В том же году в Площанскую пустынь перешел на жительство один из учеников преподобного Паисия (Величковского) – схимонах Афанасий (Захаров), который стал духовным наставником отца Макария. Как писал архимандрит Леонид (Кавелин) , автор жизнеописания старца Макария, схимонах Афанасий – «добрая ветвь доброго корени, один из сонма учеников великого старца Паисия: его кротость, смирение, детское незлобие и простота служили живым образцом для ученика к подражанию, поучали без слов, а слово простое, растворенное любовию и смирением, назидало во время мира и утешало во время скорбей» 2 . У старца Афанасия были точные списки всех трудов преподобного Паисия: переводы творений преподобных Исаака Сирина , Макария Великого , Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Максима Исповедника , Феодора Студита , Григория Синаита и др. Для отца Макария эти труды были бесценным руководством в стяжании внутренних добродетелей. Он внимательно изучал святоотеческие творения, а также переписывал их уставом, которым овладел специально для этого. Сделанные им точные списки с переводов преподобного Паисия впоследствии послужили основой для книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни, а усвоенное святоотеческое учение помогло старцу Макарию в последующем окормлении многочисленных духовных чад. 27 мая 1817 года отец Макарий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1824 году он совершил паломничество к мощам святителя Димитрия Ростовского и в эту поездку впервые посетил Оптину пустынь и новоустроенный при ней скит. В 1825 году скончался схимонах Афанасий, и отец Макарий усердно просил Бога о даровании опытного наставника, который управил бы его ко спасению и разрешил множество вопросов, возникающих в пастырском служении. Промысл Божий устроил так, что в 1828 году в Площанскую пустынь из Александро-Свирского монастыря прибыл иеросхимонах Лев (Наголкин) , впоследствии основатель старчества в Оптиной пустыни. Именно в его лице отец Макарий обрел давно желаемого наставника и духовного собеседника. И когда старец Лев поселился в Оптиной пустыни, отец Макарий, желая присоединиться к нему, подал прошение о переходе из Площанской пустыни в Оптину. В одном из писем отец Макарий писал старцу: «Хотя малое время сподобил меня Господь быть у Вас и видеть Вас, но я и сие приемлю за неизреченную ко мне милость Божию и благодарю Его благость; молю, да и впредь сподобит меня не только временно, но и всегда быть при Вас и Вашими молитвами и наставлениями устроит мою жизнь» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Антоний Святогорец , иеромонах, проживал в Благовещенской келлии на Каруле, автор книги «Жизнеописание афонских подвижников благочестия XIX века», выдержавшей множество изданий за рубежом и в России. Апостол (Папаиоанну Иоаннис, 1915–1977), митрополит Карпатосский и Касосский (Константинопольского Патриархата) в 1950–1975 гг., впоследствии митрополит Эносский и игумен монастыря Властадон в Салониках. Арсений , насельник русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (1981). Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), св. прп., византийский монах, происходивший из Кападокии, на Афоне подвизался с 958 г., основал Великую Лавру (963), был её первым игуменом, создал общежительный типикон (устав) для монастырей Афона. Афанасий , иеромонах, насельник Введенской келлии, затем Свято-Пантелеимоновского монастыря, в 1965 г. в возрасте около 80 лет, получил опасную травму. Афанасий , монах на Афоне, жил в Америке, поступил в Руссик в 1963 г. в пожилом возрасте, подвизался в Капсальской келлии. Афинагор I (Спиру Аристоклис, 1886–1972), Вселенский Патриарх в 1948–1972 гг., видный участник экуменического движения, в 1918 –1919 гг. подвизался на Афоне. Афродисий , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1962 г. Бальфур Давид (1903–1989), в православном иночестве Димитрий (в 1932–1941 гг.), родился в католической семье в Англии, в 1922 г. стал послушником в бенедиктинском католическом монастыре Фарнбург близ Лондона, проявил интерес к восточному монашеству и в 1926 г. переехал в бельгийский католический монастырь Шеветонь, придерживающийся православного типикона, где дал монашеские обеты и сподобился священного сана, в 1932 г. приехал на Афон, под влиянием прп. Силуана Афонского и о. Софрония (Сахарова) перешёл в православие с именем Димитрий, до 1935 г. был секретарём архиепископа Вениамина (Федченкова) , в 