Но Феодосия окружали талантливые и энергичные люди, которые немало способствовали тому, что время его правления ознаменовано важными событиями во внутренней жизни государства. Поэтому современная наука перестает смотреть на Феодосия, как на человека безвольного и бесталанного. Особенным влиянием пользовалась в течение всей жизни Феодосия его благочестивая и не лишенная государственного ума сестра Пульхерия. Благодаря последней Феодосии женился на дочери афинского философа Афинаиде, названной во святом крещении Евдокией. Получив в Афинах прекрасное образование и обладая литературным талантом, она написала несколько дошедших до нас сочинений, в которых, помимо религиозных сюжетов, нашли отражение и современные политические события.    При Феодосии восточная половина империи во внешних отношениях не переживала тяжелых потрясений, подобных тем, которые пришлось переживать в ту эпоху западной половине в связи с германскими передвижениями. Вестготский вождь Аларих взял Рим, прежнюю столицу римского языческого государства, и это событие произвело на современников потрясающее впечатление. В Западной Европе и Северной Африке образовались на римской территории первые варварские государства. В восточной же части империи Феодосию пришлось столкнуться с дикими гуннами, нападавшими на византийские пределы и в своих опустошительных набегах доходившими до стен Константинополя. Император должен был уплатить им большую сумму денег и уступить землю на юг от Дуная. Установившиеся после этого мирные отношения с гуннами повели к отправлению к ним в Паннонию посольства во главе с Приском, который составил в высшей степени интересное описание как двора Аттилы, так и нравов и обычаев гуннов. Описание это получает совершенно исключительный для нас интерес, так как, по всей вероятности, гунны на среднем Дунае подчинили себе живших там славян; поэтому многие черты в описании Приска должны относиться к славянским племенам. Богословские споры и третий Вселенский собор    Первые два вселенских собора окончательно решили вопрос о том, что Иисус Христос есть Бог и вместе с тем человек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 50-х гг. IV в. по указанию имп. Констанция II в храм св. Апостолов в К-поле были перенесены из Г. мощи апостолов Андрея (из Патр) и Луки (из Фив). При имп. Феодосии I Великом в нач. 90-х гг. того же века были закрыты античные святилища в Дельфах, Элевсине, Олимпии, отменены Олимпийские игры. В это время афинский Парфенон стал христ. храмом Богородицы. Большое количество древних статуй было перевезено в строящийся К-поль. Тем не менее, несмотря на торжество христианства, в Г. еще ок. 2 веков сохранялись очаги язычества и античной философии, продолжала действовать Академия платоновская . Большим влиянием пользовались связанные с ней ученые - Прокл, Марин, Евнапий. Со школой афинского неоплатонизма V в. был хорошо знаком автор «Ареопагитик». Имп. Евдокия (423-460), жена имп. Феодосия II, была дочерью афинского философа Леонтия и до крещения носила имя Афинаида. В III-IV вв. Г., как и др. балканские провинции империи, подвергалась разрушительным нашествиям готов . В 268 г. готы, прорвавшись из Чёрного м. в Эгеиду, опустошили ряд островов и городов Г., в т. ч. Афины и Коринф. Новая волна вторжений относится к кон. IV в., когда готы переселились на территорию Вост. Римской империи. Дружины Алариха регулярно опустошали Македонию, а в 395-396 гг. разграбили Ахайю: пострадали Коринф, Мегара и Пелопоннес, Афины заплатили варварам выкуп. Обострение римско-гот. противостояния произошло в 70-х гг. V в.: гот. отряды Теодориха Страбона и Теодориха Амала грабили Македонию, Родопы и Эпир, неоднократно угрожали Фессалонике. Крупнейшее вторжение гуннов Аттилы на Балканы в 447 г., по-видимому, почти не затронуло Г., но племенные объединения во главе с гуннами в 517 г. разграбили греч. земли до Фессалии включительно. В 