Императрица Евдокия (Афинаида) (конец IV начало V в. – 460 г.) Об императрице Евдокии, жене Феодосия II, говорят многие византийские историки – ее современники Сократ и Созомен – и более поздние – Малала, Евагрий, Фотий, Цец и др. Ее необычайная судьба постепенно описывалась все более подробно и дала почву для создания романтической истории, объясняющей ее возвышение до сана императрицы, ее ссылку и смерть в Иерусалиме. Евдокия родилась в конце IV или начале V в. и была дочерью афинского софиста Леонтия, преподавателя философии и риторики. Ее отец был язычником, в этой же вере воспитывалась его дочь, носившая имя Афинаиды. С ранних лет она стала ученицей отца и проявила большие способности к литературе и ораторскому искусству; кроме родного греческого языка она знала и латинский. После смерти отца, оставившего ей очень скудное наследство по сравнению с ее двумя братьями, Афинаида, выгнанная этими братьями из дома, отправилась в Константинополь, где жила сестра ее отца, искать справедливости. Ее тетка добилась для нее приема у старшей сестры молодого императора, Пульхерии, фактической правительницы Восточной империи. Пульхерия была поражена умом, образованностью и редкой красотой Афинаиды и стала расспрашивать ее служанку, девушка ли она. Получив утвердительный ответ, она предложила Афинаиде стать женой Феодосия, но, конечно, отказаться от язычества, креститься и принять христианское имя: Пульхерия была крайне религиозна, да к тому же на византийском престоле уже почти сто лет не было ни одного язычника. Афинаида согласилась и в 421 г. была обвенчана с императором, приняв в крещении имя Евдокии. Судя по ее дальнейшей деятельности она искренно увлеклась христианской догматикой и стала ревностной христианкой. Около 430 г. она совершила поездку в Иерусалим на поклонение гробу Господню, а свои литературные интересы направила на изложение библейских преданий Ветхого и Нового Заветов греческим гекзаметром. Прекрасно зная поэмы Гомера, она пользовалась в этих переложениях его эпитетами, метафорами и образами, часто и целыми стихами. (Этот тип стихотворства был в ту пору распространен и носил название «лоскутных» стихов – ντρα, или centones.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евдокия Царица, св. - житие Евдокия (лат. Aelia Eudocia Augusta, до крещения Афинаида (Athenais); ок. 401 — 20 октября 460 года) — супруга императора Феодосия II. Известна как талантливая поэтесса, некоторое время покровительствовала монофизитам. Провела последние годы своей жизни в Иерусалиме, занимаясь строительством церквей и благотворительностью. Канонизирована Православной церковью в лике благоверных, память 13 августа (по юлианскому календарю). Евдокия родилась в Афинах около 401 года, была дочерью философа Леонтия (кроме дочери, у него было ещё два сына, Валерий и Гезий). Её отец был ритором в Афинской академии и возможно являлся другом историка Олимпиодора По рождению Евдокия была язычницей и носила имя Афинаида (в честь богини Афины). Когда её отец умер, то оставил следующее завещание: огласно византийскому хронисту Георгию Амартолу, Леонтий в своём завещании пророчески записал, объясняя малую долю наследства для Афинаиды, «ведь ей достаточно участи её». Ранняя биография Евдокии изложена у Иоанна Никейского (конец VII в.), Амартола и наиболее развёрнуто в стихотворной хронике XII века Константина Манассии. Афинаида просила братьев выдать ей согласно завещанию долю из наследства, но получила отказ и ушла жить к тётке по матери, которая увезла её в Константинополь к тётке по отцу. Обе тётки посоветовали Афинаиде обратиться за помощью в разрешении наследственного спора к Пульхерии, старшей сестре императора Феодосия II. Необходимо отметить, что Пульхерия в это время была занята по просьбе брата поисками ему невесты и удостоила Афинаиду встречей. Юная Афинаида была хороша собой, Иоанн Малала оставил такой отзыв о ней: «Юная женщина с замечательной внешностью, утончённая в манерах, с хорошей фигурой, обладающая даром красноречия, эллинка, девственница и дочь философа». Современный историк Шарль Диль так представил себе встречу Афинаиды с всемогущей сестрой императора: Афинаиде было двадцать лет. Поразительной красотой она обладала, и удивительным сложением, и довольно высоким ростом. Белокурые вьющиеся волосы золотым ореолом обрамляли лицо, ещё больше оттеняя свежесть и нежность её кожи; взгляд у неё был прекрасный, глаза умные и живые, в то же время скромно опускавшиеся; безукоризненной формы греческий нос и грациозная, благородная поступь дополняли обаяние молодой девушки. При этом она ещё умела хорошо говорить; свою просьбу она изложила в совершенстве. Пульхерия пришла в восторг, была сразу побеждена.

