Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. царица Евдокия. Мраморная инкрустация (X-XI в., Константинополь). Стамбул, Археологический музей Евдокия Элия Афинаида, Старшая ( 400 - 460 ), императрица Восточно-Римская , святая благоверная Память 13 августа (Греч. ) Родилась в Афинах в 400 году, дочь Леонтия Софиста, язычника и учителя риторики. Была необычайно красива и хорошо образована отцом. В 421 г. она осталась практически без средств к существованию, так как Леонтий умер, все состояние завещав ее братьям, а ей оставив лишь сто золотых, на том основании, что " ее от всех забот избавит счастливый случай, удача, какой не выпадало на долю ни одной женщине " . Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь , к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии , сестры императора Феодосия II Малого , которая так пленилась ее красотой, умом и красноречием, что сделала ее своей придворной дамой и убедила креститься . Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик с именем Евдокия. 7 июня 421 года Евдокия стала супругой императора, а 2 января 423 года была объявлена августой . Император Феодосий горячо полюбил свою жену. К несчастью для него, впоследствии между двумя глубоко почитаемыми им женщинами, Пульхерией и Евдокией, испортились отношения. В высшей степени важно, что царица Евдокия осталась незамешанной ни в одну политическую или придворную интригу и ни разу не позволила себе резких мер против преобладающего влияния августы Пульхерии. В 437 г. в Константинополе дочь Феодосия и Евдокии царевна Евдокия сосватана была за Валентиниана III , императора Западной империи. Это было важное политическое событие, сулившее для Восточной империи расширение ее политического влияния на Западе. После этого события царица Евдокия предприняла путешествие ко святым местам. По пути в Иерусалим она посетила Антиохию , где она оказала поистине царскую щедрость, назначив 200 ф. золота на исправление бань и приказав расширить городские стены на казенные средства, за что благодарные жители воздвигли ей статую.

http://drevo-info.ru/articles/13121.html

I, с. 27]. Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь, к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии. Красивая и образованная, Афинаида произвела на августу сильнейшее впечатление, и последняя решила сделать ее супругой брата. Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик. Препятствий для брака не было, и 7 июня 421 г. Евдокия стала женой Феодосия II. Через год императрица родила дочь Лицинию Евдоксию, ставшую впоследствии женой Валентиниана III. 2 января 423 г. Феодосий II объявил жену августой. Образование Афинаида-Евдокия имела блестящее, к тому же она осталась в памяти потомков как талантливая поэтесса, сочинившая множество произведений как на героические (стихи о победах римлян над персами), так и  на религиозные темы – стихотворные переложения некоторых книг Ветхого Завета, отрывков Евангелий, известную даже в позднем средневековье поэму о св. Киприане (см. В 438 г. августа Евдокия отправилась паломницей в Иерусалим. Посетив по дороге сирийскую Антиохию, она пожертвовала городу большие средства на ремонт стен и общественных сооружений, за что благодарные жители воздвигли ей статую. Случившаяся в 441 г. история с Павлином лишила Евдокию благосклонности царственного супруга. Опальная императрица сама покинула Константинополь и отправилась в Иерусалим, где и прожила остаток жизни. По слухам, через некоторое время двух местных клириков обвинили в конкубинате с ней и казнили. В отместку Евдокия сумела подослать убийц к автору доносов, одному столичному сановнику. Умерла Евдокия тихо, 20 октября 460 г. и была похоронена в базилике св. Стефана, которую при жизни построила на свои средства. Перед смертью она горько жаловалась духовнику, что в связи с Павлином невиновна и пала жертвой злой клеветы. Пульхерия (399 – 453, августа с 414) Старшая сестра Феодосия II в период с 414 до конца двадцатых годов реально правила империей, имея неограниченное влияние на брата. В 414 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока шла война с персами, Феодосий вступил в брак. Когда ему исполнилось 19 лет, он сообщил о своем намере­нии жениться Пульхерии, и та подобрала ему невесту. Выбор пал на отличавшуюся поразительной красотой и незаурядным умом, прекрасно образованную юную гречанку по имени Афинаида, которая, впрочем, была на 9 лет старше Феодосия. Дочь известного философа Леонтия, одного из профессоров Афин­ской школы, она приехала в столицу с жалобой на своих бра­тьев, которые после смерти отца оставили ее без средств, разде­лив наследство между собой. В Константинополе она добилась приема у Пульхерии, и та, исполнившись