Конец предложения, выбранный мной для комментария, восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «С ними же и копие, и губа, и трость – спасения страсти образи» (ГС, л. 144); при этом патриарх Никон выбирает из текста Синаита символические толкования только тех вещей, которые ему присланы от царя – копия и губы. По расписке игумена Афанасия, в Богоявленской церкви патриарха Никона были «звезда, да лжица, да копие золочены» (Р, с. 379). Звездица .. свет Христа. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «И зездица есть звезда, възвестившиа влъхвом великый свет» (ГС, л. 144 об.). Покрывала же суть знаменуют... покров Божий... – Первая часть предложения восходит к тексту сочинения Григория Синаита ; ср.: «Покрывало же суть якоже на младенци пелены, и яко добродетелем образованна» (ГС, л. 144 об.). Толкование покрывал как «покрова Божия» Никон мог заимствовать из книги «Скрижаль»; ср.: «Покров чаши образуете плащаницу, еиже обвишя тело Господне со смирною и алоем, по евангелисту... Покров блюда есть вместо сударя, иже бе на главе и лице Господни, имже покрыша его в гробе» (С, л. 146). Игумен Ферапонтова монастыря Афанасий в расписке отметил «служебные покровы бархатные... Покровы тафтяные» (Р, с. 379). ...ризы, то есть фелонь белообразен... свободных вашых святых душ. – Трактовка восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Фелонь святительскаго устроениа знамение есть честныа и простыа и от страстей свободныя и световидныя душа» (ГС, л. 144 об.). Ризы, а также перечисленные ниже Никоном стихарь, епитрахиль, пояс и поручи (нарукавницы) есть главные пять одежд священнических, которые, по Симеону Солунскому , соответствуют пяти телесным чувствам человека и пяти силам душевным. По расписке игумена Афанасия, это священническое одеяние выглядело следующим образом: «Ризы камка белая, оплечье бархат золотной, подолник отлас червчат, – подложены тафтою «(Р, с. 379). Л. 156 Стихарь же являет... вашу телесную. – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Стихарь же являет чистоту и световиднейшую доброту телесную» (ГС, л. 144 об.). Светлый стихарь – подризник – игумен Афанасий так описал в расписке: «Подризник тафтяной желтой; оплечье и зарукавья, и подолник отлас червчат, подложен дорогами» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец предложения, выбранный мной для комментария, восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Съ ними же и копие, и губа, и трость – спасения страсти образи» (ГС, л. 144); при этом патриарх Никон выбирает из текста Синаита символические толкования только тех вещей, которые ему присланы от царя – копия и губы. По расписке игумена Афанасия, в Богоявленской церкви патриарха Никона были «звзда, да лжица, да копие золочены» (Р, с. 379). Звздица... свт Христа. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «И звздица есть звзда, възвстившиа влъхвомъ великый свть» (ГС, л. 144об.). Покрывала же суть знаменуют... покров Божий... – Первая часть предложения восходит к тексту сочинения Григория Синаита ; ср.: «Покрывало же суть якоже на младенци пелены, и яко добродтелемъ образованна» (ГС, л. 144об.). Толкование покрывал как «покрова Божия» Никон мог заимствовать из книги «Скрижаль»; ср.: «Покров чаши образуетъ плащаницу, еиже обвишя тло Господне со смирною и алоемъ, по евангелисту... Покровъ блюда есть вмсто сударя, иже б на главе и лиц Господни, имже покрыша его въ гроб» (С, л. 146). Игумен Ферапонтова монастыря Афанасий в расписке отметил «служебные покровы бархатные... Покровы тафтяные» (Р, с. 379). ...