http://pravicon.com/info-2222

Святая Пульхерия избирает невесту царю, своему брату Когда греческому императору Феодосию Второму исполнилось двадцать лет, то святая Пульхерия, как старшая сестра и со правительница, почла за первую должность избрать ему супругу, достойную царского сана. Но так как она не поставляла богатство и знатность рода в числе достоинств, то и не могла долгое время через супружество составить счастье царю, своему брату. Наконец непредвидимый случай удовлетворил желанье сердца её. В Царьград приехала девица, именем Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, прекрасная, разумная и кроткая. Причина её приезда в столицу была довольно примечательна: отец Афинаиды, умирая, разделил все наследство сыновьям, ничего не отказал своей дочери, кроме нескольких злат ниц; и когда родственники спрашивали его, зачем без всего оставляет дочь свою, он сказал только: «Довольно для неё красоты и разума», и с сим словом скончался. Афинаидины братья были столь жестокосерды, что не хотели нарушить духовную отца своего. Растерзанная горестью девица уважала память родителя, но не могла простить столь непонятного равнодушия братьев; она решилась искать правосудия у престола и принесла жалобу святой Пульхерии. Невежда повсюду гоняется за счастьем и не может достигнуть его; мудрый, не думая о том, с помощью Неба делается благополучен. Царевна, увидев красоту Афинаиды, её разум и невинность сердца, вознамерилась эту сироту-девицу, лишенную части в своем достоянии, сделать участницею трона, и, так как Афинаида была язычница, то она просветила ее крещением, сама была матерью при крещении и вскоре сочетала с царем, своим братом. Как заблуждаются люди в важнейшем случае жизни – при выборе супруги! Один ищет богатства, другой – красоты, третий – благородства. Но сколь редко имеют в предмете разум и сердце! Возьмем в пример святую Пульхерию и не будем суетны в выборе подруги, которая должна решить счастье или несчастье наше на всю жизнь. (Из «Училища благочестия».) Читать далее Источник: Женские подвиги и добродетели в живых рассказах/Сост. свящ. Георгий Орлов. - Изд. 3-е, ил. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1913. - 278, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