1935 г. вновь был на Афоне, 6 месяцев жил в отшельничестве, затем служил во Франции, Англии, в Афинах, где был зачислен в братию монастыря Пентели, поставлен духовником, окончил Афинский университет с отличием, был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в церковь при афинской королевской больнице «Евангелизмос», в 1941 г. эвакуировался в Египет, в результате пережитого им кризиса веры снял с себя сан, устроился на работу в разведку Британской армии, служил в Афинах и других городах мира, в 1944 г. возобновил переписку с о. Софронием (Сахаровым) , помог ему переехать в Англию, под его влиянием в 1962 г. вернулся в православие как богослов-мирянин, окончил аспирантуру богословского факультета Оксфорда, подготовил к изданию некоторые святоотеческие тексты, в частности писания преподобного Григория Синаита и святителя Симеона, архиепископа Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

4) Житие св. Агапита, епископа Синая, и песнопение в честь него 1622 . 5) Слово Константина Акрополита в честь св. Афанасия, епископа Адрамиттийского 1623 . 6) Рассказ о чуде Богородицы в Константинополе в 1426 г. 1624 Далее идёт ряд текстов не агиологического характера. И. [В.] Помяловский. Издал на греческом языке жития святых: 1 . [Житие] иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского/По двум рукописям Московской Синодальной библиотеки. Напечатано в Записках Историко-филологического Факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета. Ч. 29. СПб., 1892. 1625 —631— 2 . [Житие] иже во святых отца нашего Григория Синаита /По рукописи Московской Синодальной библиотеки. Напечатано там же. Ч. 35. 1894. 1626 3 . [Житие] прп. Афанасия Афонского /По рукописи Московской Синодальной библиотеки. Напечатано там же и та же часть. 1895. 1627 4 . [Житие] прп. Паисия Великого/По рукописи Московской Синодальной библиотеки. Ч. 50. Там же. 1902. 1628 5 . Повествование о чудесах св. вмч. Мины. Ibid. 1902. 1629 Примечание: Издания Помяловского снабжены указателями: 1) собственных имён и 2) наиболее замечательных слов и речений. Г. Ф. Церетели издал на греческом языке житие иже во святых отца нашего Арсения Великого , по рукописи Московской Синодальной библиотеки 1630 . Напечатано в Записках Историко- филологического факультета Санкт-Петербургского Университета. 1905. Ч. 74. С. Г. Вилинский издал греческие и славянские редакции жития Василия Нового. Записки Историко-филологического факультета Новороссийского Университета. Одесса, 1911. 1631 Ряд житийных текстов с целью изучения Палестины издан Палестинским обществом при участии: В. Г. Васильевского , издавшего житие Мелетия Нового в двух редакциях; Православный Палестинский Сборник. Вып. 17, 1886. С предисловием и русским переводом 1632 ; —632— А. Пападопуло-Керамевса , издавшего два жития св. Феогния, епископа Витилийского, с предисловием и переводом на русский язык Г. С. Дестуниса. Ibid. Вып. 32. 1633 Его же, издавшего Мученичество 60 новых св. мучеников VIII века. Ibid. 34 вып. 1634

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2079 Пал. Пат. IX, 2–3 Житие Георгия Кипрского. Пат. по гл. IV, § 68, стр. 73; Migne, P. L. LXXIII, 871. 2081 Ερωτ. 247, р. 134; р. п. стр. 184. Cp. Apophth. Migne, P. G. LXV, 405; р. п. 365. По известию жития св. Антония (как оно читается в некоторых рукописях) будущий архиеп. Александрийский Афанасий был учеником великого подвижника „и возливал воду на руки его“ (р. п. ч. III. 179). Известие это исторически неверно. По другому чтению, св. Афанасий слышал о подвижнике рассказы от его многолетнего последователя, „возливавшего воду на его руки“ (Твор. св. Афанасия, р. п. I ч., стр. 24–25, прим. Жизнь св. Афанасия, А. В. Горского). Для наших целей свидетельство имеет значение в обоих чтениях. Возливающим воду на руки описательно назван здесь ученик, сожитель старца. 2084 Epist. Ammonis episc. ad Theophilum, papam Alexandriae, cap. IV и VIII, Acta Sanct. Maii III pp. и p. пер. Христ. Чт. ч. 26, стр. 14 и 24. 2085 Το σον πατς ημν Ισαα τα εεϑντα σητι. Лейпциг, 1770, р. 49–50; р. пер., изд. 2-ое, стр. 54. Параллельное наставление читаем у Иоанна Лествичника ; „исповедаемся доброму нашему судье, и притом ему одному (μν), Migne, Р. Gr. LXXXVIII, 681, ρ. п. 41, и у позднего писателя подвижника Григория Синаита († 1328); „не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено и кто, будучи беден, богатит многих по Писанию“ Добротолюбия т. V, 243. 