к ней сочувствия, при­гласила ее пожить во дворце. Ее она и предложила в невесты брату. Свою невесту Феодосий увидел через занавеску, и она взволновала его своей красотой. Выросшая в семье язычни­ка, Афинаида не была крещена. Поэтому в преддверии бра­ка она приняла от руки Константинопольского архиепископа Аттика Таинство крещения и получила новое имя Евдокия, ее восприемницей стала Пульхерия. Бракосочетание состоялось 7 июня 421 г. Год спустя у молодоженов родилась дочь, крещенная с име­нем своей бабушки Евдоксии. В 423 г. Евдокия, по совету Пуль­херии, была своим мужем удостоена титула августы, который сравнял ее по чести с золовкой. Евдокия искренне приняла хри­стианство. Обладая поэтическим талантом и начитанная в клас­сической греческой литературе, она писала поэмы, перелагая в стихах эпизоды из библейской истории. Между тем в 417 г. Галла Плацидия, овдовевшая после смер­ти своего первого мужа, короля готов Атаульфа, и вернувшаяся в Равенну, была выдана замуж за римского полководца иллирий­ского происхождения Констанция, нанесшего ряд сокруши­тельных ударов по претендовавшим на верховную власть узур­паторам, не по расположению сердца, но по политическим и династическим соображениям. Император Гонорий в этом году удостоил ее нового мужа во второй раз званием своего коллеги по консулату – сам он провозглашался консулом уже в 11-й раз, а также титулом патриция. В следующем году в семье Констан­ция и Плацидии родилась дочь Гонория, а в 418 г. сын Валенти­ниан, грудным младенцем награжденный титулом нобилиссима, который в иерархии отличий занимал следующее место после цезаря. В 421 г. Плацидия была провозглашена августой, а ее муж – августом и соправителем императора Гонория. В Кон­стантинополе этого возвышения Констанция не признали, но и особой проблемы из возникшего в результате такого непри­знания расхождения в отношении к рангу Констанция делать не стали, а полгода спустя зазор во взаимоотношениях двух дво­ров – Константинопольского и Равеннского – вовсе исчез вви­ду смерти Констанция.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава VII. Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдош. Августин о граде Божием. Ефесский собор. Монофизиты После падения Западной империи носителем императорского титула оставался малолетний Феодосий II, стоявший во главе Византийской империи почти всю первую половину V в. (408–450). Ни Феодосий II, ни его ближайшие преемники не относятся к числу таких деятелей, которые были бы в состоянии направлять исторические события или подготовлять других к исполнению важных предначертаний. Нет, V столетие не располагает такими людьми на троне, вследствие чего события, не завися от воли отдельных личностей, идут тем нормальным течением, которое определялось как неизбежностью самих событий, так и логическим их развитием. Вступив в 7 лет на престол, Феодосий уже по малолетству не мог управлять делами огромной империи, переживавшей притом необычайно тревожную и критическую эпоху. Впрочем, Феодосий и в юном возрасте, и в зрелых годах не выходил из-под влияния окружавших его и приближенных к нему лиц. То обстоятельство, что судьбы Восточной империи, попав в руки человека, который всего больше прилежал к искусству каллиграфии, т.е. к красивой переписке древних рукописей и к уединенной, почти монастырской жизни, несмотря на это, не испытали сильных потрясений, имеет себе объяснение в том, что вблизи Феодосия оказались лица, способные руководить им ко благу. Первые годы царствования во главе управления стоял префект Востока Анфемий, удерживавший влияние, по-видимому, до 414 г. Это был человек, насколько можно судить по скудным сведениям о нем, стоявший на высоте занятого им положения. Ему ставят в упрек – едва ли, впрочем, основательно – недостаток твердости в деле константинопольского архиепископа И. Златоуста и супруги Аркадия, говорят, что он мог бы при добром желании оказать ему должную защиту. С 414 г. можно считать уже определившимся влияние Пульхерии, сестры Феодосия, которая была старше его только двумя годами и, между тем, приобрела почти безграничное влияние на своего брата. Будучи объявлена августой и состоя в государстве первым лицом после императора, а во дворце будучи законодательницей и образцом, с которым все соображались, Пульхерия стала давать тон придворной жизни и разнообразно обнаруживать влияние на государственные дела. Весь продолжительный период царствования Феодосия отмечается, по справедливости, весьма характерным женским влиянием августы Пульхерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Да, горько иногда бывает таким сиротам – девицам; так горько подчас, что и сказать трудно! Чем же утешить таковых и чем ободрить? . Утешим и ободрим вот