Определили: 1) Изготовив для преподавателя Кишиневской духовной семинарии Сергея Маргаритова и инспектора Новгородской духовной семинарии иеромонаха Евдокима магистерские дипломы, – выдать их по принадлежности. 2) Об утверждении означенных лиц в степени магистра богословия сообщить (и сообщено) Правлениям Кишиневской и Новгородской духовных семинарий. V. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. июля 9. В Совет Московской Духовной —198— Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 30 июня за 3270: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Преосвященного Митрополита С.-Петербургского, от 2 сего июня 2475, по ходатайству Преосвященного Дионисия Епископа Ретимносского, на острове Крите, о принятии в Московскую Духовную Академию диакона Дионисия Марангудакиса, с назначением стипендии на его содержание. Приказали: Во внимание к ходатайству Преосвященного Ретимносского, разрешить Правлению Московской Духовной Академии принять диакона Дионисия Марангудакиса в число студентов первого курса; на содержание же его в Академии, со дня поступления, назначить Марангудакису стинендию, в установленном размере, из духовно-учебного капитала (Отд. I § 2); о чем и уведомить Ваше Преосвященство и Преосвященного Митрополита С.-Петербургского указами». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. июля 20. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 июля за 3761: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 20 минувшего июня 12556, по переданному Товарищем Министра Иностранных дел ходатайству Митрополита Афинского Прокопия о Принятии в одну из духовных академий двух окончивших университетских курс архимандритов Панарета Дулигериса и Анфима Лаипас, с назначением стипендий на их содержание. Приказали: Во внимание к ходатайству Преосвященного Митрополита Афинского разрешить Правлению Московской Духовной Академии принять архимандритов Панарета Дулигериса и Анфима Лаипас в число академических студентов первого курса; на содержание же их в академии, со дня поступления, назначить Дулигерису и Лаипасу стипендии, в установленном размере, из остатков от поступивших в распоряжение духовного ведомства доходов с бессарабских имений заграничных монастырей: о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

216]. Эти головокружительные «откровения» Бероса поразили весь тогдашний интеллектуальный греческий мир так, что сам Берос получил приглашение поселиться на греческом о. Кос (одном из ведущих центров эллинской культуры), где располагалась старинная школа врачей асклепиадов. Поселившись на этом острове вавилонский жрец эллинизировался и нашел многочисленных и благодарных слушателей для своих лекций. Именно на о. Кос и произошло соединение восточной мистики с греческой философией, плодом которой и стала «научная» греческая астрология. Здесь же на острове Кос, группа греческих философов, взявших на вооружение оккультно-мистические фантазии Востока, присвоила себе наименование - халдеи ( chaldaei ), в качестве самоидентификации. Эти греческие астрологи - халдеи, начиная с III в. до н.э. и до недавнего времени так долго вводили в заблуждение своим наименованием и древних и позднейших исследователей данной проблемы C. 217]. Не все и не сразу поверили в возможности астрологии, многие школы философов откровенно высмеивали новое увлечение, однако с течением времени благодаря усилиям школы стоиков (где было особенно много адептов астрологии) эта «наука» стала весьма популярна. Стоицизм (от греч. Stoa Poikile - «пестрый портик» в г. Афины), как философская школа, основана торговцем-семитом Зеноном из Китиона на о. Кипр. Посвятив всю свою жизнь философии Зенон нашел огромное число последователей в Афинах, где после его смерти афинский демос почтил его золотой короной. Школа, которую основал Зенон и главой которой он был с 322 г. до н.э. по 264 г. до н.э. после его смерти перешла в руки Клеанфа из Асса (до 232 г. до н.э.), а затем Хрисиппа из Сол (до 204 г. до н.э.). Зенон, Клеанф и Хрисипп со своими учениками привели свою философию в систему, которую в науке принято называть «Древней Стоей». Стоицизм этого периода опирался на широкое видение мира, в котором ведущее место занимала логика и натурфилософия (физика). Великолепный порядок мира доказывает, учили стоики, что он управляется разумом («нус» - ум, разумная часть души) и этот разум имманентен миру, он растворен в материи и он есть огонь одухотворяющий и утверждающий.