ризы, то есть фелонь белообразенъ... свободных вашых святые душъ. – Трактовка восходит к сочинению Григория Синанта; ср.: «Фелонь святительскаго устроениа знамение есть честныа и простые и от страстей свободныя и свтовидныя душа» (ГС, л. 144об.). Ризы, а также перечисленные ниже Никоном стихарь, епитрахиль, пояс и поручи (нарукавницы) есть главные пять одежд священнических, которые, по Симеону Солунскому , соответствуют пяти телесным чувствам человека и пяти силам душевным. По расписке игумена Афанасия, это священническое одеяние выглядело следующим образом: «Ризы камка блая, оплечье бархатъ золотной, подолникъ отласъ червчатъ, – подложены тафтою «(Р, с. 379). Л. 156 Стихарь же являетъ... вашу телесную. – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Стихарь же являет чистоту и свтовиднйшую доброту тлесную» (ГС, л. 144об.). Светлый стихарь – подризник – игумен Афанасий так описал в расписке: «Подризникъ тафтяной желтой; оплечье и зарукавья, и подолник отласъ червчатъ, подложенъ дорогами» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Но внешние науки не могли удовлетворить духовные запросы юноши. Желая продолжать духовное возрастание, Андроник в поисках руководителя на этом пути прибыл на Святую Гору. В беседах с афонскими старцами он еще более укрепился в намерении вести монашеский образ жизни и просил разрешения остаться на Афоне. Но старцы, учитывая его молодость и суровость монашеских подвигов, отказали ему. Со Святой Афонской Горы Андроник попал в Константинополь, где Господу было угодно познакомить его с преподобным Григорием Синаитом [И, с. 298]. Эта встреча состоялась, вероятно, в царствование Андроника Палеолога Старшего (1282–1328) по приезде святого Григория Синаита из Сирии. Из уст великого учителя безмолвия Андроник получил первые уроки исихазма, хотя ранее ему доводилось беседовать с некоторыми подвижниками исихастского направления, такими, как Даниил Исихаст и Исидор, который впоследствии был патриархом Константинопольским (1337–1349). Старательно собирал Андроник все наставления старцев, необходимые для проведения добродетельной жизни с. 299]. Из Константинополя, видимо по благословению святого Григория Синаита , Андроник уехал на Крит, где жил в это время старец Синаита Арсений с. 30]. Оттуда позднее он прибыл в святогорский скит Магула, в котором подвизались ученики святого Григория Синаита . От иеромонаха Каллиста он узнал, что в местечке Милеа подвизаются два монаха, достигшие высоких степеней добродетели, – Моисей и Григорий Молчаливый с. 299]. Андроник отправился к ним. Он просит старцев позволить остаться с ними для прохождения монашеских подвигов. Не сразу старцы решились принять его, но твердая настойчивость молодого человека победила, и они согласились. Здесь в возрасте тридцати лет Андроник был пострижен в монашество святым Григорием Молчаливым с именем Антоний с. 299]. Вскоре он принял и монашескую схиму и был наречен Афанасием. Место, где началось монашеское служение Афанасия, было необычайно сурово и труднодоступно. Оно находилось почти на самой вершине Афонской Горы. Но, несмотря на это, безмолвие отшельнической жизни стало нарушаться. Начиная с 1333 года новая волна турецкого нашествия обрушилась на Святую Гору. Турки добрались и до места пребывания Афанасия со старцами, причинив им много горя. Моисей, убедившись, что турки не оставят их в покое, отошел со своим учеником в Иверский монастырь, в котором и скончался. А преподобный Афанасий и старец Григорий пошли в Солунь, а потом в город Сер, к митрополиту Иакову, ученику святого Григория Синаита с. 132; 11, с. 300].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

При первом же благоприятном случае, взяв с собой любимого ученика Каллиста, преподобный Григорий тайно вышел из лавры святого Афанасия и отправился через Адрианополь в Парорию на Обледенелую гору. Вторичное поселение Григория Синаита в Парории относится к 1331 году с. 162]. Вскоре около него собралось множество учеников разных национальностей: греков, болгар, сербов. Учеников в Парорийской пустыни было такое количество, что образовались четыре лавры. Главная из них построена на месте, называемом Позова, в пещере Месомильской с. 108; 65, с. 118]. Многочисленное братство этих обителей проводило суровую аскетическую