7. Не будем суетны в выборе подруги жизни Когда греческому императору Феодосию Второму исполнилось двадцать лет, то Святая Пульхерия, как старшая сестра и соправительница, почла за первую должность избрать ему супругу, достойную царского сана. Но как богатство и знатность рода не поставляла она в числе достоинств, то и не могла долгое время через супружество составить счастия царю, своему брату. Наконец, непредвидиный случай помог ей исполнить желание сердца ее. В Царь-град приехала девица, именем Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, прекрасная, разумная и кроткая. Причина ее приезда в столицу была довольно замечательна: отец Афинаиды, умирая, разделил все наследство сыновьям, ничего не оказав своей дочери, кроме нескольких златниц; и когда родственники спрашивали его: зачем без всего оставляет он дочь свою? сказал только: «Довольно для нее красоты и разума» – и с этим словом скончался. Афинаидины братья были столь жестокосерды, что ни в чем не хотели нарушить духовного завещания отца своего. Растерзанная горестию, девица уважала память родителя; но не могла простить столь непонятного равнодушия братьям – она решилась искать правосудия у престола и принесла жалобу святой Пульхерии. Невежда повсюду гоняется за счастием и не может достигнуть его; мудрый, не думая о том, с помощию неба делается благополучен. Царевна, увидев красоту Афинаиды, ее разум и невинность сердца, вознамерилась эту осиротевшую девицу, лишенную части в своем достоянии, сделать участницею трона; и как Афинаида была язычница, то она просветила ее крещением, сама была материю при купели и вскоре сочетала с царем, своим братом. Как заблуждаются люди в важнейшем случае жизни – при выборе супруги! Один ищет богатств, другой – красоты, третий – благородства... Но только редкие ищут разума и сердца. Возьмем в пример святую Пульхерию и не будем суетны в выборе подруги, которая должна решить счастие или несчастие наше на всю жизнь (Из «Учил. благоч.», изд. Учил. Сов. при Св. Син. Спб. 1899, стр. 94 – 95.   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Теплым весенним днем 25 апреля 1751 г., когда по Неве, под окнами Зимнего дворца, уже шел ладожский лед, двор Елизаветы Петровны справлял «торжественное воспоминание» в честь 9летия со дня ее коронации. В этот день на театральной сцене во флигеле Зимнего дворца была представлена опера неаполитанского композитора Франческо Арайи (1700/1710–1767/1771), поставленная по либретто флорентийца Джузеппе Бонекки. Опера называлась «Eudossa incoronata o sia Téodosio II. Per festeggiare l’annua solennità dell’incoronazione di Sua Maestà Imperiale Elisabetta Prima imperadrice di tutte le Russie etc.». Текст либретто был переведен на русский язык надворным советником Адамом Олсуфьевым и напечатан в типографии императорской Академии наук под названием «Евдоксия венчанная, или Феодосий вторый». Опера была посвящена приключениям византийской императрицы Афинаиды (Евдокии) — дочери афинского философа Льва, которая, согласно сюжету, вынуждена спасаться от сватовства персидского царевича Камбиса в Константинополе. Там Афинаида знакомится с императрицей Пульхерией , сестрой Феодосия II (408–450), принимает крещение и становится женой императора. Сюжет оперы опирался на реальную историю императрицы Афинаиды (Евдокии), известную, в частности, из «Хронографии» Иоанны Малалы — автора VI в., а также из более поздних источников. В Византии Афинаида (Евдокия) была канонизирована. Хорошо известна византийская икона X в. из мрамора, инкрустированная драгоценными камнями, изображающая молящуюся императрицу в образе Оранты. История же несчастной любви персидского царевича к византийской императрице является вымыслом автора либретто и призвана заменить придворный анекдот, рассказанный Малалой, о любовной связи между Афинаидой и магистром оффиций Павлином. Данная связь будто бы послужила причиной казни Павлина и ссылки Афинаиды в Палестину после того, как императрица опрометчиво отослала любовнику золотое яблоко, подаренное мужем, а любовник, не знавший о происхождении подарка, отправил его императору (Mal. XIV). В действительности опала Афинаиды был связана с политическим противостоянием двух дворов: константинопольского двора императора и иерусалимского двора императрицы, которую жители восточных провинций империи называли «новой Еленой» за ее независимый стиль правления в Сирии и Египте. Историк VI в. Марцеллин Комит сообщает, в частности, о том, что опала Афинаиды последовала в 444 г. после того, как комит доместиков Сатурнин по приказу Феодосия казнил пресвитера Севира и диакона Иоанна, служивших при дворе императрицы, а Афинаида вслед за этим отдала приказ об умерщвлении Сатурнина (Marc. Com. a. 444).