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Со временем в зап. традиции развивается интерес не только к логическим сочинениям А., но и к др. его текстам. Важная роль в этом принадлежит переводам с араб., осуществленным, в частности, толедской школой, возникшей в XII в. при дворе еп. Раймунда. Посредническую роль в передаче античного наследия арабам сыграли сир. несториане. Расцвет переводческой деятельности в араб. мире приходится на VIII в. при династии Аббасидов . Первые переводы на араб. (с сир.) язык были сделаны сир. врачами из Гундешапура, где существовала несторианская школа. После закрытия имп. Юстинианом в 529 г. языческих школ в Месопотамию (в Карры?) переселились афинские неоплатоники, школа к-рых (см. Афинская школа платонизма ) продолжала существовать до X в. Это обстоятельство повлияло на понимание аристотелевского учения первым крупным араб. аристотеликом аль-Кинди (ок. 800 - ок. 873). В IX-X вв. выдающимися переводчиками А. были Хунайн ибн Исхак (IX в.) и его сын Исхак ибн Хунайн (ум. в 911). Последний перевел «Категории», «Об истолковании», его перевод «Органона» позднее считался образцовым. Аль- Фараби (ок. 870-950/51), «второй учитель» (после самого А.), занимался аристотелевской логикой, развивал политические идеи Стагирита. Ибн Сина (латиниз. Авиценна) (980-1037), «князь философов, третий учитель», оказал огромное влияние на последующее развитие аристотелизма своими неоплатоническими по духу (учение об эманации и провидении) парафразами сочинений А. Книга аль- Газали (1059-1111) «Стремления философов», в к-рой с целью последующего опровержения излагались взгляды А., была переведена в сер. XII в. на лат. и парадоксальным образом стала на Западе популярным учебником аристотелевской философии. Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс) (1126-1198), «Комментатор», оставил свои толкования (комментарии и парафразы) на все сочинения А. (за исключением оставшейся недоступной арабам «Политики»). Важным звеном между араб. аристотелизмом и рецепцией А. на лат. Западе была евр. средневек. философия. В 1161 г. появляется соч. «Возвышенная вера» Авраама бен Давида из Толедо, в к-ром с позиции аристотелизма критикуется неоплатоническое учение Ибн Гебироля . В естественнонаучной («подлунной») части своей системы евр. средневек. философ М. Маймонид (1135-1204) опирается на учение А. и комментарии к нему Авиценны. «Путеводитель блуждающих» Маймонида был переведен на лат. язык по заказу имп. Фридриха II . С евр. рецепцией А. Запад познакомился к XIII в.

http://pravenc.ru/text/76004.html

Школа с ее определившимся у греков учебным планом, в двух стадиях учения: грамматика и риторика, перешла еще во время республики в Италию, а в императорское время получила повсеместное распространение. С тех пор как император Веспасиан дал высокое общественное положение авторитетному учителю риторики Квинтилиану, распространение школ, содержимых на средства отдельных городов, быстро пошло по Италии, а затем и по провинциям. При Марке Аврелии в Афинах государство пришло на помощь существовавшим там философским школам, и представители разных систем, академики, стоики, эпикурейцы были обеспечены содержанием от государства. С течением времени сложился своеобразный тип высшей школы, выработавшей постепенно свою особенную академическую жизнь. Высшая школа в Афинах пользовалась широкой известностью и привлекала к себе молодых людей, искавших высшего просвещения помимо того риторического образования, которое можно было получить повсюду. Вместе с торжеством христианства и признанием его государственной религией Афинская школа, жившая старыми преданиями и привлекавшая к себе умственные силы с греческого Востока, стала духовным оплотом язычества. Но дух этой школы не был воинствующим, и если Юлиан вынес оттуда свое утверждение в отпадении от христианства, то его современники Василий Великий и Григорий Богослов приобрели там же глубину философского образования, которое послужило им для обоснования истин христианства. Теперь, когда спутницей жизни римского императора была воспитанница Афинской школы, новообращенная христианка, возникла мысль создать новое высшее образовательное учреждение в столице империи, чтобы оно могло явиться центром просвещения христианского общества. Афинский университет остался неприкосновенным и по-прежнему пользовался предоставленными ему в разное время имуществами, а наряду с ним возникло новое просветительное учреждение в Константинополе. 