Оценка Феофана у И. Роков достаточно сурова, но, думается, не совсем справедлива. Во-первых, ввиду того, что многие источники хрониста не дошли до нас, факты, сообщаемые им, приобретают немалое значение (например, сведение об обращении в Православие Косьмы I). Во-вторых, нельзя лишать Феофана своеобразного и индивидуального подхода к изображаемым событиям – это хорошо показал в своей монографии И.С. Чичуров. В частности, если сравнить Феофана с Анастасием Синаитом , то у хрониста отсутствует явная тенденция к выгораживанию Ираклия, а, наоборот, подчеркивается отступление императора от Православия 914 . В отличие от Анастасия, Феофан совсем не склонен умалчивать о роли и значении Софрония Иерусалимского и Максима Исповедника – и подобных черт различия можно привести еще достаточно много. Поэтому для восстановления картины монофелитских споров без «Хронографии» Феофана трудно обойтись. Обращаясь к «Житию Максима Исповедника », сразу же заметим, что в силу своего сложного характера и богатства содержания данное произведение требует специального монографического исследования 915 . Ставя перед собой весьма скромные задачи, мы ограничимся беглым обзором истории монофелитских споров, наметив самые общие черты и специфику отражения их в этом источнике. Прекрасный перевод (а частично и издание) «Жития» М.Д. Муретовым 916 значительно облегчает подобную задачу. Русский ученый выделяет три основные греческие версии «Жития»: первая и древнейшая (А) и представлена московской рукописью 1022 года, вторая (В) представлена также московской рукописью XII-XIVI веков и третья (С), самая поздняя, издана Ф. Комбефи и перепечатана в «Патрологии» Миня. Обратимся к изложению событий в первой версии. Согласно ей Ираклий, после великой и славной победы над персами, «чудесного освобождения Иерусалима и патриарха Захария и восстановления на свое место честнаго и животворящего Древа (Креста)», возгордившись в сердце своем, «подобно Езекии, но не покаявшись, как он», впал «в величайшую ошибку, которая по сравнению с соделанным персами против христиан была гораздо хуже и пагубнее тем, что те причиняли гибель телу, а эта – душе». Далее следует описание встречи Ираклия с Афанасием Гаммалой, аналогичное сюжету Анастасия Синаита , с той только разницей, что место встречи локализуется в Иераполе. Поставленный в тупик вопросом монофизитского патриарха о «волях» и «действиях», царь пишет Сергию Константинопольскому и Киру Фасидскому (отличие от Анастасия Синаита ). Убежденный обоими епископами в правоте монофелитского учения, Ираклий обращается теперь уже к папе Иоанну (ср. с Феофаном; и опять отличие от Анастасия), который подверг отлучению «таковую их ересь». Затем говорится о Софронии Иерусалимском , созвавшем поместный Собор, осудивший монофелитское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И. содержит 37 статей учительного характера, посвященных преимущественно нравственно-этическим и житейским вопросам. В их число входят «Стословец», приписываемый К-польскому патриарху Геннадию I , «Слово некоего калугера о почитании книжном», извлечения из сочинений прп. Анастасия Синаита , святителей Афанасия I Александрийского, Василия Великого , Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Лествичника и др. Включены в него и фрагменты библейских книг (из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, и Посланий ап. Павла) и Житий святых Ксенофонта, мч. Нифонта Констанцского («Слово о милостивом Созомене»), Синклитики, прп. Феодоры (из 2 последних заимствованы эпизоды дидактического характера) и ряд др. сочинений и выписок из них, в частности из «Протопатерика Скалигера» - болг. компиляции X в., включающей извлечения из «Лествицы» и Скитского и Египетского краткого патериков. Греч. оригинал И. как единого целого не установлен, среди исследователей преобладает мнение, что сборник составлен на слав. почве из отобранных и отредактированных греч. текстов. Греч. оригинал «Стословца» невыявлен, перевод, по мнению М. Н. Сперанского , был осуществлен в X в. в Болгарии. Характерную особенность И. составляют псевдоэпиграфы, свидетельствующие о значительном отклонении (временном и генеалогическом) входящих в сборник текстов от греч. оригиналов. Так, компиляция из сочинений прп. Нила Синаита приписана здесь Исихию, пресв. Иерусалимскому, а выборки из бесед святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого даны с именами соответственно св. Георгия и прор. Иоиля и т. д. Ряд статей И. находит соответствие в Изборнике 1073 г., однако предполагается, что они не заимствованы составителем непосредственно из последнего, а восходят к его источнику (см.: Копреева. 1980). В состав И. входит и ряд не идентифицированных до сих пор текстов, часть к-рых имеет, возможно, слав. происхождение. Атрибуции составляющих частей И. посвящены работы мн. отечественных и зарубежных исследователей XIX-XX вв., начиная с А. Х. Востокова .