http://bogoslov.ru/article/6192912

Кроме базилики святого Гроба, еще при Константине основана вторая базилика на месте Вознесения на Елеонской горе; на холме; Сиона базилика в память Тайной Вечери: церковь во имя св. Анны – на месте ее дома; над местом Успения Божией Матери в Иосафатовой долине, над источником Силоанским, и у пещеры пророка Иеремии: наконец, великолепная базилика была воздвигнута Константином в Вифлиеме – на месте рождества Христова и возле Мамврийского дуба. В тот же век Константина следует, отметить чудесное явление 8-го мая 351 г. на небе колоссального светлого креста, сиявшего над Голгофой и простиравшегося до Масличной горы, как описывает это явление незадолго до того избранный иерусалимским епископом св. Кирилл. Конец века отмечен знаменитыми паломничествами Иеронима, Павлы, св. Мелании и постройкою многочисленных обителей. Но в конце того же 4 в. начинаются и многочисленные нападения и нашествия то гуннов, то впоследствии готов и постоянные нападения сарацин. В 420 годах прибыла и после того поселилась на окончательное жительство известная императрица Евдоксия, супруга Феодосия младшего, известная своей высокою образованностью, дочь афинского философа – в девичестве Афинаида. Именно она принесла и поставила на Голгофе драгоценный крест из золота и драгоценных каменьев, украсив им тот уединенный, среди двора стоявший, холмик, который еще во времена св. Кирилла иерусалимского был наиболее наглядным памятником Распятия. Она построила в Иерусалиме несколько церквей, обителей, госпиталей, несколько лавр в пустыне, исправила стены Иерусалима, а дворец для его епископов (современная патриархия) был основан ею в широких современных размерах. Но она, же наполнила Иерусалим смутою партий, сначала своею враждой к Феодосию, а затем и участием в религиозных спорах, дошедших при ней до открытых военных действий. Именно она устроила знаменитую великолепную базилику во имя первомученика Стефана, превосходившую роскошью устройства церковь св. Гроба. Ея внучка, по имени Евдокия, бывшая замужем за сыном Гензериха, также кончила дни свои в Иерусалиме в той же базилике св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Под влиянием Рима гос. устройство А. возвратилось к олигархическому типу, возросло влияние ареопага. Со 146 г. до Р. Х., разделив участь всей Греции, А. подпали под власть Рима, но пользовались статусом города-союзника (civitas foederata), утратив свободу во внешней политике. В 87 г. рим. армия Суллы во время подавления антирим. движения в Греции, взяла штурмом и разграбила город; было вывезено много памятников искусства. В 27 г. до Р. Х., после образования на территории Греции рим. провинции Ахайя, А. сохранили свое устройство, считались самоуправляющейся городской общиной под властью Римского гос-ва и были освобождены от податей. А. в эпоху Римской империи. Развитие хритианской общины В первые века по Р. Х. А. оставались центром деятельности философских школ, объединившихся во II в. вокруг Афинской школы платонизма . Существовала также школа риторов, где преподавали грамматику и риторику. Громкая слава А. как «матери наук» привлекала в город молодежь из разных областей Римской империи. Здесь завершали свое образование рим. аристократы. В сознании образованного человека той эпохи А. представляли собой своеобразный музей, к-рый стремились посетить те, кто был знаком с классической греч. культурой. Классическое образование, к-рое давали афинские школы, ценилось не только среди язычников, но и среди христиан: в А. завершали свое образование как святители Василий Великий и Григорий Богослов , так и буд. имп. Юлиан Отступник . Дочерью одного из преподавателей философской школы была Афинаида, ставшая в 421 г. женой имп. Феодосия II и получившая в крещении имя Евдокия . Ок. 51 г. по Р. Х. ап. Павел посетил А. во время своего 2-го путешествия и выступил с проповедью в ареопаге (Деян 17. 15-34). Из характеристики, данной афинянам в НЗ, видно, что подчинение Риму не изменило характера жителей города: «Афиняне и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян 17. 21), как это, согласно свидетельствам древних авторов, было и в классический период греч.

