеризует биологию? Никак. Это характеризует только Рудольфа Гесса.

http://zavet.ru/a/rss_1296208759.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010