чем. В житии святой Пульхерии царицы пишется следующее: когда греческому императору Феодосию исполнилось от роду двадцать лет, старшая сестра его, святая Пульхерия, стала заботиться о том, чтобы найти ему достойную жену. В это время пришла из Афин в Царьград одна девица, по имени Афинаис, язычница верою, необыкновенно красивая, целомудренная, премудрая, изучившая все науки. Она была дочь славного в то время философа Леонтия. Пришла она в Царьград по следующей причине. Когда отец её умирал, тогда он завещал всё имущество двум своим сыновьям, Валерию и Аетию, а дочери, кроме нескольких златниц, не оставил ничего. Когда спросили его родные и соседи, что он оставляет своей дочери, умирающий отвечал: «С неё довольно её красоты и премудрости». И с этими словами умер. Отец, конечно, думал, что сыновья после его смерти не бросят его дочь, но вышло не так. Они не дали сестре своей ничего, и бедная сирота – девица принуждена была идти жаловаться на них в Царьград. Но тут произошло с ней нечто необычайное. Сестра царя, Пульхерия, увидавши её, была поражена её красотой. А затем, убедившись в её премудрости и благонравии, решила сделать её женою своего брата-царя. И была крещена Афинаис с именем Евдокии, а затем вскоре вступила в брак с Феодосием и таким образом из бедной сироты сделалась греческою царицею. Из этого повествования, обидимые сироты – девицы, вы могли убедиться в той истине, что за сиротами – Бог; что Он сирот в обиду не даёт, а за полученные ими обиды и оскорбления воздаёт иногда и славою необычайною. Обидели сироту – девицу братья и не дали ей ничего. Каково было ей одной, всеми оставленной, без средств идти в неизвестный город приносить жалобу на единокровных? Уж должно быть, ей тяжко приходилось, когда она решилась на такую жалобу. Но несомненно, Господь видел её слёзы, не утаилась от Него скорбь её, не прошли бесследно пред Ним и её терпение, и её беспомощное положение. И вот сирота делается царицей и, что всего важнее, сподобляется и благодати святого крещения. Ввиду этого примера и утешайте себя, обидимые сироты, тем, что есть Бог всевидящий и правосудный, что от Него не скрыты ваши слёзы, что Он, прежде всего, есть Бог сирот и никогда в обиду вас не даст. «Сироты, – говорит Он, – не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой» ( Исх.22:22–2 4). Видите ли же, как Он стоит за вас? Чего же бояться? Чего унывать? Раз Бог с вами, кто же на вы? Да, Господь никогда не попустит и обидящим разорить вас, и вам не даст искуситися паче, нежели вы можете, и за терпение ваше, со временем, вас вознаградит.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Трудно приходится жить всем несовершеннолетним: и юношам, и девам, оставшимся сиротами после преждевременной смерти отца и матери; но само собой разумеется, что труднее приходится жить сиротам не юношам, а девицам. Юноша все-таки нет-нет да и скажет за себя слово и отстоит свое, а девице-сироте что делать! По врожденной девической скромности она большей частью молчит и против кого бы то ни было, поступающего иногда и незаконно по отношению к ней, и возразить ничего не смеет. А этим люди бесчестные нередко пользуются и обижают сироту-девицу кому как вздумается. Да, Горько иногда бывает таким сиротам-деви-цам, так горько подчас, что и высказать трудно! Чем же утешить таковых и чем ободрить? Утешим и ободрим вот чем... В житии святой Пульхерии-царицы говорится следующее: когда греческому императору Феодосию исполнилось от роду двадцать лет, старшая сестра его, святая Пульхерия, стала заботиться о том, чтобы найти ему достойную жену. В это время пришла из Афин в Царьград одна девица по имени Афинаис, язычница, необыкновенно красивая, целомудренная, премудрая, изучившая все науки. Она была дочерью известного в то время философа Леонтия. Пришла она в Царьград по следующей причине. Когда отец ее умирал, он завещал все имущество двум своим сыновьям, Валерию и Афтию, а дочери, кроме нескольких златниц, не оставил ничего. Когда спросили его родные и соседи, что он оставляет своей дочери, умирающий отвечал: «С нее довольно ее красоты и премудрости». И с этими словами умер. Отец, конечно, думал, что сыновья после его смерти не бросят его дочь, но вышло не так. Они не дали сестре своей ничего, и бедная сирота-девица принуждена была идти жаловаться на них в Царьград. Но тут произошло с ней нечто для нее необычайное. Сестра царя Пульхерия, увидав ее, была поражена ее красотой. А затем, убедившись в ее премудрости и благонравии, решила сделать ее женой своего брага – царя. И была крещена Афинаис с именем Евдокия, а затем вскоре вступила в брак с Феодосием и таким образом из бедной сироты сделалась греческой царицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Наконец, были