http://pravenc.ru/text/77100.html

Насматривался я оттуда на красивую панораму города, широких полей за ним и далеких гор, и, конечно, говорил мысленно всему: прости! Ведь это – Афины ! Довольно сказать это слово, чтобы понять и простить мне мое увлечение. Давно уже они, славные и вещие и паче Рима вечные, за нами. Сглаживается их гнетущее обаяние, и мы, четверо собеседников, весело продолжаем затрапезную игру мифологическими именами. – Да и налгали же вы на весь свет, – говорю я профессору. – Как бы мы не лгали, так вы бы не знали теперь правды, – отвечает он. – Это как? – живо подхватывает третий собеседник. – Да, и так – и сяк. Не будь нас лгунов, вы бы до сих пор верили, например, что кроме ног нет другого способа двигаться человеку. А нам Эрихфоний вылгал вам коляску, и вот вы теперь, не шевеля ногами, передвигаетесь с места на место, да еще как! Спасибо ученому патриоту за урок, так кстати подошедший. Оно и мы тоже изобрели самовар, да только не записали имя своего Эрихфеония. Изобретатель же колеса, и на первый раз, конечно, одноколки, действительно, оказывается царем Афинским четвертым в ряду их, сыном Ифеста (Вулкана) и Атфиды, т. е. Аттики... Подобно отцу, он тоже хромал и по нужде сделался изобретателем. Знал я о нем еще по „Гражданской истории“ Шрекка, но как и предок мой Анахарсис, все перезабыл здесь под чарами мифологических лжей в роде сказания о Тиране Офоне, о северном некоем медведе, норовящем задушить некую Элладу, о колокольной вере народа русского, о скором – подай Господи! – и неминуемом (по Агафангелу) воцарении на семи холмах некоего Иоанниса, а вовсе не Константина XIII, как мечтал рублепомазанный К. Икономос и пр... Знаю, что прочитавший сии строки отыщет в них сквозящую инстанцию отомстить за одержанную Эрихфонием победу, но после последнего слова о дорогих Афинах, мне следовало же сказать последнее и о дешевом Афинаизме... На этом заключении застал меня последний оборот Эрихфотиевой махины в Пирее. Мы были перед домом г. Таволария. Тихое море приветствовало нас тихим лучем заходящего солнца. Приличный финал Афинским впечатлениям. Когда я в первый раз увидел преславный город, все в нем говорило мне о пробуждении, о рассвете, о восходе, почти что о воскресении. И на все это свежее чувство души отзывалось живо и радостно. Та жизненная череда миновала. Вместо возбуждающей картины яркосветлого востока, уже заглядывают в душу все более и более убаюкивающие образы заката, ухода, расставания, замирания... Similis simili gaudet! А когда наступят настоящие сумерки, думаю, что и любимый образ Афин сумеет принять тот отсвет безмятежной грусти, который один и понятен грустному, и нашед меня тоскующим о светлом дне, скажет как свой своему: что скорбишь и тужишь? Солнце ушло, но создавший его остался и есть тут с тобою, недалече от единого кого же до нас сущий, – то, что сказал Афинам в их Ареопаге Апостол. Да будет так!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