539 г. гунны прорвались через Фермопилы и разорили Ахайю. Однако, несмотря на эти дестабилизирующие факторы, до 2-й пол. VI в. нельзя говорить об упадке Г. В частности, церковная иерархия региона в этот период достигла наибольшего развития. Если Фессалоника процветала, то Афины переживали период стагнации. Тем не менее классическая античная городская цивилизация еще преобладала и была способна пережить варварские нашествия. Ярким свидетельством динамизма городской жизни являлось активное церковное строительство, охватившее весь регион в ранневизант. эпоху. Славянская колонизация: VI-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Когда наступило время обеда, Феодосий объявил, что он не будет есть, пока не будет разрешен, и послал попросить епископа Константинопольского, чтобы он склонил монаха снять сделанное им отлучение. Епископ отвечал, что нет надобности обращать внимание на подобный приговор; но Феодосий не мог успокоиться, пока монах не найден был и не убежден был отменить отлучение. Пульхерия дала обет девства, и убедила принять подобный же обет и своих трех сестер; жизнь и занятия императорского семейства вполне походили на жизнь и занятия монашеской общины 1926 . В 421 году Пульхерия нашла для своего брата супругу, Афинаиду, осиротелую дочь одного афинского ритора 1927 . Императрица приняла имя Евдокии, и у нее родилась дочь Евдоксия, которая, в 437 году, вышла замуж за императора Запада Валентиниана III. Мать затем получила позволение посетить св. Землю, где она истратила огромные суммы на церкви, монастыри и госпитали, и, по возвращении в Константинополь, привезла с собой некоторые почитавшиеся особенно мощи 1928 . Но, вскоре после своего возвращения, она впала в немилость, вероятно вследствие стремления противодействовать влиянию Пульхерии, и остаток своих дней провела в покаянном уединении в Иерусалиме. Состояние христиан в Персии вовлекло империю в войну с этой страной. Маруфа, один месопотамский епископ, с большим успехом ранее трудившийся среди персов в качестве миссионера, был отправлен Аркадием в качестве посланного к царю Йездегерда. Исполняя это поручение, он открыл и изобличил проделки, которыми маги старались влиять на суеверного царя; вследствие его стараний, христианам объявлена была полная свобода религии, и можно было надеяться, что в христианство обратится и сам Йездегерд 1929 . Но все дело было испорчено неблагоразумным поступком епископа по имени Авда, который разрушил один храм национальной религии (414 г.). Царь потребовал его к себе лично, кротко укорял его и приказал ему восстановить здание под страхом смерти и возмездия христианским церквям. Так как Авда упорно отказывался от этого, то царь нашел себя вынужденным привести в исполнение свои угрозы, и вследствие этого его расположение к христианам изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народ возрадовался, прославил Кира, и он епископствовал над ними благочестиво» (Летопись византийца Феофана. – М., 1884–1887 гг. – С. 76). 95 Флавия Пульхерия Августа – старшая сестра императора Феодосия II. Была провозглашена августой 4 июля 414 г. Ей было при этом 16 лет (С. Б. Дашков. Императоры Византии. – М., 1996 г. – С. 31). Долгое время фактически управляла государством. По оговору Хрисанфия была отстранена от дел. Августа отличалась большим благочестием, в 414 г. дала обет девственности. Сохранила православие при возникновении монофизитской ереси. При ее возвращении в 449 г., перед самой смертью Феодосия – она «немедленно послала в Эфес и перенесла тело святого Флавиана, которое с большими почестями посреди города и погребла в храме святых Апостолов. Тогда же воздвигла она Халокопратийский храм в честь Богородицы, бывший прежде Иудейской синагогой» (Летопись византийца Феофана. – М., 1884–1887 гг. – С. 80–81). После смерти Феодосия настояла на избрании императором Маркиана, за которого вышла замуж при условии соблюдения ее обета. Умерла в 453 г., завещав все имущество бедным. Память ее 10 сентября и 17 февраля. 