жизнь по скитскому уставу, данному великим основателем и наставником. Здесь по обычаю и преданию отцов святой Григорий “подготовил для отшельнического жительства некоторых из монахов, возлюбивших безмолвие, как великий Моисей и Илия Фесвитянин” с. 66]. Несмотря на то что братство преподобного Григория Синаита увеличивалось и Парория постепенно становилась большим очагом духовности и просвещения, ее не переставали беспокоить набеги разбойников. Преподобный Григорий решил обратиться за помощью к болгарскому царю Иоанну Александру (1331–1371). Он послал к нему учеников из болгар, которые рассказали царю о Парорийских обителях, об их положении и нуждах, передали просьбу преподобного оказать покровительство монашествующим. Иоанн Александр, как благоверный царь, понимал, что благополучие его царствования и процветание государства зависят от благословения Божия по молитвам святых, и весьма щедро, истинно по-царски одарил преподобного Григория Синаита и его учеников. На свои средства он построил в обителях храмы, хорошие келлии, дал им во владение окрестные угодья и снабдил пустьшь всем необходимым для того, чтобы она стала крупным монашеским центром. В частности, для охраны монастырей от разбойников царь приказал построить пирг (башня). Эта башня, придавшая главной обители вид крепости, впоследствии стала называться пиргом Синаита с. 154]. В результате таких благодеяний обители преподобного Григория Синаита окрепли экономически, а монахи могли уже спокойно совершать подвиги спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Но в Фессалониках Григорию явился великомученик Димитрий Солунский и повелел ему остаться. Приблизительно через год Григорий Палама , став иеромонахом, с десятью учениками обосновался в скиту близ Верри. Бэлфор приводит еще одну версию о возможной встрече святого Григория Паламы и преподобного Григория Синаита : “После возвращения Григория Паламы на Афон (1331– 1338 годы), когда он поселился как отшельник в исихастирии близ Великой лавры, преподобный Григорий Синаит также вернулся на время и был также принят в лавре с большим почетом” с. 48]. О совместных подвигах этих двух великих исихастов в лавре святого Афанасия говорит и современный болгарский исследователь В. Киселков с. 14]. Итак, представляется вероятным, что “Палама был близок Григорию Синаиту в молодости и, возможно, формально находился под его духовным руководством” с. 48]. За недостатком данных можно поставить под сомнение вероятность того, что святой Григорий Палама был учеником преподобного Григория Синаита . Однако то, что святитель Григорий Палама был по духу учеником великого старца, “стоит вне всякого сомнения, – пишет епископ Алексий (Дородницын) , – и безусловно подтверждается сравнением учения их обоих, так что, даже несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу личным учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита ” с. 138]. Примеров можно привести много. Так, учение о созданных первоначально душе и теле человека у святителя Григория Паламы почти дословно совпадает с учением преподобного Григория Синаита . Сходно наставление и об исихии. Подобно Синаиту, Палама утверждает, что все деяния исихаста должны сопровождаться непрестанной молитвой и сокрушением сердечным. “Сердце же сокрушает, – говорит святитель, – троякое воздержание: 1) от сна, 2) от пищи и 3) телесной неги... Через пост и воздержание разрушается внешний человек, а поскольку разрушается внешний, постольку обновляется внутренний” [цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Л. 448 об. и 449 оставленье белыми. Л. 450. Сказание и з встно чдесхъ прчты влачцы нше гжи прчты двы и бца мари прчтою и чтною иконою содс же и римлнины нарицатис быче. чте т ца в нлю а. поста . Тоже самое, что читается в сборнике 203 (см. ниже) л. 261–291. На обороте последнего листа запись: ри г а мата въ кв ень прода книгу колмогоре глискаго поса у слшко мако в тропи зачисто по т писа своею ркою . 