691 В восьмой части города, на Капитолии, были отведены для аудиторий обширные залы (exedrae), примыкавшие к северному портику форума Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Так мыслит и так говорит в наше время герой-ученый. Но не только ученый может стать героем нашего времени, но и политик. Политиков обескураживает наше время, политика-героя ничто не может обескуражить. Рядовой политик рассуждает так: Разумную политику можно было вести только в прошлом, ибо тогда отношения между людьми были порядочнее. В прошлом человек был дисциплинированнее, и как гражданин страны, и как представитель своего народа. Прежние политики обращались к людям, как к гражданам, как к патриотам, как к братьям, и люди отзывались на их призыв и следовали за ними. К кому может взывать и к чему призывать нынешний политик? К гражданам? Но граждан страны сейчас не существует − есть лишь члены той или иной партии, а на члена одной партии политик из другой партии может влиять не больше, чем на граждан другого, например, вражеского государства. Знаменитые афинские и римские ораторы могли одной речью сгладить, как мы сегодня сказали бы, все межпартийные разногласия между гражданами, уничтожить разделяющую их пропасть, сплотить и зажечь сердца для общего дела. Сегодня такого успеха не могут добиться самые искусные ораторы. Сегодня устранить межпартийные разногласия и унять вражду между народами в любом парламенте Европы не удалось бы даже непревзойденным в ораторстве грекам и римлянам, восстань они из могил. Члены партий, конечно, восхищались бы их красноречием, аплодировали и любезно раскланивались с ними, но во время голосования, они не посчитались бы с мнением Демосфена или Цицерона, а приняли бы позицию своих партийных вождей. К чему же взывать? К достоинству? К совести? К гуманности? К братской любви? К морали? Но сегодня все это подвергается сомнению. Все, что в прошлом составляло основу общественного строя и жизни, пошатнулось и обесценилось. Когда-то существовали понятия, которые никто не смел ставить под вопрос и обсуждать − сейчас нет. Когда-то были авторитеты − сегодня нет. Когда-то и безумному не могло прийти в голову, что вера, мораль, армия, авторитет правительства будут не нужны государству. Сегодня так думают многие. Когда-то общественная жизнь строилась на святости брака и домашнем воспитании детей. Сегодня брак утратил ореол святости и приобрел характер оргии и торга, а домашнее воспитание свелось к тому, чтобы накормить, одеть и отправить ребенка в школу. Когда-то государственная политика доверяла школе воспитание граждан, вдохновенных и сильных духом, сегодня школа перестала быть центром воспитания и стала центром упадничества, где молодёжь перегружают ненужными и чрезмерными знаниями. Воспитание детей отдано самим детям, семья кормит и одевает, школа набивает знаниями, иными словами, семья набивает чрево, а школа − голову. Никто не воспитывает сердце, только сам ребенок и улица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По сво­ей многопрофильное™ это был действительно университет. По штатному расписанию в нем предусматривались кафедры для 31 профессора: трех латинских и пяти греческих риторов, или софи­стов, десяти греческих и десяти латинских грамматиков, одного философа и двух юристов. Профессора получали солидное жало­вание из казны, в связи с чем им воспрещалось давать частные уроки. По своему статусу они были чиновниками, и даже высо­копоставленными: при открытии университета несколько про­фессоров были возведены императором в сан комитов, которым удостаивались среди прочих президы провинций. Остальным пре­доставлялось право быть возведенными в этот титул при условии успешного прохождения преподавательской карьеры в течение 20 лет. «Новый христианский центр просвещения в Константи­нополе явился опасным соперником для Афинской языческой школы, которая приходила во все больший упадок. В последу­ющей истории Византии высшая школа Феодосия II явится тем очагом, около которого будут объединяться лучшие умственные силы империи» 952 . Хотя в V столетии Афинская школа склонялась уже к зака­ту, но популярность ее еще была велика и в этом веке в ее ауди­ториях читал лекции один из крупнейших философов неоплато­низма – последний из могикан язычества Прокл, прозванный Диадохом, то есть преемником своего предшественника по возглавлению школы. Он родился в 410 г. в Константинополе в семье выходцев из ликийского города Ксанфы, учился в Александрии у философа-перипатетика Олимпиодора и у математика Герона и в Афинах у неоплатоника Плутарха и его дочери Асклепигении, которая обучила его теургической оккультной практике, а затем у Сириана. Прокл вел аскетическую жизнь, не вступал в брак, не вкушал мяса и соблюдал особые посты, которые прак­тиковались почитателями Кибелы; его биограф Марин