http://pravenc.ru/text/293836.html

На Метеорах святой Григорий Молчаливый пробыл десять лет и затем ушел в Солунь. Поводом к уходу послужило недовольство одного из местных властителей его активной монашеской деятельностью. Посетив места, где подвизались исихасты, преподобный Григорий возвратился на Афон, потом через Константинополь прибыл в Парорию, в обитель своего святого наставника. Но великого Синаита в живых он не застал. Святой Григорий Молчаливый пришел в Парорию в конце первой половины XIV столетия, когда Синаитова пустынь под ктиторским покровительством царя Иоанна Александра расцветала и иноки ее пользовались мирным благоденствием. С разных концов в Парорию стали собираться ученики преподобного Григория Синаита . Вернулись из Загорья известные своей добродетельной и богоугодной жизнью исихасты – святые Ромил и Иларион. К ним в ученики и попросился святой Григорий Молчаливый. “Тогда и аз, – пишет он в житии преподобного Ромила Раванницкого, – окаянный и непотребный в единомысльныих, от Константинова града пришел бех на место оно и, добродетельное же пребывание и житие их до конца разумев, преклонив главу, повинухся кир Илариону, ему же и сам преподобный повинухся бе” с. 14–15]. Преподобный Григорий Молчаливый пробыл в Парорийской обители до турецкого нападения, которое вынудило его вместе с преподобным Ромилом и старцем Иларионом отправиться в Загорье, где ранее подвизались его наставники. Вскоре святой Ромил отошел на Святую Гору Афон, а преподобный Григорий Молчаливый остался в Загорье со старцем Иларионом. По кончине старца преподобный Григорий Молчаливый отправился на Святую Гору к преподобному Ромилу. К этому времени святой Ромил был уже известным старцем и имел множество почитателей, которые своими частыми посещениями и беседами стали отвлекать его от созерцательной жизни. В поисках уединения он переменил несколько мест, пока не поселился на горе, называемой Мелана, недалеко от лавры преподобного Афанасия Афонского . Здесь и нашел святого Ромила, занятого постройкой келлии, преподобный Григорий Молчаливый с. 21]. Об их совместных подвигах и жизни преподобный Григорий Молчаливый повествует в житии святого Ромила.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

2. Киев, Русь, Константинополь, славянские земли. 3. Печерский Патерик и «Повесть временных лет»; творения блаженного Феофилакта Болгарского, житие преподобного Мелетия Миупольского. Поучение Владимира Моиомаха. 2–е поколение 1. Преподобная Евфросиния Полоцкая, преподобный Петр Дамаскин, святой Леонтий, патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2. Киев, Русь, Палестина. (Юг Италии.) 3. Житие преподобной Евфросинии Полоцкой; творения преподобного Петра Дамаскина; житие святого Леонтия Иерусалимского, Путешествие Фоки; творения Николая, игумена Странтского.   3–е поколение 1. Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, преподобный Симеон Сербский, преподобный Савва Сербский, Николай Странтский. 2. Киевская Русь, Афон, Палестина, юг Италии. 3. Печерский Патерик; творения и молитвы преподобного Кирилла Туровского; житие преподобного Симеона и преподобного Саввы Сербского; творения Николая Странтского (Гидрутского).   XIII век 1–е поколение 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения преподобного Саввы Сербского. 2–е поколение 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник преподобного Григория Синаита), Арсений, патриарх Константинопольский; мученики из–за унии (на Афоне и др.); святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская область), Афон, Северная Русь. 3. Творения преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые класы» в сборнике Паисия Величковско–го); житие преподобного Григория Синаита, святого Александра Невского, сведения о патриархе Арсении Константинопольском в византийской истории и др., Афонский Патерик. 3–е поколение 1. Святой Феолипт Филадельфийский, святой Афанасий, патриарх Цареграда, святитель Петр, митрополит Московский, преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов.3. Творения преподобного Феолипта Филадельфийского («Добротолюбие»), житие святого Афанасия, патриарха Цареградского (и его письма), житие Петра Ордынского, житие святителя Петра Киевского и Московского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