172 (по преж. кат. 923). Григория Синаита слова, с другими посторонними статьями, пис. скорописью, в 4 д., на бомбицине, XV в. 127 л. Л. 1. Внизу помета: прислана с двора в се го у . На л. 1. написан помянник митрополитов всероссийских, начиная с Михаила до Антония; к ним позднее присовокуплены имена митр. Дионисия и патриарха Иова. – Письмо здесь не то, что в ркп. Л. 2. Взят из Греческой ркп. и относится к церковному уставу, или к пасхалии. Л. 3. Жи т и жизнь. прпбнаго ца нашего. синаита. съписано стиши костнтин гра. киръ калисто . Нач. Иже бо блгыихъ мжеи, похваламъ и слава хотти споблти. Обстоятельства жизни изложены подробно. Списатель, впоследствии патриарх Константинопольский (1349–1354), был ученик Григория. Начало жизни подвижнической Григорий доложил на горе Синайской, отсюда и получил проименование Синаита. Наставления о жизни созерцательной получил на о. Крит от некоего старца Арсения. Пришедши на гору Афонскую, много нашёл здесь деятельных подвижников, но не знакомых с жизнью созерцательною, и, поселившись в скиту Магулине, против Филофеева монастыря, сам был первым наставником для учеников своих в умном делании. Ученики его были, кроме списателя жития Каллиста, Герасим, бывший потом наставником патриарха Константинопольского Исидора (1347–1349), Иосиф, Николай, страдавший от Михаила Палеолога во время гонения на православных, авва Николай, Марк – друг и сподвижник Каллистов в течении 28 лет, Иаков тъже и Аарон, Моисей, Логгин, Корнилий, Исаия, Климент иже сице блъгаръ. Заключая сказание об учениках Григория Синаита , повествователь замечает, что сей подвижник сделался наставником в духовных подвигах не только для Греков, Болгар, но и для Сербов. 105 Далее он говорит о гонениях, какие терпел Григорий, и о странствованиях его. В Константинополе он сделался известен имп. Андронику (старшему), чрез его родственника, инока Афанасия Палеолога. Для вразумления своего ученика Луки написал 150 глав о трезвении. – Краткое известие о Григорие Синаите помещено в Добротолюбии перед его сочинениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В частности, о славянских рукописях с Афона. 789 . – Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV веках. СПб., 1894. О литературных связях русских земель с Афоном: с. 10. 12–14, 23. «Список русских монахов на Афоне XIV–XV веков, сделавших что-нибудь по перенесению в Россию южнославянских текстов»: с. 28–29, в частности: Афанасий Русин, купивший или переписавший на Афоне четвероевангелие, житие Афанасия Афонского и второе житие Григория Омиритского и отправивший их и Россию; Ефрем Русин, или Евсевий, принесший с Афона «Слова» Максима Исповедника ; новгородский игумен Иларион, принесший со Святой Горы «Тактикон» Никона Черногорца; монах Савва, принесший в Россию «Правила», на основе которых Вассиан Патрикеев составил свою «Кормчую»; печерский архимандрит Феодосий, принесший в Россию «Правило Святыя Горы». 790 . Соборная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в монастыре Хилендаре на Афоне. – ХДА, 1863, т. 2, 7, с. 1; 1 л. илл. 791 . Собрание чудес святого великомученика и целителя Пантелеимона, совершенных им в недавнее время. СПб., 1865. 792 . Сойко Б., диакон. Паломничество на Святую Гору. – ЖМП, 1970, 3, с. 7–12; 3 фотогр. О поездке группы паломников во главе с архиепископом Харьковским и Богодуховским Леонтием на Афон для участия в торжествах по случаю 800-летия Русского Пантелеимоновского монастыря 9 августа 1969 г. 793 . Соколов И. И. Александр Евморфопул Лавриот. – ВВ, 1907, 14. с. 203–207. 794 . – Афон. – ПБЭ. Изд. 2-е. Т. 2. 1903, стб. 189–236. 795 . – Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб., 1904. 98 с. 796 . – Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита . М., 1904. Рус. пер. с болг.: Е. Спространов. Описиа ръкописите в библиотеката при Рилския монастир. София, 1902, с. 110, 99 (рък. Рил., 4/8 (61); лл. 266–281). Ср.: Помяловский И. В. Житие... Григория Синаита ... 