+++ …Античность знала много образов богинь, оплакивающих или даже сходящих в ад за своими возлюбленными чадами – это и Деметра, и двусмысленные богини Малой Азии. Поэтому почитание Матери Христа многим строгим христианам казалось опасной, граничащей с язычеством, традицией. Но Церковь смогла пережить соблазн не называть Богородицу странным теперь для нашего слуха именем «Христородица», предложенным Несторием. На тех, кто любил Богоматерь, уже не падала тень «недостаточно воцерковленных» или «страдающих языческими пережитками». Высокое религиозное чувство античных людей, предчувствовавшее образ Девы-Матери в слабых, словно подёрнутых дымкой, образах богинь-дев и богинь-матерей, защитниц рода человеческого, нашло исполнение своей надежды в Богородице. Той, что была не богиней, Той, что страдала как Мать, Той, что видела страждущим Сына Своего и Бога Своего – и осталась верной Ему… Сына с любовью Она обняла, и, лиющая слезы Стала Ему целовать главу и светлые очи,      Также и обе руки, горячие слезы роняя.            …            С смертного ложа, увы! не простер Ты руки Мне любезной; Слова не молвил заветного , слова, которое б вечно Я поминала и ночи и дни, обливаясь слезами!               Нет; но тоска о Тебе, Мой Сын, о Твоем миролюбном             Нраве и разуме светлом Мне дух и сердце сгубила.   Я о Тебе, Мой сладчайший, все дни неутешно рыдаю.              Ныне же Ты в Аидовы домы, в подземные бездны     Сходишь навек и Меня к неутешной тоске покидаешь» ( св. благоверная царица Евдокия. Гомеровский центон, «Плач Богоматери» ) После преодоления несторианского соблазна, день Успения Богоматери, постепенно стал самым распространенным днем ее  почитания в античном христианском мире. В этом мире императоры были уже христианскими, а язычники были в меньшинстве, хотя и могли занимать довольно высокие должности.  Отец будущей императрицы Евдокии, философ Леонтий, был образованным язычником, преподавателем Афинской Академии, которую основал сам Платон. Дочери он дал имя «Афинаида», в честь богини-девы, защитницы Древней Греции…

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-i...

Гармоничные отношения между двумя империями объясняют непривычно благоприятный статус христианства в Персии во время царствования Йездигерда 1. Персидская традиция, которая отражает умонастроение магов и знати, называет Йездигерда " отступником " , " безнравственным " (the Wicked), другом Рима и христиан и преследователем магов. Христианские же источники восхваляют его за доброту, мягкость и иногда даже заявляют, что он был готов обратиться в христианство. На деле же, конечно, Йездигерд I, подобно Константину Великому, оценил, сколь велико значение христианского элемента в его империи для его собственных политических планов. В 409 г. он официально гарантировал христианам открыто отправлять культ и восстанавливать церкви. Некоторые историки называют этот декрет Миланским эдиктом для сирийской церкви. В 410 году собрался собор в Селевкии, на котором и была организована христианская церковь в Персии. Епископ Селевкии Ктесифона был избран главой церкви. Он получил титул " католикоса " и имел резиденцию в столице персидской империи. Члены совета сделали следующее заявление: " Мы все единодушно умоляем нашего Милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, Царя Царей, и чтобы его годы были продолжены на поколения поколений и на годы годов " . Христиане не пользовались полной свободой долгое время. Преследования возобновились в последние годы царствования Йездигерда. Не обладая государственными талантами и мало интересуясь делами правления, Феодосии в течение своего долгого царствования стоял почти в стороне от них; он имел склонность к уединенной жизни, живя во дворце как в монастыре, и посвящал много времени каллиграфии, переписывая своим красивым почерком древние рукописи. Но Феодосия окружали талантливые и энергичные люди, которые немало способствовали тому, что время его правления ознаменовано важными событиями во внутренней жизни государства. Поэтому современная наука перестает смотреть на Феодосия, как на человека безвольного и бесталанного. Особенным влиянием пользовалась в течение всей жизни Феодосия его благочестивая и не лишенная государственного ума сестра Пульхерия. Благодаря последней Феодосии женился на дочери афинского философа Афинаиде, названной во святом крещении Евдокией. Получив в Афинах прекрасное образование и обладая литературным талантом, она написала несколько дошедших до нас сочинений, в которых, помимо религиозных сюжетов, нашли отражение и современные политические события.

http://sedmitza.ru/lib/text/434259/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009