писал о его общении с являвшимися ему богами. Прокл преподавал философию и математику и написал многочисленные сочине­ния по этим наукам, значительная часть которых дошла до нас в греческом подлиннике, а некоторые – в переводе на латин­ский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1134 Мало, очень мало! Любопытный вопрос: поступают ли и сколько поступают в Афинский богословский факультет Греков, подчиненных турецкой власти, и в частности из Константинопольского патриархата, – но для решения его мы не располагаем данными. Тем не менее мы считаем невероятными чтобы из числа 2.518 слушателей (в течение 1837–77 г.), прибывших учиться сюда и принадлежащих к поданным турецкой власти, совсем не было таких лиц, которые записались бы на богословский факультет. Но во всяком случае, по уверению А.А. Дмитриевского , воспитанники Халкинской школы на богословский факультет в Афинах нейдут. Он говорит: «часть воспитанников Халкинской школы по окончании курса, (разумеются, не имеющие свящ. сана), снимая с себя риски и камилавки, именуемые скуфами, подстригают себе волосы и поступают на все факультеты Афинского университета, кроме факультета богословского». 1135 Впрочем, оставляем это известие на ответственности нашего востоковеда… Историки греческой церкви, когда сообщают сведения о богословском афинском факультете, то непременно при этом упоминают о Ризариевской школе или гимназии, находящейся в Афинах. Что это за школа, и какое отношение —69— она имеет к богословской науке и духовным интересами? Ризариевская гимназия, по мысли ее основателей – Греков, братьев Ризариев, должна была сделаться чем-то в роде духовной семинарии в Афинах. Обладая большим капиталом и желая помочь духовному образованию в греческом королевстве, они, по завещанию, отказали свои богатства на устроение школы в Афинах, которая должна была обучать и воспитывать юношей, имеющих в виду сделаться впоследствии священниками в Греции. Некоторые из воспитанников должны были и содержание получать от школы же, в качестве пансионеров. Ризариевская школа открыта в 1844 году. 1136 Имеет 6 классов, в которых проходятся следующая науки: 1) Греческий и латинский языки, 2) История и география, 3) математика, 4) физика, 5) элементарная философия, 6) французский язык, 7) христианская нравственность, 8) катехизис, 9) свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   (61, 1) Хилону Лакедемонянину приписывают изречение «ничего сверх меры». Но Стратон в своей книге Об открытиях приписывает его Содаму из Тегеи. Дидим же думает, что гном этот принадлежим Солону. Он же приписывает Клеобулу такое изречение: «Мера есть во всем наилучшее».    (2) Что касается изречения «поручившись за кого-либо, жди беды», то Клеомен в своей книге о Гесиоде пишет, что ранее всех об этом говорил Гомер:    Всегда неверна за неверных порука.    В школе Аристотеля считают, что это изречение принадлежит Хилону, а Дидим приписывает его Фалесу.    (3) Пойдем далее. Изречение «все люди злы» или «люди по большей ча­сти злы» (оно известно в этих двух формах), следуя Сотаду из Византия, приписывают Бианту. Они же изречение: «Усердие все очищает» приписывают Периандру, а гном «пользуйся случаем» — Питтаку. (4) Солон был афинским законодателем, а Питтак дал законы Митиленам.    Вслед за ними Пифагор, ученик Ферекида, первым назвал себя философом.    (62, 1) От названных мужей произошли три философские школы, каждая из которых называется по тому месту, где она процветала. Италийская школа была основана Пифагором, ионийская — Фалесом и элейская — Ксенофаном. (2) Согласно Гиппоботу, Пифагор был сыном Мнесарха с острова Самос. Однако Аристоксен в Жизнеописании Пифагора, а также Аристарх и Теопомп утверждают, что родом он был из Тира. Неанф говорит, что он происходил из Сирии или из Тира, так что большинство согласны, что Пифагор был варварского происхождения.    (3) Но и Фалес, как свидетельствуют Леандр и Геродот, был финикийцем, а согласно другим происходил из Милета. (4) Он, как кажется, был единственным из философов, получившим свое знание непосредственно у египетских мудрецов. Поэтому никто из древних не называется его учителем, даже Ферекид, учеником которого был Пифагор.    (63, 1) Италийская школа основана была Пифагором и расположена в Метапонте, однако она не пережила ее создателя.    (2) Преемником Фалеса был Анаксимандр, сын Праксиада из Милета. За ним следовал Анаксимен, сын Евристрата из Милета. Далее следовал Анаксагор, сын Гегезибула из Клазомен. Именно он перенес ионийскую школу в Афины. (3) Преемником его был Архелай, которого слушал Сократ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И на следующей странице: «Императоры, заботясь о науке, создают также и библиотеки для сохранения старинных рукописей и создания новых. Для этой цели в Константинополе учреждена комиссия из семи каллиграфов, из которых четверо были специалистами по греческому и трое – по латинскому письму. Назначенная комиссия должна была снимать копии со старых кодексов и восстанавливать обветшавшие. Так сохраняются древние рукописи, и единовременно в Константинополе развивается школа специалистов-каллиграфов. Никак нельзя думать, чтобы Юстиниан I, закрывший афинский университет по политическим соображениям, мог закрыть и константинопольскую высшую школу, ибо известно, что он покровительствовал изучению права и открыл для этого предмета кафедры в существовавших при нем университетах: бейрутском, римском и константинопольском 506 . Историк Юстиниана Прокопий говорит не о закрытии при нем школ, а о сокращении выдачи жалованья профессорам. Впрочем, в дальнейшем мы будем не раз встречаться с высшей школой в Константинополе. Вообще наука и искусство нигде не пользовались в Средние века таким вниманием, как в Константинополе» 507 . Магнаврская школа (о ней есть некоторая нечеткость в сведениях) возникла около 849 г. (или 855–856 гг.) в качестве наследницы вышеупомянутой высшей школы. Ряд историков считает ее первым университетом (хотя и не в точном соответствии со стандартами появившихся позднее университетов в Западной Европе!). Наибольшего расцвета достигла в XI–XII вв., когда в ее рамках сложились юридический и философский «факультеты», а также около тридцати «кафедр» медицины, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, риторики и прочих предметов, преподаваемых на латинском и греческом языках. Просуществовала до середины XV в., когда Константинополь был захвачен турками, периодически преобразуясь в частное или подчиненное Церкви образовательное учреждение. Кроме глубин христианской догматики, в ней изучались древние философские учения, римское право, а также иудаизм и ислам . Знание последних достижений науки и культуры требовалось для правильного управления государством и Церковью и считалось особенно полезным в политической борьбе, дипломатической и миссионерской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

( 61 , 1) Хилону Лакедемонянину приписывают изречение «ничего сверх меры». Но Стратон в своей книге Об открытиях приписывает его Содаму из Тегеи. Дидим же думает, что гном этот принадлежим Солону. Он же приписывает Клеобулу такое изречение: «Мера есть во всем наилучшее». (2) Что касается изречения «поручившись за кого–либо, жди беды», то Клеомен в своей книге о Гесиоде пишет, что ранее всех об этом говорил Гомер: Всегда неверна за неверных порука.  В школе Аристотеля считают, что это изречение принадлежит Хилону, а Дидим приписывает его Фалесу. (3) Пойдем далее. Изречение «все люди злы» или «люди по большей части злы» (оно известно в этих двух формах), следуя Сотаду из Византия, приписывают Бианту. Они же изречение: «Усердие все очищает» приписывают Периандру, а гном «пользуйся случаем» — Питтаку. (4) Солон был афинским законодателем, а Питтак дал законы Митиленам. ( 62 , 1) От названных мужей произошли три философские школы, каждая из которых называется по тому месту, где она процветала. Италийская школа была основана Пифагором, ионийская — Фалесом и элейская — Ксенофаном. (2) Согласно Гиппоботу, Пифагор был сыном Мнесарха с острова Самос. Однако Аристоксен в Жизнеописании Пифагора, а также Аристарх и Теопомп утверждают, что родом он был из Тира. Неанф говорит, что он происходил из Сирии или из Тира, так что большинство согласны, что Пифагор был варварского происхождения. (3) Но и Фалес, как свидетельствуют Леандр и Геродот, был финикийцем, а согласно другим происходил из Милета. (4) Он, как кажется, был единственным из философов, получившим свое знание непосредственно у египетских мудрецов. Поэтому никто из древних не называется его учителем, даже Ферекид, учеником которого был Пифагор. ( 63 , 1) Италийская школа основана была Пифагором и расположена в Метапонте, однако она не пережила ее создателя. (2) Преемником Фалеса был Анаксимандр, сын Праксиада из Милета. За ним следовал Анаксимен, сын Евристрата из Милета. Далее следовал Анаксагор, сын Гегезибула из Клазомен. Именно он перенес ионийскую школу в Афины. (3) Преемником его был Архелай, которого слушал Сократ. Но их покинул бывший каменотес И правдолюб, очаровавший эллинов словами,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010