7 Афанасий и так был антиохийским патриархом, но патриархом яковитским («яковитами» назывались сирииские монофизиты). Однако дело в том, что на антиохийской кафедре в период 609–639 гг. отсутствовал православный патриарх. Таким образом, при успехе унии Афанасий становился едино лнчным главой сирийских христиан (cm.: Murphy F.-X., Scherwood P. Constantinople II et Constantinople III – Histoire des conciles oecumeniques T 3 P. 1973, c. 149). 8 Здесь автор «Жития» либо тенденциозен, либо плохо информирован. Учение об одной «воле» и «энергии» Христа являлось органичной частью монофизитской доктрины, которая была наиболее полно разработана в сочинениях Севера Антиохийского. Данного учения не придерживались, вероятно, только армянские монофизиты (см.: Сидоров А. И. «Монофелитская» уния о свидетельству «Повествования о делах армянских». – Историко-филологический журнал. Ереван, 1988, 3, с. 162–170). Среди некоторых православных богословов конца VI – начала VII в. концепция «единой энергии (денствия)» Христа также получила распространение. Пример тому – епископ Феодор Фаранский, первый идеолог монофелитства. Именно на эту тенденцию, сближающую православных и монофелитов, и опирался Сергий Константинопольский, с самого начала своего патриаршества задумавший унию, я затем ставший активно проводить ее в жизнь. Император Ираклий деятельно содействовал патриарху в этом (см.: Сидоров А. И. История монофелистских споров в изображении Анастасия Синаита и Псевдо-Анастасия Синаита. – Византийский Временник. 1989, т. 50, с. 93–105). 9 Ираклий вел с Киром переговоры об унии значительно раньше – в 626 r., когда он во время одного из своих восточных походов оказался в Лазике (см.: Histoire de I’Eglise, t. 5, c. 114). Позднее (631) Кир стал александрийским патриархом и осуществил унию с египетскими монофизитами (633). 10 Что Сергий был сирийцем и его родители принадлежали к монофизитской церкви – несомненный исторический факт (см.: Van Dieten J. L. Geschichte der Patriarchen von Sergios I bis Johannes VI (610–715). Amsterdam, 19712; c. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Преподобный Афанасий написал для братии Метеорского монастыря правила монашеского общежития и подвижнической жизни, собрав воедино все усвоенное им от преподобных Григория Синаита , Григория Молчаливого и других исихастов. Устав монастыря составлен исключительно на синаитско-исихастских принципах. Передав все свои знания, преподобный вернулся к желаемому безмолвию и созерцанию. Своими подвигами он стяжал великие благодатные дары от Господа. Его блаженная кончина последовала 20 апреля 1383 года на 78-м году жизни Святые мощи преподобного Афанасия вместе с мощами его ученика преподобного Иоасафа, ктитора Метеор, почивают в Метеоро-Преображенской обители. Согласно преданию, которое отражено в монастырском типике 1580 года, святой Иоасаф скончался через 40 лет в тот же день, что и его учитель. 