2086 Относя слова Писания „спасение во мнозе совете“ к тем инокам, которые открывают свои помыслы и поступки и делают всё с советом, преп. Дорофей (кон. VII, нач VIII в.) продолжает: „не говорит (Писание) „в совете многих“, т.-е. с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всём конечно с тем, к кому имеем доверие“, т. е. с своим старцем. Поуч. 5. Migne, Р. G. LXXXVIII. 1676. 2103 Житие преп. Саввы, Пал. Пат. вып. I, стр. 70. И. Помяловский, изд. Общ. Люб. Др. II. 250, 252, 254 – греч. текст. 2106 Это было при Микадо Го Нара, который в следующем 1557 году умер, и на его место воцарился Микадо Ооги Маци. Впрочем, оба не имели никакого значения. Сьёгуном состоял которого власть была также непрочна. Упомянутый выше Цё-Кэй продолжал сохранять свою внезаконную власть. В 1557 году Сьёгун вступил в формальную войну с Цё-Кэем, причём оба имели на своей стороне различных феодалов, и после нескольких сражений – решили заключить мир. Твёрдой центральной власти вообще не было, и отдельные аристократические дома продолжали властвовать, насколько у кого хватало сил и войск. – Л. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После кончины святителя принадлежавшая ему чудотворная икона Богоматери из его кельи была взята в Афонский греческий Ватопедский монастырь, где и находилась около 200 лет. В 1849 г. на месте кельи святителя Афанасия возродился обширный в настоящее время русский общежительный скит св. ан. Андрея Первозванного. При основании скита св. икона Бошей Матери была дана ему в благословение от Ватопедского монастыря, на земле которого была келья святителя Афанасия. Эта св. икона, облеченная в золотую ризу, имеет вид трехстворчатого складня. В среднем створе изображен лик Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»; по сторонам Божьей Матери изображены свв. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а внизу препп. Антоний Великий , Онуфрий и Савва Освященный; на дверцах иконы изображены святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский и святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях. Стиль письма и все иконографические черты указывают на многовековую древность этой святыни. Вся икона (13 верш. в длину и 8 верш., в высоту) окружена мозаичной рамой и помещена в изящном металлическом позолоченном киоте. В иконе хранятся части свв. мощей первомуч. архидиакона Стефана, пр. Григория Синаита и некоторых других угодников Божьих. В углах иконы на чеканном окладе изображены два шестикрылых серафима и между ними посредине, на сводчатом обрамлении иконы, два ангела, держащих корону над ликом Царицы Небесной. Внизу иконы на чеканном же окладе начертаны тропарь и кондак «Утоли моя печали». Украшения для св. иконы были деланы разновременно жителями разных городов России, где не раз она пребывала временно, являя многоразличные знамения благодати Божьей людям верующим. В первый раз св. икона была в России в 1863 г. Она пребывала в некоторых городах и всюду была встречаема и провожаема с необыкновенной торжественностью и привлекала к себе на поклонение множество богомольцев. Первое прославление ее последовало 19 нояб. 1863 г. в г. Слободском, Вятской губ., где, по вере и усердной молитве перед нею, разрешился язык юноши (сына священника) Владимира Неволина, в течение 6 лет немотствовавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В те годы (IX в. от рождества Христова) жил в обители святой Антоний, будущий Антоний Верийский – святой покровитель города. Юношей пришел он в монастырь и, прожив 20 лет в духовных трудах и молитвах, испросил благословения уйти в более суровую аскезу. Получив благословение, Антоний удалился в пещеру у самого берега реки (теперь она затоплена из-за сооружения водохранилища). 54 года продолжалась отшельническая жизнь святого, полная борьбы с искушениями дьявола, самоограничений и непреломляемой веры. Он умер в возрасте 94-х лет, а тело его нашли в пещерке охотники: мощи святого парили в воздухе, озаряемые горящей лампадкой. Святого Антония похоронили в его родном городе, по устной традиции, недалеко он нынешнего кафедрального собора, ему посвященного. Когда около 1326 г. в скит пришел из Салоник великий просветитель Церкви, святой Григорий Палама, он нашел здесь отшельников, живших в пещерах в воздержании и посте. В одной из таких пещер поселился и он, а в соседних устроились его ученики. Если пройти вдоль северной стены монастыря и свернуть далее в лес, то тропинка выведет к