611). Ср. также: Сырку П. А. Житие Григория Синаита ... 822). См. также: Яцимирский А. И. Из критико-литературных наблюдений над Житием Григория Синаита ... 910).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Да вы же, государи, прислали десять полотен да пятнатцать платочков 1795 . И сие ваше святое подаяние да прострется по пути, вводяи в жывот 1796 вечный. Аминь. Примечания Л. 154 ...государыни царевне и великой княжне Феодоре Алексеевне... – Последний ребенок, родившийся от брака царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной в сентябре 1674 г. (царевна скончалась в ноябре 1678 г.). Л. 155– 156 Потир же и дискоса... и от всякого зла удержанию. – Как выглядела церковная утварь, присланная Никону царем Алексеем Михайловичем, можно узнать из расписки игумена Ферапонтова монастыря Афанасия, составленной 7 июня 1676 г. при переводе патриарха Никона в Кирилло-Белозерский монастырь; документ опубликован: дело 1897, 378– 379 В рамках данного Примечания ссылки на этот источник даны в круглых скобках после цитации с пометой «Р». Символическое значение церковных вещей и священнических облачений патриарх Никон разъясняет, опираясь прежде всего на объяснения о церкви, литургии, церковной утвари, сделанные Григорием Синаитом , византийским писателем XIV в. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, откуда патриарх Никон заказывал книги для чтения и богослужения, имелись рукописи с сочинениями Григория Синаита ; в настоящее время в Кирилло-Белозерском собрании РНБ сохранились два манускрипта XV– XVI вв. с творениями этого автора – РНБ, собр. Кирилло-Белозерского мои. и 125/245; одна из рукописей – 89/214 – привлечена мной для сравнения текстов. Глава из обширного трактата Григория Синаита имеет название «О четырех священноначалствиих и колижды свяшенноначальство глаголется и елижды разделяется» (л. 135 об.– 144 об.) содержит толкования автором церковной утвари, которые имеют название «Что суть образы церковнаго священна- чялнаго устроения» (л. 144– 144 об.). К этому тексту Григория Синаита патриарх Никон добавляет сведения из других источ- ников – из изданной в 1656 г. на московском Печатном дворе книги «Скрижаль» и толкования литургии Симеона Фессалоникийского ; при сравнении текстов в рамках данного Примечания ссылки на эти источники указываются после цитаты в круглых скобках с пометами: «ГС»– для рукописи с сочинением Григория Синаита ; «С»– для книги «Скрижаль»; «СФ» – для толкований Симеона Солунского (мной используется текст, изданный в начале XIX в. – Симеон 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епитрахль же есть... Владыку Христа... – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Епитрахил же есть,//по единому повсти образу, воуже, имже связавше злоди Владыку, распяша» (ГС, л. 144об.). Епитрахиль, присланная царём, имела следующий вид: «...бархатъ золотной травчатой, воротникъ отласъ зеленой, опушка кружево серебряное, у кистей серебро съ шолкомъ, девять пугвицъ серебряныхъ, подложены киндяком желтымъ» (Р, с. 379). Пояс же назнаменует ангельское знамение... и скорое против врагов ополчение. – Первая часть толкования пояса восходит к сочинению Григория Синаита , согласно которому пояс «по образному же видению есть прпоясание царское же и аггелское знамение» (ГС, л. 144об.). Толкование же пояса как «против врагов ополчение» относится, скорее всего, к набедреннику – четырёхугольному украшению на поясе, которое, по Симеону Солунскому , означает «на смерть побду, и нетлние нашего естества, и величество Божией крпости, и лукаваго мучительство являетъ. Тмъ и образъ оружия имать, и на чресл повшивается, идже сил человка быти сказуютъ...» (СФ, с. 34). Пояс патриарха Никона , по расписке игумена Афанасия, был «бархатной червчатай, обложенъ галунцомъ блымъ серебрянымъ; четыре кисти шолкъ съ золотомъ и серебромъ, пряжка серебряная» (Р, с. 379). Известны мастера, изготавливавшие пояс для патриарха Никона , и стоимость их работы: 28 января 1675 г. по указу царя дано государево жалованье Казённого двора портным мастерам Микишке Семёнову с товарищами (по гривне человеку) за отделку пояса, «которой опшивали бархатом червчатым, в посылку к монаху Никону» – Дела Тайного приказа, 381. ...