20 апреля отмечается их память. День этот является праздником монастыря На северной алтарной стене Преображенского храма до нашего времени сохранилась фреска, на которой святой Афанасий Метеорский изображен вместе с преподобным Иоасафом. Преподобный Сисой Синаит О большинстве учеников преподобного Григория Синаита история сохранила крайне скудные сведения: имена, место совершения монашеских подвигов и иногда место кончины. И неудивительно, поскольку “чужестранство” считалось в среде синаитских исихастов важной добродетелью. Монахи-синаиты пребывали на земле как странники, не имеющие “зде пребывающего града”, жили небесной жизнью, скрытой от других, до смерти. Не представляет в этом отношении исключения и преподобный Сисой Синаит. Считают, что он был одним из близких учеников святого Ромила и пришел с ним с Афона в окрестности Раванницы с. 200]. Как соученик, Сисой был в дружбе со святым Григорием Молчаливым. На Святой Афонской Горе преподобный Сисой был некоторое время игуменом монастыря Хиландар. В Сербии он находился в близких отношениях с князем Лазарем. Существует предположение, что он был его духовником с. 120]. Упоминается он и как духовник в Повелении княгини Милицы 1398 года с. 297].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

С одной стороны, свт. Симеон прямо апеллирует к Дионисию Ареопагиту : «как говорит Дионисий» 668 . С другой – очевидно, что «диалектический» подход, демонстрируемый в приведенном «вопросоответе», отличен (или по крайней мере представляется таковым 669 ) от того, который мы находим в Corpus Areopagiticum и у многих толкователей последнего. Здесь весьма отчетливо указано на существование как бы двух «параллельных иерархий» – иерархии церковной, о которой, собственно, и идет речь в одноименном трактате Дионисия и в которой монашеству, как мы помним, уделено достаточно скромное место, и иерархии «духовной», определяемой «высотой жизни». Согласно этой, «духовной», иерархии «мирской иерей», в иерархии церковной «паче слова» (πρ λγον) превосходящий «простого», то есть не наделенного благодатью священства монаха, оказывается несравненно ниже последнего. Подобный подход мы находим и у Никиты Стифата несколькими столетиями ранее, и – в развернутом виде – у прп. Григория Синаита , в трактате которого «О четырех иерархиях» «духовная» монашеская иерархия предстает в качестве «четвертой» (наряду с небесной, церковной и «законной» – ветхозаветной) 670 . Это творение прп. Григория Синаита , в отличие от его аскетических произведений, не получило широкого хождения в греческом мире, но зато (в довольно раннем славянском переводе) входило едва ли не во все сборники творений преподобного, распространившиеся в мире славянском и особенно в древней Руси. Кажется, особый интерес вызывало содержащееся там толкование Божественной литургии – во всяком случае, именно оно цитируется в древнерусской книжности достаточно часто: в XVII веке отрывки из него приводит в своих сочинениях патр. Никон, а в начале XVIII века – напротив, оппоненты последнего, Выговские пустынножители в «Поморских ответах». Но исключить влияния «монашеско-иерархической» части мы также не можем. Завершить настоящее сообщение, как уже говорилось ранее, нам хотелось бы небольшим экскурсом в «богословие монашества» XVIII века. Отчасти мы уже касались осмысления монашества таким святым, как прп. Паисий (Величковский) . Теперь же речь пойдет о его современнике – прп. Никодиме Святогорце .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

2) В Церкви Восточной, как можно думать, было более (только более, но не исключительно, как видим из Синопсиса Афанасия) распространено толкование св. Иринея, а в Церкви Западной – толкование свв. Феофила, Амвросияи Викторина. 3) Текстуальное сравнение своеобразных особенностей в греческих выдержках Анастасия Синаита , Софрония, Германа и в латинском тексте творения св. Иринеяустраняет всякую возможность ставить выдержки у Софрония и Германа в литературную зависимость от выдержки у Анастасия Синаита и предполагает какой-либо другой источник, всего естественнее – греческий подлинник творения св. Иринея. 