ручью и чуть дальше, за водопадом и будет священная пещерка, где провел в суровой аскезе, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям, пять лет своей жизни святитель Григорий Палама. В те же годы прошел через монастырь Предтечи и преподобный Афанасий Метеорский. Здесь он встретил святого Иакова, ученика преподобного Григория Синаита, впоследствии митрополита Сербского. Преподобный Афанасий прожил некоторое время в монастыре, вместе со старцем, своим духовным отцом, преподобным Григорием Византийским (бывшим также наставником Григория Паламы). Уйдя отсюда, они поселились в Метеорах , в районе Каламбака в Фессалии, где основали монастырь честь Преображения Господня (Μεγλο Μετωρο). В XVI веке со Святой горы Афон пришел в эти места иеромонах Дионисий, игумен монастыря Филофей и основал здесь в 1523-1526 годах общежительный монастырь – киновию. А после паломничества в Иерусалим, став игуменом Скита, он в течение десяти лет полностью обновил и перестроил монастырь. Позже, не желая уступить требованию жителей Верии, которые настаивали на том, чтобы святой стал их архиереем, он удалился на гору Олимп и там основал монастырь Святой Троицы , который сегодня носит его имя. За старым кафоликоном, в отдалении от сегодняшнего архитектурного ансамбля обители, по сей день существуют выбитые в горной известняковой породе пещеры. Считается, что одна из них принадлежала святому Дионисию.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Об определениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 От переводчика Проблема авторства. Трактат Ргоп (“Об определениях”) 1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений) 2 . В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому, так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”) 3 этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому. Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” ( см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний — это перифраз, местами дословный, второй главы “Путе­водителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путево­ди­теле”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях” 4 . Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата Ргоп святителя Афанасия Великого, равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит 5 или кто-то из его ближайшего окружения. I. 1. Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церквисобранные от Климента 6 и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.

http://pravmir.ru/ob-opredeleniyah/

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Афанасия, основателя Преображенского монастыря в Метеорах, и его преемника преподобного Иоасафа 560 Св. Афанасий родился ок. 1308 г. в Новых Патрах, вероятно, в знатной и зажиточной семье, поскольку никогда не позволял себе говорить о своем происхождении. В крещении он был назван Андроником. Оставшись сиротой, он воспитывался дядей. Когда город захватил Альфонсо Федерико Арагонский, во главе каталонского войска покоривший латинское герцогство Афинское (1317–1330), Андроник бежал вместе с дядей и нашел прибежище в Фессалонике. Охваченный горячим желанием учиться, но лишенный средств, молодой человек слушал уроки философии и классической литературы, стоя у окон прославленных наставников города, и они, растроганные его рвением, соглашались зачастую преподавать ему бесплатно. Однажды он отправился на Святую Гору, где в беседах с духовными отцами получил глубокие наставления об истинной философии, но ему не позволили там остаться из-за юного возраста. Тогда он сел на корабль, идущий в Константинополь. Там Андроник поклонился главным святыням и познакомился с такими прославленными людьми, как прп. Григорий Синаит нояб.] и св. Исидор, будущий патриарх (1347–1349), которые укрепили его в намерении избрать равноангельную монашескую жизнь. Прибыв на Крит, Андроник попытался начать там подвижническую жизнь, но, рассудив, что восхищение со стороны его светских покровителей может вовлечь его в сети лукавого, решил вернуться на Афон. Он направился прямо в скит Магула, один из центров исихазма. Там ученики прп. Григория Синаита посоветовали ему поступить под руководство двух старцев, весьма преуспевших в добродетели, – Моисея и Григория, которые подвизались в гористом холодном месте, называемом Милея. Там в тридцать лет Андроник принял монашеский постриг с именем Афанасий и служил двум старцам во всех их нуждах со смирением и