и такие царицы, которые презирая эти изящные ухищрения, предпочитали, по словам одного современника, «украшать себя блеском своих добродетелей», считая презренным и пустым искусство косметики, столь дорогое Клеопатре. Иные, подобно Феодоре, считали, что тонко сервированный стол – одна из неотъемлемых прерогатив верховной власти; другие мало тратили на себя, находя главным образом удовольствие в том, чтобы наполнять деньгами большие ларцы. Многие были набожны: благочестивые упражнения, долгие стояния перед святыми иконами, серьезные беседы с монахами, прославленными за суровый образ жизни, наполняли большую часть жизни иных императриц. Многие также любили литературу. Они собирали вокруг себя писателей, сочинявших для них произведения в прозе и стихах, и всегда щедро их вознаграждали; случалось даже, что иные из этих цариц, как например, Афинаида или Евдокия писали сами, и царицы из рода Комнинов заслужили репутацию женщин просвещенных, образованных и ученых. Другим более по вкусу приходились грубые шутки шутов и мимов, и сама великая Феодора, такая, впрочем, умная, при этом природная актриса, забавлялась иногда тем, что устраивала, – часто за счет своих посетителей, – различные увеселения, довольно сомнительного вкуса. Наконец, придворные интриги и любовные похождения заполняли время обитательниц женской половины дворца, превращая иногда гинекей вместо тревоги для самого императора. Но не следует, все-таки, думать, что у византийской императрицы все время уходило на благочестивые упражнения, туалет, приемы, увеселения и празднества. Заботы более высокого свойства часто волновали многих из этих цариц, и не раз влияние гинекея сказывалось на ходе правительственных дел. Августа имела собственное состояние, которым распоряжалась по своему усмотрению, не советуясь с василевсом, даже не предупреждая его; она придерживалась своей собственной политики, и не редко политика эта довольно плохо согласовалась с велениями царя, явление еще более любопытное, довольно поразительное в такой абсолютной монархии; император во многих вопросах охотно предоставлял василиссе полную свободу действия и часто совершенно не знал, что у нее происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наше токмо ныне дело тржествовати, о чем мы и радуемся, что хотя дремлюще, спяще и неведуще, како возросла еси, дождали. А что он смирения, поношения, унижения и нестерпимого озлобления возвысилася еси, и мы щасливо дождали, исповедуем и можем рещи с Давидом: благословен Господь Бог Израилев, иже даде днесь от семени Петрова седящую тя на престоле его, и очи наши видят (3Цар.гл. 2). Дождали мы, исповедуем, дня всех наших дней благополучнейшего, в которой не яко в пеленах в свете сей родившейся, но яко на престоле отечестве во славе седящей, о тебе, законная государыня наша Елисавет, радоватися и беседу имети сподобихомся. Ты нам всего света, признает правда: греко-римского государства, потентата Аркадия вседобродетельная цесаревна Пульхерия (Истор. Август. Никиф. Созонт. Эвагр. Кедр.), или в тебе образ ее, или та бысть образ твой, якоже бо тя семя сущи императорско, сопрестольна сестра Феодосию брату, наущением Афинаиды, переименованные в крещении Евдокии, супруги Феодосиевой, а паче Хрисафия евнуха еретика хитрокозненным коварством от соцарствия братня разлучена и в диаконисы посвящена быть имеяше; тако и ты отеческого наследница престола семя императорского ухищренными советы и наветы Остермана с его сковниками мамо не чрез дванадесятолетие от отеческого престола удержана, како же по их злым советам нас бедствовавших (аще не бы Бог с нами) отлучена быть имела, — Ты, милосердная матерь наша, веси. Мы то ныне вемы, что на престоле российской империи девственная чистота и милосердие царствует, еже грецы восписаша своей Пульхерии. И аще между многоименитыми римскими императоры Иовиан, за то, что по пагубной смерти Иулиана отступника избирает в императора от воев, таков сан без искательства себе принесенный под кондицию восприял, что бы вся воя, языческих богов служение отвергши, христианское благочестие воспияли, славится в древностях исторических: то киих похвал венцы увенчает тя языческого многобожия и всех ересей истребитель Христос богочеловек; егда не от воев, ни прочих от человек, но от Бога избранная и по всем правам законная государыня российская воцаряешися, с таковым договором, да яко сама правоверна, благочестива ревнительница всех сил, святых со Христом обитающих всеусердная почитательница, словом: греческого исповедания православной церкви истинная дщи, не токмо воя, но вси российского корене ветви отвергши, (аще в коем обретается) омерзелое ересей заблуждение, православного благочестия бессуеверно да держатся?