нараквииы... всякого зла удержанию. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «Наруквице же къ благочинию и съпрятанию тъчию умышлены бышя» (ГС, л. 144об.). По расписке игумена Афанасия, поручи были «бархатъ золотной, пять пугвиц серебряныхъ, обложены отласомъ червчатымъ» (Р, с. 379). ...крестъ сребряный и позлатистый, в нем же водружены многих святых мощи – В феврале 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин поднёс патриарху Никону подарок от царя – животворящий напрестольный крест со святыми мощами: мчч. Андрея Стратилата, Фёдора Стратилата, Меркурия, Пантелеймона, Феодора Тирона, Антония, Евстратия; прпп. Георгия Хозевита, Михаила Синадского – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 80–99 (текст отчёта К. Лопухина о поездке). В расписке игумена Афанасия крест охарактеризован кратко: «Крестъ на престолъ обложенъ серебромъ гладкимъ, золоченъ, съ мощми» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Епитрахель же есть... Владыку Христа... – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Епитрахил же есть,//по единому повести образу, воуже, имъже связавше злодеи Владыку, распяша» (ГС, л. 144 об.). Епитрахиль, присланная царем, имела следующий вид: «...бархат золотной травчатой, воротник отлас зеленой, опушка кружево серебряное, у кистей серебро с шолком, девять пугвиц серебряных, подложены киндяком желтым» (Р, с. 379). Пояс же назнаменует ангельское знамение... и скорое против врагов ополчение. – Первая часть толкования пояса восходит к сочинению Григория Синаита , согласно которому пояс «по образному же видению есть препоясание царское же и аггелское знамение» (ГС, л. 144 об.). Толкование же пояса как «против врагов ополчение» относится, скорее всего, к набедреннику – четырехугольному украшению на поясе, которое, по Симеону Солунскому , означает «на смерть победу, и нетление нашего естества, и величество Божией крепости, и лукаваго мучительство являет. Тем и образе оружия имать, и на чресле довешивается, идеже силе человека быти сказуют...» (СФ, с. 34). Пояс патриарха Никона , по расписке игумена Афанасия, был «бархатной червчатой, обложен» галунцом белым серебряным; четыре кисти шалк с золотом и серебром», пряжка серебряная» (Р, с. 379). Известны мастера, изготавливавшие пояс для патриарха Никона , и стоимость их работы: 28 января 1675 г. по указу царя дано государево жалованье Казенного двора портным мастерам Микишке Семенову с товарищами (по гривне человеку) за отделку пояса, «которой опшивали бархатом червчатым, в посылку к монаху Никону» – дела Тайного приказа, 381. ...нараквицы...всякого зла удержанию. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «Наруквице же к благочинию и съпрятанию тьчию умышлены бышя» (ГС, л. 144 об.). По расписке игумена Афанасия, поручи были «бархат золотной, пять пугвиц серебряных, обложены отласом червчатым» (Р, с. 379). ...крест сребряный и покатистый, в нем же водружены многих святых мощи. – В феврале 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин поднес патриарху Никону подарок от царя – животворящий напрестольный крест со святыми мощами: мчч. Андрея Стратилата, Федора Стратилата, Меркурия, Пантелеймона, Феодора Тирона, Антония, Евстратия; прпп. Георгия Хозевита, Михаила Синадского – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 80 – 99 (текст отчета К. Лопухина о поездке). В расписке игумена Афанасия крест охарактеризован кратко: «Крест на престоле обложен» серебром» гладким», золочен», с мощми» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010