4) А несомненные следы бытия греческого подлинника творения св. Иринея не только у Евсевия, Епифания, Дамаскина, но и у Фотия и других позднейших греческих писателей должны отстранять мысль о ранней утрате этого подлинника: поэтому Софроний и Герман могли пользоваться греческим Иринеем точно также, как пользовался им и Анастасий Синаит . Стран. 156–162(см. Глава 2, ч. 3. Константинопольский патриархат, § 4. Толкование на литургию св. Германа) – Кроме известных в настоящее время редакций толкования на литургию св. Германа, патриарха Константинопольского [краткой, изданной Миллесом (Milles)] с именем Кирилла Иерусалимского , 824 латинского перевода Анастасия Библиотекаря, 825 содержащейсяв рукоп. Синодальной библиотеки: слав. 163, греч. и, наконец, наиболее полной или позднейшей известной большею частью по печатному её изданию], 826 – существуют еще более краткие, доселе неизданные, тексты толкования Германа. Такой текст издается нами в приложениях. Мы изучали эту редакцию по рукописи Моск. Синодальной библиотеки, писанной на новогреч. языке в XVI в., 276, φ. 232 об.–243, а частью по рукописи гой же библиотеки XV в. 364, φ. 528–533 об. Содержащееся в этой редакции начало толкования не находится ни в одном из доселе известных списков толкования Германа и взято из толкованья Софрония Иерусалимского , что может свидетельствовать о влиянии толкования Софрония на толкование Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

29) Л. 204. От правил святых апостол о книгах, ихже подобает чести и внимати и ихже не внимати, ни чести. Нач. Не достоить мирских составленных псалмов глаголати в церкви. 30) Л. 207 об. Предание уставом на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитаскаго жития, правило о келейном трезвении и катадневном петии, еже мы прияхом от отец наших. Нач.Подобает убо ведети о сем, яко обретаем от святых отец. 31) Л. 274 об. Устав о соборном согласии. Нач. Утреняя уставлена бысть пети апостолы и святыми отци. 32) Л. 275. Святаго Нила (Синаита) [о] осмих помыслех. Нач. Веждь, чадо, яко 8 суть помысл. 33) Л. 283 об. Святаго Анастасия Синайскаго о сущем еже по образу и по подобию. Нач. Приидем убо на сущее еже по образу и по подобию Божию создан есть человек. 34) Л. 284 об. Завет инока Инокентия. Нач. Се аз убогий инок Инокентие написал есть сий завет. 35) Л. 287. От божественных правил и предания святых Никейскаго собора. Нач. Сей собор в 20-том правиле глаголет. 36) Л. 288. От постнических Великаго Василия. Нач. Потребно есть не токмо помышлением настояти. 37) Л. 289. Выписки из Златоуста, Феодора Студита , Маркиана, Старчества, Афанасия Великаго , Исаака Сирина . 38) Л. 295. Глава 21 от Никона: не подобает иноком к мирским попом исповеди творити. Нач. Еже не причищатися иноком от рукы мирскаго священника. Далее следуют выписки из 4 и 5 глав Никона. 39) Л. 295 об. Беседа Иоанна Златоуста на еваггелие от Матфея, на текст: «Ищете прежде царствия небеснаго и правды его, и си вся приложатся вам». 40) Л. 297. Исповедание иноку на всяк день. Нач. Исповедаюся Богу Царю Небесному и Пречистей Матери Его и святым небесным силам и всем святым Его вся согрешения моя и вся злая моя дела. 41) Л. 300. Обширная статья без заглавия, имеющая своим предметом наставления инокам, подкрепляемыя выписками из Старчества и отцов церкви: Ефрема Сирина , Василия Великаго , Исаака, Исихия, Иоанна Киликийскаго, Златоуста, Симеона Новаго , Синаита, Даниила, Петра Дамаскина , Григория Богослова и др. 42) Л. 358 об. Приведено бо есть и повеселитися о Божием даре и поститися по ослабе о своих гресех, иже в святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града Златоустаго, поучения душеполезна. Нач.Время есть уже омытися, душе, и вся отрясти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010