96 Евдокия, до крещения Афинаида (конец 90-х IV в. – 460, августа с 423 г.). Дочь афинского софиста Леонтия. Была представлена Пульхерии и та, пораженная ее красотой и образованием, решила сделать ее супругой брата. Евдокия вышла замуж за Феодосия 7 июля 421 г., после того, как ее крестил сам патриарх Аттик. 2 января 423 г. Феодосий объявил жену августой. (С. Б. Дашков. Императоры Византии. – М., 1996 г. – С. 36–37). В 441 г. ее постигла опала. «Когда Пульхерия отдыхала, а Евдокия правила государством, вот что случилось. Некий магистр Павлин пользовался особенным расположением Евдокии, как человек, весьма образованный и красивый, с которым она часто беседовала даже наедине. В день Рождественских святок кто-то поднес василевсу яблоко необыкновенной величины и красоты. Василевс, полюбовавшись им, послал его к Евдокии, а она отослала к Павлину, Павлин же спустя два дня, поднес его василевсу. Василевс, узнав его, спрятал, и придя к василисе, спросил ее: «Заклинаю тебя спасением моим, скажи мне, где яблоко, которое я послал к тебе?». – «Клянусь спасением твоим, я съела его», – отвечала она. Тогда, разгневавшись, василевс велел принести яблоко, а Павлина сослал в Каппадокию, где приказал убить его» (Летопись византийца Феофана. – М., 1884–1887 гг. – С. 78). После этого случая, или после раскаяния Феодосия в попустительстве разбойничьему собору, как считает Феофан – Евдокия отправилась в Иерусалим, где и прожила до конца жизни (20 октября 460 г.). Долгое время поддерживала монофизитов, но в конце жизни примирилась с Православной Церковью. Память ее 13 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

+++ …Античность знала много образов богинь, оплакивающих или даже сходящих в ад за своими возлюбленными чадами – это и Деметра, и двусмысленные богини Малой Азии. Поэтому почитание Матери Христа многим строгим христианам казалось опасной, граничащей с язычеством, традицией. Но Церковь смогла пережить соблазн не называть Богородицу странным теперь для нашего слуха именем «Христородица», предложенным Несторием. На тех, кто любил Богоматерь, уже не падала тень «недостаточно воцерковленных» или «страдающих языческими пережитками». Высокое религиозное чувство античных людей, предчувствовавшее образ Девы-Матери в слабых, словно подёрнутых дымкой, образах богинь-дев и богинь-матерей, защитниц рода человеческого, нашло исполнение своей надежды в Богородице. Той, что была не богиней, Той, что страдала как Мать, Той, что видела страждущим Сына Своего и Бога Своего – и осталась верной Ему… Сына с любовью Она обняла, и, лиющая слезы Стала Ему целовать главу и светлые очи,      Также и обе руки, горячие слезы роняя.            …            С смертного ложа, увы! не простер Ты руки Мне любезной; Слова не молвил заветного , слова, которое б вечно Я поминала и ночи и дни, обливаясь слезами!               Нет; но тоска о Тебе, Мой Сын, о Твоем миролюбном             Нраве и разуме светлом Мне дух и сердце сгубила.   Я о Тебе, Мой сладчайший, все дни неутешно рыдаю.              Ныне же Ты в Аидовы домы, в подземные бездны     Сходишь навек и Меня к неутешной тоске покидаешь» ( св. благоверная царица Евдокия. Гомеровский центон, «Плач Богоматери» ) После преодоления несторианского соблазна, день Успения Богоматери, постепенно стал самым распространенным днем ее  почитания в античном христианском мире. В этом мире императоры были уже христианскими, а язычники были в меньшинстве, хотя и могли занимать довольно высокие должности.  Отец будущей императрицы Евдокии, философ Леонтий, был образованным язычником, преподавателем Афинской Академии, которую основал сам Платон. Дочери он дал имя «Афинаида», в честь богини-девы, защитницы Древней Греции…

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-i...