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Умирая, Гераклит оставил все свое состояние двум сыновьям, а про дочь написал в завещании, что ей «следует выдать лишь сто номизм, так как для нее достаточно ее счастья, которое превосходит всякое женское счастье». На коленях просила она братьев выделить ей третью часть имущества; но они отказали. Она ушла из дома отца к тетке, вместе с ней приехала в Константинополь, где жила сестра ее отца, и явилась к Пульхерии, чтобы искать правды насчет наследства. Пульхерия сразу пленилась ее красотой и, разузнав о ней все, что было нужно, поместила ее вместе с теткой во дворце. Брату она сообщила, что нашла ему красавицу. Тот стал просить, чтобы она показала ее ему и Павлину, хотя бы через завесу. Просьба была исполнена. Феодосий сразу влюбился, и дело было решено. Воспитанная в Афинах, умственном центре тогдашнего язычества, Афинаида оставалась язычницей. Ее обучили христианскому закону, окрестили и дали имя Евдокии. Бракосочетание совершилось 7 июня 421 года и было отпраздновано конскими ристаниями и театральными представлениями. Когда до братьев Афинаиды дошло известие о счастливой судьбе сестры, они бежали, боясь наказания, и скрылись. Их разыскали и привезли во дворец. Императрица их встретила словами: «Если бы вы меня тогда не обидели, не пришлось бы мне отправиться в Константинополь». Они были взысканы милостями: Гезий стал префектом префектуры Иллирика, Валериан получил сан магистра. 685 Через год у Евдокии родилась дочь, нареченная при крещении именем Евдоксии, а в 423 году Евдокия была провозглашена августой. Примирившись с благочестивой обстановкой жизни двора, она сама сочиняла поэмы на религиозные темы. Пульхерия и после бракосочетания Феодосия осталась в положении соправительницы и отстранила Евдокию от участия в государственном управлении. Во дворе оказалось два центра и пошли неизбежные в придворной жизни интриги. Сохранился рассказ о том, как Пульхерия, желая заставить брата внимательнее относиться к делам и перечитывать то, что он подписывал, подсунула ему для подписи указ, по которому он отдавал навсегда в рабство Пульхерии свою жену Евдокию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ее влиянию следует, по-видимому, приписать то, что в 425 г. посредством реорганизации и расширения высшей школы времен Константина Великого в Константинополе был основан университет 118 . В этом новом университете, который стал важнейшим образовательным центром Империи, преподавали десять греческих и десять латинских грамматиков, пять греческих и три латинских ритора, один философ и два юриста. Так же, как реорганизация высшей школы для культурного развития, публикация «Кодекса Феодосия» стала эпохальным событием в развитии права в Империи. Будучи наиболее значительным трудом по кодификации права до появления «Корпуса права» (Corpus juris) Юстиниана, опубликованный в 438 г. «Кодекс Феодосия» представляет собой официальное собрание императорских указов, вышедших со времени Константина Великого . Новое уложение ставило правовую жизнь Империи на более прочное основание и устраняло правовую неопределенность, вызванную отсутствием официального сборника законов. Идея единства Империи нашла в «Кодексе Феодосия», который был опубликован как на Востоке, так и на Западе от имени обоих императоров, Феодосия II и Валентиниана III, свое четкое выражение. В действительности же единство Империи становилось все более сомнительным, что, естественно, отражалось и в правовой области. Показательно, что после публикации «Кодекса Феодосия» восточноримские императоры лишь изредка посылали на Запад свои законы, а законы западноримских императоров более вообще не достигали Востока 119 . Несмотря на то что после воцарения Валентиниана III (423–455), которого восточное правительство посадило на престол Запада, между обеими частями Империи долгое время царил ничем не омрачаемый мир, взаимное отчуждение проявлялось все более ясно. В политическом отношении обе половины Империи существовали обособленно, в культурном отношении чем дальше, тем больше они расходились друг с другом. Бросающимся в глаза и в высшей степени важным знамением этого расхождения является укрепление языкового барьера. В то время как на Западе знание греческого языка практически сходит на нет, на Востоке латинский язык все более отходит на задний план по сравнению с греческим, несмотря на то что он по-прежнему является официальным языком всей Империи и в качестве такового искусственно поддерживается. Эллинизация Востока неуклонно продолжается и во времена императора Феодосия II и императрицы Афинаиды-Евдокии прогрессирует особенно сильно. Ведь даже и в новом университете профессоров греческого языка было несколько больше, чем преподающих на латыни 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010