безропотно, словно вьючное животное, не обращая внимания ни на суровый климат, ни на предел, положенный человеческим возможностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григория. – Апокрифическая статья о литургии, с именем св. Григория, помещалась и в древнем славяно-русском Прологе. Так мы встретили её в пергаменном Прологе Спасо-Прилуцкого монастыря, XIII в., под 8 мая, с таким заглавием: «Слово св. Григорья Богословца о божественной литургии» (л. 100); в печатных изданиях Пролога её уже нет. 12. Образ совершенного христианина. – Этой статьей начинаются «Анастасиевы ответы» в Изборнике Святослава 1073 г.; они находятся и в Изборнике 1076 г. Ответы Анастасии Синаита (VII в.), в связи с одинаковыми с ними по форме «Ответами Афанасия Александрийского на вопрошения князя Антиоха», вошедшими в Святославов Изборник 1073 г., были излюбленными произведениями в нашей древней церковно-учительной письменности, и встречаются, по частям, как в Измарагдах, так и в других самых разнообразных Сборниках. Св. Афанасию Александр. эти «Ответы» не принадлежат и известны в числе неподлинных (spuria) его сочинений (изд. Migne, Patrol. graeca, t. XXVIII col. 597). В наиболее полном виде, в позднейшем славянском переводе – напечатаны в Скрижали патриарха Никона 1656 г., а в недавнее время в «Христ. Чтен.» 1842 г., ч. II и III, с пропуском многих вопросов, а затем проф. Порфирьевым, в его книге: «Апокрифические сказания о новозаветных лицах», Спб. 1890, стр. 327 и сл. Настоящим автором этого произведения некоторые (напр. Филарет Чернигов. в «Истор. учении об отцах церкви», ч. II) считают Афанасия Младшего, жившего в VIII в., при чем полагают, что часть Ответов принадлежала, действительно, Афанасию Алекс. и что потом число их постепенно пополнялось и увеличивалось. В греческом тексте, напечатанном в изд. Миня, число их 137; в Скрижали патр. Никона 136; один вопрос (49-й), а именно: «Сколько времени Адам пробыл в раю» – опущен. В содержание «Ответов» вошли небольшие отрывки и извлечения из разных свято-отеческих и церковно-учительных творений, обращавшихся в византийской, а затем и в древне-русской письменности. Так, один неизвестный автор XVII в., обладавший огромной для того времени начитанностью в церковной литературе, указывает (рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Паисий Величковский. Жизнь на Афоне -2     Клевета   Так росло и крепло около старца Паисия иноческое братство и распространялось его доброе влияние и добрая слава по святой горе Афонской. Но одновременно с этим появлялись и враги старца, завидовавшие его славе или подозревавшие его в нарушении церковных правил. В числе таковых был проживавший в скиту Капсокаливе со своими учениками некоторый старец Афанасий из молдаван, муж благочестивый и ревнитель веры, но недостаточно осведомленный об учении и образе жизни Паисия.     Обвинения старца Афанасия, взводимыя им на Паисия, заключались в следующем:     - Паисий нарушает и сокращает установленное Церковью для монахов молитвенное правило;   -неправильно толкует писания святого Григория Синаита,   -неправильно относится к своему духовному отцу, уподобляется римскому папе, который на словах признает заповеди церкви, а делами их нарушает;   -устанавливает вместо церковного собственное молитвенное правило, не имеет смирения;   -доверчиво относится к рукописным греческим книгам, предпочитает философию покаянию и плачу,   -запрещает проклинать еретиков,   -заменяет церковное правило молитвою Иисусовою.               Письмо с предупреждением: не отделяться от общего обычая св. Горы.   Все эти обвинения старец Афанасий изложил в обширном послании, отправленном им Паисию. Он убеждает Паисия покаяться и не отделяться от общего обычая св. Горы. Получив письмо Афанасия, Паисий прочитал его перед братией и затем показал его своему духовному отцу. Вместе со своим духовным отцом он пошел к старейшим соборным духовникам, которые, рассмотрев письмо Афанасия, повелели Паисию написать на него ответ и обличить несправедливые обвинения Афанасия; и если последний не сознает своей вины и не раскается в ней, они решили открыто обличить его на соборе всей святой Горы.     Исполняя повеления духовников, старец Паисий написал в 14 главах ответ Афанасию, в котором опроверг все его обвинения. В своем письме Паисий между прочим писал следующее о чтении святоотеческих книг:

http://isihazm.ru/1/?id=475

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010