Пульхерия была вместо матери и брату своему, императору Феодосию, и всячески заботилась о нем, научая его страху Божьему. Хорошо зная греческий и латинский языки, она сама была его учительницей и учила его не только книгам, но и благонравию; она давала ему наставления в том, каков он должен быть в беседе, как должен вообще держать себя, как наказывать и миловать виновных, словом — учила его всему тому, что необходимо для доброго правителя. И доброе семя пало не на худую землю, ибо он во всем слушался ее; и полученное им доброе воспитание привело к тому, что, достигши зрелого возраста, он более других царей быль добр, кроток, терпелив, незлобив, мудр, рассудителен и милосерд; но, кроме воспитания, и молитвы святой Пульхерии помогали ему в жизни. Она устроила благолепный храм во имя Пречистой Богородицы во Влахернах 5 ] и многие другие церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищим. Ее заботами греческое царство пребывало, кроме внутренних еретических волнений, в мире и тишине. Когда Феодосию пошел двадцатый год и настало время ему вступить в супружество, блаженная Пульхерия озабочена была приисканием ему достойной жены. В это время из Афин 6 ] прибыла в Царьград одна девица, по имени Афинаида, языческой веры, прекрасная собой, скромная и разумная, дочь славного философа 7 ] Афинского Леонтия, наученная отцом астрономии, геометрии и всякой еллинской 8 ] мудрости и превосходившая разумом многих мудрецов. В Царьград явилась она по следующему поводу. Отец, умирая, разделил все свое достояние между двумя сыновьями своими Валерием и Аэцием, а ей не оставил ничего, кроме нескольких золотых монет; когда же родственники и соседи спрашивали его, что он оставляет своей дочери, Леонтий отвечал: «Довольно с нее ее красоты и мудрости». По смерти отца два брата разделили между собою все отцовское имущество, а сестре не дали ничего: с жалобой на братьев она и явилась в Константинополь. Увидев ее, святая Пульхерия обратила внимание на ее красоту, благонравие и ум и решила женить на ней брата. Но сначала она привела ее к вере Христовой и приблизила ее к себе, как родную дочь, и только тогда уже как достойную брака с царем выдала за Феодосия. В св. крещении ей было дано имя Евдокии. От брака ее с Феодосием родилась дочь Евдокия, бывшая впоследствии замужем за Римским императором Валентинианом III 9 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНАИДА АФИНСКАЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 4 , С. 88 опубликовано: 4 марта 2009г. АФИНАИДА АФИНСКАЯ (Атенаис) - см. Евдокия , визант. императрица. Рубрики: Византия Ключевые слова: Афинаида Афинская (Атенаис) - см. Евдокия, византийская императрица Императрицы византийские См.также: ЕВДОКИЯ МАКРЕМВОЛИТИССА (1021 - после 1078), визант. имп. (1059-1071) ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЗОЯ (ок. 978 - 1050), визант. имп. (1028 - 1042) «ИГРУШКИ ИМПЕРАТРИЦЫ ФЕОДОРЫ» название миниатюрных икон (диптиха) Богоматери и Спасителя в мон-ре Ватопед на Афоне Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/77082.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евдокия Царица, св. Описания иконы Евдокия Царица, св. - житие Евдокия (лат. Aelia Eudocia Augusta, до крещения Афинаида (Athenais); ок. 401 — 20 октября 460 года) — супруга императора Феодосия II. Известна как талантливая поэтесса, некоторое время покровительствовала монофизитам. Провела последние годы своей жизни в Иерусалиме, занимаясь строительством церквей и благотворительностью. Канонизирована Православной церковью в лике благоверных, память 13 августа (по юлианскому календарю). Евдокия родилась в Афинах около 401 года, была дочерью философа Леонтия (кроме дочери, у него было ещё два сына, Валерий и Гезий). Её отец был ритором в Афинской академии и возможно являлся другом историка Олимпиодора По рождению Евдокия была язычницей и носила имя Афинаида (в честь богини Афины). Когда её отец умер, то оставил следующее завещание: огласно византийскому хронисту Георгию Амартолу, Леонтий в своём завещании пророчески записал, объясняя малую долю наследства для Афинаиды, «ведь ей достаточно участи её». Ранняя биография Евдокии изложен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1687

Наконец непредвиденный случай удовлетворил желание сердца ее. В Царьград приехала девица Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, прекрасная, разумная и кроткая. Причина приезда ее в столицу была довольно примечательна: отец Афинаиды, умирая, разделил все свое наследство сыновьям, ничего не оставив дочери, кроме нескольких златниц. Когда родственники спросили его, почему без всего оставляет дочь свою, он сказал только: «Довольно для нее красоты и разума», и с этим словом скончался. Братья Афинаиды были настолько жестокосердны, что ни в чем не хотели нарушить завещания отца своего. Растерзанная горем девица, почитая память родителя, не могла простить столь непонятного равнодушия братьев и решилась искать правосудия у престола, принеся жалобу св. Пульхерии. Царевна, увидев красоту Афинаиды, ее разум и невинность сердца, вознамерилась сию сирую девицу сделать участницей трона; сама была матерью при купели ее и вскоре сочетала браком с царем, своим братом» (см. житие святой Пульхерии, 10 сентября). Каковы обязанности супруги-христианки? Премудрый царь Израильский указывает на следующие обязанности супруги-христианки (между прочими другими обязанностями): Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды… Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее… Встают дети и ублажают ее, муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» ( Притч.31:12–21, 25, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Афинаида осиротела, будучи совсем еще юной девушкой. Её  братья лишили сестру наследства – «отец сказал на смертном одре, что тебе довольно твоей участи!» — насмешливо говорили они. Афинаида была очень красива – «Юная и чистая, прекрасно сложенная, с тонкими чертами, изящным носом, с белоснежной кожей, большими глазами, прелестная ликом, с вьющимися русыми волосами, благородной поступью, ученая и разумная, девственница» — такой ее изображает византийский хронист. Но девушка словно не понимает грязного намёка братьев, не становится на путь гетеры. Она приезжает в Константинополь, добивается аудиенции у сестры императора, св. Пульхерии, богобоязненной и крайне отрицательно относящейся к язычникам. Афинаида не нанимает юриста – юная дочь философа и ритора в состоянии ясно и красиво изложить своё дело. Пульхерия потрясена. И…происходит чудо. Как в сказке о Золушке. Пульхерия выбирает язычницу Афинаиду в невесты своему младшему брату, императору Феодосию II. Тот, послушный сестре, заранее согласен – но, познакомившись с невестой, влюбляется в нее без памяти. Она не только прекрасна, но и прекрасно образована, знает наизусть – только подумать! – всего Гомера и сама пишет стихи. Феодосий сам любитель наук. Родственные души встретились. Редкость для античности. Афинаида-язычница принимает крещение и становится христианкой Евдокией. Под этим именем она и войдет в святцы, и незаметное празднование в честь нее, 13 (26) августа, накануне Успения, навсегда останется в церковных календарях. Носившая имя богини-девы, Афины, а потом имя, обозначающее «благоволение» — то самое, о котором пели ангелы, встречая Рожденного от Девы, она приняла Христа всей своей душой. Красива и умна, подобно сказочной Василисе Премудрой. Сначала она призвала братьев в Константинополь – они были уверены, что едут на казнь, но она, подобно Иосифу Прекрасному, осыпала их дарами и дала им высокие должности. Потом – годы семейного счастья с любимым супругом, на монетах чеканят ее прекрасный профиль, она познает радость христианской веры. Кажется, даже на монетах ее изображают улыбающейся – такую радость она излучает. По-гречески «царица» – «василиса».  Евдокия и есть та самая Василиса Премудрая, оставшаяся в русских сказках, перелагавших в простоте душевной исторические хроники далекой Византии…

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010